Научная статья на тему 'Субъективное переживание одиночества, экзистенциальная исполненность и удовлетворенность жизнью студентов вуза'

Субъективное переживание одиночества, экзистенциальная исполненность и удовлетворенность жизнью студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одиночество / субъективное переживание одиночества / экзистенциальная исполненность / удовлетворенность жизнью / юношеский возраст / профессиональное образование / loneliness / subjective experience of loneliness / existential fulfillment / life satisfaction / youth / pro-fessional education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Федоровна Ященко, Екатерина Галиуловна Щелокова, Юлия Сергеевна Евдокимова

Исследование посвящено изучению характеристик субъективного переживания одино-чества, экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью студентов вуза с разным уровнем субъективного переживания одиночества, состоящих в отношениях и не состоящих в них. Выборка пред-ставлена студентами 2–4-х курсов транспортного вуза в количестве 85 человек в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст 20 лет), из них 48 человек состоят отношениях, 37 – не состоят. Итоги сравнительного анализа позволили обозначить различия между показателями субъективного переживания одиночества, эк-зистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью у студентов, состоящих в отношениях и не состоящих в них, а также у обучающихся с высоким и низким уровнем субъективного переживания одино-чества. Результаты исследования позволяют выявить особенности формирования изучаемых психологиче-ских феноменов в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елена Федоровна Ященко, Екатерина Галиуловна Щелокова, Юлия Сергеевна Евдокимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective Experience of Loneliness, Existential Fulfillment and Life Satisfaction among University Students

The study is devoted to the study of the characteristics of subjective experience of loneliness, existential fulfillment and life satisfaction of university students with different levels of subjective experience of lone-liness, who are in relationships and those who are not. The sample is represented by students of 2–4 courses of a transport university in the amount of 85 people aged 18 to 24 years (average age 20 years), of which 48 people are in a relationship, 37 are not in a relationship. The results of the comparative analysis made it possible to indicate the differences between the indicators of subjective experience of loneliness, existential fulfillment and life satisfac-tion in students who are and are not in a relationship, as well as in students with a high and low level of subjective experience of loneliness. The results of the study allow to identify the peculiarities of the formation of the studied psychological phenomena in adolescence.

Текст научной работы на тему «Субъективное переживание одиночества, экзистенциальная исполненность и удовлетворенность жизнью студентов вуза»

Научная статья УДК 159.9.07

https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.9

Субъективное переживание одиночества, экзистенциальная исполненность и удовлетворенность жизнью студентов вуза

Елена Федоровна Ященко1, Екатерина Галиуловна Щелокова2, Юлия Сергеевна Евдокимова3

■'■^Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), Санкт-Петербург, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5172-9385 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3872-240X [email protected], https://orcid.org/0009-0005-8214-6779

Аннотация. Исследование посвящено изучению характеристик субъективного переживания одиночества, экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью студентов вуза с разным уровнем субъективного переживания одиночества, состоящих в отношениях и не состоящих в них. Выборка представлена студентами 2-4-х курсов транспортного вуза в количестве 85 человек в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст 20 лет), из них 48 человек состоят отношениях, 37 - не состоят. Итоги сравнительного анализа позволили обозначить различия между показателями субъективного переживания одиночества, экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью у студентов, состоящих в отношениях и не состоящих в них, а также у обучающихся с высоким и низким уровнем субъективного переживания одиночества. Результаты исследования позволяют выявить особенности формирования изучаемых психологических феноменов в юношеском возрасте.

Ключевые слова: одиночество, субъективное переживание одиночества, экзистенциальная исполненность, удовлетворенность жизнью, юношеский возраст, профессиональное образование Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Ященко Е.Ф., Щелокова Е.Г., Евдокимова Ю.С. Субъективное переживание одиночества, экзистенциальная исполненность и удовлетворенность жизнью студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 70-76. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.9.

Original article

Subjective Experience of Loneliness, Existential Fulfillment and Life Satisfaction among University Students

Elena F. Yashchenko1, Ekaterina G. Shchelokova2, Yuliya S. Evdokimova3

123Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (PGUPS), Saint Petersburg, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5172-9385 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3872-240X [email protected], https://orcid.org/0009-0005-8214-6779

Abstract. The study is devoted to the study of the characteristics of subjective experience of loneliness, existential fulfillment and life satisfaction of university students with different levels of subjective experience of loneliness, who are in relationships and those who are not. The sample is represented by students of 2-4 courses of a transport university in the amount of 85 people aged 18 to 24 years (average age 20 years), of which 48 people are in a relationship, 37 are not in a relationship. The results of the comparative analysis made it possible to indicate the differences between the indicators of subjective experience of loneliness, existential fulfillment and life satisfaction in students who are and are not in a relationship, as well as in students with a high and low level of subjective experience of loneliness. The results of the study allow to identify the peculiarities of the formation of the studied psychological phenomena in adolescence.

Keywords: loneliness, subjective experience of loneliness, existential fulfillment, life satisfaction, youth, professional education

Funding: Independent work.

For citation: Yashchenko, E.F., Shchelokova, E.G. & Evdokimova, Yu.S. (2023) Subjective Experience of Loneliness, Existential Fulfillment and Life Satisfaction among University Students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 70-76. Available from: doi:10.24158/spp.2023.12.9 (In Russian).

© Ященко Е.Ф., Щелокова Е.Г., Евдокимова Ю.С., 2023

- 70 -

Введение. Выбор между одиночеством и пребыванием в контакте с другими людьми, согласно И. Ялому, является одним из основных экзистенциальных вызовов на протяжении всей жизни человека (1999). Особенно трудным этот экзистенциальный выбор становится в период юношества, отмеченный психологами как важный этап для формирования переживания близости или изоляции (Эриксон, 2000). Одиночество в юности определяется стремлением к сепарации, изменениями социальных, межличностных отношений, установлением близких связей, переживаниями, связанными с поиском смысла существования, особенностями социализации в новых условиях, связанных с обучением или профессией.

Феномен одиночества имеет высокую степень теоретической разработанности в рамках не только психологической науки, но и смежных с психологией научных сфер. По данным социологических исследований (Козырева, Смирнов, 2020), одиночество как специфическая форма социального самочувствия характерна для людей любого возраста, в том числе юношеского: с этим состоянием сталкиваются около трети 14-29-летних россиян, из них 6,5 % - практически всегда или часто, 27,2 % - редко. Одиночеству в большей мере подвержены молодые женщины, но различия между ними и мужчинами невелики. Примечательно, что студенты дневных вузов встречаются с одиночеством примерно так же часто, как и другие молодые люди, включая тех, кто перестал учиться и занялся профессиональной деятельностью.

В рамках исследования К.В. Старухиной и Е.Д. Кайрис было выявлено, что отношение молодых людей к феномену одиночества имеет двойственную природу (2016): 70 % респондентов имеют высокий показатель отчуждения, т. е. большинство юношей и девушек испытывают недостаток общения при острой потребности в нем, у 68 % респондентов определен высокий уровень выраженности показателя «ресурс уединения», причем почти половина испытывают при этом радость, что говорит о принятии одиночества, позитивном к нему отношении.

Благодаря работам В. Франкла в современной психологии прочно укоренилось представление о том, что экзистенциальная исполненность, осмысленная жизнь есть залог духовного равновесия, психологического благополучия, а недостаток осмысленности бытия может привести к так называемому ноогенному неврозу - мучительному поиску смысла жизни в экзистенциальном вакууме (Психологическое благополучие..., 2022).

Идеи В. Франкла находят подтверждение в экспериментальных исследованиях. В работе О.И. Даниленко, А.С. Носовой в качестве позитивного предиктора субъективного благополучия выявлен такой показатель экзистенциальной исполненности, как самотрансценденция, т. е. способность молодого человека к переживанию экзистенциальной значимости происходящего, способность быть затронутым, ощущать и соотносить ценностные основания мира (2022). Положительное влияние феномена экзистенциальной исполненности на психологическое благополучие человека также подтверждается в трудах Н.В. Гришиной (2015). Немаловажным фактором, влияющим на выраженность экзистенциальной исполненности в юношеском возрасте, является своевременная, успешная психологическая сепарация от родителей (Петренко, Сысоева, 2018).

Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению удовлетворенности жизнью, их анализ свидетельствует об отсутствии единой точки зрения ученых относительно содержания понятия «удовлетворенность жизнью» (Галиахметова, 2015). В целом авторы солидарны в том, что удовлетворенность жизнью выступает как составной компонент понятия «благополучие», охватывающего больший спектр явлений. Удовлетворенность жизнью отличает ее оценочная, субъективная природа.

Результаты исследования взаимосвязи переживания одиночества со смысловой сферой личности молодых людей, со степенью удовлетворенности жизнью представлены в работах многих авторов. К.В. Старухина, Е.Д. Кайрис называют наиболее «чувствительным» возрастным периодом для переживания одиночества именно юношеский период и отмечают, что важной составляющей переживания одиночества выступает степень его принятия молодым человеком, тесно связанная с его самоотношением и уверенностью (2016).

Принятие одиночества открывает возможность ценить уединение, находя в нем позитивный ресурс для развития собственной личности и установления новых, более глубоких и осмысленных, связей с людьми. В свою очередь, неприятие или страх одиночества будет приводить к постоянному избеганию уединения и поиску социальных контактов (Осин, Леонтьев, 2013).

Исследование С.А. Ишанова, Е.Н. Осина, В.Ю. Костенко подтверждает сложившуюся в русле экзистенциальной психологии идею о позитивной взаимосвязи уровня развития личности, ее экзистенциальной исполненности с отношением к одиночеству и степенью толерантности к ситуациям одиночества. Так, было выявлено, что показатели шкалы экзистенции обратно связаны с общим переживанием одиночества и всеми его компонентами. Также обнаружены более слабые обратные связи лишь с негативным аспектом отношения к одиночеству - дисфорией одиночества и тенденцией рассматривать одиночество как проблему (Ишанов и др., 2018).

Е.Н. Осин свидетельствует об отрицательной взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью, ее осмысленностью и общим переживанием одиночества (Осин, Перлова, 2012).

Одно из наших исследований показало, что у студентов с низким уровнем удовлетворенности жизнью результат связан с копингом «планирование», у студентов с высоким уровнем - с поиском социальной поддержки, являющимся ресурсом личностного потенциала, личностного развития и качества жизни (Ященко, 2021).

В исследовании Д.М. Кузьминой, Т.В. Слотиной, С.И. Кедич было установлено, что дисгармония приводит к напряженности, отчужденности в отношениях, а также к конфликтности с другими людьми, агрессии по отношению к другим и чувству одиночества (2023). Чем выше показатели отчужденности, напряженности, агрессии и переживания дисгармонии в отношениях, тем выше переживание одиночества (Кузьмина и др., 2023).

В работе Т.М. Тихолаз, Е.А. Черкевич выявлено, что высокий уровень рефлексивности и самоотношения личности способствует преодолению чувства одиночества личности в раннем и позднем юношеских возрастах (2022).

В исследовании среди молодых людей 21-25 лет, проведенном Т.И. Кучиной, выявлено, что для психологически благополучных индивидов характерна толерантность к неопределенности, готовность к изменениям в профессиональной, социальной жизни, к риску (2022). При этом отмечается, что созависимые отношения в семье ведут к неприятию мира неопределенности (Кучина, 2022).

Исследования подтверждают, что одиночество, а именно его негативные характеристики, являются значимым негативным предиктором и удовлетворенности жизнью, и осмысленности жизни в юношеский период. Степень принятия ситуаций уединения влияет на личностное развитие молодых людей, позитивное самоотношение, уверенность в себе, содействует развитию способности к установлению более крепких межличностных взаимоотношений. Важность определения различий между показателями субъективного переживания одиночества (СПО), смысловой наполненности и удовлетворенности жизнью у студентов, состоящих в близких отношениях и не состоящих в них, а также у обучающихся с разным уровнем субъективного переживания одиночества обусловливает актуальность нашего исследования.

Организация и методы исследования. Цель исследования: определить характеристики субъективного переживания одиночества, экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью лиц юношеского возраста. Гипотезы исследования:

1. Существуют различия между показателями субъективного переживания одиночества, экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью у студентов вуза, состоящих в близких отношениях и не состоящих в них.

2. Существуют различия между показателями субъективного переживания одиночества, экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью у студентов вуза с высоким и низким уровнем субъективного переживания одиночества.

Методики исследования: дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО-3) Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева (2013); шкала экзистенции (Existenz-Skala, ESK) А. Лэнгле и К. Орг-лер в адаптации И.Н. Майниной и С.В. Кривцовой (Майнина, Васанов, 2010); шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖ) Э. Динера в адаптации Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева (2013); опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной1; опросник «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли в адаптации Т.В. Казанцевой (Казанцева, 2008).

Выборка представлена 85 студентами, обучающимися в транспортном вузе, 72 из которых - девушки, 13 - юноши, в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст - 20 лет). 48 человек состоят в отношениях, 37 - не состоят в отношениях. По шкале «общее переживание одиночества» выборка была разделена на респондентов с высоким уровнем субъективного переживания одиночества - 14 человек (13 %), средним - 59 (78), низким - 12 (9 %).

Результаты исследования. Анализ результатов общей выборки показал, что у 20 % респондентов наблюдается высокий уровень выраженности показателей по шкале «одиночество как проблема» (ДОПО-3). Это означает, что каждый пятый опрошенный переживает одиночество как проблему, придавая негативную оценку одиночеству как феномену. 19 % участников исследования при этом, скорее всего, конструируют свой образ «я» как одинокого человека (высокие значения по субшкале «переживание одиночества» ДОПО-3). В то же время 18 % студентов способны находить ресурс в уединении, творчески использовать его для самопознания и саморазвития (высокие значения по шкале «позитивное одиночество» ДОПО-3).

Результаты применения методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер следующие: по шкале «самодистанцирование» ни у одного из респондентов не выявлен высокий уровень, по шкале «самотрансценденция» высокий уровень - у 7 %, «свобода» - у 8, «ответственность» -

1 Корчагина С.Г. Психология одиночества : учеб. пособ. М., 2008. 228 с.

- 72 -

у 1, «персональность» - у 0, «экзистенциальность» - у 5, по шкале «общий показатель экзистенции» - у 1 %. Таким образом, опрошенные по всем шкалам данной методики в большинстве случаев имеют средние результаты или ниже среднего. Это свидетельствует о том, что смысловая сфера личности молодых людей все еще находится в процессе становления.

По методике ШУДЖ средние значения всей выборки соответствуют среднему уровню (23,12 балла), что свидетельствует о достаточной удовлетворенности жизнью лиц юношеского возраста. Высокий уровень удовлетворенности жизнью выявлен у 53 % студентов, только 18 % опрошенных охарактеризовали свою жизнь как неудовлетворительную.

Наиболее часто встречающимся видом одиночества (опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной) у студентов выступает диффузное одиночество (32 %), заключающееся в отождествлении себя с другими людьми или группой.

Большинство молодых людей не испытывают сложностей при формировании близких отношений (опросник «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли), однако некоторая часть респондентов отмечают дискомфорт, испытываемый при близком межличностном общении (24 %), а также неуверенность в надежности и отзывчивости партнера (18 %).

С помощью и-критерия Манна - Уитни были обнаружены значимые различия между показателями шкал исследования (таблица 1). Студенты, состоящие в отношениях и не состоящие в них, имеют схожий уровень выраженности экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью. Однако респонденты, не состоящие в отношениях, чаще отмечают у себя чувство изолированности и дискомфорта, возникающее при психологическом сближении с людьми.

Таблица 1 - Значимые различия между показателями шкал исследования у студентов, состоящих в отношениях и не состоящих в них

Table 1 - Significant Differences between the Scores of the Study Scales in Relationship and Non-Relationship Students_

Шкала Среднее значение U-критерий Уровень значимости

в отношениях вне отношений

Изоляция (дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева) 6,29 7,73 688,50 0,05

Шкала избегания близости (опросник «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли в адаптации Т.В. Казанцевой) 3,48 5,49 519,00 0,01

Следующим этапом исследования было сравнение показателей шкал методик у студентов с разным уровнем субъективного переживания одиночества (таблица 2). Получены значимые различия между показателями шкал всех методик, включенных в исследование: молодые люди, имеющие высокий уровень СПО, переживают состояние одиночества более глубоко и болезненно, им тяжелее устанавливать близкие межличностные отношения в связи с повышенной тревожностью и несбалансированностью механизмов обособления-идентификации. Жизнь такими респондентами чаще расценивается как неинтересная и бессмысленная, а общий уровень удовлетворенности жизнью ниже, чем у опрошенных с низким уровнем переживания одиночества.

Таблица 2 - Значимые различия между показателями шкал методик у студентов с высоким и низким уровнем субъективного переживания одиночества

Table 2 - Significant Differences between the Indicators of the Scales of Methodologies in Students with High and Low Level of Subjective Experience of Loneliness___

Шкала Среднее значение U-критерий Уровень значимости

низкий уровень СПО высокий уровень СПО

1 2 3 4 5

ДОПО-3 Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева

Изоляция 5,00 11,93 6,00 0,01

Переживание одиночества 5,17 13,79 0,00 0,01

Отчуждение 5,17 13,29 0,00 0,01

Дисфория одиночества 7,00 10,57 27,50 0,01

Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной

Глубина одиночества 3,42 11,07 1,00 0,01

Диффузное одиночество 5,92 8,29 24,00 0,01

Отчуждающее одиночество 5,83 9,00 10,00 0,01

Диссоциированное одиночество 5,67 9,14 17,00 0,01

Продолжение таблицы 2

Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер

1 2 3 4 5

Самотрансценденция 76,33 47,79 131,00 0,01

Самодистанцирование 30,75 24,93 165,00 0,01

Свобода 54,25 35,64 153,00 0,01

Ответственность 61,00 41,86 155,00 0,01

Персональность 107,08 72,71 162,00 0,01

Экзистенциальность 115,25 77,50 157,00 0,01

Общий показатель экзистенциальной исполненности 222,33 150,21 161,50 0,01

Опросник «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли

Шкала тревожности 3,42 6,64 38,50 0,01

Шкала избегания близости 2,92 7,07 20,00 0,01

ШУДЖ Э. Динера

Общий показатель удовлетворенности жизнью 27,67 16,93 141,50 0,01

Обсуждение результатов. Исходя из полученных данных по методике «Дифференциальный опросник переживания одиночества», стоит отметить, что отношение молодых людей к феномену одиночества можно охарактеризовать как двойственное. Это согласуется с результатами исследования К.В. Старухиной и Е.Д. Кайрис (2016). Для значительного количества юношей и девушек вопросы одиночества представляются актуальными, а тренинговые программы и консультации по обозначенной проблеме, соответственно, - востребованными. Молодых людей в целом можно охарактеризовать как не испытывающих сложностей при формировании близких отношений, удовлетворенных жизнью и вместе с тем находящихся в процессе решения смысложизненных вопросов.

Существуют значимые различия между показателями субъективного переживания одиночества, экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью лиц юношеского возраста, состоящих в отношениях и не состоящих в них, с разным уровнем субъективного переживания одиночества. Студенты, не состоящие в отношениях, чаще отмечают чувство изолированности от других, более подвержены негативным переживаниям, связанным с психологическим сближением с другими, чем опрошенные, состоящие в отношениях. Обучающиеся с высоким уровнем субъективно переживаемого одиночества ощущают одиночество как явление более глубокое и болезненное, могут испытывать трудности в установлении контактов, имеют более низкие показатели экзистенциальной исполненности, чем студенты с низким уровнем субъективно переживаемого одиночества. Респонденты вне отношений демонстрируют большую изолированность от других людей, чаще отмечают отсутствие значимых связей с окружающими людьми. Также участники исследования вне отношений более подвержены переживанию дискомфорта в ситуации психологического сближения с другими людьми. Студенты с высоким уровнем СПО чувствуют большую изолированность от других людей, характеризуют свой я-образ как образ одинокого человека. Респондентами с высоким уровнем СПО жизнь ощущается как слабо наполненная, неинтересная, мало что способная предложить человеку, бессмысленная.

При сравнении данных, представленных в таблицах 1 и 2, можно отметить следующее: как в содержательном, так и в количественном плане различия между исследуемыми группами обозначаются ярче и многообразнее при учете скорее субъективного (СПО), а не объективного (наличие/отсутствие отношений) показателя одиночества. Вероятно, не сам по себе факт одиночества в его социальном аспекте, т. е. отсутствие отношений, а именно субъективное переживание одиночества в юношеском возрасте вносит больший вклад в структуру различий анализируемых групп.

Заключение. Проблема исследования субъективного переживания одиночества, экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью наиболее актуальна у лиц юношеского возраста, являющихся наиболее «чувствительными» для актуализации переживания одиночества, при принятии важнейших жизненных решений, профессиональном и личностном самоопределении, выборе спутника жизни.

Анализ литературных источников по обозначенной проблеме выявил, что степень экзистенциальной исполненности во многом зависит от отношения молодого человека к одиночеству, способности принимать ситуации уединения, извлекая из них ресурс для самосовершенствования. Удовлетворенность жизнью также зависит от степени экзистенциальной исполненности и общего переживания одиночества. Негативные аспекты одиночества являются значимым отрицательным предиктором и удовлетворенности жизнью, и осмысленности жизни в юношеский период. Степень принятия ситуаций уединения влияет на личностное развитие молодых людей, позитивное самоотношение, уверенность в себе, содействует развитию способности к установлению более крепких межличностных взаимоотношений.

Гипотезы исследования подтвердились: существуют различия между показателями субъективного переживания одиночества, экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью у студентов вуза, состоящих в близких отношениях и не состоящих в них; а также у респондентов с высоким и низким уровнем субъективного переживания одиночества. Обучающиеся, не состоящие в отношениях, чаще отмечают у себя чувство изолированности и дискомфорта, возникающее при психологическом сближении с людьми.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в ходе психологического сопровождения лиц юношеского возраста при разработке профилактических и тренинговых программ, индивидуальных и групповых консультаций. Результаты могут стать основой для выявления взаимосвязей и факторов субъективного переживания одиночества, экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью у девушек и юношей, студентов с разным уровнем субъективного переживания одиночества.

Список источников:

Галиахметова Л.И. Феномен удовлетворенности жизнью на современном этапе // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 2 (35). С. 89-100.

Гришина Н.В. Личность как субъект бытия: экзистенциальная исполненность // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете : сб. материалов юбилейной конф. / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М., 2015. Т. 3. С. 127-130.

Даниленко О.И., Носова А.С. Экзистенциальная исполненность и социально-психологическая адаптированность как предикторы субъективного благополучия студентов // Перспективы науки и образования. 2020. № 4. С. 315-325. https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.21.

Ишанов С.А., Осин Е.Н., Костенко В.Ю. Личностное развитие и качество уединения // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 1. С. 30-40. https://doi.org/10.17759/chp.2018140104.

Казанцева Т.В. Адаптация модифицированной методики «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 74-2. С. 139-143.

Козырева П.М., Смирнов А.И. Особенности возрастной структуры одиночества // Социологические исследования. 2020. № 9. С. 56-69. https://doi.org/10.31857/S013216250009617-1.

Кузьмина Д.М., Слотина Т.В., Кедич С.И. Характеристики дисгармонии межличностных отношений и переживание одиночества современной молодежью // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.В. Пронина. Владимир, 2023. С. 61-65.

Кучина Т.И. Психологическое благополучие молодых людей в изменяющемся мире // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 72-80. https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.10.

Майнина И.Н., Васанов А.Ю. Стандартизация методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 1. С. 87-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 55-81.

Осин Е.Н., Перлова З.С. Переживание одиночества и отношение к одиночеству как предикторы субъективного благополучия // Личность как предмет классической и неклассической психологии : материалы XIII Междунар. чтений памяти Л.С. Выготского / под ред. В.Т. Кудрявцева. М., 2012. С. 13-17.

Петренко Т.В., Сысоева Л.В. Особенности психологической сепарации от матери и от отца как фактор экзистенциальной исполненности студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 4. С. 333-336.

Психологическое благополучие и экзистенциальная исполненность в позднем юношеском возрасте / М.В. Ростовцева, В.В. Попов, Т.Г. Дулинец, Л.Э. Смирнова, Т.Г. Авдеева // Психология и Психотехника. 2022. № 3. С. 42-54. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2022.3.38293.

Старухина К.В., Кайрис Е.Д. Психологические особенности переживания одиночества в юношеском возрасте // Проблемы и перспективы современной науки. 2016. № 16. С. 11-18.

Тихолаз Т.М., Черкевич Е.А. Обживание личности как психологический механизм преодоления одиночества в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75. С. 403-407.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000. 415 с.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ. Т.С. Драбкиной. М., 1999. 576 с.

Ященко Е.Ф. Смысложизненные ориентации, стратегии совладающего поведения и удовлетворенность жизнью у студентов как проблема социальной психологии личности // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 1. С. 88-96. https://doi.org/10.14529/jpps210109.

References:

Danilenko, O.I. & Nosova, A.S. (2020) Existential fulfillment and socio-psychological adaptability as predictors of subjective well-being of students. Perspectives of Science and Education. (4), 315-325. Available from: doi:10.32744/pse.2020.4.21. (In Russian)

Erickson, E. (2000) Childhood and society. Saint Petersburg, Letnii Sad. (In Russian)

Galiakhmetova, L.I. (2015) The life satisfaction phenomenon at the present stage. Actual Problems of Psychological Knowledge. (2), 89-100. (In Russian)

Grishina, N.V. (2015) Personality as a subject of being: Existential fulfillment. In: Bogoyavlenskaya, D.B. (ed.) From origins to modernity. 130 years of organizing the psychological society at Moscow University: Proceedings of materials from the anniversary conference. Vol. 3. Moscow, Kogito-Tsentr, 127-130. (In Russian)

Ishanov, S.A., Osin, E.N. & Kostenko, V.Yu. (2018) Personality development and the quality of solitude. Cultural-Historical Psychology. 14 (1), 30-40. Available from: doi:10.17759/chp.2018140104. (In Russian)

Kazantseva, T.V. (2008) Adaptation of the modified technique "Experiences in close relationships" by K. Brennan and R. Fraley. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. (74-2), 139-143. (In Russian)

Kozyreva, P.M. & Smirnov, A.I. (2020) Loneliness: Age features. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (9), 56-69. Available from: doi:10.31857/S013216250009617-1. (In Russian)

Kuchina, T.I. (2022) Psychological well-being of young people in a changing world. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 72-80. Available from: doi:10.24158/spp.2022.3.10. (in Russian)

Kuzmina, D.M., Slotina, T.V. & Kedich, S.I. (2023) Characteristics of disharmony in interpersonal relationships and the experience of loneliness among modern youth. In: Pronina, E.V. (ed.) Youth and the future: professional and personal self-realization: Proceedings of the XII International scientific and practical conference. Vladimir, Transit-ICS, 61-65. (In Russian)

Maynina, I.N. & Vasanov, A.Yu. (2010) Standardization of Langle - Orgler existence scale. PsikhologicheskiiZhurnal. 31 (1), 87-99. (In Russian)

Osin, E.N. & Leontiev, D.A. (2013) Multidimensional inventory of loneliness experience: Structure and properties. Psychology. Journal of Higher School of Economics. 10 (1), 55-81. (In Russian)

Osin, E.N. & Perlova, Z.S. (2012) Experience of loneliness and attitude towards loneliness as predictors of subjective well-being. In: Kudryavtseva, V.T. (ed.) Personality as a subject of classical and non-classical psychology: Materials of the XIII International readings in memory of L.S. Vygotsky. Moscow, FGGU, 13-17. (In Russian)

Petrenko, T.V. & Sysoyeva, L.V. (2018) Features of psychological separation from mother and father as a factor of existential performance of students. Azimuth Of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 7 (4), 333-336. (In Russian)

Rostovtseva, M.V., Popov, V.V., Dulinets, T.G., Smirnova, L.E. & Avdeeva, T.G. (2022) Psychological well-being and existential fulfillment in late adolescence. Psychology and Psychotechnics. (3), 42-54. Available from: doi:10.7256/2454-0722.2022.3.38293. (In Russian)

Starukhina, K.V., Kairis, E.D. (2016) Psychological features of the experience of loneliness in adolescence. Problemy i Per-spektivy Sovremennoi Nauki. (16), 11-18. (In Russian)

Tikholaz, T.M. & Cherkevich, E.A. (2022) Settlement of personality as a psychological mechanism for overcoming lonely in youth. Problems of Modern Pedagogical Education. (75), 403-407. (In Russian) Yalom, I. (1999) Existential psychotherapy. Moscow, Klass. (In Russian)

Yashchenko, E.F. (2021) Life purpose orientations, coping strategies and satisfaction with life in students as a problem of personality psychology. Psychology. Psychophysiology. 14 (1), 88-96. Available from: doi:10.14529/jpps210109. (In Russian)

Информация об авторах Е.Ф. Ященко - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Прикладная психология», Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), Санкт-Петербург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=490606

Е.Г. Щелокова - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология», Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), Санкт-Петербург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=652596

Ю.С. Евдокимова - студент бакалавриата кафедры «Прикладная психология», Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), Санкт-Петербург, Россия.

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.F. Yashchenko - D.Phil. in Psychology, Professor, Head of the Applied Psychology Department, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (PGUPS), Saint Petersburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=490606

E.G. Shchelokova - PhD in Psychology, Associate Professor of the Applied Psychology Department, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (PGUPS), Saint Petersburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=652596

Yu.S. Evdokimova - Bachelor's degree student of the Applied Psychology Department, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (PGUPS), Saint Petersburg, Russia.

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.