_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 32.019.5
Балынская Наталья Ринатовна
Д.полит.н., профессор ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» г. Магнитогорск, РФ E-mail: [email protected] Рахлис Татьяна Павловна К. п.н., доцент ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» г. Магнитогорск, РФ E-mail: [email protected]
СУБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИА-ПОЛИТИКИ Аннотация
В статье рассматривается новое для российской общественной практики понятие медиа-политики, авторы делают упор на характеристику субъектов этого вида общественной деятельности. К ним они относят органы власти, а также не институциональные субъекты политических отношений.
Ключевые слова
Медиа-политика, субъекты политики, информация, информационные потоки, управление политическими
процессами.
Современная общественная практика в нашей стране все больше демонстрирует: все субъекты политических взаимодействий включены в медиа-политические процессы. Это связано с тем, что современная политика перетекла в область информационную [1]. В современном мире не обязательно совершать конкретное действие в политике, чтобы оказать влияние на политический процесс. Вполне достаточно информационных действий: публичного выступления, заявления, статьи в блоге, комментария на сайте и т.д. [2,3].
Это накладывает отпечаток на состав субъектов медиа-политики. Если традиционно субъектом политики, в том числе в области информации, мыслилась власть, а общество воспринималось как объект информационного воздействия [4], то сегодня все изменилось. Конечно, любой участник медиа-политики, вступая в информационные взаимодействия, так или иначе, стремится к саморекламе [5]. Однако это далеко не единственная цель. Каждый субъект стремится оказать значимое влияние на политический процесс. А для этого ему нужен определенный ресурс - информация. К информации как ресурсу обращаются многие исследователи, которые отмечают, что информация - ресурс крайне необычный. В отличие от других ресурсов, он не тратится полностью, а, напротив, прирастает, благодаря комментариям, повторам, интерпретациям [6].
В связи с этим мы предлагаем разделить все субъекты, вступающие во взаимодействие в области медиа-политики, на две группы. Первая - традиционная - органы власти. Они характеризуются следующими чертами: обладают, помимо информационного, еще и административным ресурсом, а также некоторым кредитом доверия, выданным аудиторией. Это институциональный субъект медиа-политики. Вторая категория - субъекты разрозненные, которые не могут быть отнесены к институтам. Например, к таким субъектам может быть отнесена отдельная личность. Раньше в традиционных теориях политических процессов отдельная личность как самостоятельный субъект не рассматривалась, что было связано с теорией демократии и гражданского общества, где главным субъектом выступают группы. Сейчас, именно благодаря реализации медиа-политики, все изменилось. Именно отдельная личность может нарастить свой вес в политике благодаря доступу к источникам информации, либо благодаря своей способности определенным
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
образом интерпретировать политические события и привлекать этим себе последователей, которые разносят в информационном пространстве отдельно взятую точку зрения.
Таким образом, изменившийся состав субъектов медиа-политики сегодня способствует тому, что политический процесс стал более непредсказуем, поскольку контролировать участие отдельных субъектов политики в информационном процессе практически невозможно. Состав участников медиа-политики, отнесенный нами к институциональным, действует традиционно, а именно: порождает информационные потоки и по возможности контролирует их распространение. Однако не институциональные субъекты медиа-политики более непредсказуемы. Именно поэтому авторы убеждены, что дальнейшие исследования в этой области будут сосредоточены именно в этом направлении. Список использованной литературы:
1. Балынская Н.Р. Функционирование правовой информации в масс-медийных потоках глобального мира // Вопросы управления. 2012. №1(1). С. 7-12.
2. Балынская Н.Р. Специфика российского медийного процесса в условиях политических трансформаций // Инновационный Вестник Регион. 2015. № 4(42). С. 52-57.
3. Особенности политических коммуникационных процессов в современной России: учебное пособие / под общ. ред. Н.Р. Балынской. - Екатеринбург: Уральская академия государственной службы, 2010. - 137 с.
4. Балынская Н.Р. Специфика участия средств массовой информации в политическом процессе современной России: монография. - Екатеринбург, 2009. - 183 с.
5. Питько О.А. Персональный брендинг как инструмент саморекламы в контексте продвижения специалиста в профессиональной среде // Инновационный Вестник Регион. 2013. №4.2. С. 23-27.
6. Балынская Н.Р., Ковалева М.М. Средства массовой информации и проблемы политического управления в современном информационном пространстве // Вопросы управления. 2015. №4(16). С. 7-16.
© Н.Р. Балынская, Т.П. Рахлис, 2016
УДК 32
Рыбаков Андрей Вячеславович
заведующий кафедрой политологии, д. полит. н., профессор Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)
г. Москва, Российкая Федерация E-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
Аннотация
В статье анализируется процесс и механизмы формирования этногрупп с точки зрения двух основных парадигм - примордиалистской и конструктивистской. Выявлены принципиальные отличия и объяснительные возможности этих подходов применительно к генезису этнонациональных сообществ
Ключевые слова
Этнонациональные сообщества, примордиализм, конструктивизм, инструментализм
Анализ существующих в современной науке трактовок природы этнонациональных образований, направляет к довольно весомому основанию их систематизации, а именно - существующим представлениям о механизме формирования этнонациональных феноменов (см. схему 1).
В самом общем виде могут быть выделены две принципиально противоположные позиции. Одна из них основана на том, что все этнонациональные образования возникают естественным путем, в рамках