Научная статья на тему 'СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР'

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья / общее недоразвитие речи / субъект коммуникативного развития / коммуникативные способности / «событийная общность» / children with disabilities / general underdevelopment of speech / subject of communicative development / communicative abilities / "event community"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Насырова Александра Евгеньевна

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования. Представленное в статье исследование реализует коммуникативный подход. Данный подход ориентирован на изучение старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях образовательной интеграции. Методологической платформой исследования выступил субъектнодеятельностный подход к диагностике коммуникативного развития детей, их субъектных характеристик во взаимодействии с социумом, к созданию событийной детско-взрослой общности. Обозначена научно-прикладная проблема. Сформулированы цель и задачи экспериментального исследования. Теоретический анализ проблемы позволил констатировать необходимость оптимизации коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи на пороге школьного обучения. Определена недостаточная разработанность системного подхода к пониманию механизмов социализации дошкольников с общим недоразвитие речи. В материале статьи дается характеристика диагностической программы. Описаны бальные оценки для выявления уровня коммуникативных качеств личности ребенка. Установлена необходимость поиска технологий коммуникативного развития детей указанной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Насырова Александра Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the development of a theoretical and applied model of assistance to preschoolers with general underdevelopment of speech in the context of inclusive education. The research presented in the article implements a communicative approach. This approach is focused on the study of older preschoolers with general underdevelopment of speech in terms of educational integration. The methodological platform of the study was the subject-activity approach to diagnosing the communicative development of children, their subjective characteristics in interaction with society, to the creation of an eventful child-adult community. The scientific and applied problem is designated. The goal and objectives of the experimental study are formulated. The theoretical analysis of the problem made it possible to state the need to optimize the communicative development of children with general underdevelopment of speech at the threshold of schooling. The insufficient development of a systematic approach to understanding the mechanisms of socialization of preschoolers with general underdevelopment of speech is determined. The need to search for technologies for the communicative development of children of this category has been established. The material of the article describes the diagnostic program. Described scores to identify the level of communicative qualities of the child's personality.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР»

Особого внимания требует организация дополнительных занятий студентов с ограничениями в здоровье, отнесенных к специальной медицинской группе. Исключительность занятий для этих студентов связана с нозологией заболевания, с состоянием основных функциональных систем, с материально-технической базой вуза и уровнем квалификационной подготовки преподавателей. Наиболее эффективными средствами физической культуры для студентов специальной медицинской группы являются плавание, скандинавская ходьба, настольный теннис, йога, стретчинг, оздоровительная ходьба и бег.

Для правильного подбора физкультурно-оздоровительных и профессионально-прикладных технологий в образовательном процессе студентов СПбУТУиЭ нужно учитывать следующие особенности в деятельности специалистов:

• формы труда (умственный, физический, смешанный);

• условия труда;

• характер труда;

• режим труда и отдыха;

• динамику работоспособности специалистов.

Таким образом, учитывая особенности деятельности в сфере профессий студентов СПбУТУиЭ, а также правильно подобрав оздоровительные и профессионально-прикладные физические упражнения, можно улучшить психоэмоциональное и физическое здоровье студентов - будущих специалистов.

Современная сфера деятельности хоть и стала более автоматизирована, однако это не снизило степень ответственности работников. Повышенный поток информации обуславливает иной ритм труда, увеличивается его сложность и интенсивность. Это требует от специалистов большего напряжения умственных, психических усилий и высокой концентрации внимания.

Доказано, чем совершеннее техника и выше технология производства, тем совершеннее должен быть человек, который управляет ими.

Опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические перегрузки и нервно-психические перегрузки. В современной управленческой деятельности не так много задач создают статическую или динамическую физическую нагрузку. В большей степени от сотрудников требуется повышенное внимание, что вызывает напряженность, психологическую нестабильность.

Сегодня на самостоятельную работу студента должно отводиться не менее 50% учебного времени. Самостоятельную работу по дисциплине «Физическая культура и спорт» следует рассматривать, прежде всего, как возможность увеличения двигательной активности, укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни. В связи с этим преподавателями вуза разрабатывается учебная и методическая литература для ведения самостоятельных занятий по оздоровительной физической культуре.

Выводы. В условиях цифровой трансформации общества студенты вузов сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостатком физической активности, а также социальной изоляцией и ухудшением психического здоровья. Формирование социально значимых навыков самосохранения здоровья студентов имеет актуальную потребность в обеспечении физического и психического благополучия. Создание здоровьесберегающей образовательной среды вуза является неотъемлемой частью развития образования в условиях цифровой трансформации. Правильно выбранные средства, методы и подходы, нацеленные на формирование социально значимых навыков самосохранения здоровья, позволят оптимизировать процесс физического воспитания. При формировании социально значимых навыков самосохранения здоровья студентов ценность здоровья следует рассматривать как действующий элемент личности и основу здоровьесберегающей деятельности.

Литература:

1. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. -Москва: КноРус, 2018.-256 с.

2. Здоровьесберегающая физическая культура в профессионально-педагогическом вузе: Учеб. пособие / [С.А. Медведева и др.]. - Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т», 2016. - 261 с.

3. Здоровьесберегающий потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном процессе вуза / С.А. Медведева // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития, сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф., в 2 т,- Санкт-Петербург, 2021. - С. 136-140

4. Ивинский, Д.В. Элективный вектор в физическом воспитании студентов / Д.В. Ивинский, A.M. Пятахин // Медицина и физическая культура: наука и практика. - 2020. - Т. 2,- № 2 (6). - С. 68-75

5. Медведева, С.А. Внедрение инновационных технологий дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в образовательный процесс вуза / С.А. Медведева // Актуальные проблемы и направления цифровой трансформации образования. Псков, 2021. - С. 107-112

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Насырова Александра Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования. Представленное в статье исследование реализует коммуникативный подход. Данный подход ориентирован на изучение старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях образовательной интеграции. Методологической платформой исследования выступил субъектно-деятельностный подход к диагностике коммуникативного развития детей, их субъектных характеристик во взаимодействии с социумом, к созданию событийной детско-взрослой общности. Обозначена научно-прикладная проблема. Сформулированы цель и задачи экспериментального исследования. Теоретический анализ проблемы позволил констатировать необходимость оптимизации коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи на пороге школьного обучения. Определена недостаточная разработанность системного подхода к пониманию механизмов

социализации дошкольников с общим недоразвитие речи. В материале статьи дается характеристика диагностической программы. Описаны бальные оценки для выявления уровня коммуникативных качеств личности ребенка. Установлена необходимость поиска технологий коммуникативного развития детей указанной категории.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, общее недоразвитие речи, субъект коммуникативного развития, коммуникативные способности, «событийная общность».

Annotation. The article presents the results of the development of a theoretical and applied model of assistance to preschoolers with general underdevelopment of speech in the context of inclusive education. The research presented in the article implements a communicative approach. This approach is focused on the study of older preschoolers with general underdevelopment of speech in terms of educational integration. The methodological platform of the study was the subject-activity approach to diagnosing the communicative development of children, their subjective characteristics in interaction with society, to the creation of an eventful child-adult community. The scientific and applied problem is designated. The goal and objectives of the experimental study are formulated. The theoretical analysis of the problem made it possible to state the need to optimize the communicative development of children with general underdevelopment of speech at the threshold of schooling. The insufficient development of a systematic approach to understanding the mechanisms of socialization of preschoolers with general underdevelopment of speech is determined. The need to search for technologies for the communicative development of children of this category has been established. The material of the article describes the diagnostic program. Described scores to identify the level of communicative qualities of the child's personality.

Key words: children with disabilities, general underdevelopment of speech, subject of communicative development, communicative abilities, "event community".

Введение. В настоящее время, основополагающим направлением в Российском образовании является переход от дефектологической к социокультурной парадигме в системе специальной психолого-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такой переход направлен на выявление и развитие потенциальных возможностей ребенка с психофизическими нарушениями, который является полноценным членом социума. Таким образом, реализация идей Л.С. Выготского позволяет достичь более эффективного и гуманного подхода в системе специальной помощи этой категории детей [1,6,7].

С развитием процессов инклюзивного образования в России особую актуальность приобрела проблема социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, активизации адаптивных возможностей при взаимодействии с социумом, с субъектами социального пространства [8, 10].

По данным мониторинга муниципальной системы образования г. Нижнего Новгорода в 2021 году на ступени среднего образования в отдельных классах обучается 21,64% детей с ОВЗ, в формах совместного обучения - 10,12%. Категория детей с нарушениями речевого развития является не только самой многочисленной группой по сравнению с другими категориями детей с ограничениями по здоровью, но и наиболее представительной группой в структуре инклюзивного образования.

По данным исследователей система инклюзивного образования, расширяя границы общения детей с ОВЗ и их семей с социумом, сталкивается с рядом проблем, одна из которых - недостаточная социально-личностная и коммуникативная готовность разных категорий детей с ОВЗ к обучению в условиях инклюзии. К сожалению, в дефектологической литературе вопросы социально-личностного и коммуникативного развития детей с ОВЗ, значимые для понимания закономерностей их социализации и успешной интеграции в общественное и образовательное пространство, изучены недостаточно.

Результатом успешного внедрения инклюзивного образования стало применение многих научных и организационных методов в изучении закономерностей социализации детей с ОВЗ, выявлении их состояния, диагностике направленности личности, коррекции, разработке и реализации на практике коррекционно-развивающих и образовательно-профилактических программ [3, 8].

Изложение основного материала статьи. Реализация инклюзивной практики предъявляет высокие требования к коммуникативному развитию детей с ОНР, как важнейший составляющей успешной социализации, как необходимому элементу их социально-личностного развития. Тенденцию рассматривать личность через призму его взаимодействия со средой заложил в теоретических трудах Л.С. Выготский. Он полагал, что ключевой аспект социализации детей с нарушениями психофизиологического развития - это опыт их общения в разных социальных группах. Задачу преодоления социальной изоляции он выдвигал в числе приоритетных задач лечебной педагогики [2].

С конца 90 годов в дефектологической литературе отчётливо прослеживается коммуникативная тенденция, отмечается смещение центра научных интересов с когнитивной сферы на социально-коммуникативные аспекты развития детей с ОВЗ (изучение коммуникативных умений, навыков, межличностного взаимодействия с окружающими, значимых для продуктивного взаимодействия качеств личности [4, 81.

Сегодня социально-коммуникативное развитие детей занимает ведущее место среди образовательных направлений, включенных в федеральный государственный стандарт дошкольного образования, федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а коммуникативная терминология становится одним из ключевых ориентиров современной системы специальной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Коммуникативные навыки включают в себя умение слушать и понимать других людей, а также говорить и выражать свои мысли. Они необходимы для успешной адаптации ребенка в обществе и обеспечения его социальной коммуникации. Современные методы обучения коммуникативными навыкам включают в себя игровые технологии и интерактивные подходы, которые помогают детям лучше усвоить информацию. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и разрабатывать персонифицированные программы обучения [1,3].

Современные исследования детей с ОНР и других категорий детей с нарушениями психофизического развития свидетельствует об их коммуникативной незрелости, о трудностях их коммуникативной адаптации в условиях инклюзии, о важности развития у них коммуникативных характеристик в качестве условия оптимизации их адаптивных возможностей взаимодействия с социумом. Несмотря на очевидную актуальность, социальную значимость проблема коммуникативного развития детей с ОНР остаётся недостаточно изученной. В специальной литературе недостаточно системных научных данных о закономерностях коммуникативного развития, становления у них деятельности общения, вне поля изучения остаются субъектно-деятельностные характеристики их общения (мотивирующие представления, переживания, смыслы), роль субъектного сообщества в коммуникативном развитии детей. Недостаточно изученными остаются ранние этапы развития ребенка с ОНР, когда закладываются основы его коммуникативных связей с окружающим социумом.

Данные исходные положения позволили обозначить научно-прикладную проблему и сформулировать цель и задачи теоретико-экспериментального исследования.

Цель исследования - реализовать методологию коммуникативного подхода в изучении и комплексном сопровождении детей с ОНР на этапе дошкольного детства.

Задачи исследования:

• Разработать диагностическую программу изучения развития коммуникативной деятельности, субъектно-деятельностных характеристик коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР в сфере общения со взрослым и сверстником.

• Выявить специфические особенности развития старших дошкольников с ОНР в качестве субъектов общения в сравнении с дошкольниками с нормальным речевым развитием (НРР).

• Реализовать методологию коммуникативного подхода к организации психологической помощи старшим дошкольникам с ОНР.

В эксперименте участвовало 58 старших дошкольников с ОНР (30 детей с ОНР - воспитанники групп компенсирующей направленности, 28 детей с ОНР - воспитанники групп комбинированной направленности) и 58 старших дошкольников групп общеразвивающей направленности (дети с НРР). Базовые образовательные учреждения г. Н. Новгорода, в которых проводились исследования: МБДОУ Детский сад № 33, 355, 114.

Методология исследования определена в контексте культурно-исторической парадигмы, ключевой идеей которой выступает общность законов психического развития в онто - и дизонтогенезе (Л.С. Выготский). В контексте нашего исследования - это закономерности коммуникативного развития при общем недоразвитии речи и в условиях нормативного развития.

Организация исследования осуществлялось через реализацию субъектно-деятельностного подхода к изучению и оценке коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР. Субъективная активность ребенка в коммуникативном взаимодействии раскрывает себя в содержании их потребностно-мотивационных установок и используемых для решения коммуникативных задач средств, в готовности вступать в общение на основе мотивирующих представлений вне зависимости от ситуации и содержания реализуемой деятельности.

В исследовании осуществлена реализация событийного подхода (как одного из аспектов деятельностного подхода) к созданию детско-взрослой общности, к организации взаимодействия субъектов образовательного пространства. Основу формирования такой общности составляет совместная деятельность, наличие в жизни ребёнка эмоционально насыщенных дел, совместных переживаний, взаимодействие участников, предполагающее равенство позиций.

Основу диагностической программы коммуникативного развития старших дошкольников составило изучение субъектных характеристик коммуникативной деятельности в ситуации общения с разными партнерами (взрослым и сверстником): мотивационных установок, коммуникативных качеств, средств общения с партнером, необходимых для коммуникации умений.

Для диагностики развития коммуникативной активности использовали метод моделирования коммуникативных ситуаций в общении взрослых с ребенком и ребенка с ребенком и систему шкальных баллов и уровневых оценок [3, 51. В общении со взрослым моделировали ситуации предметно-игрового взаимодействия и ситуации теоретического сотрудничества (беседы на познавательные и личностные темы); в общении со сверстником - эмоционально-окрашенные игры-забавы и ситуации практического партнерского взаимодействия. Данные ситуации позволяли актуализировать возрастные характеристики развития коммуникативной деятельности (потребности, мотивы, средства) Г51. Критерии оценки коммуникативных достижений: инициативность в общении, чувствительность к воздействиям партнера, преобладающий эмоциональный фон общения, характер доминирующих мотивационных установок на общение с партнером, характер речевых высказываний (по теме, форме, функции, содержанию). Рейтинги критериев коррелируют со сложностью коммуникации (высокая, средняя и низкая).

Итак, при исследовании уровня развития коммуникативной деятельности в общении со взрослым низкий уровень общения со взрослым (характеристики всех параметров выражены слабо) показали 57% детей с ОНР, у детей с НРР он не наблюдался. Дети не проявляли инициативу по отношению к взрослому, наблюдается нейтральный эмоциональный фон во взаимоотношениях, слабо выраженная чувствительность к воздействиям партнёра во всех моделируемых взрослым ситуациях. Ребенок часто не замечает инициативу взрослого, игнорирует его просьбы и предложения. Доминирует потребность в предметно-игровом взаимодействии. Репертуар речевых средств общения беден по составу: преобладают ситуативные, несоциальные, констатирующие высказывания, просьбы о помощи.

Средний уровень общения со взрослым (большинство параметров общения имело средние значения) доминирует у 43% детей с ОНР и у 40% детей с НРР. Дети эпизодически проявляют инициативу в общении со взрослым, преобладал положительный эмоциональный фон общения, наблюдалась чувствительность к действиям партнера при недостаточности собственной инициативы. Дошкольники проявляют интерес к предметно-игровому взаимодействию, к познавательному общению со взрослым. В речевых высказываниях отмечалась вариабельность: преобладание ситуативных, несоциальных высказываний, по функции - просьбы, познавательные вопросы, по содержанию доминируют констатирующие и классификационные высказывания.

Высокий уровень развития общения со взрослым мы наблюдали у 60% детей с НРР. Дети обнаружили выраженную активность в общении во всех предложенных взрослым ситуациях. Преобладает позитивный фон настроения. У детей наблюдаются высокие показатели инициативности, которые гармонично сочетаются с высоким уровнем чувствительности, вариабельность мотивационных устремлений ребенка на общение (готовность к общению в ситуациях практического сотрудничества, познавательного и личностного общения), богатый репертуар вербальных и невербальных средств общения. Среди речевых средств доминируют ситуативные, социальные высказывания; функционально они представлены вопросами, сообщениями, суждениями; содержательно-классификационными и оценочными высказываниями.

Определяя уровни развития коммуникативной деятельности в общении со сверстником у детей с ОНР (47%) и у детей с НРР (50%) доминирует средний уровень общения с партнёром-сверстником. Наблюдается недостаточный уровень инициативности в общении, нейтральный эмоциональный фон общения, выраженная чувственность к партнёру, его действиям. Доминирует интерес к практическому взаимодействию с партнёром, к процессуальной стороне действий. Дети не обнаруживали чувствительности к переживаниям партнёра, эмоционально не пристраивались к партнёру, затруднялись согласовать с ним действия. Преобладают ситуативные высказывания: просьбы, оценки действиям. Стремление к общению вне ситуации практического взаимодействия дети не обнаружили.

Высокий уровень общения со сверстником показали 43% дошкольников с НРР. Детей отличает высокий уровень инициативности в общении, позитивный эмоциональный настрой на взаимодействие, выраженная чувствительность к действиям и высказываниям партнёра. Мотивационные установки на общение с партнёром-сверстником отличаются вариабельностью - это стремление к практическому (деловому) взаимодействию, готовность к общению на внеситуативные познавательные и личностные темы (о событиях, впечатлениях, новых знаниях, успехах, достижениях и т.д.). Речевые высказывания отличаются большим разнообразием: социальные и несоциальные, оценочные, классификационные высказывания, просьбы, предложения, вопросы.

Низкий уровень общения со сверстником (низкие показатели по всем наблюдаемым параметрам) показали 53% детей с ОНР, у детей с НРР данный уровень наблюдается в 7% случаев. Дети демонстрировали низкий уровень инициативности в общении, недостаточную чувствительность к поведению партнера. В ситуациях эмоционально-практического взаимодействия, которое предпочитают эти дети, наблюдается высокий уровень эмоциональной заряженности. Дети не обнаруживают устойчивого интереса и стремления к практическому взаимодействию с партнёром. Репертуар речевых средств, используемых в общении с партнёром, беден по составу: эмоциональные возгласы, ситуативные речевые высказывания.

Когда мы исследовали коммуникативные способности, коммуникативное поведение и степень развития коммуникативных навыков, мы обнаружили следующее. Слабое развитие коммуникативных навыков наблюдалось у 38,7% детей с ОНР и у 3% детей с НРР. Эксперты констатировали, что дети неохотно общаются со взрослыми и сверстниками, мало сочувствуют или благосклонно относятся к своим партнерам, конфликтуют и не знают, как реагировать на чувства и переживания своих партнеров. Дети не слушают своего партнера и не умеют взаимодействовать с ним при решении практических задач. Коммуникативные поведенческие навыки (организационные, перцептивные) развиты слабо. Дети плохо разбираются в вербальном общении, и их выражения часто несут негативную коннотацию.

У дошкольников с ОНР (59,2%), у детей с НРР (47%) преобладает средний уровень развития коммуникативных способностей. По оценкам экспертов, дети проявляют готовность к общению с различными партнёрами, инициативность проявляют лишь в отдельных ситуациях; не всегда умеют проявить эмоциональный отклик на чувства партнёра, договориться о взаимодействии с ним. Дети владеют вербальными и невербальными средствами общения, отдельными навыками коммуникативного поведения, но не всегда проявляют доброжелательность по отношению к партнёру, могут конфликтовать со сверстником.

Дети с нормативным речевым развитием (50%) показали высокий уровень развития коммуникативных навыков. Дошкольники активно проявляют готовность к общению с различными партнерами (взрослыми, сверстниками), проявляют и поддерживают инициативу партнеров, умеют слушать и договариваться с партнерами в ситуациях сотрудничества. Дети обладают навыками коммуникативного поведения, проявляют доброжелательность в общении, понимают потребности партнера, откликаются на его переживания, умеют идти на уступки, аргументированно отстаивают свою позицию, ценят помощь. Адекватное владение вербальными и выразительными средствами общения.

Выводы. Таким образом, диагностическая программа позволила получить эмпирические данные в развитии двух сфер коммуникативной деятельности: мотивационной (доминирующие в общении с партнёром мотивы, развитие коммуникативных качеств) и операциональной (уровни развития средств общения и коммуникативных умений). Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о недостаточном уровне развития мотивационного и операционального компонентов общения с разными партнёрами (со взрослым и сверстником) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. У старших дошкольников с ОНР доминируют средне-низкие значения в развитии всех субъектных характеристик коммуникативной деятельности (активность, инициативность в общении, чувствительность к партнёру, характер мотивационных установок, развитие средств общения, коммуникативные качества и умения). Старшие дошкольники с ОНР отражают возрастные уровневые этапы развития коммуникативной деятельности в условиях онтогенеза (от ситуативного общения к внеситуативному, от делового общения к познавательному и личностному), но отстают в её развитии.

Литература:

1. Волковская, Т.Н. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития / Т.Н. Волковская, И.Ю. Левченко // Дефектология. - 2020. - №3. -С. 17-21

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. - Москва: Педагогика, 1983. - 369 с.

3. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.Е. Дмитриева, Е.Ю. Медведева. - Н. Новгород: Изд-во Мининского университета, 2021. - 188 с.

4. Дмитриева, Е.Е. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская. - М.: Флинта; Нижний Новгород: Изд-во Мининского университета, 2017. - 136 с.

5. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / [М.И. Лисина]; под ред. А.Г. Рузской. - Москва, 2010.-384 с.

6. Малофеев, Н.Н. Изменения социальной школы - неизбежный всемирный процесс / Н.Н. Малфеев // Нижегородское образование. - 2010,- №3. - С. 4-9

7. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью / Л.Э. Семенова, Е.Д. Божкова, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1. -URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1327/870 (дата обращения: 11.05.2023)

8. Слепович, В.С. Взаимодействие с ребенком с отклонениями в психофизическом развитии как основа оказания ему психологической помощи / Е.С. Слепович, А.М. Поляков // Дефектология. - 2020. - №2. - С. 34-41

9. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - Москва, 2003. - 158 с.

10. Dmitrieva Е.Е., Kashtanova S. N., Medvedeva E. Y., Olkhina E. A., Kudryavtsev V.A. Tolerant consciousness of educational and multicultural space subjects [Article@Tolerancia conciente de temas educativos y multiculturales] (2018) Espacios, 39 (38), 9 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.