Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление, как форма самоорганизации молодёжи'

Студенческое самоуправление, как форма самоорганизации молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / "АТОМИЗАЦИЯ" / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЪЕДИНЁННЫЙ СОВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Т.И.

В статье приводятся понятия процессов студенческой самоорганизации, атомизации студенческой молодёжи в вузе. Даётся определение студенческому самоуправлению, как форме самоорганизации молодёжи через деятельность Объединённого совета обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление, как форма самоорганизации молодёжи»

Морозова Т.И., д-р социол. наук, проф.

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, КАК ФОРМА САМООРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

sdkbgtu@mail.ru

В статье приводятся понятия процессов студенческой самоорганизации, атомизации студенческой молодёжи в вузе. Даётся определение студенческому самоуправлению, как форме самоорганизации молодёжи через деятельность Объединённого совета обучающихся.

Ключевые слова: самоорганизация, молодёжная субкультура, социализация, «атомизация», социокультурная рефлексия, студенческое самоуправление, объединённый совет обучающихся, само-

управление, самореализация

В современном обществе процессы самоорганизации молодежи приобретают все более ярко выраженный социокультурный характер, эвристические возможности для их осмысления предоставляет анализ эволюции молодежной субкультуры, исследование, прежде всего, изменения молодежных ценностей и норм поведения; во-вторых, поскольку в процессах самоорганизации молодежи на региональном уровне начинает все большую роль играть личностный фактор, их содержание и перспективы в значительной мере определяются характером присущей молодым людям социокультурной рефлексии; в-третьих, принимая в качестве исходного положения утверждение, что развитие современной молодежи осуществляется в рамках, определяющихся двумя противоположными параметрами, с одной стороны, самоорганизацией; с другой стороны, «атомизацией», социализацию молодого поколения следует рассматривать как результирующую разрешения данного противоречия вследствие сочетания самоактивности личности и внешнего регулирования; в-четвертых, имеющиеся эмпирические данные свидетельствуют о том, что «атомизация» молодежи в социокультурном пространстве региона преобладает над ее самоорганизацией, и, очевидно, существует комплекс обусловливающих это объективных и субъективных причин; скорее всего, к ним относятся: особенности социально-экономического развития России, выражающиеся в индивидуализации общественных практик, разрушении традиций коллективизма и солидарности, а также специфика личности современного молодого человека, недостаточно способного к рефлексивному освоению реальности и межличностному диалогу [1].

Одним из приоритетных направлений в ВУЗе является вовлечение молодёжи в общественно-политическую жизнь общества, одной из форм которых может послужить студенческое самоуправление.

Студенческое самоуправление - это инициативная, самостоятельная, ответственная сов-

местная деятельность неравнодушных к собственной судьбе студентов, направленная на решение любых вопросов нашей жизнедеятельности: от организации праздников в той форме, которая им интересна, определения, кого из сокурсников поощрить или наказать, до определения контроля за распределением стипендий, порядка заселения (и выселения) общежитий, согласования учебного расписания.

Студенческое самоуправление - это целенаправленная деятельность студентов, расположенная к ним ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в Уставах, Конвенциях, Резолюциях, Положениях и других документах ССУ рассматривают как особую форму инициативной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Студенческое самоуправление - это одна из форм самоорганизации молодёжи. В организации работы со студенческой молодежью, по меньшей мере, на уровне ВУЗа, доминирует установка на сочетание двух форм - администрирования и - все реже - воспитательной работы. Первая выражается, главным образом, в запретительных мерах, наказании на основе применения правовых норм. Ставка на санкции часто обосновывается важностью борьбы с негативными явлениями, сводящейся к их силовому подавлению, искоренению. Воспитательные методы редуцированы, традиционны и чаще всего предусматривают, главным образом, проведение различного рода массовых мероприятий. Студенческое самоуправление - является также одной из форм молодёжной политики РФ, проводимой в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.

Целями студенческого самоуправления являются:

♦♦♦ самоподготовка студента к будущей профессиональной деятельности, которая невозможна без активной жизненной позиции, самоорганизации, приобретении навыков в управлении государственными и общественными делами, способности принимать решения и нести за них ответственность;

♦♦♦ поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы, ведения переговоров, управления людьми.

Представительными формами студенческого самоуправления выступают постоянно действующие органы управления молодёжных общественных объединений, их структурных подразделений, союзов (ассоциаций):

♦ выборные коллегиальные органы (совет, комитет, бюро);

♦ исполнительные органы как коллегиальные (президиум), так и единоличные (председатель).

В первичных профсоюзных организациях студентов постоянно действующими руководящими органами являются профсоюзные комитеты, президиумы профсоюзных комитетов, председатели профсоюзных организаций, профсоюзные бюро факультетов, председатели профбюро факультетов.

Постоянно действующие руководящие органы молодёжных (студенческих) общественных объединений являются органами студенческого самоуправления, которые входят в объединённый совет обучающихся.

В деятельности Объединённого совета обучающихся, по нашему мнению, должен присутствовать организационно-управленческий аспект. Объединённый совет обучающихся выступает как координирующий центр.

В рамках программы развития студенческих объединений в вузе созданы и успешно функционируют:

- студенческие советы университета и институтов, а также студенческие советы в общежитиях;

- студенческое научное общество и международное общественное движение инноваторов «Технопарк БГТУ им. В.Г. Шухова»;

- спортивный клуб «Технолог» и спортивно-патриотический клуб «Белогор»;

- студенческие строительные отряды;

- студенческий оперативный отряд содействия правоохранительным органам «Грифон»;

- добровольная пожарная дружина;

- молодежная дружина общественных инспекторов ГИБДД по Белгородской области;

- студенческое телевидение БГТУ им. В.Г. Шухова «Студлайф»;

- творческий клуб «Арт-парад»;

- клуб молодого избирателя и гражданско-патриотический клуб «Рассвет», а также ряд других студенческих объединений.

Очень важно, по нашему мнению, сформировать атмосферу реальной сопричастности студентов к управлению университетом, не на словах, а на деле обеспечить их вовлеченность в социальные и экономические процессы. Этому способствует проведение круглых столов с участием представителей ректората, объединенного совета обучающихся, студенческих советов и других студенческих объединений, студенческого актива г. Белгорода и Белгородской области. Проведение таких мероприятий способствует повышению уровня взаимопонимания, развитию самостоятельности и ответственности студентов, позволяет им приобретать навыки работы в команде. В общежитиях создан модуль и локальная сеть, связанные с Белгородским центром информационных технологий, обеспечивающие доступ студентов в Интернет для самостоятельных поисков информации.[2]

В университете стали традицией различные акции, организуемые студенческими объединениями. Это тематические встречи и дискуссии, благотворительные марафоны, участие студенческого актива в проведение вечеров первокурсников, дней институтов и специальностей, иных культурных и спортивных мероприятиях.

Хорошим опытом создания сплоченной, работоспособной команды для многих студентов явилось участие в работе созданной на базе университета областной школы студенческого актива «Альтернатива». Встречи с успешными политиками и бизнесменами, спортсменами и деятелями культуры, общение со студентами других ВУЗов способствуют расширению кругозора, совершенствованию форм студенческого движения, позволяют перенимать полезный опыт работы.

Таким образом, необходимо отметить, что развитие студенческого самоуправления в ВУЗах должно основываться на модернизации старых и появлении новых форм студенческой самоорганизации, на вовлечении студентов в со-управление высшим учебным заведением. Мы должны ставить перед собой такие задачи как: разработка приоритетных направлений деятельности студенческого самоуправления по формированию гражданских позиций студенческой молодёжи, обобщение опыта развития студенческого самоуправления как института граждан-

ского общества и распространения лучших практик студенческого самоуправления.

Владение навыками управления и самоуправления для выпускников вузов - это одно из основных условий их успешной самореализации в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Морозова Т.И. Регулирование процессов саморегуляции молодёжи в социокультурном пространстве региона. Белгород: ИД: «Белгород» НИУ «БелГУ», 2012.

2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределённости. Теоретические проблемы в исследовании молодёжи. М., 2008. С. 37

Morozova T.I.

STUDENT GOVERNMENT, AS A FORM OF SELF-ORGANIZATION OF YOUTH

The paper presents the concept of self-organization processes of students, the atomization of student youth in high school. We give a definition of student government as a form of self-organization of young people through the activities of the Joint Council of students.

Key words: self-organization, youth subculture, socialization, "atomization" socio-cultural reflection, student government, united council of students, self-management, self-realization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.