Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 2 (51). С. 190-192.
УДК 344.2
СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
SUBJECT OF CRIMES AGAINST MILITARY SERVICE П. С. ДАНИЛОВ (P. S. DANILOV)
Рассматривается круг субъектов преступлений против военной службы. Автор приходит к выводу о необходимости сужения круга лиц, являющихся субъектами преступлений против военной службы. По мнению автора, исполнителями преступлений против военной службы могут быть только лица, обладающие статусом военнослужащего в соответствии с федеральным законодательством.
Ключевые слова: преступления против военной службы; военнослужащие; лица, состоящие в запасе и проходящие военные сборы; лица, на которых распространяется статус военнослужащего; гражданский персонал; ополченцы; военнопленные.
The article is devoted to the examination of circle of subjects of crimes against military service. The author concludes that it is necessary to narrow the feature of subject of crimes against military service established by the criminal law. The author considers that perpetrators of crimes against military service should be only persons who have a status of serviceman according the federal law.
Key words: crimes against military service; serviceman; persons, who are consist in military reserve and undergo military training; persons, who have a status of serviceman; civilian personnel; militia; prisoners of war.
В соответствии с ч. 1 ст. 331 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) преступления против военной службы могут быть совершены: 1) военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; 2) военнослужащими, проходящими военную службу по контракту; 3) гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Для признания военнослужащих субъектами преступлений против военной службы необходимо, чтобы служба была начата и не окончена, а статус военнослужащего был присвоен им законно, с чем согласны В. Г. Сызранцев и А. А. Тер-Акопов [1]. Однако, по мнению О. К. Зателепина и И. И. Ис-раилова, незаконно призванные на службу также должны считаться субъектами преступлений против военной службы [2]. О. К. За-телепин указывает на понятие презумпции правильности актов государственного управления; кроме того, даже когда лицо призвано на военную службу незаконно, оно всё равно имеет соответствующие права и льготы,
пользуется ими, а значит, должно нести ответственность [3]. На наш взгляд, любой призванный на военную службу приступает к исполнению обязанностей военной службы, к охране Родины, что при понимании им своего статуса и вменяемости должно влечь признание его субъектом преступлений против военной службы.
Субъектами преступлений против военной службы также являются граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. На них распространяется статус военнослужащего в порядке, предусмотренном законодательством, однако, как верно указывает К. В. Фатеев, не в полном объёме, так как они не должны привлекаться к несению боевой службы [4].
Но в науке военно-уголовного права существует мнение об ошибочности установления граждан, пребывающих в запасе, в качестве субъектов исследуемых преступлений. О. К. Зателепин пишет, что указанные лица могут посягать только на порядок прохождения военных сборов, направленный на подго-
© Данилов П. С., 2017
Субъект преступлений против военной службы
товку к прохождению военной службы, а также они признаются исполнителями только составов преступлений, предусмотренных ст. 332-337, 344, 346-348 УК РФ [5]. Однако в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. № 3 установлено, что граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов могут совершать ещё и противоправные деяния, признаки которых предусмотрены ст. 338, 339 УК РФ [6].
В свою очередь, П. Е. Мелешко, не отрицая, что такие граждане могут нарушать только порядок подготовки к военной службе, считает законодательное признание их субъектами преступлений против военной службы обоснованным, иначе пришлось бы дублировать нормы УК РФ [7].
На наш взгляд, граждане, пребывающие в запасе, проходя военные сборы, осуществляют подготовку к прохождению военной службы. Они, в соответствии с п. 30 Положения о проведении военных сборов, не могут быть привлечены к исполнению обязанностей, не связанных с военными сборами [8], что сужает их статус по сравнению с военнослужащими. В связи с этим мы согласны с исключением граждан, пребывающих в запасе, проходящих военные сборы, из круга рассматриваемых субъектов.
Необходимо отметить, что в науке существует мнение о расширении круга лиц, которые могут совершать преступления против военной службы. Так, С. А. Соколов утверждает, что сотрудники МВД России, службы исполнения наказаний, члены войсковых казачьих обществ, народные ополченцы принимают участие в боевых действиях в мирное время, поэтому следует закрепить их в качестве субъектов преступлений против военной службы [9]. Представляется, что данные субъекты хоть и принимают участие в боевых действиях, однако не обладают статусом военнослужащих и не включаются в систему общественных отношений, обеспечивающих порядок военной службы. Между тем военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, присягая на верность Родине, клянутся защищать её от разных угроз и служат для разных целей.
Кроме того, С. А. Соколов указывает на возможность признания субъектами некото-
рых из исследуемых преступлений военнопленных [10]. Действительно, согласно ст. 82 Женевской конвенции об обращении с военнопленными данные лица подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы [11]. Тем не менее порядку прохождения военной службы военнопленные по определению не могут причинить вреда, ведь они не проходят военную службу в держащей их в плену державе. Я. Н. Ермолович указывает на это и предлагает установить отдельные составы преступлений для данной категории субъектов [12], с чем мы солидарны. Так, ст. 87 Женевской конвенции об обращении с военнопленными устанавливает, что пленённое лицо не является гражданином держащей в плену державы, не связано долгом верности и находится в её власти помимо своей воли, конвенцией также установлены особые правила относительно побега пленных (ст. 91-94). Поэтому внешне похожие действия, на первый взгляд нарушающие порядок прохождения военной службы, однако совершённые военнопленными (например, неисполнение приказа или дезертирство), таковыми не являются, поскольку направлены на высвобождение из-под власти держащей их в плену державы и воссоединение с союзными силами для продолжения правомерной вооружённой борьбы.
О. К. Зателепин пишет о том, что субъектами главы 33 УК РФ «Преступления против военной службы» можно признать гражданский персонал, т. е. личный состав Вооружённых Сил РФ, других войск, органов, необходимый для небоевых задач, например медицинского обслуживания, материально-технического обеспечения, ремонтно-строительных работ и др. [13]. Указанные лица замещают как невоинские должности [14], так и воинские должности, но не связанные с исполнением боевых задач и при отсутствии в своём подчинении военнослужащих [15]. Но по смыслу ст. 12 Федерального закона «Об обороне» лица гражданского персонала не имеют статуса военнослужащих [16], а значит, признавать их субъектами преступлений против военной службы неправильно.
На наш взгляд, субъект исследуемых преступлений должен быть приведён в соответствие с объектом преступлений против во-
П. С. Данилов
енной службы, которым является «установленный порядок прохождения военной службы», отражающий связь преступлений против военной службы с военной службой, для которой важно, что её проходят лица, обладающие особым статусом в полном объёме. Поэтому необходимо установить в ст. 331 УК РФ, что исполнителями преступлений против военной службы могут быть «лица, обладающие статусом военнослужащего в соответствии с федеральным законодательством», т. е. те, кому данный статус присвоен в полном объёме. Следует исключить из числа рассматриваемых субъектов лиц, на которых статус военнослужащего распространяется не полностью, т. е. граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов, как осуществляющих подготовку к военной службе, своего рода только «обучающихся».
Представляется, что указание на «лиц, обладающих статусом военнослужащего в соответствии с федеральным законодательством», как на субъектов рассматриваемых преступлений позволит учесть особенности объекта преступлений против военной службы, избежать проблем, возникающих в следственно-судебной практике, а также принять в расчёт изменчивость военного законодательства и общественных отношений.
1. Сызранцев В. Г. Воинские преступления: Комментарий к главе 33 УК РФ. - СПб., 2002. - С. 15-16; Тер-Акопов А. А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. - М., 2003. - С. 152.
2. Зателепин О. К. Уголовно-правовая охрана военной безопасности Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2013. -С. 171; Исраилов И. И. Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений: уголовно-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. -С. 67-70.
3. Зателепин О. К. Указ. соч. - С. 172-173.
4. Фатеев К. В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // Право в Вооруженных Силах. - 2008. - № 8. - С. 36.
5. Зателепин О. К. Указ. соч. - С. 94-95.
6. О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную
службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 3 // Российская газета. - 2008. - № 76.
7. Мелешко П. Е. Об уголовной ответственности граждан, призванных на военные сборы, за совершение преступлений, предусмотренных главой 33 Уголовного кодекса Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. -2012. - № 8. - С. 72, 74.
8. О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности : Положение о проведении военных сборов, утв. Постановлением правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 333 (в ред. от 28 октября 2013 г.) // Российская газета. - 2006. - № 123.
9. Соколов С. А. Ответственность за преступления против военной службы: уголовно-правовое регулирование и криминологический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 17.
10. Там же.
11. Женевская конвенция об обращении с военнопленными : (принята 12 августа 1949 г. Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля 1949 г. по 12 августа 1949 г.) // Веб-сайт ООН. - URL: http://www.un.org/ru/documents /decl_conv/conventions/geneva_prisoners.shtml (дата обращения: 11.12.2016).
12. Ермолович Я. Н. О некоторых вопросах уголовной ответственности военнопленных // Право в Вооруженных Силах. - 2008. -№ 4. - С. 112-113.
13. Зателепин О. К. Указ. соч. - С. 179-181.
14. Об утверждении Перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации : Приказ Министра обороны от 13 октября 2008 г. № 520. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Об утверждении Перечня воинских должно -стей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом : Приказ Министра обороны от 28 января 2004 г. № 20 (в ред. от 13 октября 2008 г.) // Российская газета. - 2004. - № 40.
16. Об обороне : Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2750.