Чудина-Шмидт Наталья Витальевна
ВЛИЯНИЕ ЭКСТРЕМАЛОВ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассматривается источник (экстрим) всех нестандартных, чрезвычайных проявлений общества, которые получили название экстремальных. Основной целью выступает установление понимания сущностных характеристик экстрима, поскольку, только поняв смысл причины, можно констатировать тенденции ее развития. В качестве результата можно отметить, что экстрим, являясь атрибутом человеческого и социального бытия, во многом определяет их способность к развитию и обеспечивает возможность формировать собственное самосознание без оглядки на стереотипы. Адрес статьи: От^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/4-2/54.11^1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 212-214. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/4-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
3. Жестоканов С. Н. Спорт и спортивные состязания в Древней Греции // Феномен досуга в античном мире / под ред. Э. Д. Фролова. СПб., 2013. С. 82-108.
4. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. / под ред. Л. Я. Жмудя. Изд-е 2-е, испр. и перераб. СПб., 2000. 320 с.
5. Клейменов А. А. К вопросу об особенностях эллинского военного менталитета классического периода // Армия и общество. М.: Наука-XXI, 2014. № 4 (41). С. 79-82.
6. Нестеров П. А. Античные Олимпийские игры в период упадка Олимпии как отражение древнегреческой идеологии и педагогики (IV в. н.э.): дисс. ... к.и.н. Малаховка, 2010. 176 с.
7. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике: в 2-х т. М., 2006. Т. 2. 544 с.
8. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / пер. с нидерл. В. В. Ошиса. М., 1992. 464 с.
9. Шанин Ю. В. Олимпия. История античного атлетизма. СПб., 2001. 191 с.
10. Эдкок Ф. Военное искусство греков, римлян и македонцев. М., 2012. 256 с.
11. Cornell T. J. War and Games. San Marino, 2001. 331 p.
12. Emanuel J. Race in Armor, Race with Shields: The Origin and Devolution of the Hoplitodromos. Cambridge, 2009. 154 р.
13. Hanson V. D. A War Like No Other: How the Athenians and Spartans Fought the Peloponnesian War. N. Y., 2005. 397 p.
14. Prithard D. M. Sport, War and Democracy in Classical Athens // Sport in the Cultures of Ancient World / ed. by Z. Papa-konstantinou. N. Y., 2012. Р. 64-98.
15. Roller L. E. Funeral Games for Historical Persons // Stadion. 1981. Vol. 7. P. 1-18.
16. Sipes R. War, Sports and Aggression: An Empirical Test of Two Rival Theories // American Anthropologist. 1973. Vol. 75 (1). P. 64-86.
17. Soler M. J. G. Euripides Critique of Athletics in Autolykus, fr. 282 N2 // Nikephoros. 2010. Vol. 23. P. 139-153.
18. Spivey N. The Ancient Olympics. Oxford, 2004. 304 p.
19. Siljak V. Syncretism of Agon, Athleticism and War in Ancient Greece // Physical Education and Sport through the Centuries. Belgrade, 2014. P. 90-99.
20. Vian F. Les origines de Thebes. Cadmos et les Spartes. Paris, 1963. 259 p.
CHANGE OF APPLIED MEANING OF ATHLETIC PRACTICES IN ANCIENT GREEK MILITARY TRADITION (THE VIII-III CENTURIES B.C.)
Chekhov Igor' Valer'evich
National Research Novosibirsk State University ingvar_cheh@mail. ru
The article examines the relation between the ancient Greek athletism phenomenon and the ancient Greek military tradition. The study is particularly relevant because it is antiquity, which determined the further development of military strategy up to now. And the same antiquity "invented" sport in the interpretation we use at present. These two circumstances resulted in the origin of a specific warfare method typical for city-states that extremely closely associated athletic practices with the military science. So, the paper aims to trace the common origins of these phenomena and to identify the reason for their subsequent divergence.
Key words and phrases: athletism; military science; antiquity; phalanx; hoplites.
УДК 141:159.923 Философские науки
В статье рассматривается источник (экстрим) всех нестандартных, чрезвычайных проявлений общества, которые получили название экстремальных. Основной целью выступает установление понимания сущностных характеристик экстрима, поскольку, только поняв смысл причины, можно констатировать тенденции ее развития. В качестве результата можно отметить, что экстрим, являясь атрибутом человеческого и социального бытия, во многом определяет их способность к развитию и обеспечивает возможность формировать собственное самосознание без оглядки на стереотипы.
Ключевые слова и фразы: экстрим; экстремальность; экстремал; субъект экстрима; социум; социальная система. Чудина-Шмидт Наталья Витальевна, к. филос. н.
Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (филиал) в Республике Крым Frog- 79@mail. ru
ВЛИЯНИЕ ЭКСТРЕМАЛОВ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
События, происходящие сегодня в мире, свидетельствуют о переходном [1] (трансформационном) периоде современного общества, когда старые нормы, правила и законы уже не выполняются, а новые в силу обстоятельств еще не заявили о себе. Много уже было сказано про эту трансформацию: начиная с середины ХХ века и по сей день мыслители говорят о закономерности происходящих в социуме изменений.
ISSN 1997-292X
№ 4 (66) 2016, часть 2
213
Однако события, которые происходят в мире сегодня, приводят к необходимости более тщательного и внимательного подхода к рассмотрению указанной проблемы, а также вызывают потребность изучать ее в рамках комплексного исследования.
В первую очередь заявляет о себе проблема «вскрытия» тех источников, которые приводят социальную систему в подвижное состояние, включая механизм ее трансформационных процессов с переходом на новый уровень. Проводя анализ истории развития всего человеческого общества и тех трансформаций, которые в нем происходят, с позиций философского знания, можно констатировать высокую степень заинтересованности в рассмотрении этой проблемы. Об этом свидетельствуют многочисленные проведенные фундаментальные исследования, в результате которых каждый мыслитель предлагал в качестве причины происходящих перемен тот источник, который находил в основах своей концептуальной позиции. Не является исключением и эта статья.
В качестве степени разработанности темы можно отметить и теорию социального развития Г. Спенсера [5], и теорию социальной эволюции Т. Парсонса [8]. В этом ключе не стоит забывать и О. Шпенглера [10], и Н. Я. Данилевского [2], которые в качестве развития общества видели и переход от культуры к цивилизации, и культурно-исторические типы. Стоит уделить особое внимание теории стадиального развития цивилизаций (Г. Гегель, А. Фергюсон, А. Смит). Нельзя исключать из дискурса теорию социокультурного эволюционизма и идею прогресса, разработанные О. Контом [7], Г. Спенсером, Л. Морганом, и много других теорий, существующих на данном этапе развития философского знания.
В ходе исследования можно соглашаться или критиковать уже имеющиеся концепции, однако все же не следует игнорировать ключевой, центральный и общий для всех теорий основополагающий элемент, в качестве которого выступает личность.
Именно личности, которая в рамках заявленной в названии статьи проблемы будет называться «экстре-малом», и посвящена статья, а в качестве ключевого момента будет выступать проблема влияния «экстремальной личности» на трансформационные процессы, происходящие в обществе и приводящие его к развитию или деградации.
В результате, в качестве задачи выступает рассмотрение влияния «экстремалов» как субъектов экстрима [9] на трансформационные процессы современного общества.
Тогда возникает необходимость формирования понимания сущностных характеристик «экстремала» как субъекта экстрима и той личности, которая склонна к экстремальному поведению. Так, под субъектом экстрима понимаем индивида, который обладает сильной волей, обусловленной мотивациями разного порядка, имеющего сильную внутреннюю энергетическую составляющую, которая позволяет ему совершать поступки в соответствии с его собственной шкалой ценностных ориентиров, что включает механизм отсутствия боязни негативной оценки его поведения со стороны окружающих.
Субъект экстрима может даже не осознавать происходящих с ним событий в определенных ситуациях, но с течением времени обязательно отвечает за свои поступки, которые он совершает в результате указанных событий и ситуаций.
Он имеет возможность выхода на границы собственного существования, переходя к не стандартным для существующего общественного порядка поступкам.
Таким образом, получается, что субъект экстрима - это индивид, находящийся в определенных условиях, усиленных сложившимися обстоятельствами, демонстрирующий активное действие и способный вернуться с течением времени в обычное состояние. Такое состояние возможно в результате «пикового состояния» его энергетической составляющей, которая переходит из латентного (спящего) состояния в пробужденное. После очередного «пикового состояния» внутренняя энергетическая составляющая может снова вернуться в латентное состояние. Временные границы такого «пикового состояния» могут быть разнообразными и варьироваться от нескольких секунд до нескольких лет. В таком случае появляется необходимость определенной классификации субъектов экстрима, которую в рамках исследования можно провести в рамках системы «временность - осознанность».
В связи с этим стоит обратиться к исследованиям «индивида-маргинала» [3; 4], сознательно выходящего на границы как собственного, так и общественного существования, затрачивая при этом большое количество «жизненной энергии». В обозначенных условиях внутренняя, энергетическая составляющая все время будет находиться в «пробужденном», деятельном состоянии.
В таком случае можно утверждать, что маргинальная личность всегда будет являться субъектом экстрима (экстремалом), в то время как можно предположить существование субъектов экстрима, которые не являются в своей основе маргиналами. Такие личности, в свою очередь, можно назвать ситуативными субъектами экстрима (ситуативными экстремалами). Основной чертой экстремалов будет выступать такая характеристика как «недолговременность» нахождения в «пиковом состоянии» - состоянии «экстрима».
Помимо указанных типов субъектов экстрима, можно выделить еще и тех, чья спонтанность связана с неосознанным нахождением в пиковом «экстремальном» состоянии [6].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что не каждый индивид способен становиться экстремальной личностью - «экстремалом».
Для того чтобы определить систему перехода таких индивидов из состояния равновесия и сбалансированности, в крайнем случае - «застоя», в «пиковое состояние», необходимо очертить все границы существования их внутренней составляющей, которая усиливается влиянием на личность внешних ситуативных факторов (например, определенные условия социализации, воспитание и т.д.).
Таким образом, на формирование субъекта экстрима будут влиять физические, психические, психологические и социальные компоненты.
Однако в рамках заявленного исследования больший интерес представляет не качественная (т.е. в каких условиях и при каких обстоятельствах происходит формирование субъекта экстрима) составляющая, а количественная (каково число субъектов экстрима в рамках системы) характеристика, поскольку «экстрема-лов» должно быть достаточное количество, чтобы иметь возможность выведения системы в состояние «раскачивания», дисбаланса и дисгармонии.
В таком случае могут помочь статистические (математические) расчеты, так как экстремал с позиций системы «одобрения или порицания» обществом может быть для общественной системы позитивной личностью (спортсмен, творческий человек, нестандартно мыслящая личность) и негативной личностью (делинквент, раскольник). Но, несмотря на положительную или отрицательную характеристики, его положение - всегда на границе общественного бытия, а следовательно, в динамическом, подвижном состоянии, в то время как ядро общественной системы заполняется личностями, находящимися в статическом (неподвижном) состоянии. Тогда любая система может быть представлена в виде двух составляющих: статистической в центре и динамической на границах. В таком случае в условиях небольшого количества экстремальных элементов, находящихся на границах, общественная система будет оставаться в равновесном, статичном состоянии. В условиях повышения количества экстремалов, находящихся на границах системы, будет включаться механизм ее перехода в состояние «расшатывания», которое, в свою очередь, приводит систему в динамичное, подвижное, неравновесное состояние с последующим переходным периодом и выходом на качественно новый уровень развития. Этот новый уровень может быть как более высоким (конструктивным), так и более низким (деструктивным).
Тогда встает вопрос: какова же количественная характеристика находящихся на границах экстремальных элементов? Можно предположить, что для создания условий «расшатывания» системы должно сложиться как минимум следующее процентное соотношение как наименьшее, но уже являющееся достаточным для указанных условий: 40% на 60%, где 40% - это экстремальные элементы, а 60% - элементы «нормы». Причем выделенные 40% должны быть разделены поровну на позитивно и негативно настроенных индивидов. Такое соотношение дает возможность конструктивного, эволюционного трансформационного процесса. При условии перехода в пограничное состояние большего числа элементов, система оказывается в экстремальном состоянии, что приводит к революционному типу развития системы, что, в свою очередь, может привести социум не к развитию, а к деградации.
Список литературы
1. Буткевич С. А. Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к годовщине вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации / под общ. ред. С. А. Буткевича. Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. 474 с.
2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 576 с.
3. Кальной И. И. Маргинал общества переходного периода // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2014. № 3. С. 55-61.
4. Кемалова Л. И., Сидоренко Н. А. Специфика этнокультурной маргинальности в условиях полиэтнического региона (на примере Крыма) // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2014. № 4 (3). С. 5-10.
5. Кон И. С. Социологическая концепция Герберта Спенсера // История буржуазной социологии XIX - начала XX века / под ред. И. С. Кона. М.: Наука, 1979. С. 40-52.
6. Коноплева А. А. Радикальные проявления в культуре // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа, 2015. С. 109-111.
7. Конт О. Общий обзор позитивизма / пер. с фр. И. А. Шапиро; под ред. Э. Л. Радлова. Изд-е 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 296 с.
8. Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М.: Академический проект, 2002. 832 с.
9. Чудина Н. В. Субъект консолидированного экстрима как агент развития современного общества // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. В. А. Сосова. Краснодар, 2014. С. 576-580.
10. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Мн.: ООО «Попурри», 1999. 720 с.
EXTREME SEEKERS' INFLUENCE ON MODERN SOCIETY DEVELOPMENT
Chudina-Shmidt Natal'ya Vital'evna, Ph. D. in Philosophy
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Branch) in the Republic of Crimea [email protected]
The article examines the source (extreme) of all the non-standard extraordinary manifestations of the society, which are usually called extreme ones. The paper aims to acquire the understanding of extreme's essential characteristics, because only if we understand the meaning of the cause we can trace its developmental tendencies. The author concludes that extreme, being an attribute of human and social existence, in many ways determines their ability to develop and provides the possibility to form their own self-consciousness regardless of stereotypes.
Key words and phrases: extreme; extremity; extreme seeker; extreme subject; society; social system.