риям (более высокий уровень эмоционального комфорта, удовлетворенности общением, они реже сталкиваются в процессе учебы с различного рода трудностями и легче их преодолевают). Следовательно, положительное отношение к профессии, осмысленное отношение к жизни и деятельности, активная ответственная жизненная позиция, характерные для позиции субъекта профессионального выбора, способствуют более успешной адаптированное™ студентов к образовательной среде вуза.
Результаты исследования могут быть полезны школьным и вузовским психологам для разработки программ поддержки профессионального самоопределения абитуриентов и процесса адаптации студентов. Материалы исследования, позволяющие понять и учесть психологические особенности и трудности современного студента технического вуза, могут использоваться преподавателями вуза для совершенствования профессиональной подготовки специалистов. Полученные результаты дают основание рекомендовать психологическим службам вузов оказывать помощь студентам не только с личными, но и с учебными проблемами, касающимися выработки эффективного стиля учебной деятельности, в связи с высоким уровнем сложности учебно-профессиональной деятельности в техническом вузе и недостаточной мотивационной и операциональной готовностью студентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: Монография. - М.: НОУ ВПО Московский психологосоциальный институт, 2008. - 320 с.
2. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2007. - 376 с.
3. . . :
Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 2005. - 24 с.
Лабынцева Ирина Сергеевна
Технологический институт федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный
федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: labyirina@yandex.ru.
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
.: 88634312016.
Labyntseva Irina Sergeevna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational
Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: labyirina@yandex.ru.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634312016.
УДК 159.9:37.015-057.875
Н.А. Лызь
СУБЪЕКТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТА КАК ОСНОВА САМОУПРАВЛЯЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раскрывается роль рефлексивности, интернального локуса контроля, умений саморегуляции и ориентации студентов на профессионально-личностное развитие в самоуправляемой учебной деятельности. Намечены пути развития субъектных качеств студентов в учебной деятельности.
Учебная деятельность студента; субъектные качества; саморегуляция.
N.A. Lyz
STUDENT’S SUBJECT QUALITIES AS THE BASIS OF SELF-MANAGED
LEARNING
The article deals with the role of students' reflexivity, internal locus of control, selfregulation skills and orientation of professional-personality development in self-managed learning. The ways of development of students' personal qualities in training have been planned.
Sstudent’s learning activity; subject (personal) qualities; self-regulation.
В последние десятилетия в связи с технико-технологическим и социальным развитием общества наблюдается расширение целей высшего образования. Они ориентируют современный вуз на подготовку специалиста, осознающего цели профессиональной деятельности и несущего ответственность за ее результаты, способного самостоятельно и компетентно принимать решения, саморазвиваться и творчески реализовать себя в профессии. Очевидно, что это требует пересмотра всей системы подготовки специалиста с высшим образованием, в том числе и центрального процесса - организации и управления учебной деятельностью (УД) студента. При указанной целевой ориентации закономерен перенос акцента с «жест»
.
Проектирование соответствующих педагогических технологий должно опираться на определенную концептуальную (понимание основы, критериев и факторов самоуправляемой УД) и эмпирическую (представления о степени овладения ею современными студентами, о «слабых местах» и необходимых «точках приложения» педагогических усилий) базу. Цель статьи - раскрыть один из подходов к интерпретации психологической основы самоуправляемой УД и с этих позиций обозначить ориентиры для разработки педагогических технологий.
Базовым положением нашего подхода является представление о том, что ос, -тельности из УД вообще, является степень принятия обучающимся ответственности за ее ход и результаты. Ответственное отношение к выполняемой деятельности определяется смыслом этой деятельности для человека и реализуется в его обращенности к своим внутренним ресурсам, возможностям выбора целей, средств
, . -управляемая УД - это такая деятельность, которая инициируется и поддерживается внутренними мотивами, осуществляется в русле реализации собственных , , ,
, -
.
осуществление этого процесса, делегирование им ряда полномочий, разделение прав, инициативы, ответственности между педагогом и обучающимся [2].
Для осуществления самоуправляемой УД студент должен иметь опору внутри самого себя, в качестве которой мы рассматриваем его субъектные качества. , , приложения педагогических усилий должна быть не только эта деятельность сту-
, , на двух уровнях: субъекта жизни и субъекта учебной деятельности.
В отечественной психологии (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.) субъект представлен как целостная, активная, ответственная управляющая инстанция. Студент как субъект УД характеризуется внутренней мотивацией такой деятельности; умениями саморегуляции для ее планирования, организации и контроля; осознанием своих возможностей и ограничений, себя как
творца преобразований в самом себе; способностью ставить задачи саморазвития; ориентацией не только на результат, но и на сам процесс познания и саморазвития, что открывает возможности для творческого поиска как подходов к решению , .
, , , могут быть представлены иерархической структурой. Наивысший уровень в этой системе занимает субъект жизни, интегрирующий субъектов разных видов деятельности и отношений. Эти субъекты - «грань, срез или форма субъекта жизни» (В.А. Барабанщиков). Беря за основу представления об иерархическом строении ,
( , ), , позволяет качественно преобразовать организацию человека на других уровнях. Наличие осознанных жизненных целей, способности и готовности направлять себя на их достижение, умение совершать осознанный и ответственный выбор, как правило, проявляется во всех видах деятельности, в том числе и учебной.
Анализ понятия субъекта, рассмотренного в работах КА. Абульхановой, . . , . . , . . , . . , . . -ницкого, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Сергиенко, Т.Н. Щербаковой и др., показал, что основными характеристиками субъекта, обеспечивающими его продуктивную самостоятельность и позволяющими реализовать функции самоорганизации, саморазвития, управления разными видами деятельности и жизнедеятельностью в целом, являются: ценностные ориентации, субъективный контроль, , . - , определяющее его способность к осознанию других свойств и качеств и к их репрезентации как своих. Она характеризует склонность субъекта к анализу происходящего и себя в нем, а именно: к анализу актуальной ситуации, осмыслению ее , -вии с изменяющимися условиями и собственным состоянием, к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий, к осознанию пред, , , планированию и прогнозированию вероятных исходов [1]. Субъективный контроль определяется как особая форма проявления и организации своих отношений ,
бытия в мире. Обобщенной характеристикой субъективных механизмов контроля « », , причиной происходящих событий. Саморегуляция в единстве целеполагания, ана-, , -ступает как специфическая для человека наиболее общая функция его психической активности, позволяющая человеку реализовывать себя как творца, исполнителя, контролера и судью своих поступков, жизнедеятельности в целом. Саморегуляция позволяет субъекту привести в соответствие события, требования, задачи деятельности, с одной стороны, и личные возможности, способности, состояния -с другой [3].
Эти три качества: способность осознавать себя и происходящее (рефлексив-), -( ) ( ), по нашему мнению, образуют необходимую основу субъекта. Эмпирические ис, -
-
устойчивой личностной основы, определяющей принятие студентом позиции субъекта УД и его включенность в самоуправляемую УД. Учитывая недостаточ-
ную сформированное^ такой основы у большинства студентов, на пути решения проблемы придания УД студентов самоуправляемого характера возникает ряд дополнительных задач, среди которых изучение субъектных качеств студентов, определение факторов и условий развития таких качеств в УД.
, -риодом для развития субъектных качеств. Однако решение поставленных задач требует более полной по сравнению с традиционной профессиональной подготовкой и более адекватной реальности модели студента [2]. Понимание студента как « », , -лировать ему знания и формировать умения, но ограничивает влияние на субъект. , -ную социальную роль, а личность со сложившимися ориентациями, интересами, стремлениями. Восприятие студента как субъекта учебной деятельности, субъекта профессионального развития и субъекта жизни открывает возможности целенаправленного развития этих сложных психических образований.
Покажем необходимость обращения к разным уровням субъекта на примере саморегуляции УД - основного механизма, обеспечивающего переход от системы внешнего управления учебной деятельностью к самоуправлению. Саморегуляция учебной деятельности - это осознанная активность студента по инициации, по, , достижение принимаемых им учебных целей. Саморегуляция УД, как и любой другой, осуществляется через последовательность процессов целеполагания, мо, , , ,
коррекции [3].
Способности к саморегуляции являются важнейшим фактором эффективности учебной деятельности студентов. В нашем исследовании (дипломная работа
О.С. Куликовой, ТТИ ЮФУ, 2009 г.) выявлено, что высокие показатели учебной активности студентов в значительной мере определяются сформированностью целостной системы саморегуляции и пластичностью регуляторных процессов ( ). -нанной саморегуляции позволяет студентам с высокой учебной активностью гибко и адекватно реагировать на изменение условий. Выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно, их планы реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы. Несмотря на преобладание акцентуированного профиля , , позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенно, , .
, -ной деятельности студента, вне необходимости его собственного осознанного . . в вузе такую свободу предоставляет. Однако это необходимое условие не является достаточным. Как показывают результаты наших исследований, всего около 20 % студентов первого курса (как правило, выпускники лицеев и колледжей) и 28 % студентов второго курса не испытывают особых трудностей в саморегуляции и , -тивности без существенных перегрузок. Результаты нашего специального исследования (дипломная работа В.А. Пономаревой, ТТИ ЮФУ, 2010 год) показали, что всего около половины студентов второго курса проявляют в учебе автономность и , , , себе, склонность к самостоятельному выполнению работы, но в тоже время, многие из них (47 %) характеризуются эмоциональной незрелостью, низким уровнем
, . , рефлексивного самоконтроля в стрессовых ситуациях, они не всегда способны длительное время произвольно концентрировать внимание на учебных занятиях, не переключаясь на другие дела.
Однако неэффективная саморегуляция учебной деятельности студентов может быть обусловлена не только недостатком регулятивных умений, но и внешней мотивацией. В вышеупомянутом исследовании получены данные, позволяющие говорить о том, что в целом регулятивные умения у студентов развиты на среднем уровне, однако при внешней мотивации студенты не способны эффективно использовать их в учебной деятельности. У студентов с внутренней мотивацией компоненты системы саморегуляции, как характеризующие устойчивые личност-, , -
.
целом, выше мера волевого овладения собственным поведением в различных ситуациях и уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний, тем более выражен автономный тип саморегуляции УД и более эффективна регуляция учебной активности. Данные результаты подтверждают предположение о том, что включенность в деятельность опосредует проявление личностных особенностей индивидуального стиля саморегуляции в конкретной деятельности. В этой связи настораживает тот факт, что зачастую у студентов преобладают внешние или ситуативные мотивы, желание большинства студентов получить образование не подкреплено личностно значимым отношением к учебной деятельности как средству профессионального и личностного роста.
Обобщая результаты многолетних исследований, можно говорить о следующих основных причинах трудностей, испытываемых студентами в связи с самоуправлением УД в вузе:
♦ внешняя мотивация УД, являющаяся одной из причин ее прекращения или дезорганизации при отсутствии внешнего контроля;
♦ слабое развитие целенаправленности, ответственности (внешний локус
), , -;
♦ недостаточная рефлексия собственных личностных ресурсов, индивидуальных особенностей, опыта, проблем и трудностей, что негативно сказывается на выборе оптимальных стратегий и тактик УД и затрудняет совершенствование системы саморегуляции;
♦ неадекватность субъективных крите риев успешности выполнения элементов УД педагогическим требованиям;
♦ недостаток опыта самостоятель ного планирования деятельности, самоконтроля и преодоления возникающих трудностей.
Совершенствованию системы саморегуляции студентов и успешному преодолению проблем в этой сфере способствует целенаправленная помощь преподавателя каждой учебной дисциплины. Как минимум, она должна включать: развернутые методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ, выдвижение четких требований и критериев их оценки, выдачу вопросов и заданий для самоконтроля и самооценки студентами результатов своей учебной деятельно, .
Такая работа педагога обращена более к деятельностному (инс^ументально-) . , -ний помощи студенту в саморегуляции УД и развитии соответствующей системы. Не менее важным является целенаправленное развитие субъектных качеств студентов и позиции субъекта УД. Здесь существует двойственность отношений. С одной
, -
кой субъекта и неотъемлемой составляющей, конституирующей его, с другой стороны, субъект учебной деятельности как ее инициатор и творец, обладающий соответствующим активным отношением к ней, является «организующим началом» формирования и развития системы саморегуляции. Поэтому внутренний (интернальный) , -оказывают позитивное влияние на саморегуляцию УД.
, -
, : -лей обучения в связи с собственной перспективой будущего; осознание роли знаний и умений, а также личностных качеств в успешности будущей профессио-; -
сти и приобретаемых знаний через соотнесение студентами выполняемой деятельности со своими интересами, особенностями, жизненными задачами. Для формирования внутренней мотивации необходимо развитие студента как субъекта жизни, ориентированного на соответствующие ценности. В этом случае более высокий уровень субъекта способствует становлению субъектной позиции студента в учебной и других видах деятельности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что при разработке педагогических технологий организации самоуправляемой УД студентов необходимо рассматривать студента как субъекта УД и жизни в целом, предусматривать развитие рефлексивности, интернального локуса контроля, умений саморегуляции и актуализацию ориентации студентов на профессионально-личностное развитие. Именно эти субъектные качества позволяют студенту не только выпол-, , оптимальных стратегий самоуправляемой УД. Только в этом случае возможен переход от «жесткого» педагогического управления к технологиям организации самоуправляемой учебной деятельности студента.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. . .
// Психологический журнал. - 2003. - № 5. - С. 45-57.
2. . ., . . - : инноваций // Высшее образование в России. - 2009. - № 6. - С. 29-36.
3. . ., . . . - .: -
« », 2007. - 213 .
Лызь Наталья Александровна
Технологический институт федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный
федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: lyz-natalia@bk.ru.
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
.: 88634312016.
Lyz Natalia Alexandrovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational
Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: lyz-natalia@bk.ru.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634312016.