Научная статья на тему 'СТУПЫ В СЕВЕРНОМ БУДДИЗМЕ: ФИЛОСОФСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ'

СТУПЫ В СЕВЕРНОМ БУДДИЗМЕ: ФИЛОСОФСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ БУДДИЗМ / СТУПА / ФИЛОСОФИЯ / СЕМАНТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Музафарова Наталья Раисовна

Целью исследования является определение буддийских ступ как визуального символа философии северного буддизма. В статье освещены история появления ступ, виды ступ, символика их составляющих в философском контексте, ритуалы, связанные со строительством и функционалом ступ. Подтверждено, что в семантике ступ присутствует философская составляющая. Сделан вывод, что буддийские ступы являются уникальным визуальным символом философских идей северного буддизма. Данные, полученные в ходе исследования, успешно применены в педагогической практике по предметам: философия, религиоведение, культурология, искусствоведение на базе Бурятского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUPAS IN NORTHERN BUDDHISM: PHILOSOPHICAL COMPONENT

The purpose of the author’s study is to de ne Buddhist stupas as a visual symbol of the philosophy of Northern Buddhism. The article highlights the history of the appearance of stupas, types of stupas, the symbolism of their components in a philosophical context, rituals associated with the construction and functionality of stupas. It is con rmed that there is a philosophical component in the semantics of stupas. It has been concluded that Buddhist stupas are a unique visual symbol of the philosophical ideas of Northern Buddhism. The data obtained in the course of the study have been successfully applied in pedagogical practice in the subjects: philosophy, religious studies, cultural studies, art history on the basis of the Buryat State University.

Текст научной работы на тему «СТУПЫ В СЕВЕРНОМ БУДДИЗМЕ: ФИЛОСОФСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 2 (34). С. 131—138. Economic and Social Research. 2022. No. 2 (34). P. 131—138.

УДК 13; 294.3

doi: 10.24151/2409-1073-2022-2-131-138

Ступы в северном буддизме: философская составляющая

Наталья Раисовна Музафарова

Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ, Россия

muz.afar-nr@mail.ru

Аннотация. Целью исследования является определение буддийских ступ как визуального символа философии северного буддизма. В статье освещены история появления ступ, виды ступ, символика их составляющих в философском контексте, ритуалы, связанные со строительством и функционалом ступ. Подтверждено, что в семантике ступ присутствует философская составляющая. Сделан вывод, что буддийские ступы являются уникальным визуальным символом философских идей северного буддизма. Данные, полученные в ходе исследования, успешно применены в педагогической практике по предметам: философия, религиоведение, культурология, искусствоведение на базе Бурятского государственного университета.

Ключевые слова: северный буддизм, ступа, философия, семантика.

Для цитирования: Музафарова Н. Р. Ступы в северном буддизме: философская составляющая // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 2 (34). С. 131-138. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-2-131-138

Stupas in Northern Buddhism: philosophical component

Natalya Raisovna Muzafarova

Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude, Russia muzafar-nr@mail.ru

Abstract: The purpose of the author's study is to define Buddhist stupas as a visual symbol of the philosophy of Northern Buddhism. The article highlights the history of the appearance of stupas, types of stupas, the symbolism of their components in a philosophical context, rituals associated with the construction and functionality of stupas. It is confirmed that there is a philosophical component in the semantics of stupas. It has been concluded that Buddhist stupas are a unique visual symbol of the philosophical ideas of Northern Buddhism. The data obtained in the course of the study have been successfully applied in pedagogical practice in the subjects: philosophy, religious studies, cultural studies, art history on the basis of the Buryat State University.

Keywords: Northern Buddhism, stupa, philosophy, semantics.

For citation: Muzafarova N. R. Stupas in Northern Buddhism: the philosophical component. Economic and Social Research, 2022, no. 2 (34), pp. 131—138. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-2-131-138

Во всех буддийских регионах в религиозном зодчестве (в организации архитектурного пространства, структуре зданий) проявляются важнейшие принципы буддийского миропонимания и мироустройства: иерархия сооружений по оси «вертикаль — горизонталь» и по сторонам света, насыщенность символикой цвета, формы и числа (в этом регионе любое архитектурное сооружение символизирует трехмерную модель идеального мира (мандала (санскр.); килкор (тиб.))). Глубокая взаимосвязь символики пространства с параллелями в микро- и макрокосме в северном буддизме обеспечивает символическое овеществление свойств материального и нематериального тел человека в предметной среде. Соответственно, одной из функций архитектурного пространства и всего искусства является помощь человеку в непрерывной духовной работе для достижения состояния просветления.

История. Ступа (санскр.)1 — это особая форма архитектурного сооружения религиозного назначения. В каждой буддийской стране эти культовые объекты имеют свой характерный облик и являются мемориальными памятниками, мавзолеями, реликва-риями, символами ума Будды.

Этимология индийского слова ступа (куча, груда) показывает, что изначально места поклонения святым представляли собой ограниченные пространства, где верующие оставляли камни в напоминание о паломничестве и где постепенно вырастали каменные курганы. Традиция создания каменных курганов на могилах или в иных памятных местах типична для многих культур древнего мира. Так, куполообразные надгробные памятники издревле возводи-

лись над захоронениями великих индийских святых и царей (кремация не считалась для них необходимой, поскольку они уже прошли сквозь огонь духовного очищения).

Согласно преданиям, еще при жизни Будды Шакьямуни ученики спрашивали его, как построить внешний реликварий для останков архата Шарипутры (санскр.), чтобы каждый желающий смог свободно подойти к святыне в любое время. В ответ на это Будда сложил свою накидку в виде квадрата, положил ее на землю, а сверху опрокинул свою пустую монашескую чашу / патру (санскр.), соорудив таким образом модель кургана. Впоследствии ступы создавались для сохранения кремированных останков самого Будды Шакьямуни, а также в ознаменование основных событий его жизни. Они долгое время оставались единственными зримыми символами памяти о нем, первыми местами паломничества и поклонения [4, с. 223]. Эти ранние индийские ступы представляли собой монументальные постройки, образующие объемный купол (анда (санскр.)), возводившийся на круглом основании, часто они имели ворота и ступени с балюстрадами, ведущие на более высокие кольцевые террасы. Купол, как правило, завершался кубическим образованием (хармика (санскр.)), в котором содержались реликвии; над ними возводился осевой столб (ясти (санскр.)), основание для купола, сложенного из уменьшающихся кверху дисков-зонтов (чаттра-вали (санскр.)). Впоследствии индийский вид ступы претерпел множество различных метаморфоз, адаптируясь к культурам стран, где распространялся буддизм [3, с. 121]. Размеры ступ стали весьма различны: от миниатюр, украшающих алтари, до подобий

1 Чортен, mchod rten (тиб.); субргн (калм.); пагода, дагоба (кит.).

храмов. По структуре ступы делятся на закрытые (не имеющие доступа внутрь) и открытые для входа (с алтарными комнатами или молитвенными колесами-барабанами) [7, с. 47].

Изначальным назначением ступ было хранение реликвий великих духовных учителей, но со временем они стали сооружаться по самым разнообразным поводам и для разных целей: в священных местах — в ознаменование важных событий, а на перекрестках, горных перевалах и паломнических маршрутах — в качестве мест поклонения и алтарей. Ступы, сооружаемые в местах поклонения, не только гармонизировали пространство, но и, согласно представлениям верующих, даровали паломникам возможность накапливать заслуги (пунья (санскр.), bsod nams (тиб.)), способствовали успокоению, умиротворению, долголетию, избавлению от бед и препятствий, таких как болезни, голод, преступления. Постепенно ступы стали неотъемлемой частью любого буддийского храмового комплекса: согласно канону, комплекс необходимо должен включать три вместилища для тела, речи и ума Будды, соответственно, нарисованный образ или статуя Будды являются символом его тела, книги Дхармы — речи, ступа — ума [5].

В Тибете предтечами ступ были кубические каменные склепы, их использовали как усыпальницы для священнослужителей. Позднее Бишукама в тексте «Цуктор Дриме Гье Чунг» установил определенные правила формы и декора для ступ, и сегодня мы можем лицезреть стандартизированные ступы на территории, в интерьерах и на алтарях всех северобуддийских храмов. Нижняя часть ступы формирует основание львиного трона (асана (санскр.)), который по углам украшается вьющимися растительными узорами, обильно инкрустированными драгоценными камнями в виде росписи или барельефа, а по центру покрывается изображениями дхарма-чакры, вишваваджры, пары львов. В центре купола (bum ра (тиб.)) находится ниша-окно

(кунгарва (тиб.)) со скульптурой Будды, бод-хисаттвы или слогом Хум. Эта часть ступы символизирует сердце. Над куполом располагается узкое основание хармики и сама кубическая хармика (в виде лотоса, стопки зонтов-колес). Колеса-зонты разделяются на 2 чередующихся вида: широкие «мужские» и узкие «женские»; над колесами — защитный зонт от дождя в виде лепестков лотоса. Далее — растущий лунный месяц, солнце и пламя, находящиеся на самой вершине ступы; с верхнего зонта могут свисать два скульптурных длинных шелковых украшения (раньше в Индии гирлянды изготавливали из живых цветов, но поскольку цветы быстро увядают, они были заменены шелковыми, расшитыми драгоценностями лентами с кистями). В наше время к петлям, расположенным под верхним зонтом, крепят также молитвенные флаги, которые расходятся по радиусу вниз длинными цепочками [1].

Виды ступ. При жизни и вскоре после ухода (паринирвана (санскр.)) Будды Шакь-ямуни были построены 2 ансамбля из первых 8 великих ступ, которые известны как «ступы Татхагаты 8 священных мест». Восемь священных мест — это 4 основные и 4 второстепенные (Лумбини, Бодхгайя, Сарнатх, Куши-нагар, Раджагриха, Шравасти, Шанкасе) географические точки и возведенные на них культовые сооружения, где происходили главные события в жизни Будды. Будда советовал ученикам совершать паломничество к этим ступам, поскольку любые духовные практики, совершаемые в них, являются особенно продуктивными.

Вторые 8 ступ известны как «8 великих ступ реликвий в 8 городах»: в этих ступах содержатся 8 реликвий тела Будды. После кремации тела 8 индийских кланов разделили останки на 8 равных частей и построили в столицах своих племенных царств (в Ку-шинагаре, Раджагрихе, Капилавасту, Вай-шали, Аллакаппе, Паве, Вишнудвипе, Рама-гаме) ступы для хранения останков и поклонения Будде. Ни одна из оригинальных ступ

полностью не сохранилась до наших дней: на протяжении веков ступы ветшали и разрушались, на руинах возводились новые сооружения, в частности, внутри большой ступы в Сарнатхе заключены семь предыдущих ступ, словно в огромной каменной матрешке [7]. Однако развалины великих ступ еще можно увидеть в Санчи и Сарнатхе.

Формы ступ связаны с событиями из жизни Будды Шакьямуни. Их типология основана на форме купола и типе ступенек в центральной части, ведущих к нему.

1. Ступа рождения Сугаты (санскр.) символизирует рождение Будды в 563 г. до н. э. Согласно преданию, сразу после рождения чудесный младенец сделал 7 шагов в направлении каждой из четырех сторон света, а в тех местах, где его подошвы касались земли, моментально вырастали лотосы. Ступа рождения была построена еще при жизни Будды его отцом Шуддходаной в садах Лум-бини, и ее 4 цилиндрические ступени украшены изображениями лепестков лотоса [2, с. 140].

2. Ступа Просветления и победы над всеми препятствиями (Мары (тиб.)) имеет 4 ступени с уступами. Она посвящена событию, когда, согласно преданию, вечером перед Просветлением в возрасте 35 лет Будда устранил все завесы и препятствия в уме, преодолел угрозы и искушения демонов Мары под деревом бодхи в Бодхгае [2, с. 140]. Ступа Просветления была построена царем Бимбисарой в Бодхгайе.

3. Ступа Поворота колеса Учения, мудрости, множества дверей-ворот (16 ворот) имеет 4 квадратных ступени с изображением дверей-ворот, символизирующих 108 историй или методов Учения Будды, 16 видов пустоты, 12 звеньев зависимого возникновения, восьмеричный путь, 6 совершенств и 4 истины. Она была построена первыми пятью учениками-аскетами в связи с появлением первого Учения Будды — поворотом колеса Дхармы в Оленьем парке Сарнатхи (Варанаси) [2, с. 141].

4. Ступа великих чудес, победы над иноверцами была построена Лисаби в роще Джетавана (Шравасти) в честь чудесной победы Будды над последователями неверных взглядов; 4 квадратных ступени ступы имеют выступы-секции, выдвинутые вперед на 1/3 своей высоты по 4 сторонам [2, с. 141].

5. Ступа схождения на землю из мира 33 богов Тушита. В 42 года Будда провел трехмесячное летнее затворничество в мире богов и вернулся на землю по тройной драгоценной лестнице, построенной в городе Санкасья (Шанкасе). Местные жители построили ступу в честь этого события; на 4 ступенях этой ступы с каждой из 4 сторон по центру есть 3 лестницы в 33 ступени [2, с. 142].

6. Ступа Примирения, Единства / yang chub snying por bdud btul mchod rten che, dhyen mchod rten (тиб.). Она имеет 4 восьмигранные ступени с равными сторонами, которые в сумме образуют 32 ступени. Построена в ознаменование устранения Буддой разногласий и споров в Сангхе. Будда примирил монахов и устранил раскол в бамбуковой роще Велувана в Раджагрихе (Радж-гир). В ознаменование этого жители царства Магадха соорудили эту ступу [2, с. 142].

7. Ступа Совершенной, Полной Победы имеет 3 ступени цилиндрической формы. Считается, что ее воздвигли небесные существа в честь того, что в возрасте 80 лет Будда продлил свою жизнь по просьбе учеников [2, с. 142].

8. Ступа Паринирваны построена без ступеней и окон. Ее центральная часть имеет форму колокола. Такая простота внешнего вида символизирует полное растворение Будды в паринирване, где все концептуальные признаки и характеристики теряются в пустоте высшего абсолютного тела мудрости. Эту ступу возвело племя Мала [2, с. 143].

Изображения 8 великих ступ можно видеть в мандалах: они размещаются в соответствии с направлениями сторон света на внешнем круге мандалы на вершинах 8 особых гор, которые символизируют неподвижность

медитативной устойчивости, фокусирующейся на союзе великого блаженства и пустоты, а также единство трех тел будды [2, с. 144].

Символика. Определяющим свойством ступы является многоуровневый символизм. Пирамидальная форма является выражением иерархического строения космогенеза и его принципов. Ступа строго ориентирована по сторонам света, а в плане она представляет собой геометрическую диаграмму солярного цикла — проекцию микрокосма и воплощает в себе символизм метафизического Солнца, источника и центра мира [6, с. 99]. Как единая конструкция ступа представляет дхармакаю — абсолютную природу полностью просветленного ума.

Внутри ступы, как правило, расположен шест — символ «древа жизни», выполненный из цельного ствола сандала, расписанного мантрами, обмотанного тканью и нитями пяти цветов. Эта центральная ось ступы, в контексте буддийского топографического символизма, означает гору Меру, мировую ось или древо, которая, в свою очередь, символизирует связь, укрепление и умиротворение земли и неба. Особенная ступа с 7 ступенями и 17 колесами-зонтами воплощает символику космологии горы Меру (12 углов трех ступеней основания — это 4 основных континента и 8 субконтинентов, окружающих гору Меру, 7 верхних ступеней ступы — это символ 7 горных цепей, окружающих эту гору, купол ступы символизирует саму гору Меру). 6 частей хармики — это 6 измерений мира желаний: богов, полубогов, людей, животных, голодных духов, адских существ; 17 колес — это 17 уровней мира формы, а верхний зонт символизирует 4 высших бесформенных мира [13].

5 архитектурных частей ступы (трон, ступени, купол, зонты, навершие) полисеман-тичны. Они символизируют 5 элементов Космоса (землю, воздух, воду, огонь, пространство); 5 элементов существа (группу сознаний, группу ощущений, группу различе-

ний, группу формирующих факторов, группу форм); 5 каналов восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание, зрение); 5 омрачений (гнев, глупость, страсть, ненависть, ревность); 5 основных цветов (желтый, синий, красный, зеленый, белый); 5 форм (квадрат, полукруг, треугольник, круг, отсутствие формы); 5 глав будда-семейств: Акшобхье, Ратнасамбхаве, Амитабхе, Амогасиддхи, Вайрочане [12, с. 333].

Ступа может также рассматриваться как символическое изображение фигуры сидящего Будды: в этой символической парадигме квадратное основание ступы может восприниматься как львиный трон, на котором восседает Будда, 4 квадратные ступени, поднимающиеся над вершиной основания, представляют собой скрещенные ноги Будды в позе ваджрасаны, полного лотоса (4 стороны этого квадратного уровня символизируют устойчивость и стабильность земли, из них 2 стороны представляют бедра Будды, одна — его спину, а четвертая — его лодыжки и стопы, сложенные в позе ваджрасаны). Купол символизирует торс Будды, кунгарва в точности совпадает с сердечным центром Будды. Хармика над куполом представляет лицо Будды и его глаза, которые смотрят в четырех направлениях. Часто на непальских ступах здесь рисуется пара глаз. Конический шпиль из 13 колес представляет выступ на макушке его головы. Верхний зонт — это эмблема царственного величия, которая парит над его головой, а навершие из луны, солнца и пламени символизирует его просветление. Деревянный осевой столб ступы представляет собой позвоночник Будды и его центральный канал [10, с. 91].

С архитектурной точки зрения, ступы подразделяются на 3 вида, соотносящиеся с 3 буддийскими путями шраваков, прать-екабудд и бодхисаттв. Ступа шраваков описывается как напоминающая имущество буддийского монаха: 4 ступени над основанием трона представляют его одежды, а их складки образуют 4 уровня. Купол символизирует перевернутую чашу для подаяний,

а хармика, шпиль и верхушка — форму железного посоха буддийского нищенствующего монаха кхаккхары.

Ступа пратьекабудд имеет квадратное основание, квадратный купол, 12 круглых зонтов-колец, над которыми находится Дхармачакра с 8 спицами. 13 зонтов-дисков, означающих 10 сил Будды и 3 совершенных Собрания, землю с окружавшими ее 12 астрологическими солнечными домами или преодоление 3 изначальных ядов, 12 звеньев взаимозависимого возникновения. Ученики Будды Шакьямуни спросили об устройстве ступы для архатов и его собственных реликвий, и Будда дал следующие наставления: ступа Татхагаты должна содержать 13 колец-зонтов, для ступ пратьекабудд — 5 зонтов, для ступ архатов — 4 зонта, для невозвращенцев — 3 зонта, для единожды возвращающихся — 2 зонта, для вошедшего в поток — 1 зонт, для непосвященных практиков-мирян не полагалось зонта [9, с. 56].

Верхняя часть ступы называется «ступа плода», а нижняя — «ступа причины». Основание львиного трона символизирует «тело формы» (нирманакая (санскр.)), «ступа причины» из купола и хармики представляет «тело наслаждения» (самбхогакая (санскр.)), «ступа плода» из колец-зонтов и навершия — «тело абсолютной истины» (дхармакая (санскр.)) [8, с. 220].

Основание ступы имеет символическую параллель в пятиступенчатой основе, поддерживающей купол и львиный трон: 5 ступеней означают 5 путей к просветлению. Четырехгранный львиный трон символизирует и непобедимость Дхармы, и 4 вида бесстрашия Будды, и 4 безмерных качества. К трону ведут 3 ступени, символически воплощающие 3 драгоценности для Прибежища от страданий сансары. Кубическая основа львиного трона представляет 4 основные стороны и 4 промежуточных угла элемента земли. Первая из 4 нижних ступеней символизирует своими четырьмя сторонами 4 близких созерцания тела, чувств, ума и Дхармы. Вторая ступень

символизирует 4 великих отречения от недобродетельных действий. Третья ступень символизирует 4 «ноги» чудесной силы. Четвертая ступень символизирует своими четырьмя сторонами и вершиной 5 качеств нравственности. Узкая круговая основа купола над этими ступенями символизирует силу и мощь этих 5 аспектов нравственности. Купол представляет каплю элемента воды и 7 условий просветления. 8 углов хармики символизируют благородный восьмеричный путь. Осевой столб символизирует элемент огня и 10 знаний. Вокруг осевого столба находятся 13 колец, первые 10 из которых символизируют 10 сил Будды. 3 верхних кольца символизируют 3 близких созерцания. Зонт над этими кольцами символизирует элемент воздуха, защиту, великое сострадание Будды, искусные способы обучения. Он символизирует 4 бесформенных измерения. Если поверх зонта помещается знамя с головой Макары (макарадхваджа), это символизирует победу над 4 марами [2, с. 139].

Растущая луна символизирует устремленность к просветлению и бодхичитту. Солнечный диск символизирует мудрость и пустоту. Союз солнца и луны представляет вме-стерожденность метода и мудрости, или относительной и абсолютной бодхичитты, а также божественное царство и коронование Будды по прошествии им 10 уровней совершенства / бхуми (санскр.) — состояние высочайшего просветления. Луна символизирует сердце просветления — бодхичитту (санскр.), солнце — трансцендентную мудрость / праждня (санскр.), драгоценность — просветление. Эфирное пламя-самоцвет просветления символизирует на внутреннем уровне — ветра лунного и солнечного каналов, воспламеняющие богиню Чандали, и ее восхождение по центральному каналу, а на внешнем — элемент пространства. Всё вместе это представляет ушнишу [2, с. 140].

Ритуалы. Многие великие тибетские мастера писали тексты-руководства по возведению ступ. Самые известные из них — это

труды Бутона Ринпоче (1290—1364), Деси Сангье Гьяцо (1653—1705), Мипхама Ринпоче (1846—1912). Ритуалы, которые необходимо проводить при строительстве и заполнении ступы, чрезвычайно сложны и детально разработаны. Они должны происходить под руководством квалифицированного Учителя. Только после его благословения ступа воспринимается как священный объект и энергетический центр, благоприятно воздействующий на окружение. Вначале необходимо провести ритуалы выбора места для строительства и получить разрешение у местных духов земли / нагов (санскр.) / лу (тиб.). После закладки фундамента и возведения стен начинается закладка заранее подготовленных ингредиентов — символов тела, речи и ума Будды: статуэтки, тексты, реликвии и т. д. В большие ступы закладывают многотомные книги поучений Будды / Канд-жур (тиб.) и комментарии к ним / Тенджур (тиб.), а в небольшие — тексты Праджняпа-рамиты (санскр.). Тысячи свернутых в трубочки мантр; 8 видов благих символов, субстанций, сокровищ; 5 видов драгоценных камней, металлов, лекарств, злаков, благовоний, хадаков; земля из святых мест; статуэтки Будд и бодхисаттв, лекарственные пилюли, монеты и др. Под основание ступы закладываются оружие и орудия труда, изображения мандал и защитных амулетов и др. В ступы, сооруженные в честь ухода великих Учителей, закладывают сосуды и статуэтки / ца-ца (тиб.) с их прахом. Иногда мумифицированные тела высоко реализованных мастеров целиком помещаются в ступы. Благодаря всем этим ингредиентам ступа становится священным сосудом [4].

Существуют различные формы поклонения ступам. Например, круговой обход (цир-кумамбуляция) по часовой стрелке, во время которого читают молитвы / мантры (санскр.), благопожелания, поклоны и подношения. При этом мотивация должна быть направлена на сохранение Дхармы Будды, благо для всех существ, восхваление Учителя, очище-

ние завес и развитие всех качеств просветления. Также множество заслуг получают те, кто инициирует, совершает и спонсирует строительство и ремонт ступ. В Сутре «Путь Различения» Будда перечисляет 18 видов заслуг от участия в создании ступы [1, с. 50].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сегодня во всех буддийских регионах идет активная реконструкция и реставрация, а также строительство новых ступ. При возведении ступ используются как традиционные методики и материалы, так и современные архитектурные инновации. Всё это свидетельствует об актуальности древней традиции в современности.

Библиографический список

1. Берзин А. Общий обзор буддийских практик: Лекции, прочитанные для Ленинградского общества буддистов в марте 1990 г. СПб.: Нар-танг, 1993. 98 с.

2. Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов / текст и ил.: Р. Бир; [пер. с англ. Л. Бубенковой]. М.: Ориенталия, 2011. XX, 406 с. (Самадхи).

3. Говинда А. Психокосмический символизм буддийской ступы. М.: Беловодье, 2006. 320 с.

4. Далай Лама XIV. Мир тибетского буддизма: Обзор его философии и практики: [пер. с англ.]. СПб.: Нартанг, 1996. 225 с.

5. Далай Лама XIV. Буддизм Тибета: [пер.]. М.: Нартанг; Рига: Угунс, 1991. 102 с.

6. Музафарова Н. Р. Традиции изобразительного искусства северного буддизма: монография. Чусовой, 2021. 186 с.

7. Klimburg-Salter D. The Kingdom of Bamiyan: Buddhist art and culture of the Hindu Kush. Naples; Roma: Istituto univesitario orientale, 1989. 226 p.

8. Landaw J., Weber A. Images of enlightenment: Tibetan art in practice. Boston: Shambhala, 2006. 264 р.

9. Snodgrass A. Symbolism of the Stupa. Ithaca, NY: SEAP Publ., 1985. 469 p.

10. Stratton E. The evolution of Indian Stupa architecture in East Asia. New Delhi: Vedams, 2000. 154 р.

11. Stupa or Chorten // Khandro: [Web]. URL: http://www.khandro.net/ritual_stupa_1 .htm (дата обращения: 02.05.2022).

12. Visual dharma: the Buddhist art of Tibet: [catalogue of] an exhibition organized by the MIT Office of Exhibitions and the Nalanda Foundation [held at the] Hayden Gallery, Massachusetts Institute of Technology. Cambridge, MA: Hayden Gallery; MIT,

1975. 524 р.

13. Xiong W. Tibetan arts. [Beijing]: China Intercontinental Press, 2005. 109 р.

References

1. Berzin A. General overview of Buddhist practices: Lectures given to Leningrad Buddhist society, March 1990. St. Petersburg, Nartan Publ., 1993. 98 p. (In Russian).

2. Beer R. The encyclopedia of Tibetan symbols and motifs. Boston, Shambhala, 1999. 392 p.

3. Govinda A. (Lama). Psycho-cosmic symbolism of the Buddhist Stupa. Berkeley, CA, Dharma Publ.,

1976. 102 p.

4. Gyatso Tenzin (Dalai Lama XIV). The world of Tibetan Buddhism: An overview of its philosophy and practice. Boston, Wisdom Publ., 1995. 224 p.

5. Gyatso Tenzin (Dalai Lama XIV). The Buddhism of Tibet and the key to the middle way. New York, Harper & Row, 1975. 104 p.

6. Muzafarova N. R. Artwork traditions in Northern Buddhism, monograph. Chusovoy, 2021. 186 p. (In Russian).

7. Klimburg-Salter D. The Kingdom of Bamiyan: Buddhist art and culture of the Hindu Kush. Naples, Roma, Istituto univesitario orientale, 1989. 226 p.

8. Landaw J., Weber A. Images of enlightenment: Tibetan art in practice. Boston, Shambhala, 2006. 264 р.

9. Snodgrass A. Symbolism of the Stupa. Ithaca, NY, SEAP Publ., 1985. 469 p.

10. Stratton E. The evolution oflndian Stupa architecture in East Asia. New Delhi, Vedams, 2000. 154 р.

11. Stupa or Chorten. Khandro. Available at: http://www.khandro.net/ritual_stupa_1 .htm (accessed: 02.05.2022).

12. Visual dharma: the Buddhist art of Tibet: [catalogue of] an exhibition organized by the MIT Office of Exhibitions and the Nalanda Foundation [held at the]

Hayden Gallery, Massachusetts Institute of Technology. Cambridge, MA, Hayden Gallery, MIT, 1975. 524 p.

13. Xiong W. Tibetan arts. China Intercontinental Press, 2005. 109 р.

Информация об авторе

Музафарова Наталья Раисовна — аспирантка профиля «Философия, этика и религиоведение», направления «Социальная и политическая философия», Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова (Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24А), https://orcid.org/0000-0002-7545-7801

Information about the author

Natalya R. Muzafarova — postgraduate student at "Philosophy, ethics and religious studies" training programme, "Social and political philosophy" field of study, Banzarov Buryat State University (Russia, 670000, Ulan-Ude, Smo-lina str., 24A), https://orcid.org/0000-0002-7545-7801

Статья поступила в редакцию 17.06.2022. The article was submitted 17.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.