Научная статья на тему 'Субъекты аудита информационных систем'

Субъекты аудита информационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СРО / КОНСАЛТИНГ / AUDIT INFORMATION SYSTEM / AMC / CONSULTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максименко Ирина Евгеньевна

Статья посвящена сравнительно новой для российского рынка услуге «Аудит информационных систем». Автором рассмотрены виды аудиторско-консалтинговых фирм, оказывающих эту услугу и их особенности. Определены саморегулируемые организации в сфере аудита информационных систем. Проанализирована классификация субъектов аудита информационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to relatively new service for the Russian market of information systems audit. The author examined the types of audit and consulting firms providing this service and its peculiarities. Self-regulatory organizations were identified in the field of auditing information systems. We consider the classification of the subjects of audit of information systems

Текст научной работы на тему «Субъекты аудита информационных систем»

УДК 681.324

СУБЪЕКТЫ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Максименко Ирина Евгеньевна, старший преподаватель, amareo@rambler.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

The article is devoted to relatively new service for the Russian market of information systems audit. The author examined the types of audit and consulting firms providing this service and its peculiarities. Self-regulatory organizations were identified in the field of auditing information systems. We consider the classification of the subjects of audit of information systems.

Статья посвящена сравнительно новой для российского рынка услуге «Аудит информационных систем». Автором рассмотрены виды аудиторско-консалтинговых фирм, оказывающих эту услугу и их особенности. Определены саморегулируемые организации в сфере аудита информационных систем. Проанализирована классификация субъектов аудита информационных систем.

Key words: Audit Information System, AMC, consulting

Ключевые слова: аудит, информационная система, СРО, консалтинг

Аудит выполняет не только функции проверки достоверности бухгалтерской отчетности, но и функции консалтинга в области управления рисками, анализа финансовой устойчивости, налогового консультирования и т.д. Одним из видов услуг, сопутствующих аудиту, является консалтинг в сфере информационных систем. Среди разновидностей такого консалтинга все более актуальным становится аудит информационных систем.

Рассмотрим, какие субъекты хозяйственной деятельности задействованы в оказании данной услуги.

Различия в характере консалтинговых услуг обусловливают тот факт, что данный вид услуг может иметь неодинаковые значение для деятельности предпринимательской структуры, которая их оказывает. На основе этого критерия можно разделить субъектов консалтингового предпринимательства на три кластера [1], т.е. на три вида компаний, для которых консалтинг является: 1) основным видом бизнеса; 2) одним из направлений

бизнеса; 3) дополнительной услугой, предоставляемой наряду с той, которая является основной для данной компании (рис. 1).

Рис. 1. Кластеризация компаний исходя из их ориентации на ведение консалтингового

бизнеса

Вариант кластеризации субъектов консалтингового предпринимательства в России по другим критериям, определяющим их место в конкурентной борьбе на рынке консалтинговых услуг, представлен М. Ивановым и М. Фербером [2]. Схема представляет собой матрицу, по осям которой расположены значения «годовая выручка на консультанта» и «количество консультантов» (рис. 2).

О

и 100

Элитные западные консультанты (пассивное присутствие)

Российские компании-бутики

Небольшие компании (в основном региональные). Независимые консультанты

Элитные западные консультанты (активное присутствие)

Универсальные и специализированные российские консультанты

Универсальные и специализированные российские консультанты

Большая четверка

Универсальные российские консультанты

Универсальные российские консультанты

Более 50

От 10 до 50

До 10

20 100 Число консультантов, чел.

Рис. 2. Классификация субъектов аудита информационных систем

0

В получившихся сегментах расположены группы субъектов консалтингового предпринимательства, представляющие сегменты рынка консалтинговых услуг. Крупные субъекты предлагают, как правило, несколько десятков различных услуг, целенаправленно реализуя принцип супермаркета. В противоположность им «субъекты -бутики» сознательно специализируются на нескольких или даже на одном виде услуг и прочно занимают свои ниши рынка. Так, «ПроИнвест Консалт» успешно действует в

области стратегического планирования и корпоративных финансов, «Национальное агентство оценка и консалтинга» -- в области независимой оценки бизнеса.

Представленные в матрице группы субъектов конкурируют между собой только по горизонтали. У них разные группы клиентов и разные услуги. Так, на рынке аудита информационных систем по международным стандартам COBIT, ITIL и другим лидирует «большая четверка». При этом в аудите по российским стандартам информационных систем эта группа субъектов в основном проигрывает российским фирмам. Чем выше субъект по вертикали, тем дороже стоят его услуги и тем более сложные проекты он выполняет.

Кластеризация рынка консалтинговых услуг по количественным признакам (объемы выручки, число консультантов, фактор молодости компаний), представленная в приведенной схеме, важна для понимания динамики этого рынка. Вместе с тем классификация направлений конкуренции на рынке консалтинговых услуг, базирующаяся на качественных признаках, прежде всего на особенностях предмета деятельности, должна обязательно предполагать разделение субъектов консалтингового предпринимательства по типам предлагаемых услуг.

Деятельность в сфере аудита информационных систем регулируется федеральным законами от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» и от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

В соответствии с ними субъекты аудиторской деятельности должны состоять в саморегулируемых организациях (СРО) в соответствующей сфере деятельности. Рассмотрим, какие саморегулируемые организации регулируют сферу аудита информационных систем.

На сайте Министерства финансов РФ опубликован Перечень аккредитованных при Минфине профессиональных аудиторских объединений. В список вошли шесть СРО:

• некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России»,

• некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата»,

• некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов»,

• некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов»,

• некоммерческое партнерство «Г ильдия аудиторов региональных институтов

профессиональных бухгалтеров»,

• некоммерческое партнерство «Аудиторская ассоциация «Содружество».

Компании системные интеграторы вступают в следующие СРО:

■ в области проектирования - Некоммерческое партнерство «Объединение

организаций по проектированию объектов связи и телекоммуникаций

«ПроектСвязьТелеком» (сокр. НП «ПроектСвязьТелеком»),

■ в области строительства - Некоммерческое партнерство «Объединение

организаций по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов связи и телекоммуникаций «СтройСвязьТелеком» (сокр. НП «СтройСвязьТелеком»).

Указанные СРО имеют статус саморегулируемых организаций, система которых пришла на смену лицензирования деятельности и призвана осуществить защиту прав и интересов членов СРО, а также обеспечить безопасность и высокое качество

проводимых ими работ.

Литература

1. Рубина Э.Ю. Конкурентное поведение субъектов консалтинга: монография / Э.Ю. Рубина. М.: Маркет ДС, 2009.

2. Иванов М.С., Фербер М.В. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2003.

3. Перечень аккредитованных при Минфине профессиональных аудиторских объединений http://www.mmfm.ш/щ/press/speech/mdex.php?pg4=64&id4=4664

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.