Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ И ЕГО ФАКТОРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ И ЕГО ФАКТОРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1150
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МОЛОДЕЖЬ / SUBJECTIVE WELL-BEING / STUDENT PERIOD / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федотова Е. Е.

В статье приведены определение и описание структуры субъективного благополучия. Рассмотрены особенности молодых людей в студенческий период, связанные с их возрастом и социальной принадлежностью. Показано, что факторы, определяющие субъективное благополучие студентов, а также составляющие его компоненты, кроме статуса в обществе и возраста, касаются различных показателей: внешних (связанных с окружающей средой) и внутренних (включающих характеристики самого человека).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE WELL-BEING OF STUDENTS AND ITS FACTORS: THEORETICAL ANALYSIS

The article defines subjective well-being and describes its structure. The features of young people in the student period associated with their age and social status are shown in this article. It is also shown that the factors that determine subjective well-being and its components are not only the social status and age of students, but also different indicators: external (related to the environment) and internal (describing a person).

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ И ЕГО ФАКТОРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 63-69.

УДК: 159.923+159.922.6+316.66 DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.63-69

Е. Е. Федотова

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ И ЕГО ФАКТОРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1

В статье приведены определение и описание структуры субъективного благополучия. Рассмотрены особенности молодых людей в студенческий период, связанные с их возрастом и социальной принадлежностью. Показано, что факторы, определяющие субъективное благополучие студентов, а также составляющие его компоненты, кроме статуса в обществе и возраста, касаются различных показателей: внешних (связанных с окружающей средой) и внутренних (включающих характеристики самого человека).

Ключевые слова: субъективное благополучие; студенческий возраст; молодежь.

E. E. Fedotova

SUBJECTIVE WELL-BEING OF STUDENTS AND ITS FACTORS: THEORETICAL ANALYSIS

The article defines subjective well-being and describes its structure. The features of young people in the student period associated with their age and social status are shown in this article. It is also shown that the factors that determine subjective well-being and its components are not only the social status and age of students, but also different indicators: external (related to the environment) and internal (describing a person).

Keywords: subjective well-being; student period; youth.

На протяжении последних лет учеными активно изучается проблема субъективного благополучия, при этом должного единства в понимании его особенностей и структурных компонентов нет как среди отечественных (Р. М. Шамионов [1], Л. В. Куликов [2], Б. С. Братусь [3], А. В. Воронина [4], И. А. Джидарьян [5], О. А. Идобаева [6], П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова [7] и др.), так и зарубежных авторов (М. Аргайл [8], Н. Бредберн [9], Э. Динер [10], Э. Деси и Р. Райн [11], К. Рифф [12], М. Селигман [13], М. Чиксентмихайи [14] и др.). Вопреки этому в науке все же можно выделить два основных подхода к изучению благополучия: гедонистический и эвдемонистический. В первом, более близком нам подходе, субъективное благополучие определяется посредством удовольствия

и доминирования эмоций, положительных по знаку, во втором - с помощью осознанности в жизни, самореализации и личностного роста.

Подробное определение для субъективного благополучия дает Р. М. Шамионов. В соответствии с гедонистической тенденцией к интерпретации данного термина автор описывает его как «эмоционально-оценочное отношение человека к своей жизни, своей личности, взаимоотношениям с другими и процессам, имеющим важное для него значение с точки зрения усвоенных нормативно-ценностных и смысловых представлений о "благополучной" внешней и внутренней среде, выражающееся в удовлетворенности ею и ощущении счастья» [1, с. 77].

Важно сказать, что в большинстве гедонистических теорий авторы так или иначе

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, проект № МУ-5/2020.

© Федотова Е. Е., 2020

склонны понимать структуру субъективного благополучия как состоящую из трех основных компонентов: эмоционального самочувствия, счастья и удовлетворенности жизнью.

Эмоциональный компонент в структуре субъективного благополучия представлен эмоциональным самочувствием. В его контексте к числу главных показателей относится не только преобладание положительно направленных эмоциональных состояний над отрицательными, но и баланс между переживанием и проявлением эмоциональных состояний с разным знаком. При этом периодичность повторения эмоций, в отличие от степени их интенсивности, является более точным показателем для понимая эмоционального благополучия людей [15].

Эмоционально-когнитивным компонентом субъективного благополучия является счастье. Согласно мнению ряда авторов, данный феномен выступает состоянием, сопровождаемым высокой интенсивностью переживания эмоций положительной направленности. Так, например, Д. А. Леонтьев говорит о том, что «счастье представляет собой субъективное состояние максимально выраженных положительных эмоций» [16, с. 26]. При этом как оценка, так и ощущение счастья находятся в зависимости от множества разных факторов, среди которых доминирующее влияние отведено особенностям социальных отношений, в том числе с близкими людьми.

Когнитивный компонент в структуре субъективного благополучия представлен удовлетворенностью жизнью. Это понятие, согласно Л. А. Беляевой, представляет собой «объективно-субъективную характеристику условий существования человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своей жизни» [17, с. 34]. В отличие от показателей, основанных на эмоциональном восприятии, уровень удовлетворенности имеет большую устойчивость во времени и состоит из отношения людей к различным областям, которые охватывают в совокупности все стороны их жизни и формируют у них общую оценку.

Проблема субъективного благополучия, а также составляющих его сторон, находит свое отражение в исследованиях студенчества. Учитывая, что переживание благополучия является полностью субъективным, иначе говоря, связанным с объективной реально-

стью посредством отношения личности к ней, важно учитывать, помимо внешних показателей качества жизни респондентов, их субъективную оценку бытия. Так как исследовать всё индивидуальное многообразие особенностей восприятия людьми себя и окружающего мира невозможно, на наш взгляд, следует сосредоточиться на поиске особенностей субъективного благополучия, свойственных для отдельных социальных групп. Особый интерес в этом контексте для нас представляет такая группа, как студенческая молодежь. Анализу работ, направленных на изучение ее благополучия и, в частности, тех факторов, которые его определяют, посвящен наш теоретический обзор.

Внимание к благополучию студентов обусловлено рядом причин, среди которых многочисленность студенчества как группы населения, ее способность быстро реагировать на перемены, следующая из этого повышенная социальная инициативность, а также стратегическая ценность данной группы, вызванная ее профессиональной компетентностью, чувствительностью к инновациям, а также созидательным потенциалом.

Студенческий возраст является важным периодом в жизни человека. Согласно многим авторам, это время развития способностей, формирования мировоззрения и упрочнения личностных черт, время установления дружеских и интимных отношений и индивидуального обособления, а также время обретения физической, психологической, умственной и духовной зрелости студента [18-23].

Однако молодежь в студенческий период отличает, помимо совокупности различных возрастных характеристик, единый для всех представителей названной группы социальных статус. Из-за чего место студентов в обществе на фоне постепенного смягчения традиционных возрастных границ влияет на переживание ими благополучия в не меньшей степени, чем соответствующий жизненный этап [23].

К числу исследований, посвященных субъективному благополучию студентов, относится работа О. А. Идобаевой. Предложенная автором модель включает разные условия (особенности социальной ситуации развития), способствующие или препятствующие позитивному становлению личности на различных этапах онтогенеза: подростковом, юношеском, зрелом. В число данных особенностей

входят соответствующие возрасту психологические новообразования и особенности ведущей деятельности, а также эмоциональное благополучие, индивидуальные особенности личности и механизмы психологической защиты. Рассмотрим результаты данного исследования для юношей (чья выборка как раз была представлена студентами, средний возраст которых - 21 год). Согласно О. А. Идо-баевой, в данный период показателем психологического благополучия является процесс самоактуализации. Стремление не только к раскрытию своего потенциала, но и к его практическому применению на благо общества влияет на потребность самовыражения в труде, определяющую готовность молодого человека вступить во взрослую жизнь.

Среди психологических условий в юношеском возрасте эмоциональное благополучие также играет ключевую роль. В отличие от подростков, эмоциональное неблагополучие которых является итогом объективного противоречия их ценностей и социальной ситуации развития, эмоциональное неблагополучие юношей, согласно автору, зависит от того, насколько поздно у них были сформированы соответствующие возрасту новообразования, важные для успешной адаптации к различным внутренним и внешним переменам. Кроме того, согласно результатам, существенная часть студентов имеет недостаточный уровень сформированности основных психологических новообразований юношеского возраста, в числе которых развитая рефлексия, наличие жизненных планов, осознание собственной индивидуальности, активное развитие мировоззрения и прочее. Из-за чего, по мнению данного автора, склонность студентов в сторону психологического неблагополучия усиливает актуальность их сопровождения в процессе обучения для оказания психологической поддержки и своевременного нахождения различных способов преодоления проблем, препятствующих обретению психологического благополучия молодежью [24].

Возрастные особенности студентов также выступают одним из критериев оценки их благополучия. Так, С. А. Водяха, сопоставляя две группы студентов - до и после 30 лет, выявил между представителями молодого и среднего возраста значимые различия, связанные с более высоким уровнем психологического благополучия среди студентов в возрастном периоде от 30. Кроме того, исследуя

предикторы психологического благополучия в студенческом периоде, автор определил, что среди разных стратегий преодоления стрессовых обстоятельств к числу более эффективных способов для сохранения благополучия относятся самоодобрение и мышечная релаксация [25].

Согласно Е. Ю. Григоренко, в структуре общего психологического благополучия студентов (во всех подгруппах - гендерных и возрастных) сильнее выражены факторы, связанные с личностным ростом и позитивными отношениями с окружением, в то время как слабее остальных выражен фактор управления средой. Анализируя гендерные отличия студентов, автор отмечает, что девушки чувствуют себя более психологически благополучно, чем юноши на тех же курсах обучения. Сопоставление студентов первых курсов и вторых позволило Е. Ю. Григоренко определить, что второкурсники испытывают более высокий уровень благополучия, связанный с тем, что они не переживают дискомфорт, свойственный первокурсникам в начале их процесса обучения [26].

В соответствии с исследованием Г. А. Мо-нусовой, основанным на данных Европейского социального обследования, зависимость субъективного благополучия от возраста не является линейной ни в России, ни в других странах Европы. Согласно автору, благополучие меняется с возрастом £/-образно, иначе говоря, «у лиц среднего возраста удовлетворенность жизнью и ощущение счастья достигают наименьших значений внутри жизненного цикла» [27, с. 103]. Различия между Россией и другими странами связаны с тем, что в нашей стране субъективное благополучие у юношей заметно выше, чем у пожилых, тогда как в европейских странах пожилые граждане, наоборот, благополучны более, чем молодежь [27].

Согласно О. И. Даниленко, субъективное благополучие можно рассматривать в качестве показателя успешного преодоления студентами различных трудностей в рамках учебного процесса. К числу ресурсных личностных характеристик автор относит те из них, которые дают возможность подготовиться к сложным событиям заблаговременно. В исследовании студентов старших курсов разных специальностей автор находит связь между переживанием благополучия и всеми компонентами антиципационной состоятель-

ности, означающей степень готовности студентов к трудностям в учебе. При этом самым сильным прогностическим параметром для субъективного благополучия является предусмотрительность. Предусмотрительное поведение студента, связанное с использованием возможностей, которые предоставляет вуз, а также с поиском иных ресурсов для реализации своих намерений, как утверждает О. И. Да-ниленко, не только позволяет ему эффективно решать возникающие трудности, но и поддерживает в нем веру в светлое будущее, укрепляя субъективное благополучие [28].

Исходя из выбранной нами теоретической модели, будет целесообразным рассмотреть исследования не только общего психологического или субъективного благополучия студентов, но и работы, посвященные анализу возрастной или социальной специфики его отдельных составляющих.

Так, например, анализируя уровень удовлетворенности в разных сферах жизни, Г. А. Мо-нусова указывает на то, что молодежь в России в возрасте от 15 до 24 лет больше граждан старшего возраста довольна материальным положением и уровнем здоровья. Кроме того, в России с возрастом снижаются такие показатели, как оптимизм, связанный с восприятием перспектив, а также уважительное отношение к своему «Я» и позитивная самооценка. В связи с чем самочувствие исследуемой молодежи, особенно в сравнении со старшим поколением, соответствует высокому уровню субъективного благополучия. Однако так как удовлетворенность всеми сферами с возрастом демонстрирует тенденцию к снижению, в ходе взросления у молодежи стоит ожидать более низких показателей в различных областях [27].

Мониторинг качества жизни студентов, согласно Е. В. Чмыховой и Д. Г. Давидову, дает возможность выявить у них высокую оценку удовлетворенности такими областями, как саморазвитие, эмоциональный фон и состояние здоровья, а также низкую оценку таких показателей, как их финансовое положение, условия самореализации и безопасность [29].

Исследование взаимосвязей удовлетворенности жизнью студентов с компонентами психологического благополучия и психосоциальными факторами, организованное И. В. Сальниковой, определило обусловленные возрастом различия учащихся. Так, например, обратная связь удовлетворенности жизнью и

психосоциального стресса сильнее у студентов младших курсов, что объясняется тем, что учеба, вероятно, вызывает у них больше напряжения из-за незавершенного процесса адаптации. Более сильная прямая связь уровня удовлетворенности и отношений с окружающими найдена автором среди студентов младших курсов, которые, согласно ей, могут больше ценить общение и пока не испытывать кризис интимности, более характерный для студентов старших курсов. Наконец, для младших студентов удовлетворенность значимо связана с автономией, тогда как у старших студентов данной связи нет. Как утверждает автор, молодые люди после 20 меньше хотят освободиться от родительской опеки, так как уже имеют автономию и не воспринимают ее как условие для счастья. При этом связь уровня удовлетворенности и всех остальных факторов, исследованных И. В. Сальниковой, схожа у молодых людей студенческого возраста на младших и на старших курсах обучения [30].

Переходя к анализу работ, направленных на изучение эмоциональной сферы у студентов, отметим изучение возникновения так называемых «подлинных» эмоций в условиях образовательной среды, представленное Т. Н. Березиной. Согласно автору, больше всего подлинных положительных переживаний студенты ощущают в рамках внеучебной деятельности, в ходе участия в студенческих мероприятиях. Следующими по частоте переживания эмоций положительных по знаку являются вневузовские ситуации, связанные с общением с людьми или реализацией досуга у студентов. Наконец, реже всего подлинные состояния переживаются студентами в ходе учебы, предполагающей их концентрацию на получении знаний, а не переживании эмоциональных состояний. По мнению Т. Н. Березиной, отсутствие обилия различных положительных эмоций в рамках учебного процесса следует расценивать как показатель безопасности образовательной среды учреждения. При этом общее преобладание подлинных положительных переживаний у учащихся является в целом благоприятным показателем, активизирующим внутренний ресурс и улучшающим психологическое самочувствие студентов [31].

С. К. Летягина в своем исследовании, направленном на выявление взаимосвязей между эмоциональным самочувствием и меха-

низмами психологической защиты, указывает, что все респонденты независимо от возраста и пола в порядке убывания частоты их переживания испытывают следующие чувства: гедонические чувства удовольствия, сближающие чувства, чувства астенического типа и, наконец, меланхолические удаляющие чувства. При этом применение неконструктивных способов психологической защиты, вопреки представлению об оптимальном самочувствии студентов, на самом деле может привести к переживанию ими существенного напряжения. Так, например, чем больше юноши и девушки в проблемных ситуациях будут склоняться к механизмам замещения, регрессии и компенсации, тем вероятнее, что вместо ожидаемого эмоционального благополучия они будут переживать разные нежелательные чувства вновь и вновь. Однако при анализе различий автор отмечает, что лица женского пола больше способны на реалистичную оценку и конструктивное решение проблем без ощущения вызванного эмоциями дискомфорта [32].

Посредством ассоциативного эксперимента Н. В. Виничук выявила, что представление о счастье у студентов ориентировано в основном на ценности личностного благополучия, при достижении которых молодежь склонна рассчитывать на собственные силы, а не везение или успешный поворот судьбы. При этом среди девушек счастье ассоциируется в большей степени с наличием любви, взаимопонимания, семьи, здоровья близких и т. д. В то время как у юношей - в первую очередь с уверенностью, смыслом жизни, собственным здоровьем, свободой, независимостью и т. д. [33]. Определенные в данной работе представления, детерминированные гендерными стереотипами, в очередной раз подтверждают существующие среди молодых людей различия, связанные с их принадлежностью к какому-либо полу, из-за сложившихся особенностей социализации в культуре того общества, в котором мы живем.

Таким образом, все найденные особенности субъективного благополучия, согласно проанализированным авторам, определяются не только социальным положением и возрастом студентов, но и их гендером (полом), экономическим, семейным положением, чертами личности, спецификой различных социальных отношений, особенностями образовательной и иной окружающей среды.

При этом вопрос о структуре субъективного благополучия, а также о характере взаимосвязей его компонентов у молодых людей в студенческий период не раскрыт. В связи с чем на сегодняшний момент проблема субъективного благополучия студентов по-прежнему нуждается в подробном изучении, а также в более глубоком осмыслении имеющихся результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шамионов Р. М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности // Психологический журнал. - 2014. -№ 35 (4). - С. 68-81.

2. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью. // Общество и политика / ред. В. Ю. Большаков. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.

- С. 476-510.

3. Братусь Б. С. - Аномалии личности. - М. : Мысль, 1988. - 301 с.

4. Воронина А. В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 142-147.

5. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 268 с.

6. Идобаева О. А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного ун-та. - 2011. -№ 351. - С. 128-134.

7. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. -2005. - № 3. - С. 95-121.

8. Аргайл М. Психология счастья. - 2-е изд. -СПб. : Питер, 2003. - 271 с.

9. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. - Chicago : Aldine Pub. Co., 1969.

- 318 p.

10. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. - 1984. - № 95. - P. 542-575.

11. Deci E., Ryan R. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. -2008. - № 49. - P. 182-185.

12. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of personality and social psychology. - 1989. - № 57 (6). - P. 10691081.

13. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / пер. с

англ. Е. Межевич, С. Филина. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 440 с.

14. Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность. -«Альпина Диджитал», 1997. - 194 с.

15. Diener E. et al. Intensity and frequency: dimensions underlying positive and negative affect // Journal of personality and social psychology. - 1985. - № 48 (5). - P. 12531265.

16. Леонтьев Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. -2020. - № 1. - С. 14-37.

17. Беляева Л. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. - 2009. -№ 1. - C. 33-42.

18. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы чело-векознания / под ред. А.А. Бодалева - М. : Издательство «Институт практической психологии», 1996. - 384 с.

19. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., Просвещение, 1989. - 256 с.

20. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -М. : Логос, 2000. - 385 с.

21. Мелекесов Г. А. Аксиологизация педагогического образования студентов : монография. - Челябинск : ИПК ОГУ, 2000. - 170 с.

22. Возрастная психология: личность от молодости до старости : учеб. пособие / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова - М. : Педагогическое общество России, ИД «Ноосфера», 1999. -272 с.

23. Ильин Е. П. Психология взрослости. - СПб. : Питер, 2012. - 544 с.

24. Идобаева О. А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного ун-та. - 2011. -№ 351. - С. 128-134.

25. Водяха С. А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. -С. 70-74.

26. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его фак-

торы // Проблемы развития территории. -2009. - № 2. - С. 98-105.

27. Монусова Г. А. Субъективное благополучие и возраст: Россия в контексте международных сравнений // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества : сб. трудов в 4 т. -М. : Изд. дом ВШЭ, 2012. - Т. 3. - С. 98109.

28. Даниленко О. И. Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2018. - № 3 (24). - С. 264-268.

29. Чмыхова Е. В., Давыдов Д. Г. Возможности мониторинга качества жизни студентов // Качество образования, качество человеческого капитала, качество жизни : сб. докладов и статей Международной научно-практической конференции. Москва, 26 июня 2012. - 2012. - С. 255.

30. Сальникова И. В. Связь компонентов психологического благополучия и психосоциальных факторов с удовлетворенностью жизнью студенческой молодежи // Вестник университета. - 2014. - № 6. - С. 284-287.

31. Березина Т. Н. Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательной среды // Психолого-педагогические исследования. - 2013. - № 5 (1). - С. 41-50.

32. Летягина С. К. Половозрастные особенности взаимосвязей эмоционального благополучия и механизмов психологической защиты личности (на примере специалистов гуманитарной и технической направленности) // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 414-422.

33. Виничук Н. В. Гендерные различия представлений о счастье // Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. Материалы первой международной науч.-практ. конф. / под ред. Н. А. Кравцова, Р. В. Кадырова. - Владивосток : ВГМУ, 2009. - С. 83-86.

Информация о статье

Дата поступления 2 июня 2020 Дата принятия в печать 30 июня 2020

Article info

Received June 2, 2020 Accepted June 30, 2020

Сведения об авторе

Федотова Елизавета Евгеньевна - студент факультета психологии направления «Организация работы с молодежью», лаборант методического кабинета факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: [email protected].

Для цитирования

Федотова Е. Е. Субъективное благополучие студентов и его факторы: теоретический анализ // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 63-69. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.63-69.

About the author

Fedotova Elizaveta Evgenyevna - Student of the Psychology Department of the Direction "Organization of Work with Youth", Laboratory Assistant Methodical Room of the Psychology Department, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].

For citations

Fedotova E. E. The Subjective Well-Being of Students and its Factors: Theoretical Analysis. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 3, pp. 63-69. DOI: 10.24147/2410-6364. 2020.3.63-69. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.