Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2539
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фарикова Екатерина Александровна

В статье рассматриваются основы правового статуса субъектов государственного финансового контроля и аудита в современной России. В рамках исследования охарактеризованы полномочия Счетной палаты РФ, как основного субъекта государственного финансового контроля и аудита в России, а также контрольно-счетных органов субъектов РФ и Федерального казначейства. Рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования статуса субъектов государственного финансового контроля и аудита. Отмечается, что правовое регулирование государственной контрольной деятельности в сфере финансов на современном этапе требует совершенствования, поскольку на законодательном уровне отсутствует четкая система государственного финансового контроля, а имеющиеся нормативно-правовые акты устанавливают различные пределы контроля в области формирования и движения финансовых ресурсов страны. Подчеркнуто, что правовая основа государственного финансового контроля и аудита требует совершенствования, поскольку из норм современного законодательства невозможно сделать однозначный вывод о соотношении данных терминов. Также в современном законодательстве не дается единообразная легальная дефиниция рассматриваемых понятий, что существенно затрудняет определение их содержания и пределов. Обоснован вывод о том, что приоритетным направлением правового регулирования отношений в сфере государственной финансово-контрольной деятельности должно стать создание структурированной законодательной базы государственного финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF STATE FINANCIAL CONTROL AND AUDIT IN MODERN RUSSIA

The article considers the basics of the legal status of subjects of state financial control and audit in modern Russia. During the research, the powers of the Accounts Chamber of the Russian Federation as the main subject of state financial control and audit in Russia, as well as the control-accounting authorities of the subjects of the Russian Federation and the Federal Treasury have been characterized. The relevant problems of legal regulation of the status of subjects of state financial control and audit are considered. It is noted that the legal regulation of state control activities in the field of finance at the present stage requires improvement, since at the legislative level there is no clear system of state financial control, and the existing legal acts establish various limits of control in the field of formation and movement of the country's financial resources. It is emphasized that the legal basis of state financial control and audit needs to be improved, since it is impossible to draw an unambiguous conclusion about the relationship between these terms from the norms of modern legislation. Also, modern legislation does not provide a uniform legal definition of the concepts under consideration, which significantly complicates the definition of their content and limits. The conclusion is substantiated that the priority direction of legal regulation of relations in the sphere of state financial and control activities should be the creation of a structured legislative framework for state financial control.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

стали следствием её утечки. С учетом указанного положения дел в сфере использования внешнего налогового аудита данная идея не кажется такой уж нелогичной.

Таким образом, мы видим, что несмотря на попытки отечественных правоприменителей выделить такое явление, как «налоговый аудит», в отдельное направление аудиторской деятельности, в том числе и путем введения в действие в нашей стране Международных стандартов и принципов аудита [7], должного нормативно-правового закрепления указанный аспект так и не получил. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не раскрывает понятие налогового аудита, и что самое главное, не выделяет его основные принципы, а также этапы и методику проведения. Попытка раскрыть указанное понятие в «Методике налогового аудита» была признана не совсем удачной, так как данный акт нельзя отнести к нормативным правовым и, соответственно, ссылаться на него, как на действующий источник. Как показывает практика, это формирует необходимость законодательного закрепления рассмотренного явления и разработки методической и нормативной базы для его успешного функционирования. Настоящие меры позволили бы существенно расширить возможности использования налогового аудита в контроле финансовой деятельности учреждений и предприятий, а также повысить роль независимого аудита в нашей стране, к примеру, в тех случаях, когда это необходимо для развития отрасли и его более активному использованию со стороны тех же правоохранителей.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СЗ РФ. 05.01.2009. N 1. ст. 15.

2. Шешеня Е.С., Алимов С.А. Проблемы методологического обеспечения государственного аудита и финансового контроля в РФ // Цифровизация экономики и образования: новые технологии в условиях пандемии: материалы Международного конкурса научных работ бакалавров, магистров и специалистов, Орёл, 27 ноября 2020 года. Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2021. С. 241-244.

3. Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол N 1). // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28966/ (дата обращения: 16.02.2022).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СЗ РФ. 07.08.2000. N 32. ст. 3340.

5. Пылаева А. С. Система налогового аудита в КНР // Налоги. 2021. № 6. С. 44-45.

6. Петров А.М. Интеграционные процессы при ведении учета расчетов и налогового планирования в сфере услуг. М.: ООО "Издательство "Спутник+", 2020. 198 с.

7. Информационное сообщение Минфина России от 21.12.2016 N ИС-аудит-11 «О Международных стандартах аудита»// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209618/b8c41a713f9eb6a5eb655b539a 06a795d64aa259/

Literature and Sources

1. Federal'nyj zakon ot 30.12.2008 N 307-FZ (red. ot 30.12.2021) «Ob auditorskoj deyatel'nosti» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) // SZ RF. 05.01.2009. N 1. st. 15.

2. Sheshenya E.S., Alimov S.A. Problemy metodologicheskogo obespecheniya gosudarstvennogo audita i finansovogo kontrolya v RF // Cifrovizaciya ekonomiki i obrazovaniya: novye tekhnologii v usloviyah pandemii: materialy Mezhdunarodnogo konkursa nauchnyh rabot bakalavrov, magistrov i specialistov, Oryol, 27 noyabrya 2020 goda. Oryol: Orlovskij gosudarstvennyj universitet imeni I.S. Turgeneva, 2021. S. 241-244.

3. Metodika auditorskoj deyatel'nosti «Nalogovyj audit i drugie soputstvuyushchie uslugi po nalogovym voprosam. Obshchenie s nalogovymi organami» (odobrena Komissiej po auditorskoj deyatel'nosti pri Prezidente RF 11.07.2000 Protokol N 1). // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28966/ (data obrashcheniya: 16.02.2022).

4. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 29.11.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) // SZ RF. 07.08.2000. N 32. st. 3340.

5. Pylaeva A. S. Sistema nalogovogo audita v KNR // Nalogi. 2021. № 6. S. 44-45.

6. Petrov A.M. Integracionnye processy pri vedenii ucheta raschetov i nalogovogo planirovaniya v sfere uslug. M.: OOO "Izdatel'stvo "Sputnik+", 2020. 198 s.

7. Informacionnoe soobshchenie Minfina Rossii ot 21.12.2016 N IS-audit-11 «O Mezhdunarodnyh standartah audita». // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209618/b8c41a713f9eb6a5eb655b539a 06a795d64aa259/ (data obrashcheniya: 17.02.22).

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского университета правосудия (г. Краснодар). VOLKOVA, VICTORIA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor of Northern Caucasian branch of Russian state university of justice (c. Krasnodar) ([email protected])

УДК 347.7 Б01: 10.24412/2411-2275-2022-1-157-163

ФАРИКОВА Е.А. СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: финансовое право, государственный финансовый контроль, государственный аудит, Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы, Федеральное казначейство.

В статье рассматриваются основы правового статуса субъектов государственного финансового контроля и аудита в современной России. В рамках исследования охарактеризованы полномочия Счетной палаты РФ, как основного субъекта государственного

финансового контроля и аудита в России, а также контрольно-счетных органов субъектов РФ и Федерального казначейства. Рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования статуса субъектов государственного финансового контроля и аудита. Отмечается, что правовое регулирование государственной контрольной деятельности в сфере финансов на современном этапе требует совершенствования, поскольку на законодательном уровне отсутствует четкая система государственного финансового контроля, а имеющиеся нормативно-правовые акты устанавливают различные пределы контроля в области формирования и движения финансовых ресурсов страны. Подчеркнуто, что правовая основа государственного финансового контроля и аудита требует совершенствования, поскольку из норм современного законодательства невозможно сделать однозначный вывод о соотношении данных терминов. Также в современном законодательстве не дается единообразная легальная дефиниция рассматриваемых понятий, что существенно затрудняет определение их содержания и пределов. Обоснован вывод о том, что приоритетным направлением правового регулирования отношений в сфере государственной финансово-контрольной деятельности должно стать создание структурированной законодательной базы государственного финансового контроля.

FARIKOVA, E.A.

SUBJECTS OF STATE FINANCIAL CONTROL AND AUDIT IN MODERN RUSSIA

Key words: financial law, state financial control, state audit, Accounting Chamber of the Russian Federation, control-accounting authorities, Federal Treasury.

The article considers the basics of the legal status of subjects of state financial control and audit in modern Russia. During the research, the powers of the Accounts Chamber of the Russian Federation as the main subject of state financial control and audit in Russia, as well as the control-accounting authorities of the subjects of the Russian Federation and the Federal Treasury have been characterized. The relevant problems of legal regulation of the status of subjects of state financial control and audit are considered. It is noted that the legal regulation of state control activities in the field of finance at the present stage requires improvement, since at the legislative level there is no clear system of state financial control, and the existing legal acts establish various limits of control in the field of formation and movement of the country's financial resources. It is emphasized that the legal basis of state financial control and audit needs to be improved, since it is impossible to draw an unambiguous conclusion about the relationship between these terms from the norms of modern legislation. Also, modern legislation does not provide a uniform legal definition of the concepts under consideration, which significantly complicates the definition of their content and limits. The conclusion is substantiated that the priority direction of legal regulation of relations in the sphere of state financial and control activities should be the creation of a structured legislative framework for state financial control.

Современные тенденции развития экономики и права обусловливают значимость и необходимость совершенствования базовых аспектов государственного управления. Основой управления в любом современном государстве является контроль. К настоящему времени сформировалось два основных подхода относительно определения содержания государственного контроля. Согласно широкому подходу, государственный контроль представляет собой управленческую контрольную деятельность государства в целом. В соответствии с узким подходом, государственный контроль понимается как административная контрольная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти. Следует отметить, что государственный контроль не ограничивается лишь деятельностью органов исполнительной власти, что ярко проявляется на примере государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль и аудит - одно из важнейших направлений государственного управления в экономической и правовой сфере на современном этапе. Значимостью контроля финансовых явлений и процессов со стороны государства обусловлена необходимость упорядочивания и четкого регулирования соответствующих правоотношений, поскольку от эффективности финансового контроля во многом зависит общее экономическое благосостояние государства. Особенную актуальность вопросы финансового контроля и аудита обрели в период распространения во всем мире новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку пандемия существенно повлияла на экономическую сферу общества не только в России, но и за рубежом, что потребовало принятия дополнительных мер, направленных на регуляцию финансово-правовых отношений. Вопросы государственного финансового контроля и аудита с точки зрения права заслуживают особого внимания, поскольку в России как правовом государстве (ст. 1 Конституции РФ [1]) основой государственного финансового контроля и аудита являются нормы права, посредством которых устанавливаются пределы, формы, виды, меры финансового контроля, а также компетенция государственных органов, уполномоченных осуществлять контрольную деятельность в области финансов.

Правовое регулирование государственной контрольной деятельности в сфере финансов на современном этапе требует совершенствования, поскольку на законодательном уровне отсутствует четкая система государственного финансового контроля, а имеющиеся нормативно-правовые акты устанавливают различные пределы контроля в области формирования и движения финансовых ресурсов страны.

Чтобы обозначить круг субъектов государственного финансового контроля и аудита, для начала необходимо определить, что представляет собой государственный финансовый контроль и аудит. Как правило, при характеристике государственного финансового контроля в российском законодательстве имеется в виду бюджетный контроль. Иными словами, в современном законодательстве отражается узкий подход к пониманию содержания и пределов государственного финансового контроля. Так, глава 26 БК РФ [2] определяет основы государственного финансового контроля, т.е. раскрывает его виды, объекты, методы осуществления, а также закрепляет полномочия органов государственного финансового контроля. Исходя из данного подхода, в научной литературе государственный финансовый контроль определяется как «деятельность специально уполномоченных контрольных органов, регулируемую законодательством, в целях обеспечения законности, целесообразности, эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств» [3, с. 152].

В то же время в современной науке отражается и широкий подход к пониманию государственного финансового контроля, при котором последний не ограничивается рамками лишь бюджетного контроля. С точки зрения широкого подхода, государственный финансовый контроль рассматривается как «деятельность, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, специальными органами и уполномоченными лицами, направленная на законное, эффективное и безопасное распределение и использование финансовых ресурсов органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, с целью пресечения финансовых нарушений, а также обеспечения безопасности государства и граждан» [4, с. 247]. Таким образом, при подобном понимании содержания государственного финансового контроля в него включены такие отрасли, как бюджетный контроль, налоговый, валютный контроль и др.

Разнообразие точек зрения на предмет содержания и пределы государственного финансового контроля обусловлено, в первую очередь, несовершенством правового регулирования, поскольку законодательство не отражает единообразное понимание государственного финансового контроля с точки зрения различных отраслей и подотраслей права (финансового, бюджетного, налогового, валютного и др.).

С одной стороны, так или иначе бюджетный контроль затрагивает все смежные сферы финансовой системы, поскольку, например, налоговый контроль имеет конечной целью соблюдение законодательства о налогах и сборах для своевременного поступления денежных средств в соответствующие бюджеты страны. То же касается таможенного контроля, так как таможенные платежи обеспечивают поступление денежных средств в бюджет. С другой стороны, контроль в каждой конкретной сфере (бюджетной, налоговой, таможенной и др.) накладывает существенный отпечаток на механизм контрольной деятельности посредством разного правового регулирования, различного субъектного состава финансово-контрольных правоотношений, неодинаковых процедурных аспектов осуществления финансового контроля. Иными словами, в любом случае определение границ финансового контроля и точного круга субъектов его осуществления имеет важное значение для создания правовой определенности в данном вопросе.

Несмотря на существование разных подходов, в рамках настоящего исследования мы будем придерживаться узкого подхода к определению понятия государственного финансового контроля, который в большей мере урегулирован нормами бюджетного законодательства. С позиции такого подхода, круг субъектов государственного финансового контроля ограничен законодателем (ст. 157 БК РФ): Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, Федеральное казначейство, а также иные органы государственного финансового контроля в структуре органов исполнительной власти субъектов РФ.

В законодательстве и юридической науке также используется понятие «государственный финансовый аудит». Актуальность данного термина возросла в связи с преобразованием правовой основы деятельности Счетной палаты РФ как основного государственного органа в области финансового контроля. Так, в 2013 г. был принят новый Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [5] (далее - Закон № 41-ФЗ), в соответствии с которым Счетная палата РФ признается постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля). В новом законе основным термином, используемым в отношении Счетной палаты РФ, стал аудит: финансовый, стратегический, аудит эффективности и

др. Из содержания ч. 1 ст. 1 Закона № 41-ФЗ следует, что понятия «контроль» и «аудит» используются законодателем как взаимозаменяемые и синонимичные. В то же время необходимо отметить, что в науке обосновываются иные подходы к соотношению указанных понятий.

По мнению Э.О. Басанговой, государственный аудит представляет собой один из видов государственного финансового контроля, имеющим свое специфическое содержание и направленное на решение особых, исключительных задач, а именно на формирование рекомендаций, направленных на устранение нарушений и повышения результативности деятельности проверяемого субъекта [6, с. 38].

С точки зрения В.А. Матвеевой и А.А. Розиной, «государственный аудит можно рассматривать как форму государственного финансового контроля, проводимого с целью оценки результатов деятельности организации в части расходования бюджетных средств» [7, с. 131]. По мнению Н.С. Столярова, если государственный финансовый контроль подразделяется на внутренний и внешний, то государственный аудит следует понимать как внешний государственный финансовый контроль [8, с. 13].

Таким образом, в науке государственный аудит, как правило, относят к разновидностям или формам государственного финансового контроля. Однако и данное утверждение подвергается критике со стороны ряда ученых. Так, Т.П. Хребтова считает, что аудит некорректно определять как вид контроля, поскольку их приоритетно отличает два признака: целеполагание (государственный финансовый контроль направлен на установление соответствия фактического исполнения субъектом управления задачи, поставленной объектом управления, а государственный аудит направлен не просто на предоставление информации, а на оценку деятельности объекта аудита); конечный потребитель (при государственном финансовом контроле это только государственные органы законодательной и исполнительной власти, а при государственном аудите - также гражданское общество) [9, с. 294].

В целом, можно констатировать, что правовая основа государственного финансового контроля и аудита требует совершенствования, поскольку из норм современного законодательства невозможно сделать однозначный вывод о соотношении данных терминов. Также в современном законодательстве не дается единообразная легальная дефиниция рассматриваемых понятий, что существенно затрудняет определение их содержания и пределов. Многие авторы для решения общих проблем правового регулирования отношений в сфере государственного финансового контроля и аудита предлагают разработать и принять специальный Закон «О государственном финансовом аудите (контроле) в Российской Федерации» [10, с. 52].

Тем не менее, большинство ученых сходятся в том, что государственный аудит следует рассматривать именно как часть государственного финансового контроля. Принимая во внимание современную правовую регламентацию деятельности государства в сфере финансового контроля, данная тенденция не является безосновательной, поскольку такой вывод следует из многих законодательных положений (в частности, при систематическом толковании норм БК РФ и Закона № 41-ФЗ).

Субъекты государственного финансового контроля, как уже упоминалось выше, указаны в ст. 157 БК РФ, согласно которой к ним относится Счетная палата РФ. Создание Счетной палаты РФ как высшего контрольного органа в финансовой сфере было обусловлено присоединением России в 1995 г. к Лимской декларации 1977 г. [11]. Таким образом, создание в нашей стране высшего контрольного органа в сфере финансов является результатом следования международным рекомендациям и стандартам государственного управления. В то же время нельзя не учитывать, что при формировании новых подходов к организации управления в России необходимо учитывать экономические, социальные, а также культурные особенности и правовые традиции нашей страны. Как пишет Л.В. Комарова, модернизация, происходящая в России на современном этапе развития, может быть описана как многоуровневый асинхронный процесс, сопровождающийся конфликтами интересов [12, с. 22].

Правовой статус современной Счетной палаты РФ сводится к тому, что она является органом государственной власти, который «контролирует только ту часть экономических и финансовых отношений, в которых участвует Российская Федерация как публично-властное образование и при этом используются принадлежащие Российской Федерации имущественные

ресурсы» [13, с. 17]. Этим Счетная палата РФ отличается от субъектов так называемого «частного» аудита, который не распространяется на публичную сферу.

Несмотря на длительное существование Счетной палаты РФ как основного субъекта государственного финансового контроля (аудита), многие вопросы правового характера остаются неразрешенными. В частности, до сих пор нельзя однозначно сказать, какое место Счетная палата РФ занимает в системе органов государственной власти. Традиционно считается, что Счетная палата РФ не относится ни к одной из триады ветвей власти в России [14, с. 11]. С одной стороны, согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 41-ЗФ, Счетная палата РФ подотчетна Федеральному Собранию РФ. Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» [15], Счетная палата РФ участвует в осуществлении парламентского контроля. С другой стороны, несмотря на участие Счетной палаты РФ в осуществлении парламентского контроля и подотчетность данного органа парламенту, относить Счетную палату РФ к органам законодательной власти не представляется корректным. Счетная палата РФ не имеет законотворческих полномочий, а потому не соответствует главному критерию законодательной ветви власти.

Ряд ученых считают, что реальное положение Счетной палаты РФ и некоторых других государственных органов в системе органов государственной власти свидетельствует о необходимости выделения отдельной ветви власти - контрольно-надзорной [16, с. 101]. Между тем, полагаем, что данное предложение противоречит не только общепринятой концепции разделения государственной власти на три ветви, но и конституционно-правовым основам, принятым в современной России. Определяя правовой статус Счетной палаты РФ, можно предположить, что она является государственным органом с особым статусом и компетенцией, не относящимся ни к одной из трех ветвей власти.

Круг субъектов государственного финансового контроля не ограничивается лишь Счетной палатой РФ. На уровне субъектов РФ контрольно-финансовые функции осуществляют органы специальной компетенции регионального уровня. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [17] (далее -Закон № 6-ФЗ), контрольно-счетный орган субъекта РФ представляет собой постоянно действующий орган внешнего государственного финансового контроля, образованный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Следует отметить, что в названном законодательном положении не используется понятие «аудит», в отличие от Закона № 41-ФЗ. Вместе с тем, в ч. 1 ст. 9 Закона № 6-ФЗ среди полномочий контрольно-счетного органа субъекта РФ указано на проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг. В связи с этим в литературе подчеркивается, что контрольно-счетный орган субъекта РФ является субъектом, непосредственно осуществляющим государственный аудит [18, с. 219].

Место Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ в системе государственного финансового контроля определяется как внешний финансовый контроль (ч. 2 ст. 265 БК РФ). Второй важной составляющей государственной финансовой контрольной деятельности выступает внутренний контроль. Субъектом государственного внутреннего финансового контроля в соответствии с ч. 1 ст. 157 и ст. 265 БК РФ выступает Федеральное казначейство. Федеральное казначейство входит в структуру органов исполнительной власти в качестве федеральной службы и осуществляет различные полномочия, установленные Правительством РФ [19]. Несмотря на самостоятельность компетенции Федерального казначейства, некоторые его полномочия пересекаются с функциями Счетной палаты РФ. Оба указанных органа осуществляют контроль за исполнением бюджета, а также за целевым использованием межбюджетных трансфертов. В литературе дублирование полномочий субъектов государственного финансового контроля оценивается как негативный фактор, который препятствует рациональному и экономному расходованию бюджетных средств [20, с. 254].

На основании изложенного можно констатировать, что современная система государственного финансового контроля (аудита) в целом нуждается в совершенствовании. Одним из приоритетных направлений правового регулирования отношений в сфере государственной финансово-контрольной деятельности должно стать создание

структурированной законодательной базы государственного финансового контроля. Современное законодательство содержит множество норм, посвященных финансовому контролю, которые не сформированы в единую стройную систему, чем затрудняется понимание основ государственного финансового контроля, в том числе определение круга его субъектов. Анализ действующего законодательства позволяет сделать несколько выводов: во-первых, государственный финансовый контроль понимается в узком значении как преимущественно бюджетный контроль; во-вторых, государственный финансовый контроль и государственный аудит соотносятся как целое и часть, т.к. государственный аудит является одной из форм государственного внешнего финансового контроля; в-третьих, субъектами государственного финансового контроля (аудита) выступают две основные группы уполномоченных органов государственной власти: Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ (субъекты внешнего контроля - государственного аудита); Федеральное казначейство и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный финансовый контроль (субъекты внутреннего контроля). При этом субъектами государственного финансового контроля (аудита) являются не только органы исполнительной власти, но и государственные органы, обладающие особым статусом (Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ).

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 01.07.2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. (дата обращения: 20.01.2022).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021 г.) // Российская газета. 1998. 12 августа.

3. Костицына В.В. Понятие, виды государственного финансового контроля // Моя профессиональная карьера. 2020. Т. 2. № 8.

4. Трибунцев Н.А. Определение и сущность понятия «государственный финансовый контроль» // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 34.

5. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ (ред. от 30.04.2021 г.) // Российская газета. 2013. 10 апреля.

6. Басангова Э.О. Государственный финансовый контроль и аудит: сравнительно-правовая характеристика // Юриспруденция, государство и право: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2021.

7. Матвеева В.А., Розина А.А. Сравнительная характеристика понятий «государственный контроль», «государственный надзор», «государственный аудит» и «ревизия» // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020.

8. Столяров Н.С. Финансовый контроль и финансовый аудит: тождество или различие? // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2009. № 4.

9. Хребтова Т.П. Сущность и содержание государственного финансового аудита // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 3 (840).

10. Пономаренко К.С. Финансово-правовое регулирование системы государственного аудита (контроля) в Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 1.

11. Лимская декларация руководящих принципов контроля от 1977 г. // ИПС «Гарант». - URL: https://internet.garant.rU/#/document/2570738/paragraph/17/doclist/4768/. (дата обращения: 21.01.2022).

12. Комарова Л.В. Социальное регулирование макролокальных геоэкономических систем: социально-философский анализ. Автореф. дисс. ... докт. филос. наук. Краснодар, 2012.

13. Шаповалов М.А., Роньжина О.В. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (постатейный). М.: Гарант, 2014.

14. Усатов Д.Н. Конституционно-правовые основы деятельности государственных контрольно-счетных органов в Российской Федерации. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.

15. О парламентском контроле: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) // Российская газета. 2013. 14 мая.

16. Кравцова Е.А. О целесообразности выделения контрольно-надзорной ветви власти при формировании постиндустриального общества // Вестник БелЮИ МВД России. 2014. № 2-1.

17. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) // Российская газета. 2011. 11 февраля.

18. Коростелев Д.А. Конституционно-правовая модель регулирования государственного аудита в субъекте Российской Федерации // Вестник АКСОР. 2011. № 3 (18).

19. О Федеральном казначействе: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 // Российская газета. 2004. 8 декабря.

20. Полтавец О.Н. Проблемы организации и осуществления финансового контроля в Российской Федерации // Молодежный научный потенциал в юриспруденции XXI века: от теории к практике: сборник статей III Всероссийской межвузовской студенческой научно-практической конференции. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2020.

References and sources

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii, prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. (s izm. ot 01.07.2020 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus». -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. (data obrashcheniya: 20.01.2022).

2. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ (red. ot 29.11.2021 g.) // Rossijskaya gazeta. 1998. 12 avgusta.

3. Kosticyna V.V. Ponyatie, vidy gosudarstvennogo finansovogo kontrolya // Moya professional'naya kar'era. 2020. T. 2. № 8.

4. Tribuncev N.A. Opredelenie i sushchnost' ponyatiya «gosudarstvennyj finansovyj kontrol'» // Innovacii. Nauka. Obrazovanie. 2021. N° 34.

5. O Schetnoj palate Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 5 aprelya 2013 g. № 41-FZ (red. ot 30.04.2021 g.) // Rossijskaya gazeta. 2013. 10 aprelya.

6. Basangova E.O. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' i audit: sravnitel'no-pravovaya harakteristika // YUrisprudenciya, gosudarstvo i pravo: aktual'nye voprosy i sovremennye aspekty: sbornik statej VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Nauka i prosveshchenie, 2021.

7. Matveeva V.A., Rozina A.A. Sravnitel'naya harakteristika ponyatij «gosudarstvennyj kontrol'», «gosudarstvennyj nadzor», «gosudarstvennyj audit» i «reviziya» // Teoreticheskie i prikladnye voprosy ekonomiki, upravleniya i obrazovaniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Penzenskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2020.

8. Stolyarov N.S. Finansovyj kontrol' i finansovyj audit: tozhdestvo ili razlichie? // Aktual'nye problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii. 2009. № 4.

9. Hrebtova T.P. Sushchnost' i soderzhanie gosudarstvennogo finansovogo audita // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2021. № 3 (840).

10. Ponomarenko K.S. Finansovo-pravovoe regulirovanie sistemy gosudarstvennogo audita (kontrolya) v Rossijskoj Federacii // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2016. № 1.

11. Limskaya deklaraciya rukovodyashchih principov kontrolya ot 1977 g. // IPS «Garant». - URL: https://internet.garant.ru/#/document/2570738/paragraph/17/doclist/4768/. (data obrashcheniya: 21.01.2022).

12. Komarova L.V. Social'noe regulirovanie makrolokal'nyh geoekonomicheskih sistem: social'no-filosofskij analiz. Avtoref. diss. ... dokt. filos. nauk. Krasnodar, 2012.

13. SHapovalov M.A., Ron'zhina O.V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 5 aprelya 2013 g. № 41-FZ «O Schetnoj palate Rossijskoj Federacii» (postatejnyj). M.: Garant, 2014.

14. Usatov D.N. Konstitucionno-pravovye osnovy deyatel'nosti gosudarstvennyh kontrol'no-schetnyh organov v Rossijskoj Federacii. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. CHelyabinsk, 2006.

15. O parlamentskom kontrole: Federal'nyj zakon ot 7 maya 2013 g. № 77-FZ (red. ot 02.07.2021 g.) // Rossijskaya gazeta. 2013. 14 maya.

16. Kravcova E.A. O celesoobraznosti vydeleniya kontrol'no-nadzornoj vetvi vlasti pri formirovanii postindustrial'nogo obshchestva // Vestnik BelYUI MVD Rossii. 2014. № 2-1.

17. Ob obshchih principah organizacii i deyatel'nosti kontrol'no-schetnyh organov sub"ektov Rossijskoj Federacii i municipal'nyh obrazovanij: Federal'nyj zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 6-FZ (red. ot 01.07.2021 g.) // Rossijskaya gazeta. 2011. 11 fevralya.

18. Korostelev D.A. Konstitucionno-pravovaya model' regulirovaniya gosudarstvennogo audita v sub"ekte Rossijskoj Federacii // Vestnik AKSOR. 2011. № 3 (18).

19. O Federal'nom kaznachejstve: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 dekabrya 2004 g. № 703 // Rossijskaya gazeta. 2004. 8 dekabrya.

20. Poltavec O.N. Problemy organizacii i osushchestvleniya finansovogo kontrolya v Rossijskoj Federacii // Molodezhnyj nauchnyj potencial v yurisprudencii XXI veka: ot teorii k praktike: sbornik statej III Vserossijskoj mezhvuzovskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet, 2020.

ФАРИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права СКФ ФГБОУВО «РГУП», г. Краснодар. ( [email protected] )

FARIKOVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of Administrative and Financial Law of the NCB «RSUJ», Krasnodar. (farikova. [email protected])

УДК 347.27 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-163-166

КУКАРСКАЯ К.В.

ОТКРЫТИЕ ЭСКРОУ СЧЕТА, КАК ГАРАНТИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАСТРОЙЩИКОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД УЧАСТНИКОМ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Ключевые слова: эскроу-счет, бенефициар, депонент, эскроу-агент, ипотечный кредит.

В статье рассмотрены вопросы защиты прав участника долевого строительства перед застройщиком с введением в законодательство эскроу счетов. Методология исследования - диалектический метод, логический метод, системный метод. Показано, что договор счета-эскроу является разновидностью договора банковского счета, что отражается в пункте 4 статьи 860.7 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сторонами договора выступают: депонент (покупатель), бенефициар (продавец, застройщик) и эскроу-агент (банк). Поскольку договор является трехсторонним, он подписывается всеми сторонами, а изменения договора происходят по общему правилу на основании соглашения всех сторон. Для того, чтобы минимизировать расходы депонента, который приобретает жилье на кредитные средства, автор предлагает начислять проценты на денежные средства покупателя-заемщика до ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права собственности, а после эти денежные средства направить на погашение ипотеки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KUKARSKAYA, K.V.

OPENING AN ESCROW ACCOUNT AS A GUARANTEE OF FULFILLMENT BY THE DEVELOPER OF OBLIGATIONS TO

THE PARTICIPANT OF SHARED CONSTRUCTION

Keywords: escrow account, beneficiary, depositor, escrow agent, mortgage loan.

The article deals with the protection of the rights of a participant in shared construction before the developer with the introduction of escrow accounts into the legislation. Research methodology - dialectical method, logical method, system method. It is shown that the escrow account agreement is a type of bank account agreement, which is reflected in paragraph 4 of Article 860.7 of the Civil Code of the Russian Federation. The parties to the agreement are: the depositor (buyer), the beneficiary (seller, developer) and the escrow agent (bank). Since the contract is tripartite, it is signed by all parties, and changes to the contract occur as a general rule based on the agreement of all parties. In order to minimize the expenses of a depositor who purchases housing with credit funds, the author proposes to accrue interest on the funds of the buyer-borrower before putting the facility into operation and registering ownership, and then use this money to pay off the mortgage.

В целях гарантии исполнения обязательств застройщика перед участниками долевого строительства в Федеральный закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ введена статья о счетах-эскроу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.