Научная статья на тему 'СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПТА КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ'

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПТА КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малова Надежда Евгеньевна, Сапиева Саида Казбековна

Раскрывается концепт как самостоятельная единица ментальности и форма реализации ментального пространства автора, как многослойный элемент, включающий образные, понятийные и ценностные характеристики. Текстовым воплощением концепта зачастую является слово, в котором закодированы знаки человеческого языка и души. Отмечается, что концепт является языковой единицей когнитивного уровня, которая способна аккумулировать все, что принадлежит природе понятия и значения, наряду с этим вбирает в себя исходную форму, ассоциации, абстракции, ментальные изоглоссы. Выявлено, что при концептуальном анализе художественного текста исследуются понятийные категории и средства их репрезентации в тексте. Имплицитные средства выражения понятийных категорий представляют собой содержательные и эстетически-эмоциональные составляющие концептов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT AS A WAY OF REFLECTING REALITY IN A LITERARY TEXT

The concept is considered as an independent unit of mentality and a form of realization of the author’s mental space, as a multi-layered element that includes figurative, conceptual and value characteristics. The text embodiment of the concept is often a word in which the signs of the human language and soul are encoded. It is noted that the concept is a linguistic unit of the cognitive level, which is able to accumulate everything that belongs to the nature of the concept and meaning, along with this, it absorbs the original form, associations, abstractions, mental isoglosses. It has been established that in the conceptual analysis of a literary text, conceptual categories and means of their representation in the text are studied. Implicit means of expressing conceptual categories are meaningful and aesthetic-emotional components of concepts.

Текст научной работы на тему «СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПТА КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ»

Субстанциальная характеристика концепта как способ отражения реальности в художественном тексте

Малова Надежда Евгеньевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка как иностранного Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» E-mail: malova.nadejda2014@yandex.ru

Сапиева Саида Казбековна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка как иностранного Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» E-mail: atika16@yandex.ru

Раскрывается концепт как самостоятельная единица менталь-ности и форма реализации ментального пространства автора, как многослойный элемент, включающий образные, понятийные и ценностные характеристики. Текстовым воплощением концепта зачастую является слово, в котором закодированы знаки человеческого языка и души. Отмечается, что концепт является языковой единицей когнитивного уровня, которая способна аккумулировать все, что принадлежит природе понятия и значения, наряду с этим вбирает в себя исходную форму, ассоциации, абстракции, ментальные изоглоссы. Выявлено, что при концептуальном анализе художественного текста исследуются понятийные категории и средства их репрезентации в тексте. Имплицитные средства выражения понятийных категорий представляют собой содержательные и эстетически-эмоциональные составляющие концептов.

Ключевые слова: ментальность, концепт, художественный текст, языковая личность, концептуальный анализ.

о с

CJ

см см

Человеческое мышление отражает реальную действительность посредством двух степеней абстракции: поверхностную (связь между реальным миром и органами чувств) и глубинную (связь между действительностью и мыслительными категориями). Ввиду того, что отрицается возможность существования мышления вне форм языка, язык и мышление неотделимы друг от друга, как в процессе возникновения, так и в процессе существования. Выбор языковых обозначений для вербализации высказываемых мыслительных содержаний и конструкции осуществляется в рамках внутреннего мира человека, его сознания, чувств, эмоций.

Таким образом функция мышления заключается в отражении действительности, а функция языка -в обслуживании процесса коммуникации. Уровень развития мышления соответствует уровню развития интеллекта и рассматривается в совокупности со всеми познавательными процессами. Учитывая вышесказанное, отметим, что концепт, как продукт мыслительной деятельности человека не имеет единообразного выражения в речи, поскольку является ментальнообусловленным продуктом авторской языковой личности, сформированным и вербализованным с учетом исторических, культурных, нравственных и личных факторов.

Реальность окружающего нас мира реализуется в сознании личности как накопленный опыт и репрезентируется посредством материальных форм языка. Языковая экспликация мысли проявляется в семантике вербальных форм. Одной из форм данной экспликации, по-нашему мнения, является концепт. Концепт представляет собой совокупность понятий и знаний сопряженную с эмоциональными переживаниями и впечатлениями. Фиксация концепта в сознании имеет сложную структуру. Посредством исследования семантического пространства языковой экспликации концепта в речи народа можно проникнуть и выявить упорядоченное объединение концептов, формирующих концептосферу данной общности. Социальная обусловленность концепта дает возможность увидеть социально- исторические и культурно значимые факты в истории народа, отраженные в его содержании. Наряду с социальной природой концепта, более важную роль имеет его индивидуальная особенность, позволяющая увидеть личностное отношение к существующей действительности. Именно индивидуально-личностный опыт определяет формирование определенного типа концепта.

Одно слово «может в разных коммуникативных условиях реализовывать либо гештальт, либо по-

нятие, либо представление, поскольку все эти концепты представляют собой разные уровни мыслительной абстракции, а коммуникативные потребности могут потребовать разной степени конкретизации мысли» [7, с 24].

Исследование соотношения языковых и мыслительных структур и их роли в познании действительности позволяет нам говорит о наличии факта «промежуточного языка мысли», существующего между универсальным предметным кодом и речью. В данном случае следует говорить о единице ментальной реальности человека - концепте, как совокупности знаний и информации о реальной действительности в аспекте эмоционально-ассоциативных интерпретаций. Трактовка концепта позволяет понять ментальный мир носителя концептуальной системы, этнокультурный образ, мировидение и миропонимание, эмоциональное и психическое состояние [2]. Каждый слой концепта является результатом культурно-исторического опыта, следовательно чтобы выявить содержание и характеристики концепта необходим комплексный процесс выявления «парадигмы культурно значимых концептов и описание их концептосфе-ры» [3, с 80]. Данный процесс включает анализ наименования и вариацию его смысловых признаков; этимологический анализ; анализ паремий; комментирование. Анализ позволяет проникнуть в недра языкового сознания, затрагивая бессознательные и интуитивные процессы, объединяя смысловые элементы в единое целое.

В.А. Маслов предполагает методику проведения концептуального анализа исходя из «структурных особенностей концепта:

1) определить референтную ситуацию, к которой принадлежит концепт. А при наличии художественного текста анализ производится на его основе;

2) установить место данного концепта в языковой картине мира и языковом сознании нации через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям;

3) рассмотреть этимологию, её особенности;

4) привлечь к анализу самые разнообразные, помимо словарей и энциклопедий, поэтические, научные, философские, публицистические контексты, рассмотреть пословицы, поговорки и т.д.;

5) сопоставить полученные результаты с анализом ассоциативных связей ключевой лексемы» [5, с 46].

Концептуальный анализ текста подразумевает наличие помимо эксплицитной информации имплицитную. В имплицитной информации заключена информация, выражающая индивидуально-авторскую точку зрения и оценочные суждения. Как уже было отмечено, одно и то же слово в различных коммуникативных ситуациях и условиях может представлять разные концепты. Репрезентация концепта в языке осуществляется лексемами в их прямом и переносном значении, одноко-ренными словами, синонимичными средствами языка, устойчивыми словосочетаниями, синтак-

сическими структурами, фразеологическими единицами, паремиями, дефинициями, афоризмами и т.д. Следовательно, о существовании концепта в сознании народа можно понять по выявлению языковых единиц, используемых при вербализации концепта. Ведущие концепты зашифрованы в языке народа но, на самом деле концептов в кон-цептосфере народа намного больше, чем языковых единиц. Тем не менее, нередки случаи существования концепта, но отсутствие его языкового выражения. Проблема вербализации концепта, либо отсутствие постоянного языкового выражения имеет несколько причин:

1. Концепты присуще небольшой группе людей

или являются личными;

2. Коммуникативно невостребованные концепты.

Рассмотрение одного и того же концепта в разных языках выявляет его национальную специфику.

Спорным и неоднозначным также является вопрос о структурной организации концепта. Традиционно выделяют ядро концепта, базовые и периферийные слои. Периферийные слои отражают интерпретацию отдельных концептуальных признаков выявленных в менталитете представителей данной культуры. К ядру концепта относятся прототипические слои, имеющие наибольшую чувственно-наглядную конкретность. Дальняя периферия отражает интерпретацию в виде утверждений, установок сознания, идущих из содержания концепта.

К выявленным «критериям, разграничивающим ядро и периферию, относят частотность, обязательность, семантическую содержательность ядра. Ближнюю периферию составляют дифференциальные семы, а к дальней периферии относят скрытые семы, связанные с ядром и ближней периферией ассоциативно» [2].

Существует три основных типа моделей концепта: одноуровневые, многоуровневые и сегментные концепты [6, с 62]. Одноуровневые концепты включают в себя только базовый слой (например красный, кислый, вилка и т.д.). Многоуровневые концепты содержат несколько когнитивных слоёв наслаивающихся на базовый слой и различающихся по степени абстракции (например концепт «грамотный»). Сегментный концепт состоит из базового слоя, окруженный несколькими сегментами равноправными по степени абстракции. Таким образом, базовый слой в совокупности с дополнительными признаками и слоями составляют объем концепта.

В основе типологии концептов в лингвистической науке лежат категориальные признаки. Наиболее распространенными являются концепты-схемы, концепты-фреймы, концепты-сценарии, концепты-гиперонимы, мыслительные картинки. Согласно другой классификации концепты можно разделить на познавательные и художественные концепты. В данном исследовании нам интересны художественные концепты, поскольку они рождаются в сознании творческой личности и аккумули-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

руют ее эмоции, переживания, мировидение и миропонимание [1, с 86].

Таким образом, совокупность концептов художественных текстов формируется из числа универсальных и авторских представлений и делятся:

1) По характеру носителя знаний на универсальные и авторские;

2) По степени значимости в тексте на ключевые и второстепенные;

3) По степени актуальности на универсальные и национальные;

Рассматривая концепты по возможности репрезентации в действительности можно разделить на следующие группы: мир, стихия (природа), представления о человеке, нравственные концепты, социальные понятия, эмоциональные концепты, артефакты, искусство, наука.

По способу языковой репрезентации концепты можно разделить на лексические, фразеологические, фонетические, текстовые концепты.

Концепты, заключающие в себе эстетическую информацию, реализуемую художественным текстом, следует определить как художественные концепты. Таким образом, экспрессивный компонент концепта важен не сам по себе, а в совокупности с основным смыслом, который дает возможность адекватного понимания текста. Следует отметить, что художественный концепт является не только продуктом авторского творчества, но и результатом восприятия читателем авторского замысла. Неоднозначность восприятия художественного концепта рождает многозначность трактовок замысла автора, что позволяет ему рассчитывать на широкий круг читателей. Предположение о том, что концепт является результатом осмысления жизненного опыта автора, эмоций, впечатлений и переживаний, позволяет утверждать о динамичности художественного концепта в разные периоды его творчества [4].

Результатом декодирования замысла автора, воплощенного в художественных концептах, является полноценное восприятие эксплицитной и имплицитной информации текста.

Литература

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская сло-вестность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В.П. Нерознак. М., 1997

2. Ахиджакова, Марьет Пшимафовна на материале творчества Аскера Евтыха: диссертация ... доктора филологических наук: 10.02.19 Краснодар 2007 http://dlib.rsl.ru

3. Карасик 2002: Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс.1. Волгоград, 2002, 269.

5 4. Малова Н.Е. Лингвокогнитивная природа концепта искусство языковой личности автора

(на материале художественных текстов ж. фаса см

<3

улза коллекционер, волхв, любовница французского лейтенанта) http://netess.ru.

5. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие / В.А. Маслова. - 2-е изд. - Мн.: Тетра-Системс, 2005. - 256 с.

6. Попова, Стернин 1984: Попова 3. Д., Стер-нин И.А. Лексическая система языквнутренняя организация, категориальный аппарат и приемы изучения). Воронеж, изд-во Воронежского ун-та, 1984 г.-148 с.

7. Степанов Ю.В. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследований [Текст] / Ю.В. С. Степанов. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997-824 с.

8. Стернин, И.А. Может ли лингвист моделировать структуру концепта? [Текст] / И.А. Стер-нин // Когнитивная семантика: Материалы 2-ой международной школы-семинара по когнитивной лингвистике. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000 г. - Ч. 2.С. 13-17.

SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT AS A WAY OF REFLECTING REALITY IN A LITERARY TEXT

Malova N.E., Sapieva S.K.

Adyghe State University

The concept is considered as an independent unit of mentality and a form of realization of the author's mental space, as a multi-layered element that includes figurative, conceptual and value characteristics. The text embodiment of the concept is often a word in which the signs of the human language and soul are encoded. It is noted that the concept is a linguistic unit of the cognitive level, which is able to accumulate everything that belongs to the nature of the concept and meaning, along with this, it absorbs the original form, associations, abstractions, mental isoglosses. It has been established that in the conceptual analysis of a literary text, conceptual categories and means of their representation in the text are studied. Implicit means of expressing conceptual categories are meaningful and aesthetic-emotional components of concepts.

Keywords: mentality, concept, literary text, linguistic personality, conceptual analysis.

References

1. Askoldov S.A. Concept and word // Russian literature. From the theory of literature to the structure of the text. Anthology / Ed. V.P. Unrecognized M., 1997

2. Akhidzhakova, Mariet Pshimafovna on the material of Asker Ev-tykh's work: dissertation ... Doctor of Philology: 10.02.19 Krasnodar 2007 http://dlib.rsl.ru

3. Karasik 2002: Karasik V.I. Language circle: personality, concepts, discourse.1. Volgograd, 2002, 269.

4. Malova N.E. Linguo-cognitive nature of the concept art of the linguistic personality of the author (based on the literary texts of J. Fowles, collector, sorcerer, mistress of the French lieutenant) http://netess.ru.

5. Maslova, V.A. Cognitive linguistics: textbook. allowance / V.A. Maslova. - 2nd ed. - Minsk: TetraSystems, 2005. - 256 p.

6. Popova, Sternin 1984: Popova 3. D., Sternin I.A. Lexical system of language, internal organization, categorical apparatus and learning methods). Voronezh, publishing house of the Voronezh University, 1984

7. Stepanov, Yu.S. Constants. Dictionary of Russian culture. Research experience [Text] / Yu.S. Stepanov. - M.: School "Languages of Russian culture", 1997-824 p.

8. Sternin, I.A. Can a linguist model the structure of a concept? [Text] / I.A. Sternin // Cognitive semantics: Proceedings of the 2nd international school-seminar on cognitive linguistics. - Tambov: TSU Publishing House, 2000 - Part 2.S. 13-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.