Научная статья на тему 'Современные европейские направления исследований психологии старения'

Современные европейские направления исследований психологии старения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1083
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ / PSYCHOLOGY OF AGING / СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MODERN RESEARCH / КОГНИТИВНОЕ СТАРЕНИЕ / COGNITIVE AGING / РЕЧЬ В ПЕРИОД СТАРЕНИЯ / LANGUAGE AND AGING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрижицкая Ольга Юрьевна, Хункос-Рабадан Онесимо

Статья представляет собой аналитический обзор современных испанских работ, затрагивающих проблемы старения. Приводятся полученные в последние годы данные о возрастном изменении когнитивных функций, в том числе речи. Излагаются результаты исследований, посвященных феномену прескевю (ТоТ) и различным подходам к его изучению в испанской психогеронтологии, рассматриваются различные факторы и механизмы, объясняющие данный феномен, а также его возрастная динамика. Представлен обзор исследований, посвященных социальному взаимодействию в период старения, в частности проблемам межпоколенного взаимодействия и взаимодействия со сверстниками. Современные испанские разработки соотносятся с исследованиями, имеющимися в отечественной психологии. В статье также уделяется внимание скандинавскому опыту изучения долгожителей. Приводятся современные взгляды на роль профессиональной деятельности в психологическом благополучии пожилого человека, сравнивается отечественный и зарубежный взгляд на данную проблему. Библиогр. 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIRECTIONS IN EUROPEAN PSYCHOLOGY OF AGING

The paper is dedicated to modern directions in Spanish psychology of aging. Paper presents studies devoted to phenomenon of Tip-of -the-Tongue (ToT) and different approaches to this concept in Spanish research. It is shown, that in aging ToT phenomenon can be explained by different causes, though there is no final mechanism described. Also paper describes age dynamics. Followed up by a brief description of cognitive research in aging in Spain, paper points out that, according to those studies, one of the major effects in efficacy of cognitive aging is played by education. In the article emphasis is made on similarities of Russian and Spanish approaches to understanding of aging specifics. Also, German and Scandinavian researchers are considered. Importance is given to longevity studies in Scandinavia and comparison of approaches to the problem in Russian and Western psychological schools. Another topic, discussed in the paper, is the problem of social involvement and interactions in aging. In this part 3 aspects of social life in aging are described. First, characteristics of social need in aging, in particular, high variability of life courses and as a consequence differences in need for interaction, communication, involvement, etc. Second, transgenerational relationships are described. In this part, studies devoted to diff erent role of maternal and parental grandfathers is described. And third aspect described, is romantic and sexual relationships among aging people with accent on role and significance of this kind of relationships in old and very old age. Refs 11.

Текст научной работы на тему «Современные европейские направления исследований психологии старения»

УДК 159.922

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2014. Вып. 2

О. Ю. Стрижицкая, О. Хункос-Рабадан

СОВРЕМЕННЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИИ СТАРЕНИЯ

Статья представляет собой аналитический обзор современных испанских работ, затрагивающих проблемы старения. Приводятся полученные в последние годы данные о возрастном изменении когнитивных функций, в том числе речи. Излагаются результаты исследований, посвященных феномену прескевю (ТоТ) и различным подходам к его изучению в испанской психогеронтологии, рассматриваются различные факторы и механизмы, объясняющие данный феномен, а также его возрастная динамика. Представлен обзор исследований, посвященных социальному взаимодействию в период старения, в частности проблемам межпоколенного взаимодействия и взаимодействия со сверстниками. Современные испанские разработки соотносятся с исследованиями, имеющимися в отечественной психологии.

В статье также уделяется внимание скандинавскому опыту изучения долгожителей. Приводятся современные взгляды на роль профессиональной деятельности в психологическом благополучии пожилого человека, сравнивается отечественный и зарубежный взгляд на данную проблему. Библиогр. 11.

Ключевые слова: психология старения, современные исследования, когнитивное старение, речь в период старения.

O. Yu. Strizhitskaya, O. Juncos-Rabadan

MODERN DIRECTIONS IN EUROPEAN PSYCHOLOGY OF AGING

The paper is dedicated to modern directions in Spanish psychology of aging. Paper presents studies devoted to phenomenon of Tip-of -the-Tongue (ToT) and different approaches to this concept in Spanish research. It is shown, that in aging ToT phenomenon can be explained by different causes, though there is no final mechanism described. Also paper describes age dynamics. Followed up by a brief description of cognitive research in aging in Spain, paper points out that, according to those studies, one of the major effects in efficacy of cognitive aging is played by education. In the article emphasis is made on similarities of Russian and Spanish approaches to understanding of aging specifics. Also, German and Scandinavian researchers are considered. Importance is given to longevity studies in Scandinavia and comparison of approaches to the problem in Russian and Western psychological schools. Another topic, discussed in the paper, is the problem of social involvement and interactions in aging. In this part 3 aspects of social life in aging are described. First, characteristics of social need in aging, in particular, high variability of life courses and as a consequence differences in need for interaction, communication, involvement, etc. Second, transgenerational relationships are described. In this part, studies devoted to different role of maternal and parental grandfathers is described. And third aspect described, is romantic and sexual relationships among aging people with accent on role and significance of this kind of relationships in old and very old age. Refs 11.

Keywords: psychology of aging, modern research, cognitive aging, language and aging.

Старение населения является одной из актуальнейших проблем современной науки. Уже сегодня процент пожилого населения (65+) составляет 18-25%. По дан-

Стрижицкая Ольга Юрьевна — кандидат психологических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; o.strizhitskaya@psy.spbu.ru

Хункос-Рабадан Онесимо — Ph.D., профессор, Университет Сантьяго-де-Компостела, Испания, 15780, Сантьяго-де-Компостела, Хосе Мария Суарес Нуньес, Кампус Вида; onesimo.juncos@usc.es

Strizhitskaya O. Yu. — Ph.D. of psychological sciences, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; o.strizhitskaya@psy.spbu.ru

Juncos-Rabadan O. — Ph.D. of Psychology, professor, Faculty of Psychology and Education, University of Santiago de Compostela, Calle Xose Maria Suarez Nunez, s/n. Campus Vida, Santiago de Compostela, 15782, Spain; onesimo.juncos@usc.es

66

ным аналитиков, эта цифра будет лишь увеличиваться и к 2040 г. может достигнуть в отдельных странах Европы 45-50% [1].

Среди стран с существенной долей старшего поколения одну из ведущих позиций занимает Испания, в связи с чем исключительный интерес представляют разнообразные испанские исследования в области старения.

Испанские исследования охватывают широкий круг проблем, имеющих важное значение для сохранения психической активности в пожилом и старческом возрасте, однако особый интерес для нас представляет направление, посвященное проблемам речи и языка. Классическим для отечественной психологии является заключение Б. Г. Ананьева и Е. Ф. Рыбалко о том, что речь представляет собой центральный механизм сознательной регуляции, роль которой возрастает в период геронтогенеза. Впрочем, в последнее время число отечественных исследований в этой области невелико.

Одной из проблем, на решение которых направлено значительное число работ, является так называемая проблема «прескевю» (Т1р-о/-Ше-Тощие, или ТоТ). Речь идет об ограниченном доступе к определенным хорошо знакомым человеку словам или именам. Существующие концепции предлагают различные объяснения данного явления. Так, одно из возможных объяснений связано с частотой использования слов [2]. Другая версия предполагает, что подобного рода проблемы чаще встречаются у людей с большим словарным запасом [3]. В противовес последней версии ученые из Университета Сантьяго-де-Компостела показали, что большой словарный запас позитивно сказывается на сохранности речевых функций [4], и это в целом согласуется с отечественными исследованиями Н. Ф. Рыбалко. В последние годы всё большее внимание западных исследователей привлекает связь между особенностями работы когнитивных функций и специфическими изменениями речевых функций, обусловленными возрастной динамикой. На сегодняшний день общепризнанным является снижение оперативной и вербальной памяти с возрастом, однако исследования метакогнитивных процессов последних лет не позволяют однозначно объяснять механизмы таких изменений. Так, остается открытым вопрос о степени интерференции когнитивных и метакогнитивных процессов, которая могла бы объяснить затрудненный доступ к отдельным словам или невозможность такого доступа [5-6]. Изучение возрастной динамики феномена ТоТ показало, что существуют значимые различия в проявлениях данного феномена между молодой (19-26) и старшей (70-82) группами, при этом динамика носит нелинейный характер [4-6]. Так, в период 50-60 лет наблюдается снижение частоты появления этого феномена. Также было показано, что «оговорки» носят неоднородный характер: для старшей возрастной группы характерны трудности с воспроизведением имен, подобные же ошибки в часто употребляемых существительных встречаются куда реже. Объясняют это авторы тем, что с возрастом происходят разнонаправленные психические изменения и схожие задания могут актуализировать различные психические функции. Подобные результаты можно встретить и у немецких нейропсихологов, обнаруживших, что при выполнении одних и тех же заданий молодые и пожилые испытуемые используют разные отделы мозга. Соотнося полученные данные с отечественными разработками, мы видим явные подтверждения идей Б. Г. Ананьева о нелинейном развитии психических функций взрослого человека, а также дополнительное свидетельство в пользу того, что период 50-60 лет является ключевым и переходным

67

моментом от взрослости к старению, причем переходность данного периода нельзя свести лишь к социальным и личностным изменениям: как показывает приведенное выше исследование, изменения затрагивают также и когнитивную сферу.

Не менее актуальной для испанской психогеронтологии остается проблема диагностики, профилактики и коррекции когнитивного функционирования у пожилых людей. Среди последних работ, посвященных этой проблематике, можно назвать исследование под руководством доктора О. Хункоса [7], в котором рассматривалась роль таких факторов, как образование, возраст, субъективные жалобы на память, повседневные привычки чтения, характерные способы проведения свободного времени. Как известно, субъективные жалобы на память зачастую становятся одним из первых симптомов когнитивной дисфункции, а в отдельных случаях даже деменции. Проведенное исследование подтвердило, что к наиболее существенным факторам сохранности когнитивных функций можно отнести уровень образования и уровень квалификации. Кроме того, исследователями был выделен такой фактор, как повседневные привычки чтения, однако, как признают сами авторы, эти привычки могут быть в значительной степени обусловлены уровнем образования. Исследование внимания также продемонстрировало, что существенную роль в сохранении данной функции играет образование [8-9]. При этом было обнаружено, что даже с учетом эффекта возраста уровень образования сохраняет свою компенсаторную функцию до глубокой старости. Полученные результаты открывают интересные возможности для дальнейших исследований. Например, заслуживает внимания вопрос: возможна ли профилактика когнитивных нарушений среди людей с низким уровнем образованиям и низкой квалификацией на более ранних этапах онтогенеза, если ввести в их повседневный режим прочтение определенного объема художественной или какой-то иной литературы?

Характерной чертой современных испанских исследований в области психологии старения можно назвать их комплексность. Такой дизайн исследований позволяет получить целостную картину процесса старения, рассмотреть сложное взаимодействие индивидных, личностных и социально-психологических характеристик, специфическое для пожилого и старческого возраста. Кроме того, эти исследования предполагают участие близкого родственника, проживающего с испытуемым (как правило, супруга), что позволяет получить своего рода экспертную оценку состояния человека и сравнить субъективные представления и жалобы с объективно существующей ситуацией.

Для испанских исследований характерен интерес не только к самому пожилому человеку, но и к его социальному окружению, что обусловливает широкий спектр исследований разного рода социальных контекстов, в которых существует старшее поколение [10]. Проведенные исследования показали, что для пожилых людей исключительно важна социальная включенность (схожие данные можно встретить также в американских и немецких исследованиях), однако потребность в такой включенности у пожилых людей может быть разной и во многом определяется индивидуальными особенностями старения. Значительное внимание уделяется межпоколенным отношениям. Поскольку для испанского общества семья была и остается одной из базовых ценностей, а межпоколенное взаимодействие является неотъемлемой частью культуры, неудивительно, что исследовательский интерес привлекли особенности взаимодействия бабушек/дедушек и их внуков. В частности, было

68

обнаружено, что бабушки и дедушки со стороны матери и отца играют разные роли в воспитании внуков: так, связь между внуками и бабушками/дедушками по материнской линии оказалась куда теснее, чем между внуками и бабушками/дедушками по отцовской линии. Различается и значение таких связей для бабушек/дедушек по линиям отца и матери. Вполне закономерно, что большую роль в субъективном благополучии пожилого человека играют дети дочерей, нежели сыновей.

Не менее интересны исследования, посвященные социальному взаимодействию среди сверстников. Особое внимание здесь следует уделить роли романтических и сексуальных отношений в жизни пожилых людей. В отечественной психологии данная проблематика традиционно была табуированной, в связи с чем отечественных исследований такого рода практически нет. Испанские исследователи обнаружили, что ценность романтических и сексуальных отношений и потребность в них сохраняются до глубокой старости (по имеющимся данным — вплоть до 92-95 лет), причем с возрастом не наблюдается статистически значимых изменений во вкладе данной сферы в удовлетворенность жизнью. Несмотря на то что статистически значимых различий между мужчинами и женщинами по данному параметру обнаружено не было, на уровне тенденции можно говорить о том, что роль романтических и сексуальных отношений всё же несколько выше для пожилых мужчин. Отмечается, что в пожилом возрасте сохраняется способность и потребность вступать в новые отношения, испытывать романтические чувства и чувство влюбленности.

Следует сказать, что в странах Европы, и особенно в Испании, широко распространены общественные организации, предлагающие пожилым людям различные образовательные программы, — так называемые «школы третьего возраста». Практически при всех университетах существуют подобные школы, где пожилые люди могут изучать интересующие их предметы. Как правило, они возникают на общественных, волонтерских началах и впоследствии трансформируются в подразделения самих университетов. Преподавателями там могут выступать сотрудники любого возраста, главное условие — интерес и желание работать с пожилыми людьми. Существует также огромное количество общественных организаций, занимающихся различными видами и формами досуга пожилых людей, обеспечивая им возможность получать новые навыки и знания и создавая комфортную среду для общения.

Не менее значительный вклад в европейские психогеронтологические исследования внесла немецкая психологическая школа, основателем которой по праву можно считать П. Балтеса. Немецкие исследования воплощают комплексный подход к изучению пожилого человека, охватывая широкий спектр проблем от психофизиологических особенностей старения мозга до одного из сложнейших для изучения и понимания феноменов — феномена мудрости [11].

Особое место в психогеронтологических исследованиях занимают скандинавские разработки. Поскольку скандинавские страны традиционно отличаются высокой продолжительностью жизни, там существенно выше и процент исследований, посвященных именно долгожителям. В таких исследованиях рассматриваются факторы, способствующие сохранению психологического благополучия и качества жизни, а также содействующие позитивному, достойному старению. К сожалению, эти исследования носят по преимуществу количественно-статистический характер, в связи с чем зачастую упускается из вида уникальность индивидуального развития

69

каждого конкретного человека, которому придавала огромное значение М. Д. Александрова, особенно в последних своих работах1.

Немалое внимание зарубежная психология старения в последнее время стала уделять проблемам профессиональной занятости пожилых людей, а также продлению карьеры и трудовой деятельности. Этот вопрос широко обсуждался на недавно прошедшей в Финляндии конференции «Активное старение и благополучие». Следует отметить, что подобный интерес вызван прежде всего экономическими причинами, поэтому наблюдается серьезный перекос в сторону почти принудительного продления трудовой жизни человека, в то время как в отечественной психологии (в особенности с учетом беспрецедентно «юного» пенсионного возраста в России) всегда делался акцент на необходимости сочетания внешних и внутренних факторов при принятии решения о выходе на пенсию. Последняя работа М. Д. Александровой, в которой исследуются специфические факторы и типология профессиональной занятости пожилых людей, открывает новые перспективы для понимания данной проблемы. Хотя статья и была написана около 15 лет назад, за прошедшие годы она не утратила своей актуальности, а других подобных разработок, касающихся профессионального развития пожилого человека, за это время не появилось.

Таким образом, обобщая результаты зарубежных исследований в области психологии старения, можно сказать, что интерес к различным областям психогеронтологии весьма велик. Существующие парадигмы, выполняемые исследования и полученные результаты в целом согласуются с отечественными разработками в области психологии старения. При этом существуют и направления значительно более развитые, нежели в отечественной психологии, например область социальных взаимоотношений. В то же время относительно небольшое, по сравнению с отечественной исследовательской традицией, внимание уделяется роли субъектных характеристик и факторов в становлении геронтогенеза.

Литература

1. Pirámides de población // Eumed.net: Enciclopedia Virtual. URL: http://www.eumed.net/cursecon/2/ piramides_de_poblacion.htm (дата обращения: 12.10.2013).

2. Burke D., MacKay D. G., Worthley J. S., Wade E. On the Tip of the Tongue: What causes word finding failures in young and older adults? // Journal of Memory and Language. 1991. Vol. 30. P. 542-579.

3. Dahlgren D. J. Impact of knowledge and age on the tip-of-the-tongue rates // Experimental Aging Research. 1998. Vol. 24. P. 139-197.

4. Juncos-Rabadán O., Facal D., Rodríguez M. S., Pereiro A. X. Lexical knowledge and lexical retrieval in ageing: Insights from a tip-of-the-tongue (TOT) study // Language & Cognitive Processes. 2010. Vol. 25, N 10. P. 1301-1334.

5. Juncos-Rabadán O., Pereiro A. X., Rodríguez M. Narrative speech in aging: Quantity, information content, and cohesion // Brain & Language. 2005. Vol. 95, No. 3. P. 423-434.

6. Juncos-Rabadán O., Facal D., Álvarez M., Rodríguez M. El fenómeno de la punta de la lengua en el proceso de envejecimiento // Psicothema. 2006. Vol. 18, N 3. P. 501-504.

7. Juncos-Rabadán O., Pereiro A. X., Facal D., Rodriguez N., Lojo C., Caamaño J. A., Eiroa P. Prevalence and Correlates of Cognitive Impairment in Adults with Subjective Memory Complaints in Primary Care Centres // Dementia & Geriatric Cognitive Disorders. 2012. Vol. 33, N 4. P. 226-232.

8. Periro-Rozaz A., Juncos-Rabadán O., Facal D. Deispersión ante tareas atencionales: relaciones con la edad y la educación // Revista Mexicana de Psicologia. 2012. Vol. 29. P. 116-124.

1 См. следующий раздел настоящего выпуска.

70

9. Juncos-Rabadán O., Pereiro A. X., Facal D. Cognitive interference and aging: Insights from a spatial stimulus — response consistency task // Acta Psychologica. 2008. Vol. 127. P. 237-246.

10. Gerontología: actualización, innovación y propuestas / directores S. P. Hernandis, M. S. Martínez. Madrid: Pearson, 2006. XIV+591 p.

11. Стрижицкая О. Ю. Современные проблемы психологии старения / под ред. Г. С. Никифорова // Здоровая личность. СПб.: Речь, 2013. С. 336-355.

Статья поступила в редакцию 9 января 2014 г.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.