УДК 344.2© П.С. Данилов
П.С. Данилов
КРИТЕРИИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье проанализированы критерии, на которых строятся системы преступлений против военной службы в уголовном законодательстве России и зарубежных стран. Делается вывод о возможности рецепции отдельных положений зарубежного законодательства и совершенствования нормы о понятии преступлений против военной службы в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Ключевые слова: система, преступления против военной службы, военнослужащий, порядок прохождения военной службы, мирное время.
—|"оступательное развитие системы пре-I I ступлений против военной службы в Хук РФневозможно без обращения к опыту законодательства зарубежных стран, анализ которого показывает, каковы особенности рассматриваемых систем преступлений в уголовном законодательстве других государств, что является качественно положительным для рецепции и выступает ориентиром для развития отечественной системы указанных преступлений.
Система преступлений против военной службы, как и любая иная система, представляет собой особую совокупность элементов, которые входят в нее на основании определенных системообразующих связей или отношений, критериев или признаков [7, с. 98-140].Это означает, что система в своей целостности строится в зависимости от критериев (признаков), которые обусловливают включение в систему преступлений против военной службы конкретных подсистем и элементов. Поэтому эти критерии или признаки обладают особой важностью.
В настоящее время система преступлений против военной службы в Уголовном кодексе РФ [2] основывается на таких критериях, как объект (установленный порядок прохождения военной службы), субъект преступления (военнослужащий по призыву или по контракту и гражданин, пребывающий в запасе, во время прохождения им военных сборов) и время объективной стороны преступления (мирное время).
Исследование критериев построения системы преступлений против военной службы в зарубежном законодательстве целесообразно проводить в рамках существующих правовых семей.
В первую очередь, необходимо отметить, что в странах континентальной правовой семьи системы преступлений против военной службы устанавливаются как Уголовными кодексами (Беларусь [20],Туркменистан [23]), так и специальными уголовными законами: военно-уголовными кодексами (Италия [12, 13]), кодексами военной юстиции (Аргентина [16], Франция [18]) и иными специализированными нормативными актами (Республика Корея[10]).
Законодательство государств рассматриваемой правовой семьи устанавливает не только системы преступлений против военной службы (Азербайджан [19]), но и системы воинских преступлений (Италия [12, 13]); преступлений, совершаемых на военной
службе (Латвия [21]); преступлений, наказуемых специальным нормативным актом (Республика Корея [Ю]) и т.д.
Уголовные и военно-уголовные законы большинства государств прямо указывают на отдельные признаки состава преступлений против военной службы, на которых и основаны системы данных преступных деяний. Однако, во-первых, такие критерии необязательно формулируются нормами о понятии этих преступленищво-вторых, такой признак, как субъект преступления, всегда является основополагающим для формирования систем исследуемых преступлений, хотя не везде раскрывается однообразно.
Военнослужащих законы стран континентального права всегда определяют как субъектов данных преступлений, но можно встретить указание и на лиц, которые приравниваются к ним, например, граждан во время нахождения их на военных сборах (Туркменистан [23]), обучающихся военных учебных заведений (Республика Корея [10]), добровольцев (Италия [12]), ополченцев (Республика Корея [10]), гражданских служащих или гражданский персонал (Италия [12, 13], Республика Корея [10]), военнопленных (Италия [12]) и даже гражданских лиц за отдельные преступления (Республика Корея [10]) или в военное время (Франция [18]). Выделяется среди прочих УК Беларуси, где в ч. 1 примечания к главе 37 установлено общее абстрактное указание на лиц, на которых распространяется статус военнослужащего [20].
Кроме того, системы преступлений против военной службы в странах романо-германского права основываются и на иныхкритериях, прямо указанных уголовными и военно-уголовными законами отдельных стран. Во-первых, объект преступления: порядок прохождения или несения военной или воинской службы (Беларусь [20], Туркменистан [23]), предписанные процедуры относительно исполнения военной службы (Латвия [21]), воинский порядок и законы и обычаи войны, установленные международным правом (Франция [18]) и др. Во-вторых, объективная сторона преступления: нарушение обязанностей военной службы (Аргентина [16]). В-третьих, одновременно объект и объективная сторона преступления, например, секция 1 главы 45 УК Финляндии содержит положение, согласно которому воинские преступления в данном государстве суть посягательства на
служебный или воинский порядок либо нарушение или невыполнение воинских обязанностей [24].
Анализ уголовных и военно-уголовных законов стран континентального права позволил также установить, что в некоторых из них в качестве системообразующих признаков систем преступлений против военной службы выступают критерии времени и (или) обстановки объективной стороны преступлений. Например, в ВУК мирного времени Италии [13]закрепленасистема преступлений против военной службы, содержащая только подсистемы и элементы мирного времени, а в УК Туркменистана [23] исследуемая система строится на критерии мирного времени и боевой обстановки, что также не позволило включить в нее элементы военного времени. В свою очередь, система преступлений против военной службы в УК Швеции, основанная на таком признаке объективной стороны, как время, содержит в себе только подсистемы и элементы военного и предвоенного времени [25]. Однако законодателям большинства стран свойственно строить свои системы преступлений против военной службы в соответствии с критериями как мирного времени, так и военного времени и боевой обстановки. Более того, встречаются и иные основания построения систем: военное положение (Литва [22]), чрезвычайное положение и (или) чрезвычайная ситуация (Латвия [21]), совершение преступления перед лицом врага (Республика Корея [Ю]) и др.
В государствах англо-американской правовой семьи системы преступлений против военной службы устанавливаются специальными военно-уголовными законами, существенно ограничивающими действие Уголовных кодексов.
Военно-уголовные законы стран общего права устанавливают системы служебных преступлений (Канада [9]) и преступлений против положений нормативного акта (Великобритания [8], Соединенные Штаты Америки [14]). Эти законы специальным образом указывают только на признак субъекта данных преступлений, к которому обычно относят военнослужащих, гражданский персонал, нанятый для различных вспомогательных работ (техническое обслуживание, поддержание чистоты военных объектов, приготовление пищи и т.п.), лиц, обучающихся в военных учебных организациях. К тому же можно встретить указание на лиц, направленных на военную операцию за вознаграждение (Великобритания [8]), лиц, утвержденных в качестве шпионов (Канада [9]), лиц, прикомандированных к вооруженным силам (Канада [9],Соединенные Штаты Америки [14]) и некоторых других.
Системы преступлений против военной службы в странах общего права содержат как подсистемы и элементы мирного времени, так и военного времени. Кроме того, они включают составы преступлений, совершаемых во время миссий или операций (Великобритания [8],) в присутствии врага или перед лицом неприятеля (Канада [9], Соединенные Штаты Америки [14]).
Системы преступлений против военной службы в государствах религиозной или мусульманской правовой семьи устанавливаются в специальных военно-уголовных законах, которые в некоторых случаях, как и в романо-германской правовой семье, прямо отсылают к общим уголовным законам.
Военно-уголовные нормативные акты государств религиозной правовой семьи устанавливают системы преступлений вооруженных сил (Иран [15]), военных преступлений (Египет [17]), преступлений против положений нормативного акта (Бахрейн [11]). Специальным образом законы указывают только на признак субъекта этих преступлений, к которому обычно относят военнослужащих, гражданский персонал, нанятый для не военных нужд, лиц, обучающихся в военных учебных заведениях, военнопленных, а в Бахрейне [11] еще и служащих союзных вооруженных сил, если иное не следует из международного договора. Системы преступлений против военной службы в рассматриваемых государствах в том или ином виде включают в себя подсистемы и элементы как мирного, так и военного времени. К тому же, эти системы содержат составы преступлений, совершаемых в присутствии врага или в отношении неприятеля.
Из сказанного следует, что в зарубежных странах системы преступлений против военной службы строятся на различных системообразующих признаках, причем, признак субъекта преступления всегда является основополагающим. Признак объекта пре-ступленияпризнается системообразующим лишь в некоторых государствах, а признак объективной стороны, выражаемый в невыполнении воинских обязанностей, лишь в отдельных странах. Однако такие признаки объективной стороны преступления против военной службы, как время и (или) обстановка, обычно рассматриваются, как необходимые для построения систем исследуемых преступлений. Причем, подавляющее число зарубежных государств признает необходимость одновременного наличия в системах преступлений против военной службы подсистем и элементов как мирного и военного времени, так и иного времени и (или) обстановки, когда вооруженные силы выполняют свои непосредственные боевые задачи.
В связи этим можно отметить, что критерии, на которых строится современная российская система преступлений против военной службы, являются, по меньшей мере,неполными. Ориентируясь на положительный опыт зарубежного законодательства,можно прийти к следующим выводам.
Во-первых, необходимо изменить признак субъекта преступлений против военной службы по УК РФ. Обращаясь к положительному опыту УК Беларуси [20], можноустановить, что в РФ рассматриваемые преступления совершаются лицами, обла-дающимистатусом военнослужащего в соответствии с законом. Однако, заимствуя иностранную норму, необходимо помнить о действующем праве страны и использовать соответствующие наименования, по-
этому правильным будет признак субъекта в ч. 1 ст. 331 УК РФ изменить и расширить до лиц, обладающих статусом военнослужащего в соответствии с федеральным законодательством, что полностью придаст указанной статье бланкетный характер и приведет норму в соответствие с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» [4].
Во-вторых, критерий мирного времени в ч. 1 ст. 331 УК Российской Федерации должен быть дополнен боевой обстановкой, а также военным положением, чрезвычайным положением, выполнением боевой операции.Так, Военнослужащие в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» [3]обязаны мужественно и умело защищать Российскую Федерацию. П. 33 Военной доктрины РФ [5] уточняет, что Вооруженные Силы РФ, другие войска и органы в военное время призваны отразить агрессию против Российской Федерации и ее союзников, нанести поражение силам врага и принудить его прекратить военные действия на выгодных условиях.К тому жест. 17 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» [1] закрепляет, что в исключительных случаях военнослужащие могут быть привлечены для обеспечения режима чрезвычайного положения. Однако нельзя забывать, что непосредственная защита Родины осуществляется военнослужащими в боевой обстановке и в условиях проведения боевой операции, которая может выполняться глубоко в тылу противника и тайно, а также иметь особо важные цели, которые при достижении, приведут к благоприятному исходу последующих боевых действий. Как видим, военнослужащие в соответствии с перечисленными нормами могут исполнять свои обязанности, в част-
ности^ военное время, в условиях чрезвычайного положения, в местах проведения боевых действий и др. В данных обстоятельствах к военнослужащим предъявляются повышенные требования по соблюдению законов, уставов, приказов, и если при этом они преступают закон, свою присягу и не делают всего допустимого и возможного для достижения победы над врагом, то должны быть наказаны более сурово, нежели в мирное время.
На наш взгляд, в Уголовном кодексе РФ необходимо совершенствовать норму о понятии преступлений против военной службы, раскрывающую критерии построения системы данных преступлений: следуетуточнить признак субъекта этих преступлений и такие признаки объективной стороны, как время и обстановка.
Таким образом, предлагаем ч. 1 ст. 331 УК РФ изложить в следующей редакции:
«1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные лицами, обладающими статусом военнослужащего в соответствии с федеральным законодательством.».
Ч. 3 ст. 331 УК РФ следует признать утратившей силу и внести ч. 4 ст. 331 УК РФ следующего содержания:
«4. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в условиях военного положения, либо в боевой обстановке, либо в условиях чрезвычайного положения, либо в условияхвыполнения боевой операции, определяется соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.».
Библиографический список
1. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ (в ред. от 12.03.2014) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2277.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 64-ФЗ (в ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 (в ред. от 15.02.2016) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в ред. от 15.02.2016) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2331.
5. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // Рос.газ. 2014. 30 декабря.
6. Клейменов, М.П. Криминология: учебник [Текст] / М.П. Клейменов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012.-432с.
7. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем [Текст] // А.И. Уемов. - М.: Мысль, 1978. - 273 с.
8. Акт Великобритании о Вооруженных Силах 2006 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/, свободный.
9. Акт Канады о национальной обороне 1985 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://laws-lois.justice.gc.ca/, свободный.
10. Военно-уголовный Акт Республики Корея 1962 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elaw.klri.re.kr/, свободный.
11. Военно-уголовный кодекс Бахрейна 2002 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moj.gov.bh/, свободный.
12. Военно-уголовный кодекс Италии военного времени 1941 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.difesa.it/Giustizia_Militare/, свободный.
Режим доступа:
Режим
Режим
Режим
13. Военно-уголовный кодекс Италии мирного времени 1941 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.difesa.it/Giustizia_Militare/, свободный.
14. Единый кодекс военной юстиции США 1951 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. law.cornell.edu/uscode/text/10/subtitle-A/part-II/, свободный.
15. Закон Ирана о наказаниях за преступления совершаемые служащими Вооруженных Сил 2003 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ghanoonbaz.com/, свободный.
16. Кодекс военной юстиции Аргентины 1951 года [Электронный ресурс]. http://www.infoleg.gov.ar/, свободный.
17. Кодекс военной юстиции Египта 1966 года [Электронный ресурс]. http://old.qadaya.net/, свободный.
18. Кодекс военной юстиции Франции 2006 года [Электронный ресурс], http : // w w w. legi franc е. go uv.fr/,свободный.
19. Уголовный кодекс Азербайджана 1999 года [Электронный ресурс]. http://www.continent-online.com/, свободный.
20. Уголовный кодекс Беларуси 1999 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.continent-online.com/, свободный.
21. Уголовный кодекс Латвии 2000 года [Электронный ресурс]. http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes/, свободный.
22. Уголовный кодекс Литвы 2000 года [Электронный ресурс]. http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes/, свободный.
23. Уголовный кодекс Туркменистана 1997 года [Электронный ресурс]. http://www.continent-online.com/, свободный.
24. Уголовный кодекс Финляндии 1889 года [Электронный ресурс]. http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes/, свободный.
25. Уголовный кодекс Швеции 1962 года [Электронный ресурс]. http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes/, свободный.
доступа: доступа: доступа:
Режим доступа:
Режим доступа:
Режим доступа:
Режим доступа:
Режим доступа:
References
1. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30.05.2001 № 3-FKZ (v red. ot 12.03.2014) «0 chrezvychajnom poloz-henii» [Federal constitutional law of 30.05.2001 № 3-FKZ (as amended on March 12, 2014) «About state of emergency»] // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2001. - № 23. - 2277 p.
2. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 64-FZ (v red. ot 01.05.2016) [Criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 64-FZ (as amended on June 01, 2016)] // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1996. -№25. -2954 p.
3. Federal'nyjzakonot 28.03.1998 № 53-FZ (v red. ot 15.02.2016) «O voinskoj objazannosti i voennoj sluzhbe» [Federal law of 28.03.1998 № 53-FZ (as amended on February 15, 2016) «About military duty and military service»] // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1998. - № 13. - 1475 p.
4. Federal'nyjzakonot 27.05.1998 № 76-FZ (v red. ot 15.02.2016) «0 statuse voennosluzhashhih» [Federal law of 27.05.1998 № 76-FZ (as amended on February 15, 2016) «About the status of the serviceman»] // Sobraniezakono-datel'stva RF. - 1998. - № 22. - 2331 p.
5. Voennaja doktrina Rossijskoj Federacii [Military doctrine of the Russian Federation] (utv. Prezidentom RF 25.12.2014 № Pr-2976) // Rossijskajagazeta № 298 ot 30 dekabrja 2014 g.
6. KlejmenovM.P.Kriminologija.: uchebnik[Criminology: textbook] [Tekst] / M.P. Klejmenov. - 2-e izd.,pererab. idop. - M.: INFRA-M, 2012. - 432s.
7. Uemov A.I. Sistemnyj podhod i obshhaja teorija. sistem[Systematic approach and general system theory] [Tekst] // A.I. Uemov. - M.: Mysl', 1978. - 273 s.
8. Akt Velikobritanii o VooruzhennyhSilah 2006 goda [Armed Forces Act of 2006 of the United Kingdom] [Jelektronnyjresurs].Rezhimdostupa: http://www.legislation.gov.uk/, svobodnyj.
9. Akt Kanady o nacional'nojoborone 1985 goda [National Defence Act of 1985 of Canada] [Jelektronnyjre-surs].Rezhimdostupa: http://laws-lois.justice.gc.ca/, svobodnyj.
10. Voenno-ugolovnyj Akt Respubliki Koreja. 1962 goda. [Military Criminal Act of 1962 of the Republic of Korea] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://elaw.klri.re.kr/, svobodnyj.
11. Voenno-ugolovnyj kodeks Bahrejna 2002 goda. [Military Penal Code of 2002 of Bahrain] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.moj.gov.bh/, svobodnyj.
12. Voenno-ugolovnyj kodeks Italii voennogo vremeni 1941 goda. [Military Penal Code for wartime of 1941 of Italy] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.difesa.it/Giustizia_Militare/, svobodnyj.
13. Voenno-ugolovnyj kodeks Italii mirnogo vremeni 1941 goda. [Military Penal Code for peacetime of 1941 of Italy] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.difesa.it/Giustizia_Militare/, svobodnyj.
14. Edinyj kodeks voennoj justicii SShA 1951 goda [Uniform code of military justice of 1951 of the United States of America] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.law.cornell.edu/uscode/text/10/subtitle-A/part-II/, svobodnyj.
15. Zakonlrana o nakazanijahzaprestuplenijasovershaemyesluzhashhimiVooruzhennyhSU 2003 goda [Law about punishments for crimes committed by employees of the Armed Forces of 2003 of Iran] [Jelektronnyjresurs].Rezhimdostupa: http://www.ghanoonbaz.com/, svobodnyj.
16. KodeksvoennojjusticiiArgentiny 1951 goda [Code of Military Justice of 1951 of Argentina] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.infoleg.gov.ar/, svobodnyj.
17. Kodeks voennoj justicii Egipta. 1966 goda. [Code of Military Justice of 1966 of Egypt] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://old.qadaya.net/, svobodnyj.
18. Kodeks voennoj justicii Francii 2006 goda [Code of Military Justice of 2006 of France] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.legifrance.gouv.fr/, svobodnyj.
19. Ugolovnyj kodeks Azerbajdzhana. 1999 goda. [Criminal code of 1999 of Azerbaijan] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.continent-online.com/, svobodnyj.
20. Ugolovnyj kodeks Belarusi 1999 goda. [Criminal code of 1999 of Belarus] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.continent-online.com/, svobodnyj.
21. Ugolovnyj kodeks Latvii 2000 goda. [Criminal code of 2000 of Latvia] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes/, svobodnyj.
22. UgolovnyjkodeksLitvy 2000 goda. [Criminal code of 2000 of Lithuania] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes/, svobodnyj.
23. Ugolovnyj kodeks Turkmenistana. 1997 goda. [Criminal code of 1997 of Turkmenistan] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.continent-online.com/, svobodnyj.
24. Ugolovnyj kodeks Finljandii 1889 goda. [Criminal code of 1989 of Finland] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes/, svobodnyj.
25. Ugolovnyj kodeks Shvecii 1962 goda. [Criminal code of 1962 of Sweden] [Jelektronnyjresurs]. Rezhimdostupa: http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes/, svobodnyj.
CRITERIA FOR THE CONSTRUCTION OF THE SYSTEM OF CRIMES AGAINST MILITARY SERVICE IN DOMESTIC AND FOREIGN LEGISLATION: COMPARATIVE-LEGAL ASPECT
Peter S. Danilov,
Postgraduate, F.M. Dostoevsky Omsk State University
Abstract:The article is devoted to analysis of criteria on which the systems of crimes against military service are organized in criminal law of Russia and foreign legislation.Article concludes about possibility of the reception of certain provisions of foreign legislation and perfection the norms about the concept of crimes against the military service in Criminal code of the Russian Federation.
Key words: system, crimes against military service, serviceman, legal order for military service, peacetime.
Сведения об авторе:
Данилов Петр Сергеевич - аспирант кафедры уголовного права и криминологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 23.05.2016.