Т.П. Иванова
Кандидат исторических наук, доцент Витебского филиала Международного университета «МИТСО»
Суд присяжных заседателей на белорусских землях в контексте реформ и контрреформ второй половины XIX века
В статье анализируются особенности осуществления судебной реформы 1864 года на белорусских землях. Значительное внимание уделено институту суда присяжных заседателей. Актуальность публикации обусловлена интересом юридического сообщества и общественности современной Беларуси к данному институту.
Ключевые слова: судебная реформа 1864 года, судебные уставы, суд присяжных заседателей, проведение реформы на территории Беларуси, контрреформы.
Возникновение суда присяжных заседателей явилось прогрессивной чертой отправления законодательства во второй половине XIX века в Российском государстве, в состав которого входили и белорусские земли.
Институт суда присяжных заседателей рассматривается в трудах российских исследователей С.С. Алексеева, М.В. Баглая, А.Б. Венгерова, Б.В. Виленского, А.И. Исакова, О.Е. Кутафина, Г.Д. Мальцева, М.Н. Марченко, М.В. Немытина, С.В. Донской, Н.А. Троицкого, С.А. Пашина и других исследователей, а также белорусских А.Г. Брендака, В.А. Круталевича, И.Н. Кузнецова, В.А. Шелкопляса, А.В. Марыскина, И.А. Юхо и других.
Суд присяжных был широко распространен в странах Западной Европы, колониях Великобритании и США, имел сторонников во Франции и ряде других государств. Подобный суд на белорусских землях в составе Великого Княжества Литовского появился в конце XVI века с появлением в городах магдебургского права и действовал в виде войтовско-лавницких судов; судебная коллегия таких судов состояла из войта и лавника [2]. Суд присяжных был воссоздан на Беларуси в составе Российского государства во второй половине XIX века.
Накануне реформы 1864 года в адресных письмах дворянства правительству говорилось о необходимости учреждения суда присяжных. Судебная реформа 1864 года явилась успешной попыткой внести новые черты в процесс функционирования российской судебной системы [10]. Первые дела с участием суда присяжных заседателей в России были рассмотрены в 1866 г. [5].
Суд присяжных на белорусских землях имел как общие демократические черты, характерные для новой правовой системы всей страны, так и обладал рядом особенностей.
Итак, характерными чертами суда присяжных на белорусских землях являются следующие:
1) Пролонгированный характер введения в действие самой судебной реформы и соответствующего института. Окружные суды в западных губерниях Российской империи, при которых создавались суды присяжных заседателей, были введены только в 1882 году. Правительство не спешило реформировать судебную систему на белорусских землях, охваченных в 1963-1964 гг. восстанием под руководством Кастуся (Константина) Калиновского [4].
2) Демократичность. Суд присяжных представлял собой новую форму
судопроизводства, кардинально менявшую сущность и содержание всего уголовного процесса. Данный институт исключал возможность приобщения доказательств, добытых с нарушением закона. Гарантировалась нейтральная позиция судьи, равноправные условия состязания сторон и глубокие перемены в праве.
Считалось, что суд присяжных успешно функционирует в стабильном обществе, требует высокого профессионализма от работающих в его условиях юристов. Не будучи связанными профессиональными знаниями, присяжные заседатели были вправе выразить в вердикте свое отношение к существующей действительности. Реформа содействовала правовому просвещению всех слоев населения, гуманизации общественных отношений.
3) Важная черта исследуемого института - независимость и беспристрастность. Существовавшее в дореформенное время смешение законодательной, исполнительной и судебной власти способствовало сохранению развитого бюрократизма системы. Сама историческая действительность создала необходимость в появлении действительно независимого и беспристрастного суда, способного установить общественный контроль над деятельностью государственных органов власти. Появление суда присяжных заседателей однозначно можно назвать одним из основных достижений российской судебной системы. Появление суда присяжных было высоко оценено профессионалами второй половины XIX века.
4) Ограниченная сфера деятельности. Суд присяжных действовал только в окружных судах. Окружные суды создавались в специальных судебных округах, которые обычно совпадали с территорией губернии. Только в окружных судах допускались рассмотрения уголовных дел с присутствием заседателей [1].
Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение состояло из двух частей -коронного суда и суда присяжных заседателей. Окружным судам были подсудны все (за небольшим исключением) уголовные дела, изъятые из ведомства
мировых судов. Дела о преступлениях, за которые в законе было установлено наказание, соединенное с лишением или ограничением прав состояния,
рассматривались окружным судом с присяжными заседателями.
5) Ограниченная роль присяжных заседателей. Председатель суда должен был сформулировать и поставить перед ними вопрос о виновности подсудимого. А присяжные должны были ответить на вопросы коронного суда (т. е. вынести вердикт о виновности или невиновности подсудимого). Вопрос о наказании решался коронным судом [7].
6) Достаточно сложная процедура отбора кандидатов. Кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными комиссиями, во главе которых стоял предводитель дворянства, и утверждались губернатором. В соответствии с утвержденным губернатором общим списком присяжных заседателей составлялись годовой и месячный списки. Председатель окружного суда составлял сессионный список присяжных заседателей.
Такой сложный подбор присяжных заседателей обеспечивал участие в суде благонамеренных и в основном состоятельных людей [3].
7) Сохранение сословного характера суда присяжных и имущественного ценза присяжных заседателей. Имущественный ценз был достаточно велик: надо было владеть землей не менее 10 десятин или другим недвижимым имуществом стоимостью от 500 до 2 тыс. руб. или же получать жалование либо доход от 200 до 500 руб. в год (в зависимости от размера города). Из крестьян в списки кандидатов в присяжные заседатели вносились только члены волостных судов, волостные старшины и сельские старосты. Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц, в списки не вносятся. Претенденты должны были соответствовать цензу оседлости и другим требованиям [9].
Тем не менее, на деле на белорусских землях большая часть присяжных была представлена крестьянами, в то время как дворяне, чиновники и купцы составляли
около четверти заседателей. Почти половина заседателей были неграмотны.
Председателем суда присяжных могли быть только христиане, ограничивались права лиц «католического вероисповедания».
Количество евреев среди заседателей не должно было превышать их процентного отношения к общей численности населения [2].
С участием присяжных заседателей в суде рассматривались дела по определению виновности подсудимого по уголовной части о преступлениях или проступках, за которые следовали лишения или ограничения прав состояния (убийства, разбой и т. д.), мера же наказания выносилась судьями. Приговор окружного суда с участием присяжных заседателей считался окончательным и мог быть обжалован (или опротестован прокурором) только в кассационном порядке в Сенат по признаку формального нарушения процессуального закона [7].
В окружных судах на долю присяжных заседателей приходилось 75 % все решенных дел.
Под контрреформой в области суда присяжных имелся ввиду пересмотр Судебных уставов, направленный на ограничения и, по возможности, ликвидацию рассмотрения дел с участием суда присяжных. Т.е. скорее, это ограничение судебной реформы, а не контрреформа.
Обер-прокурор К.П. Победоносцев в 1885 году призвал Александра III упразднить суд присяжных, учреждение которого, по его мнению, оказалось «совершенно излишним, совсем несообразным с условиями нашего быта». Александр III не решился на такую радикальную ломку судебной системы. Однако компетенция присяжных была значительно урезана.
В период с 9 мая 1878 года по 7 июля 1889 года был принят ряд законов, изменивших Судебные уставы 1864 года.
Законы 1884, 1889 и 1890 годов значительно увеличили имущественный ценз. Кроме того, они устанавливали определенный ценз благополучности для кандидатов в заседатели («благонадежный образ жизни», «заслуживающие доверие», «имеющие добрую нравственность»). Из компетенции судов присяжных были изъяты дела о сопротивлении власти, об убийстве и
покушении на убийство должностных лиц, а также о печати.
Закон 12 февраля 1887 года закрыл доступ в судебные учреждения учащейся молодежи.
Закон 28 апреля 1889 года расширил представительство дворянства и зажиточного крестьянства в составе присяжных заседателей за счет сокращения доступа разночинной интеллигенции, крестьянства и рабочих [8].
В деятельности суда присяжных заседателей нашла отражение теория свободной оценки доказательств.
Подчеркивая, что основным критерием в решении вопроса о виновности или невиновности лица является совесть присяжных, закон запрещал ставить их в известность, в том числе в напутственном слове прокурора. Только высказывание убеждения о фактах, основанных на впечатлении, полученном в суде, без всякой мысли о том, что грозит обвиняемому, признанному виновным, должно было составлять смысл деятельности присяжных.
Суд присяжных заседателей представляет собой определенную культуру судопроизводства. Возможность введения этого института рассматривалась и в современной Беларуси в 1992, 2011, 2015 гг.
Предлагаемая тема в настоящее время является актуальной для юридического сообщества и общественности Беларуси в связи с обсуждением целесообразности суда присяжных, которое осуществляется по двум вопросам: о роли суда присяжных и об эффективности его функционирования.
Библиографический список:
1. Аргучинцев Г.К. История государства и права Республики Беларусь в вопросах и ответах. - Минск: Амалфея. - 2012. - С. 107111.
2. Брендак А.Г. Становление суда присяжных в Беларуси. - БГУ, 2010.
3. Иванова Т.П. История государства и права Беларуси: лекционный курс. - Витебск: ВФ УО ФПБ «Международный университет «МИТСО». - 2012. - С. 73-74.
4. Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси. - Минск: Дикта. - 1999. - С. 132-133.
5. Круталевiч В.А., Юхо 1.А. Псторыя дзяржавы i права Беларусi (1917-1945 гг.). -Мшск: Беларуская навука. - 1998. - С. 9-15, 85-89.
6. Юхо Я.А. Псторыя дзяржавы i права Беларусь Ч. 1. - Мшск: Р1ВШ БДУ. - 2000. -С. 343-346.
7. Марыскин А.В. Судебная реформа 1864 г. и особенности ее проведения на территории Белоруссии. Дисс... канд. юридич. наук. -М., 1989. - 199 с.
8. Смыкалкин, А. Судебная контрреформа конца XIX в.: миф или реальность? / Российская юстиция. - 2001. - № 9.
9. Султанова, Э.И. История возникновения и развития суда присяжных в России. - Уфа, 2010. - С. 10- 20.
10. Верещагина А.В. Судебная реформа 1864 г и ее значение для формирования правовых систем государств постсоветского пространства: проблемы теории и практики: материалы XIV Международных Конивских чтений (Владивосток), 13-14 мая 2015г. -Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса; Ин-т права. - Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2015. - 416 с.
©Иванова Т.П., 2019