Научная статья на тему 'Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса'

Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
988
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТУДЕНТ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / SUBJECTIVE WELL-BEING / STUDENT / PERSONALITY / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Виноградова Галина Александровна

В статье дан краткий анализ подходов к определению понятия «субъективное благополучие личности» и передана авторская точка зрения на данный вопрос. Представлены данные исследования субъективного благополучия студентов. По мнению автора, в условиях социально-экономического кризиса важно отслеживать основные показатели субъективного благополучия личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Виноградова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE WELL-BEING OF A PERSONALITY UNDER THE CONDITIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC CRUNCH

The paper gives a brief analysis of views on the concept «subjective well-being of a person». The author also shares her ideas on the issue. She presents the results of the research on students’ subjective well-being. In her opinion, it is crucial to follow the main factors of subjective well-being under the conditions of social and economic crunch.

Текст научной работы на тему «Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса»

УДК 159.9

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

SUBJECTIVE WELL-BEING OF A PERSONALITY UNDER THE CONDITIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC CRUNCH

© 2015

Г.А. Виноградова Тольяттинский государственный университет (Россия, Тольятти)

G.A.Vinogradova Togliatti State University (Russia, Togliatti)

В статье дан краткий анализ подходов к определению понятия «субъективное благополучие личности» и передана авторская точка зрения на данный вопрос. Представлены данные исследования субъективного благополучия студентов. По мнению автора, в условиях социально-экономического кризиса важно отслеживать основные показатели субъективного благополучия личности.

The paper gives a brief analysis of views on the concept «subjective well-being of a person». The author also shares her ideas on the issue. She presents the results of the research on students' subjective well-being. In her opinion, it is crucial to follow the main factors of subjective well-being under the conditions of social and economic crunch.

Ключевые слова: субъективное благополучие, студент, личность, психологическое благополучие.

Keywords: subjective well-being, student, personality, psychological well-being.

Во времена глобального экономического кризиса, который коснулся и России, очень важно определить, что является основанием внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, каким образом можно помочь личности в решении вопроса психологического благополучия. Необходимость этого возрастает, когда речь идет о молодежи. Нам было интересно посмотреть, насколько благополучной ощущает себя личность в кризисное время.

Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна, по мнению которого для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью [1]. Э. Динер ввел понятие «субъективное благополучие», которое включает в себя когнитивную (интеллектуальную оценку удовлетворенности различными сферами своей жизни) и эмоциональную (наличие плохого или хорошего настроения) стороны самопринятия [2]. Оба понятия широко использу-

ются, общепризнанное определение на данный момент отсутствует.

Существуют разные взгляды и на соотношение данных понятий. Одни исследователи субъективное благополучие рассматривают как составляющую психологического (Э. Динер, К. Рифф, А.Е. Со-зонтов, С.Ю. Семенов и др.), другие, напротив, психологическое благополучие - как часть субъективного (Н.К. Баха-рева, Л.В. Куликов, М.В. Соколова, Р.М. Шамионов и др.). В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные (Н. Брэдбёрн, Е.Н. Панина, Е.Е. Бочарова и др.).

С понятием «психологическое благополучие личности» соотносят целый ряд близких, но не тождественных по своему значению понятий, таких как «психическое здоровье», «качество жизни», «позитивный стиль жизни», «удовлетворенность жизнью», «эмоциональный комфорт», «счастье», «самоактуализирующаяся личность» и др. (Ш. Бюлер, В. Франкл, К. Роджерс, К. Рифф, А.В. Воронина, Б.С. Братусь, В.И. Гордеева, П.П. Фесенко, АН. Черепанова, Р.М. Шамионов, Л.В. Куликов и др.) [См.: 3].

Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса

На наш взгляд, субъективное благополучие - это прежде всего самоощущение, самочувствие, переживания личности, которые выражаются в удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью вообще и трудом в частности. Поскольку благополучие может быть материальным, физическим (самочувствие телесное) и духовным, психологическое благополучие лишь дополняет этот ряд и является составной частью субъективного благополучия. Можно выделить три основных уровня субъективного благополучия: высокий (позитивный), средний (нейтральный) и низкий (негативный). Субъективность благополучия проявляется в неодинаковости самоощущений, переживаний, самочувствия разных личностей, находящихся в сходных обстоятельствах и ситуациях. Поэтому в качестве гипотезы можно выдвинуть положение о том, что и в сложных условиях социально-экономического кризиса в обществе будут люди, имеющие высокий уровень субъективного благополучия и это, прежде всего, студенческая молодежь.

Объектом нашего исследования стало субъективное благополучие студентов.

Цель исследования - изучить особенности субъективного благополучия студентов.

Исследование было проведено среди студентов Тольяттинского государственного университета. Выборка составила 56 человек специальносей «Дизайн», «Психология» и «Физическая культура и спорт».

Была использована методика «Шкала субъективного благополучия», созданная в 1988 г. французскими психологами Перюде-Баду, Мендельсон и Шише. Шкала субъективного благополучия оценивает эмоциональный компонент субъективного благополучия в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества [3].

Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Данные, полученные в ходе исследования, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности ощущения субъективного благополучия студентами_

Показатели

Средние значения

Напряженность и чувствительность

10 + 3,18

Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику

11,55 + 3,94

Изменения настроения

4,36 + 2,22

Значимость социального окружения

6,15 + 2,56

Самооценка здоровья

5,89 + 3,45

Степень удовлетворенности повседневной деятельностью

11,59 + 3,41

Как видно из таблицы 1, высокий уровень выявлен по трем показателям: «напряженность и чувствительность», «признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику» и «степень удовлетворенности повседневной деятельностью». Это говорит о том, что испытуемым свойственны глубокие эмоциональные переживания по поводу происходящих в их жизни событий, способность понимать и выражать свои эмо-

ции, высокая эмоциональная культура. А высокий уровень выраженности показателя «степень удовлетворенности повседневной жизнью» свидетельствует об удовлетворенности испытуемых своей деятельностью. Низкий уровень показателя «изменение настроения» означает, что студенты испытывают дисбаланс положительных и отрицательных аффективных переживаний, отсутствие выраженной тревожности, депрессивных симптомов.

Г.А. Виноградова

Средний показатель уровня субъективного благополучия составил 3,4 (таблица 2). Это говорит о том, что у студентов преобладает умеренный уровень эмоционального комфорта. Студенты не испытывают серьезных эмоциональных

проблем, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением, эффективно действуют в условиях стресса.

Таблица 2

Показатели уровня субъективного благополучия студентов (в стенах)

Количество испытуемых

Показатели уровня субъективного благополучия (в стенах)

Показатели уровня субъективного благополучия (в процентах)

8

1

14,3

14,3

12

21,4

12

21,4

12

21,4

4

7,2

Среднее значение

3,4

8

2

3

4

5

6

Таким образом, у студентов преобладают средний и высокий уровни показателей субъективного благополучия личности. Результаты свидетельствуют о том, что студенты даже в условиях непростой социально-экономической ситуации в стране и мире воспринимают мир достаточно позитивно и верят в свои силы. Эмоциональные переживания студентов касаются в основном их

непосредственной жизни и деятельности. В целом молодые люди удовлетворены своей деятельностью и статусом в микросоциальном окружении. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Следующий предполагаемый этап нашей работы - изучение факторов, влияющих на субъективное благополучие личности.

Литература

1. Bradburn, N. The structure of psychological well-being. Description Chicago, Aldine Pub. Co.

1969.

2. Diner, E. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. -Р. 276-301.

3. Виноградова Г.А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности в коллективе. Тольятти, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.