Научная статья на тему 'СУБСИДИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СУБСИДИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / СУБСИДИИ / БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ВЗНОСЫ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ / ECONOMIC GROWTH / CAPITAL INVESTMENTS / SUBSIDIES / BUDGET INVESTMENTS / SHARE CAPITAL CONTRIBUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимова Т.Р.

Статья посвящена исследованию соотношения понятий субсидий и бюджетных инвестиций, особенностям их предоставления в Российской Федерации. Понятие бюджетных инвестиций связано с понятиями инвестиций, государственных инвестиций, капиталовложений. Между тем бюджетные инвестиции как разновидность инвестиций обладают определенной спецификой. Субсидии юридическим лицам выступают одной из форм финансирования капитальных вложений. Капиталовложения могут обеспечить постоянный рост и стабильное развитие экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSIDIES TO LEGAL ENTITIES AND BUDGET INVESTMENTS: CONCEPTS, FEATURES OF THEIR PROVISION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article contains the study of the relationship between the concepts of subsidies and budget investments, the peculiarities of their provision in the Russian Federation. The concept of public investment is associated with the concepts of investment, public investment, investment. Meanwhile, budget investments as a kind of investment have a certain specificity. Subsidies to legal entities are one of the forms of financing capital investments. Capital investments can ensure the constant growth and stable development of the country's economy.

Текст научной работы на тему «СУБСИДИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.5.02

Евдокимова Т.Р., к. э.н. преподаватель

Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации (Финансовый университет)

Россия, г. Москва СУБСИДИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена исследованию соотношения понятий субсидий и бюджетных инвестиций, особенностям их предоставления в Российской Федерации. Понятие бюджетных инвестиций связано с понятиями инвестиций, государственных инвестиций, капиталовложений. Между тем бюджетные инвестиции как разновидность инвестиций обладают определенной спецификой. Субсидии юридическим лицам выступают одной из форм финансирования капитальных вложений. Капиталовложения могут обеспечить постоянный рост и стабильное развитие экономики страны.

Экономический рост, капитальные вложения, субсидии, бюджетные инвестиции, взносы в уставный капитал.

Evdokimova T.R., PhD in economics

lecturer

the Financial University under the Government of the Russian Federation

(Financial University) Russia, Moscow

SUBSIDIES TO LEGAL ENTITIES AND BUDGET INVESTMENTS: CONCEPTS, FEATURES OF THEIR PROVISION IN THE RUSSIAN

FEDERATION

The article contains the study of the relationship between the concepts of subsidies and budget investments, the peculiarities of their provision in the Russian Federation. The concept of public investment is associated with the concepts of investment, public investment, investment. Meanwhile, budget investments as a kind of investment have a certain specificity. Subsidies to legal entities are one of the forms of financing capital investments. Capital investments can ensure the constant growth and stable development of the country's economy.

Economic growth, capital investments, subsidies, budget investments, share capital contributions.

Ключевым условием экономического роста является эффективная государственная инвестиционная политика, реализуемая через систему мер, определяющих объем, структуру, направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление. Поддержка приоритетных секторов экономики выражается в финансировании ряда государственных программ и

реализуется посредством предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам и бюджетных инвестиций юридическим лицам.

В Бюджетном кодексе РФ не определяется общее понятие «субсидии», законодательно регулируются отдельные виды субсидирования. Так, Бюджетным кодексом предусмотрены субсидирование производителей товаров, работ, услуг (ст. 78), субсидирование бюджетных и автономных учреждений, иных некоммерческих организаций в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг (ст. 78.1, абз. 4 п. 69), субсидирование иной некоммерческой деятельности (п. 2 ст. 78.1), субсидирование осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (ст. 78.2) (для бюджетных и автономных учреждений, государственных и муниципальных предприятий), а также субсидирование государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний (ст. 78.3)242.

В соответствии с БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров. При этом субсидии могут предоставляться из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, из бюджета субъекта РФ и из местного бюджета.

При предоставлении указанных субсидий обязательным условием их предоставления является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий. Обязательным условием их предоставления также выступает запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

Использование механизма субсидирования возможно в рамках реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства,

242 "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018).

муниципально - частного партнерства, концессионных соглашений. Эти субсидии могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве, концессионными соглашениями.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответственно РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц.

В бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.

В законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

В бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты

капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у предприятий, а также увеличением стоимости уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

С 2018 года субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам подлежат казначейскому сопровождению в целях улучшения контроля за целевым использованием средств.

Кроме того, в соответствии с БК РФ в федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям: 1) в виде имущественного взноса РФ; 2) на осуществление государственных полномочий (функций), возложенных на них федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами; 3) на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям;

4) на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление.

Определение понятия бюджетных инвестиций представлено в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. Согласно данному определению бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. При этом понятие «имущества» действующим российским законодательством четко не определено. Отсюда следует, что понятие «бюджетные инвестиции» шире понятия «капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности».

В то же время бюджетная классификация предполагает более узкую трактовку понятия «бюджетные инвестиции», чем определение, данное в ст. 6 БК РФ.

Согласно ст. 21 БК РФ в группе вида расходов «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» выделяются подгруппы «Бюджетные инвестиции», «Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или

приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность» и «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам».

Соответствующее деление расходов предусмотрено Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н, согласно которым:

- в рамках подгруппы 410 «Бюджетные инвестиции» обобщены расходы бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;

- в рамках подгруппы 450 «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» обобщены расходы по предоставлению бюджетных инвестиций иным юридическим лицам в объекты капитального строительства, бюджетных инвестиций, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства дочерних обществ;

- в рамках подгруппы 460 «Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность» обобщены расходы на предоставление бюджетным, автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность243.

Таким образом, бюджетные инвестиции можно разделить на следующие группы:

- Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства и недвижимости, относящиеся к государственной и муниципальной собственности, включая реализуемые за счет межбюджетных субсидий на осуществление капитальных вложений.

- Бюджетные инвестиции в иное государственное и муниципальное имущество, в том числе не относящееся к основным средствам.

В составе второй группы бюджетных инвестиций следует особо выделить взносы в уставные капиталы юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и

243 Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 26.11.2018) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

государственными или муниципальными унитарными предприятиями (как правило, путем приобретения акций), которые в российской практике представлены двумя основными видами:

- взносы в уставные капиталы юридических лиц с обязательством последующего направления данных средств на капитальные вложения;

- взносы в уставные капиталы юридических лиц, обязательным условием предоставления которых не является расходование выделенных из бюджета средств на осуществление капитальных вложений. В случае осуществления такого взноса в уставный капитал компаний соответствующие бюджетные инвестиции не предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Включение таких элементов подгруппы 450, как 451 «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства» и 452 «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства», в состав группы 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» в рамках бюджетной классификации достаточно условно в силу того, что такие бюджетные инвестиции в акции юридических лиц, во-первых, не всегда предполагают дальнейшее осуществление капитальных вложений за счет полученных средств, а во-вторых, даже в случае установления такого условия при осуществлении взноса в уставный капитал компаний создаваемые объекты капитального строительства оформляются в собственность соответствующих юридических лиц, а государство лишь опосредованно владеет ими в рамках своей доли в уставном капитале.

Федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ, которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.

Законом о бюджете субъекта РФ могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.

Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам) осуществляется в соответствии с актами Правительства РФ (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и решениями Президента РФ, а также за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда.

В соответствии с п. 1 ст. 179.2 БК РФ инвестиционный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-

частного партнерства.

В настоящее время к инвестиционным фондам относятся инвестиционные фонды субъектов РФ (региональные инвестиционные фонды). Инвестиционный фонд России законодательно прекратил существование в 2017 г. по причине его неэффективности.

В соответствии с БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Анализ состава и динамики бюджетных ассигнований, утвержденных федеральными законами о бюджете, направляемых на предоставление субсидий юридическим лицам в Российской Федерации в период 2018-2021 гг., свидетельствует о выраженном недостатке средств в реальном секторе экономике, недостаточном финансировании экономики государства. В структуре ассигнований, направляемых на предоставление субсидий юридическим лицам, преобладают (более 50%) субсидии государственным учреждениям. В структуре бюджетных инвестиций юридическим лицам более 50% составляют бюджетные инвестиции, не связанные с инвестициями в объекты капитального строительства244.

При текущем недостаточном уровне объема инвестиций в экономике необходимо перестать сокращать бюджетные инвестиции, и планомерно наращивать их в проекты, реализация которых подтолкнет развитие экономики и даст мультипликативный эффект. Именно бюджетные инвестиции эффективно запускают экономическое развитие и привлекают частные средства в реальный сектор экономики. Чем больше в экономике эффективных проектов, тем выше качество и устойчивость ее роста, тем ниже зависимость от внешних факторов. При этом необходима система жесткого контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Задача измерения результата бюджетных инвестиций и их эффективности не является простой. Законодательные нормы не устанавливают признаков и критериев эффективности бюджетных инвестиций, а также не устанавливает механизм, который бы позволил увидеть будущие блага, полученные в результате осуществления бюджетных инвестиций. Между тем, грамотная инвестиционная политика на современном этапе является ключевым условием преодоления

244 Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"; федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".

экономического спада и перехода российской экономики к устойчивому росту.

Использованные источники:

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018).

2. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 N 362-ФЗ (последняя редакция).

3. Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".

4. Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 26.11.2018) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.