Научная статья на тему 'СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА КАК ОТОБРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ (Г. И. ИТЫГИН, С. Д. МАЙНАГАШЕВ)'

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА КАК ОТОБРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ (Г. И. ИТЫГИН, С. Д. МАЙНАГАШЕВ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. И. ИТЫГИН / С. Д. МАЙНАГАШЕВ / К. М. ПАТАЧАКОВ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХАКАСИЯ / УЧИТЕЛЬ / УЧЁНЫЙ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УЕЗДНОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО КОМИТЕТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артамонова Надежда Яковлевна

Статья посвящена двум ярким представителям хакасского народа - Г. И. Итыгину и С. Д. Майнагашеву. На основе историко-сравнительного анализа раскрыта их общественно-политическая и культурная деятельность в предреволюционный, революционный периоды и в первые годы существования советской власти. Использование историко-биографического и историко-генетического методов научного познания позволило выявить причинно-следственные аспекты, повлиявшие на формирование идейно-политических взглядов Г. И. Итыгина и С. Д. Майнагашева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FATE OF A MAN AS A REFLECTION OF THE HISTORICAL ERA (G. I. ITYGIN, S. D. MAINAGASHEV)

The article is devoted to two prominent representatives of the Khakass people: G. I. Itygin and S. D. Mainagashev. Based on a historical and comparative analysis, their socio-political and cultural activities in the pre-revolutionary, revolutionary periods and in the first years of the existence of Soviet power are revealed. The use of historical-biographical and historical-genetic methods of scientific knowledge made it possible to identify cause and effect aspects that influenced the formation of the ideological and political views of G. I. Itygin and S. D. Mainagashev.

Текст научной работы на тему «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА КАК ОТОБРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ (Г. И. ИТЫГИН, С. Д. МАЙНАГАШЕВ)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(571.513).084.5/.9-058.2379

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА КАК ОТОБРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ (Г. И. ИТЫГИН, С. Д. МАЙНАГАШЕВ)

Артамонова Надежда Яковлевна,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Статья посвящена двум ярким представителям хакасского народа - Г. И. Итыгину и С. Д. Майнагашеву. На основе историко-сравнительного анализа раскрыта их общественно-политическая и культурная деятельность в предреволюционный, революционный периоды и в первые годы существования советской власти. Использование историко-биографического и историко-генетического методов научного познания позволило выявить причинно-следственные аспекты, повлиявшие на формирование идейно-политических взглядов Г. И. Итыгина и С. Д. Майнагашева.

Ключевые слова: Г. И. Итыгин, С. Д. Майнагашев, К. М. Патачаков, национальная интеллигенция, революция 1917 г., общественно-политическая деятельность, Хакасия, учитель, учёный, председатель уездного революционного комитета.

THE FATE OF A MAN AS A REFLECTION OF THE HISTORICAL ERA (G. I. ITYGIN, S. D. MAINAGASHEV)

Artamonova Nadezhda Yakovlevna,

D. in History, Professor, Professor of the History Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article is devoted to two prominent representatives of the Khakass people: G. I. Itygin and S. D. Mainagashev. Based on a historical and comparative analysis, their socio-political and cultural activities in the pre-revolutionary, revolutionary periods and in the first years of the existence of Soviet power are revealed. The use of historical-biographical and historical-genetic methods of scientific knowledge made it possible to identify cause and effect aspects that influenced the formation of the ideological and political views of G. I. Itygin and S. D. Mainagashev.

Key words: G. I. Itygin, S. D. Mainagashev, K. M. Patachakov, national intelligentsia, revolution of 1917, social and political activity, Khakassia, teacher, scientist, chairman of the county revolutionary committee.

В условиях радикальных общественно-политических, экономических и культурных преобразований, произошедших в стране в конце 1980-1990-х гг., претерпели изменения все области научно-исторического знания. Это коснулось прежде всего теоретико-методологических основ в отечественной историографии, вследствие чего обогатилась ис-точниковая база, расширилась проблематика исследований, стали активно изучаться вопросы региональной истории. Таким образом, появилась возможность изучения тех проблем,

которые в советской историографии не были востребованы или долгие годы находились под негласным запретом советской цензуры. К подобным темам можно отнести общественно-политическую деятельность С. Д. Майнагаше-ва и отдельные эпизоды жизнедеятельности Г. И. Итыгина - личностей, внесших, каждый по-своему, значительный вклад в развитие Хакасии и культуры хакасского народа.

Одним из биографов Г. И. Итыгина является К. М. Патачаков, советский хакасский этнограф, являвшийся старшим научным сотруд-

ником сектора истории Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Его фонд личного происхождения, который содержится в Национальном архиве Республики Хакасия, обладает огромным информационным потенциалом для изучения личности Г. И. Итыгина1. Значительная часть материалов фонда самим Кузьмой Михайловичем Патачаковым, а также исследователями осталась невостребованной. В первой публикации учёного (Абакан, 1974) раскрывается государственная, общественная и культурно-просветительная деятельность Г. И. Итыгина в тех пределах, которые дозволяла методологическая ситуация советской историографии.

Изучение и анализ научных публикаций показывает, что в основном современными авторами разрабатываются некоторые сюжеты из жизни и деятельности Г. И. Итыгина, частично почерпнутые из публикаций К. М. Патачакова и дополненные краткими материалами, связанными с идеей объединения коренных народов Саяно-Алтая в Тюркскую советскую республику. Политическая позиция Г. И. Итыгина, его жизненные ценности формировались в течение всей сознательной жизни.

Георгий Игнатьевич Итыгин (1873-1928) родился в селе Чебаки Ачинского уезда Енисейской губернии в семье крестьянина-середняка. Его жизненный путь от простого сельского учителя до организатора национально-государственного устройства и первого главы советской власти в Хакасии был сложным и противоречивым. Но бесспорным является утверждение о том, что жизнь Г. И. Итыгина была неотделима от истории своего народа.

Г. И. Итыгин окончил Чебаковскую одно-классную школу [1, с. 194]. В 1889 г. он поступил в Красноярскую учительскую семинарию,

1 Патачаков Кузьма Михайлович // Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф. Р-966. Оп. 1.

которая за 16-летний период своего существования сформировала собственные традиции и накопила солидный опыт в деле подготовки учителей для начальных школ. По завершении учёбы в семинарии Г. И. Итыгин учительствовал в нескольких школах Минусинского, Кан-ского, Ачинского уездов, принимал активное участие в общественной жизни Усть-Абаканского церковно-приходского попечительства, являясь членом Общества трезвости во имя святителя Николая [2, с. 70]. Частую смену школ можно объяснить тем, что по окончании учительской семинарии Г. Итыгин обзавёлся семьей. Жена, Калерия Семеновна Коростелева, была дочерью ссыльного поляка. Много лет Г. Итыгин служил учителем в одной из школ в Ужуре и именно там свёл знакомство с политическими ссыльными, тоже, кстати, педагогами, И. И. Андрякиным и В. Н. Уваровой [3, с. 94]. Можно сказать, что именно они повлияли на формирование его политической позиции, карьеру и дальнейшую общественно-политическую деятельность.

Г. Итыгин живо интересовался событиями, происходившими в период революции 1905 г., и писал об этом так: «В 1905 году я жил в селе Ужур Ачинского уезда Енисейской губернии. Весь год проходил под лозунгом «9 января 1905 г.». Волны революции катились в глухую провинцию. Хотя и редко, но до нас доходили листовки, прокламации Красноярского комитета РСДРП» [Цит. по: 4, с. 60].

В 1913 г. Г. И. Итыгин был назначен заведующим первой железнодорожной школой в г. Красноярске. Его сын, Эразм Итыгин, писал по этому поводу, что среди красноярских железнодорожников его отец нашёл близких по взглядам на жизнь людей, организовал воскресные чтения, педагогические собеседования учителей [2, с. 70].

В марте 1917 г. Георгий Игнатьевич вступил в ряды РСДРП (б), принял участие в революционных событиях в Красноярске. Во время гражданской войны, в период колчаковщины,

он был арестован и два месяца провёл в тюрьме, а затем выслан из города в так называемую «административную ссылку» на станцию Половина Иркутской губернии. Впоследствии Г. И. Итыгин вспоминал, что «одинокая среди голой степи, глухая, ст. Половина частенько охлаждала горячие головы и пользовалась плохой популярностью среди железнодорожников» [5, с. 97]. После восстановления советской власти в Сибири он работал в аппарате Енисейского губернского исполнительного комитета, некоторое время был председателем губернского революционного трибунала и комиссии по ликвидации бандитизма на юге Енисейской губернии [1, с. 199]. Большую пропагандистскую и агитационную работу Г. Итыгин проводил будучи председателем Хакасской секции Енисейского губернского отдела народного образования.

Историческим событием в судьбе Хакасии можно назвать образование в 1924 г. Хакасского уезда Енисейской губернии с центром в селе Усть-Абаканском. Первым председателем Хакасского уездного революционного комитета (уревкома) являлся Г. И. Итыгин. Поскольку уревком представлял собою учредительный орган, в его полномочия входило создание уездных органов управления, подготовка первого съезда Советов, руководство волостными и сельскими советами [6, с. 7]. На посту председателя уревкома особое внимание Г. И. Иты-гин обратил на просвещение и народное образование хакасов. 4 сентября 1924 г. под его руководством была создана комиссия по выработке хакасской письменности, в которую входили К. К. Самрин, С. И. Кузугашев, К. С. Тодышев, П. Г. Штыгашев, М. И. Райков и другие представители национальной интеллигенции [6, с. 7].

Уже первые дни работы на посту председателя уревкома Итыгину показали, что практически во всех отраслях народного хозяйства Хакасского уезда имеется острая проблема нехватки кадров. Этот вопрос он неоднократно

поднимал на съездах работников просвещения Хакасского уезда, заседаниях Пленума Енисейского губернского комитета РКП(б) и других мероприятиях уездного и губернского уровней.

Деятельность Г. И. Итыгина охватывала огромный круг вопросов и проблем. Он возглавлял чрезвычайную полномочную комиссию по расследованию преступлений в отношении инородческого населения, много сделал по нормализации политической обстановки в Хакасии, инициировал проведение первых трёхмесячных курсов для учителей национальных школ, наконец, взял на себя руководство комиссией по выработке хакасского алфавита и составлению учебников [1, с. 201].

На шестом Енисейском губернском съезде (13-17 апреля 1925 г.) Г. И. Итыгина избрали членом губисполкома, а затем делегатом на ХП Всероссийский съезд Советов [6, с. 8]. На съезде он принял активное участие в обсуждении Конституции 1925 г. и даже внес предложения по нескольким аспектам [7, с. 173].

С образованием в 1925 г. Хакасского округа Г. Итыгин дважды избирался председателем окружного исполнительного комитета. По мнению исследователей, в истории Хакасии очень многое связано с Итыгиным. Именно он стал во главе комиссии по созданию хакасского алфавита, составлению первых учебников на хакасском языке. Ему принадлежала идея создания газеты на хакасском языке «Хызыл аал», которая стала выходить с 1 июня 1927 г. [1, с. 201].

В 1927 г. Г. И. Итыгин тяжело заболел и скончался в 1928 г. По воспоминаниям его сына Эразма, перед смертью отец «сожалел о невозможности дальше жить и трудиться на благо своего народа» [2, с. 73].

Яркой и недолгой была жизнь другого известного представителя хакасского народа -Степана Дмитриевича Майнагашева. Имя хакасского учёного-этнографа, политического деятеля С. Д. Майнагашева было предано

практически полному забвению на многие десятилетия. Советская историография предпочитала о нём упоминать только в негативном плане. Объективная оценка его творческой и общественно-политической деятельности была дана в 1999 г. А. Н. Гладышевским, доцентом Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова [8].

Значительную часть своей небольшой книги (64 с.) Алексей Николаевич посвятил общественно-политической жизни хакасского учёного-этнографа в период революционных событий 1917 г. О С. Д. Майнагашеве как первом учёном-хакасе, общественно-политическом деятеле есть публикации Е. П. Мамышевой [9], С. П. Ултургашева [10] и других исследователей.

Степан Дмитриевич Майнагашев (18861920), сагаец из рода Тамнар, родился в аале Иресов Аскизской степной думы соединённых разнородных племен [8, с. 12]. Его попытка поступить в Томский университет не увенчалась успехом в связи с отсутствием у него «справки о политической благонадежности», которая выдавалась только по месту жительства окружным (уездным) начальством. Некоторое время он посещал лекции в университете на правах вольнослушателя [11, с. 689]. В январе 1912 г. С. Д. Майнагашев отправился в Москву для поступления в городской народный университет А. Л. Шанявского и был зачислен, на основании его заявления, на III курс общественно-юридического цикла1. На родину, своему другу И. В. Барашкову, он пишет из Москвы: «Зачислен в народный университет А. Л. Шанявского. <...>. Впечатления от лекций хорошие. Доволен приездом. Намерен изучить политическую экономию, <...>, Русское государственное право, историю Франции, Русскую историю, немецкий язык»2. После двух лет обучения на общественно-юридическом цикле он обратился к правлению

1 ГКУ РХ «Национальный архив. Ф. Р-966. Оп. 1. Д. 120. Л. 13.

2 Там же. Л. 36.

университета с просьбой о зачислении его «на курсы по вопросам общественного содействия мелкому хозяйству и кооперации, устраиваемые университетом в 1914-1915 академическом году»3. Этот факт свидетельствует о стремлении и большом желании С. Майнага-шева не просто учиться, а получать те знания, которые были бы ему полезны не только в научно-исследовательской работе, но и в правозащитной и общественно-политической деятельности. Отмечая отсталость, первобытные способы ведения хозяйства на родине, он писал, что «нужно развивать хозяйственную деятельность народа, поднять культуру хозяйства... И опять нужны люди - люди специальных технических знаний и люди общего образования, глубоко идейного направления, которые бы организовали дело одухотворения, объединяли бы разрозненные силы» [Цит. по: 11, с. 689]. Кроме того, его интересовали вопросы формирования национальной интеллигенции. Так, в одном из писем своему земляку И. В. Барашкову он писал о том, что «для возрождения... минусинских инородцев нужны интеллигентные люди из самих инородцев, своя инородческая интеллигенция, объединённая, проникнутая уважением к родному народу» [Цит. по: 11, с. 689].

Годы обучения С. Д. Майнагашева в университете раскрыли в нем задатки учёного. Об этом свидетельствует его первая научная поездка для изучения шаманизма на родину летом 1913 г., затем выступление с научным докладом о результатах экспедиции на заседании Русского географического общества в Петербурге. В одном из своих писем И. В. Барашко-ву он пишет: «Поездку признали удачной. А меня она совсем не удовлетворила»4. Затем С. Д. Майнагашева пригласили выступить в Москве, в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. «Не знаю, рискну ли выступить ещё, все-таки чувствую

3 Там же. Л. 10.

4 Там же. Л. 41

себя не совсем подготовленным», - писал он в очередном письме И. В. Барашкову1. И тем не менее, можно говорить о том, что после этих выступлений у С. Д. Майнагашева появился интерес к науке. И далее: «Переживаю период повышенного интереса, хочется поработать, сделать что-нибудь зимой одновременно с учёбой в Народном университете»2.

В то же время ему были дороги и близки интересы общества, хакасского народа. Ещё будучи вольнослушателем Томского университета в 1910 г., он всегда интересовался делами Аскизской управы, кредитного товарищества, проблемами взяточничества «управских» лиц и другими вопросами [11, с. 689].

По окончании курсов в университете С. Д. Майнагашев вернулся из Москвы на родину. Знания, приобретённые в университете, ему пригодились. «Сложные социально-экономические условия жизни в Хакасии, -писал А. Н. Гладышевский, - заставили С. Д. Майнагашева оставить научно-исследовательскую работу и активно включиться в правозащитную и общественно-политическую деятельность» [Цит. по: 8, с.25]. Особенно востребованным это стало в разгар революционных событий 1917 г. Февральскую революцию он «воспринял как важнейшее событие, открывавшее новые горизонты в жизни страны и населявших её народов» [8, с. 28]. Он «чутко улавливал тенденции общественного развития и реально представлял назревшие проблемы переустройства жизни коренного населения Хакасии».

С. Д. Майнагашев в 1918 г. являлся членом Сибирской областной думы от «минусинских туземных племён» и входил во фракцию национальностей [12, с. 153]. «С тяжёлым сердцем» он воспринял роспуск Сибирской областной думы в ноябре 1918 г., тем более, что в Думе «национальный фактор играл немаловажную роль» [12, с. 158]. «Мы, однако, надеемся, что

1 Там же.

2 Там же.

Правительство, видя нашу жертву, даст нам то, что мы просили: воссоздание Министерства туземных дел, организацию земства среди туземных народностей и неприкосновенность нашей территории. Если мы это получим, мы всячески поддержим Всероссийское правительство» [12, с. 158].

В речи, опубликованной в газете «Голос народа»3, от имени туземной секции фракции национальностей Сибирской областной думы он с горечью говорил: «Мы переживаем новый момент в ходе нашей революции - момент упразднения автономного управления областей. Никто так остро не чувствует боли при этом как фракция национальностей. Туземцы до февральского переворота терпели от русской государственности только гнёт, вынуждены были терять самобытность и пришли к вымиранию. Казалось, что настала заря новой жизни - туземцы надеялись выйти из угнетённого положения... <...> ... Но вот новый по-

4

ворот - приходится отказаться от автономии» .

Велика заслуга С. Д. Майнагашева в разработке хакасского алфавита и создании хакасской письменности. По сути, он стал «национальным лидером своего народа» [8, с. 28]. Жизнь С. Д. Майнагашева трагически оборвалась в 1920 г. Он был расстрелян якобы за «свою контрреволюционную деятельность». По мнению А. Н. Гладышевского, он «мог быть подвергнут репрессиям за принадлежность к партии эсеров, членство в Уездном комиссариате, за то, что возглавлял Степную Управу в период колчаковщины» [Цит. по: 8, с. 42]. Но его же обвинили и в том, считает А. Н. Гладышевский, к чему он не имел никакого отношения, то есть в организации карательных отрядов и аресте крестьян [8, с. 42].

Г. И. Итыгин и С. Д. Майнагашев являются яркими представителями хакасского народа. Каждый из них оставил свой неповторимый

3 «Голос народа» - орган Всесибирского краевого комитета Партии социалистов-революционеров» в 1918 г.

4 ГКУ РХ «Национальный архив. Ф. Р-966. Оп. 1. Д. 120. Л. 60 об.

след в истории Хакасии. Революционные события 1917 г. по-разному повлияли на жизнь и деятельность Г. И. Итыгина и С. Д. Майнага-шева. И тот, и другой активно включились в общественно-политическую жизнь Хакасии, стали, по сути, лидерами своего народа. Г. И. Итыгин, как государственный и общественно-политический деятель, посвятил свою жизнь служению советской власти и строительству социалистического общества в Хакасии. Его мировоззрение формировалось постепенно. Учитель, волею судьбы он встретил на своём пути политических ссыльных, воспринял идеи революции и социализма. Как представитель хакасской интеллигенции, Г. И. Итыгин ратовал за сохранение родного языка, культуры хакасского народа, как поли-

тик и советский руководитель, он служил Хакасии, защищал её интересы.

С. Д. Майнагашев при других обстоятельствах мог бы стать известным учёным-этнографом, сохранив на всю жизнь верность науке и научным традициям. Важнейшим событием в судьбе страны и народов, населявших её, он считал Февральскую революцию. Он отдал предпочтение правозащитной и общественно-политической деятельности во имя благополучия и процветания своей Родины. Будучи таким же истинным представителем национальной интеллигенции, как и Г. И. Иты-гин, он принимал активное участие в деле просвещения хакасов, сохранения и развития родного языка.

Библиографический список

1. Патачаков К. М. Георгий Игнатьевич Итыгин (К 100-летию со дня рождения) // Ученые записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Выпуск XIX. Серия историческая. № 5. Абакан: Хакас. отд-ние Красноярского кн. изд-ва, 1974. С. 194-202.

2. Артамонова Н. Я. Судьбы национальной интеллигенции: Георгий Игнатьевич Итыгин (1873-1928) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2019. №4. С.68-74.

3. Артамонова Н. Я. Жизнь и деятельность Г. И. Итыгина сквозь призму воспоминаний сына // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2018. №2 (32). С. 91-95.

4. Жолудев Д. Г. Краткая история школ Красноярского края (до Великой Октябрьской социалистической революции). Енисейск, 1961. 143 с.

5. Итыгин Е. Союз учителей-интернационалистов в г. Красноярске // Просвещение Сибири. 1927. №10 (44). С. 95-97.

6. Асочаков В. А., Митюков М. А. К истории образования и развития Хакасской автономной области // Проблемы истории Хакасии. Абакан, 1979. С. 4-23.

7. ХП Всероссийский съезд Советов: [1-16 мая 1925 г.: стенографический отчет]: бюллетени. 1-7. М.: ВЦИК, 1925. [1184] // Стенографический отчет http://elib.shpl.ru/ru/nodes/10875-xii-vserossiyskiy-sezd-sovetov-7-16-maya-1925-g-stenograficheskiy-otchet-byulleteni-1-7-m-1925 (дата обращения: 23. 12.2022).

8. Гладышевский А. Н. Степан Дмитриевич Майнагашев. 1886-1920: Очерк жизни и деятельности. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1999. 64 с.

9. Мамышева Е. П. Общественно-политическая деятельность С. Д. Майнагашева // Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1998. С. 126-131.

10. Ултургашев С. П. Первые учёные хакасы // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии. Вып. VII. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2003. С. 206-209.

11. Артамонова Н. Я. Материалы о научной деятельности С. Д. Майнагашева в фондах личного происхождения учёных Хакасии // Документальное наследие и историческая наука: Материалы Уральского историко-архивного форума, посвященного 50-летию историко-архивной специальности в Уральском университете (Екатеринбург, 11-12 сентября 2020 г.). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. С. 687-691. ЦШ: http://hdl.handle.net/10995/92861 (дата обращения: 30.06.2022).

12. Нам И. В. Национальный фактор в деятельности Сибирской областной думы в период «демократической» контрреволюции (июнь-ноябрь 1918 г.) // Вестник Томского государственного университета. 2005. Сентябрь. №288. С. 151-158.

© Артамонова Н. Я., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.