Научная статья на тему 'Трансформация семейных ценностей в современном обществе'

Трансформация семейных ценностей в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3012
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / СУПРУЖЕСТВО / ГРАЖДАНСКИЙ БРАК / РОДИТЕЛЬСТВО / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / РОДСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сосновская Наталья

В статье рассматриваются ценностные трансформации семьи, происходящие в ее базовых составляющих, каковыми являются отношения супружества, родительстваи родства. Приводятся результаты социологического опроса. Показаны основные тенденции, отражающие сущность изменений в семейных устоях жителей Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of family values in the modern Belarusian society

The article deals with the transformation of family values in its basic components, those being marriage, parenthood and relationship. There are given results of survey showing the changing basic trends in family values of the Belarusian people.

Текст научной работы на тему «Трансформация семейных ценностей в современном обществе»

профессиональных ценностей и ориентиров на душевное и физическое благополучие при отрицании карьерно-гедонистических устремлений. Среди инструментальных ценностей у них - высокие оценки личностных и профессиональных качеств при отрицании вектора «репутация и социально-профессиональные сети».

В зависимости от гендерной принадлежности в группах «разочарованных» и «успешных» больше мужчин, в остальных - женщин. По возрасту наиболее молоды «успешные». Средний возраст там составляет 38,2 года, тогда как у остальных он примерно одинаковый - 46-47 лет. Самые высокообразованные - «успешные» и «семейные профессионалы». Наиболее низкий уровень образования имеют «разочарованные».

- Это глубинный анализ общества и его ценностной ориентации. А что можно сказать

о более «поверхностных» культурных предпочтениях жителей нашей страны? К примеру, как они проводят свой досуг?

- Мы осуществляем и такие исследования, в частности отслеживаем уровень посещаемости культурных мероприятий и мотивацию респондентов. В Беларуси очень популярен отдых дома, и это в определенном смысле можно назвать проблемой. На вопрос, почему не посещают концерты, выставки и т.п., люди чаще всего отвечают, что у них нет на это денег и времени. В то же время детальные исследования экономической стратегии досугового поведения граждан показывают, что на самом деле, если человек реально хочет побывать на каком-то мероприятии, средства на это у него находятся.

То есть настоящая причина не в отсутствии денег и времени. Наиболее популярные виды отдыха наших сограждан - просмотр телепрограмм, кино, посещение парков, походы в гости.

- В чем основная причина такой модели поведения?

- Вероятно, это традиции, заложенные в раннем возрасте. Родители нынешних поколений жителей Беларуси воспитали их без практики посещения музеев, театров и т.д. На вопрос в анкете «С кем вы посещали культурно-досуговые учреждения в детстве?» большинство отвечает «В школе с классом». Но и эти приобщения к культуре зачастую проходят весьма формально, так что не оставляют заметного следа в душах детей. Правда, отмечу, что в последнее время мы видим тенденцию к улучшению ситуации. Надеюсь, со временем она усилится. ЕЛ

Егор ЕРОШЕВИЧ

Трансформация семейных ценностей

в современном обществе

УДК 316.356.2

Резюме. В статье рассматриваются ценностные трансформации семьи, происходящие в ее базовых составляющих, каковыми являются отношения супружества, родительства и родства. Приводятся результаты социологического опроса. Показаны основные тенденции, отражающие сущность изменений в семейных устоях жителей Беларуси. Ключевые слова: семья, семейные ценности, ценностные трансформации, супружество, гражданский брак, родительство, цели воспитания, родство.

Возросший темп социальных изменений, характерный для современного общества, привел к значительной трансформации семьи как на институциональном, так и на межличностном уровне. Происходящие перемены осмысливаются как одна из важнейших проблем, сущность которых учеными-фамилистами связывается с изменением ценностных оснований семейного взаимодействия.

Наталья Сосновская,

младший научный сотрудник отдела социологии культуры Института социологии НАН Беларуси

Фото В. ЛЕБЕДЕВА

Одной из наиболее значимых социокультурных тенденций, оказавшей влияние на семью, является возросшая интеллектуальная и поведенческая автономия индивида. Усложнение социальной жизни накладывает на человека возросшие требования к его конкурентоспособности, инициативности, самостоятельности. Это требует значительных усилий

и определенной степени «свободы». Исследователи отмечают, что рост рационализма и индивидуально-личностного начала привел к доминированию прагматизма, вещизма, эгоистического и эгоцентрического индивидуализма, разрушительных для совместной жизни и деятельности людей. В семье фиксируется смещение с традиционных ценностей, в основе которых лежат принципы коллективизма, с признания приоритетности общесемейных интересов над личными, к эгоцентрическим предпочтениям. Трансформируются и ценностные основания внутрисемейного взаимодействия. Все чаще они определяются соображениями выгоды, расчета, конкуренции

и другими прагматическими установками. Разнонаправленные тенденции приводят к противоречиям в системе ценностных представлений, где семья конкурирует с профессиональной самореализацией [1].

Несмотря на все отмечаемые учеными кризисные явления, результаты многочисленных исследований показывают, что в общественном сознании сохраняется высокая значимость семьи. Таким образом, существует явное противоречие между приписываемым ей значением и реальным содержанием ее ценностных оснований. Это несовпадение сказывается на исходных установках при разработке мер социальной политики, цель которой - поддержка «ячейки общества» в реализации ее общественно значимых функций. Принимая во внимание только высокий социальный приоритет семьи, основным тезисом служит утверждение, что, оказавшись в сложных материально-экономических условиях и получив соответствующую поддержку, семья может успешно справиться со своими основными функциями. В то же время многочисленные исследования свидетельствуют о том, что только экономических мер недостаточно. Необходимо воздействовать на увеличение ценности семейного образа жизни, повышать престижность семейственности и многодетности. В этой связи особую актуальность приобретает разработка ценностных оснований семейной политики. Таким образом, важным становится учет реальных субъективных оценочных отношений, которые отражают представления о семье в различных группах общества.

Для их анализа отделом социологии культуры Института социологии НАН Беларуси в 2015 г. было проведено исследование, репрезентативное по полу, возрасту, уровню образования, региону

проживания и типу населенного пункта (Ы = 1498). Семейный статус респондентов выглядит следующим образом: 55,1% состоят в официальном зарегистрированном браке, еще 2,9% - в незарегистрированном, 9,2% разведены, 11,9% - вдовцы и 21% никогда не женились, не выходили замуж. Отсутствие собственной семьи наиболее характерно для молодежи до 25 лет (75%). Для 86,1% интервьюируемых это первый брак, 11,9% создали семью во второй раз и 1,2% - в третий. Таким образом, почти 80% опрошенных имеют или имели опыт семейной жизни. В целом, у 73,2% респондентов есть дети (у 38,4% - один ребенок, у 49,7% - два, у 11,9% - трое и более), а у 26,8% их нет.

Внимание к ценностным трансформациям семьи предполагает как минимум два ракурса социологического анализа. В случае, когда речь идет о ценности семьи, рассматривается отношение к ней как к социальной группе, то есть подразумевается ее значимость, важность для каждого человека в отдельности и всего общества в целом. Другой аспект связан с проблемой семейных ценностей как ориентиров внутрисемейных отношений и предпочтений. При этом они определяются как совокупность представлений, которая оказывает влияние на организацию взаимодействия и способов семейной жизнедеятельности. В данном материале будет рассмотрен именно этот аспект.

Исследовательская модель изучения семейных ценностей строилась с учетом классического понимания семьи как отношений супружества, родительства и родства в конкретных социально-экономических условиях. Обоснованность данной теоретической модели подтверждается наиболее распространенными определениями семьи, с теми или иными вариациями, принимаемыми исследователями.

Так, по мнению Э. Гидденса, семья - это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми [2]. В данном случае подчеркиваются отношения родства и родитель-ства. Длительное время общепризнанным в отечественной социологии являлось определение, данное А. Г. Харчевым, в котором под семьей понималась «исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [3]. Автор базового учебного пособия по социологии семьи А. И. Антонов в своем определении делает акцент на общность семейной деятельности, отношения «супружества - родительства - родства» как основу семьи, ее репродуктивную и социализирующую функции. «Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [4].

Обращаясь к анализу семейных ценностей как определяющих внутрисемейное взаимодействие, в первую очередь следует дать характеристики супружеским отношениям. Под ними понимается совокупность межличностных отношений, которые формируются между супругами на основе зарегистрированного или незарегистрированного брака. При анализе

Рис. 1. Восприятие «гражданского» брака как перспективной формы отношений в разных возрастных группах, %

Таблица 1. Рейтинг популярности причин разводов с точки зрения респондентов, в %

Сумма превышает 100%, поскольку респонденту предоставлялась возможность выбрать несколько вариантов ответа

21,5 ■ 18,9 ■ 20,2

44,5 ■ 47,3

34 ■ 33,8

до 24 лет

25-40 лет

41-55 лет

56 и старше

Да Ц Нет

Затрудняюсь ответить

супружества рассматривались общие установки белорусов по отношению к официальному и «гражданскому» браку, а также основные мотивы его заключения и расторжения.

Примерно половина опрошенных (52,8%) указала, что среди их ближайшего окружения есть семьи, проживающие в «гражданском» браке. Этот достаточно высокий показатель противоречит ответам респондентов, указавших на собственный опыт подобного проживания (2,9%). Возможно, имеет место разное восприятие факта сожительства и его классификации как «гражданского» брака. В любом

случае большой процент упомянувших подобные семьи говорит о значительной распространенности данного явления в белорусском обществе. Перспективной эту форму семейных отношений в целом считают 26%, причем, чем старше возрастная группа, тем более критично отношение к распространенности «гражданских» браков в будущем (рис. 1).

Таким образом, можно говорить о высокой популярности такой формы супружества, но ее перспективы в ближайшее время позитивно оценивают не более четверти принявших участие в исследовании.

Важным аспектом супружеских отношений являются мотивы вступления в официальный брак. Здесь безусловное лидерство среди всех предложенных для ответа вариантов принадлежит «взаимным чувствам» -84,2%. Следующие по значимости мотивы - «желание иметь детей» -26,9% и «ожидание ребенка» -9,7%. Экономические и статусные критерии практически не влияют на решение об официальной регистрации отношений. Это подтверждает одну из современных тенденций, проявляющуюся в большей интимности и эмоциональности отношений. Семья сохраняет свою высокую значимость именно потому, что способна удовлетворять эмоциональные и индивидуально-психологические потребности индивида.

Что, по вашему мнению, чаще всего вынуждает людей к разводам? Проценты

Злоупотребление алкоголем, наркотиками одного из супругов 75,2

Измена одного из супругов 68,3

Неумение идти на компромиссы, уступать друг другу 53,4

Несовпадение характеров, разные взгляды на жизнь 45,3

Вмешательство родственников в дела семьи 33,3

Материальные проблемы 27,1

Нежелание одного из супругов иметь детей 18,5

Невозможность иметь детей 18,4

Отсутствие собственного жилья 13,4

Другое 0,9

Всего 353,9

Если при описании мотивов вступления в брак респонденты почти единогласно высказались в пользу «взаимных чувств», то причины его разрушения достаточно разнообразны. Одним из обстоятельств, нарушающих устойчивость брака, являются конфликты. То, что они бывают иногда, отметили 45% опрошенных, редко - 39,9%. Часто или постоянно конфликтуют только в 6,7% случаев. Распространенными причинами разногласий являются материальные проблемы (32,2%) и отсутствие единых взглядов на ведение домашнего хозяйства (26,1%). При этом, как показали данные, полученные при анализе ответов на вопрос о мотивах развода, материальные проблемы редко становятся основанием для расторжения брака (табл. 1).

Мнения о причинах разводов различаются в зависимости от возраста респондентов. Для старшего поколения наиболее важными представляются различные злоупотребления (77,3%), тогда как молодежь самым важным поводом к разрушению брака считает измену супруга (81%). Значение материальных проблем выше остальных оценили опрошенные 41-55 лет (31,1%), в то время как молодежь до 24 лет редко относит их к причинам развода (17,8%).

Таким образом, супружество предстает как достаточно устойчивый субинститут семьи, который скрепляется эмоционально-личностными отношениями. В современных условиях наряду с институциональным браком легитимность получает также «гражданский» брак.

Одна из важнейших составляющих института семьи - роди-тельство. Именно оно призвано выполнять важнейшие функции воспроизводства, воспитания и социализации подрастающих поколений. Первичная социализация, происходящая под

27,9

56,4

23,4

влиянием родителей, формирует нормы поведения, ценностные установки, в соответствии с которыми в дальнейшем будет организовываться образ жизни и способ взаимодействия с другими людьми. В данном исследовании ценность родительства изучалась посредством восприятия ценности детей и представлений об их воспитании и социализации в семье.

Результаты проведенного исследования показали, что в белорусском обществе отношение к детям наполнено глубинным экзистенциальным смыслом. Мнение, что они дают родителям ощущение полноты жизни и делают ее более содержательной, выразили 89,4% респондентов (здесь и далее приводится суммарный процент ответов «полностью согласен» и «скорее согласен»). Также очень важным жители нашей страны считают продление рода - 87,8%. Очевидным преимуществом, по мнению опрошенных, является то, что дети укрепляют отношения в семье - 83,8%.

Итоги исследования свидетельствуют о том, что среди наших сограждан преобладают позитивные мнения о наличии детей. Отрицательный аспект связан с представлением о них как о препятствии для социально-экономического развития личности. С тем, что воспитание ребенка обременительно в экономическом смысле, выразили согласие 40,7% респондентов, что женщинам с детьми трудно найти хорошую работу - 38,7%, что рождение ребенка затрудняет карьерный рост родителей - 26,1%. Наибольшие проблемы вызвала оценка статуса роли родителя. Несмотря на то, что в целом преобладают положительные значения шкалы (63,5%), каждый пятый респондент затруднился ответить этот вопрос. Это говорит о противоречивом восприятии родительства. В современ-

ных условиях понятие статуса связано с материальными и профессиональными достижениями. Родительство является скорее дополнительным аспектом, обладающим меньшей ценностью самим по себе, если оно не подкреплено социально-экономическим успехом. Таким образом, если преимущества наличия детей соотносятся с глубинными смысложизненными ценностями, то отрицательные представления связаны с осознанием его как препятствия к достижению ключевых для современного общества критериев успеха - хорошей работы и карьерного роста.

К современным родителям социальная действительность предъявляет высокие требования. Они не только ответственны за здоровье ребенка и его материальное обеспечение. Родительство предполагает сбалансированность разных сторон воспитания: эмоциональной, коммуникативной, нормативной, охранительной, ценностной, экономической [5]. От направленности воспитательных усилий зависит последующая жизненная стратегия индивида, связанная с усвоенными в детстве ценностями.

Респондентам предлагалось определить, насколько важными они считают те или иные аспекты воспитания (табл. 2).

Три четверти опрошенных главным приоритетом считают сохранение здоровья ребенка (75,5%). Остальные вопросы решаются после выполнения этой базовой задачи. Следующим по значимости является воспитание в ребенке самостоятельности и независимости (71%). Стремление к развитию этих качеств подразумевает понимание необходимости соответствовать доминирующим социальным тенденциям. Самостоятельность, предприимчивость, готовность к проявлению инициативы - ключевые характеристики, связанные с достижением успеха в современном мире. Данное качество предполагает независимость в выборе жизненных ориентиров, возможность самому решать проблемы. Важность нормативной социализации отметили 63,8% респондентов. Задачи экономического плана - оплачивать учебу детей, обеспечивать их, прилично одевать - не рассматриваются в качестве первостепенных. Они конкурируют по значимости с патриотическим воспитанием. Необходимость последнего больше осознается в старших возрастных группах (до 24 лет - 15,1%; 25-40 лет - 15,7%; 41-55 лет -24,8%; 56 и старше - 26,9%), так же, как и ценность религиозного воспитания. Для молодежи до 24 лет приобщение к вере

Как вы считаете, в чем состоят самые важные задачи родителей? Проценты

Следить за здоровьем ребенка, обеспечивать полноценное питание 75,5

Воспитывать в ребенке самостоятельность, независимость 71,0

Объяснять ребенку, как он должен вести себя в разных ситуациях 63,8

Учить стойкости, упорству, трудолюбию, умению преодолевать трудности 63,1

Знать, что думает, чувствует ребенок, говорить на важные для него темы 55,0

Помогать в подготовке уроков 25,4

Учить детей быть патриотами, любить свое Отечество 21,0

Приобщать к вере в Бога 20,0

Оплачивать учебу детей, обеспечивать их 18,8

Прилично одевать детей 18,8

Совершать совместные походы в театр или музей 10,8

Наказывать детей за нарушение правил поведения 9,3

Другое 1,7

Таблица 2. Представления респондентов о наиболее важных задачах воспитания, в %

и любовь к Родине находятся на последних местах в списке приоритетов. Они не рассматривают религию и патриотизм как условия успешной социализации ребенка и стратегию, обеспечивающую передачу важных жизненных ценностей.

Представления о целях воспитания отличаются в зависимости от уровня образования респондентов. Опрошенные с высшим образованием больше значения придают нормативной социализации, формированию самостоятельности, трудолюбия, упорства, понимают необходимость выстраивания диалоговых, эмпатичных отношений, выше ставят ценность художественно-эстетического развития.

Совокупность представлений респондентов о результате воспитательного процесса конкретизировалась в ответах на вопрос о качествах, которые необходимо взращивать в современных детях (табл. 3).

О традиционном характере внутрисемейных отношений и приоритетности семейственности как образа жизни свидетельствует стремление привить детям любовь и уважение к старшим (78,9%). Данная ценность не ориентирована на самого ребенка,

развитие его способностей. Она направлена на обеспечение безопасности представителей старших возрастных групп. Примечательно, что среди молодежи значимость уважения к старшим сохраняется (73,9%). Следующую по частоте упоминаний позицию занимает воспитание душевных качеств: доброты, отзывчивости. Представления о необходимости доброты также характеризуются высокой согласованностью между представителями разных поколений. Респонденты старшей возрастной группы на третье место поставили трудолюбие (52,8%), тогда как молодежь отводит этому качеству только седьмую позицию (30,9%). Среди молодых более предпочтительными являются порядочность и честность (53,9%), самостоятельность (45,8%), коммуникабельность (37,1%). Последнее место они отводят патриотизму и долгу перед Родиной (7,4%). Следует отметить, что все доминирующие в рейтинге ценности носят консервативный характер и воспроизводят установки, характерные для советского общества [6].

Сравнивая представления социальных групп, имеющих разный уровень достатка, нужно отметить, что респонденты из бо-

Таблица 3. Рейтинг основных качеств, которые нужно воспитывать в детях, в %

Какие качества необходимо воспитывать в современных детях в первую очередь? Проценты

Любовь и уважение к родителям, к старшим 78,9

Доброту, душевность, отзывчивость 61,0

Порядочность, честность 53,8

Трудолюбие 43,5

Самостоятельность, умение самому решать жизненные проблемы 43,2

Ответственность, чувство долга 34,1

Общительность, коммуникабельность 25,3

Стремление к знаниям, образованию 29,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целеустремленность 23,4

Умение заботиться о других людях 17,6

Понимание своих интересов и стремление их отстаивать 16,3

Предприимчивость, инициативность 13,4

Патриотизм, долг перед Родиной 13,3

Умение приспосабливаться к ситуации 13,1

Другое 0,8

лее обеспеченных слоев чаще выделяют качества, направленные на достижение успеха. Они желают привить ребенку стремление к знаниям и образованию, целеустремленность, понимание своих интересов и нацеленность на их отстаивание, предприимчивость и инициативность.

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что родительство в белорусском обществе в большей мере носит традиционный характер и направлено на воспроизводство существующих образцов семейного взаимодействия и трансляцию устоявшихся ценностей.

Кроме супружеских и дет-ско-родительских нормативные внутрисемейные отношения характеризуются более широкими родственными узами. Понятие «родство» включает связи и отношения как между представителями разных возрастных групп (вертикальное родство), так и представителями своего поколения (горизонтальное родство - свояки, троюродные, двоюродные родственники). В исследовании рассматривались такие показатели родства, как знание родословной, частота общения, конфликты, традиции.

Важнейший показатель субъективной ценности родства - интерес к своей родословной. Исследование показало, что знания половины респондентов ограничиваются осведомленностью о судьбах их бабушек и дедушек (54% по линии отца и 52,2% по линии матери). Среди жителей сельской местности 20,4% знают только о своих родителях и 3,1% ничего не знают о предыдущих поколениях. Горожане в большей степени проявляют интерес к своим предкам. Среди них большее число опрошенных владеет информацией о поколениях, предшествующих родительскому. И только у 1,6% знания отсутствуют. Анализ полученных данных выявил зависимость между уров-

нем образования респондентов и информированностью о своей родословной. Граждане с высшим образованием активнее интересуются ею (рис. 2).

Относительно предков по материнской линии наблюдается более высокая осведомленность. О судьбах своих прадедов знает 31,4% и о более ранних поколениях - 4,8%, тогда как по линии отца - 25,9% и 2% соответственно.

О тесноте межпоколенных связей можно судить по частоте контактов между родственниками. Они определяются, прежде всего, степенью родства (родители-дети, более широкий круг родственников), отдельным либо совместным проживанием с ними. Так, среди опрошенных, которые живут вместе с родителями или иными родственниками, 79,7% общаются с родителями ежедневно. У 10% мать и отец отсутствуют, в основном это респонденты старших возрастных групп. В очень редких случаях контакты с проживающими совместно родителями отсутствуют (1,4%). Те, кто живет отдельно, также часто общаются с родителями: 39,7% - ежедневно, 16,7% -каждую неделю.

Частота контактов между внуками и поколением прародителей варьируется от ежедневного общения до ежемесячного. Наибольшее число респондентов до 24 лет ответили, что общаются каждую неделю (36,6%). Респонденты 56 лет и старше взаимодействуют с внуками так: 38,8% -ежедневно, 34,8% - каждую неделю, 12,3% - каждый месяц. Общение между родными братьями и сестрами с возрастом ослабевает. Если до 24 лет у 47,7% оно происходит ежедневно, то в старшей возрастной группе - у 14,8%. Для старшего возраста характерно ежемесячное общение (30,6%). С двоюродными и троюродными братьями и сестрами частота контактов смещается к одному разу в полгода. С остальными

родственниками наблюдается та же картина.

Таким образом, полученные данные показали, что наиболее активно межродственное взаимодействие осуществляется между родителями и детьми. При расширении круга родственников частота контактов снижается.

Относительно конфликтов между представителями разных поколений получены противоречивые данные. Как заявили респонденты в возрасте до 24 лет, они бывают иногда - 29,8%; очень редко - 40,4%; не бывает - 16,2%. В старшей возрастной группе 37,4% считает, что разногласий не бывает; 32,6% - случаются очень редко; 18,2% - иногда возникают. Эти данные показывают, что пожилое население отличается большей терпимостью и реже склонно трактовать особенности взаимодействия как конфликт. В целом, общение между поколениями наиболее точно описывает характеристика «конфликты бывают, но очень редко».

Под семейными традициями понимается совокупность практик, в которых находит выражение связь между поколениями. В семьях респондентов наиболее часто встречаются традиции, связанные с празднованием значимых событий: визиты к родственникам (68,5%), отмечание знаковых семейных торжеств (67,7%), а также официальных государственных (54,7%) и религиозных праздников (53,3%). Во вторую группу по популярности вошли совместное проведение досуга (36,7%), посещение «малой Родины» (31,6%), хранение памятных предметов, вещей (27,7%). Наименьшее распространение получили практики, в которых выражается преемственность поколений: традиции воспитания детей (16,9%), хобби и занятия, передающиеся из поколения в поколение (7,9%).

Можно констатировать, что на всех уровнях семейного

/2 -6,8

/0,7 -2,9

/3,1 ,-2,4

28,6 20'4

высшее среднее среднее

специальное неполное, общее среднее

знаю только о родителях о бабушках, дедушках о прабабушках, прадедушках знаю о более ранних поколениях ничего не знаю о предыдущих поколениях

взаимодействия происходят ценностные трансформации. Относительно супружества ведущей характеристикой становится снижение влияния институциональных отношений и усиление интимности. В субъективной значимости родительства отмечаются противоречия, связанные со снижением его социального статуса. Направленность же воспитательных воздействий носит консервативный характер и воспроизводит ценности традиционной семьи. Результаты социологического исследования позволяют говорить и об ослаблении субъективной ценности родства в белорусском обществе. ЕЛ

See: http://innosfera.by/2015/09/family_values Литература

1. Антонов А. И. Институциональный кризис семьи и семей-но-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Научный интернет-журнал «Семья и социально-демографические исследования». Электронный ресурс: http://demographia.net/ journal/2014-04/a ntonov.

2. Гидденс Э. Социология.- М., 1999. С. 277.

3. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР.- М., 1979. С. 75.

4. Антонов А. И. Социология семьи.- М., 2007. С. 66.

5. Семья и родительство в современной России. Отчет о результатах исследования. Электронный ресурс: http:// ekimovka-x.ru/files/sociolog/semjya_i_roditelstvo.pdf. С. 27.

6. Зоркая Н. Семья и воспитание детей: частные изменения или системный сдвиг? // Отечественные записки. 2004, № 3. Электронный ресурс: http://www.strana-oz.ru/2004/3/semya-i-vospitanie-detey-chastnye-izmeneniya-il i-sistemnyy-sdvig.

Рис. 2. Знание родословной по линии отца в зависимости от образования респондентов, %

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.