Научная статья на тему 'СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ'

СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТА К ПРИОБРЕТАЕМОЙ ПРОФЕССИИ / СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Латышева М. А., Абдулмеджитова А. М. Кызы

Статья посвящена описанию исследования особенностей субъектности личности и становления профессиональной идентичности студентов-психологов на разных курсах обучения. Представлен краткий обзор отечественных источников, освещающих разные аспекты изучения профессиональной идентичности, субъектности личности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования. Психодиагностический комплекс включал опросник «Уровень развития субъектности личности». (М. А. Щукина); опросник профессиональной идентичности студентов-будущих психологов (У.С.Родыгина); методику «Определение социальной креативности личности». Выявлено, что профиль субъектности-объектности личности студентов-психологов находится в пределах средних значений всех атрибутов субъектности (активность, автономность, целостность, опосредованность, креативность, самоценность) с позитивной динамикой на протяжении обучения в вузе. Развитие профессиональной идентичности студентов-психологов осуществляется неравномерно, с прохождением кризисов на 2-м и 4-м году обучения. Обнаружены позитивные взаимосвязи между атрибутами субъектности личности (активность, целостность, опосредствованность, самоценностность) и активной позицией в отношении будущей профессии, а также социальной креативностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Латышева М. А., Абдулмеджитова А. М. Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTITY OF PERSONALITY AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

The article discussed the results of the research of personality subjectity and the becoming of the professional identity of psychologist students in different courses. It was presented a brief review of domestic sources covering various aspects of the study of professional identity, of personality subjectity. The psychodiagnostic complex included the questionnaire "The level of development of the personality subjectity" (Schukina M. A.); questionnaire of professional identity of students - future psychologists (Rodygina U.S.); method "Determination of the social creativity of the individual" (Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M.). It was revealed that the profile of the subjectivity-objectivity of the personality psychologist students is within the average values of all attributes of subjectivity (activity, autonomy, integrity, mediation, creativity, self-worth) with positive dynamics throughout the period of study at the university. So 4th year students are capable of self-change in relations with others, the search for effective interaction strategies based on the subject-subject model of interpersonal relations. Master's students of the first year are self-oriented, taking into account the interests and characteristics of the participants in the interaction, to build and predict options for implementing the program of their behavior. It is shown that the professional identity of psychologist students develops unevenly, with the passage of crises in the 2nd and 4th year of study. At these stages professional identity is characterized by a moderately active position, accompanied by weak positive emotions regarding the future profession. 3rd year students and master's students of the first year have a professional identity characterized by an average active position and positive emotions, that is the profession being mastered corresponds to their needs and requests, they see it as a way of self-realization, strive to achieve this goal. Were found to be positive relationships between the attributes of a personality subjectity (activity, integrity, mediation, self-worth) and an active position in relation to a future profession, as well as social creativity among psychologist students.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 2. С. 139-150.

УДК 159.923

СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Латышева М. А.1, Абдулмеджитова А. М. кызы2

Институт «Таврическая академия» ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: maralat@yandex.ru1, suyunova2000@mail.ru2

Статья посвящена описанию исследования особенностей субъектности личности и становления профессиональной идентичности студентов-психологов на разных курсах обучения. Представлен краткий обзор отечественных источников, освещающих разные аспекты изучения профессиональной идентичности, субъектности личности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования. Психодиагностический комплекс включал опросник «Уровень развития субъектности личности». (М. А. Щукина); опросник профессиональной идентичности студентов-будущих психологов (У.С.Родыгина); методику «Определение социальной креативности личности». Выявлено, что профиль субъектности-объектности личности студентов-психологов находится в пределах средних значений всех атрибутов субъектности (активность, автономность, целостность, опосредованность, креативность, самоценность) с позитивной динамикой на протяжении обучения в вузе. Развитие профессиональной идентичности студентов-психологов осуществляется неравномерно, с прохождением кризисов на 2-м и 4-м году обучения. Обнаружены позитивные взаимосвязи между атрибутами субъектности личности (активность, целостность, опосредствованность, самоценностность) и активной позицией в отношении будущей профессии, а также социальной креативностью.

Ключевые слова: субъектность личности, профессиональная идентичность, студенты-психологи, отношение студента к приобретаемой профессии, социальная креативность.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Социальная трансформация последних лет, происходящая в нашей стране, актуализировала и проблемы профессиональной подготовки специалистов в области психологии. Увеличение запроса на квалифицированную психологическую помощь среди населения РФ, необходимость регламентации психологических услуг на рынке труда, с одной стороны и осуществление обучения психологов в цифровой образовательной среде, мультипарадигмальность психологии как науки, с другой, выделяют проблему развития профессиональной идентичности психологов как одну из ключевых [1-5]. Профессиональная идентичность есть объективный показатель уровня овладения профессией и критерий эффективности в профессиональной деятельности. Очевидно, что становление профессиональной идентичности психолога есть результат продолжительного личностного и профессионального развития специалиста, который на этапе «вхождения» в профессию (обучения) определяется

139

как спецификой образовательной среды вуза, так и психологическими характеристиками человека, его учебно-познавательной активностью [6-9].

Как известно, в профессиях типа «человек-человек», к которым относится и профессия психолог, личности специалиста принадлежит особая роль. Именно на основе необходимого и достаточного уровня развития личностных качеств формируются качества важные в профессии, профессиональная компетентность специалиста. Наряду с этим личность активно проясняет, уточняет собственное отношение к различным сторонам бытия, в том числе и профессию, как важную компоненту жизни. В этой связи выделение основных психологических характеристик, определяющих развитие профессиональной идентичности будущих психологов, возможность их оценить, составить прогноз, и в случае необходимости корректировать результат еще на этапе обучения, имеет несомненную практическую значимость.

Цель статьи. эксплицировать особенности развития компонентов субъектности личности психологов на разных этапах обучения, установить их взаимосвязь с уровнем развития профессиональной идентичности.

В своем исследовании мы исходим из предположения, что основой развития профессиональной идентичности психологов на этапе обучения в вузе являются определенные компоненты субъектности личности. При этом, чем выше уровень развития таких субъектных характеристик как активность, автономность, целостность, самоценностность, тем активнее студенты-психологии осваивают профессию.

Анализ последних исследований и публикаций

Эффективность оказания психологической помощи определяется многими параметрами, среди которых ведущим следует назвать осознание самим специалистом значимости своей профессии, понимание перспективы своего профессионального развития, способности к саморазвитию в профессии, т.е. зависит от уровня сформированности профессиональной идентичности специалиста. Интерес к изучению профессиональной идентичности психологов отечественным научным сообществом неуклонно возрастает, что обусловлено совокупностью причин (реформа системы высшего профессионального образования, увеличение требований к специалисту-психологу, спрос на получение квалификации психологана базе любого (непсихологического) направления подготовки и др.) [10, 11]. Поиск решения этой проблемы ведется с сер. 90-х гг. прошлого столетия.

Различные аспекты понятия «профессиональная идентичность» раскрываются в работах Е.П. Ермолаевой, Н.Л. Ивановой, Ю.П. Поваренкова, Л.Б. Шнейдер и др. [12-14]. Так, Л.Б. Шнейдер определяет профессиональную идентичность как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими, проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я [14]. Ю.П. Поваренков

140

указывает, что профессиональная идентичность есть критерий профессионального развития, свидетельствующий о качественных и количественных изменениях человека, в форме принятия человеком себя как профессионала; понимании конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; принятии системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности[13].

Евтешина Н.В. делает акцент насоциально-психологическом аспекте профессиональной идентичности психолога. Автор трактует данный феномен как многомерное, интегративное (личностно-групповое), социально-психологическое явление, которое выражает степень отождествления с профессией и включённости в профессиональную группу на основе делового общения и социальных представлений, в результате чего происходит восприятие, а также эмоциональная оценка данным специалистом самого себя, характеристик профессии и группы; а возникающие при этом различные эффекты взаимодействия, проявляются, прежде всего, в ценностно-профессиональном единстве [12].

Следует отметить, что в каждом из определений профессиональной идентичности психолога присутствует такой признак как активность личности. Этот признак в психологической науке рассматривается как особое, ключевое качество человека как субъекта, которое проявляется в системе его социальных взаимодействий, жизнедеятельности [15, 16]. В частности, Волочков А. А. считает активность человека единым потоком взаимодействий, обеспечивающим его целостность и постоянное развитие [16, с. 51].

Очевидно, что активность обеспечивает человеку и возможность целенаправленно выбирать профессию, т.е. осуществлять профессиональное самоопределение, а в последующем и достигать поставленной цели, а именно, овладеть профессией. Так, Арон И. С. подчеркивает: «...содержание и направления активности человека определяются его субъектными характеристиками. Поэтому именно субъектность можно считать стержневым компонентом психологической готовности к профессиональному самоопределению, в структуру которой наряду с активностью, как координирующей составляющей, входят и другие важные свойства личности, такие как: ответственность, инициативность, независимость, целеустремленность» [10, с. 121].

Разными учеными субъектность определяется как характеристика субъекта (Осницкий А. К.), как проявление субъекта (Алексеева Л. В.), как свойство (Волкова Е. Н., Петровский В. А.), как отношение (Глуханюк Л. С., Волкова Е. Н.), как процесс (Конопкин О.А., Осницкий А. К.), как способность (Рубинштейн С. Л., Абульханова-Славская А. К., Конопкин О. А., ОсницкийА. К., Алексеева Л. В.). Понимание субъектности как способности, по мнению Щукиной М. А. позволяет «... рассматривать субъектность как развивающуюся психическую структуру» [17, с. 196]. Это дает нам основание предположить, что в процессе выполнения учебно-профессиональной деятельности в условиях образовательной среды вуза у студента продолжает развиваться субъектность личности, обеспечивая ему эффективность активности, в т.ч. и в приобретении профессиональных компетенций, и в осмыслении себя как представителя психологического сообщества.

141

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Эмпирическое исследование проводилось в апреле-мае 2022 г. со студентами факультета психологии Института «Таврическая академия» Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского разных курсов обучения (студенты 2, 3, 4 курсов бакалавриата, 1 курс магистратуры), всего 64 студента.

В соответствии с поставленной целью нами был подобран следующий психодиагностический комплекс: Опросник «Уровень развития субъектности личности» (М. А. Щукина, 2004) [17]; Опросник профессиональной идентичности студентов - будущих психологов (У. С. Родыгина, 2006) [18]; Методика «Определение социальной креативности личности» [19]. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы Statistica 7.0. (одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова, корреляционный критерий Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ, множественные сравнения с поправками Бонферрони).

Результаты, полученные с помощью опросника «Уровень развития субъектности личности» М.А. Щукиной представлены в таблице 1. Отметим, что среди студентов 2 и 3-го курсов преобладают средние показатели выраженности субъектности личности. При этом наиболее приоритетными для них являются достаточная степень интегрированности в социальный контекст с сохранением своей самобытности, самостоятельностью в межличностных отношениях, принятием ответственности за свою жизнь (целостность - 1 ранг, автономность - 2 ранг, опосредствованность -3 ранг). У студентов 4-го курса в профиле субъектности личности заметна тенденция изменения ранга и увеличения таких показателей как Креативность (1 ранг), Самоценность (2 ранг), Автономность (3 ранг). То есть к окончанию обучения в бакалавриате выраженной становится открытость и ориентированность на приобретение опыта в социальных отношениях, на овладение поведенческим репертуаром, гибкими стратегиями взаимодействия с социальной средой, которые опираются наощущение своей самодостаточности и готовности к принятию ответственности за свою жизнь. В профиле субъектности личности магистров 1 курса отметим представленность тех же характеристик, что и на 2-3 курсах бакалавриата, но с тенденцией к повышению показателей выше средних и сменой ранговых позиций - целостность (1 ранг), опосредствованность (2 ранг), автономность (3 ранг). У большинства магистрантов выявлены достаточная интегрированность в социальный контекст (учебная и другие социальные группы) с устойчивостью личностных границ, и достаточной ответственностью в принимаемых решениях, прогнозировании своего поведения.

Анализ изменений показателей и величины рангов в профиле субъектности студентов указывает, что для будущих психологов исследованной группы целостность и автономность выступают приоритетными субъектными характеристиками, которые в процессе обучения дополняются креативностью, самоценность, опосредствованностью.

В целом, если рассмотреть динамику характеристик субъектности будущих психологов на этапе обучения в вузе, можно отметить ориентированность на

142

познание себя, сохранение своей уникальности с постепенным расширением поведенческого репертуара, приобретением опыта продуктивной интегрированности в различные социальные контексты, гибкости в социальных отношениях и способности изменять стратегии взаимодействия с социумом.

Таблица 1

Средние значения показателей уровня развития субъектности личностистудентов-психологов разных курсов и уровней обучения

№ Показатели 2 курс 3 курс 4 курс 1 курс магистры

среднее ранг среднее ранг среднее ранг среднее ранг

1 Активность -реактивность 29 5 32 6 32,9 6 33,3 5

2 Автономность -зависимость 32,8 2 33,2 2 36 3 35,3 3

3 Целостность -дезинтегративность 33,4 1 33,8 1 33,3 5 38,6 1

4 Опосредствованность -непосредственность 31,5 3 32,8 3 35,1 4 35,4 2

5 Креативность -стандартность 30,5 4 32,2 5 37 1 33,9 4

6 Самоценность-малоценность 27,1 6 32,3 4 36,8 2 33,2 6

Студенты-психологи старших курсов, обладая достаточной уверенностью в своих возможностях, демонстрируют более ответственное отношение к своей жизни и поведению. Такое преобразование характеристик субъектности в процессе обучения у студентов-психологов, по нашему мнению, является косвенным признаком развития профессиональной идентичности. Полученные результаты в значительной мере согласуются с данными, полученными в исследовании Бардыниной В. А. Так, автор отмечает у студентов-психологов наличие высокого уровня развития таких параметров как активность, саморегуляция, стремление к саморазвитию, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого, свобода выбора и ответственность за него; ориентированность на такие ценности, как истина, добро, красота, целостность, совершенство свершения, справедливость, отсутствие раздвоенности и т.п. [20].

Анализ результатов, полученных с помощью опросника профессиональной идентичности студентов-будущих психологов Родыгиной У. С., показал, что в целом среди всех студентов, принявших участие висследовании, преобладают положительные эмоции, связанные с удовлетворением их потребностей в профессии психолога, и позиция активного отношения к приобретаемой профессии (см. табл.2). При этом характеристики профессиональной идентичности будущих психологов выражены неравномерно, с наибольшей вариативностью по эмоциональному показателю.

143

Таблица 2

Средние значения показателей преобладания эмоций и показателей активности студентов-психологов разных курсов и уровней обучения

Показатель 2 курс 3 курс 4 курс 1 курс магистратуры

Показатель преобладания эмоций 2,6 5,1 1,7 5,2

Показатель активности 6,3 7,1 8,3 8,2

Как видно из табл. 2, показатель преобладания эмоций выражено варьирует, с наиболее низкими значениями у студентов 2 и 4 курсов (2.6 и 1.7 соответственно) и средними значениями у студентов 3 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры (5.1 и 5.2 соответственно). Наряду с этим средние показатели активности студентов-психологов увеличиваются при переходе с курса на курс. В целом, можно охарактеризовать профессиональную идентичность психологов 2 и 4 курсов как кризисную, т.к. при слабо положительных эмоциях относительно будущей профессии студентов все же сохраняется средневыраженная активная позиция. Другими словами студенты продолжают рассматривать профессию психолога как способ самореализации в жизни с устойчивым эмоционально сниженным к ней отношением. Вероятнее всего, это связано с тем, что студенты всерьез начинают задумываться о профессиональной специализации, о необходимости дополнительного, как правило, платного обучения в области практической психологии, предстоящем трудоустройстве в государственное учреждение или создании своей частной практики и т.п. Как следствие на этом этапе студенту-психологу требуется дополнительная мотивации для осуществления учебной деятельности, направленной на овладение профессией.

В сравнении со студентами-психологами 2 и 4 курсов уровень развития профидентичности студентов-психологов 3 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры проявляется более выраженной активной позицией и сопровождается среднеположительными эмоциями относительно будущей профессии. Другими словами студенты данных курсов обучения считают, что профессия психолога удовлетворяет их потребности и запросы, в ней они видят свое призвание и способ самореализации. Они просчитывают свое будущее так, чтобы работать психологом в дальнейшем, ставят цели и стремятся к их достижению. Отметим, что, несмотря на зигзагообразность развития профессиональной идентичности у студентов-психологов на разных курсов, все же следует отметить наличие у них позиции «субъекта». Предполагаем, что именно субъектная позиция позволяет студентам при существенном «охлаждении» к профессии сохранять достаточную активность в ее освоении. Схожая ситуация развития профессиональной идентичности выявлена и описана среди студентов педагогического вуза Поваренковым Ю. П. и Бадальянц М. О. [21]. Так авторы указывают, что когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты профессиональной идентичности развиваются скачкообразно. Однако в целом к четвертому курсу университета профессиональная идентичность студентов-педагогов возрастает.

144

Как видно из таблицы 3, на этапе профессиональной подготовки в вузе уровень развития социальной креативности личности находится на среднем уровне выраженности с тенденцией увеличения на последующих курсах. Мы разделяем понимание социальной креативности, предложенное Мягковой Н. А., что «социальная креативность как ценностно-личностная созидательная категория... является существенным резервом ее самоактуализации, выражается .восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью .изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем» [22, с. 79].

Таблица 3

Средние значения показателей социальной креативности студентов-психологов разных курсов и уровней обучения

2 курс 3 курс 4 курс 1 курс магистры

Уровень творческого потенциала 98,5 107,3 107,6 108,3

По нашему мнению подученные в нашем исследовании эмпирические результаты косвенно указывает на тот факт, что программа профессионального обучения обеспечивает достаточные необходимые условия для развития социальной креативности как одного из важных качеств личности будущего психолога.

Проведенный корреляционный анализ выявил ряд взаимосвязей между исследуемыми параметрами (таблица 4).

Таблица 4

Корреляционная матрица компонентов субъектности личности, показателей профессиональной идентичности и социальной креативности студентов-психологов

Шкалы опросника М.А.Щукиной Шкалы опросника профессиональной идентичности студентов У.С. Родыгиной Уровень социальной креативности

ПЭ ОЭ АО ПО

I. Активность - реактивность 0,22 -0,52** 0,37** -0,38** 0,61**

II. Автономность - зависимость 0,13 -0,29* 0,16 -0,42** 0,37**

III. Целостность - дезинтегративность 0,16 -0,27* 0,29* -0,12 0,25*

IV. Опосредствованность -непосредственность 0,15 -0,36** 0,29* -0,36** 0,43**

V. Креативность - стандартность 0,17 -0,34** 0,17 -0,39** 0,36**

VI. Самоценностность -малоценностность ,318* -0,44** 0,27* -0,54** 0,48**

Примечание: ПЭ - положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в данной профессии; ОЭ - отрицательные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в данной профессии; АО - активное отношение студента к приобретаемой профессии; ПО - пассивное отношение студента к приобретаемой профессии. * уровень достоверности р<0,05; ** уровень достоверности р<0,01.

145

Как видно из таблицы 4, большинство показателей субъектности личности студенческой выборки положительно связаны с активным отношением к приобретаемой профессии, социальной креативностью. То есть при выраженных результатах по шкале активность (г=0,37, при р=0,01), целостность (г=0,29, при р=0,05), опосредствованность (г=0,29, при р=0,05), самоценностность (г=0,27, при р=0,05) студенты-психологи демонстрируют способность инициировать свою активность в отношении приобретаемой профессии, ориентированность на построение субъект-субъектных отношений, достаточную интегрированность в социальный контексти готовность нестандартно решать относительно сложные социальные проблемы, понимание чего они хотят в перспективе, ценность себя при сохранении критичности. Описанные характеристики поведения обучающихся усиливает наличие отрицательной связи всех показателей субъектности личности с показателями негативных эмоций и пассивностью в приобретении профессии.

В целом отметим, что проведенное исследование констатирует динамику изменения уровня развития субъектности личности, профессиональной идентичности и социальной креативности среди студентов-психологов на разных этапах профессионального обучения. Безусловно, означенная нами проблема требует дальнейшего изучения. Тем не менее, полученные результаты уже сейчас позволяют наметить возможные варианты изменений образовательной среды, в частности, коммуникационно-организационного компонента обучения для стабилизации положительного эмоционального отношения к профессии у студентов 2 и 4 курсов.

ВЫВОДЫ

1. Согласно полученным результатамэмпирического исследованияу студентов-психологов можно констатировать позитивную динамику развития всех атрибутов субъектности («активность», «автономность», «целостность», «опосредованность», «креативность», «самоценность») на этапе обучения в вузе. При этом к 4-му году обучения бакалавриата у студентов присутствует готовность к построению субъект-субъектной модели межличностных отношений, настроенность на самоизменения в отношениях с окружающими, поиск эффективных стратегий взаимодействия (значениявыше среднегоатрибутов субъектности - «целостность», «креативность», «самоценность»). Магистранты 1 -го года обучения проявляют ориентированность на построение программы своего поведения, прогнозирование вариантов ее реализации, ориентированность на себя с учетом интересов и особенностей участников взаимодействия (уровень значенийвыше среднего«автономность», «целостность», «опосредованность»). В целом профиль субъектности-объектности личности студентов-психологов находится в пределах средних значений и может быть охарактеризован как достаточно гармоничный. Иными словами будущие специалисты способны достаточно эффективно осуществлять субъектное самоуправление в типичной ситуации, но при возникновении стойких негативных психических состояний, неблагоприятных обстоятельств, возможен переход к объектной стратегии поведения.

146

2. Профессиональная идентичность студентов-психологов развивается, проходя кризис в форме выраженного снижения положительного отношения к будущей профессиина 2 и 4 курсах. Полагаем, что причиной такого эмоционального спада к привлекательной для них в целом будущей профессиональной деятельности является совокупность образовательных, экономических, политических, социокультурных ситуаций последних лет, а у выпускников и необходимость поиска места работы, осознание которых, требует усилий для дополнительной мотивации восвоении профессии. У студентов-психологов 3 курса и магистры 1 курса обучения активность и эмоции относительно будущей профессии находятся на среднем уровне выраженности, т.е.осваиваемая профессия соответствует их запросам, в ней они видят способ самореализации.

3. Выявлено, что на этапе профессиональной подготовки в вузе уровень развития социальной креативности как одного из важных личностных качеств будущего психолога находится на среднем уровне с незначительной тенденцией к увеличению при переходе с курса на курс.

4. Обнаружены позитивные взаимосвязи между большинством атрибутов субъектности личности, показателями профессиональной идентичности и социальной креативностью студентов-психологов. Полагаем, что причиной достаточно стабильной активности студентов разных курсов в овладении будущей профессией в вузе, стремление решать задачи в сфере межличностного взаимодействия, преодолевать кризис 2-го и 4-го курсов обучения, является уровень сформированности субъектности личности. Стабилизация самоценности становится основой для усиления положительных эмоций, связанных с удовлетворением потребностей в данной профессии. Можно констатировать, что уровень развития атрибутов субъектности личности первичен по отношению к формирующейся профессиональной идентичности в период обучения.

Список литературы

1. Голиченков А.К. О необходимости принятия федерального закона о психологической помощи / А.К. Голиченков, В.А. Вайпан, Г.М. Давидян // Национальный психологический журнал. - 2018. -№ 1(29). - С. 151-157.

2. Деткова И. В. Электронная образовательная среда вуза как инновационный ресурс профессиональной подготовки будущих психологов и социальных педагогов / И. В. Деткова, Ф. Р. Хатит, А. В. Леонтьева, Н. В. Ковалева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - № 2. - С. 62-70.

3. Ермакова О. Е. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов в условиях цифровой образовательной среды / О. Е. Ермакова // Материалы II Международной научно-практической конференции Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО "ВГУ". - Москва: Издательство "Перо", 2021. - С. 369-373.

4. Кедярова Е. А. Психологическая безопасность студентов-психологов в образовательной среде вуза в условиях дистанционного обучения / Е. А. Кедярова, Н. И. Чернецкая, Н. С. Кондрашова, К. С. Литвиненко // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2021. -Т. 38. - С. 36-47.

5. Усольцева В. В. Готовность студентов-психологов к обучению в условиях цифровой образовательной среды / В. В. Усольцева // Международный научно-исследовательский журнал. -2021. - № 12-3 (114). - С. 175-177.

147

6. Волошина В. В. Сущностное содержание профессиональной идентичности будущего психолога /

B. В. Волошина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 11-1. - С. 364-368.

7. Гречко А. А. Типологические особенности профессиональной идентичности будущих психологов / А. А. Гречко // Психология и психотехника. - 2020. - № 2. - С. 16-24.

8. Латышева М.А. Профессиональная подготовка будущих психологов с различными индивидуально-психологическими паттернами личности как психолого-педагогическая проблема / М.А. Латышева // В книге: Психологическое сопровождение профессионального становления личности в системе гуманитарного образования. - Уфа, 2016. - С. 374-394.

9. Лебедева О. В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О. В. Лебедева, Ф. В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 4 (37). - С. 11.

10. Арон И. С. Субъектность личности как основа психологической готовности к профессиональному самоопределению / И. С. Арон // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. -№1 (46). - С. 121-124.

11. Дементий Л. И. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии (на примере получения второго высшего психологического образования) / Л. И. Дементий // Известия АлтГУ. - 2009. - №2. - С. 48-53.

12. Евтешина Н.В. Профессиональная идентичность психологов: Учебное пособие / Н.В. Евтешина. -Рязань: Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2012. - 106 с.

13. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессиональной идентичности / Ю. П. Поваренков // Сибирский психологический журнал. - 2006. - № 24. - С. 53-58.

14. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент,тренинг: учебное пособие/ Л.Б. Шнейдер. - М.: «МОДЭК», 2004. - 600 с.

15. Абульханова К.А. Субъект и субъектность: проблема определения качеств / К.А. Абульханова // Развитие психологии в системе комплексного человекознания / Под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. Ч. 1. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 49-62.

16. Волочков А. А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика / А. А. Волочков // Психология. Журнал ВШЭ. - 2010. - Т. 7. - №1.- С. 19-54.

17. Щукина М. А. Психология саморазвития личности: монография / М. А. Щукина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. - 348 с.

18. Родыгина У. С. Диагностика профессиональной идентичности студентов-будущих психологов / У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. Родыгина // Современные технологии и активные методы обучения в вузе как условие подготовки специалиста: материалы IV межрегион. межвуз. науч.-метод. конф. Киров. - 2006. - С. 62-69.

19. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 339 с.

20. Бардынина В. А. Психолого-педагогические условия развития субъектности студентов-психологов в процессе обучения в вузе / В. А. Бардынина // Высшее образование сегодня. - 2008. - №. 3. - С. 39-41.

21. Поваренков Ю. П. Развитие профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза / Ю. П. Поваренков, М. О. Бадальянц // Педагогика и психология современного образования: теория и практика. - 2020. - С. 158-162.

22. Мягкова Н. А. Структура и содержание социальной креативности личности / Н. А. Мягкова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2012. - № 11. - С. 76-80.

SUBJECTITY OF PERSONALITY AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Latysheva M. A.1, Abdulmejitova A. M. kyzy2

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: maralat@yandex.ru1, suyunova2000@mail.ru2

148

The article discussed the results of the research of personality subjectity and the becoming of the professional identity of psychologist students in different courses. It was presented a brief review of domestic sources covering various aspects of the study of professional identity, of personality subjectity. The psychodiagnostic complex included the questionnaire "The level of development of the personality subjectity" (Schukina M. A.); questionnaire of professional identity of students - future psychologists (Rodygina U.S.); method "Determination of the social creativity of the individual" (Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M.). It was revealed that the profile of the subjectivity-objectivity of the personality psychologist students is within the average values of all attributes of subjectivity (activity, autonomy, integrity, mediation, creativity, self-worth) with positive dynamics throughout the period of study at the university. So 4th year students are capable of self-change in relations with others, the search for effective interaction strategies based on the subject-subject model of interpersonal relations. Master's students of the first year are self-oriented, taking into account the interests and characteristics of the participants in the interaction, to build and predict options for implementing the program of their behavior. It is shown that the professional identity of psychologist students develops unevenly, with the passage of crises in the 2nd and 4th year of study. At these stages professional identity is characterized by a moderately active position, accompanied by weak positive emotions regarding the future profession. 3rd year students and master's students of the first year have a professional identity characterized by an average active position and positive emotions, that is the profession being mastered corresponds to their needs and requests, they see it as a way of self-realization, strive to achieve this goal. Were found to be positive relationships between the attributes of a personality subjectity (activity, integrity, mediation, self-worth) and an active position in relation to a future profession, as well as social creativity among psychologist students.

Keywords: personality subjectity, professional identity, psychologist students, student's attitude to the acquired profession, social creativity.

References

1. Golichenkov A.K., Vaipan V.A., Davidyan G.M., On the need for elaborating a federal law on psychological assistance. National Psychological Journal, 11(1), 151 (2018).

2. Detkova I. V., Khatit F. R., Leontieva A. V., Kovaleva N.V., Electronic educational environment of the university as an innovative resource for the professional training of future psychologists and social educators, Bulletin of Maikop State Technological University, 2, 62 (2021).

3. Ermakova O. E., Formation of professional competencies of future teachers-psychologists in a digital educational environment, Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference of the Borisoglebsk branch of the VSU, p. 369-373 (Moscow: Publisher: Pero Publishing House, 2021).

4. Kedyarova E. A., Chernetskaya N. I., Kondrashova N. S., Litvinenko K. S., Psychological safety of psychology students in the educational environment of the university in the context of distance learning, News of the Irkutsk State University. Series: Psychology, 38, 36 (2021).

5. Usoltseva V. V., Readiness of psychology students to study in a digital educational environment, International Research Journal, 12-3 (114), 175 (2021).

6. Voloshina V. V., The essential content of the professional identity of the future psychologist, Actual problems of the humanities and natural sciences, 11-1, 364 (2014).

7. Grechko A. A., Typological features of the professional identity of future psychologists, Psychology and psychotechnics, 2, 16 (2020).

149

8. Latysheva M.A., Professional training of future psychologists with various individual psychological patterns ofpersonality as a psychological and pedagogical problem, In the book: Psychological support of the professional development of the personality in the system of humanitarian education, p. 374-394 (Ufa, 2016).

9. Lebedeva O. V., Povshednaya F. V., Electronic information educational environment and modern students, Bulletin of Minin University, 9, 4 (37), 11 (2021).

10. Aron I. S., Subjectivity of personality as the basis of psychological readiness for professional self-determination, Bulletin of the Cherepovets State University, 1 (46), 121 (2013).

11. Dementy L. I., Problems of professional identity and marginality in the situation of a conscious change of profession (on the example of obtaining a second higher psychological education), Izvestiya AltGU, 2, 48 (2009).

12. Evteshina N.V., Professional identity of psychologists: Textbook, 106 p. (Ryaz. State University named after S.A. Yesenina, Ryazan, 2012).

13. Povarenkov Yu. P., Psychological content of professional identity, Siberian Psychological Journal, 24, 53 (2006).

14. Schneider L.B., Professional identity: theory, experiment, training: textbook, 600 p. (MODEK, Moscow, 2004).

15. Abulkhanova K.A., Subject and subjectivity: the problem of defining qualities, Development of psychology in the system of complex human knowledge, Ed. A. L. Zhuravleva, V. A. Koltsova. Part 1, p. 49-62 (Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, 2012).

16. Volochkov A. A., Activity of the subject of the sphere of life: theoretical model and empiricism, Psychology. HSE Journal, 7, 1, 19 (2010).

17. Schukina M. A., Psychology of personal self-development: monograph, 348 p. (Publishing House of St. Petersburg un-ty, St. Petersburg, 2015).

18. Rodygina W. S., Diagnostics of the professional identity of students-future psychologists. In Modern technologies and active teaching methods at the university as a condition for specialist training: materials of the IV interregional. interuniversity scientific method. conf., Kirov, p. 62-69 (2006).

19. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M., Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups, 339 p. (Publishing House of the Institute of Psychotherapy, Moscow, 2002).

20. Bardynina V. A. Psychological and pedagogical conditions for the development of the subjectivity of students-psychologists in the process of studying at a university, Higher Education Today, 3, 39 (2008)

21. Povarenkov Yu. P., Badalyants M. O., Development of professional identity among students of a pedagogical university,In Pedagogy and psychology of modern education: theory and practice, p. 158-162 (2020).

22. Myagkova N. A., The structure and content of the social creativity of the individual, Intellectual potential of the XXI century: stages of knowledge, 11, 76 (2012).

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.