Научная статья на тему 'Информационные технологии в аудиторской деятельности'

Информационные технологии в аудиторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
824
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насонова Ю. В., Щеульникова Л. Ю.

В данной работе рассматривается проблемы формирования рынка информационных технологий в аудите, приводятся основные разработчики программного обеспечения аудита и даются рекомендации по внедрению информационных технологий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given work problems of formation of the market of information technologies in audit are considered, the basic software developers of audit are resulted and recommendations on introduction of information technologies are given.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в аудиторской деятельности»

что может быть связано в основном, с тремя причинами: 1. В ДЦ, в основном, работает малоквалифицированный персонал, заработная плата которого ниже, чем у высококвалифицированного персонала других предприятий; 2. Условия договора между Клиентом и Провайдером недостаточно проработаны в плане заработной платы работников; 3. Провайдер в целях увеличения доходной части компании искусственно занижает уровень заработной платы работников.

Рис. 1. Численность сотрудников ДЦ в 2003 - 05 гг.

Рис. 2. Зависимость разности

между принятыми и уволенными работниками по каждому месяцу.

Рис. 3. Численность сотрудников дистрибьюторского центра в период 2005-07 гг.

Естественно, подобная экономия - достаточно опасна в социальном плане и если Провайдер пытается таким образом увеличивать свою прибыль, то он подвергает риску не только свой бизнес, но и бизнес Клиента, что вступает в противоречие с основным договором о сотрудничестве между компаниями. Следовательно, добросовестный Провайдер обладает дополнительной функцией - он защищает социальные интересы Работника.

УДК 657.1

Ю.В. Насонова, Л.Ю. Щеульникова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

In the given work problems of formation of the market of information technologies in audit are considered, the basic software developers of audit are resulted and recommendations on introduction of information technologies are given.

В данной работе рассматривается проблемы формирования рынка информационных технологий в аудите, приводятся основные разработчики программного обеспечения аудита и даются рекомендации по внедрению информационных технологий.

Аудит как вид деятельности и сегмент рынка в нашей стране еще совсем молод (особенно по сравнению с бухгалтерским учетом) — ему не исполнилось и двух десят-

ков лет. Однако быстрое развитие данной области (увеличение числа компаний, их укрупнение, расширение спектра предоставляемых ими услуг и т. п.), стремительный рост законодательной и нормативной базы, а также почти сплошная автоматизация объекта, контролируемого аудиторами (бухгалтерского и налогового учета), заставили несколько лет назад специалистов задуматься об автоматизации и этой сферы.

Почему только сейчас начинается формироваться рынок информационных технологий аудиторской деятельности? Этому существует несколько причин.

Первый тип причин - общеотраслевые. К ним можно отнести следующие: - низкий уровень развития аудиторского рынка, вызванный начальным периодом его становления; - специфика аудиторской деятельности, заключающаяся в невозможности полной формализации процесса аудита, необходимости формирования профессионального суждения; - низкий уровень компьютерной грамотности пользователей [2].

Также можно выделить технологические причины: - применение аудируемым предприятием различного программного обеспечения; - выездной характер работы аудиторов; - различная отраслевая специализация клиентов аудиторских фирм, что при динамично меняющемся законодательстве не позволяет произвести детализированную настройку специализированных систем на «все случаи жизни».

Рассмотрим пример. Необходимо по большому объему данных провести проверку на возникновения в бухгалтерском (налоговом) учете таких операций, как: - начисление заработной платы в разрезе сотрудников; - начисление регулярных доходов от аренды, расходов по аренде; - начисления амортизационных отчислений; - начисление процентов по кредитам (займам); - отнесение расходов будущих периодов и т.д. [2]. Вряд ли эту задачу удастся решить проще и эффективнее, чем с использованием «сводных таблиц». А сколько бы тратилось времени на заполнение рабочих документов проверяемыми данными бухгалтерского (налогового) учета? В этом случае также незаменим специализированный программный продукт, обеспечивающий решение данной задачи.

Деятельность аудиторской компании — не самый простой объект автоматизации, здесь немало особенностей и проблем; некоторые из них могут осложнять работу фирмы, но в то же время делать желательной и даже необходимой автоматизацию ряда процедур и бизнес-процессов. Особенностью российской аудиторской отрасли является то, что часто компании среднего и крупного бизнеса используют для проведения процедур по существу слабо подготовленные кадры. Руководство конкретной проверкой, как и её планирование, безусловно, всегда осуществляется квалифицированным (аттестованным) специалистом, исполнителями же, как правило, являются ассистенты аудиторов. Зачастую это выпускники вузов, имеющие бухгалтерско-аудиторские специальности, или же студенты последних курсов. В малых компаниях проверку чаще всего проводят сами аудиторы. Однако компании столь разного масштаба сталкиваются с одними и теми же проблемами, а именно: большая и сложная нормативная база аудита, отсутствие единого подхода к проведению проверки и, как следствие, разнотипные результаты проверки участков учета и сложность систематизации этих результатов при подготовке заключения.

Сложность решения перечисленных проблем с помощью специализированного программного обеспечения заключается в том, что обеспечение доступа к информационно-справочным системам вовсе не равносильно систематизации нормативной информации, необходимой аудитору для проверки. Ему нужна специализированная система, подборка информации в которой должна производиться специалистами-методологами и которую следует непрерывно актуализировать. Сегодня такой информационной системы на российском рынке нет.

Вторая проблема — обеспечение единого подхода разных специалистов к проверке — еще более сложна для реализации. Ведь чтобы заставить и опытных аудиторов, и студентов работать по единой методике, она должна быть универсальной, т. е. понятной, удобной и подходящей, как говорится, на все случаи жизни.

Круг разработчиков программного обеспечения для аудита не так широк, как для бухгалтерских и управленческих систем. Но и за то немногое время, что развивается данный сегмент, здесь удалось сделать немало: уже пройден путь от информационно-справочных баз данных, снабженных шаблонами документов, до систем, помогающих управлять деятельностью аудиторской фирмы. Приведем основное программное обеспечения для автоматизации аудиторских проверок, существующее в данный момент на российском рынке (см. таблицу 1) [3].

Табл. 1. Аудиторское программное обеспечение

Компания, год основания Информационная система, год появления Область применения

AuditNET, 2003 AuditNET Professional, 2004 Для средних и крупных аудиторских компаний

AuditNET Standard, 2004 Для малых аудиторских компаний

AuditNET Enterprise, 2004 Для аудиторско-консалтинговых компаний и групп

Термика, 1993 "ЭкспрессАудит", 2002 Для автоматизации аудиторской проверки в части сбора аудиторских доказательств

"ЭкспрессАудит:ПРОФ", 2004 Для автоматизации и методической поддержки проведения аудиторской проверки на всех этапах - от подготовки и планирования до документирования

"Гольдберг-Софт", 2005 AuditXP "Комплекс Аудит", версия 2005 Для автоматизации ввода и обработки информации на всех этапах проведения общего аудита

"Мастер-Софт", 2003 IT Audit: Аудитор, 2005 Для разработки методики проведения аудита; автоматизация деятельности средних и мелких аудиторских фирм

В силу сложности самой решаемой задачи по автоматизации аудиторской деятельности эффективность применения программного обеспечения зависит в большей степени от его внедрения, обучения пользователей. Если в небольшой аудиторской компании порой достаточно изучить возможности программного обеспечения и научиться его правильному использованию, то в крупных аудиторских фирмах дело обстоит несколько иначе. Необходимо создать рабочую группу, которая детально проанализирует возможности программного обеспечения, и по результатам ознакомления подготовит следующие материалы: - перечень необходимых функциональных возможностей, которые отсутствуют в рассматриваемом программном обеспечении; - перечень желаемых доработок под индивидуальные потребности аудиторской фирмы; - проанализировать возможности и сроки встраивания в программу собственных рабочих документов, базы потенциальных (типовых) нарушений; - оценка уровня компьютерной грамотности сотрудников, повышение их квалификации; - формализованная технология проведения проверки [1].

В состав рабочей группы целесообразно включить руководителя отдела (департамента) аудита, руководителя отдела внутреннего контроля, методолога, руководителей проверок.

После принятия решения о возможности применения программного обеспечения в аудиторской фирме назначается ответственное лицо и сроки отдельных этапов проекта по внедрению: - разработка технического задания на организацию выполнения при-

нятой технологии с использованием программного продукта; - первичное обучение сотрудников работе с программой в соответствии с утвержденной технологией проведения проверки; - первоначальное встраивание методологии аудита: аудиторские процедуры, рабочие документы, потенциальные нарушения, типовые операции, методика расчета уровня существенности, финансового анализа (возможно параллельно с первичным обучением сотрудников); - тестовая эксплуатация программы в составе одной аудиторской группы на нескольких проектах [1].

Ужесточающая конкуренция в аудиторско-консалтинговом бизнесе заставляет компании находить новые пути повышения эффективности организации, повышения рентабельности деятельности. Немаловажная роль в этом будет отведена и поиску решений повышения эффективности деятельности, качества оказываемых услуг посредством применения специализированных программных средств.

Список литературы

1. Татьяна Богатова. Грядет автоматизация аудита / PCWeek/RE, №06/2006, 2006.

2. Андрей Кушнарев. Проблемы автоматизации аудита /Аудит сегодня, № 4, 2007.

3. Андрей Кушнарев. Применение информационных технологий в аудите /Аудиторские ведомости, № 5, 2007.

4. Гулинин, Валентин Ученый марафон длиной в 13 лет/ Валентин Гулинин, Александр Соловьев / Бухгалтер и компьютер, № 4, 2006.

УДК 339.187.44

И.Ш. Нишанова, Т.В. Суркова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДА К РАСЧЕТУ ЦЕННОСТИ ФРАНШИЗЫ В ПРАКТИКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА

Now sale of the goods and services on conditions franchising constantly increases, that is by granting on contractual the certain privileges and privileges. One of parameters of an estimation of efficiency of use franchising is the profit on its use minus cost of the franchise. Authors develop the approach to an estimation of the franchise within the framework of the conclusion of the contract franchising.

В настоящее время постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга, то есть путем предоставления на договорной определенных привилегий и льгот. Одним из показателей оценки эффективности использования франчайзинга является прибыль от его использования за вычетом стоимости франшизы. Авторами разработан свой подход к оценке франшизы в рамках заключения договора франчайзинга.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга, то есть путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Эта форма организации продажи товаров и оказания услуг сегодня популярна во многих странах мира, главным образом в США и Великобритании. Франчайзинг является одним из важнейших инструментов развития всего предпринимательства в мире и, в особенности, неоценима его роль в деле развития малого и среднего бизнеса. С каж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.