Научная статья на тему 'Студент «говорящий»: обучение публичному выступлению'

Студент «говорящий»: обучение публичному выступлению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
норма литературного языка / научный стиль речи / коммуникативная компетентность / педагогические технологии / структура и содержание публичного выступления / презентация материала исследования / standard of the literary language / scientific style of speech / communicative competence / pedagogical technologies / structure and content of public speaking / presentation of the research material

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Наталия Павловна

В представленной статье рассматриваются особенности подготовки студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование» для успешного речевого взаимодействия в ходе проведения учебных и научных исследований на примерах предметной области «Филология. Русский язык» («Коммуникативный модуль»), входящих в учебный план университета. Автором рассмотрена практика коммуникативного образования в зарубежных вузах. Дается сравнение с отечественными подходами к данному вопросу. Цель статьи состоит в следующем: опираясь на имеющийся опыт работы в предметной области «Филология. Русский язык» («Коммуникативный модуль»), представить систему работы по развитию и совершенствованию речевых навыков обучающихся, их коммуникативной компетентности. В ходе исследования для реализации поставленной цели использованы как теоретические методы (анализ, обобщение, моделирование), так и эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование). В процессе работы проанализированы имеющиеся в учебном плане возможности для развития и совершенствования речевых навыков обучающихся, коммуникативной компетентности, в том числе подготовки студентов к публичному выступлению на защите курсовых работ, выпускной квалификационной работы бакалавра. Установлено, что наиболее эффективно и целенаправленно работа по реализации требований ФГОС по педагогическому образованию строится при использовании ряда педагогических технологий. Среди них можно назвать как традиционные (объяснительно-иллюстративные), так и инновационные (тренинговые, проектные, имитационные, дистанционные и др.) педагогические технологии. Представленная система работы позволяет развить умение строить устные и письменные высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка, логически обосновывать высказанные положения, пользоваться словарями и справочной литературой по русскому языку и культуре речи. Результаты работы могут быть использованы при формировании программ обучения студентов психолого-педагогических специальностей. Они позволяют определить новые пути в подготовке будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Наталия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student «talking»: teaching public speaking

The presented article considers the peculiarities of training students of the academic programme 44.03.01 “Pedagogical Education” for successful speech interaction in the course of educational and scientific research applying the subject area “Philology. Russian language” (Communicative module) included in the curriculum of the university. The author considers the practice of communicative education in foreign universities and compares it with national approaches to this issue. The purpose of the article is to present a system of work on the development and improvement of students’ speech skills and their communicative competence based on the existing experience of work in the subject area “Philology. Russian language” (Communicative module). The author used both theoretical methods (analysis, generalisation, modelling) and empirical methods (observation, survey, questionnaire) to achieve the purpose. The author also analysed the opportunities available in the curriculum for the development and improvement of students' speech skills and communicative competence, including the training of students for public proving of yearly essays and bachelor's graduation thesis. It has been established that the most effective and purposeful work on the implementation of the requirements of FSES in teacher education is based on a number of pedagogical technologies. Among them, we can identify both traditional (explanatory and illustrative) and innovative (training, project, simulation, distance, etc.) pedagogical technologies. The presented system of work allows developing the ability to build oral and written statements in accordance with the standards of the Russian literary language, to logically justify the statements made, to use dictionaries and reference literature on the Russian language and culture of speech. The results of the work can be applied in training students of psychological and pedagogical academic programmes. They make it possible to define new ways in future teachers’ training.

Текст научной работы на тему «Студент «говорящий»: обучение публичному выступлению»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ А А Листвин, М. А. Гарт. Профессионалитет как ступень среднего НАУКИ профессионального образования

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 3 (120). С. 242-254. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 3 (120), pp. 242-254.

Научная статья УДК 373.147.227, 378.147.31 https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-3-120-20 EDN: CMHRTN

Студент «говорящий»: обучение публичному выступлению

Наталия Павловна Павлова

Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия npp55@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7098-3861

Аннотация. В представленной статье рассматриваются особенности подготовки студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование» для успешного речевого взаимодействия в ходе проведения учебных и научных исследований на примерах предметной области «Филология. Русский язык» («Коммуникативный модуль»), входящих в учебный план университета. Автором рассмотрена практика коммуникативного образования в зарубежных вузах. Дается сравнение с отечественными подходами к данному вопросу. Цель статьи состоит в следующем: опираясь на имеющийся опыт работы в предметной области «Филология. Русский язык» («Коммуникативный модуль»), представить систему работы по развитию и совершенствованию речевых навыков обучающихся, их коммуникативной компетентности. В ходе исследования для реализации поставленной цели использованы как теоретические методы (анализ, обобщение, моделирование), так и эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование). В процессе работы проанализированы имеющиеся в учебном плане возможности для развития и совершенствования речевых навыков обучающихся, коммуникативной компетентности, в том числе подготовки студентов к публичному выступлению на защите курсовых работ, выпускной квалификационной работы бакалавра. Установлено, что наиболее эффективно и целенаправленно работа по реализации требований ФГОС по педагогическому образованию строится при использовании ряда педагогических технологий. Среди них можно назвать как традиционные (объяснительно-иллюстративные), так и инновационные (тренинговые, проектные, имитационные, дистанционные и др.) педагогические технологии. Представленная система работы позволяет развить умение строить устные и письменные высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка, логически обосновывать высказанные положения, пользоваться словарями и справочной литературой по русскому языку и культуре речи. Результаты работы могут быть использованы при формировании программ обучения студентов психолого-педагогических специальностей. Они позволяют определить новые пути в подготовке будущих учителей.

Ключевые слова: норма литературного языка, научный стиль речи, коммуникативная компетентность, педагогические технологии, структура и содержание публичного выступления, презентация материала исследования

® Павлова Н. П., 2024

Для цитирования: Павлова Н. П. Студент «говорящий»: обучение публичному выступлению // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 3 (120). С. 242-254. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-3-120-20; EDN: CMHRTN

Student «talking»: teaching public speaking

Nataliya P. Pavlova

Cherepovets State University,

Cherepovets, Russia npp55@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7098-3861

Abstract. The presented article considers the peculiarities of training students of the academic programme 44.03.01 "Pedagogical Education" for successful speech interaction in the course of educational and scientific research applying the subject area "Philology. Russian language" (Communicative module) included in the curriculum of the university. The author considers the practice of communicative education in foreign universities and compares it with national approaches to this issue. The purpose of the article is to present a system of work on the development and improvement of students' speech skills and their communicative competence based on the existing experience of work in the subject area "Philology. Russian language" (Communicative module). The author used both theoretical methods (analysis, generalisation, modelling) and empirical methods (observation, survey, questionnaire) to achieve the purpose. The author also analysed the opportunities available in the curriculum for the development and improvement of students' speech skills and communicative competence, including the training of students for public proving of yearly essays and bachelor's graduation thesis. It has been established that the most effective and purposeful work on the implementation of the requirements of FSES in teacher education is based on a number of pedagogical technologies. Among them, we can identify both traditional (explanatory and illustrative) and innovative (training, project, simulation, distance, etc.) pedagogical technologies. The presented system of work allows developing the ability to build oral and written statements in accordance with the standards of the Russian literary language, to logically justify the statements made, to use dictionaries and reference literature on the Russian language and culture of speech. The results of the work can be applied in training students of psychological and pedagogical academic programmes. They make it possible to define new ways in future teachers' training.

Keywords: standard of the literary language, scientific style of speech, communicative competence, pedagogical technologies, structure and content of public speaking, presentation of the research material

For citation: Pavlova N. P. Student «talking»: teaching public speaking. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 3 (120), pp. 242-254. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-3-120-20; EDN: CMHRTN

Введение

Сегодня стало шаблонным утверждение о том, что влияние сети Интернет на человека сложно измерить. Действительно, все стороны нашей деятельности тесно связаны с неограниченными возможностями «всемирной паутины». Интернет отвечает на любые запросы со стороны общества и человека. Вопросы успешного речевого взаимодействия, особенно в деловом общении, в последнее время вызывают особый интерес. В связи с этим в сети появилось множество сайтов, которые предла-

гают различные онлайн курсы и уроки по подготовке публичных выступлений, раскрывают «секретные приемы» успешных ораторов, открывают школы типа «Let Me Speak». При этом следует отметить, что большинство студентов первого курса испытывают волнение или чувство страха (глоссофобию) при выступлении даже перед небольшой аудиторией. Причины могут быть самыми разными: неуверенность в себе, слабое владение информационной стороной сообщения (привычка читать текст выступления), неумение словесно оформить выступление, отсутствие навыков работы с аудиторией, недостаточное развитие исследовательских навыков, полученных (или не приобретенных!) в школе, чрезмерная эмоциональность, речевые ошибки.

В российских вузах проблемами коммуникации, как правило, занимаются кафедры медиа коммуникаций, социальных коммуникаций, межкультурных коммуникаций и т. п. Задачи, решаемые на этих кафедрах, направлены на подготовку выпускников, владеющих методами социальных и политических коммуникаций, разнообразными рекламными и PR-технологиями1. Студенты изучают основы теории и практики СМИ, связей с общественностью, рекламы, социологию и психологию массовой коммуникации, современный менеджмент и маркетинг, овладевают навыками спичрайтерства, знакомятся с основами репортерского мастерства, WEB-дизайна2.

Практика коммуникативного образования в западных вузах значительно отличается от отечественной. За последние 15 лет в содержание обучения в западных вузах вошли не только «курсы по обучению публичным выступлениям, групповой дискуссии, по освоению навыков межличностного общения... Кафедры предлагают широкий спектр курсов. Курсы по правовой коммуникации, общению в семье, общению между полами, общению в сфере здравоохранения, курсы о связи обучения общению и развития, об исследованиях риторического жанра»3. При этом отмечается, что на коммуникативных кафедрах 4-годичных колледжей и университетов наиболее популярны курсы: 1) публичных выступлений, 2) межличностного общения, 3) обзорный, или вводный курс, представляющий общие коммуникативные принципы и навыки, 4) групповой коммуникации, 5) искусства убеждения, 6) устной интерпретации литературных произведений и 7) обучения дискуссии.

В практике российской высшей школы у студентов, обучающихся по специальностям негуманитарного профиля, эти навыки частично формируются в ходе изучения курса «Русский язык и культура речи». Однако данная дисциплина в силу ограниченного времени на ее освоение не может полностью решить задачи «качественного повышения уровня речевой культуры, формирования коммуникативной компетенции, расширения культурного уровня, обогащения представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа, формирования умений оце-

1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Кафедра философии и социальных коммуникаций». URL: https:// https://dep_km.pnzgu.ru/ (дата обращения: 16.09.2022).

2 Балтийская академия туризма и предпринимательства. URL: http://batp.ru/akademiya/fakultet-turizma-i-servisa/ (дата обращения: 16.09.2022).

3 Биби С. А. Обучение ценностям через содержание предмета «Коммуникативные исследования» // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.4. Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2001. С. 81._

244 ISSN 1994-0637

(print)

нивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения»1. Как справедливо отмечает Н. А. Ореховская, «словарный запас современного первокурсника весьма ограничен, речь подавляющего большинства однообразна и изобилует жаргонизмами, а даваемые оценки находятся в «черно-белой» плоскости, что свидетельствует об отсутствии аналитического мышления. Значительное число студентов часто не способны обсуждать вопросы актуальной политики, философские проблемы, пытаясь свести глобальные вопросы к бытовым. В итоге происходит примитивизация не только учебного материала, но и мировоззрения молодого человека в целом, что не может не сказываться самым негативным образом на способности стратегически мыслить в сфере профессиональной деятельности, а значит, и на его востребованности и конкурентоспособности на рынке труда»2. Опрос, проведенный нами среди студентов ЧГУ, показал, что 77,5 % студентов выступают против употребления жаргонных слов, но из них 92,5 % употребляют в своей речи «модные» словечки. Наиболее частотными стали: крутяк - 16 %, клёвый (клёво) - 8 %, баклан - 8 %, тёлочка - 8 %, гопник - 5 %, фраер - 5 %, стипуха - 5 % и др. При этом 90 %

респондентов считают, что использование жаргона влияет на культуру речи, отме-

2

чая, что русский язык уходит в историю и истинных ценителей родного языка нет . Аналогичные процессы отмечены и в публикации Л. Ф. Беляковой, Т. Л. Сидоровой

3

и др.

Между тем, начиная с первого семестра, студенты направления 44.00.00 «Педагогическое образование» в соответствии с ФГОС4 и основными профессиональными программами высшего образования обязаны готовиться к решению следующих задач в профессиональной деятельности: педагогических, проектных, методических, организационно-управленческих, культурно-просветительских, сопровождения. Под этим подразумевается формирование универсальных компетенций, которые направлены, в том числе, и на успешное речевое взаимодействие. Индикаторами при этом являются: умения грамотно, логично, аргументированно формировать собственные суждения и оценки, публично представлять результаты решения задачи (исследования, проекта, деятельности), способности устанавливать разные виды коммуникации (учебную, деловую, неформальную), эффективно взаимодействовать с другими членами команды, участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, в презента-

1 Русский язык и культура речи / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др.; под редакцией В.Д. Черняк. Москва: Высшая школа, Издательство Российского государственного педагогического уиверситета имени А. И. Герцена, 2002. С. 4.

2 Ореховская Н. А. Об общей культуре первокурсника технического вуза // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 137.

2 Павлова Н. П., Писаренко А. Г. «Модные слова» в речи студентов // Электронный научный журнал. 2017. № 5 (20). С. 181-184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29419378 (дата обращения: 26.02.2023).

Белякова Л. Ф., Сидорова, Т. Л., Петрунева Р. М., Васильева В. Д. Речевая культура студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 154-161.

4 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). URL: https://omgpu.ru/sites/default/files/files/basic/programmy-bakalavriata-fgos-44.03.05_pedagogicheskoe_obrazovanie_s_dvumya.pdf. (дата обращения: 26.10.2022).

ции результатов работы команды, способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации.

Цель нашей работы состоит в следующем: опираясь на имеющийся опыт работы в предметной области «Филология. Русский язык» («Коммуникативный модуль»), представить систему работы по развитию и совершенствованию речевых навыков обучающихся, их коммуникативной компетентности.

Методы исследования. Для реализации поставленной цели использованы как теоретические методы (анализ, обобщение, моделирование), так и эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование).

Основная часть

Возможности для развития и совершенствования речевых навыков обучающихся, коммуникативной компетентности. Основными дисциплинами, позволяющими влиять на речь студентов - будущих учителей начальных классов, являются «Теоретические основы языкового образования в начальной школе», «Русский язык и культура речи», «Практикум по русскому правописанию», а с 2019-2020 учебного года - «Деловые коммуникации на русском языке». Содержание рабочих программ по данным курсам дает возможность вести целенаправленную работу со студентами разного уровня речевой подготовленности.

В ходе изучения курса «Теоретические основы языкового образования в начальной школе» одной из основных задач является овладение навыками разноаспектного анализа языковых явлений по каждому разделу курса. Данные навыки помогают понять сущность процессов кодификации речи, что проявляется на всех уровнях языка (фонетическом, морфемном, лексическом, грамматическом). Изучение тем, связанных с лексикой, фразеологией русского языка, дает возможность обогатить речь, расширить круг используемых языковых средств. При рассмотрении синтаксических особенностей студенты получают знания о строении текста, что позволяет оптимально выразить коммуникативные намерения говорящего.

Дисциплины «Русский язык и культура речи», «Деловые коммуникации на русском языке» нацелены, прежде всего, на повышение уровня практического овладения современным русским литературным языком. Студенты получают возможность не только освоить нормативный аспект речи, но и приобрести способность осуществлять устную и письменную коммуникации на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии. Практическая часть данного курса направлена именно на формирование и развитие этих способностей.

Цель курса «Практикум по русскому правописанию» - повторение и углубление знаний по русской орфографии и пунктуации, это дает возможность грамотно построить письменный текст, подготовить его презентацию.

Таким образом, все названные дисциплины формируют коммуникативную компетентность студента как будущего специалиста в области начального образования. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем «способность осуществлять общение посредством языка, т. е. передавать мысли и обмениваться ими в различ-

ных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения»1 . Формирование коммуникативной компетентности возможно путем применения на практике различных педагогических технологий.

Педагогические технологии, позволяющие реализовать требования ФГОС по совершенствованию навыков речевого развития. Понятие «технология обучения» в современной педагогической науке трактуется неоднозначно и характеризуется с разных сторон2. В нашей работе мы принимаем следующее рабочее определение термина: «педагогическая технология - это система педагогических действий и применяемых средств для достижения педагогических целей, осуществляемая в соответствии с определенной логикой и принципами, достаточно легко воспроизводимая любым педагогом, подготовленным к такой работе»3. Отметим, что подробное рассмотрение и описание педагогических технологий не входит в задачу нашей работы.

При обучении навыкам публичного выступления, как одной из составляющих успешной работы учителя начальных классов, и формировании коммуникативной компетентности используются как традиционные (объяснительно-иллюстративные), так и инновационные (тренинговые, проектные, имитационные, дистанционные и др.) педагогические технологии. Названные технологии могут применяться в течение всего обучения и на разных этапах формирования умения грамотно выражать свои мысли в устной форме перед аудиторией, не испытывая «мук косноязычия».

Система работы, ориентированная на умение строить устные и письменные высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка. Публичное выступление студента начинается задолго до того момента, когда он встал за кафедру и включил презентацию. Основные теоретические знания по ораторскому искусству (основы риторики) изучаются после овладения основными понятиями, нормами и стилями литературного языка.

Как правило, рассмотрение основ речевого взаимодействия начинается с анализа современной языковой ситуации. При этом традиционная технология (учебная лекция) сочетается с технологией проблемного обучения. На практике это реализуется следующим образом: современная речевая действительность является весьма противоречивой, что отражается и в ходе лекционного материала. Студентам предлагается подтвердить или опровергнуть тезис о том, что русский язык сегодня размывается, утрачивает свои позиции в мире, находится, по образному выражению М. А. Крон-гауза, «на грани нервного срыва»4. Небольшие по объему выступления студенты го-

1 Цейтлин С. Н., Погосян В. А. Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь. Санкт-Петербург: КАРО, 2006. С. 47.

2 Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / автор-составитель: О. И. Мезенцева; под редакцией Е. В. Кузнецовой. Новосибирск: Немо Пресс, 2018. 140 с.

3 Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: в 2 книгах. Книга 1. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2012. С. 10. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/226/ (дата обращения: 09.12.2022).

4 Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. Москва: АСТ, 2017. 504 с._

ISSN 1994-0637 247

товят индивидуально или объединившись в малые группы (3-4 человека). При этом они имеют возможность использовать в качестве аргументов видеоматериалы. Это особенно важно на начальном пути формирования навыков публичного выступления: данные материалы являются своеобразными опорами, отталкиваясь от которых можно выстроить устное сообщение. Структура выступления рассматривается в лекционном курсе.

На следующем этапе при изучении понятия нормы литературного языка, ее исторической изменчивости и вариативности для кратких сообщений студентам предлагается подобрать примеры из речи окружающих, содержащие речевые отклонения от норм литературного языка, составить свой словарь неправильностей. Наряду с подобными заданиями, которые дают возможность услышать разные мнения, высказать свою точку зрения, предлагаются и традиционные формы: подготовить презентации реферативного типа на темы: «Стили произношения», «Особенности произношения иностранных слов», «Как звучат имена и отчества?». Задания различаются по степени трудности и творческого вклада, но учитывают разницу в языковой подготовке студентов, их готовность выступать перед аудиторией в разных речевых жанрах: озвученный чужой текст и индивидуально подготовленный авторский материал.

В целях формирования навыков публичного представления материала нами используются коммуникативные тренинги, в ходе которых обучающиеся имеют возможность получить новые знания по работе с первоисточниками, словарями, проявить творческую инициативу, отработать навыки подготовки презентации. Порядок проведения подобных занятий следующий: группе предлагается подобрать и представить материал на заданные темы. Студенты заранее получают инструкцию о технологии проведения тренинга, в дальнейшем занятие идет в форме групповой дискуссии. Для обсуждения используется материал публикаций журнала «Русская речь»1. Как правило, студенты активно анализируют информативный материал, высказывают свое мнение, предлагают возможности использования полученных знаний в практической работе учителя. Для тренингов в ряде тем используются видеоматериалы, подготовленные преподавателем. Так, при изучении современных лексических процессов организовано обсуждение видео «Лингвист Максим Кронгауз разбирается с русским рэпом»2, «Насколько хорошо москвичи знают "язык" интернета»3. Подобные темы вызывают особые эмоции у студентов, поскольку они обсуждают их в повседневной жизни. Однако на занятии поставлена цель - донести свою точку зрения до слушателя правильным литературным языком, что является

1 Замазнева О. А., Исаева Н. В. Феномен интернет-мема // Русская речь. 2014. № 3. С. 6267. URL: https://russkayarech.ru/ru/archive/2014-3/62-67 (дата обращения 04.10.2022); Линь Ч. Надписи на одежде // Русская речь. 2014. № 6. С. 50-54. URL: https://russkayarech.ru/ru/archive/2014-6/50-54 (дата обращения: 24.09.2022); Сенько Е. В. Диг-герство, стритрейсинг и прочие увлечения // Русская речь. 2014. № 4. С. 73-75. URL: https://russkayarech.ru/ru/archive/2014-4/73-75 (дата обращения: 16.09.2022).

2 Лингвист Максим Кронгауз разбирается с русским рэпом. URL: https://philologist.livejournal.com/10568739.html (дата обращения: 24.09.2022).

3 Насколько хорошо москвичи знают «язык» интернета. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wdxZ2zGI20s&t=1s (дата обращения: 20.09.2022)._

248 ISSN 1994-0637

довольно затруднительным. Студенты используют много «навязчивых» слов (так называемых слов-паразитов). Мешают восприятию сказанного и невербальные средства коммуникации - неоправданная жестикуляция, мимика. Однако в ходе этих занятий, на которых студенты практикуются в микровысказываниях, постепенно достигается общая цель - обучение мастерству выступления, что отмечается и при подведении итогов занятий.

Особая роль на занятиях по стилистике русского языка отводится умению представить аннотацию книги по выбору студента. При этом на лекции сообщаются основные требования к подготовке аннотаций как жанру научного (научно-популярного) стиля. Выступление сопровождается презентацией. Как правило, студенты при представлении аннотации художественной книги не ограничиваются заданными рамками, а стараются рассказать и об экранизациях, театральных постановках по выбранному произведению. Следует отметить, что основным недочетом (впрочем, весьма условным) являются элементы рецензии на книгу. Однако это дает возможность узнать личное мнение учащегося, услышать монологическую речь. Группе при этом предлагается оценить выступление, задать вопросы, что способствует постепенному формированию умения держаться на аудитории.

Практические занятия по дисциплинам «Теоретические основы языкового образования в начальной школе» и «Практикум по русскому правописанию» позволяют использовать имитационные технологии. Задания типа «Подготовить фрагмент урока по теме "Употребление прописных букв, большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях в начальных классах"» дают возможность спроектировать учебную ситуацию урока, когда учебная группа выступает в роли класса, а студент - в роли учителя. Монологическая речь, общение студента с аудиторией при этом является еще одним средством обучения «говорению». Эффективную возможность для этого дает и курс «Деловые коммуникации на русском языке». Лекционный и практический материал подобран с учетом будущей профессии студентов - учитель начальных классов. Проигрывание педагогических ситуаций, возникающих в ходе общения с учениками, родителями, коллегами, - активный способ обучения речевому мастерству.

Дистанционные технологии обучения сегодня стали неотъемлемой частью учебного процесса. В течение нескольких лет мы активно используем возможности проекта «Национальная платформа "Открытое образование"»1, который предлагает он-лайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Студенты работают с материалами курса «Культура русской деловой речи» Уральского федерального университета: слушают лекционный материал и выполняют тестовые, учебные и контрольные задания раздела «Ораторская речь». В нем подробно освещены темы: «Публичная речь в деловом общении», «Основы ораторского мастерства», «Общие требования к публичной речи». Все задания выполняются во внеаудиторное время.

1 Национальная платформа «Открытое образование». URL: https://openedu.ru/ (дата обращения: 01.10.2022).___

Своеобразный итог работы по обучению навыкам публичного выступления -подготовка исследовательских проектов и выступление с этими работами перед группой. Студентам предлагаются самые различные темы, однако студент может предложить свою тему, согласовав ее с преподавателем. Темы могут быть следующими: «Особенности языка меню одного из кафе (ресторанов) города», «Языковой облик одной из улиц города», «Речевые отклонения и ошибки в речи спортивных комментаторов», «Речевой портрет группы (студентов, семьи, друзей)», «Что мы говорим, когда говорим «ничего», «Многоликое слово "привет"» и подобные. Основным условием проекта является не только изложение теоретического материала, но и проведение экспериментальной работы, обоснование актуальности, возможности использования материалов в практической работе. Следует отметить, что эти работы студенты представляют на первом - втором курсах. Студенты сами оценивают выступления по следующим параметрам (см. таблицу).

Таблица

Критерии оценивания устного выступления

Критерий Предъявляемые требования Оценочные баллы

Содержание Высказывания полностью соответствуют теме, суждения компетентные, убедительный выбор аргументов для раскрытия темы и выражения личного отношения, оратор хорошо владеет терминологией

Организация речи Чёткая организация выступления, стройность и логичность высказывания, чёткое выделение главной мысли

Культура речи Доброжелательность, наличие собственного стиля, естественность речи, отсутствие штампов. Слушатели легко и с удовольствием воспринимают речь

Язык Богатый словарный запас, точное и верное словоупотребление. Чёткость и выразительность, образность речи. Правильное произношение и соответствующая интонация

Невербальные средства Внешний вид оратора, его мимика и жесты полностью соответствуют речевой ситуации

Общение с аудиторией Готовность к дискуссии и ответу на поставленные вопросы. Стремление отстоять научную позицию в отношении рассматриваемого круга проблем

Лучшие сообщения отбираются для выступления на студенческой научной конференции. Аналогичные проекты студенты выполняют индивидуально и группами при изучении тем по большинству дисциплин предметной области «Филология».

Выводы

Актуальность проводимой работы обусловлена тем, что в современной отечественной педагогике, психологии, лингвистике в недостаточной мере рассмотрены проблемы формирования навыков успешного речевого общения в ходе учебных занятий при подготовке будущих учителей начальных классов. В целом обучение студентов искусству публичного выступления носит долговременный характер и не может быть ограничено рамками одной публикации. Этот процесс является довольно сложным, поскольку речевая культура общества не улучшается, а средства массовой коммуникации часто не дают образцов «хорошей» речи. Кроме того, с каждым годом растет количество выступлений - «заимствований» из Интернета. Исследования последних лет1 показывают, что речь обедняется и за счет неоправданно большого количества использования сокращений в телефонном общении, общения в социальных сетях. Аналогичные тенденции отмечаются и в зарубежных исследовани-

ях2.

Некоторый оптимизм вселяет то, что студенты в последние годы стали более активно и раскованно высказывать свое мнение о той или иной педагогической, научной, жизненной ситуациях. Они обращаются к справочной литературе, словарям (используются электронные версии). В ходе занятий студенты активно начинают интересоваться происхождением и значением заимствованной лексики последнего времени, начинают обдуманно ее использовать.

Четкая система занятий по формированию речевой культуры, в частности, навыков публичного выступления, способствует выполнению требований ФГОС высшего образования, о которых сказано выше. При этом успешное выступление на защите выпускной квалификационной работы не является конечной целью занятий по речевой подготовке. Коммуникативная компетентность, от сформированности которой зависит коммуникативный успех или неуспех, - одна из основных составляющих развития личности.

Список источников

Балтийская академия туризма и предпринимательства URL: http://batp.ru/akademiya/fakultet-turizma-i-servisa/ (дата обращения: 16.09.2022).

1 Друговейко-Должанская С. В. Как изменился наш язык за 10 лет и что это говорит о нас? URL: http://www.sobaka.ru/city/science/102022 (дата обращения: 14.10.2022); Хуторной С. Н. Специфика общения в интернете // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: философские науки. 2011. № 4. С. 100-102. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33730116 (дата обращения: 20.10.2022).

2 Oksman V., Turtiainen J. Mobile communication as a social stage: Meanings of mobile communication in everyday life among teenagers in Finland // New media & society. 2004. Vol. 6, is. 3. P. 319-339. URL: https://doi.org/10.1177/1461444804042518 (дата обращения: 13.12.2022); Aslanidou S., Menexes G. Youth and the Internet: Uses and practices in the home // Computers & Education. 2008. Vol. 51, is. 3. P. 1375-1391. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2007.12.003. (дата обращения: 17.10.2022); Tagliamonte S. A., Uscher D. So sick or so cool? The language of youth on the internet // Language in Society. Published online by Cambridge University Press, 2016. Vol. 45, is. 1. P. 1-32. URL: https://doi.org/10.1017/S0047404515000780. (дата обращения: 19.10.2022)._

Белякова Л. Ф., Сидорова Т. Л., Петрунева Р. М., Васильева В. Д. Речевая культура студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 154-161.

Биби С. А. Обучение ценностям через содержание предмета «Коммуникативные исследования // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып. 4. Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2001. С. 77-94.

Друговейко-Должанская С. В. Как изменился наш язык за 10 лет и что это говорит о нас? URL: http://www.sobaka.ru/city/science/102022 (дата обращения: 14.10.2022).

Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: в 2 книгах. Книга 1. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2012. 411 с. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/226/ (дата обращения: 09.12.2022).

Замазнева О. А., Исаева Н. В. Феномен интернет-мема // Русская речь. 2014. № 3. С. 62-67. URL: https://russkayarech.ru/ru/archive/2014-3/62-67 (дата обращения: 04.10.2022).

Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. Москва: АСТ, 2017. 504 с.

Лингвист Максим Кронгауз разбирается с русским рэпом. URL: https://philologist.livejournal.com/10568739.html (дата обращения: 24.09.2022).

Линь Ч. Надписи на одежде // Русская речь. 2014. № 6. С. 50-54. URL: https://russkayarech.ru/ru/archive/2014-6/50-54 (дата обращения: 24.09.2022).

Насколько хорошо москвичи знают «язык» интернета. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wdxZ2zGI20s&t=1s (дата обращения: 20.09.2022).

Национальная платформа «Открытое образование». URL: https://openedu.ru/ (дата обращения: 01.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ореховская Н. А. Об общей культуре первокурсника технического вуза // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 135-139.

Павлова Н. П., Писаренко А.Г. «Модные слова» в речи студентов // Электронный научный журнал. 2017. № 5 (20). С. 181-184. https://elibrary.ru/item.asp?id=29419378 (дата обращения: 26.02.2023).

Русский язык и культура речи / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др.; под редакцией В. Д. Черняк. Москва: Высшая школа, Российский гоударственный университет имени А. И. Герцена, 2002. 509 с.

Сенько Е. В. Диггерство, стритрейсинг и прочие увлечения // Русская речь. 2014. № 4. С. 73-75. URL: https://russkayarech.ru/ru/archive/2014-4/73-75 (дата обращения: 16.09.2022).

Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / автор-составитель: О. И. Мезенцева; под редакцией Е. В. Кузнецовой. Новосибирск: Немо Пресс, 2018. 140 с.

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Кафедра философия и социальные коммуникации». URL: https:// https://dep_km.pnzgu.ru/ (дата обращения: 16.09.2022).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). URL: https://omgpu.ru/sites/defaul1/files/files/basic/programmy-bakalavriata-fgos-44.03.05_pedagogicheskoe_obrazovanie_s_dvumya.pdf. (дата обращения: 26.10.2022).

Хуторной С. Н. Специфика общения в интернете // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2011. № 4. С. 100-102. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33730116 (дата обращения: 20.01.2022).

Цейтлин С. Н., Погосян В. А. Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь. Санкт-Петербург: КАРО, 2006. 128 с.

Oksman V., Turtiainen J. Mobile communication as a social stage: Meanings of mobile communication in everyday life among teenagers in Finland // New media & society. 2004. Vol. 6, is. 3. P. 319-339. URL: https://doi.org/10.1177/1461444804042518 (дата обращения: 13.12.2022).

Aslanidou S., Menexes G. Youth and the Internet: Uses and practices in the home //Computers &

Education. 2008. Vol. 51. Is. 3. P. 1375-1391. URL: https://doi.org/10.10167j.compedu.2007.12.003. (дата обращения: 17.10.2022).

Tagliamonte S. A., Uscher D. So sick or so cool? The language of youth on the internet // Language in Society. Published online by Cambridge University Press. 2016. Vol. 45, is. 1. P. 1-32. URL: https://doi.org/10.1017/S0047404515000780. (дата обращения: 19.10.2022).

References

Baltiiskaia akademiia turizma i predprinimatel'stva [Baltic Academy of Tourism and Entrepre-neurship]. Available at: http://batp.ru/akademiya/fakultet-turizma-i-servisa/ (accessed: 16.09.2022).

Beliakova L. F., Sidorova T. L., Petruneva R. M., Vasil'eva V. D. Rechevaia kul'tura studentov tekhnicheskogo vuza [Improving speech culture of technical university students]. Vysshee obra-zovanie v Rossii. [Higher Education in Russia], 2016, no. 6, pp. 154-161.

Bibi S. A. Obuchenie tsennostiam cherez soderzhanie predmeta «Kommunikativnye issledovani-ia» [Teaching values through the content of the subject "Communication Studies"]. Sibir'. Filosofiia. Obrazovanie: Nauchno-publitsisticheskii al'manakh. Vyp.4. Novokuzneck: Institut povysheniya kvalifikacii [Siberia. Philosophy. Education: Scientific and journalistic almanac]. Novokuznetsk: Institut povysheniia kvalifikatsii, 2001, Iss. 4, рр. 77-94.

Drugoveiko-Dolzhanskaia S. V. Kak izmenilsia nash iazyk za 10 let i chto eto govorit o nas? [How has our language changed over 10 years and what does it say about us?]. Available at: http://www.sobaka.ru/city/science/102022 (accessed: 14.10.2022).

Zaitsev V. S. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: v 2 kn. Kniga 1 [Modern pedagogical technologies. In 2 books. Book 1]. Cheliabinsk: Cheliabinskii gosudarstvennyi pedagogicheskii uni-versitet, 2012. 411 p. Available at: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/226/ (accessed: 12.09.2022).

Zamazneva O. A., Isaeva N. V. Fenomen internet-mema [The phenomenon of the Internet meme]. Russkaia rech' [Russian speech], 2014, no. 3, pp. 62-67. Available at: https://russkayarech.ru/ru/archive/2014-3/62-67 (accessed: 04.10.2022).

Krongauz M. A. Russkii iazyk na grani nervnogo sryva [Russian on the verge of a nervous breakdown]. Moscow: AST, 2017. 504 p.

Lingvist Maksim Krongauz razbiraetsia s russkim repom [Linguist Maxim Krongauz deals with Russian rap]. Available at: https://philologist.livejournal.com/10568739.html (accessed: 24.09.2022).

Lin' Ch. Nadpisi na odezhde [Inscriptions on clothes]. Russkaia rech' [Russian speech], 2014, no. 6, pp. 50-54. Available at: https://russkayarech.ru/ru/archive/2014-6/50-54 (accessed: 24.09.2022).

Naskol'ko khorosho moskvichi znaiut "iazyk" interneta [How well Muscovites know the "language" of the Internet]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=wdxZ2zGI20s&t=1s (accessed: 09.20.2022).

Natsional'naiaplatforma "Otkrytoe obrazovanie" [National platform "Open Education"]. Available at: https://openedu.ru/ (accessed: 01.10.2022).

Orekhovskaia N. A. Ob obshchei kul'ture pervokursnika tekhnicheskogo vuza [Common cultural competence as a factor of professional success]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2014, no. 3, pp. 135-139.

Pavlova N. P., Pisarenko A.G. «Modnye slova» v rechi studentov ["Fashionable words" in students' speech]. Elektronnyi nauchnyi zhurnal [Electronic scientific journal], 2017, no. 5 (20), pp. 181-184. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29419378 (accessed: 26.02.2023).

Russkii iazyk i kul'tura rechi [Russian language and culture of speech: by A. I. Dunev, M. Ya. Dymarsky, A. Yu. Kozhevnikov and others; ed. V. D. Chernyak]. Moscow: Vysshaia shkola, Rossi-iskii goudarstvennyi universitet imeni A. I. Gertsena, 2002. 509 p.

Sen'ko E. V. Diggerstvo, stritreising i prochie uvlecheniia [Digging, street racing and other hobbies]. Russkaia rech' [Russian speech], 2014, no. 4, pp.73-75. Available at: https://russkayarech.ru/ru/archive/2014-4/73-75 (accessed: 16.09.2022)

Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii [Modern pedagogical technologies: compiled by O. I. Mezentseva; ed. by E.V. Kuznetsova]. Novosibirsk: Nemo Press, 2018. 140 p.

FGBOU VO "Penzenskii gosudarstvennyi universitet". Kafedra «Filosofiia i sotsial'nye kommu-nikatsii» [Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education 'Penza State University'. Department of Philosophy and Social Communication]. Available at: https:// https://dep_km.pnzgu.ru/ (accessed: 16.09.2022)

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniia - bakalavriat po napravleniiu podgo-tovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumia profiliami podgotovki) [Federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the training programme 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)]. Available at: https://omgpu.ru/sites/default/files/files/basic/programmy-bakalavriata-fgos-44.03.05_pedagogicheskoe_obrazovanie_s_dvumya.pdf. (accessed: 26.10.2022).

Khutornoi S. N. Spetsifika obshcheniia v internete [The specific character of Internet communication]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Filosofskie nauki [Bulletin of Moscow State Regional University. Series "Philosophy"], 2011, no. 4, pp. 100-102. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33730116 (accessed: 20.01.2022).

Tseitlin S. N., Pogosian V. A. Elivanova M. A., Shapiro E. I. Iazyk. Rech'. Kommunikatsiia: Mezhdistsiplinarnyi slovar' [Language. Speech. Communication: An Interdisciplinary Dictionary]. St Petersburg: KARO, 2006. 128 p.

Aslanidou S., Menexes G. Youth and the Internet: Uses and practices in the home. Computers & Education, 2007, Vol. 51, iss. 3, pp. 1375-1391. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2007.12.003

Oksman V., Turtiainen J. Mobile communication as a social stage: Meanings of mobile communication in everyday life among teenagers in Finland. New media & society, 2004, Vol. 6, is. 3, pp. 319-339. https://doi.org/10.1177/1461444804042518

Tagliamonte S. A., Uscher D. So sick or so cool? The language of youth on the internet. Language in Society, 2016, Vol. 45, is. 1, pp. 1-32. https://doi.org/10.1017/S0047404515000780

Сведения об авторе

Наталия Павловна Павлова - кандидат филологических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-7098-3861, nnp55@mail.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Nataliya P. Pavlova - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0002-7098-3861, nnp55@mail.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Статья поступила в редакцию 21.11.2023; одобрена после рецензирования 25.12.2023; принята к публикации 10.01.2024.

The article was submitted 21.11.2023; Approved after reviewing 25.12.2023; Accepted for publication 10.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.