Научная статья на тему 'Судьба нерезидента'

Судьба нерезидента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роман Мамчиц

последнее время платформы в интернете, аналогичные известному Uber, завоевывают отрасль за отраслью. Недвижимость и гостиничный бизнес — не исключение для сервисов, позволяющих обходиться без посредников. Однако масса нюансов как для внутрироссийской ситуации, так и для ситуации в мире в целом делает затруднительной «уберизацию» в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судьба нерезидента»

СУДЬБА

НЕРЕЗИДЕНТА

РОМАН МАМЧИЦ

В последнее время платформы в интернете, аналогичные известному Uber, завоевывают отрасль за отраслью. Недвижимость и гостиничный бизнес — не исключение для сервисов, позволяющих обходиться без посредников. Однако масса нюансов как для внутрироссийской ситуации, так и для ситуации в мире в целом делает затруднительной «уберизацию» в этой сфере.

В России пока ещё уберизация в сфере недвижимости и гостиничного бизнеса делает только первые шаги. Хотя, по словам Елены Лысенковой, генерального директора Hospitality Income Consulting, с развитием онлайна бронирование гостиниц с помощью мобильных каналов продаж стало крайне популярным и достигает в некоторых отелях до 70% от общего объёма продаж. Стоимость таких каналов на профессиональном языке онлайн-турагентств достигает 15% от суммы продажи. Как ни странно, несмотря на уместность и актуальность применения со стороны участников рынка в отношении к операциям с недвижимостью термина «uberизация», логически он не очень обоснован, поскольку первые операции по аренде и продаже жилья и бронированию гостиничных номеров без посредников через интернет появились ещё за год до открытия компании Uber. Кстати, пионером в сфере uberизации был сервис Airbnb, открытый в 2008 году, т.е. за 2 года до запуска Uber. И именно этот сервис первым выступил в качестве оператора аренды и сдачи жилья на короткий срок. Результаты деятельности сервиса налицо: на сегодняшний день это третий по оценочной стоимости стартап после уже упомянутого Uber и китайского производителя смартфонов Xiaomi.

По словам Владимира Трофименко из сети многофункциональных центров «Мой Кабинет», airbnb.com является основной иностранной платформой по сдаче жилья в аренду, которая потихоньку приживается в России. С её помощью собственники получают возможность сдавать комнаты или квартиры посуточно на короткий или на длительный срок. Особенностью платформы является то, что комиссию за использование сервиса платит арендатор. И комиссия эта не скрыта в общей сумме, а заранее видна во время поиска квартиры. Обычно она составляет 6-12%. Эти деньги идут на поддержание работы сервиса. Собственник жилья также отдаёт сервису 3% от поступивших средств — средства, необходимые на обработку платежей арендаторов. Схема представляется достаточно выгодной для владельцев недвижимости. Нужно также учитывать, что использование сервиса не предполагает необходимости создания юридического лица, таким образом, значительное количество арендодателей может вовсе не платить налоги. По мнению эксперта, проконтролировать это достаточно сложно, и у российских властей пока нет адекватного решения данной проблемы.

Несмотря на ошибочное мнение о том, что крупнейшим и первым оператором «uberизированной» аренды и снятия жилья и гостиничных номеров является booking.

com, это не основной конкурент для Airbnb. Так, аналогичные компании стали появляться примерно с 2010 года. Это такие сервисы, как, например, HotelTonight. Особенностью этой компании является то, что она работает только с гостиницами, игнорируя частных лиц, сдающих квартиры и комнаты на короткий срок, а также то, что бронь возможна в сроки от 1 до 7 дней до заселения в номер. Сервис берёт 15-процентную комиссию с гостиниц, а не с заселяемого лица. Доходит до смешного: недавно в США был создан сервис для любителей курить марихуану, поскольку в штатах Вашингтон и Колорадо её употребление является преступлением, но только за пределами собственного жилья, компания TravelTHC предлагает арендовать для этой цели жильё — чаще

Наступает благоприятный момент для создания своих, отечественных «уберов» и «букингов». Иначе при абсолютном доминировании в этой сфере зарубежных «партнёров» продавцы и потребители будут и дальше терпеть неудобства и подсчитывать упущенную выгоду.

дом или апартаменты, зарегистрированные на частного владельца; даже минигостиница — уже криминал.

В сфере гостеприимства «иЬегизация» ассоциируется не с Airbnb, а с Booking.com. Но дело здесь не в том, что Booking использует беспосредническую схему, а в том, что он существует с 1996 года, когда интернетом пользовалось ещё не очень много людей, тем более в России. База

данных у Booking по гостиницам, отелям, хостелам и прочим средствам размещения

— просто огромна. При этом всём Booking

— не самый выгодный вариант ни для средств размещения, ни для туристов. По словам Елены Лысенковой, генерального директора Hospitality Income Consulting, с налогами сложнее: этот гонорар отель уплачивает юрлицу (например, Booking), гонорар платится в валюте на зарубежный счёт сервиса, и, согласно вступившим в силу законам, отель должен за них доплатить ещё налог на прибыль, получаемую от деятельности в стране (то есть 20%]. Таким образом, с изменением законодательства выросла стоимость OTA в России, именно международных, столь популярных в России. Теперь она обходится вместо 15% в 18% от суммы продаж. Избежать такого канала продаж не получится, есть различные приманки, стимулирующие гостей бронировать номера на сайте отеля, но всё равно останется часть туристов, которым будет удобно иметь дело с посредником.

Таким образом, читатель теперь вполне в состоянии увидеть стержень всей ситуации. Во-первых, «иЬегизация» — понятие не очень корректное. Если называть явление по названию первопроходца в этой отрасли, то было бы правильнее говорить «Airbnb-зация», поскольку именно эта компания первой приступила к сделкам без посредников. И то, что подобные сделки появились именно в сфере гостеприимства, о многом говорит. Сам же термин «иЬегизация», как это часто бывает, появился при скандальных обстоятельствах — после протеста лицензированных таксистов во Франции, которые оказались недовольными конкуренцией со стороны их нелицензированных коллег, пользующихся поисков клиентов через Uber. В России тоже ситуация на рынке пассажирских автоперевозок несколько накалилась вокруг сервисов Uber и «Яндекс.Такси», которые у многих компаний-перевозчиков встали поперёк горла, но событий, аналогичных парижским, пока не было.

Ситуация в сфере гостеприимства и недвижимости может развернуться примерно таким же образом, как и в транспортной сфере. Только с той разницей, что существует много аспектов работы иЬегоподобных компаний в этой отрасли. Дело в том, что Booking — зарубежный сайт, равно как и Airbnb, что не скажешь, например, про отечественное «Яндекс-Такси». Своих собственных площадок, которые бы обеспечивали контакты туристов и гостиничных объектов без посредников, в России нет. В результате, если посчитать, то получается, что Booking берёт до 50 % стоимости аренды, ещё часть, поскольку он иностранный резидент, получает государство в виде налога, арендодателю же остается очень небольшая доля. То же самое можно сказать и про Airbnb, который также является иностранным ресурсом.

Отдельно следует упомянуть о таком явлении, как «налог на Google». В начале декабря 2016 года компания Google разослала пользователям Google-диска и разработчикам из Google Play информацию о том, что

с 2017 года стоимость сервисов будет обложена налогом в размере 18 %. Иностранные ИТ-компании будут платить НДС с продажи цифрового контента, услуг хранения информации, обработки информации, регистрации доменов, хостинга, а также с продажи программного обеспечения. Первыми жертвами закона стали компании Google и Apple, в связи с этим в прессе он и получил такое название. С 1 января 2017 года эти компании вынуждены были сменить налоговый статус в РФ.

Применительно к сфере недвижимости было бы уместнее называть данный закон «законом о налоге на Booking». Поскольку именно эта компания на сегодняшний момент первой стала компенсировать свои убытки от налога за счёт повышения цен на «uber-услуги», зарегистрировавшись 8 февраля 2017 года налоговым резидентом Российской Федерации, хотя своё российское представительство Booking оформил ещё в 2009 году. Вопрос в том, что это представительство не предоставляло услуги по бронированию непосредственно само по себе, сам же Booking указывал, что его юридический адрес в Амстердаме, а российское представительство не имеет права выступать в качестве его агента, и бронирование через него не производится. Впрочем, это же касается не только российского представительства, но и представительств в других странах, которые, по сути, имели функции наподобие «посольств». Естественно, то, что теперь российские партнёры Booking будут выплачивать НДС, повлечёт за собой повышение компанией цен.

Для налоговых ведомств, это, конечно, прогресс, поскольку они получают больше сборов. Однако ни для Booking, ни для отечественных потребителей его услуг такая схема явно не самая удобная. Да и вообще на отечественном гостиничном рынке, который уже вполне влился в струю «uberизации», это не будет положительным фактором, так как гостиницы вынуждены будут платить НДС с комиссии, предназначающейся для Booking. В особенно трудном положении оказались мини-гостиницы, у которых, как правило, бухгалтерия упрощённая.

Чтобы представить себе количество компаний гостиничного бизнеса, по которым ударил закон о «налоге на Google», достаточно упомянуть, что в настоящее время 50 % всех бронирований отелей в России осуществляется через Booking. В настоящий момент комиссия компании и так довольно большая по меркам российской индустрии гостеприимства: в среднем, 21,5 %. Теперь же, исходя из затрат на НДС, можно ожидать, судя по выступлениям в СМИ представителей участников рынка, повышение цен проживания как минимум на 4 %. Тем не менее было бы неверно полагать, что может произойти какое-либо значительное снижение количества средств размещения, пользующихся услугами Booking, поскольку в России у этой компании уже сформировалась вполне серьёзная база постоянных клиентов, которые не захотят отказываться от его, всё-таки всё равно имеющихся в наличии, преимуществ. Тем более, и конкурентная среда у Booking в России слишком незначительная, чтобы ожидать катастрофиче-

ской потери клиентов: единственный российский сервис, хоть как-то напоминающий Booking, — «Островок», у которого значительно меньше пользователей.

На Booking приходится около 70 % рынка поиска номеров в средствах размещения, при этом у маленьких отелей больше процент клиентов, приходящих с сервиса Booking, чем у больших, всего же количество отелей в России, пользующихся Booking — около 40 тыс. Таким образом, проследив всю эту цепочку, мы видим, что опять козлом отпущения оказался малый и средний бизнес, который часто выступает в качестве издержки инициатив отечественных законотворцев. Ко всему прочему, недавно Booking обозначил Крым частью Украины, что ему, безусловно, российские власти припомнят, так что беда никогда не приходит одна. «К этим системам много претензий», — сказал министр культуры РФ Владимир Мединский на слушаниях в Общественной палате. Он же добавил к сказанному, что в России будет создана своя национальная система онлайн-бронирования.

Да, невозможно не согласиться с министром культуры в том, что российской индустрии средств размещения как воздух необходимо существование на рынке структур, конкурировавших бы с зарубежными «уберами» и «букингами». Срочно нужно ваять что-то своё, однако в ближайшее время, даже если приложить все усилия, было бы похоже на маниловщину думать, что Мединский сможет быстро добиться наличия на российском рынке полноценного конкурента Booking.

Но допускать дальше абсолютное доминирование на этом рынке зарубежных структур — не самое лучшее решение. Тем более, что уже известен негативный опыт с Uber по части перевозок. Вполне возможно, что «uberизация» российского гостиничного рынка будет развиваться пока в отдельных регионах, скажем, в наиболее посещаемых летом самими же россиянами. Это Черноморское побережье, район Кавказских Минеральных Вод, Карелия, Байкал и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.