_ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 12(180)
СУБЪЕКТЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
МИРОНОВ Василий Олегович,
доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор Юридического института им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. E-mail: [email protected];
ЗИН Наталья Васильевна,
кандидат исторических наук, магистр права, доцент кафедры теории и истории государства и права Владимирского филиала РАНХиГС. E-mail: [email protected];
Краткая аннотация: Статья посвящена рассмотрению понятия субъектов правовых отношений, их правоспособности и дееспособности, правового статуса, теорий правосубъектности юридических лиц.
Abstract: The article is devoted to the concept of subjects of legal relations, their legal capacity and capacity, legal status, theories of legal personality of legal entities.
Ключевые слова: субъект правоотношений, правоспобность, дееспособность, физическое лицо, юридическое лицо, правосубъектность.
Keywords: subject of legal relations, legal capacity, legal capacity, natural person, legal entity, legal personality.
Субъекты правовых отношений - их участники, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями: индивиды и организации. Первые могут выступать как участники правоотношений в различных правовых отраслях, кроме международного публичного права.
Для того чтобы иметь возможность вступать в правовые отношения, следует обладать правосубъектностью - быть субъектом права: обладать субъективными правами и быть обремененным юридическими обязанностями, а также способностью реализовывать свои субъективные права и выполнять соответствующие обязанности [1]. Правоспособность физических лиц в имущественных отношениях возникает с момента рождения, а полная дееспособность - по достижению совершеннолетия. В неимущественных правоотношениях правоспособность и дееспособность наступают одновременно при достижении определенного возраста. Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникают одномоментно при их создании и имеют специальный характер, соответствующий целям и задачам организации [2].
Правовой статус субъекта права - совокупность его прав и дееспособности, необходимых для наступления определенных правоотношений, а также прав и обязанностей, реализация которых не влечет за собой какие-либо конкретные правовые отношения. Индивидуальный правовой статус - это совокупность правоотношений, стороной в которых выступает некое лицо. Он различен у тех или иных индивидов. Специализированный правовой статус - совокупность прав и обязанностей различных категорий субъектов [3].
Субъектами правовых отношений выступают как физические, так и юридические лица. Первые из них в частном праве наделены правоспособностью и дееспособностью, а в публичном праве также деликтоспособностью как частным проявлением дееспособности. Юридические лица обычно обладают лишь дееспособностью, поскольку понятия правоспособность и дееспособность применительно к ним как правило совпадают. Общей для физических и юридических лиц является правосубъектность, определяющая их возможность
быть субъектами конкретных правоотношений [4].
Что касается правоспособности, дееспособности и их соотношения применительно к физическим лицам, то как верно отмечал Я.М. Магазинер, «понятия дее- и правоспособности лежат в двух совершенно различных сферах, вытекают из двух глубоко различных оснований» [5]. Дееспособность означает способность лица совершать юридически значимые действия, порождающие правовые изменения применительно к тому, кто совершает такие действия или тому, кого они юридически затронули. Правоспособность - следствие юридических действий или событий. Это способность быть субъектом правового отношения, иметь права и нести обязанности. Данный термин идентичен понятию «правосубъектность» [6].
Что касается связи между правоспособностью и дееспособностью, то не каждый, имеющий права, может ими распоряжаться: приобретать, прекращать, приостанавливать и т.д. По общему правилу в публичном праве правоспособность и дееспособность совпадают, так как только имеющий право может его реализовывать, распоряжаться им. Тем не менее, в публичном праве встречаются случаи недееспособности правоспособного лица. То есть, различие между право- и дееспособностью присутствует и в публичном праве, но в существенно меньшем объеме по сравнению с правом частным [7].
В дореволюционной юридической науке выделяли активную правоспособность - иметь права и пассивную - нести обязанности [8]. Правоспособность может быть полной или ограниченной. Полная правоспособность предполагает, что лицо имеет все доступные ему публичные и частные права, а ограниченная - это неспособность обладать определенными правами в какой-либо сфере. Ограничение правоспособности возможно по причинам естественным, социальным, а также вследствие несовместимости различных правоотношений. Дееспособность также может быть полной либо ограниченной по причинам как естественным, так и социальным [9].
Следует также различать общую и специальную правоспособность. Общая - способность обладать правами вообще и нести соответствующие обязанности, специальная -
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
способность иметь права и обязанности в определенной области правовых отношений. Дееспособность тоже подразделяют на общую и специальную.
Правоспособность - это способность обладать субъективными правами, а дееспособность - способность к совершению действий, влекущих за собой изменение прав и обязанностей. Лишение лица правоспособности означает отрицание ценности его интересов, признание их юридически негодными, не подлежащими защите [10].
В противоположность этому признание лица недееспособным означает защиту его интересов, которым он сам мог бы навредить в силу определенной специфики личности. Недееспособность - суть тоже защита интересов личности как и правоспособность, но иными средствами. Недееспособность защищает не только недееспособного, но и других лиц, поскольку совершенные им действия не порождают прав и обязанностей, закрепленных законодательно [11]. То есть, правоспособность признается за лицом в интересах его и связанных с ним лиц, а дееспособность отрицается за ним в тех же интересах. Недееспособный - тот, чьи права защищаются его недееспособностью не только от других, но и от него самого. Недееспособность необходима там, где присутствует правоспособность [12].
Физическое лицо как субъект права - человек, обладающий волей и сознанием. Что касается правосубъектности юридических лиц, то различные мнения на их счет можно свести к двум теориям: фикции и реальности юридического лица.
Теория фикции юридического лица утверждает, что только человек является подлинным субъектом права, а юридическое лицо - искусственно созданный посредством фикции субъект, существующий только с точки зрения закона. Как фикция оно недееспособно. Дееспособностью обладают его органы, состоящие из физических лиц [13].
Второе направление относительно правосубъектности юридических лиц - теория реальности или органическая теория, определяет юридическое лицо как существующий субъект права, союзную личность, единое целое, являющееся субъектом прав и обязанностей, как социальную реальность, отражающую общий интерес. Сегодня в органической теории юридическое лицо рассматривают как единство интересов, наделенное правами и обязанностями. При этом интересы Библиография:
союза и его членов могут быть конкретно разграничены.
Теория фикции юридического лица - свидетельство скудности теоретического познания, выстраивающая конструкцию юридического лица с различными поправками и оговорками. Теория реальности, в свою очередь, отвергая фикцию, заменяет объективную реальность абстрактным представлением о ней. Соответственно, возникает несовпадение между теоретическим понятием «юридическое лицо» и его реальным воплощением в виде объединения различных лиц, их сил и средств для достижения общей цели [14].
В классификации юридических лиц различают, прежде всего, юридические лица публичного и частного права. При этом используют различные критерии, одним из которых является природа акта, ставшего основанием для возникновения субъекта права. Юридическое лицо публичного права образуется на основании публично-правового акта, а частного -на основании частноправового акта.
Отличительные признаки юридического лица публичного права: публичный характер целей, властные полномочия, особый характер членства в нем. К лицам публичного права относят государство, административно-территориальные единицы, государственные учреждения, торговые и промышленные палаты. В форме юридических лиц публичного права действуют в ряде стран отдельные государственные предприятия. Юридическое лицо частного права -коллективное образование, созданное частными лицами, включая его материальную основу и цели деятельности [15].
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания. Различают его общую и специальную правоспособность. Общая правоспособность предполагает, что такое лицо вправе приобретать права и нести обязанности за некоторыми исключениями. При наличии специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать только в правоотношения, необходимые для достижения уставных целей. Ею в настоящее время обладают юридические лица, деятельность которых не направлена на извлечение прибыли [16]. Законодательство и практика исходят из признания дееспособности юридического лица, формы которой различны. Объём дееспособности юридического лица зависит, в первую очередь, от целей его создания.
1. Теория государства и права / Отв. ред. А.В. Малько. М., 2008. С. 231.
2. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2008. С. 307.
3. Теория государства и права / Под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2008. С. 361.
4. Червонюк В.И. Теория государства и права. М., 2007. С. 480.
5. Магазинер Я.М. Общая теория права на основе советского законодательства // Правоведение, 2000. № 2. С. 250.
6. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. М., 2007. С. 487.
7. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2008. С. 375.
8. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. Т. 2. СПб., 1907. С. 380.
9. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2008. С. 463.
10. Проблемы теории государства и права / Под ред. В.М. Сырых. М., 2008. С. 423.
11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001. С. 394.
12. Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2008. С. 226.
13. Чашин А.Н. Теория государства и права. М., 2008. С. 306.
14. Усанов В.Е. Теория государства и права. М., 2006. С. 460.
15. Василенко А.И., Максимов М.В., Чистяков Н.М. Теория государства и права. М., 2007. С. 204.
16. Теория государства и права / Под ред. Е.И. Темнова. М., 2007. С. 184.