Научная статья на тему 'Субъект-объектное поле персональной аутентичности в рамках иноязычного профессионального образования'

Субъект-объектное поле персональной аутентичности в рамках иноязычного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ АУТЕНТИЧНОСТИ / ОБЪЕКТ АУТЕНТИЧНОСТИ / АУТЕНТИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АУТЕНТИЧНОЕ ПОЛЕ СУБЪЕКТА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АУТЕНТИЧНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / АУТЕНТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SUBJECT OF AUTHENTICITY / OBJECT OF AUTHENTICITY / AUTHENTIC EDUCATION / AUTHENTIC FIELD OF THE SUBJECT / INDIVIDUAL AUTHENTIC TRAJECTORY OF EDUCATION / AUTHENTIC CONDUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гераскевич Наталья Валерьевна

В статье рассматривается проблема определения категориального аппарата персональной аутентичности на уровне субъект-объектных взаимоотношений в процессе иноязычного профессионального педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject-object field of personal authenticity in foreign-language professional education

The article considers a problem of definition of the categorial apparatus of subject-object contact of personal authenticity in professional foreign language education.

Текст научной работы на тему «Субъект-объектное поле персональной аутентичности в рамках иноязычного профессионального образования»

УДК 373.1 ББК 74.268.1

Гераскевич Наталья Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации Сургутский государственный педагогический университет

Сургут

Geraskevich Natalia Valerievna

Candidate of pedagogical sciences,

Assistant Professor Chair of linguistic formation and intercultural communications Surgut state pedagogical university Surgut nata_skazka@rambler.ru Субъект-объектное поле персональной аутентичности в рамках иноязычного профессионального образования Subject-object field of personal authenticity in foreign-language professional education

В статье рассматривается проблема определения категориального аппарата персональной аутентичности на уровне субъект-объектных взаимоотношений в процессе иноязычного профессионального педагогического образования.

The article considers a problem of definition of the categorial apparatus of subject-object contact of personal authenticity in professional foreign language education.

Ключевые слова: субъект аутентичности, объект аутентичности, аутентичное образование, аутентичное поле субъекта, индивидуальная аутентичная траектория обучения, аутентичное поведение.

Key words: subject of authenticity, object of authenticity, authentic education, authentic field of the subject, individual authentic trajectory of education, authentic conduct.

Сложность определения субъекта и объекта аутентичности, как компонентов категориального аппарата понятия, связана с постоянным развитием и изменением последней в процессе фило-, онто- и антропосоциогенеза человеческих индивидов.

В аспекте аутентичности под субъектом будем понимать либо индивида (личность), либо коллектив людей, воздействующих на окружающий мир и

преобразующих действительность сообразно целям, мотивам, интересам и т.п.

Субъект как выразитель субъективного начала личности в процессе образовательной деятельности представлен, с одной стороны, личностными характеристиками обучаемого (или группы обучаемых), с другой стороны, личностью обучающего (преподавателя). Объект - предмет познания и деятельности человека, субъекта. В данном исследовании объект ассоциируется с понятием конечного продукта, результата совместной образовательной учебной деятельности обучающего и обучаемого (субъектов).

Сотворчество субъектов образования ведёт к столкновению, взаимодействию, взаимопроникновению, взаимообмену и взаимообогащению разных типов персональной аутентичности, что позволяет представить данный процесс как аутентичное образование или аутентичное обучение.

Субъект-объектные взаимоотношения в обучении, основанные на признании своеобразия и уникальности субъектов учебной деятельности, по праву могут стать выразителем аутентичности участников образовательного процесса.

Как показал анализ исследований аутентичности в гуманитарных науках можно говорить, по меньшей мере, о двух типах отношений субъекта и объекта внутри аутентичности: «субъект-субъект» и «субъект-объект-субъект». Это предполагает либо непосредственное интерактивное общение между субъектами, либо взаимодействие, опосредованное определённым объектом. В случае опосредованного общения объект служит связующим звеном для установки понимания между субъектами.

В качестве субъектов аутентичного обучения рассматриваются обучаемые и педагоги. Соответственно, мы вправе говорить о трёх формах интеракции субъектов в высшем образовании: между одним студентом и преподавателем; между коллективом студентов и преподавателем; между субъектами учебной деятельности внутри студенческого коллектива.

Объектами аутентичного взаимодействия в процессе обучения могут служить разнообразные аутентичные материалы (например, графические, устные и

письменные тексты, упражнения, музыкальные произведения и т.п.).

Текст, будучи распространённым объектом в обучении иностранным языкам вообще, не может существовать самостоятельно, вне субъекта. Классифицируя субъекты, так или иначе соприкасающиеся с функционированием текста в реальности, охарактеризуем их в трёх измерениях.

Во-первых, объект создаётся автором, то есть субъектом действительности, который пытается выразить своё «Я», собственную аутентичность посредством определённых символов и знаков, интерпретируя личностную позицию по отношению к событиям или субъектам социального мира. Во-вторых, создание текста было бы бессмысленным, если бы автор не рассчитывал на восприятие собственного произведения другим субъектом (субъектами). В образовании такими воспринимающими субъектами чаще всего служат обучаемые. В-третьих, аутентичное обучение предполагает активную интеракцию между субъектом-обучаемым и субъектом-обучающим. Заметим, что в процессе восприятия и интерпретации появляется новый объект или конечный продукт взаимодействия субъекта-обучаемого с текстом, который может существенно отличаться от первоначального оригинала. Аутентичность автора соприкасается с аутентичностью читателя, что иногда рождает совершенно иной объект, новое аутентичное произведение. Таким образом, в аутентичном образовании выявляются определённые типы субъектов и объектов.

Субъекты аутентичного образования: субъект 1 - создающий (или передающий аутентичную информацию) субъект - автор; субъект 2 - интерпретирующий (или передающий и преобразующий аутентичную информацию) - читатель (студент); субъект 3 - воспринимающий аутентичную информацию (контролирующий) субъект - преподаватель.

Объекты аутентичного образования: объект 1 - аутентичный текст, созданный субъектом 1; объект 2 - аутентичный текст, созданный субъектом 2

Субъект-объектные взаимоотношения - это не застывшая данность, а постоянно изменяющиеся типы взаимодействий, которые обусловлены аутентич-

ными особенностями всех участников процесса образования.

В педагогических исследованиях, посвящённых аутентичности, категория субъекта выражена преимущественно обучающимся, главным образом в связи с переходом на новые технологии обучения и освоение стратегии планирования и реализации индивидуальной образовательной траектории в условиях новых образовательных стандартов. Направленность научных исследований на преподавателя, как аутентичного субъекта учебной деятельности, касается вопросов мотивационно-смысловых установок личности педагога и их влияния на эмоциональное благополучие личности учащихся [1], личностнопрофессионального развития педагогов с целью самообразования и самореализации в процессе общения с учащимися [3], специфики и содержания ценностного отношения педагогов к ученикам как к субъектам образовательного процесса [2] и т.п.

Что касается подготовки будущих педагогов, необходимо принимать во внимание распространение их профессиональной деятельности на сферу непосредственного ежедневного общения с обучаемыми в разнообразных ситуациях в классе и вне школы. Качество такого взаимодействия напрямую зависит от подготовленности специалиста к подобной деятельности. Умелый контакт с учениками, родителями, администрацией и т.п. неэффективен без учёта и анализа индивидуальных особенностей всех участников процесса.

Если у педагога развита способность к самопознанию и самоактуализации, если у него присутствует понимание собственной индивидуальности и аутентичности, с помощью которых он может чувствовать моменты собственного выбора, то такой педагог вправе делать корректные суждения о том, насколько действия его учеников являются сообразными их внутренней природе и соот-

гтч ^

ветствуют их персональной аутентичности. Только такой педагог способен научить учеников доверять своим внутренним ресурсам, не опасаясь быть непонятыми. Сохранение и развитие аутентичности должно стать одной из основополагающих задач в системе подготовки специалистов - будущих учителей.

Поэтому обучение в вузе не может отстраниться от аутентичной направленности образования.

Одной из сторон внутреннего аутентичного состояния является своеобразие представлений о мире каждого субъекта образования, характеризующее его как индивидуальность, личность и реализующееся во взаимоотношениях с другими субъектами и объектами обучения. Можно предположить, что любой индивид имеет собственное аутентичное пространство, поле, в котором функционирует и разворачивается самобытность и самореализация личности. Под аутентичным полем субъекта образовательного процесса будем понимать совокупность индивидуальных представлений о мире, переживаний личности, проявляющихся во взаимодействии конкретного субъекта с другими субъектами и объектами окружающей реальности в процессе учебной деятельности.

Однако в объективных условиях протекания образовательного процесса, субъект-обучающий ощущает необходимость жизненных вкладов в других людей и реализацию потенциальных возможностей субъектов-обучаемых.

В этом смысле индивидуальная жизнь не принадлежит полностью лишь самому субъекту, она «делится» в межличностном пространстве на «свою» и «свою-другую», на «жизнь-для-себя» и «жизнь-для-других». Синтез их даёт возможность обоюдного становления и реализации самобытности субъектов, их индивидуального бытия в определённых социокультурных хронотопах, его подлинности, аутентичности [4].

Деятельность субъекта учебного процесса в отношении объекта должна носить аутентичный, творческий характер. Речь идёт не о простой интерпретации, к примеру, информации текста, а о его преобразованиях на различных уровнях. Для подобной трансформации сам объект 1 (аутентичный текст) должен быть интересен для субъекта 2 (интерпретирующего и преобразовывающего информацию - читателя-студента). Только в этом случае объект 2 («новый» аутентичный текст) будет наполнен самобытностью и отразит внутреннюю картину не только субъекта 1 - автора текста, но и субъекта 2 - творческого ин-

терпретатора.

Любой объект (иноязычный аутентичный текст) заключает в себе определённый социокультурный код, приписанный ему субъектом 1. Субъект 2, распаковывая этот код, испытывает на себе некое культурное влияние субъекта 1 и передаёт собственное видение сюжета сквозь призму своей культурной идентичности и аутентичности, с учётом сформировавшейся внутренней картины мира, пытаясь, однако, сохранить элементы иного социокультурного фона.

Аутентичное поле субъекта 1 вступает во взаимодействие либо противостояние с аутентичным полем субъекта 2, что может привести к принятию или отторжению информации объекта 1 и порождению объекта 2 с положительной или отрицательной коннотацией. В любом случае результатом становится присвоение иноязычной аутентичной информации, что способствует развитию картины мира, а, следовательно, и персональной аутентичности субъекта 2. Столкновение аутентичных полей субъектов в процессе взаимодействия языков и культур рождает новое аутентичное социокультурное образование (текст), отражающее картины мира субъектов.

Любой субъект-интерпретатор, пытающийся раскодировать объект-аутентичный текст, пропускает воспринятую информацию через собственное индивидуальное сознание и вынужден проживать «чужую» жизнь. В этом случае субъект действует, руководствуясь индивидуальной аутентичной траекторией, которая представляется нам как иерархичная структура гипертекстов -представлений субъекта о себе, своём внутреннем мире, своей подлинности и идентичности, о своём месте во вселенской картине мира. Фактически, речь идёт о выстраивании индивидуальной аутентичной траектории, в процессе построения которой субъект выступает как фильтр, наложенный на бесконечную семантику другой социокультурной среды. Этот процесс логично обозначить как развитие аутентичного поведения субъекта образования, в котором формируются способности к самопостроению, самопроектированию, самокор-рекции личности, выведению её индивидуальной аутентичной траектории на

заданную прямую.

Объект (аутентичный текст), призванный обеспечить развитие индивидуальной аутентичной траектории субъекта, расширить его аутентичное поле, в большинстве случаев несёт в себе некую недосказанность, что позволяет субъекту сформулировать ряд риторических вопросов экзистенциального плана, попытаться объяснить реалии текста на основе собственного аутентичного социокультурного опыта.

Интерпретируя аутентичную траекторию автора, субъект вносит в её понимание и представление собственные смыслы, всматривается в семантику текста с целью понять именно самого себя, раскрыть для себя свою сущность. Таким образом, анализ субъект-объектного поля аутентичности позволяет сделать следующие выводы.

В качестве субъектов персональной аутентичности в профессиональном иноязычном образовании выступают обучаемые и обучающие. Объектами аутентичного взаимодействия в процессе обучения иностранному языку могут служить разнообразные аутентичные материалы.

Сотворчество субъектов образовательной деятельности в процессе обучения иностранному языку может рассматриваться как аутентичное образование или аутентичное обучение.

Современный процесс профессионального иноязычного образования должен быть деятельностью по развитию целостных, естественных форм выражения человеческой природы с опорой на аутентичное поле личности.

Библиографический список

1. Александрова, Т.И. Мотивационно-смысловые установки личности педагога и их влияние на эмоциональное благополучие личности учащихся [Рукопись]: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.И. Александрова - Хабаровск, 2006. - 189 с.

2. Верещагина, Е.А. Педагоги общеобразовательных школ как социально-профессиональная группа в условиях модернизации социального института образования [Рукопись]: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Е.А. Верещагина - Тюмень, 2011. - 185 с.

3. Земцова, С.Г. Психолого-педагогические условия личностно-

профессионального развития педагога в курсовой и послекурсовой деятельности [Рукопись]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Г. Земцова -

Елец, 2003. - 238 с.

4. Сапогова, Е.Е. Экзистенциальные ожидания как фактор развития во взрослости и старости [Текст] / Е.Е. Сапогова // Психология социального развития: Человек в современном мире / Под науч. ред. Ю.Н. Карандашева, В.Н. Шашок. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2007. - С. 99-111.

Bibliography

1. Alexandrova, T.I. Motivational sense installation individual teacher and their impact on students’ emotional well-being of the person [Manuscript]: Synopsis of diss. ... cand. of psychol. sciences: 19.00.01 / T.I. Alexandrova - Khabarovsk, 2006. - 189 p.

2. Vereshchagina, EA Teachers of secondary schools as social-professional group in the modernization of the social institution of education [Manuscript]: Synopsis of diss. ... cand. of sociol. sciences: 22.00.04 / EA. Vereshchagina - Tyumen, 2011. - 185 p.

3. Zemtsova, S.G. Psycho-pedagogical conditions of personal-professional development of the teacher in the course and post-cycle activities [Manuscript]: Synopsis of diss. ... cand. of ped. sciences: 13.00.08 / S.G. Zemtsova - Elets, 2003. -238 p.

4. Sapogova, E.E. Existential expectations as a factor of development in adulthood and old age [Text] / E.E. Sapogova // Psychology of Social Development: The man in the modern world / Under scientific. ed. Y.N. Karandasheva, V.N. Shashok. - Minsk: Ed. Centre BGU, 2007. - P. 99-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.