Научная статья на тему 'Детерминация наркотизма в студенческой среде'

Детерминация наркотизма в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ушмудина О. А.

Статья посвящена изучению предпосылок наркотизма студентов. Определяются внутренние и внешние детерминации наркотизма студентов, субъектность рассмотрена как организующее начало, при низком уровне которого выделенные характеристики выступают детерминациями наркотизма, а при высоком — условиями психологической профилактики нар-котизма в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF DRUG ABUSE AMONG STUDENTS

The article is devoted to prerequisites of drug abuse in student environment. Internal and external determinations of drug abuse of students are defined. Subjectivity is considered as an organizing principle, at low levels of which the emphasized characteristics are determinations of drug abuse, at a high level of subjectivity the characteristics are terms of psychological drug prevention in student environment.

Текст научной работы на тему «Детерминация наркотизма в студенческой среде»

УДК 159.923.2

O.A. Ушмудина*

ДЕТЕРМИНАЦИЯ НАРКОТИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ**

Статья посвящена изучению предпосылок наркотизма студентов. Определяются внутренние и внешние детерминации наркотизма студентов, субъектность рассмотрена как организующее начало, при низком уровне которого выделенные характеристики выступают детерминациями наркотизма, а при высоком — условиями психологической профилактики наркотизма в студенческой среде.

Ключевые слова: наркотизм, студенческая среда, ситуация неопределенности, субъектность, задачи взросления.

Анализ ситуации распространения наркомании в вузе показал, что количество студентов, имеющих зависимость от психоактивных веществ (ПАВ), остается на уровне 5—7-летней давности. Однако значительно возросло эпизодическое потребление ПАВ — для активации, повышения настроения, создания атмосферы («клубные наркотики», «квартирные наркотики»). Соответственно, речь идет не о наркомании, а о наркотизме как периодическом (поисковом, спорадическом) потреблении наркотических и психоактивных веществ, как допустимой форме поведения, не имеющей зависимого характера, предшествующей формированию наркотической зависимости.

Наркозависимость является не «изолированным» заболеванием, а специфической активностью личности, которая употребляет наркотические вещества в определенном социальном контексте. По нашему мнению, вопрос влияния особенностей студенческой среды на формирование различного рода негативных зависимостей, в частности наркомании, остается на сегодняшний день малоизученным.

Мы предполагаем, что провокативность студенческой среды подвигает студента к испытанию себя как субъекта, в том числе и в экстремальных формах — переживания состояния наркотического опьянения.

Под провокативностью студенческой среды мы понимаем увеличивающиеся возможности и условия для самореализации в сравнении с подростковым периодом, а также ситуации неопределенности, вызванные новым этапом социального и личностного взросления, которые провоцируют человека на нетипичное поведение, связанное с «выходом за пределы» ранее усвоенных стереотипных решений. Перед студентом возникает выбор — развитие подлинной субъектности («независимого Я») либо использование «заимствованных форм субъектности», формирование «превосходящего Я», которое образуется под влиянием накротических веществ, стимулирующих самовосприятие индивида в качестве субъекта, неограниченного в своих возможностях («все понимаю», «все чувствую», «все могу».

* © Ушмудина О.А., 2013

Ушмудина Оксана Александровна (ushmudina@gmail.com), кафедра психологии развития Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Психологические основы профилактики наркотизма личности в период взросления»), проект № 11-36-00238.

В студенческом возрасте существует особый вид задач развития, которые определяются в литературе как «задачи взросления» и в результате решения которых появляется взрослость как системная характеристика личности, способной к самореализации. Взросление понимается нами вслед за К.С. Лисецким, В.А. Петровским как согласование внутриличностных противоборствующих мотивов и ценностей в условиях неопределенности, непредрешенности и субъектного выбора [1; 2].

Если студент не разрешает для себя ситуацию неопределенности и не овладевает навыками решения задач взросления, это приводит к формированию неконструктивной реакции на неопределенность (уход, агрессия, игнорирование и т. д.) и возникновению личностной тревожности, под которой мы вслед за А.М. Прихожан понимаем устойчивое переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности в объективно нейтральных ситуациях [3].

Это переживание, которое может выступать предпосылкой наркотизма, актуализируется в провокативных условиях студенческой среды (подвижность студентов во времени и пространстве, волновая организация обучения, социальная и психологическая гетерогенность среды).

Наличие свободы выбора в сочетании с неопределенностью являются необходимыми условиями субъектности (В.А. Петровский). Мы в своей работе придерживаемся определения субъектности, данного В.А. Петровским, как фундаментального свойства и способности человека быть причиной себя, проявлять одновременно спонтанность и ответственность. В противоположном случае, в ситуации не свободного, а случайного выбора возможно несубъектное существование [2].

Для проверки предположения мы провели исследование внутренних и внешних детерминаций наркотизма в студенческой среде.

Результаты психосемантического исследования позволили разделить исследуемую выборку на две группы: с выраженными предпосылками к наркотизму и без. Основанием для разделения послужили признаки наркотизма, выделенные нами на основании теоретического анализа литературы (К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина, Н.Ю. Самы-кина, М.Е. Серебрякова) и прошедшие процедуру экспертной оценки специалистами по профилактике наркомании: интерес к измененным состояниям сознания; толерантность к употрелению психоактивных веществ; избегание ситуаций неопределенности (за счет ритуального поведения); неумение структурировать досуговое время и чрезмерная включенность в индустрию развлечений; некритичность в суждениях и склонность к зависимым отношениям; склонность к риску и экстремальному поведению; неудовлетворенность позицией студента, средой, учебным процессом. Первую группу (92 чел.) составили испытуемые, у которых объект «студент, склонный к употреблению наркотиков» противопоставлен всем остальным объектам оценки, то есть оценивается существенно иначе. Вторую (60 чел.) — те, у кого объект «студент, склонный к употреблению наркотиков» оценивается как похожий на остальные и образует единый кластер с объектами «Я-реальное» и «типичный студент». Таким образом, в сознании испытуемых с выраженными предпосылками к наркотизму студент, склонный к употреблению наркотиков, воспринимается как обычный, типичный студент, во многом похожий на них самих.

По данным проведенного нами кластерного анализа предпосылок к наркотизму в студенческой среде, в обеих группах семантически близкими оказываются объекты «Я-реальное» и «типичный студент», а также «Я-идеальное» и «Я через пять лет», что говорит о принятии роли студента и существовании образа цели в будущем. Несмотря на типичные группировки объектов, в группе склонных к наркотизму расстояние между «Я-идеальное» и «Я через пять лет» существенно меньше, что можно объяс-

нить несформированностью плана будущего у испытуемых в данной группе по сравнению с теми, у кого предпосылки наркотизма не выражены.

Дальнейшая реконструкция семантических пространств показала, что для группы с выраженными предпосылками к наркотизму характерна «слепленность» объектов в семантическом пространстве, трудность их дифференциации, отождествление некоторых объектов (например, «Я-отвергаемое» и «презираемый человек»). Эти данные могут свидетельствовать о несформированной идентичности, выражающейся в недифференцированном поведении (стереотипном, «накатанном», шаблонном). В то же время для группы с невыраженными предпосылками к наркотизму характерна дифференциация в оценке объектов, непротиворечивая их группировка, что связано с наличием организующего начала — субъектности.

На следующем этапе исследования детерминации наркотизма в студенческой среде на основании результатов теоретического анализа литературы была проведена диагностика личностной тревожности, актуальных задач взросления, рефлексивной позиции, ценностей, оценка образовательной среды вуза [4].

Результаты исследований показали, что личностная тревожность статистически значимо свойственна студентам с выраженными предпосылками к наркотизму (табл. 1).

Таблица 1

Оценка уровня личностной тревожности студентов

Исследуемый признак Предпосылки не выражены Предпосылки выражены ^критерий ст. своб. р-уровень

Личностная тревожность 36,875 40,321 2,113089 150 0,0362

Таблица 2

Количество испытуемых с разной степенью выраженности эмоциональной реакции на высказывания, связанные с актуальными задачами взросления

Темы высказывания Низкая Средняя Высокая Критерий х2 р-уровень

НВ В НВ В НВ В

Отношения со

сверстниками своего и противоположного пола 4 17 19 52 37 23 14,097 0,0009

Отношения с родителями 8 16 20 55 32 21 9,321 0,0095

Выбор социальной перспективы 5 14 24 63 31 15 14,697 0,0006

Отношение к будущему 10 18 22 57 28 17 8,631 0,0134

Выбор профессиональной перспективы 9 16 26 63 25 13 9,190 0,0101

Примечание. В — группа испытуемых с выраженными предпосылками к наркотизму; НВ — группа испытуемых с невыраженными предпосылками к наркотизму.

Значимость задач взросления исследовалась нами посредством фиксации эмоциональных откликов на высказывания о различных аспектах взросления авторским методом «тематической тревожности» (К.С. Лисецкий). Результаты приведены в табл. 2.

Полученные нами эмпирические результаты показывают, что испытуемые с выраженными предпосылками к наркотизму чаще склонны давать либо эмоционально нейтральные реакции, что определяется нами как показатель обесценивания данной темы для испытуемого, либо эмоционально ярко реагировать на предложенные тематические высказывания. Нерешенные задачи взросления проявляются отсутствием у студента проясненного для него самого собственного отношения к значимым сторонам его жизни. Решение (преодоление) ситуации возможно в результате субъектного поведения, приводящего к взрослению, обретению идентичности, в конечном итоге — к взрослости. Основными задачами взросления студентов являются выбор профессиональной и социальной перспективы, отношение к будущему, отношения со сверстниками своего и противоположного пола, отношения с родителями.

Проведенное нами исследование рефлексивной позиции студента как важного элемента взросления показало, что ее уровень в группе испытуемых с выраженными предпосылками к наркотизму значимо ниже, чем в другой группе (рис. 1). Под рефлексивной позицией студента понимается способность управлять своей жизнью и ее ходом, что характеризует его как субъекта своей жизни.

30 _

■ группа с выраженным

25 __ | __ и предпосыл-

наркотизму

20 1 ~~ 1 ~~ 1 ~~ 1 ~~ 1

1 5 ------ О группа без

выраженных предпосылок к наркотизму

■ ■■■■■

* 5

Рис. 1. Результаты исследования рефлексивной позиции студентов

Слабая выраженность рефлексивной позиции студентов в условиях неопределенности свидетельствует о несформированной идентичности, неспособности осуществлять экзистенциальный выбор в условиях непредрешенности результатов.

Исследование ценностей субъектности свидетельствует о степени значимости различий в исследуемых группах (рис. 2).

ШИШ

1группа с выраженны и предпосы

□ группа б ез выраженных предпосы л о I к н ар к оти з м у

н ар к оти з

4

Рис. 2. Значимость ценностей субъектности в обеих группах испытуемых

Результаты исследования образовательной среды вуза показали, что студентам в принципе свойственно оценивать ее как пассивную и свободную — среда «безмятежного потребления» (В.А. Ясвин, Я. Корчак), когда все разрешается и ничего не требуется. Выявлено следующее различие между исследуемыми группами: для испытуемых с выраженными предпосылками к наркотизму характерно восприятие образовательной среды вуза как более пассивной и менее свободной, в отличие от другой группы, которая считает среду несколько пассивной, но очень свободной (табл. 3).

Таблица 3

Оценка студентами образовательной среды вуза

Исследуемый НВ В 1;- ст. р-

признак среднее ст. отклон. среднее ст. отклон. критерий своб. уровень

Пассивность-

активность 0,71834 0,861857 1,34927 0,923475 2,707933 150 0,00755

Зависимость-

свобода 1,62874 0,638745 2,23475 0,781424 3,302771 150 0,00120

Затем мы исследовали проявление субъектности в обеих группах в соответствии с выделенными нами в теоретической части признаками, а именно: положительный образ себя, рефлексивная позиция, позитивное отношение к жизни, внутренняя стабильность, ответственность, автономность, активное отношение к жизни, принятие борьбы, упоминание ценностей субъектности (активная жизнь, познание, развитие, свобода, творчество, независимость, ответственность) (К.С. Лисецкий, В.А. Петровский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий) [1; 2; 5; 6].

Анализ результатов контент-анализа методик, направленных на определение субъектности студентов (интегральной шкалы), показал, что согласованность детерминаций наркотизма обнаружена в группе испытуемых с невыраженными предпосылками к наркотизму в отличие от другой группы, в которой не было обнаружено ни одной корреляции, значимой на уровне р < 0,01.

Двухфакторный дисперсионный анализ данных показал, что при высоком уровне субъектности наркотизм в студенческой среде детерминируют нерешенность задач взросления (р < 0,001), слабовыраженная рефлексивная позиция, незначимость ценностей субъектности (р < 0,01), активность и свобода образовательной среды (р < 0,05) за счет того, что она не значима, не принимаема.

При низком уровне субъектности обнаружено небольшое влияние следующих детерминаций: нерешенность задач взросления, слабовыраженная рефлексивная позиция, незначимость ценностей субъектности (р < 0,05), влияние активности и свободы образовательной среды на наркотизм несущественно (р > 0,05).

Анализ результатов исследования позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Студенческая среда в силу своей провокативности побуждает студента принимать решения в новых для него ситуациях взросления, исход которых неизвестен и связан с риском самораскрытия. Действия в ситуации неопределенности приводят к возрастанию личностной тревожности, избавление от которой может идти по пути использования стереотипных, шаблонных моделей поведения, а может разрешаться неадаптивно, творчески, выходя за пределы имеющихся моделей.

2. В студенческой среде свобода выбора представлена в сочетании с неопределенностью, что является необходимым условием для проявления и развития субъектности. Выбор может быть сделан в направлении развития подлинной субъектности («независимого Я»), либо студент выбирает «заимствованные формы субъектности», тем самым формируется «превосходящее Я», которое образуется под влиянием наркоти-

ческих веществ, стимулирующих самовосприятие индивида в качестве субъекта, неограниченного в своих возможностях («все понимаю», «все чувствую», «все могу».

3. Наркотизм в студенческой среде детерминирован нерешенностью задач взросления, слабой выраженностью рефлексивной позиции, незначимостью ценностей субъек-тности, субъективными оценками образовательной среды. Субъектность студента согласовывает противоречивость детерминаций и выступает альтернативой наркотизму (заимствованной субъектности). Результаты исследования показывают, что детерминации оказывают большое влияние на предотвращение наркотизма в студенческой среде только при высоком уровне субъектности.

Библиографический список

1. Психология зависимости: профессиональный тезаурус / под ред. К.С. Лисецко-го, Е.В. Литягиной. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2011. 138 с.

2. Петровский В.А. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. C. 21—39.

3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.

4. Самыкина Н.Ю., Ушмудина О.А. Предупреждение наркотической зависимости в студенческой среде. Самара: Универс групп, 2008. 160 с.

5. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.

6. Осницкий А.К. Структура и функции регуляторного опыта в развитии субъектности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сб. науч. тр. / под ред. В.И. Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО, 2007.

O.A. Ushmudina* DETERMINATION OF DRUG ABUSE AMONG STUDENTS

The article is devoted to prerequisites of drug abuse in student environment. Internal and external determinations of drug abuse of students are defined. Subjectivity is considered as an organizing principle, at low levels of which the emphasized characteristics are determinations of drug abuse, at a high level of subjectivity the characteristics are terms of psychological drug prevention in student environment.

Key words: drug abuse, student environment, uncertainty situation, subjectivity, growing problems (maturing problems).

* Ushmudina Oksana Alexandrovna (ushmudina@gmail.com), the Dept. of Psychology of Development, Samara State University, 443011, Samara, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.