Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ'

СУБЪЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СУБЪЕКТ ЭКСПЕРТИЗЫ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева М.О., Букарина В.А.

В настоящей статье исследуется один из эффективных методов повышения качества правового регулирования - экспертиза законодательства. Авторы обращают внимание на несформированность единого подхода к определению понятия «экспертизы законодательства». Представляются и характеризуются классификации субъектов проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов. Предпринята попытка сформулировать требования, предъявляемые к эксперту правовой экспертизы. Подчеркивается актуальность принятия федерального закона «Об экспертизе законодательства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF LEGAL EXPERTISE OF REGULATORY LEGAL ACTS

This article examines one of the effective methods of improving the quality of legal regulation - the examination of legislation. The authors draw attention to the lack of a unified approach to the definition of the concept of "expertise of legislation". Classifications of subjects of legal expertise of normative legal acts are presented and characterized. An attempt has been made to formulate the requirements for a legal expert. The urgency of the adoption of the federal law "On the examination of Legislation" is emphasized.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ»

СУБЪЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ

М.О. Воробьева, студент В.А. Букарина, студент

Научный руководитель: О.А. Короткова, канд. юрид. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-1-39-42

Аннотация. В настоящей статье исследуется один из эффективных методов повышения качества правового регулирования - экспертиза законодательства. Авторы обращают внимание на несформированность единого подхода к определению понятия «экспертизы законодательства». Представляются и характеризуются классификации субъектов проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов. Предпринята попытка сформулировать требования, предъявляемые к эксперту правовой экспертизы. Подчеркивается актуальность принятия федерального закона «Об экспертизе законодательства».

Ключевые слова: экспертиза законодательства, правовая экспертиза, субъект экспертизы, нормативный правовой акт, законодательство.

В связи с динамичными трансформациями государственно-правовой действительности законодательными органами государственной власти довольно активно осуществляется правотворческая деятельность. В рамках проведения статистического исследования федерального законодательства было установлено, что за 2021 год Парламентом РФ было принято 505 федеральных законов, а в 2022 году 653 [1; 9]. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что 2022 год стал рекордным по принятию законов за всю историю существования российского парламентаризма [1]. Считаем, что принимаемые нормативные правовые акты органами законодательной ветви власти должны быть качественными и отвечать актуальным потребностям общества. Соглашаясь с Т.В. Кашаниной, качество закона -это совокупность свойств содержания закона и его формы, позволяющая быть действенным регулятором общественных отношений [3].

Одним из средств совершенствования качества правового регулирования и укрепления единства правового пространства является проведение правовой экспертизы законодательства. В настоящее время в юридической литературе не суще-

ствует единого подхода к определению правовой экспертизы. Так, например, Плетников В.С. и Плетникова М.С. [7] рассматривают правовую экспертизу как особый вид юридической деятельности, которая направлена на получение знаний о государственно-правовых явлениях, осуществляемая уполномоченными компетентными субъектами. По мнению К.Р. Мурсалимова [6] проведение правовой экспертизы относится к контрольно-надзорной деятельности государства, выраженной в правовой оценке нормативного правового акта. Следует отметить, что институт правовой экспертизы занимает важное место на стадии проектирования правотворческого решения как инструмент недопущения и предотвращения ошибок творца права. Отмечаем, что сохраняется актуальность проведения правовой экспертизы в отношении нормативных правовых актов вступивших в силу, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В современной российской юридической науке не существует единого подхода к определению термина «экспертиза законодательства». В соответствии с энциклопедическим словарем под экспертизой законопроекта понимается специальное исследование, проводимое с целью оценки

качества законопроекта, его соответствия Конституции РФ и действующему законодательству, оценки перспектив действия закона, принятого на основе данного законопроекта [2]. Считаем, что наиболее удачным и полным является определение О.А. Коротковой: «это публично-правовая деятельность лица (группы лиц), обладающих специальными знаниями, направленная на проведение исследования законопроекта или законодательного акта на предмет его соответствия объективным требованиям в определенной сфере общественных отношений, а также подготовку, оформление выводов и рекомендаций (заключений) по данному законопроекту или законодательному акту» [4].

Короткова О.А. также выделяет виды экспертиз законодательства, к которым относятся юридическая, правовая, гендер-ная, лингвистическая и другие. В рамках заявленной темы следует определиться с понятием «правовая экспертиза законодательства». Обращаем внимание, что в Методических рекомендациях по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы НПА, подготовленных Министерством Юстиции РФ, содержится определение правовой экспертизы НПА (их проектов) под которой понимается вид исследования, в рамках которого анализируется конкретный НПА с учетом комплексного подхода к системе и структуре правовой системы РФ [5]. В ее состав входят следующие структурные элементы: объект; предмет; субъект; методы; содержание и результат. Фокус интересов авторов направлен на изучение субъектов проведения правовой экспертизы законодательства.

Обращаем внимание, что понятие «субъекты проведения правовой экспертизы» не имеет дефиниции, закрепленной в российском законодательстве, вследствие отсутствия закона, предметом которого являлась бы экспертная деятельность. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к научным трудам, посвященным вопросам проведения экспертизы законодательства. А.А. Разуваев [8] выделяет в субъектный состав экспертной деятельности - заказчика, организатора и непосредственных исполнителей. При

этом О.А. Короткова [4] к субъектам законотворческой экспертизы относит юридических и физических лиц, которые берут на себя функционал ее заказчиков, организаторов и исполнителей.

Считаем, что заказчиками проведения правовой экспертизы могут являться физические и юридические лица, заинтересованные в проведении исследования законопроекта или законодательного акта на предмет его соответствия объективным потребностям общества и федерального законодательства. К ним относятся должностные лица, государственные органы, организации и учреждения, уполномоченные в принятии решений о проведении правовой экспертизы.

Исполнителями правовой экспертизы являются специализированные экспертные организации и физические лица (эксперт и экспертные группы), осуществляющие правовую экспертизу. Для проведения исследования НПА эксперт должен обладать специальными знаниями для подготовки качественного экспертного заключения. Полагаем, что к эксперту должны быть предъявлены следующие требования: гражданство РФ; наличие высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», или высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификация «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшего образования по специальностям, входящих в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист»; юридический стаж работы не менее 5 лет.

Считаем, что эксперт и экспертные организации, которые принимают участие в проведении правовой экспертизы, должны получить статус эксперта в соответствии с требованиями, которые в дальнейшем могут быть сформулированы Министерством Юстиции РФ и установлены Правительством РФ. Исполнители при проведении правовой экспертизы должны соблюдать принцип объективности и беспристрастности, выражающийся в качественной оценке НПА без личной заинтересованности в

результатах проведения исследования. На наш взгляд наиболее качественной будет являться работа экспертной группы, в состав которой входят специалисты из различных отраслей права. Экспертам необходимо учитывать многогранность и сложность национальной системы законодательства, а также обращать внимание на объективные потребности общества, поскольку одной из важнейших функций экспертизы законодательства является гармонизация общественных отношений.

По мнению авторов в состав экспертной группы должен входить руководитель экспертной группы, который будет являться организатором правовой экспертизы. В функционал данного лица входят следующие обязанности: разработка программы проведения экспертизы, осуществление поиска экспертов и заключение договоров с ними, предоставление объекта экспертизы и необходимые методические материалы. Таким образом, организатор (руково-

дитель экспертной группы) обеспечивает комплексную поддержку, выполняет исключительно управленческие и организационные функции по выполнению правовой экспертизы.

Резюмируя, субъектами правовой экспертизы в зависимости от выполняемых ими функциональных обязанностей являются заказчик, организатор, исполнитель. Классификации данные научным сообществом и авторами статьи требуют закрепления в национальном законодательстве. Авторы соглашаются с мнением ученых-юристов о необходимости разработки федерального закона «Об экспертизе законодательства», устанавливающей правовые основы проведения экспертизы законодательства. Представляется, что в данном НПА должны быть регламентированы субъекты проведения правовой экспертизы, а также на основании принятого федерального закона разработаны и приняты требования, предъявляемые к экспертам.

Библиографический список

1. Володин: В 2022 году Госдума приняла 653 закона, это рекорд за всю историю парламента // Парламентская газета. 22.12.2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/volodin-v-2022-godu-gosduma-prinyala-653-zakona-eto-rekord-za-vsyu-istoriyu-parlamenta.html.

2. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь. - М.: Юрид. лит., 2002.

3. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. - М., 2021. - 125 с.

4. Короткова О. А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: монография. -М.: Полиграф-Информ, 2010.

5. Методические рекомендации по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (с иллюстрацией на конкретных примерах). - М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2017. - 56 с.

6. Мурсалимов К.Р. Правовая экспертиза как вид юридической деятельности // Вестник Московского университета МВД России. - 2011. - №10. - С. 80-82.

7. Плетников В.С., Плетникова М.С. Нормативно-правовое регулирование правовой экспертизы и юридическая практика // Юридическая техника. - 2022. - № 16. - С. 346-350.

8. Разуваев А.А. Экспертиза как средство повышения эффективности процесса право-реализации: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. - Саратов, 2006. - С. 36.

9. Число принятых в 2021 году законов оказалось минимальным за последние пять лет // Гарант.ру. 10.02.2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/company/about/press/news/1527116/.

SUBJECTS OF LEGAL EXPERTISE OF REGULATORY LEGAL ACTS

M.O. Vorobyova, Student V.A. Bukharina, Student

Supervisor: O.A. Korotkova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. This article examines one of the effective methods of improving the quality of legal regulation - the examination of legislation. The authors draw attention to the lack of a unified approach to the definition of the concept of "expertise of legislation". Classifications of subjects of legal expertise of normative legal acts are presented and characterized. An attempt has been made to formulate the requirements for a legal expert. The urgency of the adoption of the federal law "On the examination of Legislation" is emphasized.

Keywords: expertise of legislation, legal expertise, subject of expertise, regulatory legal act, legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.