СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ1
В.Т. АЗИЗОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права
Дагестанского государственного университета Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
E-mail: vik [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы определения круга субъектов противодействия экстремистской деятельности на законодательном уровне в Республике Дагестан, а также детализации их полномочий в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: экстремистская деятельность, законодательство, субъекты противодействия, органы государственной власти.
THE SUBJECTS OF COUNTERACTION OF EXTREMIST ACTIVITY IN DAGHESTAN REPUBLIC
AND THEIR POWERS
V.T. AZIZOVA,
сandidate of law, the senior lecturer of chair of the theory of the state and law of Daghestan state university
Speciality: 12.00.02 — constitutional law; municipal law
Annotation. The problems of definition of subjects of counteraction of extremist activity in the Republic of Daghestan at legislative level and detailed elaboration of their powers in this sphere are considered in this article.
Keywords: Extremist activity, the legislation, subjects of counteraction, public authorities.
Разработка нового закона в сфере противодействия экстремистской деятельности в Республике Дагестан вызвана насущной необходимостью создания адекватной правовой базы, поскольку существующий сейчас Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности в Республике Дагестан»2 не только не отвечает современным реалиям и уровню правового регулирования, но и противоречит
в отдельных своих пунктах Конституции РФ и федеральному законодательству.
Правовой анализ ряда нормативных актов, регламентирующих вопросы противодействия экстремистской деятельности как на федеральном уровне3 и в отдельных субъектах Российской Федерации, так и за рубежом4, позволяет сделать вывод о том, что в большинстве указанных актов отсутствует четкое за-
1 Исследование выполнено при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (мероприятие 1.2.2, конкурс НК-160П, Госконтракт N° П1024, проект «Обеспечение единого правового пространства РФ: мониторинг регионального законодательства»).
2 О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 г. № 15 // СПС «Консультант Плюс Регион».
3 О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
4 О противодействии экстремистской деятельности: Закон Кыргызской Республики от 17 августа 2005 г. № 150; О противодействии экстремистской деятельности: Закон Республики Молдова от 21 февраля 2003 г. № 54-Х^ О противодействии экстремистской деятельности: Закон Республики Южная Осетия от 20 апреля 2005 г. и др.
крепление субъектов противодействия экстремистской деятельности и детальная регламентация их полномочий.
С учетом этого позитивной представляется детализация системы органов, осуществляющих противодействие экстремистской деятельности, а также их полномочий в указанной сфере. При закреплении системы органов власти, осуществляющих противодействие экстремистской деятельности на уровне Республики Дагестан, необходимо точно определить круг субъектов осуществления противодействия экстремистской деятельности и законодательно закрепить перечень должностных обязанностей с их конкретизацией применительно к каждому государственному органу, а также органам местного самоуправления.
В проекте закона, разрабатываемом инициативной группой в рамках проекта «Обеспечение единого правового пространства РФ: мониторинг регионального законодательства» при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в качестве общих субъектов реализации указанной деятельности названы Президент Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, федеральные территориальные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления Республики Дагестан.
В Комплексной программе по противодействию религиозно-политическому экстремизму в Республике Дагестан на 2009—2011 гг. в качестве субъектов осуществления противодействия экстремистской деятельности приведены 22 различных органа и организации, при этом Президент Республики Дагестан и Народное Собрание Республики Дагестан как субъекты осуществления указанной деятельности в рамках своих полномочий не названы.
Разработчики республиканского законопроекта пошли по пути тщательной регламентации полномочий органов исполнительной власти Республики Дагестан. Согласно разрабатываемому законопроекту, Президент Республики Дагестан как высшее должностное лицо Республики Дагестан, возглавляющее исполнительную власть Республики Дагестан, осуществляет общее руководство системой органов государственной власти Республики
Дагестан по противодействию экстремистской деятельности. Вместе с тем, считаем целесообразным расширить полномочия Президента Республики Дагестан, предусмотрев такое направление деятельности, как координация деятельности органов власти Республики Дагестан по противодействию экстремистской деятельности.
Полномочиями по законодательному обеспечению противодействия экстремистской деятельности наделяется Народное Собрание — парламент Республики Дагестан в качестве постоянно действующего законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Дагестан, полномочиями по принятию мер по обеспечению противодействия экстремистской деятельности необходимыми силами, средствами и ресурсами — Правительство Республики Дагестан.
Включение в перечень субъектов противодействия экстремистской деятельности Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан позволит наделить данный орган государственной власти Республики Дагестан полномочиями: по изучению и анализу деятельности созданных на территории Республики Дагестан религиозных объединений и иностранных граждан, занимающихся проповедованием и (или) распространением какого-либо вероучения посредством религиозно-просветительской деятельности; по осуществлению информационно-пропагандистских мероприятий по вопросам, относящимся к его компетенции, рассмотрению вопросов, касающихся нарушений законодательства о свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, вносит предложения о запрещении деятельности религиозных объединений, нарушающих законодательство Российской Федерации и Республики Дагестан о противодействии экстремистской деятельности. В качестве дополнительной функции за Министерством можно также закрепить проведение мониторинга продукции средств массовой информации на предмет соблюдения ими законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан, что позволит обеспечить освещение вопросов укрепления межнационального и межконфессионального согласия в средствах массовой информации.
Положительный момент проекта рассматриваемого закона — детализация деятельности образова-
тельных учреждений через Министерство образования и науки Республики Дагестан, на которое возлагается деятельность по обеспечению создания и применения в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование антиэкстремистской идеологии.
Максимально приближенными к населению являются органы местного самоуправления, поэтому наиболее целесообразно закрепить за ними полномочия по: осуществлению взаимодействия с общественными объединениями; изучению деятельности созданных на территории муниципального образования религиозных объединений и иностранных граждан, занимающихся проповедованием и (или) распространением какого-либо вероучения посредством религиозно-просветительской деятельности; созданию банка данных о них; осуществлению информационно-пропагандистских мероприятия по вопросам, относящимся к их компетенции; проведению изучения и анализа религиозной обстановки в муниципальном образовании.
В отличие от рассмотренных выше органов, входящих в систему противодействия экстремистской деятельности, наибольшими полномочиями должны, по всей видимости, наделяться органы обеспечения безопасности, органы внутренних дел, прокуратура и иные силовые ведомства.
На территории Республики Дагестан действуют федеральные территориальные органы обеспечения безопасности Российской Федерации и Республики Дагестан как его составной части. В рамках их деятельности рекомендуется закрепить законодательно такие полномочия по противодействию экстреми-сткой деятельности, как: выявление, предупреждение и пресечение противоправных действий экстремистской направленности; проведение мониторинга оперативной обстановки в Республике Дагестан по линии противодействия экстремистской деятельности; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, принятие мер по их устранению; обобщение и анализ информации в сфере противодействия экстремистской деятельности; оценка и прогнозирование развития обстановки в Республики Дагестан на предмет противодействия экстремистской деятельности и т.п. Дополнительная конкретизация полномочий территориальных орга-
нов обеспечения безопасности, по-видимому, должна осуществляться в рамках локального нормативного регулирования (в приказах, должностных инструкциях, руководящих письмах и т.д.) и быть доступной ограниченному числу сотрудников соответствующих органов обеспечения безопасности.
Органы внутренних дел в лице Министерства внутренних дел Республики Дагестан и его подразделений в сфере противодействия экстремистской деятельности законодательно могут быть наделены полномочиями в пределах своей компетенции как по принятию профилактических мер, направленных на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности, так и по осуществлению уголовного преследования и иных полномочий в соответствии с законодательством. Данные полномочия могут быть детализированы мерами по проведению оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по: выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности; предупреждению и пресечению деятельности организованных групп и преступных сообществ экстремистской направленности; формированию и ведению информационных баз данных и т.п.
В законодательстве Республики Казахстан, в частности, в Законе Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. № 31 «О противодействии экстремизму»5 не только частично закрепляются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму, но и разделяются в зависимости от стадии осуществления антиэкстремистской деятельности. Так, ст. 6 регламентирует компетенцию государственных органов в области профилактики экстремизма, охватывая полномочия государственных органов по связям с религиозными объединениями, по делам средств массовой информации, центрального исполнительного органа в области образования, органов национальной безопасности и органов внутренних дел Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей (городов республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). При этом ст. 7 закрепляет компетенцию государственных органов по
5 О противодействии экстремизму: Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. № 31 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2005. № 5. Ст. 3.
выявлению и пресечению экстремизма, к которым законодательно отнесены органы национальной безопасности и органы внутренних дел Республики Казахстан, а также прокуратура Республики Казахстан. Аналогичное деление полномочий отмечается и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-3 «О противодействии экстремизму», в котором к органам, осуществляющим противодействие экстремизму в пределах их компетенции, отнесены органы государственной безопасности, органы внутренних дел и органы прокуратуры. Все иные государственные органы и организации принимают профилактические меры, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности, участвуют в выявлении и пресечении экстремизма6. Распределение компетенции и полномочий органов государственной власти в зависимости от стадии противодействия экстремистской деятельности представляется перспективным и может быть реализовано в разрабатываемом Законе Республики Дагестан «О противодействии экстремистской деятельности в Республике Дагестан».
Определенным недостатком правового закрепления системы субъектов противодействия экстремистской деятельности является, на наш взгляд, недооценка роли институтов гражданского общества в этом процессе. Одним из факторов социального риска в Северо-Кавказском регионе в целом и в Дагестане, в частности, представляется распространение экстремистской деятельности. В таких условиях требуется, с одной стороны, максимально обеспечить взвешенные решения, а с другой, — активизировать интеллектуальный потенциал общества, привлечь
коллективный интеллект для объективной оценки сложившейся ситуации и поиска наиболее оптимальных мер преодоления имеющихся проблем. Значимым аспектом процесса общественной экспертизы выступает необходимость оценки вероятности распространения риска в процедуре принятия нормативных правовых актов.
Институты гражданского общества могут реализовать свои полномочия по профилактике экстремистской деятельности на любом уровне организации власти, при этом наибольшей активностью их деятельность характеризуется на стадии правоприменения. На стадии правотворчества деятельность институтов гражданского общества в Северо-Кавказском регионе в целом, и в Республике Дагестан, в частности, достаточна инертна. В этой ситуации реализация Общественной палатой Республики Дагестан ст. 17 Закона Республики Дагестан «Об Общественной палате Республики Дагестан»7, регламентирующей проведение общественной экспертизы проектов законов и программ социально-экономического развития Правительства, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Дагестан, представляется наиболее адекватной мерой по профилактике экстремистской деятельности в Республике Дагестан.
Таким образом, необходимость тщательной детализации системы субъектов противодействия экстремистской деятельности, их компетенции и полномочий очевидна и реализована в разрабатываемом инициативной группой законопроекте «О противодействии экстремистской деятельности в Республике Дагестан».
6 О противодействии экстремизму: Закон Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-3 // Законодательство Республики Беларусь. Адрес в Интернете: http://pravo.kulichki.com/zak2007/bz01/dcm01764.htm
7 Об Общественной палате Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 17 октября 2006 г. № 48-РЗ // СПС «Консультант Плюс».