36 (78) - 2011
Бюджетная политика
УДК 336.5.02
СУБВЕНЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТА РФ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Н. А. ИСТОМИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов
Е-mail: n_istomina_usue@mail. ru Уральский государственный экономический университет
В статье представлено аналитическое исследование субвенций как вида межбюджетных трансфертов в системе межбюджетных отношений субъекта РФ и муниципальных образований (на примере Свердловской области). На основе систематизации параметров различных целевых субвенций местным бюджетам в 1998—2011 гг. автором сформированы выводы о роли и значении субвенций, а также о ключевых тенденциях, характерных для финансовых процессов в бюджетной системе РФ в целом и в субъекте РФ в частности.
Ключевые слова: субвенция, межбюджетные отношения, регион, муниципальное образование, областной бюджет, местный бюджет, Свердловская область.
Назначением (целью функционирования) любого бюджета является финансовое обеспечение задач и функций, возложенных на органы государственной власти или местного самоуправления определенной территории. Перечень функций определяется закрепленными за тем или иным уровнем власти и управления и является стандартным, например для всех субъектов РФ и всех муниципальных образований определенного типа.
Для финансирования возложенных на субъекты Федерации или муниципальные образования полномочий, которое осуществляется соответственно через региональные или местные бюджеты, терри-
тории должны обладать финансовыми ресурсами (доходными источниками). Состав доходных источников определяется бюджетным и налоговым законодательством. Собственные полномочия территорий обеспечиваются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также (для регионов и муниципальных образований с низким уровнем бюджетной обеспеченности) за счет дотаций из вышестоящего бюджета. Кроме того, если какая-либо проблема имеет межмуниципальное (региональное) или межрегиональное (федеральное, общегосударственное) значение, федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ могут предоставить нижестоящим бюджетам адресные целевые субсидии.
Однако в структуре доходов региональных и местных бюджетов присутствуют также средства, которые не связаны с выполнением соответственно региональных или местных полномочий. Доля таких средств может быть весьма значительной. В соответствии с бюджетной терминологией эти финансовые поступления называются субвенциями.
Субвенции занимают особое место в системе межбюджетных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Субвенция — это форма межбюджетных трансфертов, которая предоставляется для реализации полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и
(или) органам местного самоуправления [1, ст. 133] (субвенции региональным бюджетам) или для реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ [1, ст. 135] (субвенции местным бюджетам). Субвенции направлены на финансовое обеспечение расходных обязательств, возникающих у субъектов РФ и (или) муниципальных образований в связи с наличием переданных полномочий.
Применение субвенций позволяет вышестоящему органу власти обеспечить финансирование собственных полномочий, не закрепляя их законодательно за нижестоящими органам власти и (или) управления. Поступая в региональный или местный бюджет, субвенции направляются на заранее определенные потребности, установленные федеральными и (или) региональными органами власти. При этом для внешних потребителей тех или иных услуг источник их финансирования не имеет принципиального значения. С позиции межбюджетных отношений субвенция — это инструмент, позволяющий обеспечить интересы вышестоящих органов власти на нижестоящих территориях. В Российской Федерации практика предоставления субвенции развита достаточно широко.
Альтернативой институту субвенций является перераспределение полномочий в пользу субъектов Федерации и муниципальных образований при одновременном закреплении за ними доходных источников для финансового обеспечения дополнительных полномочий. Такое перераспределение имеет два существенных недостатка:
- вышестоящий уровень власти (управления) лишается определенной части финансовых ресурсов и свободы их использования для решения общих задач;
- сужается сфера финансового контроля за нижестоящими территориями, которые при получении субвенций находятся в жестко регламентированных рамках (цели, порядок использования, отчетность), а при использовании дополнительно закрепленных доходов на финансирование собственных дополнительных полномочий находятся в состоянии значительной финансовой свободы.
Поэтому в среднесрочной и долгосрочной перспективе институт субвенций в системе межбюджетных отношений РФ и субъектов Федерации, а также органов власти субъектов РФ и муниципальных образований будет по-прежнему играть важную роль.
Проведем сравнительное аналитическое исследование субвенций в межбюджетных отношениях
региона и муниципальных образований (на примере Свердловской области) за период 1998—2011 гг. Исследование проведено по 10 муниципальным образованиям региона и построено на базе законов об областном бюджете, в которых зафиксированы параметры субвенций.
Данные о целях и объемах субвенций, направленных местным бюджетам в 1998—2003 гг., приведены в табл. 1.
В соответствии с представленными направлениями субвенций можно сделать вывод о том, что органы государственной власти Свердловской области в 1998—2003 гг. за счет субвенций обеспечивали выполнение административных функций. В частности, местные бюджеты получали средства на реализацию государственного полномочия по регистрации актов гражданского состояния и государственному архитектурно-строительному надзору. Кроме того, за счет субвенций обеспечивались социальные функции субъекта РФ в части выплат компенсаций за книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам и финансирования льгот сотрудникам органов внутренних дел. Общее количество направлений, обеспечиваемых за счет субвенций, в целом является незначительным.
Данные, представленные в динамике, позволяют отследить преемственность и последовательное увеличение сумм выделяемых субвенций на протяжении исследуемого периода. Следует отметить, что динамика объемов субвенций не связана с изменением объема доходов местных бюджетов муниципальных образований. Субвенция выделяется конкретному муниципалитету в том объеме, который соответствует расходам, необходимым данному муниципалитету на обеспечение качественного выполнения конкретного полномочия (на базе определенных стандартов и нормативов), либо в объеме, который определяется численностью получателей определенной льготы или компенсации, проживающих в муниципальном образовании, и размером денежных выплат на одного получателя.
Также особенностью субвенций как формы межбюджетных трансфертов является возможность существенных изменений состава и объемов без какого-либо влияния на финансовую базу соответственно местных бюджетов. Единственное изменение, которое происходит в местном бюджете при уменьшении спектра направлений, по которым предоставляются субвенции, это сокращение аб-
Таблица 1
Субвенции местным бюджетам в Свердловской области в 1998—2003 гг., млн руб. [2—7]
Муниципальное образование 1998 1999
ЗАГС* ГАСН** Компенсации*** Льготы ОВД**** ЗАГС ГАСН Компенсации Льготы ОВД
Артемовский р-н 0,08 0,02 0,26 0,1 0,1 0,03 1,06 0,22
Богдановичский р-н 0,07 0,02 0,41 0,08 0,09 0,03 1,05 0,16
Город Верхняя Пышма 0,08 0,04 0,61 0,12 0,1 0,03 1,39 0,24
Город Екатеринбург 1,87 0,79 5,77 3,71 2,5 1,06 20,4 7,68
Город Каменск-Уральский 0,24 0,12 1,08 0,4 0,3 0,18 1,8 0,8
Город Краснотурьинск — — 0,27 0,14 0,1 0,03 1,25 0,27
Город Нижний Тагил 0,45 0,08 1,67 1,2 0,59 0,12 5,81 2,43
Город Первоуральск 0,19 0,06 0,47 0,33 0,24 0,09 1,78 0,62
Город Полевской 0,08 0,02 0,33 0,12 0,1 0,03 0,85 0,24
Город Ревда / Ревдинский р-н 0,08 0,02 0,45 0,12 0,1 0,03 1,25 0,24
Продолжение табл. 1
Муниципальное образование 2000 2001
ЗАГС ГАСН Компенсации Льготы ОВД ЗАГС ГАСН Компенсации Льготы ОВД
Артемовский р-н 0,14 0,04 1,52 0,6 0,2 0,5 1,12 0,60
Богдановичский р-н 0,12 0,04 1,09 0,41 0,18 0,05 1,07 0,41
Город Верхняя Пышма 0,15 0,04 1,4 0,59 0,21 0,05 0,23 0,59
Город Екатеринбург 3,37 1,44 23,51 19,47 4,85 2,07 21,72 19,6
Город Каменск-Уральский 0,4 0,24 3,81 2,23 0,57 0,35 3,5 2,26
Город Краснотурьинск 0,14 0,04 1,63 0,66 0,2 0,05 1,14 0,65
Город Нижний Тагил 0,8 0,16 6,5 5,81 1,15 0,23 6,12 5,83
Город Первоуральск 0,32 0,12 2,25 1,48 0,46 0,17 2,06 1,52
Город Полевской 0,15 0,04 1,63 0,59 0,21 0,05 1,49 0,59
Город Ревда / Ревдинский р-н 0,14 0,04 1,38 0,59 0,2 0,5 1,29 0,6
Продолжение таблицы 1.
Муниципальное образование 2002 2003
ЗАГС ГАСН Компенсации Льготы ОВД ЗАГС ГАСН Компенсации Льготы ОВД
Артемовский р-н Не выделялись 0,15 1,24 0,36 Не выделялись 0,16 Не выделялись -
Богдановичский р-н Не выделялись 0,16 1,16 0,51 Не выделялись 0,95 Не выделялись 0,16
Город Верхняя Пышма Не выделялись 0,15 1,43 0,8 Не выделялись 0,16 Не выделялись 0,02
Город Екатеринбург Не выделялись 5,17 23,45 11,23 Не выделялись 0,16 Не выделялись —
Город Каменск-Уральский Не выделялись 0,92 4,03 4,68 Не выделялись 4,89 Не выделялись —
Город Краснотурьинск Не выделялись 0,16 1,54 0,003 Не выделялись 0,16 Не выделялись —
Город Нижний Тагил Не выделялись 0,65 7,82 1,31 Не выделялись 0,64 Не выделялись 1,47
Город Первоуральск Не выделялись 0,46 2,14 3,22 Не выделялись 0,49 Не выделялись —
Город Полевской Не выделялись 0,17 1,79 1,13 Не выделялись 0,16 Не выделялись 0,4
Город Ревда / Ревдинский р-н Не выделялись 0,15 1,42 0,6 Не выделялись 0,16 Не выделялись —
* Субвенции на реализацию государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС).
** Субвенции на реализацию государственных полномочий по государственному архитектурно-строительному контролю/надзору (ГАСН).
*** Субвенции на выплату компенсаций за книгоиздательскую продукцию.
**** Субвенции на возмещение 50 %-ной скидки сотрудникам органов внутренних дел (ОВД) в оплате жилой площади и коммунальных услуг.
солютной суммы доходов бюджета и изменение структуры доходов. Поэтому при исследовании в динамике доходов бюджета определенного муниципального образования и выявлении тенденции
сокращения абсолютной суммы доходов для получения объективных выводов необходимо оценить, по какому количеству направлений муниципалитет являлся получателем субвенций.
7х"
13
В табл. 2 представлены данные по объемам субвенций, получателями которых являлись муниципальные образования Свердловской области в 2004—2007 гг.
В этот период прежде всего следует отметить изменение направлений предоставления субвенций и увеличение их общего количества. Помимо представленных направлений субвенций в соответствии с законами об областном бюджете в Свердловской области муниципальные образования получали субвенции:
— на реализацию программ развития и реабилитации территорий муниципальных образований в соответствии с федеральной программой преодоления последствий аварии на производственном объединении «Маяк»;
— на развитие шахтерских городов и поселков (по федеральной программе);
— на социальную сферу (на образование, в том числе в этот период появился такой вид субвенций, как субвенция на вознаграждение за классное руководство; на здравоохранение, например субвенция на денежные выплаты медицинскому персоналу, врачам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи; на социальное обеспечение, например, субвенции на содержание детей в приемных семьях).
Таким образом, особенностью финансового механизма предоставления субвенций местным бюджетам на этом этапе является увеличение видов субвенций, поступающих из федерального бюджета (в частности, ряд приведенных субвенций возник в связи с реализацией национальных проектов). Такие
Таблица 2
Базовые субвенции местным бюджетам в Свердловской области в 2004—2007 гг., млн руб. [8-11]
Муниципальное образование 2004 2005
Образование* Субсидии на ЖКУ** Образование Субсидии на ЖКУ
Артемовский городской округ 51,87 6,06 94,37 15,83
Городской округ Богданович 59,45 11,58 74,83 11,55
Городской округ Верхняя Пышма _*** 13,34 94,06 13,42
Муниципальное образование г. Екатеринбург _*** 143,08 1 514,59 92,21
Город Каменск-Уральский _*** 40,92 190,5 55,36
Городской округ Краснотурьинск _*** 7,14 92,78 4,38
Город Нижний Тагил _*** 9,26 478,51 43,96
Городской округ Первоуральск _*** 8,71 170,27 6,08
Полевской городской округ _*** 4,58 96,59 4,13
Городской округ Ревда _*** 14,58 79,39 9,56
Продолжение табл. 2
Муниципальное образование 2006 2007
Образование Субсидии на ЖКУ Образование Субсидии на ЖКУ
Артемовский городской округ 112,4 30,98 148,84 30,75
Городской округ Богданович 101,72 5,76 137,95 10,63
Городской округ Верхняя Пышма 112,86 0,34 153,39 7,01
Муниципальное образование г. Екатеринбург 1 895,3 119,48 2 228,98 127,42
Город Каменск-Уральский 246,24 41,43 297,4 45,13
Городской округ Краснотурьинск 108,12 6,17 126,21 9,44
Город Нижний Тагил 608,25 27,3 702 29,6
Городской округ Первоуральск 216,74 9,17 295 11,56
Полевской городской округ 125,89 4,53 133,63 7,21
Городской округ Ревда 106,74 11,47 129,76 13,3
* Субвенции на обеспечение прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов).
** Субвенции на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг *** Суммы необходимых субвенций учтены при установлении дополнительного норматива отчислений в бюджет муниципального образования по налогу на доходы физических лиц.
трансферты первоначально закладываются в расходах федерального бюджета, затем в доходах и расходах бюджетов субъектов РФ, а затем учитываются в доходах бюджетов муниципальных образований.
Поэтому четкое и достоверное определение плановых показателей субвенций является важной функцией финансовых органов федерального и регионального уровней. Эффективность этой деятельности в числе прочих факторов определяет качество бюджетного процесса как на региональном, так и на местном уровне.
Одним из важнейших направлений предоставления субвенций являются субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования. Эти субвенции фактически создают основу для организации образовательной деятельности в муниципальных образованиях, так как за счет них финансируются базовые потребности любой муниципальной школы.
Появление этого вида субвенций связано с передачей на уровень субъектов РФ от муниципальных образований полномочий в сфере образования. Это решение, очевидно, имело своей целью снятие напряженности в вопросах выплаты заработной платы, приобретения учебной литературы, которая часто возникала в муниципалитетах с низким уровнем финансовой обеспеченности. Передача этих полномочий означает перенос ответственности за обеспечение нормального функционирования образовательной системы муниципальных образований (в части приведенных расходов) исключительно с местного уровня на уровень субъекта РФ.
Из приведенных двух направлений (см. табл. 2) субвенции в сфере образования являются наиболь-
шими. Их объемы определяются численностью педагогических работников, их квалификационным уровнем, а также необходимыми затратами на приобретение учебной литературы, средств обучения, расходных материалов и хозяйственные нужды. Необходимые расчеты для определения размеров субвенций ведутся органами управления образованием субъекта РФ с учетом сведений, поступающих из муниципальных образований.
Если рассматривать негативные аспекты передачи полномочий в сфере образования на уровень субъектов Федерации, то можно говорить о потере муниципалитетами определенной сферы влияния. Это касается в первую очередь крупных финансово устойчивых муниципалитетов. Также очевидно, что условиями нормального функционирования муниципальных учреждений на местах являются четкость и ритмичность предоставления субвенций из бюджетов субъектов РФ. Как видно из назначения этих субвенций, расходы на содержание зданий и коммунальные нужды в их состав не входят, а по-прежнему должны обеспечиваться местными бюджетами. Таким образом, работа конкретной школы зависит не только от состояния местного бюджета, но и определяется состоянием регионального бюджета.
Субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования являются преобладающими также в 2008—2011 гг. (табл. 3). Дополнительно представлены показатели субвенций местным бюджетам на вознаграждение за классное руководство, получателями которых также являются все муниципальные образования независимо от финансовой обеспеченности.
Субвенции на обеспечение государственного полномочия Свердловской области в сфере архи-
Таблица 3
Базовые субвенции местным бюджетам в Свердловской области в 2008 — 2011 гг., млн руб. [12—15]
Муниципальное образование 2008
Образование* Субсидии на ЖКУ** Руководство*** Архивы****
Артемовский городской округ 182,91 39,39 4,63 —
Городской округ Богданович 189,88 14,11 4,12 —
Городской округ Верхняя Пышма 188,2 9,32 4,75 —
Муниципальное образование г. Екатеринбург 2 881,02 169,7 73,66 —
Город Каменск-Уральский 391,13 57,12 9,7 —
Городской округ Краснотурьинск 163,09 12,53 4,96 —
Город Нижний Тагил 860,49 36,85 19,16 —
Городской округ Первоуральск 329,9 15,34 9,59 —
Полевской городской округ 194,8 9,3 4,94 —
Городской округ Ревда 171,01 17,68 3,9 —
Продолжение табл. 3
Муниципальное образование 2009
Образование Субсидии на ЖКУ Руководство Архивы
Артемовский городской округ 182,42 29,83 4,73 0,34
Городской округ Богданович 210,58 14,18 4,18 0,18
Городской округ Верхняя Пышма 188,41 10,84 4,75 0,16
Муниципальное образование г. Екатеринбург 2 875,05 148,34 73,6 0,04
Город Каменск-Уральский 389,67 51,9 9,7 0,18
Городской округ Краснотурьинск 168,93 17,1 4,96 0,14
Город Нижний Тагил 859,46 45,52 19,44 2,36
Городской округ Первоуральск 331,8 13,35 9,69 0,54
Полевской городской округ 194,32 8,26 4,95 0,22
Городской округ Ревда 171,6 17,38 4,04 0,67
Продолжение табл. 3
Муниципальное бразование 2010 2011
Образование Субсидии на ЖКУ Руководство Архивы Образование Субсидии на ЖКУ Руководство Архивы
Артемовский 193,89 55,48 4,39 0,3 239,35 61,63 4,3 0,32
городской округ
Городской 223,1 21,66 3,93 0,18 274,43 24,65 4,27 0,19
округ Богданович
Городской округ 200,5 17,13 4,84 0,14 246,94 18,7 5,05 0,19
Верхняя Пышма
Муниципальное образование г. Екатеринбург 3 058,46 211,68 71,3 3 786,57 263,89 71,61
Город 413,06 102,07 9,97 0,98 506,3 126,93 9,91 1,27
Каменск-Уральский
Городской 179,97 39,68 4,87 0,16 222,851 45,32 4,74 0,17
округ Краснотурьинск
Город Нижний Тагил 914,03 80,52 21,69 2,03 1 128,11 86,53 21,03 2,09
Городской округ 354,02 20,50 9,43 0,48 438,6 19,63 10,1 0,53
Первоуральск
Полевской городской 206,51 14,96 4,8 0,2 254,56 13,11 4,93 0,2
округ
Городской округ Ревда 182,06 26,29 3,79 0,6 224,61 32,07 3,83 0,61
* Субвенции на обеспечение прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов).
** Субвенции на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг *** Субвенции на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство в муниципальных образовательных учреждениях.
**** Субвенции на обеспечение государственного полномочия Свердловской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Свердловской области.
вной деятельности являются еще одним примером финансового обеспечения административных (управленческих) полномочий субъекта РФ и могут быть поставлены в один ряд с субвенциями на реализацию государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния и архитектурно-строительному контролю (см. табл. 1).
Объемы субвенций конкретным муниципальным образованиям в период 2008—2011 гг. (по
плановым данным) подвержены достаточно значительным колебаниям. Это не оказывает влияния на финансовую устойчивость местных бюджетов и их бюджетную обеспеченность. Изменения плановых объемов субвенций определяется корректировкой базовых показателей, на основе которых ведется расчет межбюджетных трансфертов, и возникают в основном в результате работы вышестоящих органов государственной власти.
Общими выводами, которые могут быть сформулированы на основе проведенного исследования, являются:
- основными направлениями предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований являются, во-первых, обеспечение социальных полномочий субъектов РФ и (или) Российской Федерации, во-вторых, обеспечение административных полномочий;
- изменение количества видов субвенций определяется политикой РФ и субъектов Федерации, обусловливающей перераспределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления; изменением объемов предоставляемых субвенций; изменением количественных показателей на территории муниципалитетов, определяющих суммы субвенций;
- существенное сокращение направлений, обеспечиваемых за счет субвенций, возможно при реализации последовательных мероприятий в сфере межбюджетных отношений, направленных на передачу органам местного самоуправления полномочий с одновременным закреплением доходных источников в объеме, достаточном для качественного предоставления (оказания) соответствующих услуг (выполнения функций).
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Об областном бюджете на 1998 год: закон Свердловской области от 19.12.1997 № 75-ОЗ.
3. Об областном бюджете на 1999 год: закон Свердловской области от 25.12.1998 № 44-ОЗ.
4. Об областном бюджете на 2000 год: закон Свердловской области от 25.02.2000 № 8-ОЗ.
5. Об областном бюджете на 2001 год: закон Свердловской области от 22.12.2000 № 43-О3.
6. Об областном бюджете на 2002 год: закон Свердловской области от 28.12.2001 № 79-ОЗ.
7. Об областном бюджете на 2003 год: закон Свердловской области от 27.12.2002 № 60-ОЗ.
8. Об областном бюджете на 2004 год: закон Свердловской области от 29.12.2003 № 62-ОЗ.
9. Об областном бюджете на 2005 год: закон Свердловской области от 27.12.2004 № 211-ОЗ.
10. Об областном бюджете на 2006 год: закон Свердловской области от 10.12.2005 № 106-ОЗ.
11. Об областном бюджете на 2007 год: закон Свердловской области от 08.12.2006 № 82-ОЗ.
12. Об областном бюджете на 2008 год: закон Свердловской области от 29.10.2007 № 101-ОЗ.
13. Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов: закон Свердловской области от 19.12.2008 № 119-ОЗ.
14. Об областном бюджете на 2010 год: закон Свердловской области от 20.11.2009 № 96-ОЗ.
15. Об областном бюджете на 2011 год: закон Свердловской области от 26.11.2010 № 100-ОЗ.
25-26 ноября 2011 г. кафедра «Бухгалтерского учета, аудита и статистики» экономического факультета РУДН проводит II международную научно-практическую конференцию
«Роль учетных практик в обеспечении устойчивого развития предприятий».
В рамках конференции пройдут следующие секции:
- секция 1. Бухгалтерский учет и отчетность: современная методология и проблемы развития
- секция 2. Экономический анализ
- секция 3. Контроль и аудит
- секция 4. Международные стандарты финансовой отчетности
Основные темы конференции:
- учетно-аналитические системы;
- бухгалтерский учет ВЭД;
- экономический анализ;
- аудит во взаимосвязи с МСА;
- международные стандарты финансовой отчетности;
- инновационные технологии в системе образования российских вузов.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону 433-94-04 либо e-mail: [email protected], а также на сайт РУДН в раздел «Новости».
www. econ-rudn. ru