Научная статья на тему 'Субкультура школьной молодежи в Великобритании, США и в новой Зеландии'

Субкультура школьной молодежи в Великобритании, США и в новой Зеландии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1402
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖНЫЕ БАНДЫ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SUBCULTURE / SOCIALIZATION / EDUCATION / VALUES / YOUTH GANGS / DEVIANT BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрищев Владимир Иннокентьевич

В статье раскрываются различные компоненты субкультуры школьной молодежи в западных странах, ее влияние на поведение молодежи и академическую успеваемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subculture of school youth in Great Britain, the USA and New Zealand

The article describes different components of youth subculture in schools in Western countries and its impact on youth behaviour and academic progress.

Текст научной работы на тему «Субкультура школьной молодежи в Великобритании, США и в новой Зеландии»

ПЕДАГОГИКА

В.И. Петрищев

СУБКУЛЬТУРА ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ, США И В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ*

Субкультура, социализация, воспитание, ценности, молодежные шайки (банды), девиантное поведение.

Ученые западных стран постоянно занимаются изучением проблем молодежной субкультуры, понимая важность данной проблематики, поскольку некоторые виды молодежной субкультуры (например, рейв-субкультура включает употребление наркотиков и т. п.) могут оказывать негативное влияние на нравственное состояние подрастающих поколений.

Совершенно очевидно, что роль и значение субкультуры в процессе социализации подрастающих поколений трудно переоценить. Безусловно, для любого общества очень важно знать, в какую молодежную субкультуру попадет тот или иной подросток, будет ли это уход в мир бездействия, выльется ли он в резкую форму протеста против истэблишмента, примет ли противоправную направленность. Известно, что в молодежной субкультуре могут быть отражены в гипертрофированной форме некоторые негативные тенденции, наблюдаемые в любом социуме.

Следует сразу же оговориться, что существуют многочисленные определения понятия молодежной субкультуры. Одно из них явствует, что под субкультурой понимается «автономное целостное образование внутри господствующей культуры, включающей в себя трансформированную ее систему ценностей, а также комплекс специфических социально-психологических черт и поведенческих образцов, которые определяют стиль жизни и мышления ее носителей (возрастной группы или профессионального слоя, крупного неформального течения - хиппи, “фанаты” и т. д.» [Мудрик 1994: 104].

Молодежная субкультура включает в себя многочисленные элементы, помогающие подростку самовыражаться. Кроме того, она требует приверженности к целям, образцам и ценностям своей неформальной группы, что зачастую может проявляться в общей самоинден-тификации подрастающих поколений с нею. Безусловно, большинство подростков добровольно присоединяются к такого рода группам, где проходят их социализация, социальное обучение, направленное на приобретение определенного статуса в группе. Понятно, что, социализируясь в такой группе, подросток приобретает социальный опыт, которого у него не было ни в семье, ни в школе.

Зарубежные исследователи отмечают, что в ряде англоязычных школ существует некоторая социально-психологическая напряженность подростков и юношей, связанная, с одной

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда

(проект № 08-06-00704а).

стороны, с требованиями, которые предъявляют учащимся группы сверстников, а с другой -системой образования.

Исследуя субкультуру в английских школах, К. Лесли обнаружил два вида внутришколь-ных субкультур и выявил особые факторы, которые оказывают непосредственное влияние на их формирование. Он условно разделил данные виды субкультур на две категории: на прошкольную и антишкольную. Одним из факторов, влияющих на субкультуру молодежи, служит организационная структура классов (т. е. разделение учеников на потоки: сильные и слабые), а также еще как минимум два процесса, которые он определил как «дифференциация» и «поляризация». По Лесли, дифференциация - это «процесс, с помощью которого относительно гомогенная группа учеников распределяется на потоки по следующим критериям - академические достижения и хорошее поведение. Такое разделение, как правило, осуществляют сами учителя» [Lacey 1070: 57]. Другой критерий - это поляризация, наблюдаемая внутри самих классов, являющаяся результатом дифференциации учеников. При этом формируется такая субкультура, ценности и нормы которой противоположны официальной школьной субкультуре, которую он обозначил как «антишкольная субкультура». Содержание подобной субкультуры зависит напрямую, во-первых, от организационной структуры и типа школы, от социального окружения (т. е. общины), в котором расположена школа, от увлечения самих подростков (музыкой, модой и т. п.), а также от социального происхождения учащихся.

Заметим, что ученики, ориентированные на антишкольную субкультуру, учатся в школе до тех пор, пока их успеваемость и поведение удовлетворяют требованиям школы.

Концепция, предложенная Лейси, позволяет с новой точки зрения рассмотреть те процессы, которые способствуют образованию различных видов субкультур в стенах школы. Следует заметить, что принципы дифференциации и поляризации можно обнаружить в любой школе как на горизонтальном (в целой параллели классов), так и на вертикальном уровне (внутри отдельно взятого класса).

Более широкого взляда на школьную субкультуру придерживается Д. Харгривз, считая, что «школа - это микрокосм всего общества и в школе можно обнаружить любой вид группы, существующей в самом обществе» [Newmen 1974: 32]. Чтобы проследить процесс формирования различных видов субкультур, ученый прежде всего рассматривает организационную структуру классов, которая строится на основе дружественных взаимоотношений. По Харгривзу, в классе имеется множество микрогрупп, формирующихся на основе общих ценностей и норм, которые выступают критериями принадлежности к сообществу микрогруппы. У членов микрогруппы существует неформальная иерархия подчинения подростков, которые зачастую занимают неравные позиции в такой группе. В подобных группах есть свои лидеры. Как правило, по утверждению ученого, лидерами таких групп становятся учащиеся, «обладающие целым рядом качеств, которые высоко ценятся сверстниками: они хорошо учатся, демонстрируют особую эрудицию в какой-то области знаний. В этих качествах особую значимость имеет сила (для мальчиков), красота и привлекательность (для девочек), дружелюбие, умение общаться, спортивность, умение танцевать и петь. Эти лидеры активно влияют на класс, заставляя сверстников заниматься делом, поощряя их улыбками, выражая одобрение. Если это не действует, то прибегают к наказаниям» [Боровикова 1987: 94]. Харгривз считает, что классы с сильными потоками учащихся, ориентирующиеся на академические успехи, означают ориентацию этих учащихся на прошкольную субкультуру.

Джеймс Коулмен также подтвердил наличие во всех школах в США двух видов субкультур, которые имплицитно конкурируют друг с другом. Школьников, воспринимающих эти виды субкультур, исследователь условно разбил на две категории. К первой категории он отнес ту школьную молодежь, которая поддерживает неформальную юношескую субкультуру, т. е. в эту группу входят так называемые «руководящие толпы» - это небольшие группы подростков, фактически являющиеся неформальными лидерами в классе и школе. Суще-

ствующая школьная структура и атмосфера, царящая в ней, заставляют подростков, согласно Коулмену, принять стиль поведения и критерии «руководящей толпы». Этим утверждением исследователь стремится показать, что принадлежность к симпатичной им компании сверстников повышает уверенность подростков в себе, положительно влияет на их развитие. Коулмен отмечает, что в этих типах школ тон задают «крепкие» парни, которые менее всего ориентируются на академические успехи. Словом, можно сказать, что данный вид субкультуры не соответствует официальной (прошкольной) ориентации.

Коулмен изучил статус и положение этих вожаков в школах, где они обучались, и пришел к следующему выводу. Для юношей типом героя был школьный спортсмен, а для девушек -наиболее модно одевающаяся актриса.

Старшеклассники ориентировались прежде всего на тип их героя (спортсмена или дамского угодника), обращая меньше всего внимания на школьников-«отличников». На вопрос «Кем бы вы хотели остаться в памяти школьного сообщества: блестящим учеником, звез-дой-спортсменом или очень популярным типом?» лишь 25 % всех опрошенных ответили, что они хотели бы, чтобы их запомнили как «блестящих учащихся» [Coleman 1979: 125].

Следует подчеркнуть, что, хотя члены этой элитной группировки ориентируются на образ спортсмена, тем не менее они ценят значимость оценок в школе и понимают, что, наряду с успехом в спорте, академические успехи - это важные факторы при выборе их будущей карьеры. По мнению автора, «академические успехи такой школьной молодежи могли быть значительно выше, если бы не система ценностей у некоторых групп сверстников, ориентирующая больше на атлетизм, индивидуальность и коммуникабельность, а не на умственные способности и академические достижения» [Coleman 1979: 126].

В англоязычных странах значительная часть молодежи достаточно лояльно относится к школе и ее традициям, тем не менее практически в каждой школе есть небольшие группки подростков, которые оказываются в числе отстающих, не желающих успешно учиться по разным причинам. Вот они своим поведением, идущим вразрез с общепринятыми нормами (пропускают занятия, болтают на уроках, не носят школьную форму, игнорируют замечания учителей и т. п.), доставляют немало неприятных минут школьной администрации. Но в целом все же они не представляют социальной опасности для школы и общества до тех пор, пока их протест не примет угрожающих форм.

Поведение таких подростков, ориентированных не на антишкольную, а на более криминальную форму делинквентной субкультуры, проанализировал еще в середине 50-х годов прошлого века А. Коуэн, который обнаружил, что такая субкультура возникала из-за фрустрации детей рабочих, проживающих в общинах малоимущего населения. Молодежь из низкого социально-экономического класса не имела никакой возможности приобщиться к основным ценностям американского общества, даже обучаясь в средней школе. По Коуэну, школа, будучи институтом социализации среднего класса, формировала ценности данного класса. Как ни парадоксально это звучит, сама школа невольно препятствовала успешной социализации молодежи из рабочих общин. Каким же образом это происходило? По мнению автора, школьная система и психолого-педагогическая атмосфера, царящая там, не способствовали восприятию подростками из малоимущих семей ценностей среднего класса. Видя безразличное к себе отношение со стороны учителей и сверстников из другого социального класса, которые явно подчеркивали свое превосходство, у детей рабочих вырабатывалось чувство злости и отчуждения за свое убогое положение в этой социальной системе. Совершая противоправные поступки, которые не вызывали одобрения школьной администрации, они тем самым старались хоть как-то привлечь к себе внимание школьной общественности. Безусловно, их вызывающее поведение, частые пропуски занятий и отсутствие достижений по ряду предметов не способствовали академической успешности, вызывая у них острое нежелание продолжать обучение в школе.

В реальной ситуации происходило вот что. Подростки из малоимущих слоев населения, попадая в школу, т. е. в субкультуру среднего класса, старались впитывать ее ценности. Однако они не имели возможности реализовать эти ценности на практике. Было очевидно, что между желаниями подростков и системой существовала огромная пропасть, вызывающая фрустрацию у молодежи. Подобная безнадежность молодежи из низших социальных слоев населения приводила к формированию собственной системы социального статуса, выраженной в форме молодежных шаек с делинквентной субкультурой.

Наблюдая делинквентное поведение у ряда групп подростков в американских школах,

A. Коуэн полагал, что уже сформировавшаяся делинквентная субкультура стала традиционным образом жизни для определенных групп в американском обществе. «Они (т. е. шайки. -

B.П.) представляют собой юношеские банды, которые процветают в делинквентных соседских общинах большинства наших американских городов» [Cohen 1955: 13]. Рассматривая ценности делинквентной субкультуры рабочей молодежи, исследователь отмечал, что эта молодежь по-своему стремилась отстаивать достижения и радости, отказываясь от традиционной морали и норм, бросая вызов практически всем институтам социализации (семье, школе, церкви и т. д.). Он понимал, что данная субкультура разрушительна и противоправна.

Многое изменилось с тех пор. Однако антишкольная субкультура продолжает существовать в американских школах. Особенно хорошо ее воспринимает афроамериканская и пуэрториканская молодежь.

По справедливому мнению Дугласа Фоли, этот вид субкультуры не способствует школьной модели успешности, т. е. прошкольной субкультуре. Академический успех в школе эта молодежь связывает в основном с моделью поведения и учебы белых учащихся [Foley 2004: 387]. Однако следует признать, что в этнических группах все же имеется достаточно большое количество успешной молодежи, ориентированной на учебу и на достижения. Такой молодежи приходится вставать перед дилеммой: либо придерживаться позиции большинства в своей этнической группе, в которой они ощущают уважение со стороны сверстников, либо практически забыть о своих академических успехах, что означает практический разрыв со своей группой и переход на позицию «белых» учеников, большинство из которых ориентировано на будущее, т. е. на карьеру.

Автор пытается показать, что в целом в американской школе доминирует культура среднего класса с определенным набором лингвистических норм и традиций, которая ориентирует учащихся на успех и достижения. Противодействие данной среде и субкультуре однозначно ставит такого подростка из этнической группы в позицию маргинала и не способствует его дальнейшему самоопределению и самообразованию. Для подростков, которые придерживаются ориентации на антишкольную субкультуру, обычными являются нарушение дисциплины, изменения стиля в одежде (т. е. отказ от школьной формы).

Интересно, что взаимоотношения между школьниками, ориентирующимися на разные субкультуры, не всегда бывают дружелюбными. Это объясняется тем, что ученики из слабых потоков недолюбливают сверстников из сильных потоков, считая их снобами. Однако администрация школы поддерживает и ориентируется, как правило, на сильных учеников в плане академических успехов.

Наивно было бы думать о том, что средняя школа в англоязычных странах воспитывает и формирует у подростка только один культ силы. В конечном итоге формальная школьная субкультура превалирует и формирует ту среду отношений в школе, которая разумно сочетает в себе достижения как в спорте, так и в учебе.

На наш взгляд, идентичный подход к анализу школьных субкультур можно обнаружить в школах Новой Зеландии, которые имеют в целом схожую с Великобританией педагогическую систему. В новозеландских школах также наблюдаются разнообразные виды субкультур, которые не имеют яркой выраженности из-за многочисленных социально-экономичес-

ких особенностей населения страны. Здесь редко можно обнаружить те образцы поведения школьной молодежи, которые явно идут вразрез с общепринятыми нормами и традициями той или иной школы и новозеландского общества в целом. В условиях этого общества значительная часть школьной молодежи независимо от наличия разных субкультур достаточно лояльно относится к установившимся традициям. Любые резкие проявления антишкольной субкультуры в школах не остаются без внимания педагогов и общественности.

Совершенно очевидно, что антишкольная субкультура в англоязычных странах больше прельщает немногочисленных подростков из малоимущих и средних слоев населения. Понимая, что тяжелый труд учебы не для них, они выбирают более простой, но рисковый путь, зачастую связанный с антисоциальной направленностью. В среде сверстников своего круга эти подростки чувствуют себя защищенным членами группы, стремятся компенсировать недостаток общения в семье. Иногда в рамках данной группы сверстников они приобретают черты агрессивности, подражая более старшим членам их окружения.

Поэтому не случайна тревога общественности англоязычных стран за судьбу подрастающих поколений, т. к. антиакадемическая ориентация школьной молодежи не позволит многим подросткам успешно учиться, получить соответствующую квалификацию и рассчитывать на достойную работу.

Библиографический список

1. Боровикова О.Н. Проблема лидерства в современной американской школе и педагогике // Проблемы формирования личности в буржуазной школе и педагогике. М., 1987.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза. 1994.

3. Cohen A. Delinquent Boys. N.Y., 1955.

4. Coleman J. The School Years. L., 1979. P. 125-126.

5. Foley D. Ogbu's Theory of Academic Disengagement: its Evolution and its Critic // Intercultural Education. V.15. 2004. - 4 Dec.

6. Lacey C. Hightown Grammar: The School as a Social System. L., 1970.

7. Newmen K. Group in School. 1974. № 9. P. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.