Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ 1947 ГОДА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ'

СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ 1947 ГОДА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / КАРТОЧНАЯ СИСТЕМА / ДЕНЬГИ / ОБМЕН ДЕНЕГ / РУБЛЬ / РЕФОРМА / ЭКОНОМИКА / KRASNOYARSK REGION / MONETARY SYSTEM / RATIONING CARD SYSTEM / MONEY / MONEY EXCHANGE / RUBLE / REFORM / ECONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Губкин В.Ф.

Проведен анализ социально-экономического состояния Красноярского края в послевоенный период, на основе архивных документов и материалов периодической печати обсуждаются частные проблемы отмены в стране карточной системы, перехода к свободной торговле и проведения денежной реформы. Показана подготовительная работа партийных и советских органов по осуществлению постановления Центрального комитета партии и Совета министров СССР от 14 декабря 1947 года. Реформа замены денег стала продолжением мероприятий Советского правительства, направленных на восстановление разрушенной в годы войны финансово-экономической системы и реализацию социальных задач в отношении населения, вынесшего все тяготы войны. Необходимость денежных преобразований определялась возрастанием в годы войны денежной массы в 4 раза и резким снижением покупательной силы денег. Для балансировки спроса и предложения в 1944 году была введена коммерческая торговля по повышенным ценам. Это помогло вернуть государству часть скопившихся у населения денежных средств, увеличить доходы государственного бюджета и отчасти компенсировать недостатки карточной системы, но не смогло ликвидировать последствия Отечественной войны в денежном обращении и восстановить полноценный рубль. Очень важной задачей представлялась необходимость ликвидации перекоса и перераспределения денежной массы между городом и деревней, отдельными группами городского и сельского населения. Восстановление полноценности рубля было необходимо и для принудительного изъятия спекулятивных денежных накоплений у части населения и в целом сокращения денежной массы в обращении. Изученный материал дал возможность прийти к заключению о том, что руководство региона основательно подготовилось к обмену денег, но денежная реформа занимала второстепенное место в умах населения Красноярского края по сравнению с масштабными мероприятиями по отменекарточек. За 6 лет существования карточной системы люди привыкли к карточкам как реальным средствам платежа, а денежные купюры были лишь единицами измерения цен. Такое отношение распространялось и на новые деньги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE REGARD ON MONETARY REFORM OF 1947 IN KRASNOYARSK REGION

The analysis of social and economic condition of Krasnoyarsk Region during postwar period was carried out; on the basis of archival documents and materials of periodicals private problems of cancellation in the country of rationing system, transition to free trade and carrying out monetary reform were discussed. The preparatory work of the party and Soviet bodies for the implementation of the resolution of the Central committee of the party and the Council of the ministers of the USSR of December 14, 1947 was given. The reform of the replacement of money became the continuation of the actions of Soviet government directed on the restoration of financial and economic system destroyed in the years of the war and the realization of social tasks concerning the population which had experienced all the burdens of the war. The need for monetary transformations was defined by the increase in the years of war of the money supply by 4 times and sharp decrease in money purchasing power. For balancing of supply and demand in 1944 commercial trade with raised prices appeared. It helped to return to the state the part of the money accumulated by the population, to increase the income of the state budget and partly to compensate shortcomings of rationing system, but could not liquidate the consequence of Patriotic war in monetary circulation and restore full-fledged ruble. Very important task represented the need for the elimination of the distortion and redistribution of the money supply between the city and the village, separate groups of urban and rural population. The restoration of full value of ruble was necessary and for compulsory withdrawal of speculative monetary accumulation by the part of the population and in general the reduction of money supply in circulation. The material studied gave the chance to come to the conclusion that the management of the region was thoroughly prepared for the exchange of money, but monetary reform took minor place in the minds of the population of Krasnoyarsk Region in comparison with large-scale actions for cards cancellation. For 6 years of existence of rationing system people got used to the cards as to real instruments of payment, and banknotes were only units of prices measuring. Such relation also was transmitted to new money.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ 1947 ГОДА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ»

ИСТОРИЯ

УДК 338.24.021.08 (470+571) В.Ф. Губкин

DOI: 10.36718/2500-1825-2020-1-103-112

СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ 1947 ГОДА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

V.F. Gubkin

SUBJECTIVE REGARD ON MONETARY REFORM OF 1947 IN KRASNOYARSK REGION

Проведен анализ социально-экономического состояния Красноярского края в послевоенный период, на основе архивных документов и материалов периодической печати обсуждаются частные проблемы отмены в стране карточной системы, перехода к свободной торговле и проведения денежной реформы. Показана подготовительная работа партийных и советских органов по осуществлению постановления Центрального комитета партии и Совета министров СССР от 14 декабря 1947 года. Реформа замены денег стала продолжением мероприятий Советского правительства, направленных на восстановление разрушенной в годы войны финансово-экономической системы и реализацию социальных задач в отношении населения, вынесшего все тяготы войны. Необходимость денежных преобразований определялась возрастанием в годы войны денежной массы в 4 раза и резким снижением покупательной силы денег. Для балансировки спроса и предложения в 1944 году была введена коммерческая торговля по повышенным ценам. Это помогло вернуть государству часть скопившихся у населения денежных средств, увеличить доходы государственного бюджета и отчасти компенсировать недостатки карточной системы, но не смогло ликвидировать последствия Отечественной войны в денежном обращении и восстановить полноценный рубль. Очень важной задачей представлялась необходимость ликвидации перекоса и перераспределения денежной массы между городом и деревней, отдельными группами городского и сельского населения. Восстановление полноценности рубля было необходимо и для принудительного изъятия спекулятивных денежных накоплений у части населения и в целом сокращения денежной массы в обращении. Изученный материал дал возможность прийти к заключению о том, что руководство региона основательно подготовилось к обмену денег, но денежная реформа занимала второстепенное место в умах населения Красноярского края по сравнению с масштабными мероприятиями по отмене

карточек. За 6 лет существования карточной системы люди привыкли к карточкам как реальным средствам платежа, а денежные купюры были лишь единицами измерения цен. Такое отношение распространялось и на новые деньги.

Ключевые слова: Красноярский край, денежная система, карточная система, деньги, обмен денег, рубль, реформа, экономика.

The analysis of social and economic condition of Krasnoyarsk Region during postwar period was carried out; on the basis of archival documents and materials of periodicals private problems of cancellation in the country of rationing system, transition to free trade and carrying out monetary reform were discussed. The preparatory work of the party and Soviet bodies for the implementation of the resolution of the Central committee of the party and the Council of the ministers of the USSR of December 14, 1947 was given. The reform of the replacement of money became the continuation of the actions of Soviet government directed on the restoration of financial and economic system destroyed in the years of the war and the realization of social tasks concerning the population which had experienced all the burdens of the war. The need for monetary transformations was defined by the increase in the years of war of the money supply by 4 times and sharp decrease in money purchasing power. For balancing of supply and demand in 1944 commercial trade with raised prices appeared. It helped to return to the state the part of the money accumulated by the population, to increase the income of the state budget and partly to compensate shortcomings of rationing system, but could not liquidate the consequence of Patriotic war in monetary circulation and restore full-fledged ruble. Very important task represented the need for the elimination of the distortion and redistribution of the money supply between the city and the village, separate groups of urban and rural population. The restoration of full value of ruble was necessary and for compulsory withdrawal of speculative monetary accumulation by the part of the population and in general the reduction of money supply in circulation. The material studied gave the chance to come to the conclusion that the management of the region was thoroughly prepared for the exchange of money, but monetary reform took minor place in the minds of the population of Krasnoyarsk Region in comparison with large-scale actions for cards cancellation. For 6 years of existence of rationing system people got used to the cards as to real instruments of payment, and banknotes were only units of prices measuring. Such relation also was transmitted to new money.

Keywords: Krasnoyarsk Region, monetary system, rationing card system, money, money exchange, ruble, reform, economy.

Протяженность Красноярского края с юга на север равняется почти 3 тыс. км. Население к концу 1949 г. составляло 2120,4 тыс. чел. Из них 1236,0 тыс. (53,8 %) проживали в сельской местности (преимущественно колхозники, не имевшие денежной оплаты труда) и 884,4 тыс. чел. - городские жители [1]. Уровень жизни населения был особенно низок в первые три года после Великой Отечественной войны. Всеобщий дефицит товаров и продуктов, централизованное карточное распределение, изъятие значительных сумм заработанной платы на различные займы государству, тяжелые жилищные условия многих тружеников недавнего тыла - все это реальность тех лет.

Два с половиной года назад закончилась жесточайшая война, еще не все фронтовики вернулись домой. Не были отменены карточки на продовольственные и промышленные товары, введенные Постановлением СНК СССР в ноябре 1941 г., когда началась нормированная продажа населению мяса, рыбы, жиров, хлеба, крупы и макарон в 43 промышленных центрах страны. Продажа товаров по карточкам производилась по довоенным государственным ценам, которые не менялись в основном за все военные годы [2].

За военный период произошло сокращение массы товаров на организованном рынке по ряду причин: многие предприятия, производившие товары народного потребления, остались на оккупированной территории, произошло резкое снижение выпуска мирной продукции и увеличение товаров военного назначения и т. д. В то же время денежная масса возросла за годы войны в 4 раза [3]. Возросшая и необеспеченная товарами денежная «кубышка» вызвала значительный рост цен (в 10-13 раз по сравнению с довоенным уровнем) на колхозном рынке. Это, в свою очередь, привело к большому дисбалансу между твердыми государственными и рыночными неконтролируемыми ценами, а далее - к спекуляции и снижению покупательной силы денег.

Успешное восстановление экономики после войны зависело от решения трех основных задач: восстановления разрушенного народного хозяйства, реконверсии (переход военного производства на выпуск гражданской продукции) и оздоровления финансовой ситуации. Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция - это те проблемы, с которыми пришлось столкнуться практически всем воевавшим странам.

Денежные преобразования начались с опубликования Постановления Совета Министров СССР и Центрального комитета ВКП (б) от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» [4]. Денежной реформе посвящено большое количество работ, ее содержание представлено достаточно подробно [5]. Основное внимание уделено общим вопросам подготовки и проведения реформы в масштабах всей страны, определению ее характера как конфискационной, сравниванию с деноминацией.

Региональные аспекты и особенности, отношение населения к реформе, за небольшим исключением, нуждаются в изучении.

Проводником денежных преобразований после окончания войны стал министр финансов СССР А.Г. Зверев. Он придерживался трех правил в организации финансов государства. Во-первых, устойчивый курс рубля и пополнение казны возможны только при росте производства продукции. Во-вторых, здоровье денег обеспечивается таким ростом производства, при котором снижаются затраты на изготовление продукции. В-третьих, процедура сбора налогов и финансирование производства должны быть предельно просты.

Появление людей с крупными денежными сбережениями нарушало равновесие между денежной и товарной массой и грозило развалом всей хозяйственной системы, сложившейся во второй половине тридцатых годов. Не ограничиваясь мерами по «общественному» и административному контролю, государство стремилось изъять денежные излишки любыми способами. Проведение денежной реформы решало, в частности, и эту задачу.

Определяющим аспектом послевоенных преобразований был, безусловно, социально-экономический. При карточной системе экономическая роль денег утрачивается. Деньги превращаются фактически в единицу измерения и никоим образом не влияют на ценообразование. Поэтому первичным основанием должна была стать отмена карточной системы, без чего сама денежная реформа теряла всякий смысл. Для населения, пережившего тяготы войны, отмена карточек должна была означать окончательное возвращение мирной жизни, ликвидацию норм продуктов и товаров массового спроса, продемонстрировать преимущества и силу советской экономики.

С 16 декабря 1947 г. была отменена карточная система. Вводилась свободная торговля по фиксированным государственным ценам. Государственные цены на хлеб, муку, макароны, крупу, пиво снижались. Цены на молоко, фрукты, ткани, обувь и одежду повышались в 2-3 раза. На прежнем уровне сохранялись цены на мясо, рыбу, жиры, сахар, кондитерские изделия, овощи, водку, табак, вино.

В декабре 1947 г. морозы даже в центральных районах Красноярского края превышали температуру минус 40 градусов. В регионе, готовясь к торговле без карточек по новым единым государственным розничным ценам, дополнительно открыли 195 магазинов, ларьков и столовых (в городах - 84, районах - 111). Пополнили торговый инвентарь и оборудование, провели подготовку и переподготовку 299 человек для торговли и общественного питания [6]. И все же бюро Красноярского крайкома ВКП (б) 23 декабря 1947 г., подводя итоги первым дням без-

«_» L» /■

карточной торговли, констатировало, что в некоторых районах 16 и 17 декабря была сорвана торговля хлебом. В Ачинском, Советском, Минусинском райпо не успели провести переоценку товаров по новым ценам,

крайпотребсоюз недополучил товаров на 2 584 руб. [7]. Первым секретарям горкомов, райкомов и Хакасского обкома партии было поручено лично контролировать работу торговых органов, постоянно проводить разъяснение постановления Совета министров СССР, организовать общественный контроль за работой торговых точек.

В северные районы Красноярского края (Енисейск, Ванавара, Тура, Ярцево, Дудинка, Игарка, Туруханск) новые цены на товары были переданы по телефону, и торговля с утра 16 декабря началась без задержек. При этом в городах торговали по городским ценам, в деревнях - по сельским. В Хакассии отмена карточек привела к значительному снижению рыночных цен. Так, вдвое дешевле стало молоко, почти в три раза картофель, на 40-60 процентов упали цены на мясо, наполовину подешевело масло, мука [8].

Одновременно с отменой карточек было принято постановление Совета министров СССР от 14 декабря 1947 г. «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». Постановление устанавливало предельные нормы отпуска товаров одному человеку. Например, хлеб печеный - 2 кг; крупа, макароны - 1 кг; колбасные изделия и копчености - 0,5 кг; сметана - 0,5 кг; молоко - 1 л; сахар -0,5 кг; хлопчатобумажные ткани - 6 м; нитки - 1 катушка; чулки-носки - 2 пары, мыло хозяйственное - 1 кусок; спички - 2 коробка и т. д. Такая регламентация сводила почти на нет свободную продажу продуктов и товаров.

Денежная реформа, как показывают архивные документы, проводилась фактически на фоне отмены продовольственных и промышленных карточек и была для населения сопутствующим мероприятием. В то время самой популярной купюрой в отживающей свой срок денежной системе был червонец, равный десяти рублям. В 1937 г. впервые ввели в обращение Билет Государственного банка СССР номиналом 3 червонца и с портретом В.И. Ленина. Кроме червонцев в широком обращении находились купюры номиналами 1; 2; 5 руб. выпуска 1938 г. На них были изображены красноармеец, летчик и шахтер. Монеты были представлены номиналами 1; 2; 3; 5;10;15 и 20 коп.

Основное содержание денежной реформы можно изложить в следующих пунктах:

1. В обращение вводились новые деньги образца 1947 г. Все старые наличные деньги подлежали обмену в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца. Разменная монета обмену не подлежала.

2. Обмен всех наличных денег нужно было провести в течение недели, начиная с 16 декабря. Только в отдаленных районах период обмена мог быть увеличен до двух недель.

3. В течение всего времени обмена все платежи можно было проводить и старыми деньгами, но из расчета одной десятой их нарицательной стоимости.

4. Вклады в сберкассах подлежали перерасчету по схеме: до 3 тыс. руб. обменивались без изменения в номинальной сумме, т. е. 1 : 1; от 3 до 10 тыс. - 2 : 3, свыше 10 тыс. - 1 : 2. Старые облигации госзаймов обменивались на новые в соотношении 3 : 1.

Новые деньги перестали быть червонцами, их достоинство было выражено в рублях. А это говорило о том, что в стране проводилась настоящая денежная реформа, а не деноминация, как это произойдет в 1961 г. И здесь уместно напомнить, что новые деньги (сталинские), поступившие в обращение в результате четвертой денежной реформы со времени появления в России в 1769 г. бумажных денег, просуществуют в обращении самый короткий срок (всего 14 лет).

В обращение были введены билеты Государственного банка СССР номиналами в 10, 25, 50 и 100 руб. и Государственные казначейские билеты СССР в 1, 3, 5 руб. Выводилась 30-рублевая купюра. Монеты обмену не подлежали и продолжали ходить в обращении по своей номинальной стоимости. Это означало, что реформа не затрагивала основ денежной системы и сохранила структуру денежного обращения, сложившуюся после реформы Г.Я. Сокольникова в начале двадцатых годов. Размер купюр был разным, зависел от номинала, ассигнации были неудобны, чтобы положить их в карман или кошелек, купюры нужно было свернуть в несколько раз. Как это всегда бывало в истории денег, в народе их иронично прозвали «сталинскими портянками» (для сравнения: «катень-ки», «керенки»).

Важнейшей особенностью реформы являлось то, что заработная плата, пенсии, стипендии, доходы колхозов и колхозников от сдачи продукции государству, другие трудовые доходы всех слоев населения оставались без изменений и продолжали выплачиваться новыми деньгами в прежних размерах. В инструкции Министерства финансов СССР о порядке проведения денежной реформы указывалось, что все государственные, кооперативные и общественные предприятия, учреждения и организации обязаны выплатить заработную плату и другие доходы повсеместно на территории СССР новыми деньгами в течение 16, 17, 18, 19 и 20 декабря 1947 г. Директор Минусинского торга А. Побежимов отмечал, что: «В магазинах устанавливаются единые розничные цены. В связи со снижением высоких коммерческих цен увеличивается реальная зарплата рабочих и служащих и повышается покупательная сила денег» [9]. Другими словами, происходило реальное повышение доходов трудящихся.

Для обмена старых денег на новые в районах края были образованы специальные обменные пункты. Госбанк денежные суммы на заработную плату в новых купюрах выдавал по специально утвержденному графику. Новые деньги можно было получить и в магазинах на сдачу. Практически на всех пунктах 16, 17 декабря 1947 г. и в последующие дни очередей не было. В Кировском районе Красноярска два выплатных

пункта работали до 16 часов, очередей по обмену денег не было. Покупатели предпочитали использовать старые деньги в магазинах. Да и менять, собственно, было нечего. Петрова Н., домохозяйка, на это выразилась коротко: «Новые деньги могут пропасть так же, как это было в 1922 году» [10]. На предприятиях города и края проводились собрания рабочих и служащих, колхозников, на которых пропагандисты, инструкторы райком партии и комсомола разъясняли постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП(б).

На таких собраниях давали слово для выступления и представителям трудовых коллективов. Как правило, трудящиеся благодарили партию, правительство и лично товарища Сталина за проявленную заботу, отмену карточек. Например, работница мясокомбината в Красноярске Комарова К., выступая на митинге, заявила, что она от всей души приветствует денежную реформу и отмену карточек, так как для простого рабочего это большая радость. «Если раньше рабочий на базаре почти ничего не мог купить из-за дороговизны, - говорила женщина, - то теперь после реформы и отмены карточек, будет по-другому. Теперь, после установления твердых денег, цены понизятся, трудовой народ вдосталь будет обеспечен» [11].

16 и 17 декабря 1947 г. все работники Кировского райкома партии находились в организациях, торговых точках и сразу же старались устранять недостатки продажи товаров и продуктов без карточек. Об обмене денег речи практически не шло, главное - свободная торговля. В эти дни оживленная торговля шла во всех районах Красноярска. Людям было интересно понять новые деньги, любопытно, что и в каком количестве можно на них купить. Например, 16 декабря дневная выручка в Осо-бунивермаге составила 46 тыс. руб. старыми и 85 тыс. руб. - новыми деньгами. Один из покупателей за велосипед стоимостью 20 тыс. руб. заплатил новыми деньгами всего 2 тыс. руб. и долго этому удивлялся [12].

Реформа готовилась в строжайшем секрете, но слухи о ней просочились в народ и вызвали совершенно разные мнения и действия. Весной и летом 1947 г. сберкассы работали в обычном режиме. Но уже в третьем квартале из-за слухов рост денежных вкладов увеличился в целом по стране только на 95 млн руб. Волнение усиливалось, осенью, боясь конфискаций, вкладчики стали спешно снимать деньги с вкладов и обращать их в товары и ценности. Для обеспечения одновременности проведения реформы в союзные республики, края и области на имя руководителей, первых лиц были направлены из Москвы пакеты с пометкой «вскрыть по получении особого распоряжения». Разумеется, часть пакетов была вскрыта раньше, произошла утечка информации.

Бюро Красноярского крайкома ВКП(б) на заседании 23 декабря 1947 г. с повесткой «Об итогах работы торговых организаций и отделов рабочего снабжения (ОРС) края за первую пятидневку торговли без кар-

точек» рассмотрело и вопрос о разглашении государственной тайны в Ачинском районном отделе МВД. Руководящий партийный орган отметил, что проверив сигналы о разглашении государственной тайны, выражавшейся в преждевременном вскрытии начальником Ачинского райотдела т. Карпенко правительственного пакета с надписью «не вскрывать до особого распоряжения», установил, что условия обмена денежных знаков были использованы в личных корыстных целях. 14 декабря он сдал в сберкассу четыре сберегательные книжки на общую сумму в 14 тыс. руб. (три книжки по 3 тыс. и одна - на 5 тыс. руб.). Кроме того, начальник райотдела МВД инструкцию по обмену денег передал Ачинскому отделению госбанка и районным сберкассам ранее установленного срока. Немедленного наказания не последовало, по крайней мере, по партийной дисциплине. Было поручено рассмотреть этот факт военному прокурору войск МВД Красноярского края, результаты доложить крайкому партии [13]. Возможно, не такое уж большое преступление, все равно богатых вкладчиков в сберегательных кассах было мизерное число. Повлиять на проведение денежной реформы они были не в состоянии.

К 23 декабря 1947 г. обмен денег был завершен почти на всей территории Красноярского края, за исключением северных районов Туры и Игарки. Вырученные деньги были сданы в отделения Госбанка своевременно и зачислены на расчетные счета в новой номинации [14].

В исторической литературе проводится мысль характеризовать эту денежную реформу как конфискационную (принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства части имущества частного лица). Согласиться с таким определением, хотя бы по отношению к Красноярскому краю, трудно. Да, реформа сжимала наличную денежную массу в 10 раз, но и покупательная способность рубля укреплялась примерно в такой же пропорции при сохранении прежних размеров заработной платы. В наиболее сложные условия были поставлены вкладчики сберкасс с суммами на вкладах больше 3 тысяч. Но как показывают архивные документы, в Красноярском крае людей, хранивших свои доходы на сберегательных книжках, было не много, и денег не богато. Например, в Центральном районе Красноярска в сберкассе № 2449 на 1 января 1948 г. числился 121 счет, с общей суммой денег (новых) 414 528 руб. В Туруханском районе в сберкассе № 2399 было открыто на это же время 32 личных счета, на которых было 112 270 руб. [15]. Другими словами, отнимать было нечего, а наличные деньги стали более твердыми, возросла их покупательная способность, а, следовательно, и материальное положение людей.

И совсем уже неожиданное. Реформа не осталась незамеченной за рубежом. «Красноярский рабочий» перепечатал 9 января 1948 г. заметку московского корреспондента газеты «Чикаго сан» А. Кедрика о проведении денежной реформы в СССР. Рассказав об условиях обмена де-

нег, автор заключает, что эта неделя в СССР означает конец золотого или, по крайней мере, позолоченного века для многих пребывающих в Москве резидентов. До реформы некоторые иностранцы пользовались рублями, полученными из нелегальных источников. Учитывая высокие коммерческие цены, они спекулировали привезенными с собой ювелирными изделиями, чулками, одеждой, мебелью, даже автомобилями. Такая прибыльная практика, по мнению автора, закончилась с отменой карточек, снижением цен и введением в обращение новых денег [16].

Денежная реформа, проведенная скоростными темпами, привела к тому, что деньги после шестилетнего перерыва вернули себе экономическое содержание и вновь встали выполнять свойственные им функции как средство обращения, меры стоимости, платежа и сбережения.

Литература

1. В память о Великом Подвиге: факты в цифрах / Отдел маркетинга Красноярскстата. Красноярск, 2015. С. 11.

2. История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 10 // М.: Наука, 1973. С. 111-112.

3. Кутявина НА. Денежные реформы в России. Ч. 2. Иркутск, 1995.

с. з°.

4. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М., 1968. С. 460.

5. Русский рубль. Два века истории. XIX-XX вв. М.: Прогресс-Академия, 1994. 336 с.; Петренко ВА. О необходимости и результатах денежной реформы 1947 года в Советском Союзе // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2018. -№ 43; Ломшин ВА. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы // Регионология. 2010. № 2; Коробков И.В. Экономическая реформа 1947 г. в СССР: проблемы свободной торговли // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4; Пашина В., Фе-дорченко В.И. Проблемы подготовки экономической реформы 1947 г. (на материалах Красноярского края) // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018. № 4; Косяченко Г. Советская денежная реформа // Плановое хозяйство. 1948. № 1; Чудное ИА. Денежная реформа 1947 г. в контексте советской денежно-кредитной политики 1930-1950-х годов. Кемерово: Изд-во Кузбас. гос. техн. ун-та, 2002. 318 с.

6. ГАКК. Ф. П-26. Оп. 19. Д. 44. Л. 23.

7. Там же. Л. 24.

8. Красноярский рабочий. 1948. 9 янв.

9. Красноярский рабочий. 1947. 16 дек.

1°. ГАКК. Ф. П-17. Оп. 1. Д. 1255. Л. 14.

11. ГАКК. Ф. П-17. Оп. 1. Д. 1255. Л. 3.

12. Там же. Л. 9.

13. ГАКК. Ф. П-26. Оп. 19. Д. 44. Л. 43.

14. ГАКК. Ф. П-26. Оп. 19. Д. 577. Л. 1 об.

15. ГАКК. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 213. Л. 136; Д. 202. Л. 103.

Literatura

1. V pamjat' o Velikom Podvige: fakty v eifrah / Otdel marketinga Krasnojarskstata. Krasnojarsk, 2015. S. 11.

2. Istorija SSSR s drevnejshih vremen do nashih dnej. T. 10 // M.: Nauka, 1973. S. 111-112.

3. Kutjavina NA. Denezhnye reformy v Rossii. Ch. 2. Irkutsk, 1995. S. 30.

4. Reshenija partii i pravitel'stva po hozjajstvennym voprosam. T. 3. M., 1968. S. 460.

5. Russkij rubl'. Dva veka istorii. XIX-XX vv. M.: Progress-Akademija, 1994. 336 s.; Petrenko VA. O neobhodimosti i rezul'tatah denezhnoj reformy 1947 goda v Sovetskom Sojuze // Vestnik Kamehatskogo gosudarstvennogo tehnieheskogo universiteta. - 2018. - № 43; Lom-shin VA. Denezhnaja reforma 1947 g. i otmena kartoehnoj sistemy // Regionologija. 2010. № 2; Korobkov I.V. Jekonomieheskaja reforma 1947 g. v SSSR: problemy svobodnoj torgovli // Istorieheskaja i soeial'no-obrazovatel'naja mysl'. 2012. № 4; Pashina V., Fedorchenko V.I. Problemy podgotovki jekonomieheskoj reformy 1947 g. (na materialah Krasnojarskogo kraja) // Soeial'no-jekonomieheskij i gumanitarnyj zhurnal Krasnojarskogo GAU. 2018. № 4; Kosjachenko G. Sovetskaja denezhnaja reforma // Planovoe hozjajstvo. 1948. № 1; Chudnov IA. Denezhnaja reforma 1947 g. v kontekste sovetskoj denezhno-kreditnoj politiki 1930-1950-h godov. Kemerovo: Izd-vo Kuzbas. gos. tehn. un-ta, 2002. 318 s.

6. GAKK. F. P-26. Op. 19. D. 44. L. 23.

7. Tam zhe. L. 24.

8. Krasnojarskij raboehij. 1948. 9 janv.

9. Krasnojarskij raboehij. 1947. 16 dek.

10. GAKK. F. P-17. Op. 1. D. 1255. L. 14.

11. GAKK. F. P-17. Op. 1. D. 1255. L. 3.

12. Tam zhe. L. 9.

13. GAKK. F. P-26. Op. 19. D. 44. L. 43.

14. GAKK. F. P-26. Op. 19. D. 577. L. 1 ob.

15. GAKK. F. R-1381. Op. 1. D. 213. L. 136; D. 202. L. 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.