в экономической жизни общества и т. д.
Переживаемая нами эпоха возлагает на общественную мысль, ее жизненный нерв - философию -миссию по осуществлению переоценки мировоззренческих и социокультурных ценностей цивилизации. Необходимо создание новой концепции человека, его места в Мире, взаимоотношений с природой, нужна выработка критериев, ценностей неогуманизма, глобальной этики, понимания содержания прогресса исходя из императива выживания как высшей ценности человечества.
Философия экономики и экономической науки в конце ХХ века может быть только «Неклассической» философией. Тотальная «Неклассичность» будущего бытия человечества в своем современном становлении «объемлет» все сферы жизни человека и человечества, в том числе все «блоки» научного знания. Поэтому вместе со становлением Неклассической философии происходит становление Неклассической экономической науки. Возникает «образ» Неклассической философии Неклассической экономики. Список использованной литературы:
1. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе/М. Блауг. - М., 1994.
2. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют.-2004.
3. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства/С.Н. Булгаков. - М.- 1990.
4. Дэниел Хаусман. Философия экономики. Антология. -2012. - 520 с.
5. Кашпин, М.С. Философские проблемы экономической жизни общества/ М.С. Кашпин //Проблемы современной экономики.- 2008.- N 4(24)
6. Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманетарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. - 2006.-639 с.
7. Орехов, А.М. Социальная философия собственности: на пути к новой парадигме/А.М. Орехов.- М.-2000.
8. Осипова, Ю.М. Теоретическая экономия: реальность, виртуальность и мифотворчество / Под ред. Ю.М. Осипова, Е С. Зотовой. - М.: Эконом. Ф-т МГУ, ТЕИС, 2000. - 319с.
9. Субетто, А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Книга первая/ А.И. Суббетто. -Тольятти, 1999. - 208с.
© Татаренков Е.Н., 2016
УДК 141:159.923
Чудина-Шмидт Наталья Витальевна
канд.философ.наук
Краснодарский университет МВД России (Крымский филиал)
г. Симферополь, РФ e-mail: [email protected]
СУБЪЕКТ ЭКСТРИМА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Аннотация
Основной целью статьи является рассмотрение субъекта экстрима, как источника и основной движущей силы существующих в современном обществе экстремальных проявлений. В основе нахождения лежит способность индивида к трансформации внутреннего экстрима во внешние проявления -экстремальное поведение. Делается попытка классификации типов субъекта экстрима на основании двух критериев: темпоральности и осознанности, что позволяет выделить четыре типа субъектов экстрима, которые в свою очередь могут выступать в социальной среде как позитивно направленные личности и как дестроеры.
Ключевые слова
Экстрим, экстремальность, субъект экстрима, экстремальное поведение.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
Мир сегодня - это мир экстремальных проявлений, быстрый рост которых, заставляет вести речь о необходимости выявления их источников и условий формирования. Понятно, что в своей основе они, прежде всего, связаны с человеком и его активностью. В результате чего, можно говорить о том, что личность является основным элементом всех экстремальных проявлений, так как, по сути, в нем и происходит трансформация внутреннего экстрима [4] в экстремальную деятельность.
Тогда особо остро встает вопрос рассмотрения субъекта экстрима и механизмов его трансформации.
В указанном дискурсе следует рассмотреть специфику возникновения субъекта экстрима, как личности, которая несет в себе огромный энергетический потенциал и способную демонстрировать повышенную активность в общественной системе.
Особо следует отметить, что поскольку, современное общество подвержено большому количеству разнообразных феноменов, результатом проявления которых выступают нестандартность, дисбаланс и конфликтность [2], несущие в себе потенциальную угрозу полного разрушения системы. Сказанное еще раз подтверждает необходимость исследований личности, которая включена в указанные процессы и в рамках заявленного исследования получившую название - субъекта экстрима.
Тогда, субъектом экстрима можно назвать индивида, который обладает сильной волей, обусловленной мотивациями разного порядка, имеющий сильную внутреннюю энергетическую составляющую, позволяющую ему совершать поступки, согласно его собственной ценностной ориентированности [3] и не бояться негативной оценки своего поведения со стороны окружающих.
Существуют ситуации, когда субъект экстрима может даже не осознавать происходящего с ним, но с течением времени способен дать ответ за свои поступки. Он может выйти на границу собственного существования, включая тем самым механизм нестандартных для общества поступков. В результате сказанного можно сделать вывод, что субъект экстрима - это индивид, который находится в определенных условиях, усиленных сложившимися обстоятельствами (факторами), демонстрирующий активность в социуме и имеющий способность, с течением времени, вернуться в естественное для него состояние.
Такой выход на границу существования с проявлением социальной активности возможен в результате сильного «скачка» энергетической составляющей самого индивида. В результате энергия переходит из латентного (дремлющего) состояния в пробужденное. Временные границы такого «скачка» весьма разнообразны и могут варьироваться от секунды до нескольких лет.
Тогда возникает необходимость выделить виды субъектов экстрима в основу классификации которых включить два основания: осознанность (неосознанность) действий и темпоральность (временность нахождения индивида в этом состоянии).
В результате соотношения указанных оснований можно выделение следующие типы субъектов экстрима:
Во-первых, это индивид-маргинал, который сознательно выходит, как на границу собственного, так и на границу общественного существования. Тогда закономерно предположить, что энергетическая составляющая такого субъекта постоянно находится в «пробужденном» состоянии (осознанный, постоянный тип).
Так же существуют субъекты экстрима, которые в своей основе не являются маргиналами. К ним относятся ситуативные экстремалы, основной чертой которых является не долговременность нахождения в положении субъекта экстрима. Кроме того, можно выделить тех, чей спонтанный выход в экстремальное состояние связан с неосознанностью происходящего.
Описанные соотношения, можно отобразить следующими типами:
> ситуативный (мгновенный), неосознанный тип - человек аффективного состояния;
> ситуативный (мгновенный), осознанный тип - человек риска, искатель приключений;
^ длительный, неосознанный тип - харизматическая личность;
^ длительный, осознанный тип - маргинал в чистом виде.
Каждый из указанных типов находясь в состоянии «нормы» общественных отношений, может выступать потенциальным субъектом как позитивной (конструктивной) экстремальности, проявляясь в форме творческого порыва и экспрессии. Так и в негативной (деструктивной) экстремальности,
проявляющейся в форме экстремистской и террористической деятельности [1]. Это связано с тем, что имея определенную внутреннюю составляющую в условиях влияния на нее внешних факторов субъект экстрима любого типа может пройти трансформацию внутреннего экстрима в экстремальную деятельность, но уже с учетом того вектора направленности, который определен внешними факторами.
Именно в моменте трансформации внутреннего экстрима в его экстремальное проявление в виде экстремального поведения и обнаруживает себя проблема необходимости исследований субъектов экстрима для прогнозирования вариантов дальнейшего развития общественной системы и выбора пути этого развития. Список использованной литературы:
1. Буткевич С.А. Административно-правовой режим антитеррористической операции в Украине: проблемы теории и практики//Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 1 (27). С. 72-76.
2. Коноплева А.А. Роль межкультурных конфликтов в развитии экстремизма и терроризма (на примере опыта Российской Федерации и Республики Крым)//В книге: Противодействие экстремизму и терроризму в крымском федеральном округе: проблемы теории и практики Крым, 2015. С. 64-75.
3. Чудина-Шмидт Н.В. Влияние ценностей на снижение уровня экстремального поведения//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-2 (59). С. 197-200.]
4. Чудина-Шмидт Н.В. Культурные измерения экстремального мира//Инновационная наука. 2015. № 7-2 (7). С. 50-53.]
© Чудина-Шмидт Н.В., 2016
УДК 1(091)
Яшин Анатолий Николаевич
канд. филос. наук, доцент, профессор МАЭУ,
г. Мурманск, РФ E-mail: [email protected]
ИДЕИ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО ПРАВОСУДИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Аннотация
В статье исследуется влияние идеалов Просвещения на формирование философии русского правосудия во второй половине XVIII века, отмечается значение идей просвещенного абсолютизма для становления в дальнейшем демократического правосудия в России.
Ключевые слова
Просвещение, монархия, просвещенный абсолютизм, реформа, право, суд, правосудие, наказание, гуманизм.
В начале XVIII века, в результате системных преобразований Петра I, Россия становится крупнейшим и влиятельнейшим европейским государством, Империей, мощь которой после череды дворцовых переворотов возродила и укрепила во второй половине XVIII века Екатерина Великая. В период ее правления (1762 - 1796) новые исторические условия выявили недостаточную эффективность прежних социально-правовых институтов, требующих незамедлительной модернизации, поскольку в России уже распространяются европейские политические и философско-правовые идеи - сначала естественно-правовая теория, а затем французское Просвещение. И, если во Франции идеи Просвещения способствовали революции, то в России их смысл виделся в просвещенном монархе, который способен на разумных основах провести реконструкцию социальных институтов на благо народа.