Научная статья на тему 'Субъекты управления в сфере обеспечения безопасности государства и защиты жизненных ценностей граждан'

Субъекты управления в сфере обеспечения безопасности государства и защиты жизненных ценностей граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / иностранное вмешательство / должностное лицо / президентская власть / государственная власть / органы государственной власти / юридическая защита / security / foreign interference / official / presidential power / state power / public authorities / legal protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Позднякова

Управление в сфере обеспечения безопасности является исполнительной деятельностью государства, которая направлена на реализацию разнообразных мер в сфере жизнедеятельности человека. Эти меры могут быть правовыми, экономическими, организационными и т. п. Они определяются государством и соответствуют угрозам незаконного вмешательства в общественные отношения. Обеспечение безопасности государства осуществляется путем взаимодействия различных органов государственной власти, а также повышения эффективности такого взаимодействия. Управление в сфере обеспечения безопасности и защиты жизненных ценностей человека представляет собой комплекс правовых средств, который включает различные виды прав и обязанностей государства, таких как юридические, организационные, административные и другие. Органы государственной власти реализуют данные обязанности, направляя свою деятельность на защиту человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Владимировна Позднякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjects of Administration in Providing Security of the State and Protection of Citizens’ Life Values

Management in the sphere of ensuring security is an executive activity of the state, which is aimed at implementing a variety of measures in the sphere of human activities. These measures can be of legal, economic, organizational character, etc. They are determined by the state and correspond to the threats of illegal interference into social relations. Ensuring the security of the state is carried out through the interaction of various public authorities, as well as improving the effectiveness of such interaction. Governance in the sphere of ensuring security and protection of human life values is a complex of legal means, which includes various types of rights and duties of the state, such as legal, organizational, administrative and others. Public authorities realize these responsibilities by directing their activities towards the protection of man and the citizen.

Текст научной работы на тему «Субъекты управления в сфере обеспечения безопасности государства и защиты жизненных ценностей граждан»

УДК 342

doi: 10.24412/1999-625X-2024-394-247-251

5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Субъекты управления в сфере обеспечения безопасности государства и защиты

V 1

жизненных ценностей граждан 1

Елена Владимировна Позднякова

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и трудового права \

И [email protected]

1 Юго-Западный государственный университет (Курск, Россия)

Управление в сфере обеспечения безопасности является исполнительной деятельностью государства, которая направлена на реализацию разнообразных мер в сфере жизнедеятельности человека. Эти меры могут быть правовыми, экономическими, организационными и т. п. Они определяются государством и соответствуют угрозам незаконного вмешательства в общественные отношения. Обеспечение безопасности государства осуществляется путем взаимодействия различных органов государственной власти, а также повышения эффективности такого взаимодействия. Управление в сфере обеспечения безопасности и защиты жизненных ценностей человека представляет собой комплекс правовых средств, который включает различные виды прав и обязанностей государства, таких как юридические, организационные, административные и другие. Органы государственной власти реализуют данные обязанности, направляя свою деятельность на защиту человека и гражданина.

Ключевые слова: безопасность, иностранное вмешательство, должностное лицо, президентская власть, государственная власть, органы государственной власти, юридическая защита

Для цитирования: ПоздняковаЕ. В. Субъекты управления в сфере обеспечения безопасности государства и защиты жизненных ценностей граждан // Научный вестник Омской академии МВД России. 2024. Т. 30, № 3(94). С. 247-251.

Subjects of Administration in Providing Security of the State and Protection of Citizens' Life Values

Elena V. Pozdnyakova

Candidate of Science (in Law), Associate-Professor, head of the chair of Administrative and Labour Law 1,

И [email protected] 1 South-West State University (Kursk, Russia)

Management in the sphere of ensuring security is an executive activity of the state, which is aimed at implementing a variety of measures in the sphere of human activities. These measures can be of legal, economic, organizational character, etc. They are determined by the state and correspond to the threats of illegal interference into social relations. Ensuring the security of the state is carried out through the interaction of various public authorities, as well as improving the effectiveness of such interaction. Governance in the sphere of ensuring security and protection of human life values is a complex of legal means, which includes various types of rights and duties of the state, such as legal, organizational, administrative and others. Public authorities realize these responsibilities by directing their activities towards the protection of man and the citizen.

Keywords: security, foreign interference, official, presidential power, state power, public authorities, legal protection

Citation: Pozdnyakova E. V Subjects of Administration in Providing Security of the State and Protection of Citizens' Life Values. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. Vol. 30, No 3(94). Pp. 247-251 (In Russ.).

Важнейшую роль в трансформации юридических средств безопасности общества играет институт высшего должностного лица в Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ является гарантом прав и свобод человека

и гражданина. Согласно статье 80 главного юридического документа в обязанности высшего должностного лица страны входит осуществление гарантии на обеспечение юридического статуса граждан в законодательном поле [1, с. 21], в том числе он обладает

1 Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания № 085102020-0033 «Трансформация частного и публичного права в условиях эволюционирующих личности, общества и государства».

исключительным правом в предложении законодательных инициатив гражданскому обществу. В большинстве случаев в той или иной степени данные предложения регулируют права и свободы человека и гражданина. В свою очередь Президент РФ, выступающий в качестве гаранта высшего юридического источника прав и свобод человека и гражданина, а также в роли руководителя страны, вправе отклонить нормы актов Правительства РФ в случае несоответствия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой; осуществляет общее руководство и вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой; утверждает военную доктрину Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в определенных случаях вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение (ст. 87 Конституции РФ); при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение в соответствии со статьей 88 высшего правового источника — Конституции РФ.

Исходя из этого можно сказать, что исполнительные органы и президентский контроль в принципе имеют системно-управленческую направленность. Но стоит отметить, что осуществлению президентских функций в рамках обеспечения безопасности государственно-общественного порядка присущи специфические черты, представленные большим перечнем функциональных обязанностей.

При этом должностное лицо, обладающее высшим статусом в стране (Президент РФ), является главным источником реализации системных полномочий в органах публичной власти и в конституционных органах государственного значения (Государственный Совет РФ).

Так, Государственный Совет является государственным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения функционирования и взаимодействия органов публичной власти 2. Президент действует также и через различные структуры и органы, создаваемые им в соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, согласно действующему указу Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 закреплено предназначение важного органа президентской власти, а именно Администрации Президента РФ, который регламентирует контрольно-организационную политику в сфере обеспечения исполнения управленческих задач высшим должностным лицом 3.

Данная государственная организация во взаимодействии с Президентом РФ согласно текущему законодательству наделяется особым правовым статусом, состоящим из регулятивной структуры, имеющей разносторонний и многоступенчатый характер. Стоит отметить, что специфика вышеупомянутого государственного аппарата раскрывает порядок реализации президентской власти и учитывает функциональную роль государственных органов в надлежащем формировании контроля за управленческим строем в Российской Федерации [2]. Так, в правовом русле институты государственной власти, с одной стороны, регламентируют поддержку жизнедеятельности социума, а с другой — обеспечивают равенство между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти в целях недопущения организационных конфликтов между ними.

В рамках защиты демократического правового государства от внутренних и внешних угроз высшее должностное лицо страны вправе формировать Указы, не урегулированные настоящим законодательством, касающиеся охраны прав и свобод гражданина. При таком положении вещей главным элементом в регулировании юридического статуса физических лиц выступают послания Президента РФ, определяющие основной вектор развития в области обеспечения прав человека на достойные условия проживания в стране.

В свою очередь высшее должностное лицо Российской Федерации консолидирует всю государственную систему и охраняет конституционный строй управленческого механизма. Любой государственный институт, обладающий необходимыми полномочиями, осуществляет в своей деятельности юридический анализ эффективности нормативных элементов по должной защите традиционных ценностей в общественной среде. Кроме того, непосред-

2 О Государственном Совете Российской Федерации : федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ. Здесь и далее в статье, если не указано иное, доступ к нормативным правовым актам из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об Администрации Президента Российской Федерации : указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400.

ственно сам Президент РФ, обладая главными полномочиями согласно действующему законодательству или привлекая широкий спектр аппарата власти, может регламентировать данные стратегические направления в полном объеме.

В результате можно отметить, что высшее должностное лицо страны играет большую роль в регулировании деятельности органов государственной власти, лиц, исполняющих должностные обязанности по защите прав граждан, а также социальнообщественных объединений в целях обеспечения функционирования гражданского общества на федеральном уровне.

Таким образом, «государственная машина» обязана исполнять нормативные компетенции на надлежащем и добросовестном уровне, исходя из действующего законодательства. Иначе в случае нарушения возложенных на должностных лиц полномочий Президент РФ имеет право применить комплекс мер санкционного характера для повышения эффективности деятельности органов власти по обеспечению защиты ценностных ориентиров общества [3]. К тому же высшее должностное лицо страны, являясь гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, проводит мероприятия правового содержания, которые выражаются в юридическом анализе жизненных интересов граждан [4, с. 34-35].

Важно отметить, что в системе институтов, ответственных за анализ деятельности в этой сфере, значительную роль играют законодательные органы: Федеральное Собрание Российской Федерации, его палаты, а также законодательные органы власти субъектов Федерации. Основные функции законодательных органов включают принятие законов и внесение изменений в действующие законодательные акты. При этом законодательные органы также взаимодействуют в сфере защиты прав.

Например, в некоторых странах парламенты имеют право давать авторитетное толкование своих законов с помощью своих решений. Это авторитетное толкование играет ключевую роль в применении законодательных актов, что является важным как для обеспечения эффективности норм закона, так и для защиты субъективных прав граждан [5].

Хотя в России не установлен институт аутентичного толкования, государственные и муниципальные органы, должностные лица, организации и отдельные граждане все же обращаются в Государственную Думу с просьбами разъяснить конкретные положения федеральных законов, особенно новых, по которым еще не сложилась практика применения.

Депутаты Государственной Думы осуществляют приём избирателей, в ходе которого они получают обращения от отдельных лиц и групп. В результате депутаты имеют возможность направлять различные запросы, ходатайства и другие обращения различным органам и должностным лицам.

При осуществлении своих полномочий депутаты Совета Федерации не имеют права отдавать приказы или распоряжения, даже в рамках парламентского контроля. Однако авторитет законодательной власти и народных избранников побуждает государственные и муниципальные органы, а также должностных лиц глубже изучать проблемы, поднятые гражданами в их обращениях.

Кроме того, депутаты обычно направляют обращения определенным государственным или муниципальным органам или должностным лицам после тщательного изучения вопроса с привлечением экспертов. Таким образом, в этих обращениях могут содержаться конкретные предложения и рекомендации, которые государственные или муниципальные органы или их должностные лица не могут оставить без внимания. Это способствует эффективной юридической защите субъективных прав и законных интересов отдельных лиц [5].

В России охрана прав человека осуществляется компетентными государственными структурами на федеральном, региональном и местном уровнях. На территории страны исполнительную власть возглавляет Правительство Российской Федерации. Согласно статье 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» на высший орган исполнительной власти накладываются функциональные полномочия по реализации задач, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществлением мер по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; обеспечением функционирования судебных инстанций 4.

При регламентации вышеуказанных задач в части долгосрочного планирования 5 высший орган исполнительной власти и его структурные подразделения в рамках поступления обращений граждан объясняют субъектам общественных отношений в электронном формате процессы функционирования настоящего законодательства, а также направляют в компетентные органы проблемные вопросы социально-правового характера для дальнейшего

4 О Правительстве Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ.

5 О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ.

их решения. В том числе такими же обязанностями обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, текущие нормативно-правовые акты налагают на гражданских служащих федерального значения обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, а приоритет прав и свобод личности возведен в принцип государственной службы. Данный принцип взаимосвязан с другим принципом государственной службы — профессионализма и компетентности служащих 6. Защита прав и свобод человека осуществляется в виде оказания юридической защиты в соответствии с действующим законодательством.

Названные принципы являются также основными принципами муниципальной службы в Российской Федерации 7.

Публичная оценка эффективности юридических средств защиты жизненных ценностей человека, которую выражают государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, имеет важное значение в правовой практике. Однако из-за преимущественно информационного и консультативного характера эта практика обычно рассматривается отдельно от положений ст. 48 Конституции Российской Федерации. Это объясняет отсутствие механизма привлечения к юридической ответственности в российском законодательстве как органов государственной власти, так и их должностных лиц за некачественную юридическую защиту, что нельзя считать правильным и соответствующим конституционным принципам России.

Механизмы обеспечения эффективности конституционного права субъекты Российской Федерации определяют на своих территориях самостоятельно, устанавливая, кроме того, дополнительные категории имеющих право на такую защиту граждан, количество документов, необходимых для получения юридической защиты, и объем средств защиты, предоставляемых для обеспечения жизненных ценностей человека.

Право на юридическую защиту гарантировано Конституцией. Конституционной обязанностью государства является предоставление данного права. Как повышение уровня гарантий реализации конституционного права на защиту интересов личности может быть представлено расширение возможностей для реализации этого конституционного права в отдельных субъектах Российской Федерации. В то же время это может быть способом предотвращения снижения уровня общественной безопасности. Поэтому важ-

но, чтобы при оценке эффективности используемых средств защиты были объективные основания для определения степени оправданности такой оценки.

Министерство юстиции РФ также регулирует организационно-правовые отношения в сфере юридической защиты государственно-общественного строя от иностранного вмешательства. Данный институт государственной власти выполняет важнейшие контрольные, надзорные и методические функции в анализируемой сфере, хотя не дает окончательной оценки эффективности юридических средств защиты жизненных интересов личности.

При этом следует отметить важную роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был издан в 1997 г. 8 Согласно этому нормативному правовому источнику должностное лицо в принятии соответствующих решений не зависит от органов государственной власти, а также не находится в состоянии противоборства с данными структурами, руководствуясь на своей службе только Конституцией РФ и действующим отечественным законодательством. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными юридическими принципами и нормами [6, с. 25]. В целом можно констатировать, что юридические функции данного должностного лица обеспечивают поддержание законности и правопорядка на всей территории Российской Федерации. Причем деятельность Уполномоченного, дополняя существующие средства защиты прав и свобод гражданина, не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивает защиту и восстановление нарушенных прав и свобод [6, с. 25].

Оценку системе управления безопасностью и применения юридических средств защищенности жизненных интересов личности вправе давать органы прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства органы прокуратуры исполняют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 9. Прокурорский контроль внедряется в федеральные министерства, службы, агентства и иные федеральные органы исполнительной власти, представи-

6 О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

7 О муниципальной службе в Российской Федерации : федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.

8 Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ.

9 О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1.

тельные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, военно-политические структуры, органы контрольно-надзорной деятельности, а также управленческо-системные организации и др. [7]

Одним из главных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В группу контрольно-надзорных функций органов прокуратуры входят компетенции прокурорских работников, включающие разъяснительные мероприятия пострадавшим гражданам в случае нарушения их правового статуса [8].

Таким образом, для управления в сфере обеспечения безопасности необходима реализация высоко-

эффективной государственной политики в данной сфере всеми субъектами управления с учетом современных внутригосударственных, геополитических, международных, экономических, военных и социокультурных условий. Суть данной политики должна сводиться к возможности беспрепятственного взаимного контроля органов государственной власти, участвующих в обеспечении безопасности страны. Иными словами, бездействие конкретного органа власти (или недостаточное реагирование на нарушение закона) должно «компенсироваться» реакцией другого органа. При таком подходе действительным приоритетом в системе ценностей будет безопасность государства и, как следствие, состояние защищенности прав и свобод каждого.

Список источников

1. Лебедев В. А. Гарантирующая роль Президента РФ в механизме охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина // Проблемы права. 2017. № 5(64).

2. Конин Н. М. Правовой статус Президента Российской Федерации и его администрации в системе исполнительной власти России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 3(85).

3. Миронов А. Л. Реализация конституционного права человека и гражданина на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

4. Конджакулян К. М., Дикаева М. А. Президент Российской Федерации и исполнительная власть. Вопросы взаимодействия // Государственная служба и кадры. 2021. № 2.

5. Ботнев В. К. Квалифицированная юридическая помощь как конституционно-правовая гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013.

6. Москалькова Т. Н. Институт уполномоченного по правам человека: вчера, сегодня, завтра // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2021. № 4.

7. Соловьев А. А. Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан : монография. Астрахань, 2023.

8. Миронов А. Л. Реализация конституционного права человека и гражданина на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.