Научная статья на тему 'Субъективное благополучие пожилых женщин с различным профессиональным прошлым'

Субъективное благополучие пожилых женщин с различным профессиональным прошлым Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
515
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / AGING / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL BACKGROUND / PERSONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрижицкая Ольга Юрьевна

Многие годы оставался дискуссионным вопрос о том, возможно ли развитие в период старения и какими ресурсами обладают пожилые люди. Согласно российской психологической парадигме, одним из таких специфических ресурсов является личный опыт и жизненный путь человека. Говоря психологическим языком, этот опыт воплощается в личных стратегиях, специфических когнитивных тактиках, социальных и личностных стереотипах и многих других эффектах. Различные сферы, в которых происходит самоактуализация, формируют определенные психологические паттерны и могут в какой-то мере влиять на процесс старения, в частности на психологическое благополучие. Среди сфер, играющих существенную роль в жизни взрослого человека, одно из первых мест занимает профессиональная сфера. Именно поэтому нам кажется логичным предположение о том, что профессиональное прошлое может влиять на психологическое благополучие в период старения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective well-being of aging women with different professional background

For many years an issue of development in aging and resources of old people have been discussed. According to Russian psychological paradigm, one of those sources is personal background and life experience. In terms of psychology this experience turns into personal strategies, specifi c cognitive tactics, social and personal stereotypes and many other eff ects. Different life spheres in which one’s self-actualization occurs also lead to a formation of certain psychological patterns and can exercise some influence on aging processes and, in particular, on psychological well-being. Among these spheres that play important role for an adult professional field ranks the first. As a result we found it logical to expect some changes related to professional background to affect psychological well-being in aging.

Текст научной работы на тему «Субъективное благополучие пожилых женщин с различным профессиональным прошлым»

УДК 159.923

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2012. Вып. 4

О. Ю. Стрижицкая

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОШЛЫМ

Старение является общей закономерностью, характеризующей современное мировое сообщество. По данным ООН за 2011 г., уже сегодня пожилые люди составляют от 12 до 18% населения, и по прогнозам эта цифра будет расти. Пожилой возраст — один из самых трудных периодов жизненного пути человека. По мнению ряда авторов, в этот период все социальные функции человека сворачиваются: он прекращает свою трудовую деятельность, теряет признание и авторитет, начинает чувствовать свою психологическую изоляцию. Б. Нойгартен показала, что возраст 50-60 лет является важным поворотным пунктом для личности, периодом пика интроспекции и рефлексии [1]. В этот период важную роль играет «Я», выступая ресурсом для преодоления физических изменений и возможных социальных стрессов [1-5]. Согласно другим исследованиям, люди с хорошо развитой идентичностью и чувством «Я» способны эффективно функционировать [6; 7], а также эффективно регулировать эмоции [8-10] и справляться с изменениями во многих сферах [11-14].

Согласно концепции Б. Г. Ананьева [1], в процессе развития личность может выступать как субъект познания, общения, труда и других производных видов деятельности. Существенной особенностью взрослой личности как субъекта жизни является её способность переходить к самодетерминации развития, а главное — к созданию собственной среды развития [2; 3; 15-17]. Деятельность, в которую включен человек на протяжении многих лет своей жизни, также может накладывать определенный отпечаток на особенности его психического функционирования [18; 19].

При рассмотрении роли профессиональной деятельности и личности в развитии взрослого человека необходимо понимать, что взаимодействие этих двух сил не является лишь антагонистическим противодействием биологического и социального. Как отмечал Б. Г. Ананьев, в своем развитии человек не является пассивным носителем обстоятельств. Это позволяет нам предположить, что результатом такого взаимодействия становятся новые когнитивные схемы и паттерны поведения, конвергирующие требования среды и направленности, особенности личности. Таким образом, мы приходим к мысли о том, что в процессе овладения профессией и профессионального развития человек реструктурирует не только собственно профессиональные качества, но и более широкий круг личностных характеристик.

Выход на пенсию и завершение профессиональной деятельности традиционно рассматриваются как нормативный кризис периода старения. Его классическими признаками являются необходимость реорганизации собственного времени, поиска новых смыслов, интересов и форм активности. Тем не менее множество современных исследований показывают, что «производные» завершения профессиональной деятельности не так однозначны, как мы могли бы предположить [20-22]. С одной стороны, исследования молодежи и взрослых людей показали, что такие факторы, как работа, заработок

© О. Ю. Стрижицкая, 2012

53

и т. п., имеют весомое психологическое значение [21]. Однако похожие исследования на пожилых людях привели к неоднозначным результатам. Например, было показано, что наличие работы после достижения пенсионного возраста ассоциируется с большей удовлетворенностью жизнью [20], другие же исследования свидетельствуют о том, что наличие работы в возрасте 60-96 лет [23], а также ее количество [24] не связаны с удовлетворенностью жизнью.

Более поздние исследования данного противоречия, например у П. Уорр [21], показали, что одним из неучтенных ранее факторов, возможно, является роль субъективной позиции и активности человека в процессе адаптации к выходу на пенсию. Отсутствие работы традиционно оказывает значимый негативный эффект на субъективное благополучие.

Термин «психологическое благополучие» (psychological well-being) получил широкое признание в зарубежной психологии (см., напр.: [25]). В настоящее время существует несколько концепций психологического благополучия, авторы которых пытаются раскрыть и описать этот феномен. Разработка понятия психологического благополучия была осуществлена такими авторами, как Н. Брэдберн, Р. Райан и Э. Дэси, К. Рифф, Э. Динер, А. С. Уотерман (см. об этом: [25]).

Большинство современных исследователей сходятся в том, что субъективное благополучие связано с формированием позитивного образа «Я». Можно предложить следующее определение субъективного благополучия: Субъективное благополучие объединяет широкую категорию феноменов, включающую эмоциональные реакции людей, удовлетворенность отдельными сферами жизни, а также глобальную удовлетворенность жизнью. Этот фактор рассматривается как одна из составляющих выбора конструктивного пути развития на поздних этапах онтогенеза и сохранения активности.

В 2002 г. на Второй Всемирной ассамблее по проблемам старения был принят «Мадридский международный план действий», который призвал к радикальным изменениям нашего образа мысли по вопросу о старении и пожилых людях. Было признано, что пожилые люди являются мощным, но неиспользованным ресурсом общества, и выдвинуты рекомендации о том, каким образом можно приспособиться к стареющему миру и построить общество всех возрастов.

Исходя из существующих на сегодняшний день данных, можно говорить о том, что профессиональная деятельность вносит существенный вклад в субъективное благополучие личности как взрослого, так и пожилого человека. Однако механизмы, регулирующие такой вклад, вероятно, с возрастом меняются. Например, во многих геронтологи-ческих исследованиях не разграничиваются люди, решившие не работать добровольно, и те, кто остался без работы в силу обстоятельств. Традиционное описание профессионального статуса (например, трудоустроенный, пенсионер и т. д.) в отношении субъективного благополучия пожилых людей оказывается неинформативным.

В данной работе мы исходили из того, что личность пожилого и старого человека отражает как биологические и социальные, так и профессиональные особенности развития индивидуума. Несмотря на возрастающий интерес к периоду геронтогенеза, вопрос о том, какую роль оказывают профессиональное развитие и деятельность человека на его психическое функционирование и переживание субъективного благополучия, остается недостаточно изученным.

Метод. Выборкой в данном исследовании были 80 женщин в возрасте от 64 до 78 лет (M=72), вышедшие на пенсию, не имеющие существенных проблем со здоровьем.

54

В соответствии с профессиональным прошлым испытуемые были поделены на 2 равные группы: 1) бывшие преподаватели — образование высшее гуманитарное, возраст 70-78 лет (М=73); 2) бывшие инженеры — образование высшее техническое, возраст 64-76 лет (М=70).

Для выявления особенностей субъективного благополучия использовалась методика «Субъективное благополучие» К. Рифф в адаптации Л. В. Жуковской [26], включающая в себя шесть шкал: Автономия, Управление окружающей средой, Личностный рост, Позитивные отношения с окружающими, Цели в жизни, Самопринятие. Личностные особенности исследовались с помощью личностного опросника Р. Кеттелла (16 PF), совладающее поведение — с помощью копинг-теста Р. С. Лазаруса.

Важной составляющей субъективного благополучия и состояния пожилого человека является его здоровье. В качестве соответствующего показателя в данном исследовании использовалась анкета «Психофизиологическое состояние гериатрического пациента». Также учитывались результаты «Гериатрической шкалы депрессии» (анкета определения качества жизни: оценка своего здоровья, бытовых проблем, материального благополучия и удовлетворённости социальным взаимодействием).

Анализ данных. Сравнительный анализ уровневых показателей в выделенных группах показал, что в целом для обеих групп характерен достаточно высокий уровень субъективного благополучия по всем исследуемым параметрам, что согласуется с данными западных исследователей. Тем не менее было обнаружено, что для группы «преподавателей» характерен более высокий уровень субъективного благополучия, в первую очередь за счет таких показателей, как «Управление средой» (М1=.68, М2=.59) и «Личностный рост» (М1=.71, М2=.59).

Можно предположить, что более высокие показатели по данным компонентам у преподавателей обусловлены тем, что одной из компетенций преподавателя является тесный и эффективный контакт с широким кругом людей, что, в свою очередь, требует как саморазвития, так и развития способности регулировать и структурировать на субъективном уровне окружающий мир.

Сравнительный анализ предпочитаемых стратегий совладания также позволил выявить некоторые различия между изучаемыми группами. Были обнаружены различия в использовании таких стратегий, как конфронтативный копинг, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство — избегание. Было выявлено, что подгруппа инженеров в целом чаще использует различные стратегии совладания, как конструктивные, так и деструктивные. В подгруппе педагогов активно используемыми оказались лишь стратегии «Самоконтроль», «Принятие ответственности» и «Планирование решения проблемы». Учитывая данные, полученные с помощью предыдущих методик, в качестве возможного объяснения можно допустить, что профессиональной особенностью педагогов является развитая система саморегуляции.

Анализ уровневых показателей по методике Кеттелла позволил выделить различия между профессиональными группами пенсионеров. В группе инженеров более выраженными оказались такие факторы, как подозрительность, практичность, конформизм и низкий самоконтроль. Для подгруппы педагогов более характерными оказались доверчивость, развитое воображение, нонконформизм и высокий самоконтроль. Это позволяет предположить, что личностная структура «педагогов» отличается большей гибкостью, с одной стороны ^ — «доверчивость — подозрительность», М — «практичность — развитое воображение», Q2 — «конформизм — нонконформизм»), и более

55

развитой системой саморегуляции — «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль») — с другой. Можно предположить, что такие особенности уровневой структуры личности обусловлены профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, так как педагогическая деятельность ориентирована на систему человек — человек и более нацелена на самопознание и саморазвитие.

Корреляционный анализ. Уровневые показатели компонентов субъективного благополучия подтвердили нашу гипотезу о том, что переживание субъективного благополучия зависит от профессионального статуса. Также нами были получены различия по личностным факторам и стратегиям совладающего поведения.

Мы предположили, что высокий уровень субъективного благополучия, характерный для нашей выборки, обеспечивается различными психологическими механизмами, в зависимости от профессионального прошлого. Корреляционный анализ показал, что структура параметров субъективного благополучия и рассматриваемых личностных характеристик различается у «преподавателей» и «инженеров» (данные представлены в табл. 1 и 2).

Таблица 1

Корреляционный анализ показателей субъективного благополучия и личностных характеристик в подгруппе «инженеры»

Б I М N Q1 Q2 Q3 Q4 Планирование решения проблемы

Автономия

Управление средой -.27* -.28* -.23*

Личностный рост -.26* .24*

Отношения с окружающими -.255*

Цели в жизни -.24*

Самопринятие .26* -.235*

Таблица 2

Корреляционный анализ показателей субъективного благополучия и личностных характеристик в подгруппе «педагоги»

СФ Депрессия А С Q2 Q4 Конфронта-тивный копинг Принятие ответственности Избегание

Автономия

Управление средой -.28* -.27* -.25* -.28*

Личностный рост -.29* .26* .28* -.29*

Отношения с окружающими -.27*

Цели в жизни

Самопринятие

СФ — соматический фактор; депрессия — показатель по гериатрической шкале депрессии.

56

Полученные данные свидетельствуют о том, что параметры субъективного благополучия у пожилых преподавателей взаимосвязаны с большим количеством личностных характеристик и психосоматических показателей, однако вся корреляционная структура фокусируется вокруг двух параметров — «Управление средой» и «Личностный рост». Как отмечалось выше, именно по этим двум параметрам «преподаватели» существенно опережают «инженеров». Помимо этих двух параметров, в корреляционную структуру также включен параметр «Позитивные отношения с окружающими».

Было обнаружено, что параметр «Управление средой» образует корреляционную систему с такими личностными показателями, как факторы А (замкнутость) и Q4 (напряжённость); была также выявлена отрицательная корреляция с показателями субъективного соматического здоровья. При этом связи с факторами «замкнутость» и «напряжённость» могут быть обусловлены тем, что, будучи специалистами системы «человек — человек», преподаватели сталкиваются с необходимостью структурирования межличностных отношений, как желаемых, так и входящих в служебные обязанности.

Таким образом, можно предположить, что поддержание высокого уровня управления средой требует определённых внутренних затрат. При этом корреляционные связи с совладающими стратегиями («принятие ответственности» и «бегство — избегание») носят противоречивый характер, и это может свидетельствовать в пользу того, что «управление средой» требует от педагогов существенных психологических усилий.

Другую корреляционную систему образуют параметр «Личностный рост» и такие характеристики, как оценка по шкале депрессии, нонконформизм и конфронтативный копинг. Можно предположить, что для группы педагогов «личностный рост» связан с активными преобразованиями себя и внешней ситуации. Отношения с окружающими связаны с эмоциональной неустойчивостью. Такую взаимосвязь можно трактовать по-разному. На наш взгляд, возможно, что субъективно отношения с окружающими рассматриваются как позитивные в тех случаях, когда человек может вести себя с окружающими непосредственно в эмоциональном плане.

Несмотря на ограничения, накладываемые небольшим объемом выборки и относительно небольшим перечнем рассматриваемых личностных характеристик, бросается в глаза, что каждый параметр субъективного благополучия образует некую отдельную систему с личностными характеристиками. Такая картина характерна как для группы «преподавателей», так и для группы «инженеров».

Корреляционный анализ параметров субъективного благополучия, личностных и психосоматических характеристик выявил в группе «инженеры» иную картину, нежели у преподавателей.

В первую очередь хочется отметить, что в группе инженеров удалось выявить корреляционные связи со всеми параметрами субъективного благополучия, за исключением «Автономии». Во-вторых, особенностью полученных данных является отсутствие корреляций с показателями депрессии и соматического здоровья. Как и в группе преподавателей, можно отметить, что каждый из параметров субъективного благополучия образует собственную систему. Несмотря на то, что почти для всех параметров были выявлены корреляционные связи с личностными показателями, в качестве основных хотелось бы выделить «Управление средой», «Личностный рост» и «Самопринятие». Интересно отметить, что «Управление средой» и «Личностный рост», оказавшиеся основными корреляционными системами в обеих группах, взаимосвязаны там с разными личностными характеристиками.

57

Из табл. 1 видно, что субъективное благополучие в профессиональной группе «инженеры» обеспечивается различными факторами. Так, «Самопринятие» коррелирует с фактором Б — «экспрессивность» и N — «развитое воображение». Таким образом, можно предположить, что самопринятие как компонент субъективного благополучия связано со способностями человека непосредственно и нестандартно подходить к ситуации, проявлять свои переживания и обладать, в некоторой степени, творческим подходом к жизни.

«Управление средой» взаимосвязано с такими факторами, как жестокость, робость, консерватизм, что может свидетельствовать о достаточно негибком стиле взаимодействия со средой.

Были обнаружены взаимосвязи компонента «Личностный рост» с Q3 и со стратегией планирования решения проблем. Аналогично компоненту «Самопринятие» личностный рост, по полученным нами данным, связан с низким самоконтролем, т. е. предполагает гибкую систему отношения к саморазвитию.

Компонент «Цели в жизни» взаимосвязан с фактором Q2 — «конформизм». Можно предположить, что представители данной группы ориентируются на внешние, социально желательные цели и, вероятно, в процессе жизни интериоризируют их.

Кроме того, была обнаружена корреляционная связь компонента позитивных отношений с окружающими и фактора Q3 — «высокий самоконтроль».

Таким образом, можно сказать, что субъективное благополучие в группе «инженеры» обеспечивается за счёт системы личностных качеств, отличающейся некоторой степенью регламентированности.

Сравнивая структуры взаимосвязей двух профессиональных групп, можно сказать, что у инженеров субъективное благополучие взаимосвязано в первую очередь со свойствами личности и стратегиями совладания. При этом в структуре представлены 5 из 6 компонентов субъективного благополучия. В группе педагогов можно наблюдать более широкий круг параметров, взаимосвязанных с компонентами субъективного благополучия, таких как переживание депрессии и соматический показатель. В структуру взаимосвязей вошли лишь те компоненты, которые по уровневым показателям значимо отличались от группы инженеров. В целом можно сказать, что субъективное благополучие у педагогов отражает более широкий круг переживаний, нежели у инженеров.

Итак, мы видим, что субъективное благополучие, в зависимости от профессионального статуса, взаимосвязано с разными личностными компонентами и жизненными стратегиями. У инженеров субъективное благополучие связано преимущественно с личностными факторами, а у педагогов — как с личностными факторами, так и с субъективными переживаниями соматического состояния и совладающим поведением.

Выводы. Анализ субъективного благополучия в период геронтогенеза у женщин показал, что, основываясь на уровневых показателях компонентов, исследуемых женщин можно охарактеризовать как субъективно благополучных с незначительным акцентом на позитивных отношениях с окружающими. Это согласуется с данными различных исследователей (Эриксон, Торнстам) о переориентации человека с себя на окружающих в процессе освоения жизненного пути.

Проведенный сравнительный анализ уровневых показателей подтвердил нашу первоначальную гипотезу о том, что различия в профессиональной направленности обнаружат различия и в компонентах субъективного благополучия. Так, компоненты «Личностный рост» и «Управление средой» получили более высокие оценки в группе

58

педагогов, хотя обе группы продемонстрировали достаточно высокий уровень субъективного благополучия.

Структурный анализ субъективного благополучия показал, что профессиональные особенности сказываются также на тех личностных ресурсах и механизмах, которые используют испытуемые. Так, инженеры продемонстрировали более строгую и жесткую структуру, а в группе педагогов было выявлено больше компонентов, связанных с эмоциональной сферой.

Обсуждение результатов. Проведенное исследование, безусловно, не претендует на всеобъемлющее объяснение роли профессиональной деятельности в развитии личности человека и активизации ресурсов в пожилом и старческом возрасте. Тем не менее полученные данные позволяют наметить новые направления в изучении личностных ресурсов в период старения. Несмотря на небольшой объем выборки, результаты исследования говорят о том, что пожилые люди в зависимости от профессионального прошлого по-разному задействуют внутренние ресурсы. Это открывает новые возможности не только в работе с пожилыми людьми, но и на предшествующих этапах развития, позволяя формировать более адаптивные поведенческие стратегии.

Литература

1. Neugarten B. Middle Age and Ageing. Chicago: The University of Chicago Press, 1975.

2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва; Воронеж, 1996.

3. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974. С. 33-39.

4. Blanchard-Fields F., Baldi R., Stein R. Age Relevance and Context Effects on Attributions across the Adult Lifespan // International Journal of Behavioral Development. 1999. N 23 (3). Р. 665-683.

5. Datan N., Rodeheaver D., Hughes F. Adult Development and Aging // Annual Review of Psychology. 1987. Vol. 38. P. 153-180.

6. Lachman M. E. Development in midlife // Annual Review of Psychology. 2004. Vol. 55. P. 305-331.

7. Bertrand R., Lachman M. E. Personality development in adulthood and old age // Lerner R. M., Easterbrooks M. A., Mistry J. (Eds.). Comprehensive Handbook of Psychology. Vol. 6. Developmental Psychology. New York: Wiley, 2002.

8. Alwin D. F., Wray L. A. A life-span developmental perspective on social status and health // Journal of Gerontology: Psychological Sciences and Social Sciences. 2005. Spec. N 2. P. 7-14.

9. Heckhausen J., Wrosch C., Fleeson W. Developmental regulation before and after a developmental deadline: The sample case of «biological clock» for child-bearing // Psychology and Aging. 2001. Vol. 16. P. 400-413.

10. Alea N., Bluck S., Semegon A. Young and Older Adults' Expression of Emotional Experience: Do Autobiographical Narratives Tell a Different Story? // Journal of Adult Development. 2004. Vol. 11, N 4. P. 235-250.

11. Steel P., Schmidt J., Shultz J. Refining the Relationship Between Personality and Subjective Well-Being // Psychological Bulletin. 2008. Vol. 134 (1). P. 138-161.

12. Стрижицкая О. Ю. 9-й региональный азиатско-океанический конгресс по геронтологии и гериатрии (GER0-2011), Мельбурн, Австралия, 23-27 октября 2011 г. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. 2011. № 4. С. 79-80.

13. Löckenhoff C. E., Carstensen L. L. Socioemotional selectivity theory, aging, and health: The increasingly delicate balance between regulating emotions and making tough choices // Journal of Personality. 2004. Vol. 72. P. 1395-1424.

14. Eccles J. S. Agency and Structure in Human Development // Research in Human Development. 2008. Vol. 5 (4). P. 231-243.

59

15. Дерманова И. Б. Субъект и субъектность в структуре свойств человека: попытка комплексного подхода // Акмеология. 2010. № 3. С. 106-116.

16. Коржова Е. Ю. Концепция познания человека как субъекта жизнедеятельности // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всерос. съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: в 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. Т. 4. С. 120-124.

17. Кулешова Л. Н., Стрижицкая О. Ю. Активность личности как потенциал развития в период поздней взрослости // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. № 4. С. 111-119.

18. Головей Л. А., Манукян В. Р., Петраш М. Д. Соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека // Акмеология. 2009. № 4. С. 31-39.

19. Петраш М. Д. Становление человека как субъекта деятельности в разные периоды взрослости // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. № 4. С. 103-110.

20. Jahoda M. Employment and unemployment: A social psychological analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

21. Warr P., Butcher V., Robertson I., Callinan M. Older people's well-being as a function of employment, retirement, environmental characteristics and role preference // British Journal of Psychology. 2004. Vol. 95. P. 297-324.

22. Vallerand R. J., Paquet Y., Philippe F. L., Charest J. On the Role of Passion for Work in Burnout: A Process Model // Journal of Personality. 2010. Vol. 78. P. 289-312.

23. George L. K., Okun M. A., Landerman R. Age as a moderator of the determinants of life satisfaction // Research on Aging. 1985. Vol. 7. P. 209-233.

24. Harlow R. E., Cantor N. Still participating after all those years: A study of life task participation in later life // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. Vol. 71. P. 1235-1249.

25. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 1069-1081.

26. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82-93.

Статья поступила в редакцию 28 мая 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.