Научная статья на тему 'Субъектный подход в процессе преподавания иностранного языка в вузе'

Субъектный подход в процессе преподавания иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / СТУДЕНТ ВУЗА / СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яруллина А. Ш., Мухаметзянова Ф. Г.

В статье представлен субъектный подход в процессе преподавания иностранного языка в вузе. Студент вуза рассматривается как субъект учебно-профессиональной деятельности в процессе изучения иностранного языка. У студента в процессе изучения иностранного языка развивается лингвистическая субъектность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яруллина А. Ш., Мухаметзянова Ф. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектный подход в процессе преподавания иностранного языка в вузе»

2УДК 37.02:378

СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

А.Ш.Яруллина, Ф.Г.Мухаметзянова

В статье представлен субъектный подход в процессе преподавания иностранного языка в вузе. Студент вуза рассматривается как субъект учебно-профессиональной деятельности в процессе изучения иностранного языка. У студента в процессе изучения иностранного языка развивается лингвистическая субъектность.

Ключевые слова: субъектный подход, студент вуза, субъект учебно-профессиональной деятельности, лингвистическая субъектность, преподавание иностранного языка.

В современных условиях обучения студентов вуза иностранному языку на основе компетентностного подхода актуализируются вопросы поиска оптимальных путей и способов преподавания иностранного языка. Вновь становятся востребованными вопросы оптимизации обучения иностранному языку студентов вуза как субъектов учебной деятельности.

Принцип оптимизации процесса преподавания иностранного языка в вузе сопряжен с вопросами эффективной организации учебной деятельности студентов. При этом одним из условий эффективной организации учебной деятельности всей системы обучения в вузе является изучение исходного уровня сформированности данной деятельности у студентов. Мониторинг сформированности у студентов вуза учебных умений, позволяющих успешно осваивать учебную программу по иностранному языку, позволяет конкретизировать и эмпирически обощсновать основные задачи целенаправленного формирования учебной деятельности. Процесс формирования учебной деятельности у студента как субъекта изучения иностранного языка вызывает у преподавателя поиск оптимального сочетания различных форм учебной деятельности.

Как показывает опыт преподавательской деятельности, в процессе преподавания иностранного языка оптимальным сочетанием является

сочетание индивидуализированных форм с групповыми формами индивидуального характера. Именно на занятиях с таким оптимальным сочетанием индивидуальных и групповых форм создаются условия для проявления и развития студента как субъекта освоения иностранного языка. У студента на занятиях иностранного языка на основе оптимального сочетания различных форм учебной деятельности развивается лигвинистическая субъектность. С одной стороны, в процессе преподавания иностранного языка в вузе мы используем субъектный подход, а с другой -личностно-ориентированный. Их синергийное сочетание позволяет выделить субъектно-деятельностный подход как тактику процесса обучения в общей стратегии личностно-ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки в вузе [2].

Лингвинистическая субъектность рассматривается нами как способность студента вуза выстраивать процесс освоения и усвоения иностранного языка как субъекта лингвинистической деятельность, проявляя при этом индивидуализированный уровень активности, самостоятельности, ответственности, нестимулируемой творческости.

В процессе лингвистической подготовки в вузе на основе субъектно-деятельностного подхода вся система обучения иностранному языку ориентирована на личность студента и строится таким образом, что его деятельность, опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности учитываются при организации общения на иностранном языке. Путь к обретению личностного смысла деятельности студента лежит и через учет его разнообразных интересов. Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности постепенно осознает, что вся работа спроецирована на развитие мышления, культуры умственного труда, активности и познавательной самостоятельности творческих способностей. В преподавании иностранного языка субъектно-деятельностный подход предполагает организацию и управление учебным трудом студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности по овладению различными

видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением, письмом) с учетом особенностей и лингвистических способностей студентов.

Основные пути обеспечения профессионально направленного обучения иностранному языку с акцентом на самостоятельную работу и творческую активность студентов как важнейших показателей субъектной включенности студентов в становление профессиональных качеств представляют из себя:

- работу над учебными текстами специальной педагогической направленности;

- работу над лексико-грамматическими особенностями научного педагогического текста;

- работу по расширению словарного запаса, терминологии, обучению общению на иностранном языке по вопросам его специальности;

- подготовку и защиту образовательных проектов на иностранном языке.

Целенаправленно организованная самостоятельная работа студента

является важным фактором развития творческой активности в процессе обучения иностранному языку.

Создание на занятиях по иностранному языку оптимальных условий для творческого развития студента предполагает сочетание индивидуальных, парных и коллективных форм организации учебного процесса.

Курс обучения иностранному языку в неязыковом вузе носит коммуникативный, профессионально-ориентированный характер и ставит целью развитие у студентов вуза, прежде всего, важнейших компетенций. В особенности это касается общекультурных компетенций (ОК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК).

Освоение дисциплины «Иностранный язык (Английский язык)» направлено на формирование следующих компетенций бакалавра:

-- владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными

принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

- способен к обмену информацией в сфере профессиональной деятельности.

Большое внимание при обучении иностранному языку должно быть уделено использованию аутентичных учебников, составленных в соответствии с уровневым подходом к изучению иностранных языков (Cambridge, Oxford и т.д.). Использование данных учебников способствует развитию языковых умений и навыков, формированию межкультурных компетенций.

Роль преподавателя заключается в том, чтобы создать условия для развития и саморазвития личности, стимулировать стремление студентов к творческой индивидуальности, направить учебно-познавательную деятельность студента на создание собственного творческого образовательного продукта. Использование на занятиях по иностранному языку таких продуктивных образовательных технологий как: языковой портфель; проектная деятельность (c применением Интернет-технологий); игры, включая языковые, ролевые и деловые; творческие виды учебной деятельности. Проблемно-поисковые исследовательские задачи положительно влияют на способности студентов к самостоятельной творческой и поисковой деятельности с учетом их личностных потребностей и индивидуальных особенностей.

В практике преподавания иностранных языков все большее распространение получает новое учебное средство - языковой портфель -папка рабочих документов, которая отражает результаты учебной деятельности по овладению иностранным языком за определенный период

времени. Работа над портфолио активизирует развитие творческой инициативы, критической мысли, позволяет осуществлять самооценку своей деятельности, способствует повышению уровня практического владения изучаемым языком.

Наличие компьютерных классов с мультимедийными интерактивными средствами обучения способствует самостоятельной, творческой и поисковой деятельности студентов с учетом их личностных потребностей и индивидуальных способностей, обеспечивает погружение в иноязычную деятельность. Мультимедийные презентации, использование аудио-видео материалов, электронных ресурсов в сети способствуют повышению мотивации студентов к изучению иностранных языков. Студенты могут создавать мультимедийные презентации при подготовке проектов, студенческих сообщений и исследований; переписываться со студентами англоговорящих стран посредством электронной почты, участвовать в видеоконференциях с использованием Skype.

Основной предметной деятельностью студентов при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах выступает текстовая деятельность - работа над учебными текстами профессиональной направленности и одним из методов интерактивного обучения иностранным языкам является технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (RWCT — Reading & Writing for Critical Thinking). Ее основу и, соответственно, психологического механизма развития критического мышления составляет трехфазовая модель восприятия информации, включающая в себя стадии: «вызов — осмысление (реализация) — рефлексия», помогающие студентам самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

На стадии вызова (evocation) в сознании студентов происходит процесс систематизации информации и знакомства с основным источником (текстом). На стадии осмысления/реализации смысла (realization) студент

вступает в контакт с новой информацией, систематизирует сведения, соотнося их с собственными знаниями. Стадия размышления/рефлексии (reflection) характеризуется основными задачами:

- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов);

- анализ образовательного процесса в целом.

В ходе работы в рамках этой модели студенты овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, что мотивирует студентов к участию в научной деятельности.

Регулярное участие в НИРС развивает у студентов способность к творческому мышлению, к самостоятельному решению проблем, с которыми им придется сталкиваться в ходе практической деятельности, порождает у студентов потребность в самосовершенствовании круга знаний, получаемых в стенах института путем самообразования. Правильно организованная учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов способствует приобретению ими умений и навыков профессиональной деятельности. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов в процессе их обучения иностранному языку на неязыковых факультетах осуществляется в соответствии с основными требованиями программы по иностранным языкам. В учебном процессе на первом этапе обучения иностранному языку у студентов развиваются умения и навыки самостоятельной работы с профессиональной литературой с целью получения информации. Практикуется работа по подготовке студенческих докладов, проектных работ с последующим их прослушиванием и обсуждением на занятиях. Дальнейшее практическое использование полученной информации осуществляется при написании курсовых и

дипломных работ.

Н.В.Кузьмина считает, что главным признаком педагогической квалификации в настоящее время стало не столько знание своего предмета, сколько умение научить, вызвать интерес к знаниям, сформировать определенные черты личности и характера [1]. Овладение профессиональным мастерством, достижение того или иного уровня зависит от индивидуальных свойств человека, его индивидуальных способностей. Каждый студент должен иметь план собственной самореализации, а система профессиональной подготовки должна обеспечить ему мотивацию к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки, обеспечить самостоятельность добычи знаний, научить студента умению учиться, довести до его сознания, что любое образование - это прежде всего самообразование, а оно означает самостоятельность мышления и решения учебных задач. Необходимо научиться самостоятельно видеть, ставить и решать профессиональные задачи. Под самостоятельной работой студентов в области иноязычной устной речи следует понимать познавательно-мыслительную деятельность студентов, которая направлена на формирование и развитие навыков и умений устной речи, обеспечивающих возможность свободного общения на иностранном языке. Задачами самостоятельной работы студентов в области иноязычной устной речи являются активизация овладения ими иностранным языком и речью на этом языке, развитие у студентов умения работать самостоятельно, повышение активности их мыслительной деятельности, интенсификация и индивидуализация всего учебного процесса. Конкретными задачами самостоятельной работы студентов являются: научиться самостоятельно овладевать языковым материалом, предложенным преподавателем, творчески использовать его в речи с целью коммуникации, работать над совершенствованием своей речи, пользоваться средствами самоконтроля результатов своей работы, тем самым привить студентам навык самостоятельной работы, необходимый в их дальнейшей деятельности после

окончания вуза.

Источники:

1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.,1990. 234с.

2. Мухаметзянова Ф.Г. Формирующие силы субъектности студента. Казань: ЮЛАКС, 2007. 156с.

References:

1. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya. M.,1990. 234s.

2. Muhametzyanova F.G. Formiruyusch'ie sily' sub'ektnosti studenta. Kazan': YULAKS, 2007. 156s.

Зарегистрирована: 25.04.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.