Научная статья на тему 'Отечественная денежная реформа 1947 г. : основы социологического исследования'

Отечественная денежная реформа 1947 г. : основы социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / REFORM / ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА / MONETARY REFORM / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ / THE SOCIO-ECONOMIC NEED FOR REFORM / НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ / THE NEED FOR MONETARY REFORM / ОСНОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ / THE SOCIAL CONSEQUENCES OF MONETARY REFORM / THE FOUNDATIONS OF MONETARY REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапшов В. А.

В статье представлены теоретические основы социологического исследования отечественной денежной реформы 1947 г., которую можно рассматривать как основной этап послевоенного восстановления финансовой системы страны. Главной темой статьи является социологический анализ обоснования социально-экономической необходимости денежной реформы, которая включает в себя: наличие огромной избыточной массы денег в обращении; сосредоточение значительных сумм денежной наличности у небольшой части населения, причем в образовании этой наличности существенную роль играли доходы спекулятивного, а иногда и подчас нелегального, характера; временные сроки проведения реформы. Автор обосновывает социально-экономические потребности реорганизации всей денежной системы Советского Союза того времени, главной из них являлась отмена карточной системы. Также было необходимо обеспечить восстановление довоенного уровня потребления и устранить нарушения баланса народного хозяйства, возникшие в годы военного времени; изменить значительное соотношение систематического превышения доходов бюджета над его расходами для предотвращения эмиссии в обстановке повышающихся кредитных вложений Госбанка и создания финансовых резервов в условиях последовательного снижения розничных цен. Характерной чертой мероприятий по ликвидации последствий войны в области денежного обращения явилось непосредственное единство мероприятий в области денежного обращения и розничного товарооборота. В статье исследуется процесс решения задачи по ликвидации излишка денег в обращении и карточной системы распределения продуктов, а также повышения покупательной силы денег и восстановления полноценности советского рубля. Это можно было осуществить двумя основными путями. Во-первых, путем постепенного изъятия излишка денег из обращения посредством высоких цен коммерческой торговли и постепенного снижения уровня этих цен в соответствии с увеличением товарных фондов и розничного товарооборота. Во-вторых, путем осуществления денежной реформы, т. е. единовременного изъятия денежных излишков из обращения. Методом такого изъятия мог быть обмен старых денег на новые с определенным ограничением. Автор анализирует причины выбора в пользу денежной реформы и ее преимущества: более быстрые темпы приведения денежной массы в соответствие с требованиями хозяйственного оборота; принудительное изъятие денежных накоплений у лиц, незаконно нажившихся в годы войны; сокращение денежной массы до заранее заданных размеров; неизбежные потери для населения при проведении реформы фактически переложены на держателей значительных денежных средств (спекулянтов). Далее исследуются социально-экономические основания денежной реформы и ее общественные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic monetary reform of 1947: bases of sociological research

The theoretical foundations of the sociological study of the domestic monetary reform of 1947 are presented in the article, which can be considered as the main stage of the postwar reconstruction of the country’s financial system. The main topic of the article is a sociological analysis of the rationale for the social and economic necessity of monetary reform, which includes: the presence of a huge excess of money in circulation; the concentration of significant amounts of cash in a small part of the population, and in the formation of this cash an important role was played by incomes of a speculative and sometimes sometimes illegal nature; the time frame for the reform. The author substantiates the socio-economic needs of the reorganization of the entire monetary system of the Soviet Union at that time, the main one of which was the abolition of the card system. It was also necessary: to ensure the restoration of the pre-war level of consumption and eliminate violations of the balance of the national economy that arose during the war years; to change a significant proportion of the systematic excess of budget revenues over its expenditures to prevent emissions in the context of increasing state credit investments of the State Bank and the creation of financial reserves in the conditions of a consistent reduction in retail prices. A characteristic feature of measures to eliminate the consequences of the war in the sphere of monetary circulation was the direct unity of measures in the sphere of money circulation and retail turnover. The article examines the process of solving the problem of eliminating surplus money in circulation and the card distribution system of products, as well as increasing the purchasing power of money and restoring the usefulness of the Soviet ruble. This could be done in two main ways. Firstly, by gradually withdrawing excess money from circulation through high prices of commercial trade and a gradual reduction in the level of these prices in accordance with the increase in commodity funds and retail turnover. Secondly, through the implementation of monetary reform, that is a one-time withdrawal of cash surplus from circulation. The method of such withdrawal could be the exchange of old money for new ones with a certain restriction. The author analyzes the reasons for the choice in favor of monetary reform and its advantages: faster rates of bringing the money supply in line with the requirements of economic circulation; compulsory withdrawal of monetary savings from persons who illegally profited during the war; reduction of the money supply to pre-set sizes; inevitable losses for the population during the reform are actually transferred to holders of significant cash (speculators). Next, we study the socio-economic foundations of monetary reform and its social results.

Текст научной работы на тему «Отечественная денежная реформа 1947 г. : основы социологического исследования»

УДК 316.334.22

В. А. Лапшов

доктор социологических наук, профессор,

заведующий каф. социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-maiL: [email protected]

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 г.: ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье представлены теоретические основы социологического исследования отечественной денежной реформы 1947 г., которую можно рассматривать как основной этап послевоенного восстановления финансовой системы страны. Главной темой статьи является социологический анализ обоснования социально-экономической необходимости денежной реформы, которая включает в себя: наличие огромной избыточной массы денег в обращении; сосредоточение значительных сумм денежной наличности у небольшой части населения, причем в образовании этой наличности существенную роль играли доходы спекулятивного, а иногда и подчас нелегального, характера; временные сроки проведения реформы. Автор обосновывает социально-экономические потребности реорганизации всей денежной системы Советского Союза того времени, главной из них являлась отмена карточной системы. Также было необходимо обеспечить восстановление довоенного уровня потребления и устранить нарушения баланса народного хозяйства, возникшие в годы военного времени; изменить значительное соотношение систематического превышения доходов бюджета над его расходами для предотвращения эмиссии в обстановке повышающихся кредитных вложений Госбанка и создания финансовых резервов в условиях последовательного снижения розничных цен. Характерной чертой мероприятий по ликвидации последствий войны в области денежного обращения явилось непосредственное единство мероприятий в области денежного обращения и розничного товарооборота. В статье исследуется процесс решения задачи по ликвидации излишка денег в обращении и карточной системы распределения продуктов, а также повышения покупательной силы денег и восстановления полноценности советского рубля. Это можно было осуществить двумя основными путями. Во-первых, путем постепенного изъятия излишка денег из обращения посредством высоких цен коммерческой торговли и постепенного снижения уровня этих цен в соответствии с увеличением товарных фондов и розничного товарооборота. Во-вторых, путем осуществления денежной реформы, т. е. единовременного изъятия денежных излишков из обращения. Методом такого изъятия мог быть обмен старых денег на новые с определенным ограничением. Автор анализирует причины выбора в пользу денежной реформы и ее преимущества: более быстрые темпы приведения денежной массы в соответствие с требованиями хозяйственного оборота; принудительное изъятие денежных накоплений у лиц, незаконно нажившихся в годы войны; сокращение денежной массы до заранее заданных размеров; неизбежные потери для населения при проведении реформы фактически

переложены на держателей значительных денежных средств (спекулянтов). Далее исследуются социально-экономические основания денежной реформы и ее общественные результаты.

Ключевые слова: реформа; денежная реформа; социально-экономическая необходимость реформы; необходимость денежной реформы; основания денежной реформы; социальные последствия денежной реформы.

V. A. Lapshov

Doctor of Sociology (Dr.habiL.), Head of the Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]

DOMESTIC MONETARY REFORM OF 1947: BASES OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

The theoretical foundations of the sociological study of the domestic monetary reform of 1947 are presented in the article, which can be considered as the main stage of the postwar reconstruction of the country's financial system. The main topic of the article is a sociological analysis of the rationale for the social and economic necessity of monetary reform, which includes: the presence of a huge excess of money in circulation; the concentration of significant amounts of cash in a smaH part of the population, and in the formation of this cash an important role was played by incomes of a speculative and sometimes sometimes illegal nature; the time frame for the reform. The author substantiates the socio-economic needs of the reorganization of the entire monetary system of the Soviet Union at that time, the main one of which was the abolition of the card system. It was also necessary: to ensure the restoration of the pre-war level of consumption and eliminate violations of the balance of the national economy that arose during the war years; to change a significant proportion of the systematic excess of budget revenues over its expenditures to prevent emissions in the context of increasing state credit investments of the State Bank and the creation of financial reserves in the conditions of a consistent reduction in retail prices. A characteristic feature of measures to eliminate the consequences of the war in the sphere of monetary circulation was the direct unity of measures in the sphere of money circulation and retail turnover. The article examines the process of solving the problem of eliminating surplus money in circulation and the card distribution system of products, as weU as increasing the purchasing power of money and restoring the usefulness of the Soviet ruble. This could be done in two main ways. Firstly, by graduaHy withdrawing excess money from circulation through high prices of commercial trade and a gradual reduction in the level of these prices in accordance with the increase in commodity funds and retail turnover. Secondly, through the implementation of monetary reform, that is a one-time withdrawal of cash surplus from circulation. The method of such withdrawal could be the exchange of old money for new ones with a certain restriction. The author analyzes the reasons for the choice in favor of monetary reform and its advantages: faster rates of bringing

the money supply in Line with the requirements of economic circulation; compuLsory withdrawal of monetary savings from persons who iLLegaLLy profited during the war; reduction of the money suppLy to pre-set sizes; inevitable Losses for the population during the reform are actuaLLy transferred to hoLders of significant cash (speculators). Next, we study the socio-economic foundations of monetary reform and its sociaL resuLts.

Key words: reform; monetary reform; the socio-economic need for reform; the need for monetary reform; the foundations of monetary reform; the sociaL consequences of monetary reform.

В отечественной социологии понятие «реформа» рассматривается как преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. В 2017 г. исполнилось 70 лет проведения отечественной денежной реформы в декабре 1947 г., которая ознаменовала один из важнейших этапов послевоенного восстановления финансовой системы страны. Введение в оборот новых денег свидетельствовало о послевоенных возможностях нашей страны в организации оборота наличных денег на условиях пониженных единых цен государственной и кооперативной торговли, а также паритета рубля с иностранными валютами. Финансовой составляющей денежной реформы стал обмен денег по коэффициенту, позволившему снять ранее накопленный излишек денег, а также создать резервы для закрепления сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке.

Социально-экономическая необходимость реформы была обусловлена следующим:

- наличие огромной избыточной массы денег в обращении не позволяло перейти сразу после окончания войны к открытой советской торговле на основе действующих цен нормированного снабжения и препятствовало правильной организации распределения народного дохода и оплаты труда;

- значительные суммы денежной наличности были сосредоточены у небольшой части населения, причем в образовании этой наличности существенную роль играли доходы спекулятивного, а иногда и подчас нелегального, характера;

- рассасывание лишней денежной массы и, в частности, изъятие крупных денежных накоплений методами налоговой политики

и коммерческой торговли было затруднительно и потребовало бы весьма длительных сроков [РГАЭ, ф. 7733, оп. 36, д. 1574].

Опыт показывал, что возможности налогового вмешательства и коммерческой торговли по высоким ценам ограничены. В то же время резкое понижение коммерческих цен означало бы «перекачку» значительных товарных масс в распоряжение держателей денег. В соответствии с этим руководство страны исходило из того, что упорядочение условий денежного обращения на основе довоенных цен, т. е. методом дефляции, вряд ли будет целесообразно.

Необходимость денежной реформы обосновывалась также назревшими потребностями реорганизации всей денежной системы страны: отпала необходимость в разграничении эмиссии на банковскую и казначейскую, утратили свое значение различия в определении законной платежной силы, норм и порядка эмиссии банковских билетов и казначейской валюты; в условиях бездефицитного бюджета, эмиссионные планы выполнялись с большим превышением, оказывались необходимыми особые меры, в частности повышение цен государственно-кооперативной торговли; масштаб цен (без учета коммерческой и рыночной торговли) повысился примерно в 10 раз по сравнению с 1928 г. и в 15-20 раз по сравнению с 1913 г., поэтому возросло расхождение между покупательной силой валюты внутри страны и внешними валютными курсами [РГАЭ, ф. 7733, оп. 36, д. 1869].

С целью устранения этих недостатков необходимо было не только заменить обращающиеся денежные знаки новыми, но и усовершенствовать условия, порядок и нормы денежной эмиссии, перейти к пониженному масштабу цен.

Без ликвидации излишков денег нельзя было решить задачу отмены карточной системы в 1947 г., поскольку владельцы крупных денежных остатков могли бы скупать товары государственной и кооперативной торговли по пониженным ценам. Денежная реформа и была призвана ликвидировать излишек денег в обращении, изъять из обращения фальшивые деньги [РГАЭ, ф. 2324, оп. 28, д. 2097, л. 112-113].

Еще во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. началась подготовка к ликвидации ее последствий в области денежного обращения. Материальной предпосылкой такой ликвидации должно было явиться восстановление хозяйства и его перестройка с военных

на мирные условия работы, рост производства товаров личного потребления. Необходимо было обеспечить восстановление довоенного уровня потребления и устранить нарушения баланса народного хозяйства, возникшие в годы военного времени. Нужно было изменить значительное соотношение систематического превышения доходов бюджета над его расходами для предотвращения эмиссии в обстановке повышающихся кредитных вложений Госбанка и создания финансовых резервов в условиях последовательного снижения розничных цен. С этим также была органически связана отмена карточной системы и ликвидация множественности цен.

Решение задачи по ликвидации излишка денег в обращении и карточной системы распределения продуктов, а также повышения покупательной силы денег и восстановления полноценности советского рубля, было возможно осуществить двумя основными путями. Во-первых, путем постепенного изъятия излишка денег из обращения посредством высоких цен коммерческой торговли и постепенного снижения уровня этих цен в соответствии с увеличением товарных фондов и розничного товарооборота. Во-вторых, путем осуществления денежной реформы, т. е. единовременного изъятия денежных излишков из обращения. Методом такого изъятия мог явиться обмен старых денег на новые с определенным ограничением.

В основе обоих путей лежала органическая связь мероприятий в области денежного обращения с мероприятиями в области товарооборота. Одним из основных критериев для выбора того или другого пути проведения мероприятий в области денежного обращения являлось решение задачи наиболее быстрой ликвидации карточной системы снабжения, развертывания советской торговли, повышения покупательной силы денег и их полноценности и укрепления роли рубля во всем народном хозяйстве.

В условиях карточной системы и резкого отрыва рыночных цен от цен государственной торговли советский рубль стал неполноценным. Трудящиеся, получая заработную плату, не могли иметь за нее то количество материальных благ, которое вкладывалось государством в этот денежный эквивалент, в соответствии с социалистическим принципом распределения по труду, поскольку значительную часть своих денежных доходов были вынуждены реализовывать на рынке по взвинченным в несколько раз ценам. Колхозники, в свою

очередь, на получаемые ими денежные доходы от колхозов не могли покупать эквивалентное количество промтоваров по устойчивым государственным ценам, а были вынуждены также обращаться к рынку и покупать значительную часть необходимых товаров по очень высоким ценам неорганизованного рынка вещей. Таким образом, неполноценность советского рубля в военное время выражалось в том, что его покупательная способность определялась лишь частично товарными массами государства, выпускаемыми в оборот по плановым ценам, а в некоторой части определялась влиянием стихийных элементов неорганизованного рынка; тем самым и покупательная сила рубля значительно упала по сравнению с довоенным временем.

Мероприятия сентября 1946 г. по повышению цен на хлеб и некоторые другие продовольственные товары, отпускаемые по карточкам, при соответствующем установлении хлебной надбавки рабочим, служащим и пенсионерам были направлены к повышению полноценности рубля, поскольку в результате этого произошло серьезное сближение в уровне различных цен. Однако до денежной реформы и до отмены карточной системы невозможно было полностью ликвидировать разрыв в ценах и восстановить за рублем то содержание, которое закладывалось в него плановыми мероприятиями советского государства, и обеспечивать реализацию денежных доходов населения по ценам, планово определенным государством. Таким образом, характерной чертой мероприятий по ликвидации последствий войны в области денежного обращения явилось непосредственное единство мероприятий в области денежного обращения и розничного товарооборота. Социально оправданным и целесообразным был путь ликвидации последствий войны в области денежного обращения - путь денежной реформы, т. е. обмен с ограничением старых денег на новые при одновременном сближении уровня цен и отмене карточной системы снабжения.

Преимущества данного подхода сводились к следующему.

Во-первых, он предопределял более быстрые темпы приведения денежной массы в соответствие с требованиями хозяйственного оборота. Денежная реформа могла быть проведена единовременно, а момент ее мог быть выбран государством в зависимости от обеспечения баланса денежных доходов и расходов населения, с учетом в то же время известного понижения общего уровня цен. Известно, что проведение денежной реформы намечалось уже в конце 1946 г., т. е.

через год - полтора после окончания войны, и лишь значительные трудности 1946 г., обусловленные неурожаем, принудили к некоторой отсрочке ее до 1947 г.

Во-вторых, проведение денежной реформы было связано с принудительным изъятием денежных накоплений у лиц, незаконно нажившихся в годы войны, и полной ликвидацией этого ненормального спроса на товары.

В-третьих, государство имело возможность путем установления условий обмена сократить денежную массу до заранее заданных размеров; в частности, фактически при проведении денежной реформы 1947 г. денежная масса путем обмена была сокращена до уровня примерно в 5-6 раз меньше той массы, которая нормально необходима была хозяйственному обороту, что, таким образом, создало известные материальные и финансовые резервы государству, позволившие ускорить проведение реформы и успешно закрепить ее результаты.

В-четвертых, основную тяжесть реформы взяло на себя государство; неизбежные же потери для населения при проведении реформы фактически были переложены, в основном, на держателей значительных денежных средств, т. е. главным образом на лиц, нажившихся незаконным путем в годы военной конъюнктуры [РГАЭ, ф. 7733, оп. 36, д. 2283 от 14 ноября 1951 г., л. 371-382].

Денежная реформа 1947 г.

была проведена на следующих основаниях:

В обращение выпущены новые деньги образца 1947 г. Старые деньги обменивались на новые по соотношению 10:1. Установлением такого обменного курса обеспечено изъятие излишних денег, ликвидированы крупные денежные накопления и платежный спрос, образовавшийся в годы войны.

Переоценены крупные вклады в сберегательных кассах и Госбанке. Это мероприятие, дополняя обмен денег, направлено в то же время на стимулирование вкладов населения в сберегательных кассах.

Проводится конверсия государственных займов. Все займы, размещенные по подписке среди населения, колхозов и кооперативных организаций до 1947 г., должны обмениваться на облигации нового конверсионного займа по соотношению три к одному. Тем самым сокращается государственный долг и связанные с ним расходы бюджета.

Проведена переоценка денежных средств колхозов и кооперативных организаций на счетах в банках.

Для уменьшения потерь рабочих и служащих, связанных с обменом денег, заработная плата за вторую половину ноября была выдана до 5 декабря 1947 г., денежное довольствие, пенсии и пособия за декабрь выплачивались с 16 декабря, была приостановлена выдача ссуд населению в течение первой половины декабря.

Заработная плата за вторую половину декабря выдавалась в сжатые сроки 16-20 декабря, благодаря чему рабочие и служащие с начала реформы были обеспечены новыми деньгами [РГАЭ, ф. 7733, оп. 36, д. 2277, л. 290].

Как известно, Закон о денежной реформе был опубликован вечером 13 декабря 1947 г., т. е., по сути, за 2 дня до дня проведения денежной реформы. Предварительное заблаговременное уведомление населения о предстоящих мероприятиях преследовало цель - ознакомить с реформой и подготовить к ней широкие массы населения. Кроме того, поскольку проведение реформы было связано с отменой карточной системы, торговые организации должны были иметь время для переоценки товаров и технической организации торговли по новым ценам в условиях открытой советской торговли. Немаловажное значение такая предварительная публикация имела и в том отношении, чтобы подготовить государственные предприятия и организации к своевременной выдаче зарплаты и других платежей населению - пенсий, пособий, оплате заготовок. Одновременно решалась некоторая техническая проблема, связанная с разницей времени по различным поясам на территории Советского Союза. Так, опубликование Закона о денежной реформе в ночь на 16 декабря означало бы, что на Дальнем Востоке Закон о денежной реформе вступил бы в силу лишь к концу дня 16 числа. Огромное значение предварительное опубликование Закона имело для колхозов, которые были заблаговременно предупреждены о мероприятиях в области денежного обращения и могли соответствующим образом подготовиться и в отношении расчетов с колхозниками, и по подготовке своей кассовой наличности для сдачи учреждениям Госбанка.

Вместе с тем то обстоятельство, что Закон о денежной реформе был опубликован за 2 дня до проведения реформы, создало и некоторые дополнительные трудности при проведении денежной реформы. Именно

в эти дни со стороны отдельных групп населения имела место значительная скупка товаров в торговой сети, в ряде случаев без учета ассортимента и качества товаров. Для предотвращения широкого укрытия денег от уценки в эти дни были прекращены операции по приему вкладов не только от частных лиц, но и от колхозов в сберкассах и Госбанке, прием депонентских сумм, налогов от сельского населения и другие операции государственных предприятий и организаций, связанные с расчетами с населением. Однако, несмотря на это, имелся ряд фактов нарушений этого порядка со стороны отдельных должностных лиц, приводивших к ущербу для государства. В отдельных случаях злоупотребления были допущены со стороны должностных лиц финансовой системы заврай(гор)фо, заведующих районными сберкассами, управляющих отделениями Госбанка и др., главным образом по линии незаконного взноса денег на вклады в сберкассы и в Госбанк после прекращения этих операций, по линии скупки профсоюзных марок и т. п. За эти преступления виновные понесли суровое наказание.

Обмен старых денег на новые начался точно в установленный правительством срок - с утра 16 декабря 1947 г. по всей территории страны. Были отмечены лишь отдельные случаи задержки открытия обменных пунктов до 12-13 ч. в связи с несвоевременным подвозом из отделения банка новых денег, невыходом на работу мобилизованных работников обменных пунктов и т. п. Наиболее интенсивно проходил обмен в первые дни, после объявления Закона о денежной реформе -в течение 16-18 декабря, когда у обменных пунктов образовывались очереди. Следует отметить, что обмен происходил упорядоченно, очереди были относительно небольшими, перебоев в обеспечении обменных пунктов новыми деньгами почти не наблюдалось. В это же время старые деньги в значительной сумме были предъявлены к обмену через торговые организации в порядке покупки товаров. Обмен старых денег на основной части территории был закончен 22 декабря, а в 206 отдаленных районах продолжался до 29 декабря. Основная масса - около 80 % - обмененных старых денег была предъявлена к обмену на новые в первые четыре дня обмена [РГАЭ, ф. 7733, оп. 36, д. 2283 от 14 ноября 1951 г., л. 237-259].

В результате проведения денежной реформы количество денег в обращении за декабрь сократилось в 4,6 раза [РГАЭ, ф. 2324, оп. 28, д. 2097, л. 99-105].

Проведение денежной реформы сопровождалось серьезным повышением уровня покупательной силы рубля. Новые цены на продовольственные товары не были повышены против тех пайковых цен, а по муке, крупе, которые были введены в сентябре 1946 г., понижены. По промтоварам было произведено сближение между резко снизившимися коммерческими ценами и сохранившимися пайковыми ценами. При этом советское государство обеспечило общее понижение уровня цен, что дало выигрыш населению по покупке товаров в государственной и кооперативной торговле на 57 млрд рублей. Индекс государственных розничных цен, который составил в 1947 г., накануне денежной реформы, 304 по отношению к 1940 г. с учетом резко возросших оборотов коммерческой торговли, в 1948 г. составил 256, т. е. был понижен против 1947 г. на 18,4 %. Таким образом, уже с момента проведения реформы был сделан серьезный шаг в деле повышения покупательной силы рубля и восстановления его довоенной покупательной способности.

Одновременно у некоторых групп населения началось образование денежных излишков при общем нормальном уровне денежной массы в обращении и недостаточно сформировавшихся денежных сбережениях у широких масс сельского населения. Это вызывалось неравномерностью денежных доходов населения. Такие денежные излишки в первое время после денежной реформы начали, прежде всего, образовываться в городе, где имелись в это время наиболее высокие денежные доходы.

С другой стороны, некоторые трудности возникли в связи с тем, что структура товарооборота не могла вполне удовлетворить возрастающие потребности населения, и раньше всего некоторых слоев городского населения, особенно в связи с ростом фондов заработной платы, в ряде случаев сверх установленных планов.

В середине 1948 г. начались трудности в области товарооборота по ряду продовольственных товаров, в числе которых - не только сахар, но и крупы, макаронные изделия и другие виды продовольственных товаров, между тем как общие фонды товарооборота в целом отвечали необходимому уровню товарооборота.

В этих условиях Правительство СССР признало необходимым проведение ряда мероприятий по некоторому ограничению денежных доходов населения с тем, чтобы обеспечить выполнение задания по

дальнейшему безэмиссионному выполнению кассового плана Госбанка. К числу таких мероприятий можно отнести некоторое повышение уровня платежей населения по сельскохозяйственному налогу. Одновременно были проведены мероприятия по некоторому повышению городских транспортных тарифов, которые были подтянуты к общему уровню изменения розничных цен и средней зарплаты. Были также несколько сокращены размеры пенсий отдельным слоям населения, что должно было стимулировать привлечение этих пенсионеров к работе на предприятиях и учреждениях. В итоге для второй половины 1948 г. денежная масса в обращении стабилизировалась на уровне в среднем 25-26 млрд руб. при некотором снижении к концу года - до 23,8 млрд рублей [РГАЭ. ф. 7733, оп. 36, д. 2283 от 14 ноября 1951 г., л. 237-259].

Реформа позволила ликвидировать последствия войны в области денежного обращения. Излишние деньги изъяты из обращения. Ликвидированы крупные накопления, образовавшиеся у отдельных групп населения в результате высоких рыночных цен, а также спекуляции. Сокращен государственный долг и уменьшены связанные с ним расходы государственного бюджета. Оборачиваемость денег стала заметно быстрее довоенной. Это, в свою очередь, свидетельствовало о том, что денежная реформа была успешно проведена и ее результаты закреплены. В связи с денежной реформой и переходом к торговле по единым ценам резко снизились цены на колхозных рынках. В результате понижения цен государственной и кооперативной торговли, снижения наполовину цен на колхозных рынках возросла покупательная сила рубля. Повысилось значение заработной платы и денежных доходов колхозников по трудодням в деле стимулирования роста производительности труда.

Для закрепления результатов денежной реформы важнейшее значение имела устойчивость баланса денежных доходов и расходов населения, образование товарных и бюджетных резервов, обеспечение бесперебойной государственной и кооперативной торговли [РГАЭ, ф. 7733, оп. 36, д. 2277, л. 271-286].

Поэтому до начала 60-х гг. XX в. повышение заработной платы производилось в прямой зависимости от роста производительности труда и снижения себестоимости продукции. Снижение цен в государственной и кооперативной торговле и на колхозном рынке обеспечивало неуклонный рост реальной заработной платы.

В результате денежной реформы 1947 г. Советскому Союзу удалось избежать обесценивания рубля, излишки выпущенных в военные годы купюр были устранены. Благодаря перерасчету, издержки которого легли на плечи населения, Госбанку удалось собрать немалую сумму. Эти деньги были направлены на восстановление послевоенной страны. Необходимо также отметить, что в условиях денежной реформы 1947 г. был использован накопленный страной опыт проведения прежних реформ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Российский государственный архив экономики, ф. 2324, оп. 28, д. 2097, л. 112-113.

Российский государственный архив экономики, ф. 2324, оп. 28, д. 2097, л. 99-105.

Российский государственный архив экономики, ф. 7733, оп. 36, д. 1574, л. 78-79.

Российский государственный архив экономики, ф. 7733, оп. 36, д. 1869, л. 66, 60-62.

Российский государственный архив экономики, ф. 7733, оп. 36, д. 2283 от

14 ноября 1951 г., л. 371-382. Российский государственный архив экономики, ф. 7733, оп. 36, д. 2277, л. 290. Российский государственный архив экономики, ф. 7733, оп. 36, д. 2283 от

14 ноября 1951 г., л. 237-259. Российский государственный архив экономики, ф. 7733, оп. 36, д. 2277, л. 271-286.

Российский государственный архив экономики. ф. 7733, оп. 36, д. 2283 от 14 ноября 1951 г., л. 237-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.