Научная статья на тему 'Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде'

Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
976
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗИСНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / BASIC VALUES / POTENTIAL OF URBAN ENVIRONMENT / BASIC BELIEFS / LIFE SATISFACTION / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богомаз Сергей Александрович, Мацута Валерия Владимировна

Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в нескольких сибирских городах с использованием диагностической методики «Реализуемость базисных ценностей», разработанной для оценки потенциала развития городской среды. Испытуемые высоко оценивают реализуемость в городах таких базисных ценностей, как «любить и быть любимым», «иметь благополучную семью» и «самоутвердиться в жизни». Они склонны считать, что в минимальной степени могут быть реализованы такие базисные ценности, как «быть уникальным и оригинальным», «стать известным и знаменитым» и «быть материально обеспеченным». Схожие оценки свойственны представителям вузовской молодежи г. Томска. Обсуждаются вопросы взаимосвязи реализуемости базисных ценностей с базисными убеждениями, удовлетворенностью жизнью и качеством жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богомаз Сергей Александрович, Мацута Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE EVALUATION OF BASIC VALUE’S REALIZABILITY IN URBAN ENVIRONMENT

The results of empirical research are presented in the article. This research has been conducted in several cities in Siberia with using the diagnostic technique «Realizability of basic values». This technique has been developed to assess the development potential of the urban environment. Subjects appreciate highly the realizability in cities such basic values as «to love and be loved», «to have a prosperous family» and «to assert oneself in life». They believe that such basic values as «to be unique and original», «to become a famous and well-known» and «to be financially secure» can be implemented in a minimum degree. Representatives of Tomsk’s university youth have the similar evaluations. Questions about the correlation of the basic value’s realizability with basic beliefs, the life satisfaction and quality of life are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде»

УДК Б159.9

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗУЕМОСТИ БАЗИСНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

С.А. Богомаз, В.В. Мацута (Томск)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Особенности личностно-обусловленного восприятия вузовской молодежью среды своего жизнеосуществления»), проект № 12-06-00799.

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в нескольких сибирских городах с использованием диагностической методики «Реализуемость базисных ценностей», разработанной для оценки потенциала развития городской среды. Испытуемые высоко оценивают реализуемость в городах таких базисных ценностей, как «любить и быть любимым», «иметь благополучную семью» и «самоутвердиться в жизни». Они склонны считать, что в минимальной степени могут быть реализованы такие базисные ценности, как «быть уникальным и оригинальным», «стать известным и знаменитым» и «быть материально обеспеченным». Схожие оценки свойственны представителям вузовской молодежи г. Томска. Обсуждаются вопросы взаимосвязи реализуемости базисных ценностей с базисными убеждениями, удовлетворенностью жизнью и качеством жизни.

Ключевые слова: базисные ценности; потенциал городской среды; базисные убеждения; удовлетворенность жизнью; качество жизни.

В психологии общепринято считать, что среда является важным фактором развития человека, а в психогенетике количественная оценка ее вклада в развитие рассматривается в качестве специальной задачи

[6]. Идеи о влиянии городской среды на формирование личности высказывали также многие философы, социологи и архитекторы (Г. Зим-мель, П. Сорокин, Э. Умберто, М. Фуко, О. Яницкий, Л. Коган и др., см.: [4]). Однако из факта того, что человек субъективно воспринимает окружающий мир, следует, что влияние среды на людей с разными индивидуальными особенностями не однозначное. В связи с этим можно предположить, что разные личностные особенности могут обусловливать специфическую чувствительность к одним средовым компонентам и малую восприимчивость к другим. Выявление закономерностей подобной субъективной дифференциации среды представляется актуальной психологической задачей в контексте проблемы того, каким образом люди оценивают важность средовых условий в качестве потенциала для своего профессионально-личностного развития.

С целью изучения закономерностей личностно-обусловленного восприятия потенциала городской среды и испытывая трудности в поиске адекватных психодиагностических инструментов для изучения этого восприятия мы предприняли попытку разработать собственную

67

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

методику. В данной статье мы демонстрируем первый опыт ее использования и предварительную интерпретацию выявленных фактов.

В основе методики лежит идея о том, что интегральную оценку развивающего потенциала средовых условий можно осуществить посредством субъективной оценки человеком степени реализуемости базисных ценностей в этих условиях. При разработке данной методики был использован список из 19 ценностей, который уже применялся нами в более раннем исследовании [1]. Кроме того, учитывая результаты проведенных нами исследований по теме психологической безопасности [3], мы добавили в этот список еще одну ценность, которая в силу целого ряда причин приобретает все большую важность в современном сложно функционирующем мире, - ценность чувствовать себя в безопасности.

Оценка степени реализуемости этих 20 базисных ценностей в конкретных средовых условиях проводилась на основе метода психосемантического дифференциала, разработанного американскими психологами во главе с Ч. Осгудом. Метод семантического дифференциала получил широкое применение, в частности, при изучении особенностей восприятия разными группами людей различных социальных явлений, выявлении социальных установок и личностных смыслов [9]. Для нас аналогом разрабатываемой методики послужил тест «Смысложизненные ориентации», предложенный Д.А. Леонтьевым [5].

При конструировании методики для каждой из базисных ценностей был сформулирован антоним. В совокупности ценности и их антонимы образовали 20 шкал. Степень предпочтения определенной базисной ценности или, наоборот, утверждения-антонима испытуемый оценивал с помощью семибалльной биполярной шкалы («3 - 2 - 1 - 0 -1 - 2 - 3»), произвольно выбирая наиболее подходящую из семи градаций, подчеркнув или обведя соответствующую цифру. В инструкции к методике, которая получила название «Реализуемость базисных ценностей» (методика РБЦ), испытуемому предлагается оценить утверждения относительно того, как они реализуются в том городе, где он проживает (при этом отмечается период проживания).

Процедура подсчета результатов представляет собой оценку каждой шкалы методики, на основе чего вычисляется суммарный индекс «реализуемости базисных ценностей» (индекс РБЦ) как среднеарифметическое всех 20 шкал. При подсчете следует учитывать, что шкалы 3, 6, 9, 12, 15 и 18 методики являются обратными. После проведенной оценки строится либо индивидуальный, либо групповой профиль реализуемости ценностей.

Анализ полученных результатов показывает, в какой степени исторически сложившаяся городская среда, с точки зрения горожан, может обеспечить реализацию базисных ценностей. По нашему предположению, исходя из этого, можно судить об особенностях субъектив-

68

Субъективная оценка реализуемости ценностей

ного восприятия городской среды и об ее потенциале как условии личностного развития.

Окончательный вариант разработанной нами методики «Реализуемость базисных ценностей», а также инструкция для испытуемого представлены ниже.

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать из этой пары одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе:

3 - абсолютно согласен,

2 - согласен,

1 - скорее согласен,

0 - если Вы затрудняетесь с выбором.

По моему мнению, проживая в этом городе, можно:____________

1 Иметь хорошую работу 3 2 1 0 1 2 3 Не иметь хорошей работы

2 Быть здоровым 3 2 1 0 1 2 3 Не быть здоровым

3 Не быть материально обеспеченным 3 2 1 0 1 2 3 Быть материально обеспеченным

4 Иметь благополучную 3 2 1 0 1 2 3 Не иметь благополучной

семью семьи

5 Достичь успехов в профессии 3 2 1 0 1 2 3 Не достичь успехов в профессии

6 Не быть уважаемым 3 2 1 0 1 2 3 Быть уважаемым

7 Достичь успехов в карьере 3 2 1 0 1 2 3 Не достичь успехов в карьере

8 Любить и быть любимым 3 2 1 0 1 2 3 Не любить и не быть любимым

9 Стать угнетенным 3 2 1 0 1 2 3 Стать свободным

10 Чувствовать себя в безопасности 3 2 1 0 1 2 3 Чувствовать себя в опасности

11 Стать известным и знаме- 3 2 1 0 1 2 3 Не стать известным

нитым и знаменитым

12 Не достичь желаемой цели 3 2 1 0 1 2 3 Достичь желаемой цели

13 Жить полной жизнью 3 2 1 0 1 2 3 Не жить полной жизнью

14 Найти смысл своей жизни 3 2 1 0 1 2 3 Не найти смысл своей жизни

15 Ничего не знать 3 2 1 0 1 2 3 Все знать

16 Быть примером для других 3 2 1 0 1 2 3 Не быть примером для других

17 Самоутвердиться в жизни 3 2 1 0 1 2 3 Не самоутвердиться в жизни

18 Быть как все 3 2 1 0 1 2 3 Быть уникальным и оригинальным

19 Иметь власть 3 2 1 0 1 2 3 Не иметь власти

20 Быть справедливым 3 2 1 0 1 2 3 Быть несправедливым

Разработанная методика была апробирована на 516 жителях разных городов Сибири (из них 60% женщин, 40% мужчин, средний возраст респондентов 24,60±5,72), вычисленные нормативные значения представлены в таблице.

69

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

Средние значения (в баллах), нижний и верхний квартили, среднеквадратичное отклонение шкал методики «Реализуемость базисных ценностей» (n = 516)

Шкалы методики Среднее Нижний Верхний Станд.

значение квартиль квартиль отклонение

Иметь хорошую работу 5,67 5 7 1,43

Быть здоровым 5,64 5 7 1,58

Быть материально обеспеченным 4,50 3 6 1,97

Иметь благополучную семью 6,17 6 7 1,30

Достичь успехов в профессии 5,90 5 7 1,48

Быть уважаемым 5,68 5 7 1,60

Достичь успехов в карьере 5,73 5 7 1,50

Любить и быть любимым 6,29 6 7 1,26

Быть свободным 5,03 4 6 1,75

Чувствовать себя в безопасности 5,34 4 6,5 1,54

Быть известным и знаменитым 4,63 3 6 4,55

Достичь желаемой цели 5,38 4 7 1,81

Жить полной жизнью 5,66 5 7 1,58

Найти смысл своей жизни 5,66 5 7 1,62

Все знать о мире 4,82 4 6 1,75

Быть примером для других 5,82 5 7 1,34

Самоутвердиться в жизни 6,00 6 7 1,19

Быть уникальным и оригинальным 4,97 4 7 1,92

Иметь власть 5,04 4 6 1,57

Быть справедливым 5,91 5 7 1,40

Индекс реализуемости базисных ценностей 5,49 4,9 6,15 0,92

Примечание. Индекс реализуемости базисных ценностей вычислен как среднеарифметическое 20 шкал методики.

Как можно заметить, жители сибирских городов считают, что в максимальной степени в городской среде могут быть реализованы такие базисные ценности, как «любить и быть любимым» (6,29±1,26 балла), «иметь благополучную семью» (6,17±1,30 балла) и «самоутвердиться в жизни» (6,00±1,19 балла). В минимальной степени могут быть реализованы такие базисные ценности, как «быть уникальным и оригинальным» (4,97±1,92 балла), «стать известным и знаменитым» (4,63±4,55 балла) и «быть материально обеспеченным» (4,50± 1,97 балла). Следует обратить внимание на то, что относительно реализуемости этих ценностей, судя по большим значениям стандартного отклонения, жители сибирских городов наименее единодушны (см. таблицу). Другими словами, наблюдается значительный разброс индивидуальных мнений по поводу возможности реализации ценностей «быть уникальным и оригинальным», «стать известным и знаменитым» и «быть материально обеспеченным».

Следует отметить, что значения показателей методики РБЦ не коррелируют с возрастом испытуемых и периодом их проживания в городе. В ходе дисперсионного анализа были обнаружены некоторые

70

Субъективная оценка реализуемости ценностей

различия между женщинами и мужчинами относительно оценки реализуемости таких базисных ценностей, как «любить и быть любимыми» (в среднем 6,39 балла у женщин и 6,15 балла у мужчин, p = 0,028), «иметь благополучную семью» (6,30 и 6,00 балла соответственно, p = 0,011), и «жить полной жизнью» (5,80 и 5,46 балла соответственно, p = 0,017), «найти смысл» (5,79 и 5,48 балла соответственно, p = 0,031) и «быть уважаемыми» (5,83 и 5,47 балла соответственно, p = 0,011). Это означает, что женщины более оптимистичны в своей оценке реализуемости ценностей в сибирских городах.

В дополнение к методике «Реализуемость базисных ценностей» некоторые испытуемые ответили на вопросы шкал «Базисные убеждения» (Р. Янофф-Бульман, перевод и адаптация О.А. Кравцовой) [2], «Удовлетворенность жизнью» (Э. Динер, перевод и адаптация Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева) [7] и опросника «Удовлетворенность жизнью и качество жизни» (краткая версия, М. Ritsner et al., 2005; перевод и адаптация Е.И. Рассказовой) [8].

В ходе корреляционного анализа был обнаружен целый ряд значимых связей между степенью реализуемости базисных ценностей и базисными убеждениями. Например, положительной корреляцией связаны убеждение в «доброжелательности мира» и такие базисные ценности, как «быть здоровым» (r = 0,327; p = 0,000; n = 177), «жить полной жизнью» (r = 0,308; p = 0,000), «найти смысл своей жизни» (r = 0,314; p = 0,000) и «самоутвердиться в жизни» (r = 0,304; p = 0,000). В положительной корреляционной связи находятся убеждение в «доброте людей» и ценность «достичь успехов в профессии» (r = 0,319; p = 0,000). Убеждение в способности контролировать жизненные события находится в положительной корреляционной связи с ценностью «все знать» (r = 0,305; p = 0,000). Базисные убеждения «доброжелательность мира», «доброта людей» и «Я - сильная личность» положительно связаны с базисной ценностью «чувствовать себя в безопасности» (r = 0,318, p = 0,000; r = 0,308, p = 0,000; r = 0,300, p = 0,000 соответственно), а также с суммарным «индексом РБЦ» (r = 0,356, p = 0,000; r = 0,318, p = 0,000; r = 0,363, p = 0,000 соответственно). Кроме того, наблюдается отрицательная корреляция убеждения в том, что «миром правит случай», и «индексом РБЦ» (r = -0,297, p = 0,000; n = 177).

Выявленные корреляции, по нашему мнению, означают, что сложившиеся с детства позитивные базисные убеждения о мире, других людях и о самом себе могут способствовать позитивному восприятию городской среды как среды, обеспечивающей реализуемость базисных ценностей.

Оценка реализуемости базисных ценностей лишь в малой степени связана с удовлетворенностью жизнью и качеством жизни испытуемых, которые оценивались с помощью шкалы «Удовлетворенность

71

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

жизнью» и опросника «Удовлетворенность жизнью и качество жизни». Об этом свидетельствуют низкие значения коэффициентов корреляции между показателями методик. Значимой корреляцией связаны только «удовлетворенность в сфере физического здоровья» как один из показателей качества жизни и базисные ценности «быть уникальным и оригинальным» и «быть свободным» (г = 0,313, p = 0,000 и r = 0,315, p = 0,000 соответственно, n = 150). Это может означать, что испытуемые, которые в высокой степени удовлетворены своим физическим здоровьем, способны в городской среде «видеть» условия для того, чтобы быть свободными, оригинальными и уникальными. Альтернативным утверждением может являться то, что город, создающий условия для проявления свободы, оригинальности и уникальности своих граждан, может способствовать достижению ими удовлетворенности физическим здоровьем.

Вывод о том, что оценка реализуемости базисных ценностей лишь в малой степени связана с удовлетворенностью жизнью и ее качеством у испытуемых, подтверждается также результатами факторного анализа. Использование метода главных компонент с варимакс-вращением позволило установить, что только индекс «удовлетворенность в сфере физического здоровья» со значимой нагрузкой (0,653) вошел в состав одного из факторов, объединяющих такие показатели методики РБЦ, как «быть уникальным и оригинальным» (0,861), «все знать» (0,812) и «достичь желаемой цели» (0,732). В состав самостоятельного фактора со значимыми нагрузками вошли шкала «Удовлетворенность жизнью» (0,766) и индексы «удовлетворенность в сфере эмоциональных переживаний» (0,780) и «удовлетворенность в социальной сфере» (0,803) опросника «Удовлетворенность жизнью и качество жизни». Индекс «активность в свободное время» этого опросника вошел (с нагрузкой 0,477) в состав фактора, в котором объединились такие базисные ценности, как «быть материально обеспеченным» (0,630), «быть свободным» (0,618) и «быть уважаемым» (0,751).

Показатели методики РБЦ со значимой, но минимальной нагрузкой объединяются с некоторыми показателями опросника «Удовлетворенность жизнью и качество жизни». При этом шкала «Удовлетворенность жизнью» вообще оказалась «в стороне». На основании этого можно заключить, что субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в условиях городской среды может не совпадать с субъективной оценкой качества жизни в этой среде. Другими словами, это могут быть отличающиеся друг от друга психологические конструкты. Однако окончательный вывод еще не сформулирован, поскольку материал с использованием указанных методик продолжает собираться в разных городах, мы надеемся сделать более достоверные выводы после анализа всего полученного массива данных.

Вместе с тем уже есть возможность оценить то, каким образом представители вузовской молодежи в возрасте от 17 до 25 лет, прожи-

72

Субъективная оценка реализуемости ценностей

вающие в г. Томске не менее одного года, демонстрируют (с помощью методики РБЦ) свое мнение относительно реализуемости базисных ценностей и, следовательно, относительно потенциала городской среды Томска. Профиль степени реализуемости базисных ценностей в условиях г. Томска, построенный на основании субъективных мнений представителей вузовской молодежи (бакалавры, магистранты, аспиранты и молодые преподаватели разных факультетов томских вузов, n = 267), показан на рис. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Профиль реализуемости базисных ценностей, по мнению юношей и девушек, проживающих в г. Томске (n = 267)

Как видим, представители вузовской молодежи в целом позитивно оценивают реализуемость базисных ценностей в условиях г. Томска, поскольку все средние значения показателей методики РБЦ превышают 4 балла (граница нейтральной степени реализуемости базисных ценностей). Следовательно, можно сделать вывод о том, что, по мнению юношей и девушек, городская среда Томска обладает существенным потенциалом для их развития.

Необходимо отметить, что полюса «молодежного» профиля реализуемости базисных ценностей не отличаются от полюсов, характерных для всей изучаемой выборки, характеристики которой были представлены в таблице. Молодежь также склонна считать, что в условиях г. Томска в максимальной степени могут быть реализованы такие базисные ценности, как «любить и быть любимым» (6,36±1,39 балла) и «иметь благополучную семью» (6,24±1,50 балла). В то же время, по мнению юношей и девушек, в условиях г. Томска в минимальной степени могут быть реализованы такие базисные ценности, как «стать из-

73

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

вестным и знаменитым» (4,63±1,37 балла) и «быть материально обеспеченным» (4,64±1,51 балла). Отличает «молодежную» выборку то, что низкую степень реализуемости молодежь отмечает для ценностей «иметь власть» (4,82±1,84 балла) и «все знать» (4,93±1,23 балла).

Подобное распределение базисных ценностей трудно объяснить исключительно возрастными особенностями испытуемых, поскольку полюса профиля ценностей в молодежной выборке совпадают в общих чертах с полюсами, вычисленными для обобщенной выборки. Возможное объяснение скорее всего связано с тем, что Томск существенно не отличается от других сибирских городов относительно развивающего потенциала городской среды.

Отметим, что данное предположение представляет несомненный интерес, поскольку логичнее было бы предположить, что для вузовской молодежи более значимыми должны оказаться возможности города в контексте реализуемости тех базисных ценностей, которые связаны с процессом познания, работой или карьерой. Полученные же результаты позволяют говорить о том, что бакалавры, магистранты, аспиранты и молодые преподаватели, несмотря на то, что администрация г. Томска позиционирует его как образовательный и инновационный центр Сибири, склонны воспринимать его городскую среду прежде всего как потенциал для реализации таких базисных ценностей, как «любить и быть любимым» и «иметь благополучную семью». Другими словами, для них г. Томск в первую очередь комфортен для поиска любви и создания семьи.

Если наши предположения и интерпретации выявленных фактов верны, то г. Томску, претендующему на действительный статус образовательного и инновационного центра Сибири, необходимо целенаправленно трансформировать свою городскую среду, раскрывая ее развивающий потенциал относительно профессионального и личностного роста. Подобная трансформация могла бы обеспечить привлекательность города для предприимчивых юношей и девушек, нацеленных на реализацию себя в науке и современной экономике.

Совокупность представленного эмпирического материала, с нашей точки зрения, свидетельствует об эффективности использования методики РБЦ в исследовательских целях. Мы планируем провести ее полную валидизацию после завершения исследований в других сибирских городах (Новосибирск, Барнаул, Иркутск, Лесосибирск, Тайга) и сопоставления собранных данных. По результатам этих исследований будет также оценена взаимосвязь шкал методики РБЦ с показателями личностного потенциала, ценностных ориентаций и качества жизни для всей выборки и отдельно для каждого города, участвующего в реализации данного проекта.

74

Субъективная оценка реализуемости ценностей

Литература

1. Богомаз С.А. Различия в структуре ценностей, смыслов и личностных особенно-

стей представителей трех городов Сибири // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. М. : Институт психологии РАН, 2008. С. 262-297.

2. Богомаз С.А., Гладких А.Г. Психологическая безопасность и ее измерение с помо-

щью Шкалы базисных убеждений // Вестник Томского госуниверситета. 2009. № 318. С. 191-194.

3. Богомаз С.А., Козлова Н.В. Модель личностного развития подростков и юношей с учетом переживаемого ими чувства собственной безопасности в условиях трансформации российского общества // Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 14-19.

4. Вильковский М.Б. Социология архитектуры. М. : Фонд «Русский авангард», 2010.

592 с.

5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М. : СМЫСЛ, 1992.

16 c.

6. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М. : Эпидавр,

1998. 744 c.

7. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспрессоценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М. : Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.

8. Рассказова Е.И. Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 4. В печати.

9. Родионова Н.В. Семантический дифференциал (обзор литературы) // Социология

4М: методология, методы, математические модели. 1996. № 7. С. 175-200.

SUBJECTIVE EVALUATION OF BASIC VALUE’S REALIZABILITY IN URBAN ENVIRONMENT

Bogomaz S.A., Matsuta V.V. (Tomsk)

Summary. The results of empirical research are presented in the article. This research has been conducted in several cities in Siberia with using the diagnostic technique «Realizability of basic values». This technique has been developed to assess the development potential of the urban environment. Subjects appreciate highly the realizability in cities such basic values as «to love and be loved», «to have a prosperous family» and «to assert oneself in life». They believe that such basic values as «to be unique and original», «to become a famous and well-known» and «to be financially secure» can be implemented in a minimum degree. Representatives of Tomsk’s university youth have the similar evaluations. Questions about the correlation of the basic value’s realizability with basic beliefs, the life satisfaction and quality of life are discussed in the article.

Key words: basic values; potential of urban environment; basic beliefs; life satisfaction; quality of life.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.