Научная статья на тему 'Студенческий строительный отряд как социальная модель трудового коллектива'

Студенческий строительный отряд как социальная модель трудового коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МАЛАЯ ГРУППА / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА СРЕДЫ / LABOR COLLECTIVE / ORGANIZATIONAL CULTURE / SMALL GROUP / SELF-DEVELOPMENT OF A PERSON / SOCIAL EDUCATION / PEDAGOGICS OF ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Иолита Алексеевна, Митин Сергей Николаевич

Проанализирована тема социализации студенческой молодежи в условиях временных трудовых коллективов. В качестве модели трудового коллектива взят студенческий строительный отряд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENTS' CONSTRUCTION TEAM AS A SOCIAL MODEL OF A LABOR COLLECTIVE

The theme of socialization of the students' youth in the conditions of the temporary labor collectives is analysed. As a model of a labor collective the students' constructive team is taken.

Текст научной работы на тему «Студенческий строительный отряд как социальная модель трудового коллектива»

УДК 378.183:69]:316

И .А. ГАВРИЛОВА, С.Н. МИТИН

СТУДЕНЧЕСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД КАК СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Ключевые слова: трудовой коллектив, организационная культура, малая группа, саморазвитие личности, социальное воспитание, педагогика среды.

Проанализирована тема социализации студенческой молодежи в условиях временных трудовых коллективов. В качестве модели трудового коллектива взят студенческий строительный отряд.

I.A. GAVRILOVA, S.N. MITIN THE STUDENTS’ CONSTRUCTION TEAM AS A SOCIAL MODEL OF A LABOR COLLECTIVE

Key words: labor collective, organizational culture, small group, self-development of a person, social education, pedagogics of environment.

The theme of socialization of the students' youth in the conditions of the temporary labor collectives is analysed. As a model of a labor collective the students' constructive team is taken.

В строительных отрядах студенты на практике готовятся стать организаторами и руководителями. Принцип организационной самостоятельности, положенный в основу жизни этих коллективов, позволяет выявлять людей на руководящую работу из среды участников трудового семестра. Как правило, перед этими объединениями стоят конкретные социальные задачи, и каждый участник имеет обязанности по организации жизни своего отряда. И они успешно справляются с ними. В таких условиях скорее и глубже постигается сложная наука управления и воспитания.

Студенческий трудовой отряд осуществляет решение задач, не всегда посильных для современной школы, институтов или центров профессиональной ориентации. Если названные учреждения способны дать информацию о том, как заняться профессиональным самоопределением, то студенческий трудовой отряд предоставляет молодому человеку обширное поле реальной жизнедеятельности. Таким образом реализуется необходимая для самоопределения триада: самообразование в мире профессий, самопознание и самореализация.

Студенческий отряд - это форма организации молодежи образовательных учреждений различных форм обучения, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу [4].

Студенческий трудовой отряд как модель трудового коллектива - реальное пространство для социально-профессионального самоопределения личности. Первичный трудовой коллектив - это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной деятельностью и решающих под руководством одного и того же руководителя общую производственную задачу. Основной организационной ячейкой такой организации является малая группа.

Исходя из этого, можно рассматривать студенческий строительный отряд как трудовой коллектив, следовательно, как малую группу.

Основные признаки малой группы соответствуют характеристикам студенческого строительного отряда,а именно:

- он состоит из двух или более человек;

- бойцы отряда объединены единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности;

- находятся в непосредственном контакте друг с другом.

Следовательно, основной принцип объединения людей в малую группу -

единство цели, основное средство объединения - межличностное взаимодействие - в студенческом строительном отряде присутствуют.

Например, А.И. Донцов характеризует малую группу как ограниченную совокупность непосредственно взаимодействующих людей, которые:

- относительно регулярно и продолжительно контактируют на минимальной дистанции, без посредников;

- обладают общими целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые потребности и интересы;

-участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

- разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;

- расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить, в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признателность группе;

- обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;

- связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;

- представляют себя как членов данной группы и аналогично воспринимаются со стороны [1].

Оказывается, коллектив может способствовать саморазвитию личности ровно в той мере, в какой осознают себя личностями его члены. Поэтому основная философско-педагогическая задача воспитателя - построить коллектив, в котором каждая личность будет ощущать себя субъектом продуктивной деятельности, осознавать, насколько коллективная деятельность способствует развитию творческой индивидуальности, принимает её. Чувство продуктивной общности - вот идеал отношений, которых каждая личность должна ждать от коллектива, к которым должна стремиться, продуцировать их собственной деятельностью в обществе.

Одна из задач современного менеджмента - это создание прочной команды. Это трудная задача, так как необходимо превратить группу индивидуумов в единую команду, стремящуюся к общей цели. Сплоченная команда приносит прибыль и доходы.

Если каждый член группы подготовлен к тому, как понимать и сотрудничать со своим коллегой по работе, то в таком коллективе не будет места для серьёзных конфликтов, нарушающих размеренный ход работы и мешающих достижению общих целей. Когда каждый член группы понимает и ассоциирует себя частью одной команды, стремящейся к определенной цели, в таких случаях его/ее работоспособность увеличивается, он/она начинает работать с большей отдачей.

Что заставляет группу людей, работающих вместе, действовать как одна команда? Если люди вместе работают, еще не значит, что они чувствуют себя частью одной команды. Работать вместе - не значит работать в команде.

Однако коллектив и команда не тождественные, хотя и пересекающиеся понятия. Не всякий коллектив в состоянии выполнить те задачи, которые по плечу только команде.

Когда люди работают в коллективе, они осуществляют важные функции своей работы, выполняют работу команд. Но они могут работать, не сотрудничая и не кооперируясь друг с другом. Это значит, что они не работают как одна большая команда, как один большой механизм.

В качестве рабочего определения возьмем определение, что команда - это группа людей, состоящая из двух или более лиц, взаимодействующих и согласовывающих свою работу друг с другом с целью достижения общей цели. Коллективом (от лат. «собирательный») же можно считать большинство рабочих

групп со своими традициями, правилами, устоявшимся составом. Обычно члены коллектива связаны общими интересами и личными отношениями, однако общей цели у них может и не быть - каждый работает над своей задачей.

Следовательно, главный отличительный признак команды - существование общей цели, которая поддерживается всеми участниками процесса и каждый несет ответственность за ее достижение. На определенном этапе успех всей команды становится для участников важнее их личных интересов. Но это не означает, что команда обезличивает людей - просто приоритеты смещаются от частного к общему.

Но у команды есть и другие важные признаки:

- взаимозависимость;

- относительно небольшая численность: эффективная команда может включать 12-20 человек, но не более. Иногда команда может быть органично «вписана» в большой коллектив: например, в рамках конкретного подразделения с четко описанными задачами и во главе с сильным руководителем;

- присутствие командного лидера («капитана команды»);

- распределение ролей: каждый член команды понимает и принимают свою роль, осознает, как она связана с общими целями и предполагаемыми результатами.

По мнению большинства специалистов, бизнес-психологов, существует два основных подхода к созданию команды:

- развитие: состав участников уже определен, поэтому решается задача превращения группы в команду;

- проектирование: потенциальные участники подбираются тщательно, с учетом требований к членам данной команды.

По сравнению с коллективом, команда в целом более затратное и сложное «орудие производства». Поэтому использовать ее без надобности неэкономично и неблагоразумно, это инструмент, необходимый для решения специфических задач, но он не является обязательным и единственным условием достижения стратегических целей компании. Многие крупные коллективы никогда не будут функционировать как настоящая команда: чем больше группа, тем меньше эффективность взаимодействия. И в такой ситуации заниматься вопросами командообразования бессмысленно, нужно проводить работу по построению эффективной командной работы. По ее результатам коллектив может быть разбит на слаженно действующие группы работников - по сути, несколько команд, каждая из которых стремится к поставленным целям и одновременно может соревноваться с другими за лучшие результаты [3]. Когда каждый член группы понимает и ассоциирует себя частью одной команды, стремящейся к определенной цели, его/ее работоспособность увеличивается, он/она начинает работать с большей отдачей.

Поэтому для эффективной организации деятельности студенческого строительного отряда руководитель должен акцентировать внимание на формировании готовности его «бойцов» к эффективной командной работе и, главное, не просто деятельности, а совместной деятельности руководителя и «бойцов» отряда в реализации вместе выработанных целей и задач.

То есть боец строительного отряда должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не из-за влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. Из убеждения в его истинности, ценности, значимости для него, общества, для близких. Педагог-руководитель не подает готовые образцы организационной культуры, они создаются, вырабатываются сообща. Совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса.

В процессе и результате использования форм, приемов и методов педагогической работы рождается специалист, способный выбирать, оценивать, про-

граммировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации, человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Педагогическая ценность студенческих трудовых отрядов в решении вопросов профессионального самоопределения заключается в их многогранном влиянии на развитие творческих сил личности в достижении ближних и дальних перспектив профессионального развития, своевременном выявлении индивидуальных возможностей и потенций человека, формировании опыта мобильности при включении в разнообразные виды трудовой деятельности, накоплении профессионально значимых способов деятельности в настоящем во имя будущего [2].

Принципиально важным является освоения среды, которая рассматривается нами как основа технологии опосредованного управления формированием и развитием личности и коллектива через среду, т.е. через среду студенческого строительного отряда, использования ее возможностей. При таком подходе среда жизнедеятельности субъекта выступает как средство формирования образа жизни. Образ жизни, в свою очередь, является способом достижения педагогической цели -личности и коллектива как субъекта, обладающего ценностями среды.

Педагогика среды как направление педагогической мысли и педагогической практики, ориентированное на изучение, организацию и использование среды в воспитательных целях, соединяется с научными подходами в области организации и функционирования воспитательных систем. Ученые, занимающиеся вопросами воспитательных систем, указывали на необходимость изучения среды как компонента воспитательной системы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова и др.), это обусловлено следующими положениями: необходимо воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни; целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации, идет в самой среде; в результате педагогической организации процесса происходит приобретение воспитанниками личностного жизненного опыта, опыта поведения и деятельности, освоение личностью норм, ценностей, установок, принятых в обществе. При этом рассматривалась проблема взаимоотношения понятий «воспитательное пространство» и «среда». В рамках этого понимания средового подхода в педагогике понятие «среда» определяется через понятие «данность». В отличие от него понятие «воспитательное пространство» есть результат конструктивной деятельности.

Среда определяет содержание и характер образования. Целью средового подхода является создание той формы, которая не обособляет индивидуумов друг от друга, а объединяет. Строительный студенческий отряд и является данной формой, позволяющей адаптировать будущих специалистов к производственной среде.

Литература

1 .Донцов А.И. О понятии группа в социальной психологии //Вестник Моск. ун.-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4.

2. Иваненков С.П., Сазонов И.Е. Студенческие трудовые отряды: опыт, анализ, перспективы. СПб., 2001.

3. Иванова А Коллектив или команда? // Элитный персонал. 2005. № 8.

4. Протокол Правления от « 19 » января 2007 г. № 7 Молодежного общероссийского общественного движения «Российские студенческие отряды».

ГАВРИЛОВА ИОЛИТА АЛЕКСЕЕВНА - аспирантка кафедры педагогики, Ульяновский государственный университет, Россия, Ульяновск (Buinc@mail.ru).

GAVRILOVA IOLITA ALEKSEYEVNA - post-graduate student of Pedagogy Department, Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk.

МИТИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный университет, Россия, Ульяновск.

MITIN SERGEY NIKOLAEVICH - doctor of pedagogical sciences, professor, Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.