Научная статья на тему 'БУДДИЙСКАЯ СТУПА КАК СИМВОЛ УЧЕНИЯ'

БУДДИЙСКАЯ СТУПА КАК СИМВОЛ УЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2036
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУПА / БУДДА / БУДДИЙСКОЕ УЧЕНИЕ / ПРОСВЕТЛЕНИЕ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / МИРЯНЕ / ЯНГАЖИНСКИЙ ДАЦАН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аякова Жаргал Аюшиевна

Ступы были первыми священными сооружениями буддизма, представляющими сложную структуру буддийской космологии и единство философских концепций. В статье рассмотрены история возникновения буддийской ступы, ее символизм, функции и значение. В Бурятии строительство ступ стало неотъемлемой частью духовной жизни верующих. Буддисты считают, что строительство ступы приносит огромное достоинство и сакрализуют пространство, которое оно занимает. Они верят, что духовное влияние ступы велико, она является источником позитивного воздействия на окружающую среду и людей, которые живут поблизости. Поэтому в Бурятии силами верующих воздвигнуто большое количество ступ, отличающихся между собой аспектами их значения и архитектурной символики. Для буддистов ступы являются не просто мемориальными сооружениями, а представляют собой священные объекты, хранилища буддийских реликвий и принадлежностей высоких учителей. Почитание ступы получило идейное обоснование в буддийском учении о карме, которая рассматривается не в узких социальных рамках, а в космическом масштабе. Буряты ступы называют субурганами и возводят их согласно древним буддийским канонам. Воздвижение ступ, посвященных Восьми чудесам Будды, в Янгажинском дацане яркое тому подтверждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDDHIST STUPA AS A SYMBOL OF THE TEACHING

Stupas were the first religious buildings of Buddhism, which represented the complex structure of Buddhist cosmology and the unity of philosophical concepts. The article deals with the history of the Buddhist stupa, its symbolism, functions and significance. In Buryatia, the construction of stupas has become an integral part of the spiritual life of believers. Buddhists consider that building a stupa brings great dignity and sacra-lizes the space it occupies. They believe that the spiritual influence of the stupa is great, it is a source of positive impact on the environment and the people who live nearby. Therefore, in Buryatia, the believers erected a large number of stupas, differing from each other in aspects of their meaning and architectural symbolism. For Buddhists, stupas are not just memorial structures, but are sacred objects, repositories of Buddhist relics and things of high teachers. Worship of stupas received an ideological substantiation in the Buddhist doctrine of karma, which is considered not within a narrow social framework, but on a cosmic scale. The Buryats call stupas suburgans and build them according to the ancient Buddhist canons. The erection of stupas dedicated to the 8 Wonders of the Buddhist World in the Yangazhinsky datsan is a vivid confirmation of this.

Текст научной работы на тему «БУДДИЙСКАЯ СТУПА КАК СИМВОЛ УЧЕНИЯ»

Научная статья УДК 1:294.3

DOI: 10.18101/1994-0866-2022-1-12-20 БУДДИЙСКАЯ СТУПА КАК СИМВОЛ УЧЕНИЯ

© Аякова Жаргал Аюшиевна

доктор философских наук, доцент,

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова Россия, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8 azhargal@yandex. т

Аннотация. Ступы были первыми священными сооружениями буддизма, представляющими сложную структуру буддийской космологии и единство философских концепций. В статье рассмотрены история возникновения буддийской ступы, ее символизм, функции и значение. В Бурятии строительство ступ стало неотъемлемой частью духовной жизни верующих. Буддисты считают, что строительство ступы приносит огромное достоинство и сакрализуют пространство, которое оно занимает. Они верят, что духовное влияние ступы велико, она является источником позитивного воздействия на окружающую среду и людей, которые живут поблизости. Поэтому в Бурятии силами верующих воздвигнуто большое количество ступ, отличающихся между собой аспектами их значения и архитектурной символики. Для буддистов ступы являются не просто мемориальными сооружениями, а представляют собой священные объекты, хранилища буддийских реликвий и принадлежностей высоких учителей. Почитание ступы получило идейное обоснование в буддийском учении о карме, которая рассматривается не в узких социальных рамках, а в космическом масштабе. Буряты ступы называют субурганами и возводят их согласно древним буддийским канонам. Воздвижение ступ, посвященных Восьми чудесам Будды, в Янгажинском дацане яркое тому подтверждение.

Ключевые слова: ступа, Будда, буддийское учение, просветление, паломничество, миряне, Янгажинский дацан.

Для цитирования

Аякова Ж. А. Буддийская ступа как символ учения // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 1. С. 12-20.

Ступа является одним из важнейших культовых сооружений буддизма, символизирующим просветленный ум Будды, и представляет собой сложную структуру буддийской космологии и единство философских концепций. Ee совершенство и чистота формы служат идее о чистой природе ума, выражающей глубочайшую сущность буддийского мировоззрения о потенциале просветления. Ступа в буддизме может быть объектом памятования в практике воззрения о пустоте и сострадании, взаимозависимом существовании и намерении достичь совершенного просветления ради блага всех живых существ. Она является опорой для глубоких размышлений о природе ума, методах его трансформации, служит напоминанием о том, что невидимое всегда выше видимого, а жизненное пространство взаимозависимого возникновения является динамичным полем проявления непрерывных причин и следствий действия ума, речи, тела.

Ступы были первыми священными сооружениями буддизма. Будда, не придававший значения ритуалам, не видевший в них средство достижения просветления, все-таки понимал их необходимость для мирских последователей. Именно по этой причине он разрешил построить над его останками ступу и поклоняться ей. Первоначально ступы являлись объектом почитания и заботы только мирян, их даже запрещалось строить на территории монастырей. Но необходимость создания единой сангхи — монашеской и мирской — привела к тому, что почитание ступ было включено в монашескую практику [8, с. 5].

Буддийские верующие считают, что строительство ступы приносит огромное достоинство и сакрализуют пространство, которое оно занимает. Они верят, что духовное влияние ступы велико, она является источником позитивного воздействия на окружающую среду и людей, которые живут поблизости. Поэтому в буддийских регионах России (Бурятии, Калмыкии, Туве) силами верующих воздвигнуто большое количество ступ, отличающихся между собой аспектами их значения и символики. В ступы закладываются остатки кремации наиболее почитаемых учителей, драгоценности, ритуальные предметы, буддийские тексты и другие священные предметы, которые, по мнению верующих, излучают качества этих священных предметов, распространяя на все окружение. Для буддистов ступы являются не просто памятными строениями или сооружениями, а представляют собой священные объекты, хранилища реликвий Будды и почитаемых учителей.

Первые ступы появились в добуддийские времена в Индии, в них помещались останки правителей и реализованных личностей после их кремации. Начало истории распространения ступ, прототипов буддийской культовой архитектуры, описано в Махапаринирвана сутре, описывающей последние дни жизни Будды. В буддийском предании прах Будды был разделен на восемь частей, которые были захоронены в разных местах Индии. Как сказано в сутре, первыми строителями ступ необходимо считать кшатриев — вождей свободных племен: маллов, личчхавов, шакьев и т. д. [3, с. 408]. Исследователи полагают, что эти сведения вряд ли могут быть абсолютно достоверными, скорее всего, они были направлены не столько на фиксацию реальных событий, сколько на представление основ учения в мифологизированной форме [8, с. 100]. Согласно традиции, каждый элемент физического тела Будды (его волос, зуб или даже след) пронизан энергией просветления, поэтому после кремации останки Учителя считаются священными, а ступы, хранящие их, обладают могуществом. «Доктринальное развитие махаяны, особенно концепция «тел Будды» (согласно которой, посредством нескольких эманаций метафизическое тело Будды достигает масштабов вселенной) и концепция «естества Будды» (согласно которой это естество может иметь бесчисленные проявления в мире), привело к представлению о некоей универсальной субстанции, назовем ее буддностью. Она есть энергия просветления, разлитая повсеместно, но сконцентрированная с особенной интенсивностью в отдельных объектах (прежде всего в перечисленных выше объектах культа) или людях (прежде всего буддийских святых и монахах)» [1].

Повсеместное строительство ступ в Индии началось во времена правления императора Ашоки в III в. до н. э. Традиция утверждает, что Ашока приказал возвести 84 000 ступ с реликвиями Будды не только в Индии, Непале, Тибете, но и по

всему миру [1]. Куда бы монахи ни отправлялись проповедовать учение, они повсюду воздвигали ступы [11, с. 14].

Центрами мирового буддийского паломничества являются четыре места, связанные с рождением Будды, его просветлением, первым учением, уходом в пари-нирвану. В Непале в Лумбини находится ступа рождения (ступа лотоса), другие три в Индии: ступа — храм Махабодхи в Бодх-гая на севере Индии, где Будда достиг просветления; ступа в Сарнатхе, где впервые Будда проповедовал свое учение о Четырех Благородных Истинах; ступа в Кушинагаре возле храма Махапари-нирваны — место ухода Будды в паринирвану. Буддисты со всего мира стремятся посетить эти сакральные места и выразить свое почтение Учителю.

В России буддийские регионы Бурятия, Калмыкия, Тува вызывают большой интерес паломников. Бурятия с ее богатой и длительной историей проникновения буддизма в XVII в. является центром российского буддизма, а ее уникальные священные объекты притягивают российских и зарубежных паломников. В период ограничительных выездных мер в условиях пандемии COVID-19 заметно возросла потребность верующих во внутренних паломнических турах. Бурятские верующие сегодня имеют широкие транспортные и финансовые возможности для религиозного путешествия в районы республики с уникальными дацанами, буддийскими статуями и ступами. Согласно опросу, среди бурятских верующих популярны «ступа Арьябаала в Санагинском дацане», «ступа Аюша Бурхан в Кижин-гинском дацане», «ступа Содой ламы в Курумканском дацане» [5, с. 79-91].

В буддийской практике паломничество к святым местам имеет смысл обретения благих заслуг, влияющих на формирование кармы. Почитание ступы получило идейное обоснование в буддийском учении о карме. Концепция кармы является основой учения о нравственности, которая рассматривается не в узких социальных рамках, а в космическом масштабе. Закон кармы отражает закон вселенной, понимаемый как психокосм, в котором физическое и психическое составляют единый процесс бесконечных изменений и взаимовозникновений, определяемых совокупной или коллективной кармой живых существ. Буддист верит в то, что рождение в том или ином из миров сансары определяется накопленной кармой. Желая получить благое рождение, сопряженное с меньшей степенью страдания, верующий должен ответственно относиться к каждому своему поступку, слову, мысли, направленным как к другим людям, так и к религиозным святыням. Для улучшения своей кармы он делает материальные подношения, ритуальные обхождения ступ (гороо) с повторением мантр, в звуках которых воплощаются сущность того или иного божества. Так, ступа Арьябаала, или Авалокитешвары, посвящена Будде великого сострадания, главному божеству в буддизме махаяны. Мантра Арьябаалы Ом мани пад ме хум означает нераздельность совершенной мудрости и сострадания ко всем живым существам. Его Святейшество Далай-лама XIV, считающийся воплощением бодхисатвы Авалокитешвары, поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды. Ступа Аюша Бурхан (Будда Ами-таюс) — Будда долгой жизни, почитание которого устраняет болезни и препятствия, способные укоротить жизнь. Для буддиста долгая жизнь — это возможность как можно дольше практиковать буддийское учение, больше сделать подношений и начитать максимальное количество мантр. Ступа Содой ламы (1846-

1916 гг.) возведена верующими земляками в память о великом йогине, воплощении индийского философа Нагарджуны, основоположнике махаяны. Прикасаясь к ступе Содой ламы, буддисты верят в ее особую энергию и чудодейственную силу, которыми обладал сам йогин.

Совершая паломнические туры и делая подношения, буддисты в своих желаниях стремятся устранить препятствия в достижении духовных и мирских целей, притянуть удачу, улучшить свою карму. Васубандху в «Учении о карме» писал: «Материальные подношения и культовые действия не являются бесцельными, напротив, они становятся еще более возвышенными благодаря чувству безраздельной преданности, возвышающему эти действия. Добродетельный человек, хотя Учитель давно ушел, совершает материальные подношения и культовые действия, вдохновляемый чувством безраздельной преданности Бхагавану, и многократно увеличивает свои религиозные заслуги не только вследствие безраздельной преданности» [2, с. 203].

Внешнее действие является лишь видимой формой внутреннего отношения верующего, простым и наиболее доступным средством самосовершенствования. Негативный поступок в отношении ступы влечет накопление отрицательной кармы. Воровство чего-либо из ступы или чего-либо из подношений равнозначно обворовыванию Татхагаты. Разрушение ступы приравнивается к смертному греху, злоумышленному пролитию крови Татхагаты [2, с. 189-190].

В Бурятии строительство ступ стало неотъемлемой частью духовной жизни верующих. Буряты ступы называют субурганами и возводят согласно древним буддийским канонам. Как во всех странах и регионах буддизма махаяны, в Бурятии ступы возводятся не только в честь Будды Шакьямуни, но и в знак почитания ушедших учителей, поэтому ступы являются хранилищами их реликвий. Часто встречаются субурганы, построенные для защиты местности от стихий, болезней и т. п., а также комплекс субурганов, связанный со знаменательными датами, например, субурган в национальном парке «Алханай» в Забайкальском крае был возведен в честь визита Его Святейшества Далай ламы XIV в 1991 г.

На народном уровне ступы воспринимаются мифологически, а их символика была понятна лишь узкому кругу образованных буддистов, как монахов, так и мирян. Для образованных буддистов эта практика приобретала дополнительный смысл в свете символики и доктринальной интерпретации ступы. Ступа как символ просветленного ума Будды напоминает последователям о том, что путь Будды — это бесконечный процесс обуздания клеш ума, являющихся причинами желаний и эмоций. Как в недрах ступы присутствует драгоценность реликвий, так и в людях присутствует драгоценность ума, способного к просветлению. Согласно буддийскому учению, ум является единственным источником счастья или страдания. Поэтому необходимо научиться проникать в глубины своего ума, раскрывая его сущность и распутывая сложные перипетии мыслей, эмоций, чувств и желаний, трансформируя его в ум Будды. Мирянин не ждет исполнения желаний чудесным образом, он полагает, все, что с ним происходит, — это результат его действий и кармической ответственности или безответственности. Буддийское учение направлено на освобождение ума от грубых и тонких омрачений клеш, практику и создание базовой установки для его трансформации. Понимание природы сан-сары как «океана страданий бесконечного перерождения, старости, болезни,

смерти» неизбежно ставит вопросы о том, существуют ли пути и методы устранения страдания и его причин, можно ли добиться абсолютного счастья и где коренятся его причины, можно ли быть счастливым в сансаре, если не абсолютно, то хотя бы относительно. Абсолютное счастье (mahasukkha) в буддизме есть отсутствие страданий и сопряжено с внутренним исследованием и выходом за пределы сансарного бытия. Относительное счастье ^ик^а) человека зависит от его восприятия внешнего мира и ожиданий от него (имущество, карьера, близкие, друзья и т. д.), поэтому оно изменчиво и не может длиться вечно. Все дело в «центре тяжести» человека, который может находиться в нем, в его уме, или вне его, т. е. во внешних объектах. Одним из основополагающих принципов учения выступает утверждение о том, что счастье как подлинное спокойствие и удовлетворение коренится в уме, а значит, его источником является внутренний ментальный, а не внешний социальный фактор.

Паломничество к святым местам является важнейшей духовной практикой, где обхождение вокруг священных объектов гороо, простирание, подношение являются внешним даянием, а зарождение высших качеств на благо всех живых существ является внутренним даянием. Установка на даяние адресована в первую очередь верующим мирянам, для которых подношения и ритуальные действия являются наиболее доступной формой благого действия. Почитание ступы, вложение средств в ее строительство, украшение, ремонт стали важной формой добродетельного поведения мирянина и накопления заслуг. Плод даяния зависит не от его материальной ценности, а от мотивации, с которой оно совершено. Предметы даяния должны обладать совершенными качествами, так как «превосходство дара обусловливает превосходство плода». «Если то, что дается, обладает совершенством цвета/формы, запаха, вкуса и осязаемых свойств, то все это делает предмет даяния превосходным. Следствием подношения подобного предмета будет красота, слава, приятность, гладкость, комфортность ощущения во все времена года. Тот, кто дал предмет совершенного цвета/формы, становится красивым. Тот, кто дал предмет имеющий совершенный запах, обретает славу, ибо слава распространяется во все стороны света подобно запаху. Тот, кто дал предмет, совершенного вкуса, становится приятным, как сладкое на вкус. Тот, кто дал предмет, имеющий совершенные осязаемые свойства, обретает гладкость и изящество членов тела, что вызывает ощущение комфортности во все времена года, как у сокровища — жены чакравартина1» [2, с. 197-198]. Превосходное даяние улучшает состояние потока сознания или потока дхарм дающего и может принести в будущем позитивные результаты.

Ступы, связанные с событиями Будды, являются важнейшими священными объектами для всего буддийского мира. В связи с восьмью местами захоронения и строительством ступ на них, в различных буддийских традициях приобрели зна-

1 Чакравартин — правитель Вселенной, относится к так называемым «великим личностям» (санскр. Махапуруша), центральным из которых являлся сам Будда, и потому считается равноценным Будде. В сущности, правитель Вселенной — это величина, равная Будде.

чение две группы понятий. Одна из них — Восемь чудес Будды — стала популярной в странах Юго-Восточной Азии. Другая — Восемь ступ Татхагаты1 — привела к формированию в тибето-монгольском буддизме группы памятников, каждый из которых посвящен определенному событию жизни Будды [8, 98]. Стоит отметить, что такое различение не является строгим. Например, в Бурятии, во вновь возродившемся в 2017 г. Янгажинском дацане возведено Восемь мемориальных ступ, посвященных Восьми чудесам Будды, символизирующих его жизнь и путь, ведущий к просветлению и следующему за ним освобождению от рождений и смертей. Янгажинский дацан находится около 40 км от г. Улан-Удэ в Ивол-гинском районе. Особенностью местных ступ является то, что каждая ступа сопровождается информацией о каждом из восьми чудесных деяний Будды. Первая ступа «Множество цветков лотоса» связана с рождением Будды. Согласно преданию, сразу после своего появления на свет он сделал семь шагов в каждом из четырех основных направлений света. На месте шагов Будды расцвели лотосы. Вторая ступа «Пробуждение» связана с достижением Будды пробуждения под деревом Бодхи. Находясь в медитации продолжительное время, он осознал, что любой человек может освободиться от омрачений ума и достичь просветления. Третья ступа «Множество врат» посвящена первому учению Будды (в тибетской традиции — первый поворот колеса Дхармы), которое он дал после достижения пробуждения в Сарнатхе. Четвертая ступа Великих чудес построена в память о чудесах, которые Будда совершал ежедневно в течение пятнадцати дней, чтобы усмирить и покорить мар (демонов). В память об этих чудесах буддисты в первые две недели первого лунного месяца Сагаалха проводят праздничные хуралы Монлам Ченмо. Пятая ступа «Нисхождение с небес» символизирует возвращение Будды на землю после проповеди учения в благодарность за доброту и заботу своей матери Махамайе на небесах Тушиты. Шестая ступа «Примирение сангхи» символизирует единение монашеской общины. Когда в сангхе появились разногласия, Будда помирил и объединил своих учеников. Седьмая ступа «Совершение победы» построена в честь победы Будды над смертью. По просьбе одного из учеников не покидать этот мир Будда продлил свою жизнь еще на три месяца. Восьмая ступа «Паринирвана» связана с вхождением Будды в Махапаринирвану, состояние, которое «невозможно описать, объяснить, адекватно выразить словами, поскольку оно вне логики, вне времени» [9, с. 218].

Формы почитания ступ выглядят простыми — подношение цветов, благовоний, украшений, поклоны, обхождение (гороо). Никаких сложных ритуалов или магических действий не предусмотрено. Приблизившись к ступе, человек выражает ей почтение поклоном и жестом уважения, а затем трижды обходит вокруг нее, в первый раз совершая воспоминание о Будде, во второй раз — о Дхарме и третий раз — о Сангхе [6, с. 203-204]. Люди обходят вокруг ступы по часовой стрелке, а повторенная при этом обычно 108 раз мантра становится частью памяти, превращая жизнь в беспрерывную медитацию. Обхождение, или гороо, вокруг

1 В тхераваде Татхагата — эпитет Будды Шакьямуни, который мог также употребляться по отношению к любому архату. В махаянских текстах выступает как синоним Будды.

ступы символизирует «встречу» с учителем, гуру, благим другом. «Визуализируйте ступу или святой объект как своего коренного гуру, олицетворяющего Будду, Дхарму и Сангху, а также каждый отдельный святой объект в любом месте — статуи, ступы, писания, реликвии. Можете визуализировать поле заслуг Гуру Пуджи или божество, такое как Ченрезиг или Ваджрасаттва. Самое важное — всегда сохранять ум в преданности, видя святой объект, который вы обходите, как проявление вашего корневого гуру и все другие объекты прибежища. Это самая искусная медитация, позволяющая собрать самые обширные заслуги. .. .Помните, что абсолютная природа этого святого объекта — это абсолютная природа всех святых объектов повсюду» [7].

Символизм ступы выражен в ее архитектуре, в которой каждый элемент имеет глубинное значение. Символика настолько обширна и сложна, что попытка ее упрощения не представляется возможной. Существуют общие представления о канонах строительства и расположения ступы. Все строение снизу вверх символизирует продвижение к Просветлению, а вся ступа в совокупности является символом полностью просветленного ума. Форма ступы представляет Будду в короне, сидящего в позе медитации на троне льва. Его корона — вершина шпиля, голова — квадрат у основания шпиля, тело имеет форму вазы, ноги — четыре ступени нижней террасы, а основание — его трон [11]. Она строится строго по сторонам света, так как каждая из сторон связана с одним из Пяти семейств будд. Считается, что на востоке находится Будда Акшобхья, преобразующий гнев в чистейшую мудрость. Южное направление принадлежит Будде Ратнасамбхава, олицетворяющему невозмутимость и равностность, избавляющему от алчности и гордыни. На западе Будда Амитабха, олицетворяющий сострадание и помогающий избавиться от привязанностей. На севере Будда Амогхасидхи, олицетворяющий сорадование и помогающий избавиться от зависти. В центре находится Будда Вай-рочана, олицетворяющий мудрость и помогающий избавиться от неведения. Также ступу рассматривают с точки зрения пяти первоэлементов: земля, вода, огонь, воздух и пространство, так как каждый из будд пяти семейств связан с одним из первоэлементов [10, с. 112].

Важным элементом ступы является «древо жизни» — деревянный шест, установленный в центральном канале сооружения, усыпанный драгоценными камнями и множеством мантр. Участники церемонии закладывают драгоценности в ступу с благопожеланиями, которые хранятся в древе жизни и заряжают ступу позитивной энергией.

Визуальное воздействие ступы на наблюдателя приносит непосредственное переживание духовного напряжения и достоинства. Глубокое восприятие ступы требует подготовленного зрителя. Обычный человек видит лишь религиозный объект, а ученый, владеющий отрывочным знанием, — текст, содержащий информацию. О присутствии сакрального можно намекнуть лишь с помощью знаков и символов. Сакральное невозможно непосредственно ... описать словами, так как она «стыдится мнимой определенности, неизбежно связанной со словом» [4, с. 16]. Сакральное скрывается от глаз непосвященных, для верующих боязнь утерять сакральное — боязнь утерять смысл жизни. Таким образом, ступы имеют огромное значение в жизни мирян-буддистов. Они олицетворяют суть буддийского учения — «полностью обуздай свой ум — вот учение Будды», — целью которого на

абсолютном уровне является достижение просветления, на относительном — принесение пользу всем живым существам.

Возведение и почитание ступы стали первым шагом на пути формирования культовой стороны буддизма, способствовавшей его распространению в народные массы и постепенному переходу от учения обособленной группы отшельников к религии масс. Почитание ступы, начатое мирянами, на определенном этапе было принято монашеской сангхой и привело к возникновению простейших ритуалов. Ступа как объект веры обладает эмоциональным воздействием на верующих и служит дополнительной опорой в деле распространения буддийских ценностей. Культурогенез ступы, постепенно завершившийся на территории Индии, нашел свое продолжение во всех странах и регионах, где утверждался буддизм, и где ступа по-прежнему оставалась его главной святыней наряду с множеством почитавшихся образов Будды.

Литература

1. Агаджанян А. С. Дхарма и Империя. Основы и пределы сакрализации власти в буддийской политической традиции // Сакрализация власти в истории цивилизаций. Части I, II, III / ответственный редактор А. А. Андреева, Д. М. Бондаренко, А. В. Коротаев. Москва, 2005. С. 335-364. Текст: непосредственный.

2. Васубандху. Абхидхармакоша / перевод с санскрита, исследования и комментарии Е. П. Островской и В. И. Рудого. Раздел IV. Учение о карме. Санкт-Петербург, 1994. 368 с. Текст: непосредственный.

3. Дигха-никая (Собрание длинных поучений) / перевод с пали, статьи, комментарии и приложение А. Я. Сыркина; ответственный редактор В. П. Андросов; Ин-т востоковедения РАН. Москва: Наука. Восточная литература, 2020. 902 с. Текст: непосредственный.

4. Медведев А. В. Сакральное как причастное к абсолюту. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. 152 с. Текст: непосредственный.

5. Социальный портрет буддиста паломника Бурятии: от традиционного к онлайн-формату (по результатам социологического исследования) / О. А. Очирова, В. И. Антонов, В. Н. Бадмаев [и др.] // Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 79-91. Текст: непосредственный.

6. Поповцев Д. В. Бодхисаттва Авалокитешвара. История формирования и развития махаянского культа. Санкт-Петербург: Евразия, 2012. 496 с. Текст: непосредственный.

7. Сопа Ринпоче. Не думайте, что святыни слишком далеко от вас. URL: http://saveti-bet.ru/2013/08/09/buddhist-practice.html) (дата обращения: 28.12.2021). Текст: электронный.

8. Хижняк О. С. Ступа: начало формирования буддийского культа. Санкт-Петербург, 2008. 274 с. Текст: непосредственный.

9. Шантидева. Путь бодхисатвы (Бодхичарья-аватара) / перевод и общая редакция Ю. Жиронкиной; науч. ред. Б. Загуменов. Изд. 2. испр. и доп. Москва: Сохраним Тибет, 2012. 280 с. Текст: непосредственный.

10. Gwynne P. World Religions in Practice. Maiden: Blackwell Publishing, 2009. 448 p.

11. The Stupa: Sacred Symbol of Enlightenment. Ed. By T. Tulku. Berkeley, 1977. Crystal Mirror Series. Vol. 12. 472 p.

Статья поступила в редакцию 13.01.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 21.02.2022.

BUDDHIST STUPA AS A SYMBOL OF THE TEACHING

Zhargal A. Ayakova

Dr. Sci. (Philos.), A/Prof.,

Filippov Buryat State Agricultural Academy

8 Pushkina St., Ulan-Ude 670024, Russia

azhargal@yandex. ru

Abstract. Stupas were the first religious buildings of Buddhism, which represented the complex structure of Buddhist cosmology and the unity of philosophical concepts. The article deals with the history of the Buddhist stupa, its symbolism, functions and significance. In Buryatia, the construction of stupas has become an integral part of the spiritual life of believers. Buddhists consider that building a stupa brings great dignity and sacra-lizes the space it occupies. They believe that the spiritual influence of the stupa is great, it is a source of positive impact on the environment and the people who live nearby. Therefore, in Buryatia, the believers erected a large number of stupas, differing from each other in aspects of their meaning and architectural symbolism. For Buddhists, stupas are not just memorial structures, but are sacred objects, repositories of Buddhist relics and things of high teachers. Worship of stupas received an ideological substantiation in the Buddhist doctrine of karma, which is considered not within a narrow social framework, but on a cosmic scale. The Buryats call stupas suburgans and build them according to the ancient Buddhist canons. The erection of stupas dedicated to the 8 Wonders of the Buddhist World in the Yangazhinsky datsan is a vivid confirmation of this.

Keywords: stupa, Buddha, Buddhist teaching, enlightenment, pilgrimage, lay people, the Yangazhinsky datsan.

For citation

Ayakova Zh. A. Buddhist Stupa as a Symbol of the Teaching. Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2022; 1: 12-20 (In Russ.).

The article was submitted 12.01.2022; approved after reviewing 18.02.2022; accepted for publication 21.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.