Научная статья на тему 'Субъектно-ориентированный подход в бизнес-информатике'

Субъектно-ориентированный подход в бизнес-информатике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
174
30
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BPM / S-BPM / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / SUBJECT-ORIENTED APPROACH / БИЗНЕС-ЗАКАЗЧИК (ИНВЕСТОР) / THE BUSINESS CUSTOMER (INVESTOR) / ITСПЕЦИАЛИСТ (ИСПОЛНИТЕЛЬ / IT SPECIALIST / ПОДРЯДЧИК)

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федотов Николай Гаврилович, Васильев Николай Геннадьевич

Актуальность и цели. Между бизнес-подразделениями и IT-специалистами существует «стена непонимания», которая является препятствием на пути достижения более высокой эффективности разработки и внедрения BPM-систем. Целью данной работы является раскрытие сущности и устройства этой «стены». Рассмотрены предпосылки появления и особенности нового субъектно-ориентированного подхода (S-BPM), проблемы, которые удалось решить и которые еще предстоит решить. Материалы и методы. Для проведения анализа в работе был использован лингво-семиотический метод, который позволил проявить сущность как самого барьера между IT-специалистами и бизнес-специалистами, так и предлагаемого для решения проблемы субъектно-ориентированного подхода, реализованного пока в единственном пакете Metasonic. Результаты. Было выявлено, что все причины существования «стены» можно разделить на два класса. К первому относятся отношения между продавцом (IT-специалистами) и покупателем (бизнес-специалистами), разрегулированные в сторону первых. Ко второму проблемы, существующие в самой компьютерной индустрии. До сих пор не созданы условия для появления естественного языка в машинах. Выводы. Проблема отношений между специалистами разных отраслей не решается окончательно даже с применением субъектно-ориентированного подхода. Проблемой остается язык, для появления которого в современных компьютерных системах не созданы необходимые и достаточные условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT-ORIENTED APPROACH IN THE BUSINESS INFORMATICS

Background. Between business units and IT-specialists there is a «wall of misunderstanding», which is an obstacle to greater efficiency development and implementation of BPM-systems. The purpose of this work is the disclosure entity and equipment of this «wall». It was reviewed the preconditions of occurrence and features of new subject-oriented approach (S-BPM), and problems which have been solved and which remain to be solved. Materials and methods. In this work for the analysis it was used linguo-semiotic method, that allowed to show entity of the barrier between IT-specialists and business specialists, as well as subject-oriented approach, proposed for solving the problem, is implemented in a single software package Metasonik. Results. It was found that all of reasons for the existence of the «wall» can be divided into two classes. The first one includes the relationship between the seller (IT-specialists) and the buyer (business specialists) deregulated towards the seller... Background. Between business units and IT-specialists there is a «wall of misunderstanding», which is an obstacle to greater efficiency development and implementation of BPM-systems. The purpose of this work is the disclosure entity and equipment of this «wall». It was reviewed the preconditions of occurrence and features of new subject-oriented approach (S-BPM), and problems which have been solved and which remain to be solved. Materials and methods. In this work for the analysis it was used linguo-semiotic method, that allowed to show entity of the barrier between IT-specialists and business specialists, as well as subject-oriented approach, proposed for solving the problem, is implemented in a single software package Metasonik. Results. It was found that all of reasons for the existence of the «wall» can be divided into two classes. The first one includes the relationship between the seller (IT-specialists) and the buyer (business specialists) deregulated towards the seller. The second one the problems existing in the computer industry. It is still not created the conditions for the emergence of the natural language in the machines. Conclusions. The problem of relations between professionals from different industries can not be solved completely even with the use of subject-oriented approach. The language for the appearance of which in modern computer system doesn't create the necessary and sufficient conditions continues to be a problem. The emergence of natural language at machines is a necessary condition for the construction of the system, desired by both sides. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Субъектно-ориентированный подход в бизнес-информатике»

УДК 330.43

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ

Н. Г. Федотов, Н. Г. Васильев

SUBJECT-ORIENTED APPROACH IN THE BUSINESS INFORMATICS

N. G. Fedotov, N. G. Vasiliev

Аннотация. Актуальность и цели. Между бизнес-подразделениями и IT-специалистами существует «стена непонимания», которая является препятствием на пути достижения более высокой эффективности разработки и внедрения BPM-систем. Целью данной работы является раскрытие сущности и устройства этой «стены». Рассмотрены предпосылки появления и особенности нового субъектно-ориентированного подхода (S-BPM), проблемы, которые удалось решить и которые еще предстоит решить. Материалы и методы. Для проведения анализа в работе был использован лингво-семиотический метод, который позволил проявить сущность как самого барьера между IT-специалистами и бизнес-специалистами, так и предлагаемого для решения проблемы субъектно-ориентированного подхода, реализованного пока в единственном пакете Metasonic. Результаты. Было выявлено, что все причины существования «стены» можно разделить на два класса. К первому относятся отношения между продавцом (IT-специалистами) и покупателем (бизнес-специалистами), разрегулированные в сторону первых. Ко второму - проблемы, существующие в самой компьютерной индустрии. До сих пор не созданы условия для появления естественного языка в машинах. Выводы. Проблема отношений между специалистами разных отраслей не решается окончательно даже с применением субъектно-ориентированного подхода. Проблемой остается язык, для появления которого в современных компьютерных системах не созданы необходимые и достаточные условия.

Ключевые слова: BPM, S-BPM, субъектно-ориентированный подход, бизнес-заказчик (инвестор), IT- специалист (исполнитель, подрядчик).

Abstract. Background. Between business units and IT-specialists there is a «wall of misunderstanding», which is an obstacle to greater efficiency development and implementation of BPM-systems. The purpose of this work is the disclosure entity and equipment of this «wall». It was reviewed the preconditions of occurrence and features of new subject-oriented approach (S-BPM), and problems which have been solved and which remain to be solved. Materials and methods. In this work for the analysis it was used linguo-semiotic method, that allowed to show entity of the barrier between IT-specialists and business specialists, as well as subject-oriented approach, proposed for solving the problem, is implemented in a single software package Metasonik. Results. It was found that all of reasons for the existence of the «wall» can be divided into two classes. The first one includes the relationship between the seller (IT-specialists) and the buyer (business specialists) deregulated towards the seller. The second one - the problems existing in the computer industry. It is still not created the conditions for the emergence of the natural language in the machines. Conclusions. The problem of relations between professionals from different industries can not be solved completely even with the use of subject-oriented approach. The language for the appearance of which in modern computer system doesn't create the necessary and suffi-

cient conditions continues to be a problem. The emergence of natural language at machines is a necessary condition for the construction of the system, desired by both sides.

Key words: BPM, S-BPM, subject-oriented approach, the business customer (investor), IT- specialist.

Введение

В создавшейся практике бизнес-моделирования, которое некоторое время шло лишь по экстенсивному пути развития, появился метод, более полно отвечающий современным условиям ведения бизнеса. В некотором смысле он является закономерным шагом после многочисленных и не всегда безуспешных попыток реализации BPM-систем в рамках объектно-ориентированного подхода. Родился подход, привлекающий внимание именно к субъектам, взаимодействие между которыми в конечном итоге и определяет успешность ведения бизнеса. Однако, как всегда это бывает, после одностороннего развития возникает необходимость не отбрасывания результатов, полученных при другом подходе, а объединения как субъектно-ориентированного, так и объектно-ориентированного подходов. Об этом, в частности, может свидетельствовать действующий семинар, посвященный сопоставлению возможностей нового и существующего подходов, которые обобщенно обозначаются как Workflow (описание последовательности действий) [1]. Проанализируем ряд наиболее распространенных в России BPM-систем.

Пакет ARIS ToolSet - многопользовательская среда описания и анализа рабочих процессов предприятий, поддерживающая разработку сложных гетерогенных информационных систем. Система предназначена для поддержки работы специалистов, анализирующих и выстраивающих (оптимизирующих) рабочие процессы на предприятиях [2]. Заметим, что система ориентирована на не реализующих сами эти процессы людей, т.е. не на участвующих в процессе работы предприятия и создающих прибавочную стоимость, а, как правило, на привлеченных специалистов IT.

BP-Win - средство функционального моделирования, реализующее методологию IDEF0-IDEF3. ERwin - средство концептуального моделирования Баз Данных, использующее стандарт IDEF1X. Они предполагают работу программистов, а не бизнес-специалистов, хотя и поддерживают результаты работы в терминологии СУБД, которая уже более привычна специалистам в специальных отраслях.

Rational Rose 98 использует синтез-методологию объектно-ориентированного анализа и проектирования, предполагающую использование UML. Это универсальная нотация для моделирования объектов. Сложность использования этой нотации для бизнес-специалистов превосходит временные затраты, которые мог бы себе позволить бизнесмен или человек, осуществляющий реальные бизнес-процессы для ее полного освоения и свободного использования.

Таким образом, видим, что все рассмотренные BPM-системы являются продуктами для IT-специалистов, а отнюдь не для бизнес-специалистов.

Итак, основная причина неэффективности существующих BPM-систем заключается в наличии «стены» между IT-специалистами и бизнес-специалистами. На рис. 1 приведено изображение, заимствованное из [3], ил-

люстрирующее до сих пор непреодолимое препятствие между Неспециалистами и бизнес-специалистами в виде условной стены.

Рис. 1. Типовой цикл внедрения BPM-систем

Для того, чтобы преодолеть эту «стену», необходимо знать, как она устроена.

Из чего состоит и как устроена «стена»

Один из социологов, Маркус Бакингем, говорил, что «наиболее успешная стратегия - создавать преимущества, которые невозможно скопировать». Если учесть эти слова, то в создании именно таких продуктов, недоступных для бизнес-специалистов, есть вполне оправданный смысл со стороны разработчиков IT-систем. В связи с этим поворот в сторону бизнес-специалистов в рамках субъектно-ориентированного подхода можно считать революционным шагом. Для проявления сути слов Маркуса Бакингема достаточно провести аналогию с существующим и широко используемым в криптографии так называемым доказательством с нулевым разглашением (информации) (ДНР) (англ. zero-knowledge proof) [4]. ДНР - это интерактивный протокол, организующий взаимодействие двух сторон, одна из которых представлена продавцом (разработчиком), а вторая покупателем (инвестором). Этот протокол предназначен для снижения рисков обеих сторон при обмене. Покупатель (инвестор) формирует свои требования, которых, по его мнению, будет достаточно для того, чтобы при условии их выполнения продавцом он был бы уверен на 100 % в том, что продавец имеет то, что продает. При этом продавец (разработчик), выполняя требования покупателя (инвестора), проявляет лишь необходимую для доказательства секретную информацию, достаточную для убеждения инвестора. Но при этом подразумевается, что покупатель (инвестор), имея полученную от продавца информацию, не сможет доказать то же самое сам кому-либо еще. Говоря проще, инвестор не сможет перепродать купленный товар. Он будет конечным и единственным пользователем.

Существующие BPM-системы, предполагающие взаимодействие бизнеса и IT-разработчика, полностью подходят под данное определение. Кроме того, что покупатель (бизнес-заказчик) не сможет продать такой продукт, он сам не сможет работать на нем без привлечения IT-специалистов при малейших изменениях в условиях существования бизнеса. Получается, что существующая стена имеет вполне понятную организацию.

Теперь рассмотрим суть субъектно-ориентированного подхода.

Субъектно-ориентированный подход (идея)

Автор идеи - Альберт Флейшман (Albert Fleischmann). Он просто высказал то, о чем другие по разным причинам боялись говорить, а именно то, что организация есть система, элементами которой являются сотрудники (люди). Результатом их взаимодействия являются все процессы, протекающие в организации. А. Флейшман сделал вывод, что если определить коммуникацию между сотрудниками - субъектами и действия каждого сотрудника, то можно описать любой процесс. А. Флейшман надеялся, что если формализовать такую организацию и процессы, то можно автоматизировать перевод таких моделей в исполняемый для машин код. Решение этой задачи он разбил на две основные:

1) создать язык описания; требование к языку - простота, чтобы с ним могли работать обычные бизнес-специалисты;

2) обеспечить возможность автоматической генерации приложений на основе однозначно интерпретируемых моделей, порождаемых самими бизнес-специалистами, но с использованием разработанного им языка.

В результате решения поставленных задач родился подход, который получил название «субъектно-ориентированный подход» (S-BPM).

Язык моделирования процессов

По всей видимости, А. Флейшман понимал, что такой язык должен быть максимально близким к естественным языкам, поэтому он использовал в нем имеющиеся в естественных языках подлежащее (субъект), сказуемое (действие) и дополнение (объект). Однако мало было придумать свой язык, интуитивно понятный бизнес-специалистам или любым специалистам в своих отраслях. Надо было позаботиться о том, чтобы этим языком владела машина. Однако это сделано не было. Поэтому, какой бы хороший язык ни разработал человек, для машины это будет всего лишь очередной язык человека, искусственный для машины. Для того, чтобы в машине появился свой естественный язык, необходимо организовать в ней условия, необходимые и достаточные для его появления. Однако такая цель автором подхода даже не ставилась. Поэтому для передачи разработанного (а значит, искусственного для машины) языка машине он воспользовался концепциями взаимодействующих последовательных процессов (Sequential Processes, CSP) и исчисления взаимодействующих систем (Calculus of Communicating systems, CCS) для представления субъектов, а сетями Петри и концепцией объектно-ориентированного программирования - для представления объектов. Заметим, что действия (сказуемые) остались без представления.

После патентования в США своей идеи он создал компанию, которая разработала программный продукт. Метод и система генерации исходного кода для компьютерных программ были запатентованы в США. Вот, пожалуй, компонент стены между бизнес-специалистами и IT-разработчиком. Бизнес-специалист не сможет продать такую систему другой компании, потому что она индивидуальна для каждой компании. Базовые компоненты S-BPM представлены на рис. 2.

©

THE BASIC CONCEPTS OF S-BPM

Dr. A. Fleischmann

глета-., i Föund«

1. Complexity Management by

Isolation

2. Coordination of workplaces using

Communication

3. Description of Models by

Natural Language

4. Semantic Models Create Code not only Drawings

Cutting complex business logic In small workplace focused parts makes the process easy to understand.

Structured communication means distribution of the right information at the right time to the right workplace

To make model description easy to use for everybody it is important to continue writing in the human way

Creation for an collaborative environment where business people create and change their applications

MfTASONPC - Dynamic, nrclligeiw,Social

CONTROL FLOW CONCEPT -

Рис. 2. Базовые компоненты S-BPM

Для синхронизации параллельно существующих субъектов и объектов он вводит обмен сообщениями, и язык приобретает следующую форму:

- субъект X выполняет операцию Y над объектом Z;

- субъект Х отправляет сообщение Y субъекту Z;

- субъект Х получает сообщение Y от субъекта ^

Для реализации этого языка разработана графическая нотация. Состав нотации:

1) два типа моделей (можно сказать, пара «модель субъекта и модель объекта»);

2) пять типов символов (рис. 3).

Рис. 3. Диаграмма взаимодействия (коммуникаций) субъектов: Eployee - сотрудник; Request - запрос; Approval - утверждение; Reject - отклонить; Travel Agent - турагент; BT - Business Trip - деловая поездка

Используются два типа символов: субъект; сообщение.

Модель поведения субъекта описывается действиями трех типов:

1) функциональное состояние (невозмущенное получением или отправкой сообщения состояние);

2) отправка сообщения (роль источника возмущений для других субъектов, несвободное связанное состояние);

3) получение сообщения (роль приемника возмущений от других источников, возмущенное состояние).

Эти символы и состояния субъекта позволяют описать практически все Worcflow-паттерны от логических операторов: И, ИЛИ, исключающее ИЛИ, вплоть до множественного выбора, дискриминатора, произвольного цикла. Это говорит о том, что человек, выполняющий обычные для него действия, сопровождая их, например, перемещением на Metasonic Touch кубиков -символов, находящихся на специальном столе, на самом деле вводит паттерны потоков действий в машину, а по сути программирует или, по крайней мере, пишет алгоритмы будущих программ (рис. 4).

Рис. 4. Специальный стол для автоматического ввода совершаемых прикладным специалистом действий в машину в виде моделей этих действий

Однако 8-БРМ требует от людей иного взгляда на процессы и другого типа мышления.

Алгоритм разработки моделей процесса в 8-БРМ:

1) определить цели, результаты, границы процесса (как в обычных

БРМ);

2) выделить субъекты в процессе (чисто человеческая, неавтоматизиру-емая функция);

3) определить сообщения, которыми обмениваются субъекты (неавто-матизируемая операция);

4) определить поведение каждого субъекта (неавтоматизируемая операция).

После разработки модели можно приступать к ее автоматизации. Процесс работы всей системы представлен на рис. 5.

Какую же проблему решает 8-БРМ? Ответ на этот вопрос демонстрируется в [3] следующим рисунком (рис. 6).

Рис. 5. Схема процесса работы с S-BPM

Рис. 6. Цикл внедрения на базе S-BPM

Заключение

S-BPM частично устраняет стену между бизнес-заказчиком и IT-специалистами (подрядчиками) и автоматизирует процесс ИТ-ориентированного описания процесса. Кроме этого, она позволяет проводить верификацию процессов бизнес-специалистам независимо от работы ИТ-специалистов, обеспечивая параллельную работу этих двух групп.

S-BPM дает бизнес-экспертам инструмент, который они могут (конечно, после обучения) использовать без привлечения IT-специалистов и получать самостоятельно искомые решения, однако говорить о полном устранении барьера между IT-специалистами и бизнес-специалистами пока рано.

Список литературы

1. Субъектно-ориентированный подход в управлении бизнес-процессами // Вопросы Семинара. - URL: https://yandex.ru/search/?text=

2. Сравнительный анализ инструментальных средств бизнес-инжениринга. - URL: http://kmsoft.ru/publications/km/ontology_pub/analiz_instr_sredstv_b_ing_1.html

3. Машков, И. Современные вызовы BpM // Компания «логика бизнеса» News No 9/2012. - URL: http://it-weekly.ru/download/pdf/itnews/191/14-15.pdf

4. Доказательство с нулевым разглашением // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

Федотов Николай Гаврилович

доктор технических наук, профессор, кафедра экономической кибернетики, Пензенский государственный университет E-mail: ec@pnzgu.ru

Fedotov Nikolay Gavrilovich doctor of technical sciences, professor, sub-department of economic cybernetics, Penza State University

Васильев Николай Геннадьевич

кандидат технических наук, доцент, кафедра экономической кибернетики, Пензенский государственный университет

E-mail: director.2010@mail.ru

Vasil'ev Nikolay Gennad'evich candidate of technical sciences, associate professor,

sub-department of economic cybernetics, Penza State University

УДК 330.43 Федотов, Н. Г.

Субъектно-ориентированный подход в бизнес-информатике / Н. Г. Федотов, Н. Г. Васильев // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2015. - № 3 (15). - С. 166-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.