Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ЦАЦА В ФИЛОСОФИИ СЕВЕРНОГО БУДДИЗМА'

ФЕНОМЕН ЦАЦА В ФИЛОСОФИИ СЕВЕРНОГО БУДДИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНОЕ БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО / ФИЛОСОФИЯ / СЕМАНТИКА / СКУЛЬПТУРА / ЦАЦА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Музафарова Наталья Раисовна

Целью исследования является изучение феномена цаца в свете философии северного буддизма. Задачи, решаемые для ее достижения, следующие: сбор информации, систематизация информации и анализ данных об исследованиях, посвященных буддийской философии, буддийским религиозным практикам, буддийскому искусству скульптуры малых форм; апробация полученных данных в научном и педагогическом процессах. В ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы: практикуемые по сей день виды искусства северного буддизма содержат философскую составляющую. Информация, полученная в ходе исследования, успешно применена в педагогической практике высшей школы по предметам: философия, религиоведение, искусствоведение, обществоведение. Объектом исследования является философия северного буддизма. Предметом исследования являются философская составляющая буддийского искусства. Для решения поставленных задач в работе применялись сравнительный, описательный, аналитический методы исследования. Материал исследования выбран из имеющихся литературных и электронных источников, опубликованных монографий и статей российских и зарубежных авторов. Как показала работа с имеющимися источниками, степень изученности проблемы недостаточна и требует современного осмысления. Для обеспечения однозначности понимания сути вся специфическая терминология в тексте продублирована на двух языках - санскрите и тибетском с транслитерацией Вайли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF TSATSA IN THE PHILOSOPHY OF NORTHERN BUDDHISM

The aim of the study is to study the phenomenon of tsatsa in the light of the philosophy of Northern Buddhism. The tasks to be solved to achieve it are as follows: collection of information, systematization of information and analysis of data on studies on Buddhist philosophy, Buddhist religious practices, Buddhist art of small sculptures; approbation of the received data in scientific and pedagogical processes. In the course of our research, the following conclusions were made: the art forms of northern Buddhism practiced to this day contain a philosophical component. The information obtained in the course of the study has been successfully applied in the teaching practice of higher education in the following subjects: philosophy, religious studies, art history, social science. The object of the research is the philosophy of Northern Buddhism. The subject of the research is the philosophical component of Buddhist art. Comparative, descriptive, analytical research methods were used to solve the tasks set in the work. The research material was selected from available literary and electronic sources, published monographs and articles by Russian and foreign authors. As work with available sources has shown, the degree of knowledge of the problem is insufficient and requires modern understanding.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ЦАЦА В ФИЛОСОФИИ СЕВЕРНОГО БУДДИЗМА»

Социология №1 2022

Феномен цаца в философии северного буддизма

Музафарова Наталья Раисовна,

аспирант кафедры философии, Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова E-mail: muzafar-nr@mail.ru

Целью исследования является изучение феномена цаца в свете философии северного буддизма. Задачи, решаемые для ее достижения, следующие: сбор информации, систематизация информации и анализ данных об исследованиях, посвященных буддийской философии, буддийским религиозным практикам, буддийскому искусству скульптуры малых форм; апробация полученных данных в научном и педагогическом процессах. В ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы: практикуемые по сей день виды искусства северного буддизма содержат философскую составляющую. Информация, полученная в ходе исследования, успешно применена в педагогической практике высшей школы по предметам: философия, религиоведение, искусствоведение, обществоведение. Объектом исследования является философия северного буддизма. Предметом исследования являются философская составляющая буддийского искусства. Для решения поставленных задач в работе применялись сравнительный, описательный, аналитический методы исследования. Материал исследования выбран из имеющихся литературных и электронных источников, опубликованных монографий и статей российских и зарубежных авторов. Как показала работа с имеющимися источниками, степень изученности проблемы недостаточна и требует современного осмысления. Для обеспечения однозначности понимания сути вся специфическая терминология в тексте продублирована на двух языках - санскрите и тибетском с транслитерацией Вайли.

Ключевые слова: северное буддийское искусство, философия, семантика, скульптура, цаца.

Введение

Северный буддизм/ ваджраяна (санскр.) богат ритуалами и практиками, аналогов которым нет в других культах. Одной из таких традиций, входящих в состав предварительных практик/ нёндро (тиб.) является изготовление скульптур мелкой пластики цаца (тиб.). Эти небольшие статуэтки героев буддийского пантеона и ступ делаются, как правило, из глины или гипса. Также при их изготовлении в особых случаях применяются драгоценные пилюли и пепел, оставшийся после кремации тел великих учителей. Хранят цаца в местах паломничества, на алтарях, в монументальных архитектурных ступах и домах цаца. В таких местах верующие делают обхождения вокруг/ кора (тиб.), простирания, подношения и другие духовные практики. Также цаца опускают в водоемы, как подношение водным духам/ нага (санскр.). [2, с. 45]

Все великие учителя считают изготовление цаца мощнейшей и обязательной практикой. По словам Сопы ринпоче: «Цаца - содержат благословленные субстанции и являются священными предметами. Если сложить ладони всего лишь перед одной статуей, то это станет причиной для благого перерождения, ведущего к освобождению из сансары и далее к Просветлению. Сложив ладони перед сотней цаца, мы получаем сотню тысяч видов пользы. Сложив ладони в жесте/ мудра (санскр.) приветствия перед тысячей цаца, мы получаем в тысячу раз больше причин для освобождения. Делайте подношения цаца Будд и сорадуйтесь своим усилиям и священным образам, которые вы создали для этого мира». [5, с. 105]

Семантика

Как правило, цаца изготовляют в больших количествах, ибо тиражирование любых священных изображений способствует «освобождению через смотрение» множеству живых существ. Во время их

281

изготовления начитывают соответствующие мантры и делают необходимые визуализации. Не будем углубляться в сакральные тонкости практики, известные только практикующим, изложим общие принципы. [4, с. 78]

Как и все материальные объекты буддийского культа, цаца неотделимы от философской составляющей этого учения. Цаца являются символом ума Будды или его ушнишы (санскр.). Их создание считается практикой для накопления благих заслуг и хорошей кармы, средством для устранения препятствий и кармических долгов, для накопления причин пробуждения. Цаца можно делать в помощь для исправления негативной ситуации конкретным людям, которые сами не могут совершить эту практику. Например, для человека, который страдает от болезни, или жизни которого угрожает опасность. Или для покойника, чтобы он быстро освободился из низших миров и обрел хорошее рождение для практики Дхармы. [1, с. 67]

Как правило, цаца делаются от пяти до ста тысяч и более штук. Число пять не случайно, оно символ глав Будда-семейств, их качеств и определенной цели. Первая цаца делается для Трех Драгоценностей буддизма/ триратна (санскр.), чтобы Учение Будды/ Дхарма (санскр.) распространялось, развивалось и пребывало долго. Вторая цаца делается для учителя/ гуру (санскр.), с которыми есть прямая или косвенная связь, чтобы он или они обрели долгую жизнь, их святая активность развивалась и желания исполнялись, чтобы их святые деяния и опыт продолжились в учениках и увеличилось поле объектов, на которые направлены их деяния. Третье цаца делается для родителей прошлого, настоящего и будущего, обитающих в шести мирах, дабы все страдания каждого существа полностью очистились и они достигли состояния всеведения. Четвертая цаца делается для всех существ, которые умерли, пребывают в пограничном состоянии/ бардо (тиб.) и ещё не обрели новое рождение. Чтобы их умы очистились и они

достигли трех тел/ кайя (санскр.) просветления. Пятая цаца делается для себя и всех живых существ. Чтобы практикующий и все живые существа накопили заслуги и очистились от омрачений, чтобы исчезли все плохие условия, болезни и страдания, увеличился срок жизни, заслуги, процветание. [5, с. 123] Как и во всем другом, у буддиста, делающего цаца, есть одна мотивация - ради блага всех живых существ. Перед ее началом любой практики он вспоминает основные философские принципы буддизма: Принятие Прибежища, зарождение Бодхичитты (санскр.) и понимание относительности всего сущего. Для этого практикующий выполняет семичленную практику обращения к гуру, как к основе всех реализаций: поклонение, подношение, покаяние, сорадование, просьбы о вращении колеса Учения и не покидать мир, посвящение заслуг. При этом поизносится семичленная молитва: «Почтительно склоняюсь совершенным телом, речью и умом Будды; подношу облака всех видов подношений, реальных и воображаемых; раскаиваюсь во всех своих негативных поступках, накопленных с безначальных времен; сорадуюсь заслугам святых и обычных людей; прошу, оставайтесь до конца циклического существования; вращайте колесо Дхармы для живых существ; посвящаю все мои заслуги и заслуги других великому Просветлению. Простираюсь перед гуру - прославленными спасителями живых существ, владыками всеведения и сострадания, объектом прибежища для всех, кто вращается в колесе санса-ры, путем к освобождению, полностью сокрушившими все препятствия. Прошу, даруйте мне и всем живым существам особые и обычные реализации. Чтобы накопить причины для пробуждения, я выполняю эту практику цаца». [6, с. 89]

Технология

Помимо традиционной практики создания цаца из земли, из глины или гипса, также цаца делают из воды и ветра. Для этого форму для изготовления цаца

282

поднимают навстречу ветру, она наполняется воздухом и получается тысяча Будд из ветра. Также и с водой сто тысяч раз. [8]

Процесс изготовления цаца состоит из трех частей: предварительной, основной и завершающей. Все это происходит в ментальной и материальной чистоте с повторением различных мантр и визуализациями на всех этапах процесса. Сейчас, помимо традиционных форм из металла, используют и силиконовые. [3, 371]

Перед началом практикующий визуализирует благословение своих учителя и идама (санскр.). Затем, проявившись идамом, принимает прибежище и зарождает бодхичитту. Очищает подготовленные материалы (форму, воду, гипс, глину, краски) мантрой и размышляет об отсутствии у них самобытия. При этом мудрость, осознающая пустоту сущего, проявляется в форме пяти слогов глав Будда-семейств. Слоги превращаются в гору драгоценностей и из них делаются цаца. После наполнения формы глиной или гипсом необходимо заложить в цаца свиток мантры/ зунг (тиб.), или три освященных рисовых зерна, или благословленные субстанции. Если цаца имеет форму Будды или Бодхисаттвы, то мантру помещают на уровне сердца, а если форму ступы - в её центр, подобно тому, как помещаются в статуи для освящения. Высохшие цаца можно оставить естественного цвета, покрасить шафрановой водой с пилюлями амриты/ мен-друп (тиб.) или акриловой краской, покрыть сусальным золотом, лаком или мастикой для блеска. В конце делается посвящение заслуг от практики благу всех живых существ. [7]

Заключение

По сей день практика создания цаца, является обязательной в составе предварительных практик школы Гелук Вад-жраяны. Любой практикующий обязан сделать ее, прежде чем приступить к более сложным практикам и многолетнему ретриту. Современные буддийские отечественные и зарубежные центры ре-

гулярно проводят творческие занятия по созданию цаца для широкой публики, куда приглашают не только буддистов, но и всех желающих соприкоснуться с экзотической культурой. Такие творческие занятия многофункциональны. Они решают множество задач, одна из которых - процветание многовековой буддийской практики и соприкосновение с глубочайшей философией Учения Будды.

Литература

1. Берзин А., Общий обзор буддийских практик, СПб., 1993,- 183с.

2. Далай-лама, Мир тибетского буддизма. СПб., 1996,- 245с.

3. Кучин И.Л., Дхарма, П., 2017,- 567с.

4. Музафарова Н.Р., Традиции изобразительного искусства северного буддизма, Ч., 2021,- 186 с.

5. Сопа Ринпоче, Практика Будды медицины. Наставления в затворничестве, М., Ганден Тендар Линг, 2018, -512с.

6. Тхангтонг тулку, Как сделать цаца, М., 2018,- 167с.

7. http://www.udel.edu/CHAD/clreedy. http://www.tsatsastudio.org/practice. htm

8. https://fpmt.ru/group_practices/ praktika-ca-ca/ htm

THE PHENOMENON OF TSATSA IN THE PHILOSOPHY OF NORTHERN BUDDHISM

Muzafarova N.R.

Buryat State University named after D. Banzarov

The aim of the study is to study the phenomenon of tsatsa in the light of the philosophy of Northern Buddhism. The tasks to be solved to achieve it are as follows: collection of information, system-atization of information and analysis of data on studies on Buddhist philosophy, Buddhist religious practices, Buddhist art of small sculptures; approbation of the received data in scientific and pedagogical processes. In the course of our research, the following conclusions were made: the art forms of northern Buddhism practiced to this day contain a philosophical component. The information obtained in the course of the study has been successfully applied in the teaching practice of higher education in the following subjects: philosophy, religious studies, art history,

283

^Honora* №1 2022

social science. The object of the research is the philosophy of Northern Buddhism. The subject of the research is the philosophical component of Buddhist art. Comparative, descriptive, analytical research methods were used to solve the tasks set in the work. The research material was selected from available literary and electronic sources, published monographs and articles by Russian and foreign authors. As work with available sources has shown, the degree of knowledge of the problem is insufficient and requires modern understanding.

Keywords: northern Buddhist art, philosophy, semantics, sculpture, tsatsa.

References

1. Berzin A., General review of Buddhist practices, St. Petersburg, 1993,-183p.

2. Dalai Lama, The World of Tibetan Buddhism. SPb., 1996,- 245p.

3. Kuchin I.L., Dharma, P., 2017,- 567p.;

4. Muzafarova N.R., Fine art traditions of northern Buddhism, Ch., 2021, -186 p.

5. Sopa Rinpoche, The Medicine Buddha Practice. Instructions in retreat, M., Ganden Tendar Ling, 2018, -512p.

6. Thangtong tulcu, How to do caca, M., 2018, -167p.

7. http://www.udel.edu/CHAD/clreedy. http://www.tsatsastudio.org/practice. htm

8. https://fpmt.ru/group_practices/ praktika-ca-ca/ htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.