Научная статья на тему 'Субъектность как психологическая основа профилактики наркозависимости личности'

Субъектность как психологическая основа профилактики наркозависимости личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектность как психологическая основа профилактики наркозависимости личности»

психология

К.С. Лисецкий*

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена описанию феномена субъек-тности как психологического основания профилактики наркозависимости личности. Раскрывается понятие «субъектность» в контексте теории зависимости. Приводятся данные экспериментального исследования субъектности среди испытуемых, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), и испытуемых, их не употребляющих.

Для специалистов по профилактике наркомании актуальным является вопрос поиска психологических основ построения профилактических и реабилитационных концепций и программ. Мы считаем, что таким основанием может являться «субъектность».

В работах В.А. Петровского показан процесс редукции одной из важнейших идей психологии — идеи «развития личности» и подмены ее идеей «формирования личности» (см. рисунок).

Рис.

* © Лисецкий К.С., 2008

Лисецкий Константин Сергеевич — декан психологического факультета Самарского государственного университета

Из идеи «развития», сформулированной как «формирование», выпадает момент спонтанности. Но тогда рост личности интерпретируется как управляемый извне (что, конечно, абсолютно противоречит самой сути развития личности как ее самодвижения). Сведение процессов формирования личности к интериоризации социальных и предметных норм элиминирует витальные и экзистенциональные отношения; космичность бытия человека, его слитность с природой, микрокосм его самости — все это упраздняется во имя правилосообразного поведения. Завершающий шаг в этих подменах — переход к «школьной» доктрине развития как усвоения того, что когда-нибудь пригодится в жизни; при этом не остается места ни духовности, ни душевности, ни телесности (добавлено нами. — К.Л.).

Воспитывающие взрослые интерпретируют стремление детей к свободе как стремление делать то, что запрещено (нарушать дисциплину и порядок), а не как стремление к творческому поиску и созданию чего-то нового. Таким образом, из педагогического процесса выхолащивается процесс детского саморазвития. Сожаление о том, что педагоги не умеют определять реальную субъектность детей, неоднократно высказывал в свих работах Д.И. Фельдштейн [9, 10]. По-видимому, слишком велико искушение оправдывать деструктивное поведение людей (конфликтность, капризность, безответственность, глупость) некоторым сходством с проявлением их субъектности и тем самым отторгать необходимость ее (субъектности) развития в педагогической практике.

Мы уверены, что прояснение характеристик субъектности поможет педагогам и психологам (всем воспитывающим взрослым) понять феноменологию субъектности не только как теоретическую абстракцию, но и как «плоть и кровь» эффективного средства воспитания и взаимодействия людей.

Изучение литературных источников представителей субъектного подхода в психологии позволило нам сориентироваться в концептуальном пространстве поставленной проблемы. Субъектность — это способ развития личности и одновременно свойство, присущее развитой личности. Субъектность — средство восстановления целостности личности человека и условие его автономии. Наибольшую сложность представляет собой прояснение противоречия, лежащего в основе феномена субъектности. Субъектность как ответственность за непредустановленное оказывается единством двух противоположностей: свободы и контроля.

В качестве расшифровки понятия «субъектность» В.А.Петровс-кий использует термин «самопричинность» [6]. Самопричинность — фундаментальное свойство и способность субъекта быть причиной себя, быть способным проявлять одновременно спонтанность и ответственность.

Спонтанность — непроизвольная активность субъекта. Любые ограничения, рефлексия или контроль для нее исключены. Ответственность, ее личностно-психологический аспект (не правовой и не моральный), т.е. самоответственность так или иначе все равно представляет собой не что иное, как ограничение и контроль. Мы совершили попытку осмыслить противоречие между спонтанностью и ответственностью.

1. Спонтанность может неограниченно проявляться до тех пор, пока ее свобода ответственно гарантирована субъектом.

2. Спонтанность может неограниченно проявляться до тех пор, пока ответственный самоконтроль будет исключать свободу ее саморазрушения.

3. Спонтанность может неограниченно проявляться до тех пор, пока ответственный самоконтроль рефлексирует наличие изменений.

4. Спонтанность может неограниченно проявляться до тех пор, пока субъект ответственно «находится» в неопределенности.

Презумпция ответственности требует «другого» или другого «Я» (К.Ясперс), т.е. соотнесения двух «точек схождения» «означаемого и означающего» между собой или соотнесения проекций одной точки в разных системах координат. Ответственность, представленная в таком виде, помогает человеку постичь (почувствовать) силу утверждающей его свободу личностной целостности. Свобода — акт целепола-гания, когда цель — полагание себя как причины изменений, привносимых в мир. Идея свободной причинности заключена в действиях с непредрешенным исходом. Решение об участии в такого рода действиях принимает личность человека.

К основным характеристикам личности относятся целостность, автономность, структурность. Все они неразрывно связаны между собой. Целостность личности — это согласованность внешней объективной и внутренней субъективной реальности человека (мыслей, чувств и действий). «Человек жаждет целостности» [2]. Структурность — иерархическое соподчинение потребностей, мотивов, целей и ценностей во внутренней субъективной реальности. Автономия — относительная независимость личности при изменениях во внешней объективной реальности. Целостность переживается как самотождествен-ность (соответствие внутренней структуре) личности за границей предустановленного. Автономия личности требует соответствия той внутренней структуре, которая обеспечивает ей автономию. Изменение в любой характеристике влечет за собой изменения во всех других. Взаимосвязь характеристик должна быть либо восстановлена (на новом уровне), либо изменяющаяся структура личности начинает непроизвольно разрушаться. Эти разрушения могут вызвать у человека душевные расстройства, способны проникнуть в его организм, изменить психическое и физическое состояние его здоровья.

Восстановление «онтологической целостности» человека может быть осуществлено или за счет проявления им субъектности (саморазвития личности), или за счет каких-либо внешних ресурсов.

Однако в связи с тем, что проблема развития личности в психологии окончательно не решена и до сих пор не существует общепсихологической теории личностного развития как непрерывного целостного процесса, многие исследователи вынуждены интерпретировать свои научные и практические достижения, не имея фундаментальных оснований. В результате доказательство того или иного положения в психологии развития личности, как правило, осуществляется либо на основе понятий (языка) других наук, либо только по результатам обработки экспериментальных данных. Поскольку это неизбежно, психология зависимости в данном случае не является исключением. Разница может быть только в том, что наличие или отсутствие психической зависимости, а также степень ее выраженности труднее скрыть или фальсифицировать. Таким образом, объективно фиксируемая зависимость оказывается значимым при проверке параметром результативности того или иного психологического метода.

На вопрос: «С чего начинается личность?» В.А. Петровский отвечает, что личность начинается с преодоления, с выхода за пределы приспособленности, адаптивности. Производя себя как субъекта, индивид вместе с тем производит себя как личность. Таким образом, признаком субъекта является трансценденция, выход за предустановленное, вхождение в неопределенное. Субъект входит в мир, буквально «воплощаясь» в себе, в других, в предметах деятельности. Самопола-гание имплицитно содержит полагающее начало, находящееся вне субъекта, принадлежащее к категории «Не-Я». Выходит, что субъект исполняет роль медиатора между определенностью и неопределенностью, внешним и внутренним, идеальным и реальным, физическим и психическим, «Я» и «Не-Я» в человеке.

Проявление человеком своей субъектности осуществляется не только в акте самополагания (в полагании себя), но также в исполнении себя и в полагании на себя (на свое «Я-реальное»). Субъектность проявляется как медиация полагания себя и полагания на себя в процессе саморазвития личности.

Казалось бы, на что же еще можно опираться человеческому «Я» в проявлении своей активности, как не на самого себя? Но если так, то почему проблема развития человека остается до сих пор одной из главных в психологии? Почему ее решение всякий раз «ускользает»? Почему до сих пор не удалось найти корень для «уравнения жизни», в одной части которого находится идеальный мир человека, в другой — реальный? Все потому, что исключение онтологического субъекта превращает уравнение жизни в «гносеологическое» тождество, и только при появлении онтологического субъекта два мира начинают существовать, взаимообусловливая друг друга своей нетождественностью.

Проявление субъектности подобно соединению «через себя» не связанных между собой или разъединению взаимосвязанных предметов и явлений. Это позволяет создавать причинно-следственные связи, не существовавшие раннее в природе.

Порожденная таким образом «из-Я» картина Мира, представляющая собой единство (не тождество) различного, сотканного из «через себя» соединений множества разнородных независимых переменных (объектов, событий), создает условия для творческой, авторской «отсебятины» человека. «Отсебятина» может существовать только при существовании «себятины»: имени (нареченности, названности, т.е. именительного падежа в единственном числе), лица, собственного тела, «концепции-Я», самоидентичности. Эта «отсебятина» — начало и способность человека к «всепроникновению», свойственному его мысли, способность переплавлять в себе все и становиться всем. Мысля себя, человек проникает собой в мир, обретает в нем свою «отражен-ность».

Как не вспомнить Вергилия, который говорил о том, что все может надоесть, кроме понимания. Однако существовать — это не только «отражать», сканируя лучом познания суть вещей, но и одновременно возвращаться к себе, объединяться с собой, отражаться в себе.

Одним из ключевых проявлений субъектности — свободного, спонтанного и ответственного проявления собственной субъективности — является способность к совершению экзистенциального выбора, который характеризуется свободой и непредрешенностью собственных результатов. В психологии В.А. Петровским совместно с Т.А. Таран была предложена математическая метаимпликативная модель такого выбора и намечены пути ее эмпирической верификации. В наших работах была сделана попытка «уловить» субъектность, основываясь на работах этих авторов.

Согласно В.А. Петровскому, субъект — это свободное, целеустремленное, рефлексирующее и развивающееся существо. Каждая из перечисленных характеристик, взятая сама по себе, не может никаким образом ни охарактеризовать субъектность, ни быть показателем ее выраженности. Для проявления субъектности необходимо наличие всех перечисленных характеристик и их определенной структурно-функциональной взаимосвязи.

В основании любого проявления субъектности лежит свободное намерение действовать так или иначе — интенция, устремление (единство «могу» и «хочу»). Для реализации собственных устремлений субъект должен быть способен к целеполаганию, в противном случае благие намерения так и останутся всего лишь намерениями. Субъектное целеполагание основывается на собственных устремлениях, однако оно не обязательно полностью им соответствует. Целеполагание и дальнейшее поведение, направленное к поставленной цели, может быть успешным, состоятельным и неуспешным, несостоятельным.

К каким бы результатам ни привела субъекта его активность, за ней должны следовать рефлексия, осмысление результатов деятельности, решение «задачи на личностный смысл». Результатом рефлексии является определение соответствия цели и полученного результата, принятие решения о том, зачем достигнутый результат необходим человеку. Действительно, о достижении цели, удовлетворении побуждений человек судит не столько по объективным результатам своей деятельности, сколько на основании собственной рефлексии, субъективной удовлетворенности и значимости достигнутых целей.

Таким образом, в структурно-функциональном плане субъектность можно представить как рефлексию субъекта, основанную на результатах собственного целеполагания, которое, в свою очередь, основывается на интенциях и устремлениях субъекта.

Следует отметить, что несовпадение цели и результата, целеполагания и собственных устремлений вовсе не означает отсутствие субъектности. Как раз наоборот: через рефлексию субъект способен обнаружить себя даже в тех результатах собственной активности, которые никак не соотносятся с изначальными устремлениями, «присвоить» себе непредрешенные результаты собственных действий. Состоятельность всех трех процессов — устремлений субъекта, его целеполагания и рефлексии — это и есть состоятельность субъектности, обеспечивающая ее развитие (а точнее, САМО-развитие).

В нашем исследовании была предложена метаимпликативная модель для диагностики субъектности, а также проведено сравнение выраженности субъектности у лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ и не употребляющих наркотические вещества. В содержательном плане импликация х ^ у может быть описана как «х опирается на у», «для удовлетворения запроса х требуется ресурс у». ^

Тогда применительно к нашей модели метаимпликативная модель субъектного поведения может быть представлена как двойная метаимпликация (х ^ у) ^ I,

где х — побуждение к действию, интенция, желание заниматься той или иной деятельностью; у — целеполагание, способность человека поставить перед собой конкретную цель для реализации собственных побуждений. Действительно, для реализации побуждений необходимо определить цель, достижение которой будет приводить к удовлетворению этих побуждений;

(х у) — состоятельность целеполагания, соответствие поставленной цели изначальным намерениям;

г — рефлексия, осмысление результатов деятельности, решение «задачи на личностный смысл»;

(х ^ у) ^ —состоятельность субъектности, обнаружение личностного смысла и установления соответствия между изначальными намерениями х и результатом активности, освоение и присвоение человеком результатов собственных действий, состоятельность признания

себя как субъекта выбора и поведения, «авторства» своей жизни, своего присутствия в ней.

В нашем исследовании в качестве испытуемых выступали как люди, употребляющие легкие психоактивные вещества, так и люди, не проявляющие склонности к их употреблению. Общая выборка исследования составила 80 человек, из которых 40 являются потребителями легких ПАВ, остальные 40 — нет.

Для эмпирической проверки импликативных моделей В.А. Петровский предлагает использовать опросники, направленные на выявление частоты возникновения в жизни человека ситуаций, в которых присутствуют или отсутствуют устремления, целеполагание и личностная рефлексия. Нами были составлены несколько предложений, соответствующих каждому из возможных сочетаний трех переменных в модели (всего восемь возможных сочетаний). Методом экспертных оценок были отобраны по два предложения для каждого сочетания. Испытуемым предлагалось ответить на вопрос, как часто в их жизни возникают ситуации, соответствующие предложенным предложениям, и отметить частоту их возникновения на неградуированном отрезке длиной в 10 сантиметров, с полюсами, подписанными как «никогда» и «всегда».

При обработке результатов мы исходили из положения, что все 8 сочетаний описывают все возможные варианты, возникающие в жизни человека. Тогда сумма всех возможных вариантов должна равняться полной вероятности, т.е. единице. Поэтому при обработке результатов длины отрезков, отмеченные испытуемыми, были предварительно нормированы. Полученные результаты позволяют на основании табличного определения импликации количественно оценить каждую из переменных моделей, а затем, пользуясь формулами метаимпликации и двойной метаимпликации, определить значения состоятельности целеполагания и состоятельности субъектности.

Нас также интересовала взаимосвязь уровня субъектности, равно как и ее отдельных структурных элементов, с личностными особенностями испытуемых. Для диагностики личностных характеристик нами была подобрана батарея психодиагностических методик, включающая в себя:

1. 16-факторный тест Кеттелла.

2. Опросник уровня интернальности-экстернальности.

3. Трансактный опросник выраженности эго-состояний.

Нами было обнаружено, что для реализации субъектности выбор деятельности должен быть свободным, непринужденным и в терминологии личностных черт по тесту Кеттелла — «расслабленным». Развитый навык целеполагания приводит к большей выраженности доминантности в структуре личности. Он также связан с развитием самоконтроля и практичности. Развитие рефлексивных навыков оказалось связанным с большим уровнем тревожности и самостоятельное

т и

В то же время интернальность в области неудач, наоборот, не способствует большей выраженности личностной рефлексии. Наконец, состоятельность субъектности в целом детерминирует выраженность эгосостояния «Взрослый», общий уровень интернальности, безмятежность, невысокую тревожность и самоконтроль. Отметим, что выраженность эго-состояния «Взрослый» оказалась значимо детерминированной только общим уровнем субъектности и никак не связана ни со способностью к целеполаганию, ни с развитостью личностной рефлексии, ни с состоятельностью целеполагания, входящими так или иначе в структуру субъектности. Иными словами, субъектность — это взрослая позиция по отношению к себе и своей жизни, к собственной спонтанной, свободной и ответственной субъективности.

Сравнение выборок испытуемых, употребляющих и не употребляющих ПАВ, представленное в таблице, показало, что наибольшее различие между группами наблюдается как раз по уровню состоятельности субъектности в целом.

Иными словами, ни одна из исследованных нами личностных характеристик не является «фактором риска», равно как и их сочетание в структуре личности. Среди употребляющих легкие психоактивные вещества, равно как и среди не употребляющих ПАВ, есть тревожные и спокойные, экстерналы и интерналы, лица с большей выраженностью эго-состояния «Взрослый» и эго-состояний «Родитель» и «Ребенок»... Список можно продолжать и далее. Однако отсутствие субъектной позиции по отношению к себе и к собственной жизни, «непри-сутствие» в ней оказалось той самой характеристикой, по которой употребляющие и не употребляющие ПАВ испытуемые отличались между собой в максимальной степени.

Таблица

Сравнительный анализ диагностических показателей среди испытуемых, употребляющих и не употребляющих легкие ПАВ

Шкала Средние значения ^критерий Степень свободы р-уровень

потребители ПАВ не употребляющие ПАВ

Опросник выраженности эго-состояний

Д 43.07 46.93 -1.19250 38 0.243072

В 42.53 47.20 -1.38038 38 0.178391

р 29.33 29.40 -0.02362 38 0.981323

Общий уровень интернальности

Ио 5.07 5.93 -1.16676 38 0.253148

16-факторный тест Кеттелла

А 4.00 6.67 -3.42458 38 0.001917

B 6.40 7.20 -1.09545 38 0.282655

C 5.47 7.27 -3.29506 38 0.002674

E 5.67 6.20 -1.16870 38 0.252380

F 7.33 6.93 0.63145 38 0.532865

G 3.60 4.33 -1.38430 38 0.177201

H 7.27 7.07 0.34674 38 0.731379

I 5.93 5.87 0.07923 38 0.937410

L 5.33 5.60 -0.39661 38 0.694658

M 6.73 6.07 1.15580 38 0.257530

N 4.47 4.87 -0.67628 38 0.504413

O 6.33 4.73 2.04726 38 0.050120

Q1 7.00 7.27 -0.45250 38 0.654398

Q2 5.07 3.87 1.39827 38 0.173009

Q3 3.60 5.53 -2.44472 38 0.021048

Q4 5.40 4.87 0.71351 38 0.481438

уровень субъектности

0.58 0.69 -4.06651 38 0.000232

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений /Л.С.Выготский. — М, 18821884.

2. Гроф, К. Жажда целостности /К.Гроф. — М.: Институт трансперсональной психологии, 2003.

3. Лисецкий, К.С. Психология не-зависимости /К.С.Лисецкий, Е.В. Литягина. — Самара.: Изд-во «Универс-групп», 2004.

4. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А.Петровский. — Ростов-н/Д.:Феникс, 1996

5. Петровский, В.А. Очерк теории свободной причинности /ВА Петровский // Вестник Самарского университета. — 1996. — №1.

6. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности /В.А. Петровский; Российский открытый ун-т. — М.: ТОО «Горбунок», 1992.

7. Петровский, В.А. Феномены субъектности в развитии личности / В.А.Петровский. — Самара, 1996.

8. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998.

9. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности /Д.И.Фель-дштейн. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

10. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток /Д.И.Фельдштейн. — Душанбе, 1972.

K.S. Lisetskiy

SUBJECTIVE AGENCY AS PSYCHOLOGICAL BASIS FOR PROPHYLACTIC OF DRUG DEPENDENCE OF THE PERSON

In the article phenomenon of subjective agency is discussed as the psychological basis for prophylactic of drug dependence of the person. The concept «subjective agency» is revealed in the context of drug dependence theory. Results of the experimental research of the subjective agency among drug-addicted and not addicted participants are discussed.

Статья принята в печать в окончательном варианте 26.12.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.