Научная статья на тему 'Проблемы подготовки экономической реформы 1947 г. По отмене карточной системы в СССР'

Проблемы подготовки экономической реформы 1947 г. По отмене карточной системы в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
634
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ТОРГОВЛЯ / КАРТОЧНАЯ СИСТЕМА / ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ / SOVIET TRADE / RATIONING / THE POSTWAR PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коробков И. В.

Современная историография подвергает пересмотру некоторые аспекты послевоенной социально-экономической истории СССР. В работе рассмотрены проблемы подготовки экономической реформы 1947 г. по отмене карточной системы. Правительство СССР разработало комплекс мер для подготовки будущей реформы. Была восстановлена торговая сеть, стабилизированы цены. Однако в ходе непосредственного перехода к свободной торговле обозначились серьёзные проблемы. На местах вскрывались многочисленные факты нарушения законности. Не соблюдались установленные сроки переоценки и инвентаризации товаров. За работой государственных комиссий не был налажен должный контроль. В результате установленный правительством порядок переучёта товаров нарушался. Работа торговой сети в первые дни бескарточной торговли оказалась блокированной. Показано, что злоупотребления не были единичными, а носили массовый характер. Это затрудняло переход от карточной системы, введённой в годы войны, к свободной торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of preparation of economic reform in the Soviet Union in 1947 on the abolition of rationing

Modern historiography exposes review some aspects of post-war economic history of the Soviet Union.The paper discusses the problem of preparation of economic reform in 1947 to abolish the rationing system.The Soviet Government has developed a package of measures to prepare for future reform.Was re-established distribution network, stabilized prices. However, during the immediate transition to free trade occurred as a serious problem. On the ground, were opened numerous violations of the law. Not being adhered to on time re-evaluation and inventory of goods. The work of state commissions there has not been proper control. As a result, the established order of government rediscount goods violated. The work of the trade network in the early days of the free trade area was blocked. It is shown that the abuse was not isolated, but were widespread. This is a difficult transition from rationing imposed during the war, to free trade.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки экономической реформы 1947 г. По отмене карточной системы в СССР»

УДК-

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1947 Г. ПО ОТМЕНЕ

КАРТОЧНОЙ СИСТЕМЫ В СССР.

И.В.Коробков

Современная историография подвергает пересмотру некоторые аспекты послевоенной социальноэкономической истории СССР. В работе рассмотрены проблемы подготовки экономической реформы 1947 г. по отмене карточной системы. Правительство СССР разработало комплекс мер для подготовки будущей реформы. Была восстановлена торговая сеть, стабилизированы цены. Однако в ходе непосредственного перехода к свободной торговле обозначились серьёзные проблемы. На местах вскрывались многочисленные факты нарушения законности. Не соблюдались установленные сроки переоценки и инвентаризации товаров. За работой государственных комиссий не был налажен должный контроль. В результате установленный правительством порядок переучёта товаров нарушался. Работа торговой сети в первые дни бескарточной торговли оказалась блокированной. Показано, что злоупотребления не были единичными, а носили массовый характер. Это затрудняло переход от карточной системы, введённой в годы войны, к свободной торговле. Ключевые слова: Советская торговля, карточная система, послевоенное время.

Послевоенные годы для миллионов советских людей были временем ожидания стабильности, спокойствия и благополучия. Свои надежды люди связывали с верой в светлое будущее, а победоносное окончание войны и переход к мирному созидательному труду, казалось, создали все условия для быстрого преодоления социально-экономических проблем. Советский народ ожидал скорого улучшения жизни и, прежде всего, люди ожидали скорой отмены карточной системы, введения свободной, развёрнутой торговли в стране. Уже более шести лет (с 1941 по 1947 год) действовала карточная система на продовольственные товары, и чуть меньше - на промышленные; страна жила в ожидании скорых перемен. Кроме того, в глазах правительства отмена карточной системы была призвана решить важные политические задачи - продемонстрировать гражданам СССР и всему миру преимущества социалистической системы над капиталистической в решении острых социально-экономических проблем. В этой связи была развёрнута широкая пропагандистская работа по поводу будущей реформы, в ходе которой особенно подчёркивалось, что Советский Союз первым из стран - участников Второй мировой войны переходит от нормированного снабжения к свободной торговле [1, с.460-467].

В советской историографии закрепилось мнение о том, что экономическая реформа 1947 г. была правильно спланирована и успешно проведена; она принесла широкие материальные выгоды трудящимся, а главный удар был нанесён по спекулятивным элементам, наживавшимся незаконным путём в годы войны [2, с. 153-155]. Современные исследователи послевоенной истории СССР подвергают пересмотру некоторые аспекты реформы 1947 г. Так, И.А.Чуднов приходит к выводу, что с переходом к свободной торговле в 1947 г. социальная дифференциация в снабжении не только не исчезла, а, напротив, значительно углубилась [3, с.170]. Кроме того, им сделан вывод о том, что на реальный сектор экономики денежная реформа 1947 г. повлияла очень незначительно, ибо уже с начала 1948 г. денежная масса стала быстро нарастать, опережая рост товарной массы. Е.В.Австрийсков на примере областей Нижнего Поволжья РСФСР (Саратовской, Волгоградской и Астраханской) проследил изменение динамики снабжения населения продовольственными и промышленными товарами с 1945 по 1953 гг., в том числе и в связи с реформой по отмене карточной системы в 1947 г.[4, с.108]. Однако изучению вопросов подготовки экономической

реформы 1947 г. на местах пока уделено незначительное внимание. С какими же проблемами пришлось столкнуться в ходе подготовки реформы 1947 года? Каким образом выполнялись постановления правительства СССР на местах, вдали от столицы? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо рассмотреть процесс подготовки реформы по отмене карточной системы, причём не только в столице, но и в других уголках страны.

Для этого обратимся к архивному материалу государственных контролирующих органов (Группы Госконтроля за деятельностью учреждений торговли), хранящемуся в Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ. Ф.8300. Оп.22). Указанная опись содержит документацию Группы государственного контроля за деятельностью учреждений торговли за период с октября 1940 г. по ноябрь 1956 г. Группа контролировала Министерство торговли СССР: проверяла хозяйственную деятельность предприятий государственной, кооперативной торговли, отслеживала организацию и ход колхозной торговли и т.д. В дни проведения реформы 1947 г. группа проводила масштабные проверки проведения реформы, хода торговли без карточек. Выявленные нарушения фиксировались

и в обобщённом виде представлялись в качестве докладов руководству страны [5, с.1-337]. Проверки проводились не только в Москве, но и в большинстве столиц союзных республик, а также в ряде крупных промышленных центров страны. Таким образом, основным источником в ходе нашего исследования выступают материалы Госконтроля СССР. Кроме того, в работе использованы сборники документов советского периода, а также справочный материал статистических ежегодников.

Чтобы перейти от нормированного снабжения по карточкам к развёрнутой торговле необходимо было в кратчайшие сроки восстановить розничную торговую сеть. С этой целью за два года (1946-1947 гг.) удалось ввести в строй новых 100 000 единиц магазинов и палаток (61 200 магазинов и 39 000 палаток). Государственная и кооперативная торговая сеть возросла примерно на 40% [6, с.137] . При этом в городах и посёлках городского типа число торговых предприятий увеличилось за эти годы на 70 000, или более чем на 70% [6, с.138]. Если в целом по стране численность торговых предприятий к концу 1947 г. была меньше довоенной ещё на 15%, то в городах к этому времени она уже превысила довоенную на 10% [6, с.138].

С целью создания условий для перехода к единым розничным ценам в течение 1946 г. в коммерческой торговле (система коммерческой торговли была введена для бескарточной торговли по более высоким ценам в 1944 г.) дважды были значительно снижены цены на основные продовольственные товары. На мясо цены были снижены почти в два раза, на сахар - в три раза, на масло животное - на 34%, рыбные товары - на 64% [7, с.154]. На непродовольственные товары цены в среднем были снижены на 37% [7, с.155]. Это мероприятие было тем более эффективным, что в

1946 г. оборот коммерческой торговли вырос почти в четыре раза по сравнению с оборотом в 1945 г. Наряду со снижением коммерческих цен в августе-сентябре 1946 г. были повышены государственные розничные цены на нормированные продовольственные товары, причём это повышение было частично компенсировано увеличением заработной платы низко- и среднеоплачиваемым категориям рабочих и служащих.

Важнейшими мероприятиями в области послевоенной перестройки народного хозяйства явились денежная реформа и одновременная отмена карточек на продовольственные и промышленные товары, осуществлённые на основе Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. [1, с.465]. В постановлении говорилось, что к концу войны денежная масса в обращении примерно в 4 раза превышала её довоенную величину [8, с.214]. Между тем, физический объём товарооборота в СССР сократился в несколько раз и в 1945 г. составил лишь 42% по отношению к уровню 1940 г.[8, с.215]. Таким образом, в народном хозяйстве СССР сложилась огромная диспропорция между товарной и денежной массой, что приводило к росту цен (пример колхозного рынка), с одной стороны, и нехватке товаров народного потребления, с другой. Нарушение нормального денежного обращения создавало преувеличенный спрос на товары, облегчало возможность спекуляции и в конечном итоге препятствовало отмене карточной системы. Кроме того указывалось, что в период войны на временно захваченной советской территории оккупанты выпускали в большом количестве фальшивые деньги, что сильно засоряло денежное обращение в стране. Между тем, И.А. Чуднов ставит под сомнение официальные данные о росте денежной массы и рыночных розничных цен за годы войны. Он указал на то, что объявление о таких размерах денежной массы, а также о фальшивых деньгах и засилье спекулянтов, нужны были для того, чтобы убедительно аргументировать необходимость проведения денежной реформы в 1947 г[9, с.54]. Реальный рост денежной массы в СССР за годы войны, по его обоснованному статистическими материалами мнению, составил 2,4 - 2,6 раза (значительно меньше, чем в большинстве европейских стран) и эти показатели в целом не угрожали существованию кредитно-денежной системы страны.

В ходе подготовки и проведения реформы 1947 г. на местах правоохранительные органы раскрыли несколько тысяч преступлений, связанных с денежной реформой и отменой карточек в

1947 г. На 15 января 1948 г. в РСФСР было возбуждено 2484 уголовных дела, привлечено к ответственности 4261 человек (2720 - по денежной реформе и 1291 - по отмене карточек) [10, с.224]. Из них работники торговли - 2052 человека, сберкасс - 1961 человек, отделений Госбанка - 203 человека, финансовых органов - 136 человек. Среди них: один министр финансов АССР, четыре заместителя начальников облфинотделов, семь начальников областных управлений сберкасс [10, с.223].

Переход к бескарточной торговле подразумевал введение единой системы цен, в этой связи предстояло произвести общегосударственную инвентаризацию и переоценку товаров с учётом их новой стоимости. Об этом говорилось в постановлении Совета Министров СССР от 25 ноября 1947 г. «О проведении инвентаризации и переоценки товаров в связи с отменой карточной системы» [5,

с.337]. Постановление правительства определяло порядок формирования инвентаризационных комиссий, причём подчёркивалось, что в состав комиссий по инвентаризации и переоценке продовольственных и промышленных товаров в городской розничной торговой сети должны входить представители исполкомов местных советов депутатов трудящихся. Однако, вопреки правительственным установкам этот порядок как правило не соблюдался: инвентаризационные комиссии работали без участия местных исполкомов [5, с.336]. Даже в Москве во многих комиссиях, проводивших инвентаризацию и переоценку товаров в коммерческой торговой сети в ночь с 14 на 15 декабря, не было представителей местных райисполкомов. Такие факты были выявлены в предприятиях Москворецкого и Таганского промторгов, Горпромторга, Щербаковского пищеторга, в фирменных магазинах Главтабака и других магазинах столицы [11, с.12]. В г. Иваново в девяти магазинах Горпромторга в течение 6 часов инвентаризация и переоценка товаров производились без участия представителей райисполкомов. Лишь после обращения государственных контроллёров в Ивановский Облисполком в магазины были направлены представители райсоветов[11, с.20]. В 17 торговых предприятиях Брянского городского торга при переучёте и переоценке товаров представители местных Советов депутатов трудящихся участия не принимали [12, с.146]. В 7 коммерческих предприятиях этого торга переучёт товаров произведён не 14 декабря, как это следовало сделать, а 15 декабря, причём на этот день было продано товаров на 47 500 руб. [12,

с.147].

При проведении инвентаризации и переоценки товаров допускались и другие грубые нарушения. В г. Киеве, например, на торговой базе Кагановичского райпищеторга инвентаризация фактически не проводилась[13, с.323]. В инвентаризационную опись в графе «фактические остатки» были внесены остатки товаров, зафиксированные записями товароведческих книг. На базе Ленинского райпищеторга г. Киева инвентаризация товаров к 12 ч. дня 16 декабря ещё не была начата, тогда как её следовало закончить к утру 16 декабря [13, с.324]. В ряде торговых предприятий г. Ленинграда описи товаров составлялись на клочках бумаги, а затем уже переписывались в инвентаризационную ведомость, что также считалось нарушением установленного порядка [13, с.325]. В ходе проверки результатов общегосударственного переучёта и переоценки товаров на 16 декабря 1947 г. в организациях государственной торговли Воронежской, Брянской, Тульской и Молотовской областей было установлено, что Облторготделы перечисленных территорий при подготовке торговой сети к развёрнутой бескарточной торговле не осуществляли должного контроля за выполнением важнейших мероприятий Правительства по этому вопросу [12, с.143]. В результате, запланированные сроки общегосударственного переучёта и переоценки товаров не соблюдались; в ряде торговых организаций, вместо накопления товаров допускалось разбазаривание их. Отдельные работники магазинов, пользуясь служебным положением, вкладывали личные деньги в торговую выручку, скрывая наличие товаров от переучёта[12, с.147]. Так, в Воронежской и Брянской областях не был осуществлён учёт наличия водочных и табачных изделий на 14 декабря 1947 г. и не установлен лимит торговли этими изделиями. В результате, вместо накопления, отдельные торговые организации в течение 14 и 15 декабря 1947 г. продавали водку и табачные изделия без ограничений, тогда как это категорически воспрещалось делать [12, с.146]. Только в проверенных торговых предприятиях Лискинского, Россошанского, Усманского отделений Воронежского облторга, Лискинского ОРСа ДНЗ и трёх предприятий Воронежского треста столовых, которые торговали, главным образом, вино-водочными и табачными изделиями, выручка за 15 декабря составила 984 400 руб. против 303 000 руб. за 13 декабря [12, с.147]. Выручка 11 торговых предприятий Брянского горторга за 14 и 15 декабря 1947 г. составила 695 500 руб., в том числе от реализации вино-водочных и табачных изделий - 393 700 руб., тогда как вся выручка по этим предприятиям за 13 декабря 1947 г. выразилась в сумме 167 500 руб.[12, с.147]. В Брянской области не удалось создать запасов продовольственных товаров для развёрнутой бескарточной торговли. Имевшиеся в коммерческой торговой сети в наличие на 2 декабря 1947 г. крупа, мука, кондитерские изделия и другие товары, вместо обращения их в запас были распроданы[12, с.148]. Кроме того, за период с 1 по 14 декабря

1947 г. было отпущено с торговых баз и продано через коммерческую сеть продовольственных товаров, предназначенных для бескарточной торговли на 120 700 руб.[12, с.148]. В кладовой промкомбината Челябинского горпромторга не было проинвентаризовано и переоценено 12 283 м хлопчатобумажных тканей. В швейном цехе этого промкомбината переучёту не было подвергнуто 934 м тканей, 315 катушек ниток и 13 меховых воротников. Всего таким путём не было переоценено товаров на 55 210 руб.[12, с.149]. Стоимость этих товаров по новым ценам исчислялась в 149 400 руб. При проведении инвентаризации в магазине №9 Тульского Особунивермага в акт не было внесено 41 м крепармюра на сумму 5 137 руб.[12, с.150].

Итак, подведём некоторые итоги. В процессе подготовки реформы 1947 г. по отмене карточной системы в СССР обнажились острые проблемы в практическом воплощении правительственных установок. На местах были допущены многочисленные нарушения при переоценке товаров в торговой сети. Несмотря на правительственную установку о прямом участии в общегосударственной инвентаризации представителей местных райисполкомов, значительная часть инвентаризационных комиссий функционировала без их участия. Многие торговые базы по этой причине фактическую инвентаризацию не производили, а лишь переписывали в опись остатки по сведениям записей товароведческих книг. Помимо этих нарушений повсеместно не соблюдались установленные сроки переучёта и переоценки товаров, что блокировало работу торговой сети: население в панике хлынуло в магазины в надежде приобрести товары за старые деньги, а в это время магазины сплошь оказались закрытыми на инвентаризацию. Часто вместо накопления товаров в торговой сети допускались расхищение и незаконная распродажа их сотрудниками и руководством торговых предприятий, а также другими лицами. Таким образом, уже на данной стадии реализация реформы встретила серьёзные затруднения. Вскрывались многочисленные факты припрятывания товаров, нарушений правил торговли. Широкое распространение получило вкладывание личных сбережений сотрудников в торговую выручку предприятия с целью их сохранения при обмене. Характерно, что такие нарушения не являлись единичными, а носили массовый характер.

Modern historiography exposes review some aspects of post-war economic history of the Soviet Union. The paper discusses the problem of preparation of economic reform in 1947 to abolish the rationing system. The Soviet Government has developed a package of measures to prepare for future reform. Was re-established distribution network, stabilized prices. However, during the immediate transition to free trade occurred as a serious problem. On the ground, were opened numerous violations of the law. Not being adhered to on time re-evaluation and inventory of goods. The work of state commissions there has not been proper control. As a result, the established order of government rediscount goods violated. The work of the trade network in the early days of the free trade area was blocked. It is shown that the abuse was not isolated, but were widespread. This is a difficult transition from rationing imposed during the war, to free trade.

The key words: Soviet trade, rationing, the postwar period.

Список литературы

1. Решения Партии и Правительства по хозяйственным вопросам. Сб. док. в 5 томах (19171967 гг.). Т. 3. М., 1968. 751 с.

2. История социалистической экономики СССР в 7 томах. Т. 6. (1946-1960 гг.). М., 1980. 589

с.

3. Чуднов И.А. Теория и практика денежных реформ в СССР. Дисс. докт. экон. наук. СПб., 2005. 245 с.

4. Австрийсков Е.В. Снабжение населения Нижнего Поволжья продовольственными и промышленными товарами в послевоенные годы: май 1945 - март 1953 гг. Дисс. канд. ист. наук. Волгоград, 2008. 180 с.

5. Материалы проверки правильности проведения инвентаризации и переоценки товаров, а так же организации торговли без карточек за 1947-1948 гг. ГАРФ. Ф. Р-8300. Оп. 22. Д. 155. Л. 1-337.

6. Советская торговля в 1956 г. Статистический сборник. М., 1957. 265 с.

7. Советская торговля за 30 лет (1917-1947). М., 1947. 420 с.

8. История народного хозяйства СССР (1917-1959 гг.). М., 1960. 568 с.

9. Чуднов И.А. Денежная реформа 1947 г. в контексте советской денежно-кредитной политики. Кемерово, 2002. 243 с.

10. Докладные записки прокуратур областей РСФСР о выполнении постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 37. Д. 4217. Л. 1224.

11. Материалы проверки правильности проведения инвентаризации и переоценки товаров в магазинах №№2, 33, 20 и филиале №4 Московско-Щербаковского Универмага Главособунивермага. ГАРФ. Ф. Р-8300. Оп. 22. Д. 156. Л. 1-22.

12. Докладная записка Министра государственного контроля РСФСР Васильева Н.А. от 3 апреля 1948 г. №17/932 Министру государственного контроля СССР Мехлису Л.З. «О результатах проверки переучёта и переоценки товаров в торговых организациях Воронежской, Брянской областей и г. Челябинска». ГАРФ. Ф. Р-8300. Оп. 22. Д. 162-а. Л. 1-146.

13. Докладная записка Министра государственного контроля СССР Мехлиса Л.З. №560/1 от

18 декабря 1947 г. «О результатах проверки правильности инвентаризации и переоценки товаров, а также организации торговли без карточек». ГАРФ. Ф. Р-8300. Оп. 22. Д. 155. Л. 1-337.

Об авторе

Коробков Игорь Витальевич. Аспирант Брянского Государственного Университета им. ак. И.Г.Петровского. 07.00.02 Отечественная история. Брянск, ул. Луначарского, 26. Тел: 8-920-600-2252. E-mail: korobkigor@yandex.ru

The problems of preparation of economic reform in the Soviet Union in 1947 on the abolition of rationing. Korobkov I.V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.