СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА «ВЛАСТЬ»
О,В. Романцова, адъюнкт кафедры теории права и государства Санкт-
Петербургского университета МВД России
Для уточнения смысла понятий «власть» необходимо обратиться к философскому определению смысла власти, которое в рамках современной философии определяется как: «сила... подчиняющая другого закону своей воли»1. Но данное определение учитывает лишь итог реальной ситуации, не уточняя процесса формирования структуры власте-отношения как универсального элемента, определяющего отношения управляющих и подвластных, фиксируя их взаимосвязь в статических категориях. Так, например, ст. 3 Конституции РФ четко фиксирует, что носителем государственной власти, «центром» государственно-властных отношений является многонациональный народ России. Но сам народ достаточно редко реализует свою властную функцию (например, на референдумах, на выборах), а в процессе реализации на каком-либо конкретном уровне она претерпевает существенные изменения, поскольку появляются всевозможные «проводники» и «посредники», присваивающие значительную часть ее потенциала, реализуя его в направлениях и сферах, присущих только им.
По мнению А.Н. Верещак власть подразделяется на: — (по количеству) на три ветви власти - исполнительную, законодательную и судебную; - (структурно) на «вертикальные» ветви власти (Российская Федерация и ее субъекты) и «горизонтальные» (в рамках любой ветви власти)2. Таким образом, разноуровневые властные структуры формируют своеобразную «сферу власти»3.
Существенный вклад в разработку проблемы власти внес М.И. Байтин, который сформулировал данную дефиницию как «соответствующее характеру и уровню развития общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений, руководящей в данном обществе воле»4.
В свою очередь Ф.М. Бурлацкий находит главным признаком власти способность властвующего навязывать свою волю другим лицам»5. Данную позицию разделяет и В.Э. Тененбаум6. В.И. Зуев пишет, что
«власть — субъективно-объективное отношение и в этом качестве она сочетает единство властвующего субъекта и подчиненного объекта»7. В.М. Корельский отмечает, что государственную власть «можно охарактеризовать как организованную силу, обеспечивающую способность определенной социальной общности - рода, класса, народа — подчинить своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения»8. Н.А. Логинова считает, что государственная власть есть «институционный механизм координации и согласования различных социально-политических интересов и придания политической воле, отражающей компромисс этих интересов общеобязательного юридического характера, закрепленного в законах самого государства»9.
Власть проникает во все аспекты человеческой деятельности в рамках общества и государства; а так же власть, как общественноправовой феномен, распадается на несколько уровней в зависимости от конкретных задач. К сожалению, достаточно часто, реальный властный потенциал, закрепленный Конституцией государства, не реализуется в полном объеме теми властными структурами, на которые возлагается эта задача. А.Н. Верещак выделяет два аспекта властеотно-шений, с помощью которых затем дает характеристику сущности «власти»10.
1. Ноуменальный аспект властеотношений на сущностном уровне реализуется в виде правосознания общества, подразделяясь на два уровня (две сферы применения):
- «понятийный», закрепляющий сложившиеся в обществе основные традиционные понятия и элементы взаимоотношений в качестве квазиправовых - «закон», «порядок», «право» и т.д.;
- «бытовой», отражающий властеотно-шения в семье, социальной группе и т.д. в качестве бытовых представлений носителя власти - народ об окружающей его правовой действительности.
2. Феноменальный аспект — пространство реализованных возможностей, представлений и действий, существующих объективно и закрепляющихся на правовом, а в некото-
Серия «Право», выпуск 8, том 2
151
Романцов О.В.
Субстанциональный анализ и функциональная характеристика феномена «власть»
рых случаях и на конституционном уровнях. Такое положение в повседневной практике реализуется в конкретных действиях властных структур и их должностных лиц.
Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что власть сама по себе является волевым потенциалом некоего ео-циорганизующего центра, и в этом качестве только она является основой организации всего общества и государства, но в очень специфической латентной форме существования, и только в процессе реализации власть воплощается в конкретные формы: «законодательная», «исполнительная», «судебная», «федеральная», «местная» и т.д., в зависимости от их функционального назначения.
1 Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. С. 70.
2 Верещак А.Н. Философско-правовые аспекты категории «власть» // Философия права. 2001. №. 1 (3). С. 53.
3 Исаев И.Д. Иерархия власти // Право и жизнь. 1996. №8.
4 Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов. Изд-во Саратов, ун-та, 1972. С. 14.
5 Бурлацкий Ф.М. Ленин. Государство. Политика. М., 1970. С. 45.
6 Тененбаум В.З. Государство: система категорий. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1973. С.12.
7 Зуев В.И. «Власть» в системе политических категорий //Государство и право. 1992. № 5. С. 90-96.
8 Корельский В.М. Власть. Демократия. Перестройка. М.: Мысль, 1990. С. 12-14.
9 Логинова Н.А. Политическая власть: формирование и функционирование в советской России. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 22.
10 Верещак А.Н. Философско-правовые аспекты категории «власть» // Философия права. 2001. № 1 (3). С. 54.
152
Вестник ЮУрГУ, № 13, 2006