Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2
- во-первых, в 1990-х гг. была подорвана материальная база развития ЛПХ вследствие разрушения производственного потенциала коллективных хозяйств, ресурсы которых (корма, посадочный материал, сельскохозяйственная техника, транспортные средства и пр.) предоставлялись владельцам личных подсобных хозяйств на льготных условиях либо присваивались ими бесплатно;
- во-вторых, существенно сократились финансовые возможности сельской семьи из-за резкого падения уровня жизни в период реформ;
- в-третьих, практически исчерпан трудовой потенциал сельской семьи. Анализ бюджета времени сельского населения показывает, что многие семьи ведут подсобное хозяйство на пределе своих физических возможностей.
И хотя личные хозяйства населения в настоящее время являются ведущим сектором аграрной экономики, в будущем их экономическая роль и значение должны снижаться вплоть до чисто потребительских и рекреационных функций.
В особом внимании нуждается также система расселения. Укрупнение сельской поселенческой сети во многом обусловлено объективными закономерностями развития производительных сил. Но важно этот процесс не форсировать, используя все возможности для поддержания существующей поселенческой сети. Дело в том, что укрупнение сельского поселения неизбежно ведет к увеличению территории, обслуживаемой им. И здесь тоже, как и в сельскохозяйственном производстве, проявляет себя эффект масштаба, правда, в несколько иной форме. Более рациональное использование техники, транспорта, трудовых ресурсов, более высокий уровень агротехники, организации производства, временной доступности мест приложения труда и объектов социальной инфраструктуры наблюдаются лишь до определенного размера поселения. Дальнейшее
увеличение его и территории обслуживания ведет к прямо противоположным результатам. Поэтому нужна методика, учитывающая взаимосвязь расселения с организацией агропромышленного производства и социального развития села и позволяющая осуществлять внутри региона дифференцированную политику в области расселения населения.
Следует также иметь в виду, что в сложившейся системе расселения сельского населения области существуют особые зоны с повышенной теснотой и интенсивностью экономических, социальных, национальных, политических, культурных и других связей находящегося в их границах населения (групповые системы расселения). Территориально такие зоны могут и не совпадать с установленным административным делением области на сельские районы, но они играют в жизни сельского сообщества неоценимую роль и во многом определяют жизнестойкость сельской территории и стабильность ее развития в перспективе. Ослабление таких зон даже при достаточно высоком экономическом потенциале сельской территории почти всегда ведет к утрате контроля этой территории. В долгосрочной перспективе это может привести к разрушению деревенского уклада жизни, исчезновению самобытной деревенской культуры, все большему отчуждению населения от управления и реального участия в государственной жизни. Напротив, укрепление этих зон повышает совокупный ресурсный потенциал территории и улучшает условия для будущих коренных экономических преобразований.
Примечания
1 См.: Текущий архив Министерства сельского хозяйства Саратовской области. URL: http://minagro.saratov.gov.ru/ агМу (дата обращения: 10.11.2011).
2 Там же.
УДК 316.614.5
субъективные факторы современной семейной социализации
с. Г. Ивченков
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье на базе результатов социологического исследования анализируются приоритеты, факторы и субъективные характеристики семейной социализации в сознании родителей регионального социума, показана его специфика и обозначены основные тенденции и противоречия представлений и реальных практик субъектов семейного воспитания.
Ключевые слова: семейная социализация, факторы, тенденции, противоречия.
subjective Factors of Modern Family socialization s. G. Ivchenkov
On the basis of the results of our sociological survey, priorities, factors, and subjective characteristics of family socialization in the parents’ consciousness of the regional society are analyzed, its peculiarity is shown, and basic trends and contradictions of the views and actual practices of family education subjects are outlined.
Keywords: family socialization, factors, trends, contradictions.
© Ивченков С. Г., 2012
Общество непрерывно развивается, накладывая отпечаток на процесс социализации подрастающего поколения. В условиях современного общества родители имеют разное представление о социализации (которое замерялось через их интерпретацию понятия «воспитание») и, следовательно, вкладывают в него разный смысл. Здесь можно говорить о влиянии субъективных факторов выбора родителями конкретных целей семейной социализации подрастающего поколения.
В ходе социологического исследования1 выявилось, что значительная часть участников опроса расценивает воспитание как прививание порядочности (21,7%), ответственности (19,4%), трудолюбия (17,9%), эмоциональной сдержанности (16,2%), интереса к образованию (8,5%), а также контроль ребенка (12,6%) и обучение навыкам (6,3%). Полученные данные свидетельствуют о близости мнений в определении цели воспитания, что свидетельствует о стремлении родителей воспитать новое поколение, придерживающееся высоких моральных, этических принципов. Вместе с тем мужчины более чем в 2 раза чаще женщин ориентированы трактовать воспитание как образование и среди них в 2 раза больше затруднившихся с ответом. Женщины чуть более ориентированы на воспитание порядочности и трудолюбия, эмоциональной сдержанности.
Понятие «воспитание» современные родители интерпретировали по-разному, в зависимости от их возрастных характеристик. 25-31-летние родители чаще других нацелены на образование ребенка (видимо, дети - школьного возраста), 32-38-летние - на контроль за ним.
45,9% родителей хотели бы видеть своего ребенка в результате социализации «здоровым и счастливым», 21,6% - чтобы он «добился всего, чего захотел», 16,2% - «умел самостоятельно находить выход из сложного положения», 6,8%
- был «лидером в любой ситуации», 5,3% - «достиг тех целей, которые перед ним поставили родители», 4,0% - «умел извлекать пользу из любых ситуаций». Иными словами, родительская трактовка воспитания в основном носит не стратегический, а функционально-инструментальный и сиюминутный характер, стихийно складываясь под влиянием назревших трудностей, связанных с возрастными особенностями детей.
В ходе исследования акцентировалось внимание не только на социально-демографических, но и на стратификационных критериях, которые изучались через такие характеристики, как семейный статус, род деятельности, уровень дохода, образование родителей. Среди родителей, имеющих незаконченное высшее образование, 50,0% целью воспитания считают обязательное получение ребенком образования, а 25,0% - обучение навыкам. Среди родителей с полным средним образованием 73,3% понимают воспитание как прививание ответственности, среди получивших среднее профессиональное образование доминирующим является
мнение о воспитании, сконцентрированном на формировании у ребенка порядочности (52,4%). Среди участников исследования, имеющих среднее специальное образование, 50,0% относятся к воспитанию как способу прививания ребенку порядочности. При этом 21,4 и 14,3% родителей соответственно считают воспитание получением образования ребенком и обучением его разного рода навыкам. 11,9% относятся к воспитанию как к обязательному всестороннему контролю ребенка. Среди родителей с высшим образованием 58,3% считают, что воспитание - это прививание ребенку порядочности. 41,7% - обучение эмоциональной сдержанности. Таким образом, чем выше уровень образования родителей, тем больше они стремятся воспитать в ребенке порядочность, чем ниже -тем больше они нацелены на воспитание в детях ответственности, трудолюбия, сдержанности, подконтрольности, то есть тех качеств, которые нужны добросовестным исполнителям. Родители, не имеющие даже законченного среднего образования, больше других ориентированы на воспитание у своих детей навыков самообслуживания, а также их образование, видимо стараясь компенсировать недополучение этих компонентов в собственном детстве, а также из-за трудностей самообслуживания у маленьких детей.
Представляется важным и мнение родителей о главном субъекте воспитательного процесса. 59,3% ответивших полагают воспитание детей главной деятельностью обоих супругов. 33,3% опираются на субъективное мнение о том, что уход за детьми, их воспитание являются главным в жизни только женщины, лишь 0,7% респондентов считают воспитание главной задачей отца, 6,7%
- что воспитание детей не является главным занятием ни в жизни отца, ни в жизни матери.
Однако в действительности 58% опрошенных ответили, что в их семьях воспитанием детей занимается только мать, а не оба супруга, как было отражено в идеальном варианте изначально. Часто в семье детей воспитывает старшее поколение - бабушки и дедушки (17,6%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что хотя родители подрастающего поколения и считают воспитательный процесс делом обоих су-пругов-родителей, оказывающих, по их мнению, наибольшее влияние на ребенка, в действительности воспитанием занимается только мать. Это свидетельствует об изменении роли отца ребенка в воспитательном процессе. Так, в семьях мужчин, считающих воспитание главной деятельностью обоих супругов, в реальности воспитание детей, занятия с ними и уход за ними лежат в 75,0% случаев на плечах матери, в 35,0% - на отце. 27,5% респондентов ответили, что их детьми занимается старшее поколение, а в 7,5% случаев - что дети предоставлены сами себе.
На эти процессы влияют возрастные характеристики респондентов, а также уровень образования и семейное положение. Так, дети
Социология
57
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2
18-25-летних родителей в 52,9% случаев воспитываются матерью, в 32,4% - старшим поколением, а в 20,6% семей - отцом. Матерью воспитываются дети в семьях родителей 25-31 года в 78,8% случаев, 32-38-летними - в 85,0%, 39-летними - в 79,1% случаев. При этом в 7% случаев дети предоставлены сами себе. По полученным результатам можно судить о степени влиянии возрастных особенностей родителей на их активность в воспитательном процессе. Так, с наибольшей ответственностью к воспитанию подрастающего поколения подходят родители более старшего возраста, что проявляется не только в высокой степени участия в воспитании детей как матери, так и отца. При этом определенная доля молодых родителей перекладывает свои обязанности на старшее поколение или на педагогически грамотных нянь и гувернеров.
Наибольшее влияние на ребенка оказывают родители (по мнению 45,3% участников опроса), 15,3% родителей утверждают, что это друзья. При этом 12,7% респондентов считают, что их ребенок подвергается прежде всего влиянию образовательных учреждений (школы и детские сады), 8,0% - что наибольшее воздействие на ребенка оказывают другие члены семьи - не его родители. И лишь незначительная доля респондентов ответила, что на ребенка наибольшее влияние оказывает только мать, все члены семьи одинаково или улица (по 1,3%).
В результате опроса прослеживается четкая установка родителей, совпадение в их восприятии понятия «воспитание», которое чаще всего трактуется как прививание ответственности, порядочности и трудолюбия. Однако чем выше уровень образования родителей, тем больше они стремятся воспитать в ребенке порядочность, чем ниже - тем больше они нацелены на воспитание в детях ответственности, трудолюбия, сдержанности, подконтрольности. Чем старше родители, тем больше наблюдается в процессе социализации детей нацеленность на такие ка-
чества, как ответственность, порядочность, чем моложе - тем значительнее нацеленность на обучение навыкам, что, вероятно, связано с малым возрастом детей и проблемами их самообслуживания. Родительская трактовка социализации в основном носит не стратегический, а функционально-инструментальный и сиюминутный характер, стихийно складываясь под влиянием назревших трудностей, связанных с возрастными особенностями детей.
Можно говорить о совпадении мнения женщин и мужчин об идеальном варианте воспитательного процесса, считающих, что заниматься воспитанием детей должны оба родителя. При этом, как выяснилось, это не соответствует действительности. Как мужчины, так и женщины не отрицают, что воспитанием детей в их семьях занимается преимущественно мать вне зависимости от семейного статуса родителей, что свидетельствует о сохранении доминирования патриархального уклада жизни в современной семье. Наблюдается тенденция к снижению роли отца в современных семьях. Этим можно объяснить предпочтение респондентов воспитывать своих детей в детском саду или дома с мамой, что еще больше ограничивает воздействие отца на ребенка. Именно этим можно объяснить тенденции современного общества к снижению влияния семьи на развитие подрастающего поколения.
Примечания:
1 В 2010 г. в Саратовской области было проведено социологическое исследование на тему: «Проблемы воспитания детей в современной семье». Выборочная совокупность составила 450 респондентов, среди которых 46% мужчин и 54% женщин. Возрастные характеристики респондентов были распределены следующим образом: в возрасте от 18 до 24 лет было опрошено 22,7% респондентов, 25-31 года - 22,0%, 32-38 лет и старше 39 лет - 26,7% и 28,7% респондентов соответственно.
УДК 316:347
ТЕКСТ и социальная коммуникация
Б. Р. Могилевич
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Представлена иерархия методологических подходов к интерпретации текстов, репрезентирующих разные культуры. Показано, что текстовые механизмы социальной коммуникации обусловлены социокультурными характеристиками коммуникантов. Диалог как текстовый тип воплощает в себе все этапы и характеристики процессов социального и межкультурного взаимодействия.
Ключевые слова: методология, социальная и межкультурная коммуникация, интерпретация текста, социокультурное окружение.
Text and Social Communication B. R. Mogilevich
The hierarchy of methodological approaches to the interpretation of texts representing various cultures is given. It is shown that the mechanisms of social communication are conditioned by sociocultural backgrounds of communicators. The dialogue as a text type
© Могилевич Б. Р., 2012