Научная статья на тему 'Субъекты права бесспорного списания в гражданском праве Российской Федерации'

Субъекты права бесспорного списания в гражданском праве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъекты права бесспорного списания в гражданском праве Российской Федерации»

Т.Р. НИКИТИНА

СУБЪЕКТЫ ПРАВА БЕССПОРНОГО СПИСАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бесспорное списание денежных средств с банковских счетов плательщиков является инкассовой операцией, одной из форм безналичных расчетов. Важным отличием бесспорного списания от других форм безналичных расчетов является тесная взаимосвязь данной операции с публичными властными полномочиями государственных органов. Сущность права бесспорного списания заключается в принудительном изъятии денежных средств у их владельца, минуя его согласие, т.е. без акцепта платежа.

Основной проблемой реализации права бесспорного списания в Российской Федерации является мобильность правовых норм, регулирующих данные отношения, и нестабильная судебная практика, что порождает множество споров как в научных кругах, так и в среде практикующих юристов. Актуальность и значимость вопросов бесспорного списания денежных средств с банковских счетов плательщиков также связаны с определяющей ролью государственных органов, обладающих правом бесспорного списания, в рыночной экономике и действующей бюджетной системе РФ.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность списания денежных средств без распоряжения владельцев банковских счетов, не определяя перечень субъектов данного права (ст. 854 ГК РФ). Полномочия субъектов права бесспорного списания подтверждены специальными федеральными законами и подзаконными актами. Отметим, что сегодня отсутствует единый нормативный документ, определяющий перечень субъектов исследуемого права. Отсутствует и система классификации названных субъектов, в том числе и в научных исследованиях.

Существующая сегодня правовая база данного сектора рынка России несовершенна. Разработка законов, детально определяющих права и обязанности банков и государственных органов, обладающих правом бесспорного списания, а также вопросы конституционности исследуемого права требуют осуществления комплексных теоретических разработок в области названных правоотношений. Их отсутствие объясняет и отсутствие законодательных инициатив в данной области, и серьезные проблемы правоприменительной практики.

Материалы судебной практики также свидетельствуют об актуальности споров в части бесспорного списания денежных средств со счетов клиентов банков уполномоченными государственными органами. В силу неоднозначности и противоречивости правового регулирования безналичных расчетов в исследуемой сфере затруднено формирование стабильной и единообразной практики. По данной категории споров велик процент отмен, многие дела неоднократно рассматриваются в различных судебных инстанциях.

Право бесспорного списания вызывает множество споров как среди правоприменителей, так и представителей научных кругов. Данной проблеме посвящены работы таких авторов, как Л.Г. Ефимова, С.В. Либерман, Л.А. Новоселова, И.А. Соколова, которые не только разрабатывают общие вопросы, касающиеся правового регулирования безналичных расчетов, но и рассматривают правовую природу безналичных денег и ряд теоретических и практических проблем реализации инкассовых операций [1].

Субъекты права бесспорного списания в Российской Федерации, по мнению автора, подлежат классификации на основе их функциональных обязан-

ностей и целей, которые достигаются путем применения этого права. Субъекты права бесспорного списания могут быть разделены на:

1) государственные органы, которые в рамках своей компетенции используют право бесспорного списания в целях защиты имущественных интересов государства;

2) лица, обладающие правом бесспорного списания в силу судебного решения, вступившего в законную силу, которые используют свое право в целях защиты собственных имущественных интересов;

3) иные лица, наделенные законодателем правом бесспорного списания в целях экономической либо иной целесообразности.

Проведенные автором исследования показали, что наиболее активно право бесспорного списания сегодня реализуется государственными структурами, а именно налоговыми и таможенными органами. Существенные правовые проблемы наблюдались в процессе реализации права бесспорного списания органами Федерального казначейства, а также социальными государственными фондами. Значительная судебная практика накоплена также в сферах исполнительного производства и банкротства. В целях устранения выявленных правовых коллизий и усовершенствования процедуры бесспорного списания автором предлагается следующее.

Во-первых, в целях усиления правового статуса базового нормативного акта в области безналичных расчетов, в том числе и бесспорного списания, а также с учетом требований ст. 862, 874 ГК РФ, согласно которым формы и порядок безналичных расчетов, в том числе расчетов по инкассо, регулируются законом, автор предлагает принять специальный федеральный закон, заменяющий Положение о безналичных расчетах [2]. Названный федеральный закон должен стать документом, кодифицирующим нормы гражданского права в области расчетных правоотношений и учитывающим накопленную судебную практику. Автором предлагается закрепить в федеральном законе, в частности:

1) разделение операций бесспорного списания и безакцептного списания;

2) перечень субъектов права бесспорного списания и их классификацию;

3) принципы организации бесспорного списания.

Во-вторых, с учетом того факта, что нормы ГК РФ значительно устарели по сравнению со специальными нормами, регулирующими расчетные правоотношения, автором предлагается внести изменения и дополнения в ГК РФ, предусматривающие процедуру бесспорного списания в целях придания более значительного статуса исследуемой операции. В частности, предлагается:

1. Изменить п. 1 ст. 862 ГК РФ и изложить его в следующей редакции: «При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота».

2. § 4 главы 46 ГК РФ изменить, разграничив операции бесспорного списания и безакцептного списания, учитывая их специфику и формы.

В-третьих, автор обращает внимание на проблему разграничения понятий «бесспорное списание» и «безакцептное списание» в действующем российском законодательстве и предлагает также более четко разграничить условия применения названных инкассовых операций, придав бесспорному списанию жесткий, императивный характер. По мнению автора, до разработки нового Федерального закона необходимо внести изменения в Положение о безналичных расчетах, исключающие из условий применения инкассовых поруче-

ний возможность предусматривать их сторонами в договоре. Право бесспорного списания должно принадлежать соответствующим государственным органам, а также взыскателям по исполнительным листам и только в случаях, предусмотренных Федеральным законом. Списание денежных средств без распоряжения плательщика по гражданско-правовым сделкам должно осуществляться на основании платежных требований в безакцептном порядке. В целях реализации указанного автором предлагается исключить п.п. 3 п. 12.2 и п. 12.8 из Положения о безналичных расчетах в РФ.

В-четвертых, по мнению автора, необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» [3], в соответствии с которыми должен быть предусмотрен порядок обязательного оформления инкассового поручения взыскателем при предъявлении в банк исполнительного документа с целью устранения противоречия между названным федеральным законом и гражданским законодательством.

В частности, автором предлагается п. 1 ст. 6 федерального закона «Об исполнительном производстве» изменить и изложить в следующей редакции: «Исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию с обязательным оформлением инкассового поручения, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом».

В-пятых, вопрос конституционности права бесспорного списания исследован автором с точки зрения определения правовой сущности безналичных денег и защиты прав собственника. По мнению автора, безналичные деньги являются правами требования, подтвержденными определенной информацией. Закрепление такого понятия на законодательном уровне позволит устранить существующие противоречия. Автором предлагается наделить безналичные деньги особым правовым статусом и исключить их из перечня объектов вещных прав. В частности, автором предлагается изменить ст. 128 ГК РФ и изложить ее в следующей редакции: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

В-шестых, с учетом возникающих проблем при реализации права бесспорного списания в рамках процедуры банкротства, а также того факта, что бесспорное списание в названной процедуре затрагивает интересы не только взыскателя и должника, но и неопределенного круга лиц, в том числе граждан, автором предлагается исключить возможность применения права бесспорного списания в названной процедуре. В частности, в целях устранения коллизий и формирования единой судебной практики автором предлагается в действующее законодательство России внести одновременно следующие изменения:

1) п. 1 ст. 45 НК РФ дополнить абз. 7 в следующей редакции: «Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если в отношении организации арбитражным судом возбуждена процедура банкротства. Взыскание налога с организации, находящейся на стадии банкротства, производится в соответствии с требованиями закона о несостоятельности (банкротстве)»;

2) ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дополнить п. 4 в следующей редакции: «Требования настоящей статьи не распространяются на случаи, когда в отношении должника арбитражным судом возбуждена процедура банкротства. Предъявление исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств с должника, находящегося на стадии банкротства, производится в соответствии с требованиями закона о несостоятельности (банкротстве)»;

3) п. 3 ст. 65 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной законом о несостоятельности (банкротстве)»;

4) ст. 11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [4] дополнить п. 3 в следующей редакции: «Право бесспорного списания денежных средств с банковского счета должника, в отношении которого арбитражным судом возбуждена процедура банкротства, не применяется».

В-седьмых, учитывая тот факт, что отдельные нормы действующего законодательства предусматривают возможность бесспорного списания денежных средств с валютных банковских счетов, в то время как отсутствует четкий правовой механизм такого списания, в целях устранения этого пробела автор предлагает разработать самостоятельный нормативный акт либо внести дополнение в действующее Положение о безналичных расчетах в РФ, предусматривающее порядок бесспорного списания с банковских счетов в иностранной валюте.

Все перечисленные проблемы требуют своего скорейшего и грамотного решения. Правовые преобразования в области бесспорного списания должны проводиться с учетом экономической целесообразности и российской специфики. Основой реформ, по мнению автора, должна стать защита в первую очередь интересов собственников, что позволит устранить существующие правовые коллизии, снизить количество судебных разбирательств в данной сфере, уменьшить степень вмешательства государства в частные интересы граждан и юридических лиц и, как результат, значительно увеличить инвестиционную привлекательность России.

Литература

1. Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. М.: НИМП, 2001, 654 с.; Либерман С.В. Инкассовая форма расчетов: законодательная модель и правоприменительная практика: Дис. ... канд. юрид. наук, М., 2004, 191 с.; Новоселова Л.А. Проблемы гражданско-правового регулирования расчетных отношений: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997, 199 с.; Соколова И.А. Правовое регулирование бесспорного (безакцептного) списания денежных средств в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 156 с.

2. Положение ЦБР от 03.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» // Вестник Банка России. 2002. № 7.

3. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ от 28.07.1997 г. № 30, ст.3591.

4. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.10.2002 г. № 43 ст. 4190.

НИКИТИНА ТАТЬЯНА РАДИЕВНА родилась в 1975 г. Окончила Чувашский государственный университет. Ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Чувашского университета. Автор 6 публикаций в области гражданского и финансового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.