Научная статья на тему 'СУБЪЕКТ НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ'

СУБЪЕКТ НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
незаконная охота / субъект преступления / специальный субъект / охотник / использование служебного положения.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Окунева

В статье анализируются особенности субъектного состава преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ (Незаконная охота). Автор выделяет двух субъектов незаконной охоты: общий и специальный. Обосновывается необходимость в рамках совершенствования законодательства относить к категории специального субъекта незаконной охоты тех лиц, которые обладают статусом охотника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТ НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ»

А.А. Окунева

СУБЪЕКТ НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ

В статье анализируются особенности субъектного состава преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ (Незаконная охота). Автор выделяет двух субъектов незаконной охоты: общий и специальный. Обосновывается необходимость в рамках совершенствования законодательства относить к категории специального субъекта незаконной охоты тех лиц, которые обладают статусом охотника.

Ключевые слова: незаконная охота, субъект преступления, специальный субъект, охотник, использование служебного положения.

Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), выступает субъект, совершивший действия, образующие незаконную охоту. Действующий уголовный закон в тексте ст. 258 (ч. 1) не указывает каких-либо особых свойств, которыми должен обладать субъект незаконной охоты, следовательно, лицо, занимающееся незаконной охотой, относится к категории «общий субъект преступления».

К числу обязательных признаков субъекта незаконной охоты следует отнести все признаки, характерные для общего субъекта преступления (ст. 19 УК РФ). Им может быть физическое лицо, достигшее определенного законом возраста (в соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ шестнадцатилетнего возраста), вменяемое, то есть имеющее достаточное психическое здоровье, при котором лицо способно понимать характер своих действий и их последствий и руководить своим поведением.

Однако применительно к незаконной охоте возникает вопрос о степени ответственности лица, которое может совершить противоправные действия, перечисленные в ч. 1 ст. 258 УК РФ, имея правовой статус охотника.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции»[1], охотником признается «физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства» (ст. 20).

Приобретение статуса охотника - это длительная процедура, связанная с оформлением специальных документов (охотничьего билета) и допусков для хранения и ношения охотничьего оружия. Такой статус желают приобрести лица, которые намереваются добывать охотничьи ресурсы на законных основаниях, иногда в виде промысла. Соответственно, предполагается, что каждый охотник имеет добросовестные намерения по отношению к охоте, он принимает на себя обязанность соблюдать все установленные для осуществления этой деятельности требования. Однако практика сталкивается с тем, что именно эти лица нередко нарушают установленные правила охоты.

Так, например, К.А.С. и З.А.А. имели статус охотников и на протяжении более чем пяти лет в собственности у каждого находился нарезной охотничий карабин. Это показатель того, что указанные лица занимаются охотой профессионально и имеют определенный опыт в данной сфере деятельности. И все же в этот раз у них не оказалось разрешения на добычу косули сибирской, но это не стало препятствием для проведения охоты. К.А.С. и З.А.А. на снегоходе прибыли в охотничье угодье, где действуя умышленно и совместно, продолжали передвижение на снегоходе, осуществляли поиск и выслеживание фауны. При последующем обнаружении трех особей самцов сибирской косули прицельными выстрелами совместно уничтожили их и затем осуществили транспортировку двух особей. Указанные лица своими незаконными действиями причинили крупный ущерб в размере ста восьмидесяти тысяч рублей. К.А.С. и З.А.А. были признаны судом виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 258 УК РФ с назначением наказания каждому в виде штрафа в размере ста пятидесяти тысяч рублей с лишением права заниматься деятельностью, связанной с осуществлением любительской и спортивной охоты, на срок два года.[2]

Можно допустить, что у начинающих охотников есть лишь самые общие представления о том, каким образом нужно осуществлять охоту, но у охотников со стажем уже должны сформироваться правильные знания и устойчивые навыки в сфере законного осуществления данной деятельности. Совершение

© А.А. Окунева, 2022.

опытными охотниками запрещенных законом действий по добыче охотничьих ресурсов с этой точки зрения следует признать более общественно опасным, нежели чем аналогичные действия лица, не обладающего соответствующими профессиональными навыками.

В этой связи появляется необходимость выделения специального субъекта незаконной охоты -охотника как лица, занимающегося охотой профессионально, в ряде случаев даже в форме промысла. Критерием отграничения охотника от общего субъекта преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ, предлагается считать наличие у лица охотничьего билета и наличие у него в собственности в течение определенного периода времени (например, три года) охотничьего оружия. Совершение охотником действий, составляющих объективную сторону незаконной охоты, должно влечь повышенную уголовную ответственность.

Специальный субъект незаконной охоты предусмотрен в ч. 2 ст. 258 УК РФ. Это лицо, совершившее незаконную охоту с использованием своего служебного положения.

Критерий отнесения лица к специальному субъекту в данном случае выражается в наличии у него в силу пребывания на службе дополнительных возможностей, недобросовестное использование которых подвергает фауну большей общественной опасности. Незаконная охота, совершенная таким лицом, обоснованно признается квалифицированным составом.

При квалификации деяния по признакам незаконной охоты, совершенной лицом с использованием своего служебного положения, правоприменитель сталкивается с трудностями установления данного признака, так как конкретный перечень лиц, подпадающих под него, нормативно не установлен.

Колодий А.С. относит к таким лицам специалистов органов государственного охотничьего контроля, должностных лиц органов исполнительной власти, наделенных служебными полномочиями.[3] Также это могут быть руководители организаций и прочих юридических лиц, связанных с промысловой охотой, органов управления охотничьим хозяйством, администраций органов исполнительной власти.

Так, например, приговором от 14.06.19 г. Даниловского районного суда Ярославской области Ф. был признан виновным в незаконной охоте, совершенной с использованием своего служебного положения. Суд установил, что Ф. был работником Даниловского отделения Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов», где занимал должность производственного охотничьего инспектора (егеря). Профессиональные обязанности Ф. как егеря регулировались должностной инструкцией, по которой в полномочия егеря входили обязанности осуществлять охрану охотничье-рыболовных угодий в рамках производственного охотничьего контроля, докладывать руководству обо всех выявленных фактах нарушения природоохранного законодательства, в том числе незаконной добычи дикой фауны, а также ночного автобраконьерства и др. 03.02.19 г., исполняя полномочия по охране охотничьих угодий в рамках производственного охотничьего контроля на вверенном ему для служебного использования механическом транспортном средстве (снегоходе), Ф. у леса обнаружил лося (самца) и, не имея разрешения на добычу, одним точным выстрелом уничтожил животное. Далее он произвел первичную обработку туши лося, разделив ее на части, которые впоследствии транспортировал к себе домой. Незаконными действиями Ф. был причинен особо крупный ущерб в размере двухсот сорока тысяч рублей. Содеянное было квалифицировано по ч. 2 ст. 258 УК РФ как незаконная охота, совершенная лицом с использованием своего служебного положения, повлекшая причинение особо крупного ущерба.[4] В данном случае злоумышленник использовал свои служебные полномочия для законного нахождения в местах концентрации фауны и реализовал их для достижения противоправной цели.

Служебные полномочия другого рода противоправным образом были использованы обвиняемым Ж., наделенным управленческими функциями в некоммерческой организации «Облохотрыболовсоюз». Ж., проезжая по территории Пластовского района Челябинской области, имел при себе огнестрельное охотничье ружье, а также незаполненные бланки разрешений (лицензий) на добычу копытных животных, путевок на предоставление услуг в сфере охотничье-рыболовного хозяйства. Позднее в указанной местности Ж. заметил несколько кабанов и у него возник преступный умысел, направленный на незаконную охоту в отношении кабанов. Понимая, что может в любой период времени заполнить бланки путевок и разрешений (лицензий) для сокрытия преступления, Ж. стал преследовать обнаруженных кабанов и затем несколькими выстрелами уничтожил одну особь самки и две особи самца кабана. Другое должностное лицо, добросовестно исполняющее свои обязанности по экологическому надзору, выявило факт совершения преступления Ж., который на требование первого предоставить путевки и разрешения (лицензии) на добычу кабана в этой местности, внес в незаполненную путевку на предоставление услуг в сфере охотни-чье-рыболовного хозяйства недостоверные сведения о добытых охотничьих ресурсах, дате выдачи путевок и дате охоты. Преступными действиями Ж. был причинен особо крупный ущерб в размере трехсот тридцати тысяч рублей. Содеянное Ж. было квалифицировано по ч. 2 ст. 258 УК РФ как незаконная охота, совершенная лицом с использованием своего служебного положения, с причинением особо крупного ущерба.[5]

Библиографический список

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №30. Ст. 3735.

2. Приговор Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 24 сентября 2019 г. по уголовному делу №1-4/2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/

3. Колодий А.С. Уголовно-правовой анализ незаконной охоты // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2019. Том 4. №11-2. С. 109.

4. Постановление Даниловского районного суда Ярославской области от 14 июня 2019 г. по уголовному делу №1-56/2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/

5. Постановление Пластовского городского суда Челябинской области от 12 августа 2019 г. по уголовному делу №1-128/2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/

ОКУНЕВА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Магистрант открытый университет экономики, управления и права, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.