©Кукса И.Ю., 2010
УДК 811.161.1’37 ББК 81.411.2
СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ М. ГОРЬКОГО СЕРЕДИНЫ 90-Х ГОДОВ XIX ВЕКА) 1
И.Ю. Кукса
В статье на материале авторских текстов М. Горького, опубликованных в газетах в период начала его журналистско-публицистической деятельности, рассматриваются типичные средства выражения субъективной модальности, дается их функциональная и структурно-содержательная характеристика.
Ключевые слова: субъективная модальность, модальность публицистического текста, модальность как текстовая категория, модальные значения уверенности/неуверенности, публицистика М. Горького.
Середина 90-х гг. теперь уже позапрошлого века в истории журналистики ознаменована ярким событием в ряду прочих: в провинциальных изданиях «Самарская газета», «Нижегородский листок», «Одесские новости» началась журналистская деятельность Максима Горького. Ему, определяющему газету как «арену борьбы за правду и добро», считающему, что пресса «должна быть бичом обывательской совести, благородным колоколом, вещающим только правду» (СГ. № 111 от 30.05 1895 г.), обычные явления и события, рядовые факты интересны и сами по себе, и как основа для совместных с читателем размышлений о жизненно важных проблемах. Факт и его оценка, факт и авторский комментарий к нему - фундамент работы начинающего журналиста, творившего в этот период под причудливыми псевдонимами Иегудиил Хламида, Антином Исходящий, Паскарелло и др.
Газетный текст является для Горького не только каналом передачи информации,
трансляции фактов на массовую аудиторию, средством фиксации происходящего, но и способом выражения определенного видения действительности, событий и характеров. Поэтому в ранней газетной публицистике явно выражены оценочные реакции молодого автора (= лица, ведущего повествование) и его отношение к изображаемому. Безусловно, это характеризует не столько Горького, сколько специфику журналистской деятельности как таковой, выполняющей, как известно, две основные функции - информативную и воздействующую. Понятно также, что изучение выражения отношения автора к тому,
о чем он пишет, невозможно вне пределов языковой универсалии - категории модальности, которая чаще всего дифференцируется на объективную и субъективную. При этом подразумевается, что первая выражает отношение говорящего к действительности, вторая же - к сообщаемому (см. об этом: [2, 5-7 и др.]).
В исследованиях последних лет модальность все активнее рассматривается как текстовая категория, а также подчеркивается, что изучение модальности текста не будет полным без анализа авторской модальности, «скрепляющей все единицы текста в единое смысловое и структурное целое» [4, с. 96]. При этом под модальностью текста понимается
выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю. В то же время очевидно, что «при выражении собственного отношения к реальным проблемам реального мира автор публицистического текста не «прячется за спину» созданного им рассказчика, а говорит сам» [4, с. 96].
В пределах субъективной модальности на примере газетно-публицистических текстов Максима Горького середины 90-х гг. XIX в. небезынтересно рассмотрение модального пласта, план содержания которого представляет собой оценку говорящим степени уверенности в сообщаемом.
Среди типичных средств выражения уверенности/неуверенности, как правило, выделяют модальные наречия, вводные слова, сложноподчиненные конструкции (когда модальная оценка того, что выражено в придаточном, заключена в главном предложении), а также модальные частицы, предикаты знания и мнения и др. [8, с. 67, 159 и др.].
Ряд исследователей, систематизируя вводные слова и конструкции по значению, акцентируют внимание на модальном потенциале группы (или групп), основное значение компонентов которой - оценка говорящим/ пишущим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т. п.) (см., например: [1, с. 166;
3, с. 392 и др.]).
Конституенты, выражающие высокую степень уверенности автора в сообщаемом, в публикациях молодого Горького составляют 34 % от общего числа анализируемых единиц, при этом их ассортимент достаточно однообразен: среди них лидирует вводное слово конечно (62,5 % от числа единиц со значением уверенности); частотны вводные слова очевидно (16,7 %), бесспорно (8,3 %). Немногочисленны употребления вводных слов разумеется, само собой разумеется, несомненно; практически не встречаются вводные слова действительно, естественно, безусловно, неоспоримо и др.
Данные средства используются Горьким в газетных текстах не только для выражения его твердой уверенности в сообщаемом, но и с целью формирования у читателя представ-
ления об излагаемых реалиях как о чем-то закономерном, само собой разумеющемся, не вызывающем сомнений, типичном. Более того, довольно часто начинающий журналист, употребляя стандартные средства манифестации уверенности, оставляет простор для неприкрытой критики того, что он описывает с такой убежденностью: Из раздробленной кисти бесплатного мальчика фонтаном хлещет кровь, а он даже кричать не в состоянии... Его, конечно, уводят (СГ); Само собой разумеется, что ничего в этом духе не делается, и нет надежд, что будет сделано хоть что-то (ОН); Размеры реформ, предлагаемые этими докладами, конечно, очень скромны (ОН).
Часто автор, акцентируя критичность своих публикаций, оперирует сложноподчиненными предложениями со значением противопоставления между частями (в самом общем виде - по модели «конечно, но...): Бесспорно, стремление показать товар лицом вполне законно, но не надо забывать и чувство меры (СГ); Конечно, в таком крупном деле нельзя избежать ошибок, но и создавать искусственные затруднения тоже не следует (СГ).
Описывая по сути частные, бытовые явления провинциальной действительности, Горький, тем не менее, дает публичную оценку явлениям общественной жизни. «Местные темы» в изложении журналиста приобретают широкое социальное звучание. Для акцентирования типичности описываемого автор удваивает демонстрацию собственной убежденности, что в совокупности с контекстом создает модальную картину неизбежности тех язв провинциальной жизни, которые с горячностью бичует молодой Горький, желающий, чтобы газета «колола, как еж» и «колотила по пустым башкам, как молот» (из письма В. Короленко 15 марта 1895 г.): Он работает, конечно, за грошевое вознаграждение и совершенно бесплатно подвергается смерти и увечьям, - это, бесспорно, вполне в порядке вещей (СГ).
Даже в публикациях репортажного плана, «заметках с выставки» (имеется в виду Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г.) не ослабевает критический настрой Горького, который не просто
описывал выставленные на всеобщее обозрение достижения, но и отмечал основные недостатки экспозиций. При этом его убежденность в наличии этих недостатков шла вразрез с мнением многих корреспондентов других изданий, обозначивших выставку как «нижегородское чудо»: Конечно, есть в павильоне недочеты (НЛ); Это, конечно, слишком широкий план (НЛ); Конечно, все это мечты... (НЛ); Конечно, это интересно, но было бы еще более интересно и поучительно видеть условия работы (ОН).
То есть вводные слова по воле автора не просто выполняют функцию демонстрации его уверенности, но и подчеркивают не раз отмечавшееся исследователями отсутствие раболепия Горького-журналиста перед фактом: он не только сообщает, но и обобщает, протестует, обличает, не боясь при этом быть категоричным в своих суждениях.
Мастерство Горького позволяет ему использовать типичные средства репрезентации уверенности не только по назначению, но и для создания иронического подтекста на основе критического отношения к фактам и событиям: Безграмотный и полуграмотный мужик, ловко совершающий многотысячные операции, - это, конечно, может дать патриотам право и основание говорить о самобытной сметке русского человека (СГ); Конечно, все прогрессирует - даже проказа (ОН).
Иногда автор выстраивает почти оксю-моронные конструкции, соединяя по сути несоединимое (я не знаю, но уверен), когда в рамках одного предложения соседствуют средства выражения уверенности автора и незнания им тех реалий, о которых он пишет: Я не представляю научного значения изобретения Люмьера, но оно, несомненно, есть (НЛ).
В процессе журналистской деятельности возникает и необходимость сообщения информации, достоверность которой можно поставить под сомнение, или той информации, подтверждение которой не удалось получить. Достоверная информация отделяется от сомнительной и/или непроверенной в том числе и с помощью вводных конституентов со значением низкой степени уверенности (неуверенности, сомнения). Более того, категоричность
авторских мнений и суждений также часто нуждается в смягчении - и в числе средств, сглаживающих категоричность, оказываются конструкции с вводными словами, выражающими проблематическую достоверность.
Полярное значение низкой степени уверенности демонстрируется в газетных текстах Горького более широко и с точки зрения количества средств выражения (66 % от общего числа анализируемых единиц), и с точки зрения их ассортимента: кажется (34 %), наверное/наверно (19,1 %), может (15 %), может быть (11 %), быть может (10 %), возможно (6,3 %), должно быть (6,3 %), вероятно (4,2 %). Довольно редко встречаются вводные единицы казалось, по всей вероятности; практически не употребляются вводные слова по-видимому, думается, пожалуй.
С помощью данных модальных репрезентантов автор выражает сомнения, колебания, акцентирует отсутствие убежденности, знания истины: Мне кажется, что «искание наилучшего двигателя» - дело совершенно химерическое и даже совсем «плевое» (СГ); Быть может, дума избегает депутацию (СГ); Может быть, он по свойственной русскому человеку привычке, понимая суть происходящего, размышлял про себя... (СГ); А другой некто был, может быть, покультурнее первого (СГ); Наверное, все убеждены, что это ненормально (СГ); Есть финляндская рожь, есть еще много испанской, американской, чилийской, японской, даже, кажется, чудской (ОН). Немалую роль играет, как нам кажется, забота об эстетике (ОН).
Иногда средства выражения неуверенности, включенные в контекст создания ситуации обобщения, служат и для смягчения возникающего ощущения типичности и даже безысходности описываемого: Но ведь это случилось 24 сентября, наверное, произошло где-то и 25-го, 26-е число тоже вместило в себя дробление «косточек» (СГ).
Сомнение Горький усиливает, используя наряду с традиционными средствами выражения неуверенности вопросительные конструкции: Ведь прямого правила у арифметики, кажется, нет? (ОН), при этом стимулируя ответную реакцию читателя в виде со-размышления.
С помощью употребления в вопросительных по форме предложениях вводных слов со значением неуверенности автор может смягчить побудительный импульс, обращенный не к массовой аудитории читателей, а к более или менее определенному кругу лиц, облеченных полномочиями: Может быть, город найдет средства смягчить ожидающую их участь? (СГ) Дополнительными средствами, создающими необходимый воздействующий эффект, становятся метонимия, эмоционально-экспрессивная лексика.
Иногда журналист обозначает собственную неуверенность в ситуациях, когда проверить факты в принципе не составляет большого труда, однако автору важно подчеркнуть «непроверенность», продемонстрировать собственное незнание, акцентировать отсутствие достоверных фактов: Наверное, процент этих оборотов превышает сумму пени, начисляемой за неплатеж (СГ); Съезд продлится, наверное, числа до 20-го (ОН).
Анализируемые модальные репрезентанты способны в совокупности с другими лексико-грамматическими средствами контекста (глагольными формами будущего времени, лексемами, в структуре значения которых очевидна сема потенциальности) акцентировать значение предположения, гипотетичности: В скором времени, вероятно, будет усовершенствовано изобретение Люмьера (НГ); Наверное, будет очень много просить для себя всяких льгот и послаблений (ОН); Наверное, «Милосердие» скоро развалится (ОН); И, может быть, в недалеком будущем еще один из «благодетелей окраины» торжественно воссядет на ту скамью, с которой его родственник отправился в Сибирь (СГ); Наверное, скоро будут просить отдать приволжских и иных жителей в вечное и потомственное их, пароходчиков, владение (СГ); Все там внизу как бы подтачивается червями - и, кажется, близок момент, когда все эти здания с треском развалятся (ОН).
В подобных случаях речь идет не о произошедшем/происходящем факте, событии объективной действительности, а лишь о предполагаемом, по авторской мысли. В таких ситуациях вводные компоненты становятся сигналами использования тактики прогнозирования, являясь и средством ее выражения в комплексе с другими содержательными элементами.
В рамках одной синтаксической конструкции автор порой прибегает к «удвоению» средств демонстрации собственной неуверенности, тем самым усиливая эффект: Местное «Общество поощрения высшего образования» устроило, как это вам, наверное, уже известно, квартиры для учителей и учительниц с платой по 15 коп. за сутки и, ввиду обилия требований на эти квартиры, по всей вероятности, не в состоянии будет удовлетворить массы требований (ОН); Быть может, в общей сумме своей они поставят на одной из страниц истории экономического развития страны очень заметную дату; весьма возможно, что они резко изменят русло, по которому ныне так лениво течет русская жизнь (ОН); Наверное, есть в Самаре некто, и, может быть, не один некто, видевший, как захватывается городская земля (СГ).
Употребление данных единиц, с одной стороны, позволяет автору высказать свою точку зрения, довести до сведения массового адресата свою позицию, а с другой - преподнести ее, по крайней мере, как не единственно возможную, тем самым обеспечивается более близкий контакт с аудиторией.
Начинающий журналист Горький, умело оперируя модальными средствами, использует их не только для обозначения неубежденно-сти и сомнения, но и для воплощения приема иронии, подчас доходящей до сарказма: А как, должно быть, удобно лежать с пробитым пулей животом (ОН); Родись я с этими ногами, я одел бы велосипедный костюм и, гуляя в нем по улицам, наверное, прекрасно устроил бы карьеру в наши дни (ОН); Должно быть, следует радоваться удовлетворительному состоянию здоровья сербских свиней (СГ).
Наиболее частотной позицией, которую занимают вводные элементы со значением уверенности/неуверенности в предложении, является позиция начала предложения (зафиксирована в 60 % примеров), что в определенной степени свидетельствует о стремлении автора сразу заявить о собственных сомнениях или, напротив, убежденности по поводу сообщаемого, при этом передаваемое ими модальное значение оказывается выраженным наиболее ярко. Почти в два раза реже вводные элементы находятся в ин-
терпозиции (35 %). Довольно малочисленно употребление подобных конституентов в конце предложения (3 %). Еще более редко встречается дистантное расположение частей вводных компонентов по отношению друг к другу в рамках предложения (2 %).
В целом же в публикациях Горького, размещенных в провинциальных газетах в конце XIX в., преобладают вводные элементы со значением неуверенности, сомнения, неубежден-ности, что, с одной стороны, создает условия для выражения авторской позиции в ненавязчивой, смягченной форме, а с другой - открывает возможности для читателей по формированию собственной точки зрения. Употребление же модальных модификаторов уверенности позволяет автору акцентировать позицию, подчеркнув собственную убежденность.
Публицистическое мастерство Горького, отточенное им во время «его университетов» в журналистике, бесспорно, не могло не оказаться полезным и для его писательской деятельности.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 09-06-00172-а.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабайцева, В. В. Современный русский язык : в 3 ч. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. -М. : Просвещение, 1987. - Ч. 3 : Синтаксис. Пунктуация. - 256 с.
2. Бондаренко, В. Н. Виды модальных значений и их выражение в языке / В. Н. Бондаренко // Филологические науки. - 1979. - №9 2. - С. 54-61.
3. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка / Н. С. Валгина. - М. : Высш. шк., 1991. - 432 с.
4. Валгина, Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. - М. : Логос, 2004. - 279 с.
5. Ваулина, С. С. Эволюция средств выражения модальности в русском языке (ХІ-ХУІІ вв.) / С. С. Ваулина. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. - 143 с.
6. Золотова, Г. А. О категории модальности / Г. А. Золотова // Модальность в языке и речи: новые подходы к изучению. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта. - 2008. - С. 16-20.
7. Русская грамматика : в 2 т. / редкол.:
Н. Ю. Шведова и др. - М. : Наука, 1980. - Т. 2 : Синтаксис. - 709 с.
8. Теория функциональной грамматики: Тем-поральность. Модальность. - Л. : Наука, 1990. - 269 с.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
СГ - «Самарская газета».
НЛ - «Нижегородский листок».
ОН - «Одесские новости».
SUBJECTIVE MODALITY IN THE NEWSPAPER TEXT (GORKY’S PUBLICATIONS OF THE MIDDLE 90-S OF THE XIX CENTURY)
I. Yu. Kuksa
Typical means of expressing subjective modality in M. Gorky’s texts, published in newspapers in the beginning of his journalistic-publicist activity, are considered in the article; their functional, structural and conceptual characteristics are given.
Key words: subjective modality, modality of a journalistic text, modality as a text category, modal meaning of certainty/uncertainty, M. Gorky’s journalism.