Научная статья на тему 'Субъектность студентов педагогического вуза как профессионально важное качество будущих педагогов'

Субъектность студентов педагогического вуза как профессионально важное качество будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / "ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ" / "CAREER ANCHORS" / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF A PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL''S STUDENTS / ABILITY OF SELF RULE / GOAL SETTING / CAREER VALUES / SUBJECTNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мешкова Ирина Владимировна

Статья посвящена анализу особенностей субъектности студентов педагогического вуза. Показано, что студенты с «низким» и «высоким» уровнями развития способности самоуправления имеют определенные особенности субъектности как профессионально важного качества будущих педагогов. Субъектность студентов с «низким» уровнем самоуправления характеризуется готовностью проявлять решительность в менее ответственных профессиональных ситуациях. Субъектность студентов с «высоким» уровнем самоуправления проявляется в готовности бросать и принимать «вызов» конкурентной среде, брать на себя ответственность в сложных профессиональных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мешкова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTNESS OF A PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL''S STUDENTS AS A PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY OF FUTURE TEACHERS

This article concentrates on the analysis of the features of subjectness of a pedagogical high school's students. It shows that students with «low» and «high» levels of development of the ability of self rule have specific features of subjectness as a professionally important quality of future teachers. The subjectness of students with «low» level of self-rule is characterized by the willingness to be resolute in less demanding professional situations. The subjectness of students with «high» level of self-rule appears as readiness to challenge and take a challenge to competitive environment, to take responsibility in difficult professional situations.

Текст научной работы на тему «Субъектность студентов педагогического вуза как профессионально важное качество будущих педагогов»

СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

SUBJECTNESS OF A PEDAGOGICAL

HIGH SCHOOL'S STUDENTS AS A PROFESSIONALLY

IMPORTANT QUALITY OF FUTURE TEACHERS

И.В. Мешкова I.V. Meshkova

Субъектность, способность самоуправления, це-леполагание, ценностные карьерные ориентации, «якоря карьеры», учебно-профессиональная мотивация студентов педагогического вуза. Статья посвящена анализу особенностей субъектности студентов педагогического вуза. Показано, что студенты с «низким» и «высоким» уровнями развития способности самоуправления имеют определенные особенности субъектности как профессионально важного качества будущих педагогов. Субъектность студентов с «низким» уровнем самоуправления характеризуется готовностью проявлять решительность в менее ответственных профессиональных ситуациях. Субъектность студентов с «высоким» уровнем самоуправления проявляется в готовности бросать и принимать «вызов» конкурентной среде, брать на себя ответственность в сложных профессиональных ситуациях.

Subjectness, ability of seif rule, goal setting, career values, «career anchors», educational and professional motivation of a pedagogical high school's students.

This article concentrates on the analysis of the features of subjectness of a pedagogical high school's students. It shows that students with «low» and «high» levels of development of the ability of self rule have specific features of subjectness as a professionally important quality of future teachers. The subjectness of students with «low» level of self-rule is characterized by the willingness to be resolute in less demanding professional situations. The subjectness of students with «high» level of self-rule appears as readiness to challenge and take a challenge to competitive environment, to take responsibility in difficult professional situations.

Проблема профессионального и личностного развития студентов вузов как будущих специалистов в современных социально-экономических условиях российского общества становится все более актуальной. Особую актуальность приобретет изучение субъектности студентов педагогических вузов - будущих педагогов, от профессионализма которых во многом зависит развитие ребенка. Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки Педагогическое образование, бакалавр данного направления должен осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, то есть проявлять субъектность в своей будущей профессиональной деятельности.

По мнению В.И. Слободчикова, субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностным свойством этого процесса является способность человека управлять своими действиями, практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий [Слободчиков, Исаев, 1995, с. 131]. O.A. Ленглер под субъектностью понимает интегральное качество личности, проявляющееся в ценностно-смысловой самоорганизации дей-

ствии и осознанной саморегуляции, приводящее к изменению себя и окружающей действительности посредством активно преобразующей деятельности [Ленглер, 2012, с. 442].

Наиболее сензитивным периодом для формирования субъектности является юношеский возраст - период активного формирования мировоззрения личности (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон), когда формируются самосознание и профессиональная самоидентичность. Вместе с тем именно в этом возрасте проявляется недостаточный опыт осмысления и осознания ответственности за собственное развитие и выбор профессии. Исследователи отмечают, что в период юности выбор педагогического вуза не всегда связан с выбором профессии педагога, предъявляющей определенные требования к личности как субъекту профессиональной деятельности. В связи с этим подготовка студентов педагогического вуза направлена не только на формирование профессиональных компетенций будущих педагогов, но и на формирование их профессионального самосознания.

Результаты мониторингового исследования профессиональных намерений и планов выпускников КГПУ им. В.П. Астафьева, проведенного учеными этого вуза, показали, что юноши и девушки, избравшие учительскую профессию в условиях снижения ее престижа в молодежной среде, отличаются от своих сверстников целым рядом особенностей своей духовной культуры. «...В своем большинстве еще в школьные годы они отличаются от других старшеклассников более гуманистической, альтруистической, гражданственной направленностью своих ценностных ориентаций (A.M. Гендин, М.И. Сергеев, 1996) [цит. по: Гендин, 2013, с. 141]. При этом авторы исследования справедливо отмечают, что хотя не все нынешние студенты поступили в педагогический вуз по призванию, «но в целом их жизненные ориентиры в меньшей степени праг-матизированы, они больше ценят удовлетворенность профессиональной деятельностью, самообразование, приобщение к достижениям культуры, возможность общаться с детьми, воспитывать их» [Гендин, 2013, с. 141].

Цельисследования, проводившегося в2013 г. на базе ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» (НТГСПА, г. Нижний Тагил), заключалась в выявлении психологических особенностей студентов с разным уровнем развития субъектности. Нами был организован и проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие студенты II и V курсов, обучающиеся по направлению Педагогическое образование (профиль «Естественнонаучное и языковое образование»), Объем выборки составил 123 человека в возрасте 18-26 лет, из них 25 % юноши (31 чел.), 75 % девушки (92 чел.). В качестве эмпирических показателей субъектности были определены шкалы четырех методик: «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов), «Смысложиз-ненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), «Якоря карьеры» (Э. Шейн), «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина).

Согласно исследованиям многих отечественных психологов, главным показателем субъектности личности является способность самоуправления, которая включает в себя следующие критерии: умение планировать, способность определить критерии качества, корректировать свои действия, самоконтроль, умение ставить цели, анализировать ситуацию, принимать решения, прогнозировать. Поэтому группирующей переменой при проведении статистической обработки данных была определена шкала «общая способность самоуправления» (методика Н.М. Пейсахова). В зависимости от уровня развития общей способности самоуправления вся выборка была разделена на три группы: в первую группу вошли студенты, имеющие уровни «низкий» и «ниже среднего» (п = 24), во вторую группу вошли те, у кого был выявлен «средний» уровень развития способности самоуправления (п = 46), третью группу составили студенты с уровнями «выше среднего» и «высокий» (п = 53).

По результатам корреляционного анализа, выполненного с использованием критерия г-Пирсона, были выявлены статистически значимые связи между переменными, позволяю-

[127]

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

2S

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

м

щие сделать некоторые выводы о психологических особенностях студентов с низкими и высокими показателями общей способности самоуправления, диагностирующими различные уровни развития субъектности

Анализ полученных статистически значимых корреляционных связей позволил определить особенности субъектности студентов с низким уровнем способности самоуправления (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей субъектности студентов НТГСПА, имеющих уровень развития способности самоуправления «низкий» и «ниже среднего»

Примечание. Положительные ( - р < 0,05; = р < 0,01) и отрицательные (.....р < 0,05; = р < 0,01)

корреляционные связи.

Выявленные прямые связи между шкалой «анализ противоречий» и рядом других шкал свидетельствуют о том, что развитие умения производить анализ противоречий в различных жизненных ситуациях взаимосвязано с развитием ценностно-смысловой сферы личности, характеризующейся наличием в жизни испытуемых целей в будущем, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Прямые связи между «прогнозированием» и другими шкалами позволяют сделать вывод о том, что прогноз своего профессионального будущего студенты с низким уровнем развития субъектности связывают с внешними профессиональными мотивами, не имеющими отношения к содержанию труда учителя. Их планы на будущее также определяются внешними мотивами поступления в педагогический вуз. Важно отметить, что планирование своего профессионального будущего студенты с низким уровнем развития субъектности в первую очередь связывают с такими ценностными

ориентациями в карьере, как наличие стабильной надежной работы на длительное время с минимальной вероятностью увольнения. Можно сказать, что эти люди способны выстраивать достаточно четкие планы в ситуации стабильности, однако при первых же трудностях они не могут быстро сориентироваться и принять альтернативный план действий. Обратные связи между «целеполаганием» и шкалами методики «Смысложизненные ориентации» указывают на имеющиеся трудности у данной группы студентов в реализации своих жизненных целей, в формировании субъективной модели желаемого или должного. Выявленные обратные связи между шкалами «критерии оценки качества» и «менеджмент» (г = - 0,597, р < 0,01), «принятие решения» и «профессиональная компетентность» (г = - 0,579, р < 0,01) указывают на определенные особенности в развитии их субъектности. Можно предположить, что при условии, если им будут делегированы значительные полномочия (управление людьми,

ответственность за какое-либо дело), то они в недостаточной степени смогут проявить способность определять показатели качества работы. В других условиях, когда будет необходимо проявить себя в роли профессионала, такие студенты могут испытывать затруднения в принятии решений, и, наоборот, в случаях менее ответственных они способны проявить решительность. Выявленная отрицательная связь между «локусом контроля» и «внутренней мотивацией поступления в вуз» (г = - 0,524, р < 0,01) свидетельствует о том, что студенты с низким уровнем субъектности при поступлении в педагогический вуз, скорее всего, руководствовались экстернальным локусом контроля, т. е. ответственность за свой выбор вуза и будущей профессии перекладывали на других людей или на обстоятельства. В то же время важно отметить, что для этой группы студентов карьерная ориентация «служение» является ведущей (ср. балл 6,59), а имеющиеся прямые связи между ней и учебно-профессиональными мотива-

ми свидетельствуют о неслучайности их профессионального выбора. Прямая связь между «внешними профессиональными мотивами» и карьерной ориентацией «предпринимательство» (г = 0,594, р < 0,01) позволяет предположить, что студенты с низким уровнем субъектности, имея диплом о педагогическом образовании, могут заняться предпринимательской деятельностью. Добившись успеха, воплотив в жизнь собственную идею, создав новые товары или услуги, они будут рады получить социальное признание и уважение как эквивалент их усилий. В целом выявленные связи между общей способностью самоуправления и мотивами обучения характеризуют этих студентов как нацеленных только на выполнение текущей учебной деятельности в педагогическом вузе.

Значительно больше корреляционных связей выявлено в группе студентов с высоким уровнем способности самоуправления, соответствующим высокому уровню субъектности (рис. 2).

Рис. 2. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей субъектности студентов НТГСПА, имеющих уровень развития способности самоуправления «выше среднего» и «высокий»

Примечание. Положительные ( р < 0,05; = = р < 0,01) и отрицательные (.....р < 0,05; = = р < 0,01)

корреляционные связи.

Наибольшее количество связей выявлено карьеры» (Э. Шейн), «Мотивация учения сту-между шкалами трех методик: «Смысложиз- дентов педагогического вуза» (С.А. Пакули-ненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), «Якоря на). Это обстоятельство можно рассматривать

С

га

Щ

3

I

с

га'

о

ь

к к м га н и

Рч

о ^ О о

о Р

£

м н к о

Си

И

0

1

я

а

Р*5

М и м

V

К

б и

га С

«

2 К

н и

щ м

Осмысленность

Интеграция стилен жизни

Стабильность

Процесс

Менеджмент

Автономия (независимость

Планпрованне

Стабильность работы

Коррекция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональная компетентность

Самоконтро.1

Внутренние реально действующие мотивы

Внешние реалы; действующие мотивы

Внутренние > ф е с си о н а льные мотивы

Внешние профессиональные мотивы

как признак сформировавшейся ценностно-смысловой системы личности с выраженной профессиональной направленностью. Можно предположить, что у студентов с высоким уровнем субъектности ощущение полноты жизни, радость от каждого дня связаны с умением быстро анализировать ситуацию, выделять наиболее важные в данный момент дела, определять свои возможности, оценивать материальные, пространственно-временные и другие ресурсы, с возможностью гармонично сочетать учебно-профессиональную деятельность и личную жизнь (хобби, общение с друзьями, занятия спортом и т. п.), с желанием добросовестно готовиться к занятиям, закладывая основу своей будущей профессии. Интернальный локус контроля у этой группы молодых людей имеет прямую связь с внутренними мотивами поступления в вуз (г = 0,273, р < 0,05) и обратную связь с ценностной карьерной ориентацией «стабильность места жительства» (г = - 0,293, р < 0,05). Скорее всего, решение о поступлении в педагогический вуз эти студенты принимали сами. Кроме того, в их понимании в профессиональной карьере желание жить в своем городе не является главным, следовательно, их отличает мобильность и готовность строить свою карьеру в любом городе. Повышение уверенности в своих силах строить жизнь согласно собственным целям порождает у этих людей желание сделать самостоятельный, осознанный выбор деятельности, предоставляющей возможность для самореализации, к которой у них есть склонности и способности. Для студентов с высоким уровнем субъектности в жизни являются важными не только самоактуализация, нахождение своего призвания, построение профессиональной карьеры и профессиональная самореализация, но и создание крепкой семьи, воспитание своих детей, а также другие аспекты личной жизни. Чем эффективнее интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивают друг друга, тем осмысленнее для этих людей становится их жизнь. В группе студентов с высоким показателем общей способности самоуправления выявлены обратные корреляционные свя-

зи между переменными, диагностирующими три этапа цикла самоуправления, с одной стороны, и ценностными карьерными ориентаци-ями, учебными мотивами - с другой. Этот факт указывает на то, что люди с высоким уровнем субъектности способны отходить от заранее намеченного плана, проявляя гибкость, инициативу, креативность, принимая нестандартные решения в ситуациях, в которых необходимо проявить свободу, независимость, творчество в работе, а также когда возникает необходимость управлять людьми или взять на себя ответственность за какое-либо дело. Положительные связи карьерной ориентации «Вызов» с внутренними мотивами поступления в вуз и профессиональными мотивами показывают -чем больше студенты считают профессию педагога своим призванием, тем больше они понимают, что она требует постоянной собранности, готовности решать сложные, уникальные задачи, находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, исходя из конкретной ситуации. Они не боятся того, что им придется часто «принимать вызов» своему профессионализму. Необходимо отметить наличие прямых корреляционных связей между карьерными ориен-тациями и различными типами мотивации учения в педагогическом вузе у студентов с высокой общей способностью самоуправления. Например, шкала «Профессиональная компетентность» прямо коррелирует с внутренними мотивами поступления в вуз (г = 0,229, р < 0,05) и с внешними профессиональными мотивами (г = 0,305, р < 0,05). Это значит, чем сильнее у данной группы студентов интерес к профессии педагога, чем в большей степени они осознают правильность выбора педагогического вуза, тем сильнее у них проявляется желание посвятить жизнь избранной профессии. Профессиональная компетентность педагога как одно из проявлений субъектности является тем профессионально важным качеством, которое может быть востребовано в любой деятельности, не только в педагогической. В целом, субъект-ность как сложная характеристика человека выражается в самостоятельности, активности,

способности к самоанализу и саморегуляции, в умении преобразовывать себя и действительность [Ленглер, 2012, с. 442].

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. Способность самоуправления можно рассматривать как диагностический показатель субъектности, под которой понимается способность индивида превращать собственную активность в предмет практического преобразования.

2. Особенность субъектности студентов с низким уровнем самоуправления заключается в достижении целей, связанных преимущественно с выполнением текущей учебной деятельности, с готовностью проявлять активность вне сферы образования, а в условиях профессионально-педагогической деятельности проявлять решительность в менее ответственных профессиональных ситуациях.

3. Отличительными свойствами субъектности студентов с высоким уровнем самоуправле-

ния являются мобильность и готовность строить свою карьеру в любом городе, бросать и принимать «вызов» конкурентной среде, доказывая свой уровень профессионализма, брать на себя ответственность в сложных профессиональных ситуациях.

Библиографический список

1. Гендин А.М. Эволюция профессиональных намерений и планов выпускников педагогического вуза (по материалам мониторинга) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 3 (25). С. 140-145.

2. Ленглер O.A. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 440-442.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.