Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В ПЕРЕЖИВАНИИ СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

РОЛЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В ПЕРЕЖИВАНИИ СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
493
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / СУБЪЕКТИВНОЕ СЧАСТЬЕ / ДОВЕРИЕ К МИРУ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохов Владимир А., Бабушкина Светлана Л.

Неопределенность является неотъемлемой объективной чертой современного мира. Вызовы неопределенности приобрели особый смысл в последнее время в связи с пандемией, привнесшей небывалый уровень тревоги и актуализировавшей экзистенциальные проблемы. Главным инструментом в способности принятия неоднозначности картины мира и обнаружения новых возможностей в условиях неопределенности является смысл. Экзистенциальный опыт, выраженный в переживании проблем смерти, свободы, одиночества и смысла, глубоко эмоционально затрагивая человека, становится источником личностных изменений и осуществляет ценностно-смысловую регуляцию всей его жизни. Цель данной работы - анализ роли экзистенциального опыта в переживании ситуации неопределенности. В ходе работы изучались письменные интервью 108 респондентов в возрасте 25-45 лет, проведенные в период второй волны коронавируса в Москве, на представленность в них экзистенциальных проблем. Выделены типы переживания экзистенциального опыта, проведен эмпирический анализ связи особенностей переживания экзистенциального опыта с показателями толерантности к неопределенности, жизнестойкости, личностной тревожности, субъективного счастья и доверия к миру. По результатам развернутое переживание экзистенциального опыта положительно связано с большей экзистенциальной исполненностью. Наличие ресурса при этом также положительно связано с большей жизнестойкостью и меньшей личностной тревожностью. Толерантность к неопределенности положительно коррелирует с субъективным счастьем у респондентов с развернутым типом переживания экзистенциального опыта. Делается предположение о том, что развернутое переживание экзистенциального опыта способствует личностной зрелости, увеличению доверия к миру и обретению творческой позиции по отношению к жизни, выражающейся не только в успешном совладании с тревогой, но и в удовольствии от творческого преобразования ситуации неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мохов Владимир А., Бабушкина Светлана Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EXISTENTIAL EXPERIENCE IN PROCESSING UNCERTAINTY

Uncertainty is an objective feature of the modern world. The uncertainty has acquired a special meaning recently in connection with the pandemic, which has brought an unprecedented level of anxiety and actualized existential givens. According to research, the main tool in the ability to accept the ambiguity of the world and discover new opportunities in the face of uncertainty is meaning. Existential experience, expressed in processing existential givens of death, freedom, loneliness and meaning, deeply affecting a person, becomes a source of personal changes and carries out value-semantic regulation of a person’s entire life. The purpose of the study is to analyze the role of existential experience in processing uncertainty. Written interviews of 108 subjects aged 25-45, which took place during the second wave of coronavirus in Moscow, were studied for the presence of existential issues. The types of processing existential experience were singled out; an empirical analysis of the relationship between the aspects of processing existential experience and indicators of tolerance for ambiguity, hardiness, trait anxiety, subjective happiness and basic hope were carried out. According to the results, emotional processing of existential experience is positively associated with greater existential fulfillment. Together with presence of personal resources it is positively associated with greater hardiness and low level of trait anxiety. Tolerance to ambiguity positively correlates with subjective happiness in respondents with an emotional type of processing existential experience. An assumption is made that an emotional type of processing existential experience contributes to personal maturity, an increase in basic hope and the acquisition of a creative position in relation to life, which is expressed not only in successful coping with anxiety, but also in the pleasure of creative transformation of uncertainty.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В ПЕРЕЖИВАНИИ СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Эмпирические исследования

УДК 159.9

DOI: 10.28995/2073-6398-2022-2-26-46

Роль экзистенциального опыта в переживании ситуации неопределенности

Владимир А. Мохов

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, vlmokhov@gmail.com

Светлана Л. Бабушкина

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия svetlana.babushkina@gmail.com

Аннотация. Неопределенность является неотъемлемой объективной чертой современного мира. Вызовы неопределенности приобрели особый смысл в последнее время в связи с пандемией, привнесшей небывалый уровень тревоги и актуализировавшей экзистенциальные проблемы. Главным инструментом в способности принятия неоднозначности картины мира и обнаружения новых возможностей в условиях неопределенности является смысл. Экзистенциальный опыт, выраженный в переживании проблем смерти, свободы, одиночества и смысла, глубоко эмоционально затрагивая человека, становится источником личностных изменений и осуществляет ценностно-смысловую регуляцию всей его жизни. Цель данной работы - анализ роли экзистенциального опыта в переживании ситуации неопределенности. В ходе работы изучались письменные интервью 108 респондентов в возрасте 25-45 лет, проведенные в период второй волны коронавируса в Москве, на представленность в них экзистенциальных проблем. Выделены типы переживания экзистенциального опыта, проведен эмпирический анализ связи особенностей переживания экзистенциального опыта с показателями толерантности к неопределенности, жизнестойкости, личностной тревожности, субъективного счастья и доверия к миру. По результатам развернутое переживание экзистенциального опыта положительно связано с большей экзистенциальной исполненностью. Наличие ресурса при этом также положительно связано с большей жизнестойкостью и меньшей личностной тревожностью. Толерантность к неопределенности положительно коррелирует с субъективным счастьем у респондентов с

© Мохов В.А., Бабушкина С.Л., 2022

развернутым типом переживания экзистенциального опыта. Делается предположение о том, что развернутое переживание экзистенциального опыта способствует личностной зрелости, увеличению доверия к миру и обретению творческой позиции по отношению к жизни, выражающейся не только в успешном совладании с тревогой, но и в удовольствии от творческого преобразования ситуации неопределенности.

Ключевые слова: экзистенциальный опыт, толерантность к неопределенности, субъективное счастье, доверие к миру, экзистенциальная ис-полненность, пандемия

Для цитирования: Мохов В.А., Бабушкина С.Л. Роль экзистенциального опыта в переживании ситуации неопределенности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 2. С. 26-46. DOI: 10.28995/2073-6398-2022-2-26-46

The role of existential experience in processing uncertainty

Vladimir A. Mokhov

Russian State University for the Humanities, Moscow>, Russia, vlmokhov@gmail.com

Svetlana L. Babushkina

Russian State University for the Humanities, Moscow), Russia, svetlana.babushkina@gmail.com

Abstract. Uncertainty is an objective feature of the modern world. The uncertainty has acquired a special meaning recently in connection with the pandemic, which has brought an unprecedented level of anxiety and actualized existential givens. According to research, the main tool in the ability to accept the ambiguity of the world and discover new opportunities in the face of uncertainty is meaning. Existential experience, expressed in processing existential givens of death, freedom, loneliness and meaning, deeply affecting a person, becomes a source of personal changes and carries out value-semantic regulation of a person's entire life. The purpose of the study is to analyze the role of existential experience in processing uncertainty. Written interviews of 108 subjects aged 25-45, which took place during the second wave of coronavirus in Moscow, were studied for the presence of existential issues. The types of processing existential experience were singled out; an empirical analysis of the relationship between the aspects of processing existential experience and indicators of tolerance for ambiguity, hardiness, trait anxiety, subjective happiness and basic hope were carried out. According to the results, emotional

processing of existential experience is positively associated with greater existential fulfillment. Together with presence of personal resources it is positively associated with greater hardiness and low level of trait anxiety. Tolerance to ambiguity positively correlates with subjective happiness in respondents with an emotional type of processing existential experience. An assumption is made that an emotional type of processing existential experience contributes to personal maturity, an increase in basic hope and the acquisition of a creative position in relation to life, which is expressed not only in successful coping with anxiety, but also in the pleasure of creative transformation of uncertainty.

Keywords: existential experience, existential givens, tolerance to ambiguity, uncertainty, existential fulfillment, basic hope, subjective happiness, pandemic

For citation: Mokhov, V.A. and Babushkina, S.L. (2022), "The role of existential experience in processing uncertainty", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 2, pp. 26-46. DOI: 10.28995/2073-6398-2022-2-26-46

Введение

Описывая особенности современного мира, психологи последних десятилетий все чаще говорят о росте неопределенности [Асмолов 2015]. Эти перемены обусловлены изменениями социального контекста жизни человека, характеризующимися социальной вариабельностью, изменением культурных норм и ценностей, а также высокой скоростью протекающих изменений. Согласно Д.А. Леонтьеву, неопределенность является неотъемлемой объективной чертой современного мира. Говоря об отношении к неопределенности, Д.А. Леонтьев описывает постепенное усложнение картины мира в процессе онтогенеза: от максимально простого представления об окружающей действительности в детстве, до неоднозначной и вариативной картины мира во взрослом возрасте. При этом многие взрослые люди стремятся сохранить упрощенное видение мира, поддерживаемое современной массовой культурой, отказываясь принять неопределенность жизни как возможность личностного роста [Леонтьев 2015]. В результате проведенного Е.Т. Соколовой исследования было описано пять видов переживания субъективной неопределенности: первый тип характеризуется невыносимой тревогой, второй носит менее выраженный негативный аффект, переживается как противоречивость и сложность, третий вид выражается в отказе от автономии и проявлении выраженного конформизма, четвертый - погружение в хаос и отказ от правил и норм, и, наконец, пятый связан с переживанием интереса и удовольствия и направлен на творческое преобразование неопределенности.

При этом большинство людей переживает неопределенность как нечто негативное и угрожающее [Соколова 2015].

Неопределенность, связанная с невозможностью контролировать ожидаемый результат развития событий, вызывает чувство тревоги. С точки зрения экзистенциальной мысли, неопределенность, равно как и тревога, неотделима от человеческой жизни [Леонтьев 2004]. По Р. Мэю, любая творческая интеллектуальная деятельность предполагает наличие как тревоги, так и интереса, позволяя реализовать свой внутренний потенциал, преодолевая разрыв между ожиданием и реальностью [May 1977]. Еще один конструкт, тесно связный с проблемой неопределенности, - введенное С. Мадди понятие «жизнестойкость», представляющее собой форму экзистенциального мужества, позволяющего личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний и преодолевать тревогу. Результаты большого количества исследований Д.А. Леонтьева, посвященных проблеме неопределенности, говорят о том, что толерантность к неопределенности связана с такими личностными особенностями, как жизнестойкость, осмысленность жизни, оптимизм. А также со способностью принимать жизненно важные решения и совершать «выбор будущего» [Леонтьев, Мандрикова 2005; Фам 2015]. Именно положительное отношение к неопределенности способствует развитию личности и сопротивляемости стрессам. Суть такого отношения заключается «в том, чтобы отказаться от детской иллюзии стабильности и однозначности картины мира и вырабатывать более взрослую позицию принятия неопределенности, другой стороной которой выступает обнаружение новых возможностей» [Леонтьев 2015, с. 8].

Вызовы неопределенности современного мира приводят к необходимости выстраивания человеком собственной структуры смыслов и ценностей, которая позволит ему максимально полно проживать жизнь, реализуя свой потенциал. Согласно В.В. Знакову, именно экзистенциальный опыт осуществляет ценностно-смысловую регуляцию всей жизни человека [Знаков 2014]. Экзистенциальный опыт является результатом переживания человеком экзистенциальных проблем смерти, свободы, одиночества и смысла. Они актуализируются на разных этапах жизни в связи с возрастными изменениями, жизненными событиями, внутренней потребностью в переменах. По результатам исследования изменений ценностно-смысловой сферы у студентов Н.В. Гришина приходит к выводу, что «взросление человека выводит его на уровень проживания экзистенциальной проблематики, а обретаемый им экзистенциальный опыт становится источником его личностных изменений» [Гришина 2015, с.5].

Экзистенциальный опыт находит отражение в базовых имплицитных теориях, определяет базовое представление человека о мире и является ценностно-смысловым регулятором его поведения на разных уровнях жизнедеятельности [Гришина 2015]. М.В. Аллахвердов провел экспериментальное исследование имплицитной теории доверия и делает вывод о том, что показатель доверия к миру определяет поведение человека в разных жизненных ситуациях [Аллахвердов, Гришина 2013]. Согласно Т. Скрипкиной, доверие к миру - это постоянно меняющееся и нуждающееся в пересмотре и опытной проверке, динамическое образование личности, основная функция которого заключается в интеграции картины мира в единую систему. Она рассматривает доверие как некое условие взаимодействия человека с миром, предшествующее самому взаимодействию, проявляющееся в результате активности индивида [Скрипкина 2011]. Это заключение согласуется с экзистенциальной парадигмой, акцентирующей внимание на интенциональной активности личности, связанной с непрерывным развитием. Таким образом, экзистенциальный опыт оказывает влияние на базовые представления о мире, формирует его отношения с окружающими, влияя на ход всей жизни человека.

Основным структурным элементом экзистенциального опыта является переживание. Экзистенциальный опыт, наделяя впечатления глубоким личностным смыслом, может привести к изменению восприятия мира, а также сущности самой личности [Фахрутдинова 2013]. Переживание экзистенциального опыта как ответ на актуализацию метапотребностей личности связано с понятием экзистенциальной исполненности. Экзистенциальная исполненность максимально полно описана в концепции фундаментальных мотиваций А. Лэнгле и «показывает, много ли осмысленного в моей жизни, как часто я живу с внутренним согласием, соответствуют ли моей сущности мои решения и поступки, могу ли я вносить хорошее, как я его понимаю, в жизнь» [Кривцова и др. 2009, с. 141].

Другим понятием, тесно связанным с исполненностью личности, является субъективное благополучие. М. Селигман выделил понятия «приятная жизнь», «достойная жизнь» и «осмысленная жизнь». В условиях приятной жизни преобладают удовольствия и комфорт, достойная жизнь включает в себя реализацию собственного потенциала, осмысленная жизнь предполагает реализацию личного смысла посредством вклада в общество, выхода за собственные пределы. Понятие осмысленной жизни по Се-лигману наиболее близко к пониманию исполненности жизни в рамках экзистенциального подхода [Гришина 2016]. Эта разница

нашла отражение в понятиях эвдемонического, подразумевающего осмысленную активную включенность в мир, и гедонистического, связанного с чувственным удовольствием и поддержанием гомеостаза, благополучия. Исследования подтверждают, что респонденты с высоким уровнем экзистенциальной исполненно-сти соотносят понятие счастья с вовлеченностью в мир, с низким уровнем экзистенциальной исполненности - с комфортом и отсутствием проблем [Карташева, Гришина 2015]. Канадский психолог В. Хута, проведя теоретический и эмпирический анализ отличий эвдемонии и гедонии, пришла к выводу, что поведение, характеризующееся преодолением гомеостаза и выходом за пределы себя, может сопровождаться переживанием радости и удовольствия [Huta 2016].

Неопределенность последних десятилетий приобрела особый смысл во время эпидемии коронавирусной инфекции. Опыт собственной болезни, болезнь и утрата близких, меры ограничений передвижения и общения, потеря работы или финансовые ограничения привнесли небывалый уровень неопределенности и экзистенциальной тревоги [Blustein, Guarino 2020]. Проведенное нами исследование в период второй волны коронавируса в Москве показало, что в опыте 90% испытуемых актуализированы одна или несколько экзистенциальных данностей - тем смерти, одиночества, свободы и смысла. Более половины респондентов демонстрировали повышенный уровень личностной тревожности [Мохов, Бабушкина 2021]. Зарубежные исследования, осуществленные во время пика коронавирусной инфекции, свидетельствуют о том, что доверие к миру, осмысленность и удовлетворенность жизнью служат буфером против тревоги, а также способствуют продуктивности мышления и поведения в ситуации неопределенности [Trzebinski et al. 2020]. В них также отмечается положительный эффект переживания экзистенциальной тревоги для раскрытия человеческого потенциала, что подтверждает опосредующую связь экзистенциальной тревоги и уровня удовлетворенности жизнью между симптомами посттравматического стресса и посттравматическим ростом за счет запуска процесса смыслообразования [Tomaszek, Muchacka-Cymerman 2020].

Наша работа была посвящена исследованию роли экзистенциального опыта в переживании ситуации неопределенности, вызванной пандемией коронавируса. Для этого мы проанализировали письменные интервью респондентов, проходившие в период второй волны пандемии в Москве, на представленность экзистенциальных тем смерти, одиночества, свободы и смысла, выделили типы переживания экзистенциального опыта и про-

вели проверку связи особенностей переживания экзистенциального опыта с показателями толерантности к неопределенности, жизнестойкости, личностной тревожности, субъективного счастья и доверия к миру.

Выборка. В исследовании приняли участие 108 человек, из них 87 женщин и 21 мужчина. Возрастной диапазон от 25 до 45 лет (средний возраст 35).

Методики. Для исследования особенностей переживания экзистенциального опыта было проведено письменное интервью. Респондентам предлагалось развернуто описать 3-5 значимых или примечательных события, произошедших с ними за последний год, а также включить в этот рассказ эмоциональное отношение к ним.

Для исследования экзистенциальной исполненности был использован опросник «Диагностика экзистенциальной исполненности: оригинальная русскоязычная версия теста экзистенциальных мотиваций» в адаптации В.Б. Шумского, Е.М. Уколовой и др. [Шумский и др. 2016].

Для исследования субъективной удовлетворенности жизнью применялась «Шкала субъективного счастья» С. Любомирски в адаптации Д. Леонтьева [Осин, Леонтьев 2020].

Для определения базового доверия к миру - субшкала «Доброжелательность окружающего мира» «Шкалы базисных убеждений» Р. Янов-Бульман в адаптации М.А. Падуна, А.В. Котельниковой [Падун, Котельникова 2008].

Толерантность к неопределенности выявлялась с привлечением «Шкалы толерантности к неопределенности» Д. Маклейна в адаптации Е. Осина [Осин 2010].

Для исследования уровня тревожности была использована «Шкала личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина [Сергиенко и др. 2003].

Жизнестойкость исследовалась с помощью «Теста жизнестойкости» С. Мадди в модификации Е. Осина и Е. Рассказовой (сокращенная версия) [Осин, Рассказова 2013].

Сбор данных проводился анонимно онлайн (Google Forms) с декабря 2020 по март 2021 года. Цели исследования сообщались участникам в общем виде.

Методы обработки данных. Для анализа письменных интервью респондентов на представленность экзистенциальных тем, а также выделения особенностей переживания экзистенциального опыта был проведен контент-анализ данных. Для анализа связи особенностей переживания экзистенциального опыта с показателями толерантности к неопределенности, жизнестойкости, лич-

ностной тревожности, субъективного счастья и доверия к миру использовались методы статистической обработки с помощью IBM SPSS Statistics 23.

Анализ представленности экзистенциальных данностей

и выделение типов переживания экзистенциального опыта

Проведенный анализ переживания экзистенциального опыта в письменных интервью респондентов показал, что в опыте 90% испытуемых актуализирована одна или несколько экзистенциальных данностей [Мохов, Бабушкина 2021].

С помощью контент-анализа письменных интервью были выделены четыре группы респондентов с разным типом переживания экзистенциального опыта. Основными критериями для определения групп и последующего анализа стали:

1. Наличие развернутых чувственных переживаний и/или рефлексии опыта (или же событийных, нерефлексивных его описаний, не наполненных чувственно).

2. Наличие или дефицит эмоциональных ресурсов, выраженных в преобладании позитивного или негативного эмоционального опыта, а также активностью или пассивностью позиции респондента по отношению к жизни.

Соответствующие группы распределились в выборке следующим образом: развернутое переживание экзистенциального опыта с наличием ресурса (РР) - 42% респондентов, развернутое переживание экзистенциального опыта с дефицитом ресурса (РД) - 30%, краткое описание опыта с наличием ресурса (КР) -18%, краткое описание опыта с дефицитом ресурса (КД) - 11%. Более подробное описание групп можно найти в предыдущей статье [Мохов, Бабушкина 2021].

Гипотезы

Респонденты с развернутым типом переживания экзистенциального опыта имеют более высокий уровень экзистенциальной исполненности по сравнению с респондентами с кратким типом переживания экзистенциального опыта вне зависимости от наличия ресурсов.

Респонденты с развернутым типом переживания экзистенциального опыта имеют более высокий уровень субъективного счастья по сравнению с респондентами с кратким типом переживания экзистенциального опыта с соответствующим уровнем ресурса. Кроме того, содержательное наполнение субъективного счастья будет отличаться у респондентов с кратким и развернутым типом переживания экзистенциального опыта.

Респонденты с развернутым типом переживания экзистенциального опыта имеют более высокий уровень толерантности к неопределенности, жизнестойкости и более низкий уровень личностной тревожности по сравнению с респондентами с кратким типом переживания экзистенциального опыта с соответствующим уровнем ресурса.

Толерантность к неопределенности и жизнестойкость будут выше, а уровень личностной тревожности ниже с возрастанием экзистенциальной исполненности, субъективного счастья и доверия к миру у респондентов с развернутым типом переживания экзистенциального опыта вне зависимости от наличия ресурсов.

Результаты

Для анализа связи особенностей экзистенциального опыта с экзистенциальной исполненностью было проведено сравнение результатов опросника ТЭМ А. Лэнгле по критерию Манна-Уитни в группах с развернутым и кратким типом переживания экзистенциального опыта вне зависимости от наличия ресурса.

Таблица 1

Различия в экзистенциальной исполненности по ТЭМ А. Лэнгле в группах с развернутым и кратким типом переживания опыта вне зависимости от наличия ресурсов, средние

Шкала ТЭМ Среднее в группе РР+РД Среднее в группе КР+КД Р уровень .значимости

Общий показатель ЭИ 109,5 ± 17,6 101 ± 15,6 0,00

Общий показатель экзистенциальной исполненности в группах с развернутым переживанием экзистенциального опыта (РР+РД) значимо выше уровня экзистенциальной исполненности в группах с кратким описанием опыта (КР+КД). Гипотеза подтверждается.

Для анализа связи особенностей переживания экзистенциального опыта с субъективным счастьем было проведено сравнение результатов опросника ШСС С. Любомирски в группах с разным типом переживания экзистенциального опыта по критерию Манна-Уитни.

Анализ субъективного счастья в группах РР и КР, а также в группах РД и КД не показал значимых отличий между группами. Уровень субъективного счастья в группе РР значимо выше уровня субъективного счастья в группе РД (р < 0,001). Уровень субъективного счастья в группе КР значимо выше уровня субъективного счастья в группе РД (р < 0,01). Уровень субъектив-

ного счастья в группе РР значимо выше уровня субъективного счастья в группе КД (р < 0,001).

55 У

РР КР РД КД

Рис. 1. Показатель субъективного счастья по ШСС С. Любомирски в изучаемых группах, средние

Мы также проанализировали различия в наполнении субъективным счастьем у людей с разным типом переживания экзистенциального опыта. Для этого мы провели корреляционный анализ на основе данных по методике ШСС и данных по опросникам ТЭМ, ШБУ, ШТН, «Тест жизнестойкости» и ШЛТ в изучаемых группах (по критерию Спирмена).

Таблица 2

Корреляционный анализ показателя субъективного счастья в группах

РР, РД, КР и КД (отражены шкалы методик, имеющие значимую корреляцию с показателем субъективного счастья в одной из групп)

Субъективное счастье

РР РД КР КД

ТЭМ: защищенность 0,351* 0,397*

ТЭМ: пространство 0,386** 0,389*

ТЭМ: соотнесенность 0,571** 0,480*

ТЭМ: близость 0,361* 0,393* 0,458*

ТЭМ: заинтересов. внимание 0,311* 0,605*

ТЭМ: включенность во взаимосвязи 0,572*

ТЭМ: Экзист.исполненность 0,514** 0,351*

ШБУ: Доброжелат.окр. мира 0,332* 0,369*

ШБУ: убеждение о контроле 0,471** 0,473*

Толерантность к неопределен. 0,333*

Жизнестойкость: вовлеченность 0,4.58** 0,665*

Жизнестойкость 0,487**

Индекс ЛТ -0,476** -0,447*

Примечания. * уровень значимости р<0,05, ** уровень значимости р<0,01

В группе РР субъективное счастье значимо связано с экзистенциальной исполненностью, убеждением в доброжелательности окружающего мира, жизнестойкостью, толерантностью к неопределенности, а также отрицательно связано с личностной тревожностью. В группе РД субъективное счастье связано с экзистенциальной исполненностью, убеждением в доброжелательности окружающего мира, а также отрицательно связано с личностной тревожностью. В группе КР субъективное счастье значимо связано с соотнесенностью и эмоциональной близостью с людьми, включенностью во взаимосвязи и с убеждением о способности контролировать происходящие с ними события. В группе КД субъективное счастье связано с заинтересованным вниманием к собственному «Я» и чувством вовлеченности в жизнь. Гипотеза подтверждается частично.

Для анализа связи экзистенциального опыта с толерантностью к неопределенности было проведено сравнение результатов опросника «Шкала толерантности к неопределенности» Д. Ма-клейн в группах с разным типом переживания экзистенциального опыта по критерию Манна-Уитни.

57,3

РР КР РД КД

Рис. 2. Показатель толерантности к неопределенности (интегральный) шкалы толерантности к неопределенности Д. Маклейн в изучаемых группах, средние.

Анализ толерантности к неопределенности в группах РР и КР, а также группах КР и КД не показал значимых отличий. Толерантность к неопределенности в группе РР значимо выше по сравнению с группой РД (р < 0,001). Толерантность к неопределенности в группе КР значимо выше по сравнению с группой РД (р < 0,001). Толерантность к неопределенности в группе РР значимо выше по сравнению с группой КД (р < 0,01).

Для анализа связи экзистенциального опыта с жизнестойко -стью было проведено сравнение результатов опросника «Тест жизнестойкости» С. Мадди в группах с разным типом переживания экзистенциального опыта по критерию Манна-Уитни.

Уровень жизнестойкости в группе РР значимо выше уровня жизнестойкости в группе КР (р < 0,05). В группе РР уровень

жизнестойкости значимо выше по сравнению с группой РД (р < 0,001). В группе КР уровень жизнестойкости значимо выше по сравнению с группой с КД (р < 0,02). В группе КР уровень жизнестойкости значимо выше по сравнению с группой РД (р < 0,001).

Рис. 3. Показатель жизнестойкости (интегральный) теста жизнестойкости С. Мадди в изучаемых группах, средние.

Для анализа связи особенностей экзистенциального опыта с личностной тревожностью было проведено сравнение результатов опросника ШЛТ Ч.Д. Спилбергера по критерию Манна-Уитни в группах с разным типом переживания экзистенциального опыта. В качестве нормы взят верхний предел, отвечающий умеренной личностной тревожности, в соответствии с диагностическими критериями предоставленными авторами методики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.4. Показатель личностной тревожности шкалы личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в изучаемых группах, средние

Индекс личностной тревожности в группе РР соответствует умеренному уровню тревожности, остальных групп - высокому.

Уровень личностной тревожности в группе РР значимо ниже уровня тревожности в группе КР (р < 0,05). Анализ личностной тревожности в группах РД и КД не показал значимых отличий. В группе РР уровень личностной тревожности значимо ниже по сравнению с группой РД (р < 0,01). В группе КР уровень личностной тревожности значимо ниже по сравнению с группой КД (р < 0,01). В группе КР уровень личностной тревожности значимо ниже по сравнению с группой РД (р < 0,01). В группе РР

уровень личностной тревожности значимо ниже по сравнению с группой КД (р < 0,01). Гипотеза подтверждается частично.

Для анализа экзистенциального опыта, экзистенциальной ис-полненности, субъективного счастья и базового доверия к миру как личностных факторов толерантности к неопределенности (включая жизнестойкость и уровень личностной тревожности) был проведен корреляционный анализ показателя толерантности к неопределенности по методике ШТН с общим показателем экзистенциальной исполненности ТЭМ, опросником ШСС, показателем «доброжелательность окружающего мира» методики ШБУ, интегральным показателем жизнестойкости методики «Тест жизнестойкости», и опросником ШЛТ в группах с разным типом переживания экзистенциального опыта вне зависимости от наличия ресурсов по критерию Спирмена.

Таблица 3

Корреляционный анализ показателя толерантности к неопределенности в группах с развернутым и кратким типами переживания экзистенциального опыта вне зависимости от наличия ресурсов

Толерантность к неопределенности (интегральная)

РР+РД КР+КД

Экзистенциальная исполненность (интегральная) 0,707** 0,739**

Субъективное счастье 0,429**

ШБУ: Доброжелательность окружающего мира 0,529** 0,469**

Жизнестойкость (интегральная) 0,634** 0,759**

Индекс ЛТ -0,701** -0,613**

Примечания. * уровень .значимости р<0,05, ** уровень .значимости р<0,01

В группах с развернутым переживанием экзистенциального опыта вне зависимости от наличия ресурса (РР+РД) толерантность к неопределенности значимо связана с экзистенциальной исполненностью, субъективным счастьем, убеждением в доброжелательности окружающего мира, уровнем жизнестойкости, а также отрицательно связана с уровнем личностной тревожности. В группах с кратким описанием экзистенциального опыта вне зависимости от наличия ресурса (КР+КД) толерантность к неопределенности значимо связана с экзистенциальной исполнен-ностью, убеждением в доброжелательности окружающего мира, с уровнем жизнестойкости, а также отрицательно связана с уровнем личностной тревожности. Гипотеза подтверждается.

Обсуждение результатов

Развернутое переживание экзистенциального опыта вне зависимости от наличия ресурса положительно связано с большей .экзистенциальной исполненностью. Экзистенциальная исполнен-ность характеризует зрелую личность, осмысленно проживающую жизнь, открытую к взаимодействию с миром через способность переживать данности своего существования. Согласно В.П. Зин-ченко, главным инструментом в преодолении неопределенности является смысл [Зинченко 2007]. Таким образом, развернутое чувственное переживание экзистенциального опыта способствует осмысленной и активной включенности в мир, создавая предпосылки к успешному совладанию и творческому преобразованию неопределенности.

Респонденты с наличием ресурсов имеют более высокий уровень субъективного счастья по сравнению с респондентами с дефицитом ресурсов. Проведенные ранее исследования свидетельствовали о связи субъективного благополучия с уровнем экзистенциальной исполненности [Гришина 2016]. Однако, учитывая, что данное исследование было проведено в период пандемии, результат может говорить о важности ресурсов в период потрясений, связанных с наличием угрозы жизни и безопасности.

Наполнение субъективного счастья различается у респондентов с развернутым и кратким типом переживания экзистенциального опыта. Субъективное счастье респондентов с развернутым типом переживания экзистенциального опыта связано с осмысленностью жизни, внутренним согласием ценностей, решений и действий, активной включенностью в мир. Наличие ресурсов при этом способствует удовлетворенности личности при встрече с неопределенными и сложными ситуациями, что может говорить о творческой исследовательской позиции человека по отношению к жизни. Субъективное же счастье респондентов с кратким типом переживания экзистенциального опыта и наличием ресурсов положительно связано с соотнесенностью и близостью с людьми, включенностью во взаимосвязи (субшкалы ТЭМ А. Лэнгле) и убежденностью в способности контролировать происходящие с ними события. Эти данные говорят о субъективной важности взаимосвязей с людьми при наличии частично закрытой позиции по отношению к миру, что может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной зрелости людей с дефицитом чувственных переживаний и рефлексии значимого опыта. Субъективное счастье респондентов с кратким типом переживания экзистенциального опыта и дефицитом ресурсов положительно связано с заинтересованным вниманием к собственному «Я» (субшкала ТЭМ А. Лэнгле) и вовлеченностью в жизнь (субшкала Теста

Жизнестойкости Мадди), что может говорить о сжатости внутреннего мира и о низкой дифференцированности эмоциональных переживаний людей с кратким типом переживания опыта и дефицитом ресурсов.

Развернутое переживание экзистенциального опыта и наличие ресурсов положительно связаны с более высоким уровнем жизнестойкости и более низким уровнем личностной тревожности. Респонденты с развернутым типом переживания экзистенциального опыта и наличием ресурсов имеют умеренный уровень личностной тревожности, респонденты с другими типами переживания экзистенциального опыта - высокий уровень тревожности. Полученные данные могут говорить о том, что дефицит устойчивости личности в условиях угрозы жизни и безопасности связан как с отсутствием как ресурсов необходимых для переживания экзистенциальной тревоги, так и доступа к чувственным переживаниям и рефлексии опыта. Способность к развернутому чувственному переживанию экзистенциального опыта и наличие ресурса связана с устойчивостью личности, проявляющейся в форме экзистенциального мужества, позволяющего в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать тревогу даже в ситуации угрозы жизни и безопасности и оставаться открытыми новому опыту в условиях неопределенности.

Значимых отличий в толерантности к неопределенности между кратким и развернутым типом переживания экзистенциального опыта и наличием ресурсов выявлено не было. Это может быть вызвано снижением творческой, надситуативной активности у людей с развернутым типом переживания экзистенциального опыта, и перенаправлением ресурсов на совладание со стрессом в условиях угрозы жизни и безопасности, характеризующей пандемию. А также о наличии защит от тревоги, обусловленной угрозой жизни, у респондентов с дефицитом чувственных переживаний и сохранение ими прежней активности.

Толерантность к неопределенности и жизнестойкость повышаются, а уровень личностной тревожности понижается с возрастанием экзистенциальной исполненности, субъективного счастья и доверия к миру у респондентов с развернутым типом переживания экзистенциального опыта вне зависимости от наличия ресурсов. Согласно Д.А. Леонтьеву, именно способность положительного отношения к неопределенности помогает развитию личности и сопротивляемости стрессам [Леонтьев 2015]. Положительная корреляция между толерантностью к неопределенности и субъективным счастьем у респондентов с развернутым типом переживания экзистенциального опыта позволяет сделать

предположение о том, что развернутое переживание экзистенциального опыта способствует личностной зрелости, увеличению доверия к миру и обретению творческой позиции по отношению к жизни, выражающейся не только в успешном совладении с тревогой, но и в удовольствии от творческого преобразования неопределенности.

Вывод

Опираясь на полученные данные, можно говорить о разных способах взаимодействия личности с миром у респондентов с кратким и развернутым типами переживания экзистенциального опыта. Развернутое переживание экзистенциального опыта связано с осмысленной и активной включенностью в мир, позволяющей в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, а также с восприятием неопределенности как источника новых возможностей и переживанием удовольствия от ее творческого преобразования.

Литература

Аллахвердов, Гришина 2013 - Аллахвердов М.В., Гришина Н.В. Модель имплицитной теории доверия: Экспериментальная проверка // Вестник СПбГУ. 2013. № 4. С. 28-35.

Асмолов 2015 - Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. № 40 (8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения 2 мая 2022).

Гришина 2015 - Гришина Н.В. Экзистенциальная психология в поисках своего вектора развития [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. № 42 (8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения 2 мая 2022).

Гришина 2016 - Гришина Н.В. Психологическое благополучие в экзистенциальном понимании: эмпирические особенности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. № 9. URL: http:// psystudy.ru (дата обращения 2 мая 2022).

Зинченко 2007 - Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 3-20.

Знаков 2014 - Знаков В.В. Теоретические основания психологии понимания многомерного мира человека // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 16-29.

Карташева, Гришина 2015 - Карташева Ю.В., Гришина Н.В. Экзистенциальные корреляторы психологического благополучия // Научные ис-

следования выпускников факультет психологии СПБГУ. 2015. Т. 3. С. 57-62.

Кривцова и др. 2009 - Кривцова С.В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existcnzscala) А. Лэнгле и К. Орглер // Экзистенциальный анализ ИЭАПП. Бюллетень. 2009. № 1. С. 141-170. Леонтьев 2004 - Леонтьев Д.А. Смысл смерти: на стороне жизни // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2004. № 2 (5). С. 40-50.

Леонтьев 2015 - Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. № 40 (8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения 2 мая 2022).

Леонтьев, Мандрикова 2005 - Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Моделирование «Экзистенциальной дилеммы»: Эмпирическое исследование личностного выбора // Вестник Московского университета. 2005. № 4. С. 37-42.

Мохов, Бабушкина 2021 - Мохов В.А., Бабушкина С.Л. Особенности переживания экзистенциального опыта и его связь с тревожностью в период пандемии COVID-19 // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. № 4. С. 24-40.

Осин 2010 - Осин Е.Н. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65-86.

Осин, Леонтьев 2020 - Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117-142.

Осин, Рассказова 2013 - Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 2. С. 147-165.

Падун, Котельникова 2008 - Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Яно-фф-Бульман // Психологический журнал. 2008. № 4 (29). С. 98-106. Сергиенко и др. 2003 - Сергиенко С.К., Бодров В.А., Писаренко Ю.Э. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю.К. Стрелкова. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Скрипкина 2011 - Скрипкина Т.П. Антиномия доверия к миру и доверия к себе в человеческом бытии // Проблемы развития и бытия личности. 2011. № 3. С. 111-131.

Соколова 2015 - Соколова Е.Т. Клиническая психология утраты Я. М.: Смысл, 2015. С. 896 с.

Фам 2015 - Фам А.Х. Индивидуальные особенности выбора в ситуациях различной значимости: автореф. дис ... канд. псих. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. 35 с.

Фахрутдинова 2013 - Фахрутдинова Л.Р. Переживание, впечатление и экзистенциальный опыт // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сер-гиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 455.

Шумский и др. 2016 - Шумский В.Б., Уколова Е.М., Осин Е.Н., Лупан-дина Я.Д. Диагностика экзистенциальной исполненности: оригинальная русскоязычная версия теста экзистенциальных мотиваций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4 (13). С. 763-788. Blustcin, Guarino 2020 - Blustein D., Guarino P. Work and Unemployment in the Time of COVID-19: The Existential Experience of Loss and Fear // Journal of Humanistic Psychology. 2020. Vol. 60 (5). P. 702-709.

Huta 2016 - Huta V. Eudaimonia versus Hedonia: What Is the Difference? And Is It Real? // International Journal of Existential Psychology and Psychotherapy. Special Issue. Proceedings of the 2016 Meaning Conference. 2016. P. 1-8.

May 1977 - May R. The Meaning of Anxiety. NY.: Pocket Books, 1977.

Tomaszek, Muchacka-Cymerman 2020 - Tomaszek K., Muchacka-Cymerman A. Thinking about My Existence during COVID-19, I Feel Anxiety and Awe-The Mediating Role of Existential Anxiety and Life Satisfaction on the Relationship between PTSD Symptoms and Post-Traumatic Growth // International Journal of Environmental research and Public health. 2020. Vol. 17. P. 1-13.

Trzebinski et al. 2020 - Trzebinski J., Cabanski M, Czarnecka J. Reaction to the COVID-19 Pandemic: The Influence of Meaning in Life, Life Satisfaction, and Assumptions on World Orderliness and Positivity // Journal of loss and trauma. 2020. Vol. 25. Р. 554-557.

References

Allakhverdov, M.V. and Grishina, N.V. (2013), "Model' implitsitnoi teorii doveriya: Ehksperimental'naya proverka", Vestnik SPBGU, no. 4, pp. 2835.

Asmolov, A.G. (2015), "Psychology of Modernity: Challenges of Uncertainty, Complexity and Diversity", Psikhologicheskie issledovaniya [Electronic], no. 40 (8), available at: http://psystudy.ru (Accessed 2 May 2022).

Blustcin, D. and Guarino, P. (2020), "Work and Unemployment in the Time of COVID-19: The Existential Experience of Loss and Fear", Journal of Humanistic Psychology, vol. 60 (5), pp. 702-709.

Fakhrutdinova, L.R. (2013), "Impression, processing, and existential experience", in Zhuravlev, A.L. and Sergienko, E.A. (ed.), Chelovek, sub"ekt, lichnost' v sovremennoj psikhologii. Materialy Mezhdunarodnoj konferencii, posvyashennoj 80-letiyu A.V. Brushlinskogo [Man, subject, personality in modern psychology. Materials of the International Conference dedicated to the 80th anniversary of A.V. Brushlinsky], Institut psikhologii RAN, Moscow, Russia.

Fam, A.KH. (2015), "Individual features of choice in situations of varying significance", Ph.D. Thesis, Moscow State University, Moscow, Russia. Grishina, N.V. (2016), "Existential approach to well-being: empirical characteristics", Psikhologicheskie issledovaniya [Electronic], no. 9, available at: http://psystudy.ru (Accessed 2 May 2022).

Grishina, N.V (2015), "Existential psychology in search of development vector", Psikhologicheskie issledovaniya [Electonic], no. 42 (8), available at: http://psystudy.ru (Accessed 2 May 2022).

Huta, V. (2016), "Eudaimonia versus Hedonia: What Is the Difference? And Is It Real?", International Journal of Existential Psychology and Psychotherapy, special issue, Proceedings of the 2016 Meaning Conference, pp. 1-8. Kartasheva, Yu.V. and Grishina N.V. (2014), "Existential Correlators of Psychological Well-Being", Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakulteta psihologii SPBGU, vol. 3, pp. 57-62.

Krivtsova, S.V., Lehngle, A. and Orgler, K. (2009), "Existence Scale (Existenzscala) by A. Langle and K. Orgler", Ehkzistentsial'nyi analiz IEHAPPByulleten', no. 1, pp. 141-170.

Leont'ev, D.A. (2004), "The meaning of death: on the side of life", Ehkzistentsial'naya traditsiya: filosofiya, psikhologiya, psikhterapiya, no. 2 (5), pp. 40-50.

Leont'ev, D.A. (2015), "The Challenge of Uncertainty as a Central Problem in Personality Psychology", Psikhologicheskie issledovaniya [Electronic], no. 40 (8), available at: psystudy.ru (Accessed 2 May 2022). Leont'ev, D.A. and Mandrikova, E.Yu. (2005), "«The Existential Dilemma»: An Empirical Study of Personal Choice", Vestnik Moskovskogo Universiteta, no. 4, pp. 37-42.

May, R. (1977), The Meaning of Anxiety, Pocket Books, New York, NY, USA. Mokhov, V.A. and Babushkina, S.L. (2021), "Aspects of processing existential experience and its relationship with anxiety during the COVID-19 pandemic", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 4, pp. 24-40.

Osin, E.N. (2010), "Factor structure of the Russian version of MSTAT I by D. McLane", Psikhologicheskaya diagnostika, no. 2, pp. 65-86. Osin, E.N. and Leont'ev, D.A. (2020), "Brief Russian scales for diagnosing subjective well-being: psychometric characteristics and comparative analysis", Monitoring obshchestvennogo mneniya: ehkonomicheskie i sotsial'nye peremeny, no. 1, pp. 117-142.

Osin, E.N. and Rasskazova, E.I. (2013), "A short version of the hardiness test: psychometric characteristics and application in an organizational context", Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, no. 2, pp. 147-165.

Padun, M.A. and Kotel'nikova, A.V. (2008), "Modification of Basic Believes Scale by R. Yanoff-Bulman", Psikhologicheskii zhurnal, no. 4 (29), pp. 98-106.

Sergienko, S.K., Bodrov, V.A. and Pisarenko, Yu.E. (2003), Praktikum po inzhenernoi psikhologii i ehrgonomike: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [Workbook on engineering psychology and ergonomics: Textbook. university student manual], in Strelkov, Yu.K. (ed.), Akademiya, Moscow, Russia.

Shumskii, V.B., Ukolova, E.M., Osin, E.N. and Lupandina, Ya.D. (2016), "Diagnostics of existential fulfillment: the original Russian version of the test of existential motivations", Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ehkonomiki, no. 4 (13), pp. 763-788.

Skripkina, T. (2011), "The antinomy of trust in the world and trust in oneself in human existence", Problemy razvitiya i bytiya lichnosti, no. 3, pp. 111-131.

Sokolova, E.T. (2015), Klinicheskaya psikhologiya utraty YA [Clinical psychology of the loss of self], Smysl, Moscow, Russia.

Tomaszek, K. and Muchacka-Cymerman, A. (2020), "Thinking about My Existence during COVID-19, I Feel Anxiety and Awe-The Mediating Role of Existential Anxiety and Life Satisfaction on the Relationship between PTSD Symptoms and Post-Traumatic Growth", International Journal of Environmental research and Public health, vol. 17, pp. 1-13. Trzebinski, J., Cabanski, M. and Czarnecka, J. (2020), "Reaction to the COVID-19 Pandemic: The Influence of Meaning in Life, Life Satisfaction, and Assumptions on World Orderliness and Positivity", Journal of loss and trauma, vol. 25, pp. 554-557.

Zinchenko, V.P. (2007), "Tolerance to uncertainty: novelty or psychological tradition?", Voprosypsikhologii, no. 6, pp. 3-20.

Znakov, V.V. (2014), "Theoretical foundations of the psychology of understanding the multidimensional world of man", Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 16-29.

Информация об авторах

Владимир А. Мохов, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 12.599,3, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; vlmokhov@gmail.com

Светлана Л. Бабушкина, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; svetlana. babushkina@gmail.com

Information about authors

Vladimir A. Mokhov, Cand. of Sci. (Psychology), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; vlmokhov@gmail.com

Svetlana L. Babushkina, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; svetlana.babushkina@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.